Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы - файл n1.doc

приобрести
Гейн А.Г. Информатика и ИКТ. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 классы
скачать (762.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc763kb.16.09.2012 13:30скачать

n1.doc

  1   2   3   4






А. Г. ГЕЙН

ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Программы

общеобразовательных

учреждений

10-11 КЛАССЫ




Москва

«Просвещение»

2009

УДК 372.8:004 ББК 74.26 Г29

ISBN 978-5-09-021543-5

© Издательство «Просвещение», 2009

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2009

Все права защищены





А. Г. Гейн


Программа курса «Информатика


и ИКТ» для 10—11 классов, базовый уровень




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа базового курса информатики составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям, утвержденного Министерством образования РФ, и научно-методической концепцией авторов учебного комплекта, представленного учебниками [1, 2] и методическими пособиями для учителя [3, 4]. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 10—11 классов.

Основными целями изучения в общеобразовательной школе базового курса «Информатика и ИКТ» являются:

• создание условий для приобретения информационно-коммуникационной компетентности, обеспечивающей применение полученных знаний и умений для решения задач, возникающих в повседневной и учебной деятельности, а также для прогнозирования и выбора сферы деятельности после окончания школы.

3

Базовый уровень изучения информатики призван обеспечить поддержку других предметов того профиля, в котором информатика и информационные технологии не являются профилирующими. Поэтому одной из целевых установок изучения информатики на базовом уровне является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через освоение и использование методов информатики и средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных предметов. Это не означает, однако, что курс информатики на базовом уровне решает сугубо прикладные задачи; в нем по-прежнему значительное внимание уделяется фундаментальному компоненту — усвоению системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование научной карти-ны мира, роль информационных процессов в социальных, биологических и технических системах. Учащиеся при этом должны научиться сознательно и рационально использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой, для решения разнообразных задач. Тем самым содержание базового курса отражает четыре важнейших аспекта общеобразовательной значимости курса информатики:

В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в следующих четырех основных дидактических линиях:

  1. Информация и ее представление средствами языка.

  2. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера.

  3. Алгоритмы как средство управления и организации деятельности.

4

4. Информационные и коммуникационные технологии.

Эти линии носят сквозной характер, т. е. изучение учебного материала, содержащегося в каждой из них, начинается с первых уроков 10 класса и продолжается до заключительных уроков 11 класса. Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование у учащихся теоретической базы, с другой — на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, общее представление об информации и информационных системах, о принципах строения и работы компьютера.

Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

В соответствии с этим занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. На теоретических занятиях усваиваются основные понятия, разрабатываются информационные модели и алгоритмы для решения задач. В ходе практических работ (лабораторных работ в компьютерном классе) учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты.

Ниже раскрывается содержание каждой из дидактических линий, а затем приводится тематическое планирование изучаемого материала. Напомним, что каждая из дидактических линий имеет сквозной характер, т. е. развертывается в течение всего двухлетнего курса, тематическое планирование же показывает, какой именно фрагмент дидактической линии изучается в данный временной промежуток.

После тематического планирования приведен список основной и дополнительной литературы. Она не только будет полезна учителю при подготовке занятий, но и может быть рекомендована учащимся в целях расширения их кругозора.

5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Ниже для каждого пункта соответствующей дидактической линии раскрывается его содержание и формулируются основные результаты обучения в форме требований к уровню подготовки выпускников. В рубриках «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны понимать» сформулированы требования по усвоению того учебного материала, который должен воспроизводиться учащимися с пониманием смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей. В рубрику «Учащиеся должны уметь» включены требования к освоению учащимися более сложных видов деятельности (в том числе творческих): создавать информационные объекты и оперировать с ними, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, применять средства информационных технологий для решения различных задач, определять необходимую информацию и проводить ее поиск, осуществлять проектную деятельность.

1. Информация и ее представление средствами языка

1.1. Информация и информационные процессы

Роль информации в жизни общества. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация». Понятие канала связи.

Кодирование информации. Понятие двоичного кодиро-вания. Кодовые таблицы. Измерение количества информации: различные подходы. Единицы количества информации. Архивирование данных.

Особенности обработки информации человеком. Методы свертывания информации, применяемые человеком. Информационная грамотность личности. Информатизация общества и ее основные следствия. Защита от негативного информационного воздействия. Право в информационной сфере. Защита информации.

Учащиеся должны знать:

6

Учащиеся должны понимать:

• что научно-техническое определение информации и ее количества необходимо при ее автоматизированной обработке и хранении, а также при передаче по каналам связи;

• различия между формальным и эвристическим способами обработки информации;

• необходимость защиты от негативного воздействия ин-
формации.

Учащиеся должны уметь:

1.2. Организация вычислений с помощью компьютера

Приложение «Калькулятор».

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами.

Учащиеся должны знать:

• общие принципы размещения информации в элект-
ронной таблице и основные способы получения ре-
зультатов с ее использованием.

Учащиеся должны уметь:

• использовать приложение «Калькулятор» для про-
стейших расчетов и перевода чисел из десятичной сис-

7

темы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнад-цатеричную системы и обратно;

1.3. Системы хранения и поиска данных

Хранение данных в информационно-поисковых системах (ИПС). Базы данных. СУБД и ее функции. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

Учащиеся должны знать:

• понятия признака и запроса (простого и сложного) на поиск информации в ИПС;

• основные операции с данными, допускаемые в базах
данных.

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

1.4. Обработка текстов и изображений с помощью
компьютера. Мулътимедиатехнологии


Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором.

Гипертекст. Браузеры. Элементы HTML.

Машинная графика; графический экран; система координат; цвет; графические примитивы; основные операции редактирования изображений.

Презентации. Компьютерные средства создания презентаций.

8

Работа со звуком. Создание информационных объектов средствами мультимедийных технологий.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

• создавать компьютерные презентации и использовать их для представления результатов своей проектной, деятельности;

• проектировать и создавать информационные объекты
средствами мультимедиатехнологий.

1.5. Телекоммуникационные системы

Понятие о локальных и глобальных компьютерных сетях. Принципы работы модема и сетевой карты. Принципы работы глобальной компьютерной сети и электронной почты. Серверы.

Интернет: его ресурсы, возможности, опасности. Поиск информации в компьютерных сетях. Понятие о телеконференции.

Этика Интернета. Защита информации в телекомму-никационных сетях.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться услугами электронной почты;

2-864

9

2. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера

2.1. Информационные и компьютерные модели

Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования, связь моделирования с решением жизненной задачи. Виды моделей. Информационные и математические модели.

Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.

Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели. Графы как средство описания структурных моделей. Фактографические модели.

Статические и динамические системы. Модели неогра-ниченного и ограниченного роста.

Детерминированные и вероятностные модели. Датчики случайных чисел. Метод Монте-Карло.

Модели искусственного интеллекта. Понятие экспертной системы. Логико-математические модели. Алгебра высказываний. Отношения и предикаты.

Понятие компьютерной модели. Выбор компьютерной технологии для решения задачи.

Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера: построение компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента и анализ его результатов. Уточнение модели.

Учащиеся должны знать:

• понятия детерминированных и вероятностных моделей;

10

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

2.2. Информатика в задачах управления

Понятие управления объектом или процессом. Потоки информации в системах управления. Общая схема системы управления. Задача управления. Управляющие воздействия в задачах управления. Управление по принципу обратной связи.

Прогноз состояния системы как управляемого объекта. Неоднозначность выбора способа управления в моделях задач управления.

Игра как модель управления. Дерево игры. Стратегии.

Учащиеся должны знать:

11

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

2.3. Методы вычислений, используемые при компьютерном, моделировании

Метод рекуррентных соотношений. Метод деления пополам. Методы поиска функции, приближенно описывающей экспериментальные данные. Методы исследования процессов, смоделированных с помощью компьютера (управление процессами, определение в компьютерном эксперименте границ нормального протекания процесса и т. д.).

Учащиеся должны знать:

• указанные методы.

Учащиеся должны понимать:

• что при решении задачи на компьютере можно поль-
зоваться разными методами;

12

• что одни методы могут быть эффективнее других (на-
пример, метод деления пополам обычно эффективнее
метода простого перебора).

Учащиеся должны уметь:

• применять указанные методы для построения и
компьютерного исследования моделей.

3. Алгоритмы как средство управления и организации деятельности

3.1. Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Примеры алгоритмов и исполнителей.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

• что имитация с помощью компьютера исполнителя ал-
горитмов означает имитацию на компьютере его до-
пустимых действий и устройства управления.

Учащиеся должны уметь:

3.2. Алгоритмические конструкции

Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями.

Понятие цикла в форме «Пока» и «Для каждого». Применение циклических алгоритмов.

Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации.

Учащиеся должны знать:

• определение двух форм ветвления: полной (имеющей
две ветви) и неполной (имеющей одну ветвь);

13

Учащиеся должны понимать:

• что появление циклов в алгоритме обусловлено необ-ходимостью повторять определенный набор действий до тех пор, пока выполняется некоторое условие;

14

• что в заголовке вспомогательного алгоритма нужно указать название, аргументы (т. е. имена тех переменных, значения которых передаются вспомогательному алгоритму из основного) и результаты (т. е. имена тех переменных, значения которых передаются из вспомогательного алгоритма основному);

Учащиеся должны уметь:

• применять ветвления и циклы при решении задач (при переходе от модели к алгоритму);

15

3.3. Организация данных

Переменные и действия с ними. Операция присваивания. Типы переменных: числовые типы, строковый и логический (булевый). Операции над числовыми переменными. Операции над строковыми переменными. Операции над логическими переменными. Применение переменных разного типа при решении задач с помощью компьютера.

Понятия массива и его элемента. Операции над массивами. Применение массивов при решении задач.

Учащиеся должны знать:

• определение переменной;

Учащиеся должны понимать:

16

скольку в таких случаях обычно заранее известно число повторений тела цикла).

Учащиеся должны уметь:

3.4. Основы языка программирования

Язык программирования как одно из средств общения с компьютером. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

Учащиеся должны знать:

• реализацию основных способов организации действий
и данных в языке программирования.

Учащиеся должны понимать:

• что изучить язык программирования означает узнать,
как в нем называются те или иные допустимые
действия и как оформляются алгоритмические
конструкции.

Учащиеся должны уметь:

4. Основы вычислительной техники

4.1. Представление информации в компьютере

Представление информации в компьютере. Системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная

3-864

17

системы. Действия с числами в двоичной системе. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

• причины использования двоичной системы при работе
с компьютером.

Учащиеся должны уметь:

4.2. Основы микроэлектронной и микропроцессорной техники

Понятие об аппаратном интерфейсе. Контроллер. Понятие об оперативной памяти, внешних накопителях, устройствах сбора, передачи цифровой информации.

Функциональная организация компьютера. Логические элементы. Управление памятью и внешними устройствами. Представление информации в компьютере.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

• единство логических принципов устройства любого
компьютера.

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться внешними устройствами хранения ин-
формации, сканирующими и печатающими устрой-
ствами;

18

• пользоваться электронными средствами получения ин-
формации (фотоаппаратом, веб-камерой, микрофоном,
микроскопом и др.).

4.3. Системное программное обеспечение

Файл и файловые системы. Графический интерфейс для работы с файлами.

Понятие об ОС и программах-оболочках. Простейшие системные работы в конкретной ОС. Системные стандартные программы.

Учащиеся должны знать:

• функции ОС, взаимодействие ОС и программы пользователя.

Учащиеся должны уметь:

• проводить простейшие системные работы в конкретной ОС (создание, удаление, переименование, копирование наборов данных и т. п.);

• использовать конкретную оболочку для ОС.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В тематическом планировании указано как общее ко-личество часов, отводимых на изучение данной темы, так и их распределение на изучение теоретической части и проведение компьютерных лабораторных работ.

10 класс

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Информация и информационные процессы. Язык как средство сохранения и передачи информации. Кодирование информации. Универсальность двоичного кодирования. Восстановление навыков работы на компьютере и с основными средствами информационных технологий

3

2

1

2

Понятие информационной модели. Системный подход в моделировании

3

1

2

3

Алгоритмы и их свойства

2

1

1

4

Основные направления информатики

1

1



5

Декларативная и процедурная информация. Про-стейшие базы данных

2

1

1
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации