Диплом - Стратегия развития малого инновационного предприятия - файл n3.doc

Диплом - Стратегия развития малого инновационного предприятия
скачать (776.6 kb.)
Доступные файлы (12):
n1.docx123kb.17.06.2011 17:12скачать
n2.docx272kb.17.06.2011 17:12скачать
n3.doc324kb.17.06.2011 17:12скачать
n4.doc27kb.16.06.2011 21:44скачать
n5.docx21kb.17.06.2011 17:12скачать
n6.docx19kb.23.08.2011 09:58скачать
n7.docx22kb.17.06.2011 17:12скачать
n8.docx25kb.16.06.2011 20:37скачать
n9.docx16kb.16.06.2011 22:13скачать
n10.docx37kb.17.06.2011 17:12скачать
n11.pptx195kb.18.06.2011 05:57скачать
n12.doc36kb.17.06.2011 16:02скачать

n3.doc

  1   2


3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МИП «ЭКОМ»

Стратегия предприятия - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества [87]. При наличии большого количества работ в области стратегического управления, необходимо отметить, что в них уделяется неоправданно мало внимания вопросам стратегического управления малыми инновационными предприятиями (МИП). Ряд методов стратегического управления не адаптирован к отечественным условиям бизнеса, не учитывает особенностей, обусловленных малым размером и инновационным характером деятельности организаций. Таким образом, актуальной является задача разработки рекомендаций по стратегическому управлению МИП.

В настоящее время большинство МИП характеризуются наличием отношений с «материнской организацией», поддерживающей их деятельность, так как на ранних этапах предприятие находится в постоянном состоянии «должника, близкого к банкроту», поскольку развитие МИП за счет собственных средств практически невозможно. ООО «МИП ЭКОМ» относится именно к этой категории МИП, так как его учредителем является ГОУ ВПО Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
В настоящее время директором предприятия является заведующий кафедрой «Технология кожи, меха и товароведение непродовольственных товаров» к.т.н., доцент Шалбуев Д. В., исполнительным директором – к. т. н., доцент Советкин Н. В., заведующий производством – Бураева С. С. Структуру управления можно представить следующим образом (Рис. 3.1).

Ученый совет ВСГТУ



Ректор ВСГТУ


Проректор по науке ВСГТУ





Инновационный центр ВСГТУ



ООО «МИП «ЭКОМ»


Рисунок 3.1 - Структура управления ООО «МИП «ЭКОМ»
Новый статус МИП как нельзя лучше соответствует деятельности предприятия, так как технологии, используемые на предприятии, являются инновационными, экологически безопасными. Сейчас ООО «МИП «ЭКОМ» находится на этапе развития, согласно жизненному циклу МИП [66]. Это очень сложный период, когда предприятие балансирует на грани убыточности. Так как управление предприятием в основном ведется по устаревшим принципам, без применения маркетинговой политики, проблем, требующих неотложного решения, очень много. Эти проблемы позволит решить предлагаемая стратегия предприятия и практические рекомендации к ее выполнению.

Определится с типом стратегии можно при помощи SWOT-анализа (табл. 3.1), который предполагает в том числе анализ внешнего окружения и его сопоставление с внутренними возможностями предприятия.

Таблица 3.1 - SWOT-анализ внешних и внутренних факторов влияния



Внешняя среда
Внутренняя среда

Возможности:

- низкая конкуренция среди местных производителей мехового полуфабриката;

- рост потребности как в производстве мехового полуфабриката, так и в меховых изделиях;

- благоприятная политика государства в отношении МИП

- режим благоприятс-твования ВСГТУ (льготные условия аренды и пр.)


Угрозы:

- высокая конкуренция на рынке меховых изделий;

- зависимость от цен на импортные химматериалы;

- сезонный характер спроса

- сложности в привлечении инвесторов

- жесткие экологические нормы для Байкальского региона

Сильные стороны:

- высокое качество предоставляемых работ;

- широкий ассортимент предоставляемых услуг по выделке сырья;

- ценовые преимущества;

- высокая квалификация персонала;

- инновационные разработки

- наличие «материнской» организации

Стратегия роста.

Увеличение мощности производства мехового полуфабриката и изделий из меха. Внедрение новых инновационных технологий

Расширение ассортимента предоставляемых услуг.

Завоевание лидирующих позиций путем осуществления гибкой ценовой политики

(снижение цен, предоставление скидок). Снижение издержек производства.

Слабые стороны:

- не пользующийся спросом ассортимент производимых меховых изделий;

- необходимость замены устаревшего оборудования;

- недостаточная мотивация работников;

- отсутствие опыта и подразделений стратегического управления и маркетинга

- слабые связи с поставщиками

Обучение руководства предприятия методам стратегического управления предприятием, консультации маркетологов


Создание объектов интеллектуальной собственности с их последующей коммерциализацией


Анализируя таблицу 3.1, можно отметить такие положительные стратегические факторы, как отсутствие конкуренции среди местных производителей мехового сырья, наличие «материнской организации» - ВСГТУ, статус МИП. Среди отрицательных факторов, которые могут оказать наибольшее влияние на выбор стратегии развития ООО «МИП «ЭКОМ», можно назвать высокую конкуренцию на рынке меховых изделий, жесткие экологические нормы и отсутствие опыта и подразделений стратегического управления и маркетинга.

Менеджер малого инновационного предприятия разрабатывает стратегию развития обычно исходя из положений инновационного менеджмента, оценивая эффективность инновационного проекта, учитывая жизненный цикл инновации. ООО «МИП «ЭКОМ» представляет собой предприятие, которое не продает инновационный продукт, а использует его – в виде запатентованной технологии. Но инновационный статус предприятия оправдывается не только этим положением, но и тем, что в рамках деятельности ООО «МИП «ЭКОМ» разрабатываются и апробируются инновационные продукты и технологии.

С учетом этих и других, менее значимых факторов, стратегия развития предприятия может быть предложена в виде схемы (рис. 3.2).

Предлагаемая стратегия развития малых инновационных предприятий на примере ООО «МИП «ЭКОМ» включает несколько этапов, последовательность которых не является строгой, но рекомендуется.

На первом этапе выполнения стратегии предложено создание обновленного имиджа предприятия, позиционирование его как инновационного, социально ориентированного, а, в случае ООО «МИП «ЭКОМ», экологически безопасного предприятия. С этой точки зрения актуальна будет смысловая связь имиджа предприятия с оз. Байкал. Провозглашение миссии предприятия в ключе «сохранения природы Байкальского региона» также способствует улучшению репутации предприятия. Разработка бренда предприятия должна основываться на современных подходах с использованием национального колорита и т.д.

Второй этап реализации стратегии предприятия – это разработка маркетинго-логистической концепции развития. На этом этапе рекомендуем к применению маркетинг инноваций [88].




Рисунок 3.2 – Стратегия развития малого инновационного предприятия



При этом важно разработать ассортимент продукции и услуг на основе потребительских предпочтений. Установление взаимосвязей с поставщиками и оптовыми покупателями также является приоритетной задачей выполнения маркетинг-логистической концепции. Сбытовая политика предприятия должна ориентироваться на аренду собственной торговой площади.

Оптимизация производственной деятельности основана на внедрении разработанных инновационных технологий, ресурсосберегающих (на ООО «МИП «ЭКОМ» например, функционируют солнечные батареи, однако их мощность нуждается в усилении). Важно обеспечить непрерывное производство с минимизацией фактора сезонности, это возможно только при грамотно разработанной маркетинг-логистической концепции.

Инновационная компонента стратегии предприятия может осуществляться одновременно с другими этапами и подробно представлена в пункте 3.5.

3.1 Производственный потенциал

стратегии развития ООО «МИП «ЭКОМ»

ООО «МИП ЭКОМ» относится к МИП смешанного (научно-производственного) профиля, то есть сочетает научные (разрабатывающие) функции и производственные (осваивающие производство новых изделий и технологий) функции. Предприятие разрабатывает и внедряет инновационные технологии переработки мехового сырья. Это актуально в связи с тем, что в Байкальском регионе приняты более жесткие экологические нормативы, чем в других регионах. Помимо экологичности, инновационные технологии разрабатываемые и внедряемые данным предприятием, обладают ресурсосберегающими, менее затратными с точки зрения энерго- и водопотребления.

ООО «МИП «ЭКОМ» является одним из немногих предприятий республики Бурятия, занимающихся переработкой овчинно-шубного и пушно-мехового сырья, а также пошивом изделий из овчинно-шубного полуфабриката. В перечень услуг, предоставляемых ООО «МИП «ЭКОМ», входят:

- выделка овчинно-мехового, пушно-мехового и овчинно-шубного сырья;

- крашение, отделка и облагораживание волосяного покрова и кожевой ткани меховых шкурок;

- пошив и реставрация меховых изделий;

- чистка меховых шапок и меховых горжетов.

Производство овчинно-мехового и овчинно-шубного полуфабриката основано на инновационной запатентованной технологии (Патент № 1526231 «Способ выделки меховых шкур»).

Для эффективной и конкурентоспособной организации производства используются следующие принципы организации производства: пропорциональность, параллельность, непрерывность, прямоточность, ритмичность, гибкость, комплексность [89]. Эти принципы соблюдается на производстве ООО «МИП «ЭКОМ» настолько, насколько это позволяет уровень автоматизации предприятия и численность рабочих.

Схема оценки производственной деятельности предприятия, рекомендуемая автором [90] представлена на рис. 3.1.1.

Рабочая сила



Капитал (прибыль)

Продукция


Сырье (давальческое и приобретенное)



Know-how


Рисунок 3.1.1 – Схема оценки

производственной деятельности предприятия

Рабочая сила представлена коллективом цеха выделки и скорняжного цеха. Важный аспект деятельности инновационного предприятия – то, что в состав его штата входят научные работники. В случае ООО «МИП «ЭКОМ» доля остепененных работников равна 14 %.

Капитал, инвестированный в производство – в случае ООО «МИП «ЭКОМ» чистая прибыль предприятия, близкая к нулю.

ООО «МИП «ЭКОМ» практически не закупает сырье, приобретая в основном химматериалы, и работает, принимая заказы от населения на выделку сырья.

Ноу-хау предприятия – инновационные технологии выделки овчинно-шубного и пушно-мехового сырья.

Продукция – товары и услуги, перечисленные в приложении А.

На предприятии имеется два цеха – цех выделки и скорняжный цех. Помимо этого, предприятие обладает складом химических материалов и сырья, складом готовой продукции.

В настоящее время не подписан договор аренды помещений и оборудования между ООО «МИП «ЭКОМ» и ВСГТУ. В связи со сложностями, вызванными переходным периодом, проблемами, возникающими у любого начинающего малого предприятия, а тем более промышленного, руководство ВСГТУ предоставило ООО «МИП «ЭКОМ» отсрочку оплаты аренды помещений и оборудования (режим благоприятствования).

Водоснабжение цеха выделки горячей и холодной водой централизованное. Снабжение горячей водой происходит только в отопительный сезон (октябрь-апрель). Летом применяется электроподогрев воды. Для этой цели применяются солнечные батареи и электронагреватели. Хозяйственно-бытовые и сточные воды от жидкостных технологических процессов поступают через приямки с решетками и сетками для улавливания лоскута и шерсти в городской коллектор. Забор сточных вод для анализа производится ООО «Водоканал» ежеквартально.

Освещение цеха выделки производится люминесцентными лампами дневного света.

Расходы на водопотребление, канализацию и освещение несет ООО «МИП «ЭКОМ».

Внутренняя отделка цеха выделки площадью 540 м2 - полы бетонные покрыты метлахской плиткой, стены покрыты кафельной плиткой на высоту до 2 метров, проводится ежегодный косметический ремонт. В таблице 3.1.1 представлен список оборудования ООО «МИП «ЭКОМ».

Таблица 3.1.1 - Оборудование ООО «МИП «ЭКОМ»

Наименование

Количество

Тянульно-мягчильная машина «Моллиса»

1

Гидромерейный пресс «Svit»

1

Откатной барабан БК-487

2

Дисковый мездрильный станок УДМС-30

3

Рамная сушилка РС-3-8М

1

Рамная сушилка РС-20

1

Чесальная машина ЧМ-4

1

Гладильная машина ГМ-35

2

Стригальная машина СМ-1200

1

Солнечные батареи

5

Копировальный аппарат

1

Компьютер

1

Баркас спаренный

1

Барки

4

Мездрильная машина ММГ-1500М

1

Машина скорняжная 51 класс

2

Оверлог промышленный

1

Петлепробивочная машина Minerva

1

Машина швейная промышленная1022 кл.

1

Машина швейная промышленная 1023 кл.

1

Машина швейная промышленная 1022-М

1

Машина швейная промышленная JUKI DDL-8700

1


Как видно из таблицы 3.1.1, предприятие обеспечено оборудованием по минимуму, оборудование в основном выпуска прошлого века. Тем не менее, предприятием, благодаря победе в республиканском конкурсе грантов «Лучший проект начинающего предпринимателя» (сумма гранта 500 тыс. руб.), закуплены:

- швейная промышленная машина JUKI,

- машина стригальная СМ-1200;

- машина гладильная ГМ-35;

- скорняжная машина;

- офисная техника.

Цех выделки ООО «МИП «ЭКОМ» занимается выделкой, крашением, отделкой различных видов меха и пушнины. Планируемая мощность цеха по такому виду сырья как овчина составляет 720 шт в месяц, а реальная мощность зависит от количества заказов от населения.

Нужно отметить, что переработкой лап оленя, сохатого, изюбра занимается только ООО «МИП «ЭКОМ», при этом спрос на выделку указанных видов сырья достаточно высокий и обусловлен популярностью производимой из выделанных лап обуви – унтов. При этом не хватает трудовых ресурсов для обеспечения работы цеха на полную мощность.

Выделку пушнины потребители заказывают поштучно, а для комплектования производственной партии, объем которой обусловлен характеристиками установленного оборудования, необходимо несколько заказов. Следовательно, заказчику приходится ждать месяц, а порой и дольше. Это противоречит принципу «точно в срок» [89] и снижает привлекательность предприятия, которое, тем не менее пока остается единственным переработчиком меха в республике. Выделка дорогостоящих видов пушнины (лиса, песец, рысь) приносит большую прибыль. В то же время предприятие не имеет собственных средств для закупки пушно-мехового сырья. При появлении таких «свободных» денежных средств возможно расширение ассортимента в сторону пушно-меховых товаров, пользующихся повышенным спросом. К тому же это обеспечит непрерывность производства, так как собственное сырье можно совмещать с партией заказа от населения, что приведет к сокращению времени выделки, а значит ускорит эффективность использования оборотных средств и повысит привлекательность ООО «МИП «ЭКОМ» для потребителей. Это составляет потенциал развития ООО «МИП «ЭКОМ».

Скорняжный цех в основном занимается ремонтом меховых изделий и работает «на заказчика», объемы собственного производства минимальны. Это нерентабельно, так как в этом случае ООО «МИП «ЭКОМ» работает в убыток, о чем говорит смета расходов и доходов предприятия (Приложение Б) и ее анализ в пункте 3.2. Тем не менее, в числе оказываемых услуг нет пошива головных уборов, что является перспективным направлением деятельности скорняжного цеха, также многие потенциальные клиенты проявляют интерес к выделке кожевенного сырья и крашению кож, пошиву изделий из кожи. К сожалению, в данный момент наладить производство кожи на ООО «МИП «ЭКОМ» является невозможным, так как потребуется большое помещение, дорогостоящее оборудование, ко всему прочему в технологическом цикле производства кож присутствуют процессы покрывного крашения, которые требуют не только больших помещений, но и экологически небезопасны, так как предполагают использование органических растворителей.

Сезонность спроса на услуги (ноябрь – апрель) играет большую роль в функционировании предприятия. Простоев в работе можно избежать путем запуска в производство своего сырья и пошива из него изделий, пользующихся постоянным спросом (дивандеков, накидок на автомобильные кресла).

Значение внедрения безотходного производства нельзя переоценить, так как это соответствует концепции устойчивого развития и придает статусу инновационного предприятия дополнительную весомость.

Соответствие задач производственного менеджмента [91] реалиям ООО «МИП «ЭКОМ» представлено в таблице 3.1.2. Эти задачи производственного менеджмента решаются совместно заведующим производством, директором и исполнительным директором предприятия.

Таблица 3.1.2 – Анализ решения задач производственного менеджмента

Задачи производственного менеджмента

Ситуация на предприятии

1) постоянное внедрение (освоение) в производство новых более совершенных изделий

Отсутствует, так как требует замены устаревшего дорогостоящего оборудования

2) систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции

Проведена замена ламп накаливания на энергосберегающие, установлены водо- и электросчетчики.

Солнечные батареи установлены, но мощности их нагрева недостаточно для достижения требуемой температуры воды

Отсутствует внедрение безотходного производства..

3) повышение качеств, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию

Производственные процессы проходят постоянный контроль качества, так же как и готовая продукция.

Отсутствует политика повышения качества товаров и услуг.

4) снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном освоении новых изделий, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и изменение ее ассортимента

Номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции расширяются незначительно

Как видно из таблицы 3.1.2, на ООО «МИП «ЭКОМ» эти задачи решаются не достаточно эффективно, что также является причиной низкой прибыльности производства.

Анализируя сложившуюся на производстве ООО «МИП «ЭКОМ» ситуацию, можно предположить, что предприятие ошибочно ориентируется на выделку мехового полуфабриката преимущественно из сырья заказчиков и пошив изделий из меха заказчика, не производя меховых изделий из собственного полуфабриката. Такая ситуация сложилась по причине отсутствия эффективной маркетинговой политики и специалиста. Обращаясь исследованиям рынка, проведенным авторами [92], нужно отметить, что меховой рынок России остается крупнейшим в мире по производству и продаже меховых товаров, не смотря на кризис. По данным опроса, проведенным Российского пушно-мехового союза, за последние 10 лет большим спросом пользуются овчина (12000 тыс. штук в год) и шкурки норки (5000 тыс. штук в год). Из готовых изделий предпочтение отдают головным уборам, воротникам, изделиям, крытым тканью на меховой подкладке, полушубкам и тулупам, женским пальто [92]. Спросом пользуются овчина (12 млн. штук в год) и шкурки норки (5 млн. штук в год). Из готовых изделий предпочтение отдают головным уборам, воротникам, изделиям, крытым тканью на меховой подкладке, полушубкам и тулупам, женским пальто [92]. В связи с отсутствием высокого спроса на меховые изделия, предлагаемые ООО «МИП «ЭКОМ», первым шагом к определению ассортимента станет проведение маркетинговых исследований. Объектами исследования должны послужить потребительские предпочтения, насыщенность и сегментирование рынка меховых изделий, покупательная способность потенциальных потребителей, сырьевой рынок республики и соседних регионов. На основании результатов маркетинговых исследований должна быть разработана маркетинго-логистическая концепция, включающая:

- ассортимент, пользующийся спросом у потребителей меховых изделий, например, предлагается дополнить имеющийся ассортимент шапками современных моделей из собственного материала и материалов заказчика, конвертами для новорожденных из овчины, продукцией национального значения (с эмблемами флагов, гербов государства, республик, городов, различных организаций, компаний и др.), подарочных ковров и дивандеков из овчины разной формы и цветовой гаммы, сувениров из кожи, меха и других материалов (кошельки, амулеты, картины, сумки).

- сбытовая политика, в частности приобретение в аренду торговых площадей;

- продвижение на рынок бренда и обновленного ассортимента;

Республика Бурятия не относится к наиболее крупным мехообрабатывающим центрам, хотя запасы сырья и материалов в регионе могут обеспечить высокую мощность меховых перерабатывающих предприятий, ведь, согласно данным статистики общая численность овец и коз по республике Бурятия в 2005, 2006 и 2007 гг. составляла 216,0, 213,3 и 257,59 тыс. голов соответственно [93]. К сожалению, качество овчинно-шубного и овчинно-мехового сырья оставляет желать лучшего.

Рассматривая ключевые логистические активности, необходимо выделить следующие аспекты.

Управление закупками материальных ресурсов (в данном случае мехового сырья) следует ориентировать на зимний сезон, и на этот же период нужно предусмотреть обеспечение цеха выделки химическими материалами для осуществления производственных процессов, а скорняжного цеха – нитками, иглами, тканевой подкладкой, пуговицами и другими вспомогательными материалами для пошива изделий. Закупку материальных ресурсов нужно проводить с учетом всех замечаний и пожеланий работников цеха выделки и скорняжного цеха, выбирая при этом зарекомендованного поставщика. Так как с мая по сентябрь доходы предприятия резко сокращаются (Приложение Б), что объясняется сезонностью предоставляемых товаров и услуг, а также из-за трудностей хранения мехового сырья в летний период, закупку его в данный период проводить не рекомендуется. Транспортировку мехового сырья выгоднее осуществлять при полной загрузке рабочей машины, а это зависит от количества сырья, имеющегося в пункте приема в том или ином районе республики. Необходимо постоянно иметь информацию о количестве сырья в разных пунктах приемов и, исходя из этого, выбирать тот пункт, который насыщен сырьем. Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции рекомендуется строго контролировать, чтобы не замораживать финансовые ресурсы организации в больших объемах товарно-материальных ценностей. Желательно при «застоях» проводить акции, рекламу и применять другие методы маркетинга. Управление процедурами заказов определяется объемом запасов готовой продукцией или материальных ресурсов, временем оказания услуги, временем обработки заказа и др., а для этого вся текущая информация по движению материальных потоков должна быть доступна и находиться в электронном виде для обработки.

Управление производственными процедурами позволит выявить причины длительности производственных циклов, брак, помогут контролировать уровень запасов материальных ресурсов.

Таким образом, разработка маркетингового плана, концепции сбыта, налаживание связей с поставщиками сырья и материалов (логистические задачи) являются первоочередной задачей, которая способствует повышению рентабельности предприятия и расширение его доли на рынке меховых изделий и полуфабрикатов.

3.2 Финансовая составляющая стратегии развития ООО «МИП «ЭКОМ»

Финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции [94]:

-формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;

-организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;

-постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;

-осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнес-планов);

-реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;

-оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;

-проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;

-разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;

-организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;

-оптимизировать и разрабатывать финансовые схемы по реализации продукции, осуществлению платежей;

-консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.

На данный момент вышеперечисленные функции финансового специалиста выполняют частично директор предприятия, частично исполнительный директор и частично главный бухгалтер Инновационного центра ГОУ ВПО ВСГТУ Алексеева В.В.

Управляющая финансами система представляет собой финансовую службу или финансового специалиста, который с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств воздействует на управляемую систему. В ООО «МИП «ЭКОМ» нет отдельного финансового специалиста, а его функции поделены между руководством организации и главным бухгалтером Инновационного центра ВСГТУ.

Рассматривая смету доходов и расходов ООО «МИП «ЭКОМ» за 2010 г. прежде всего можно отметить, что прибыль предприятия за 1 год составила 11 602 руб. с учетом того, что остаток денежных средств на начало года составлял 10703 рубля, баланс приближается к нулевому. Таким образом, предприятие только окупает свои расходы, фактически не имея свободных средств на расширение производства. Более того, предприятие в целом 5 месяцев 2010 года работало себе в убыток, о чем свидетельствует баланс предприятия.

На рисунке 3.2.1 представлена схема материальных потоков ООО «МИП «ЭКОМ».
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации