Диплом - Стратегия развития малого инновационного предприятия - файл n2.docx

Диплом - Стратегия развития малого инновационного предприятия
скачать (776.6 kb.)
Доступные файлы (12):
n1.docx123kb.17.06.2011 17:12скачать
n2.docx272kb.17.06.2011 17:12скачать
n3.doc324kb.17.06.2011 17:12скачать
n4.doc27kb.16.06.2011 21:44скачать
n5.docx21kb.17.06.2011 17:12скачать
n6.docx19kb.23.08.2011 09:58скачать
n7.docx22kb.17.06.2011 17:12скачать
n8.docx25kb.16.06.2011 20:37скачать
n9.docx16kb.16.06.2011 22:13скачать
n10.docx37kb.17.06.2011 17:12скачать
n11.pptx195kb.18.06.2011 05:57скачать
n12.doc36kb.17.06.2011 16:02скачать

n2.docx

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата

Лист

37

М.540.09.0.00.М.549101

Разраб.

Бекетова Т. С.

Провер.

Шалбуев Д. В.

Реценз.

Гергенов С. М.

Н. контр.

Зайганова Н. Г

Утв.

Аюшеева А. О

2 Условия развития малого инновационного предпринимательства в России и за рубежом

Лит.

Листов

131

ВСГТУ/М

2 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Один из главных источников генерации инноваций – малый инновационный бизнес – находится сегодня в России в наиболее неблагоприятных условиях. Число малых предприятий по состоянию на 01 апреля 2006 г. составило 1 033 тыс., на их долю приходится порядка 12% валового национального продукта. Для сравнения – в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран малое предпринимательство играет исключительно важную роль. В Европейском Союзе около 20 млн. малых и средних предприятий обеспечивают занятость примерно 70% населения, а их вклад в ВВП составляет более 60% [44]. В США более 15 млн. малых предприятий производят свыше 40% валового национального продукта, на них занято более 50% населения [45].

Ориентированный на разработку и реализацию нового товара малый инновационный бизнес всегда являлся актуальной темой в области предпринимательства. Инновационный бизнес по-своему уникален и сложен, так как затрагивает все возможные виды предпринимательской деятельности, а именно: производство, продажа товара, менеджмент, маркетинг. Собирая все самые насущные проблемы данных сфер, он становится достаточно проблематичным, но, тем не менее, по многим причинам остается привлекательным для большинства бизнесменов [46]. Преимущества данного вида бизнеса выражены в том, что он необходим для совершенствования деятельности иных сфер предпринимательства и ориентирован на определенные потребности покупателей. Малый инновационный бизнес интересен ещё тем, что он имеет «соревновательный» характер, всегда есть к чему стремиться в процессе борьбы с конкурентами.

Под инновационным предпринимательством понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства [47]. В отличие от классического, репродуктивного предпринимательства инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного предприятия. Понятие инновационного предприни-мательства не отражает какой-либо определенной организационно-правовой формы инновационной деятельности, регламентированной действующим в стране Гражданским кодексом РФ [48]. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не выше 100 человек включительно [49].

К категории инновационного предпринимательства в отечественной и зарубежной практике обращаются чаще всего для того, чтобы выделить во всех сферах экономики страны специфические субъекты хозяйственной деятельности, составляющие постоянно развивающийся особый сектор экономики, требующий специальных инструментов менеджмента и форм государственной поддержки.

Таким образом, автором предложено следующее определение понятия «малого инновационного предприятия»: коммерческая организация, с численностью сотрудников до 100 чел., осуществляющее деятельность по разработке и/или производству новых (усовершенствованных) продуктов и получающее наибольшую долю доходов от этой деятельности.

2.1 Малые инновационные предприятия за рубежом

Мировой опыт показывает, что при активном государственном участии основная часть инноваций создается в предпринимательском секторе и, прежде всего, в крупных корпорациях. В то же время в инновационной деятельности существуют области, где благодаря внутренне присущим характеристикам значительными преимуществами обладают малые предприятия. В США на долю малого бизнеса приходится всего около 5% затрат предпринимательского сектора на НИОКР, но более половины создаваемых инноваций [50]. Из 58 крупнейших изобретений XX века, созданных в США и западной Европе, по крайней мере 46 принадлежат малым компаниям или отдельным предпринимателям [51].

Малые инновационные предприятия в России, в отличие от своих коллег из США, вынуждены существовать в институционально неразвитой среде. К таким выводам пришли сотрудники Института экономики СО РАН и Новосибирского государственного университета и их коллега из Университета Сент-Томас (США). Исследователи [52] считают, что российские предприниматели рассчитывают только на себя, когда дело касается финансирования, а далеко не идеальная законодательная база заставляет их требовать четких сигналов от властей, что совершенно нехарактерно для заокеанских инноваторов. Среди барьеров на пути становления и развития малого инновационного бизнеса наиболее значимыми и для американских и для российских МИП, как утверждают авторы исследования, являются недостаток собственных средств и квалифицированного персонала, а также длительные сроки окупаемости проектов и высокий риск. Информационная поддержка (четкие сигналы со стороны правительства о его планах и приоритетах, информация о новых технологиях и тенденциях) становится одной из главных потребностей российских инноваторов. Информационная поддержка важна и для заокеанских предпринимателей, но она имеет другой характер. Малому бизнесу в США необходимы информация о последних тенденциях на рынке, возможность вступления в ассоциации и обучение практическим основам ведения бизнеса [52].

Германия, Япония, Гонконг, Южная Корея, Тайвань убедительно продемонстрировали, что для господства на мировом рынке вовсе не нужно иметь газ, нефть, лес и другие природные ресурсы. Модель развития, опробованная после Второй мировой войны Японией, а затем другими государствами Юго-Восточной Азии, показала, что даже при отсутствии собственной научной базы, опираясь на новейшие технологии, разработанные в других странах, приобретая патенты и лицензии, можно обеспечить 10-20% ежегодного прироста промышленного производства.

Эффективность инновационных процессов существенно повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Этой цели могут служить специальные бюджетные или частично бюджетные (смешанные) фонды. Например, сегодня малый бизнес США получает 3,5-4,0% общих федеральных затрат на НИОКР. При этом до трети расходов мелких фирм на НИОКР в той или иной форме финансируется государством [53]. Программы безвозвратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ведомства — Администрация по делам малого бизнеса и Национальный научный фонд [54].

Многие федеральные научные исследования и опытно-конструкторские разработки проводятся в США негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным надзором. В области фундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительством через выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использование контрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР США. Через них федеральное правительство обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские и опытно-конструкторские задачи. Это делает систему США более гибкой по сравнению со многими национальными аналогичными системами, которые в основном охватывают государственные лаборатории и институты. Параллельно создана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.

Правительственная поддержка малого инновационного предпринимательства США (в 2005 г.) выражается цифрой 5,4 млрд. долл., частная – 0,9 млрд. долл. Формы поддержки: государственные займы (0,8 млрд. долл.), инвестиции (3,1 млрд. долл.) и разделение стоимости (затрат) с малыми предприятиями (0,6 млрд. долл.). К формам частной поддержки в основном относится так называемые рисковые венчурные фонды (0,75 млрд. долл.), а также частные инвестиции (0,15 млрд. долл.). Законодательством США определено, что федеральные ведомства, чей бюджет на науку превышает 100 млн. долл., должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий. Размер отчислений постоянно растет [55].

Национальная ассоциация венчурного капитала США подвела некоторые итоги венчурных инвестиций в экономику страны за период с 1970 по 2000 г. Венчурный капитал способствовал созданию 7,6 млн. рабочих мест, а общий доход компаний с таким капиталом на конец 2000 г. превысил 1.3 трлн. долл. Производство в этих компаниях составляет 13.1% от объема валового внутреннего продукта в США в 2000 г. Инвестиции в большинстве своем шли в компьютерную индустрию, потребительский рынок, медицину и здравоохранение, а также в промышленные сектора, связанные с коммуникациями, промышленной энергетикой, электроникой и биотехнологиями. Учитывая, что венчурный капитал составляет меньше 1 % всех инвестиций США, его вклад в экономику в течение трех десятилетий еще более значителен. В последние годы его диверсификация стала характерной приметой в развитии инновационных технологий во всех регионах США. По объему доходов компаний с венчурным капиталом лидирует Калифорния (свыше 270 млрд. долл.), далее идут штаты Техас (159 млрд. долл.) и Вашингтон (65 млрд. долл.) [56].

Сходные процессы происходят и в других странах. В Англии, например, число работающих в венчурных компаниях составляет 10% от всех занятых в частном секторе экономики. С 1984 г. объем инвестиций венчурного капитала достиг 25 млрд. фунтов стерлингов в более чем 18 тыс. компаний. Помимо прямого экономического эффекта, вызванного усиливающейся конкуренцией, инновациями и инвестициями в капитал, существует и эффект второго порядка, связанный с тем, что компании с участием венчурного капитала сами являются покупателями товаров и услуг на сумму около 110 млрд. фунтов стерлингов [57].

На начальном этапе основная тяжесть поддержки инновационных компаний ложится во всем мире на государственные структуры. В Европейском союзе только на 2007 год на это израсходовали 10,5 миллиарда, в США - 62 миллиарда.

Независимый аудит американской программы SRIR, сделанный администрацией по делам малого бизнеса США, показывает: через 4-10 лет после начала поддержки инновационных предприятий примерно 33% из них выходят на уровень коммерциализации своего продукта. Американцы оценивают это как большой успех. Деньги по данной программе получают в основном малые фирмы, имеющие штат от 1 до 10 человек<43%). 80% предприятий выпускают реальный продукт, 14% предоставляют услуги, а около 6% - производят и то, и другое. Поддержка малых инвестиционных предприятий по этой программе начинается на стадии НИР - 10%, на стадии НИОКР -15%, на уровне опытного образца - 60%, на уровне реализации готового продукта -15% [58].

В Японии число малых предприятий составляет около 99% от общего числа предприятий. Занято на них 54 млн. человек, или 79% всей рабочей силы страны. Доля малых инновационных предприятий в ВВП - 52% (около 3 трлн. долл.), в капитальных вложениях - около 40%, а в экспорте всей японской продукции - 15% (сразу после войны эта цифра была существенно выше). Японская система малого инновационного предпринимательства поддерживается государством на двух основных направлениях. Во-первых, это специализированные государственные учреждения - совещательные комиссии по МИП, главное управление их поддержки, региональные службы, малые префектурные органы, государственная корпорация развития, Академия МИП, Всеяпонский региональный центральный комитет МИП, японские и региональные торгово-промышленные палаты. Во-вторых, это финансовые гарантии и финансовая помощь. Ее реализует государственная финансовая корпорация, имеющая 59 филиалов, национальные финансовые корпорации, центральный банк торговой и промышленной кооперации, корпорации страхования кредитов малых инновационных предприятий, префектурные общества страхования кредитов. Основу финансовой поддержки малых инновационных предприятий составляют "мягкие займы". Если обычный займ можно получить под 4-8%, то "мягкий займ" означает половину этой процентной ставки за использование кредита. Стимулирование кооперативной деятельности малых инновационных предприятий производится путем их объединения в кооперативы. Это сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую автостоянку для машин и пр. [59].

Представляет интерес и политика Германии в области малого инновационного предпринимательства. Здесь функционирует около 3 млн малых и средних предприятий и объединений лиц свободных профессий. На них приходится сегодня 75% выдаваемых патентов [60]. В отличие от других европейских стран, в Германии существует единая сеть, которая включает в себя как технологические центры и парки, так и инкубационные центры. Успешно работающие центры опираются на партнерское сотрудничество с объединениями, торговыми и промышленными палатами, институтами и банками региона и реализуют признанную деятельность в общественных интересах. Тем самым осуществляются новые формы передачи технологий от науки к промышленности. В сеть входят около 3700 инновационных предприятий, технологически ориентированных форм, исследовательских институтов, информационных организаций, агентств по передаче технологий и предприятий услуг [61]. На сегодняшний день в Германии инновационных программ: Центральная инновационная программа для малого и среднего бизнеса (ZIM - Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand), SIGNO, EXIST, инновационная программа ERP (ERP Innovationsprogramm), программа венчурного капитала KfW (KfW Venture Capital Programme), соревнования лучших кластеров (Spitzencluster) [62].

2.2 Законодательная база малого инновационного предпринимательства

Согласно Постановлению правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» утвержден комплекс мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности. К таким мерам относятся:

1) принятие Федерального Закона от 14 июня 1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», впоследствии утратившего силу в связи с принятием Федерального Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (ред. от 5.07.2010) в ст.22 которого регламентируется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства [49].

2) внесены изменения в Федеральный закон «О налоге на прибыль»

Принципиальное значение для деятельности МИП имеет принадлежность его к категории малых для получения определенных налоговых и других льгот в соответствии со следующими нормативными и законодательными актами:

Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает для субъектов малого предпринимательства ряд неналоговых льгот:

• льготные условия кредитования и страхования;

• поддержка внешнеэкономической деятельности на частичной компенсационной основе;

• приоритетное предоставление государственных заказов;

• развитие информационной инфраструктуры;

• поддержка в развитии производственно-технологической базы [63].

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» наряду со среднесписочной численностью работников МИП устанавливаются дополнительные ограничения: к МИП относятся «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%» [63].

В целях государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования правительство РФ Постановлением от 9 апреля 2010 г. N 219 утвердило «Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», где затрагиваются следующие моменты:

- развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях;

- правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценку результатов интеллектуальной деятельности;

- реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства;

также регламентируется Порядок и условия финансирования программ развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений.

Государственной думой также принят Федеральный закон от 2 августа 2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [64].

В этом законе дан старт коммерциализации ВУЗовских научных разработок, регламентируется порядок образования уставного капитала, переход указанных хозяйственных сообществ на упрощенную систему налогообложения, которая регламентируется Главой 26.2. Налогового кодекса РФ, и включает такие положения, как освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Не следует недооценивать и региональный срез стимулирования инновационной деятельности. На сегодняшний день на территории, принадлежащей особым экономическим зонам (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, применяется режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрена пониженная ставка единого социального налога — 14% вместо 26%. В соответствии со ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, установлены ставки ЕСН. Причем данные ставки установлены только в части зачисления в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:

— до 280 000 руб. — 14%;

— от 280 001 руб. до 600 000 руб. — 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.;

— свыше 600 000 руб. — 57 120 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

По налогу на прибыль предусмотрены следующие льготы.

Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет. Ставка может устанавливаться только в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и применяться резидентом ОЭЗ при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности от остальных доходов и расходов.

Абзацем 4 п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Следовательно, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут учитывать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат независимо от результата (положительного или отрицательного) исследований.

В целях стимулирования спроса на изобретения, научные исследования, опытно-конструкторские разработки, промышленные образцы, полезные модели в среде малого бизнеса, а также развития инфраструктуры для полноценного функционирования инновационной экономики (института патентных поверенных, компаний, осуществляющих юридическую защиту указанных прав) законодателем предусмотрены налоговые вычеты и для специального налогового режима.

В частности, к расходам, учитываемым при налогообложении, относятся:

— расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

— расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

— расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

Что касается расходов, связанных с получением правовой охраны на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что к ним прежде всего будут относиться расходы по получению патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, расходы по получению патента на селекционное достижение, а также средства, направленные на регистрацию товарного знака и наименования места происхождения товара. Именно эти объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану при условии получения правообладателем патента или соответственно государственной регистрации. К таким расходам будут относиться не только пошлины (ст. 1249 ГК РФ), но и расходы, связанные с получением правовой помощи; как правило, это расходы, связанные с оплатой услуг патентных поверенных и иных представителей.

Оборудование, используемое научными и инновационными организациями, обладает высокой стоимостью и длительным нормативным сроком службы. Высокие темпы морального старения инновационной идеи, продукта, технологии приводят к необходимости более частой смены оборудования с целью соответствия уровню конкурентоспособности проводимых исследований и разработок. С 1 января 2006 г. вступила в силу норма п. 1.1 ст. 259 НК РФ, разрешающая организациям списывать 10% первоначальной стоимости объектов основных средств единовременно при вводе оборудования в эксплуатацию. Данная норма, несомненно, положительно влияет на процессы обновления основных фондов в экономике. Она создает стимулы для накопления организациями средств на обновление и приобретение новых основных средств.

2.3 Особенности малого инновационного предпринимательства в России

Малое инновационное предпринимательство осуществляется в двух принципиально различных организационных формах:

• в форме индивидуального предпринимательства (ИДП) без создания предприятия как самостоятельного юридического лица;

• путем создания самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица с правом осуществления всей хозяйственной деятельности от его имени [45]. Наиболее существенные различия в механизмах хозяйствования ИДП и МИП: порядок и условия государственной регистрации и ликвидации; состав и условия налоговых и других социальных платежей; наличие и условия пользования специальными льготами для малого бизнеса; состав отчетности и налоговой ответственности. Наиболее существенной для развития экономики и эффективной формой инновационного предпринимательства следует считать создание МИП как самостоятельного юридического лица. Прошедшее государственную регистрацию МИП может иметь разнообразные организационно-правовые формы из числа предусмотренных Гражданским кодексом РФ [66]. Независимо от выбранной организационно-правовой формы предприятие может обладать статусом малого и инновационного при наличии ряда характеристических признаков. Принадлежность предприятия к категории инновационных организаций необходимо связывать с характером осуществляемых услуг и работ, составом реализуемой продукции, а также характером используемых материальных и трудовых ресурсов. Для осуществляемых научно-производственных процессов МИП характерны следующие признаки:

• разработка и продвижение на рынки новых продуктов и передовых технологий;

• высокая доля НИОКР для создания новых конкурентоспособных продуктов и услуг;

• масштабное влияние инноваций, новых изделий и передовых технологий на прибыль и оборот МИП;

• высокая доля инвестиций в НИОКР и связанное с ними обновление производства в общей инвестиционной политике МИП;

• значительная часть научных и инженерно-технических работников в общей численности персонала МИП;

• значительная доля научного, лабораторного и испытательного оборудования в основных фондах МИП;

• высокий уровень риска, связанного с осуществлением инновационных проектов.

Разнообразие видов МИП характеризуют две группы признаков, имеющих существенное значение для построения системы менеджмента: признаки, отражающие целевые функции ИП, и признаки, влияющие на организационные формы предприятия (рис. 2.3.1).

Рисунок 2.3.1 - Классификация видов МИП
МИП представляют собой специфическую организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов изобретений и открытий [67]. Именно с этих двух позиций — общественных и индивидуальных — необходимо оценивать слабые и сильные стороны МИП. С народнохозяйственной точки зрения слабые и сильные стороны МИП проявляются при их сравнении с возможной альтернативной формой инновационной деятельности крупных ИП. В табл. 2.3.1 представлены наиболее важные достоинства и недостатки МИП в сравнении с крупными ИП.
Таблица 2.3.1 - Сравнительная характеристика слабых и сильных сторон МИП по отношению к крупным ИП

Сильные стороны МИП

Слабые стороны МИП

1. Короткая длительность инновационного цикла

2. Прямые и персональные контакты с партнерами

3. Быстрое принятие управленческих решений

4. Высокая мотивация труда

5. Низкий уровень накладных расходов

6. Гибкая реакция на научно-технические достижения

7. Динамическая ориентация на спрос потребителя, свободные рыночные ниши

8. Отсутствие бюрократических структур в организации

9. Минимальная иерархия в менеджменте

1. Низкий профессиональный уровень менеджмента

2. Незначительные возможности внешнего финансирования, в том числе кредитования

3. Ограниченные возможности диверсификационного профиля МИП

4. Высокий уровень риска в предпринимательской деятельности

5. Незначительная степень разделения труда и специализации рабочих мест

6. Ограниченные возможности удовлетворения масштабного спроса

7. Персонифицированная ответственность за финансовые результаты деятельности

8. Отсутствие синергического эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений МИП


Анализ слабых и сильных сторон малого предпринимательства объективно свидетельствует о том, что наиболее результативно сильные стороны его проявляются в инновационно-ориентированных сферах деятельности в связи с созданием и освоением новых изделий, технологий, материалов, систем менеджмента и его элементов, а также продвижением и освоением новых рынков.

Каждое МИП в своей жизни проходит различные стадии возникновения, развития, роста, зрелости и затухания хозяйственной и инновационной деятельности. Период времени между граничными точками возникновения и прекращения деятельности МИП называется его жизненным циклом. Состав основных фаз жизненного цикла МИП и характер основных мероприятий по обеспечению успеха инновационной деятельности представлен на рис. 2.3.2.



Рисунок 2.3.2 - Основные меры по обеспечению успеха деятельности МИП на разных фазах его жизненного цикла
МИП создается, как и любая коммерческая организация, для целей получения прибыли за счет создания и распространения эффективных нововведений. Экономические результаты его деятельности, учитывая специфический характер возникновения и распространения инноваций, зависит в значительной степени от той фазы жизненного цикла, на которой предприятие находится в конкретный момент времени. Динамика экономических результатов деятельности МИП на разных фазах его развития в достаточно общем виде может быть представлена кривой, изображенной на рис. 2.3.3.



Рисунок 2.3.3. Экономические результаты деятельности МИП

по фазам его жизненного цикла
Этап возникновения представляет собой концептуальную стадию развития МИП, на которой будущий учредитель оценивает инновационную идею, находит для нее потенциальную нишу на рынке и изучает возможности ее коммерческого использования. При концептуальной проработке инновационной идеи предприниматель определяет возможные масштабы деятельности в соответствии с возможностями и ожидаемым спросом, выбирает организационно-правовую форму МИП, подготавливает учредительскую документацию и оформляет государственную регистрацию МИП, финансирование деятельности на этой стадии осуществляется обычно за счет собственных средств предпринимателя или учредителей МИП. Кредиты банков или средства сторонних инвесторов на этой фазе получить крайне затруднительно. Первая фаза должна убедительно доказать жизнеспособность инновационной идеи и определить факторы ее коммерческого успеха [68].

Исследователи Алимова Т. с сотр., изучая инновационные процессы в малом предпринимательстве, установила, что фаза возникновения МИП – важнейший этап в формировании бизнеса, на котором предприятию приходится решать определенные проблемы, такие как привлечение средств для завершения научной разработки, слабое маркетинговое обоснование проекта, отсутствие помещений и оборудования, защита авторских прав, и т.д. [69].

Фаза развития предполагает первоначальную инновационную деятельность формальной организации, связанную с проведением дополнительных НИОКР, изготовлением и испытанием опытных образцов продукции, разработкой технической и технологической документации, организационной проработкой инновационного проекта, закупкой, монтажом и наладкой производственного оборудования и началом производственной деятельности. Это наиболее капиталоемкая фаза, требующая сторонних инвестиций. Реальными источниками инвестиций на этой стадии наряду с собственными средствами учредителей выступают кредиты банков и венчурный капитал [70]. Малым предприятиям в научно-технологической сфере для эффективного роста и возможности последовательного перехода на новые стадии развития необходим доступ к системе источников финансирования. В этой системе венчурным фондам практически нет приемлемой альтернативы на этапе раннего роста и в начале стадии устойчивого роста, когда предприятие переходит от опытного к коммерческому производству и испытывает потребность в значительных долгосрочных финансовых ресурсах при высоком уровне риска [71]. В России участие венчурных фондов в финансировании малых инновационных предприятий крайне мало. В настоящее время создание благоприятных условий для функционирования венчурных фондов и объектов их инвестиций – малых инновационных предприятий, является неотъемлемой частью формирования эффективной национальной инновационной системы и одним из условий перехода страны на инновационный путь развития [72].

Принципиальным отличием венчурных фондов от иных источников капитала является нефинансовая поддержка получивших финансирование предприятий. Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) классифицирует нефинансовую поддержку инновационных предприятий венчурными фондами следующим образом [73]:

- доверие – венчурный инвестор служит гарантом доверия к инновационным предприятиям со стороны контрагентов: банков и других финансовых учреждений, поставщиков, заказчиков и т.п.;

- совет – рекомендации инновационному предприятию относительно стратегии и путей развития;

- вызов – постоянная нацеленность венчурных фондов на увеличение показателей функционирования и стоимости инновационного предприятия;

- контакты – управляющие венчурными фондами, обладающие, как правило, обширными отраслевыми и финансовыми контактами, обеспечивают ими инновационные предприятия.

Потенциальным поставщиком финансово-инвестиционного ресурса может быть банковская система, сосредоточившая значительные запасы сбережений физических и доходов юридических лиц. Однако, сложившийся в стране инвестиционный климат не благоприятен для кредитования малых предприятий. Коммерческий кредит недоступен из-за того, что малое предпринимательство — сфера повышенного риска, и банки неохотно идут на его кредитование. Препятствиями в использовании кредита являются также слишком высокая ставка процента, небольшой срок его выдачи и проблема ссудного залога. Важным для устранения этих препятствий становятся вопросы обоснования кредитов, их доступности для малых предприятий, предоставление им различных льгот по возвращении долга и т.д. [74, 75].

Возможными источниками финансирования МИП выступают инвестиционные компании и другие организации, заинтересованные в скорейшем освоении инноваций. Уже на этой фазе МИП претендует в соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» на следующие формы инвестиционной поддержки: льготные условия кредитования из специальных фондов; резервирование доли государственных заказов для МИП; компенсация части расходов по внешнеэкономической деятельности; льготные условия страхования; производственно-технологическая и информационная поддержка.

Для фазы роста характерно расширение масштабов инновационной деятельности, наращивание производства и объема продаж инновационного продукта, поиск и освоение новых рынков, поиск новых организационных решений и совершенствование менеджмента. Расширение масштабов деятельности вызывает постоянную нехватку собственных оборотных средств (в том числе денежных) для создания требующихся запасов [76]. Так как к этому времени успешно развивающиеся МИП приобретают положительный имидж и авторитет в финансовых кругах, источниками финансирования становятся устойчивые кредиты банков. Возможным источником инвестиций на этой фазе развития МИП может стать его акционирование или средства, мобилизируемые путем эмиссии его ценных бумаг.

Фазы зрелости МИП достигает в условиях, когда его основные рынки теряют перспективы дальнейшего расширения. Для снижения издержек и максимизации прибыли МИП стремится к совершенствованию организации и технологии деятельности, повышению эффективности менеджмента. Главной задачей и заботой МИП на этой фазе становится поиск новых инновационных идей, модернизация инновационного продукта, его модификация для специфических условий или требований новых рынков (например, тропическое исполнение, разнообразие дизайна, учет индивидуальных требований и т. п.). Потребность в инвестициях, связанных с НИОКР, испытаниями новых инновационных продуктов, увеличивается. В области финансирования на этой стадии приемлемой формой выступают кредитные средства банков. Могут использоваться для финансирования целевых инновационных проектов средства федерального или региональных бюджетов или льготные кредиты из средств специальных фондов поддержки малого предпринимательства [77, 78].

Фаза затухания не является органическим следствием зрелости МИП.

Она может наступить для МИП в любой момент времени после его возникновения под влиянием неблагоприятных внешних или внутренних факторов и возникающей кризисной ситуации. Главным симптомом затухания МИП является снижение его платежеспособности и ограниченные возможности реализации инновационного продукта [79]. Кардинальным способом выхода из кризисной ситуации является реформирование предприятия на основе планомерно осуществляемой санации его деятельности. При наличии значительных активов МИП, находящееся в состоянии затухания, может рассчитывать на получение залогового кредита банков. Другими источниками финансирования санационных мер на этой фазе могут стать средства от реализации активов МИП, включая и его нематериальные активы.

Объективное определение фазы жизненного цикла МИП в каждый из периодов его деятельности способствует правильному выбору стратегии его развития, построению соответствующего менеджмента и грамотному использованию финансовых рычагов [80, 81].

Необходимо отметить специфические пути создания малых инновационных предприятий:

- при материнской организации;

- внутри материнской организации и последующее формирование spin-off предприятия;

- на основе капитала, сформированного в процессе торгово-посреднической деятельности бывших работников научной сферы;

- «с нуля» (например, студентами, выпускниками вузов и т.д.). В настоящее время большинство малых инновационных предприятий характеризуются наличием отношений с «материнской организацией», поддерживающей их деятельность, так как на ранних этапах предприятие находится в постоянном состоянии «должника, близкого к банкроту», поскольку развитие малых инновационных предприятий за счет собственных средств практически невозможно. При этом необходимо отметить стремление отечественных малых инновационных предприятий к максимальной независимости, тогда как значительная часть зарубежных инновационных организаций работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.д [81].

Создание нового МИП составляет содержание первой фазы его жизненного цикла. От качества и глубины проработки принимаемых на этой стадии решений зависит его успех. Из международной практики известно, что половина создаваемых МИП прекращает свою деятельность в первые четыре года из-за неправильных решений, принятых при его создании [61]. В зависимости от характера возникновения и уровня проработки инновационной идеи в международной практике выделяют три типа создания МИП [83]: системный, итеративный и спонтанный.

Общий порядок создания нового МИП включает обычно три основные стадии: подготовительную, учредительную и организационную (подробно об учреждении МИП при ВУЗах можно ознакомиться в рекомендациях [84, 85]).

Подготовительная стадия создания МИП должна завершаться разработкой предпринимательской концепции нового МИП. Предпринимательская концепция является абсолютно обязательным элементом процесса создания МИП, необходимым как для внутренних, так и для внешних целей. Как внутренний документ она используется в форме сводного обоснования инновационного проекта на стадии создания МИП и как инструмент контроля при оценке развития предприятия. Как внешний документ предпринимательская концепция используется для целей получения внешнего кредита инвестиций, создания различных хозяйственных объединений и союзов, для получения государственного или регионального заказа, международного контракта. Наиболее распространенной и принятой в международной практике формой подготовки предпринимательской концепции МИП является составление бизнес-планов [86].

2.4 Особенности менеджмента МИП

Менеджмент в МИП — это процесс, направленный на достижение целей создания и развития МИП путем строгого упорядочения процессов трансформации исходных ресурсов в конечные результаты. Несмотря на наличие специфических условий деятельности МИП и их значительное разнообразие, природа управленческого процесса, состава основных задач и функций менеджмента остаются классическими (см. гл. 2). Для обеспечения предпринимательского успеха МИП должно осуществлять практически все основные функции менеджмента: строго формировать цели и задачи развития, планировать все стороны своей деятельности, организовывать скоординированную работу всех служб и исполнителей, обеспечивать должный учет и анализ затрат и результатов работы, осуществлять систематический контроль и регулирование хода выполнения инновационных проектов. Для обеспечения перечисленных функций МИП должны использовать соответствующие инструменты менеджмента, включая различные приемы подготовки и реализации управленческих решений, установления рациональных коммуникаций, делегирования задач и ответственности, построения системы мотивации эффективного труда всех сотрудников. Осуществление менеджмента в МИП должно формально регламентироваться системой нормативных документов, обязательных для всех сотрудников. К основным из них относятся устав МИП, положения о службах и подразделениях, должностные инструкции. Конкретное содержание системы менеджмента в МИП может зависеть от трех основных факторов: фазы развития МИП, его типа, определяющего стратегию поведения на рынке, и характера избранной системы принятия решений.

На ранних фазах жизненного цикла система менеджмента в МИП носит в большей степени неформальный характер, управленческие функции строго не обозначены и не закреплены за сотрудниками, используется преимущественно авторитарный стиль руководства. По мере развития МИП создаются функциональные службы, специализирующиеся на отдельных функциях управления (планирование, учет затрат, финансы), и штабные органы (маркетинга и сбыта, научно-технический совет и т.п.).

Содержание системы менеджмента на МИП должно быть связано с особенностями его поведения на рынке. В зависимости от этого признака выделяют разновидности МИП:

• функционирующее в рыночной среде малых и средних ИП. Например, консалтинговая фирма по инновационному консультированию, аудиторская фирма по инновационному предпринимательству, патентное бюро, экспортные и аналитические службы и т.п.;

• функционирующее в узких рыночных сегментах и нишах, недоступных крупным ИП для конкуренции. Например, специализированное МИП лабораторного анализа в экологии, проектная организация на базе специфического программного продукта, изготовление эксклюзивных продуктов по авторской технологии и т.п.;

• функционирующее как специализированный поставщик инновационного продукта или услуги в кооперации с одним или несколькими крупными ИП. Например, разработчик гибких автоматизированных производств (ГАП) для автоматизированного ИП, поставка программного обеспечения для роботизированных комплексов и т.п.;

• функционирующее как региональная или специализированная дочерняя фирма крупного ИП. Например, региональное представительство межотраслевого научно-технического комплекса (МНТК) «Микрохирургия глаза».

Принадлежность МИП к тому или иному типу ИП определяет степень его свободы в построении системы менеджмента и влияет на построение организационной структуры и выбор инструментов управления. Содержание структуры управления на МИП во многом зависит от системы принятия управленческих решений: авторитарной (реже) или коллегиальной (чаще).

Составление бизнес-плана МИП

Одной из наиболее распространенных форм подготовки предпринимательской концепции в инновационной сфере является практика составления бизнес-планов. Бизнес-план представляет собой обобщенный взгляд на цели предпринимательской инициативы, стратегию развития инновационной идеи в ближайшие годы, оперативные способы реализации стратегических намерений, баланс потенциала, ресурсов и источников их получения. Плановый горизонт предпринимательской концепции, отраженный в бизнес-плане, охватывает обычно 3-5 лет. Этот тот промежуток времени, в течение которого инновационная идея может получить распространение и принести предпринимательский успех. Бизнес-план должен составляться в обязательном порядке при создании нового МИП. Он разрабатывается и при развертывании работ по каждому инновационному проекту. В инновационном предпринимательстве бизнес-план подготавливается для решения как внешних, так и внутренних задач развития. Он должен отражать определенный этап развития МИП, обновляться и уточняться по мере перехода к следующей фазе его жизненного цикла, изменения организационно-правовой формы МИП или состава учредителей.
* * *
Таким образом, анализируя литературные и электронные ресурсы, нормативные и законодательные акты РФ, можно отметить, что инновационное предпринимательство в России находится в сложных условиях становления. Государственная поддержка, прямая и косвенная, помогает решить некоторые проблемы этого этапа, в частности, снижение налоговой нагрузки, развитие инновационной инфраструктуры, финансирование из государственных фондов. Но при создании малого инновационного предприятия организатору(ам) приходится рассчитывать в первую очередь на свой опыт и интуицию, и в этом случае не помешают навыки менеджера, знание особенностей маркетинга инноваций и т.д.

Знание жизненного цикла МИП позволит принять основные меры по обеспечению успеха его деятельности. Создание МИП является крайне важным этапом жизненного цикла МИП, так как от качества и глубины проработки принимаемых на этой стадии решений зависит его успех. Установлено, что различные организационно-правовые формы МИП имеют как достоинства, так и недостатки. Создатель МИП может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, а затем, пройдя необходимые этапы развития, заняв определенную нишу на рынке и создав положительный имидж, перейти в другую форму, например, акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

Российские МИП находятся в невыгодном положении по сравнению с зарубежными, так как процесс перехода к инновационной экономики начался не так давно: не отрегулированы законодательные акты, инфраструктура представляется слабой и неразветвленной, идеология инновационной экономики не вызывает должного доверия у потенциальных участников инновационного предпринимательства. Несмотря на эти и другие проблемы, малый инновационный бизнес развивается как в центральных регионах, так и на периферии с ее спецификой. И с этой точки зрения представляет интерес анализ деятельности малого инновационного предприятия и разработка стратегии его развития.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации