Диплом - Стратегия развития малого инновационного предприятия - файл n1.docx

Диплом - Стратегия развития малого инновационного предприятия
скачать (776.6 kb.)
Доступные файлы (12):
n1.docx123kb.17.06.2011 17:12скачать
n2.docx272kb.17.06.2011 17:12скачать
n3.doc324kb.17.06.2011 17:12скачать
n4.doc27kb.16.06.2011 21:44скачать
n5.docx21kb.17.06.2011 17:12скачать
n6.docx19kb.23.08.2011 09:58скачать
n7.docx22kb.17.06.2011 17:12скачать
n8.docx25kb.16.06.2011 20:37скачать
n9.docx16kb.16.06.2011 22:13скачать
n10.docx37kb.17.06.2011 17:12скачать
n11.pptx195kb.18.06.2011 05:57скачать
n12.doc36kb.17.06.2011 16:02скачать

n1.docx

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата

Лист

9

М.540.09.0.00.М.549101

Разраб.

Бекетова Т. С.

Провер.

Шалбуев Д. В.

Реценз.

Гергенов С. М.

Н. контр.

Зайганова Н. Г

Утв.

Аюшеева А. О

1 Инновационное предпринимательство в Российской Федерации

Лит.

Листов

131

ВСГТУ/М

1 ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Доля России на международном рынке наукоемкой продукции удручающе мала: по разным оценкам - от 0,35% до 1%. Объемы торговли технологиями также не вызывают оптимизма. В ее структуре преобладают инжиниринговые услуги (85% экспорта и 53% импорта), на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3% суммарного объема экспорта и 7% - импорта.

По показателю же изобретательской активности, измеряемому количеством заявок на патенты (включая поданные за рубежом) в расчете на 10 тыс. населения, Россия находится на среднем уровне (2,62), опережая Чехию, Польшу, Венгрию (0,6-0,7), но существенно отставая от государств-лидеров (4,5-5,5). Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах Организации экономического развития и сотрудничества, не превышает 0,5% [1].

Переход к инновационному развитию экономики возможен только на основе качественного преобразования промышленного потенциала страны, развитии рынка инноваций, что, в свою очередь, неразрывно связано с обеспечением становления и устойчивого развития малых инновационных предприятий, инновационная активность которых является одним из наиболее значимых факторов эффективного экономического роста. Субъекты малого предпринимательства в развитых странах обеспечивают производство основной части ВВП. Малый инновационный бизнес в экономически развитых странах, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших
технологических нововведений.

Несмотря на это в современных российских условиях отмечается стабилизация и сокращение числа малых предприятий при относительно малой доле малых инновационных предприятий. Число малых предприятий в России составляет порядка 1 млн. и обеспечивает 12% ВВП [2], доля малых предприятий научно-технической сферы, для которых производство инноваций является основным видом деятельности, в общем числе российских малых предприятий составляет порядка 2% [3], что несравнимо меньше, чем в передовых странах. Данная тенденция обусловлена недостаточным развитием системы поддержки и слабым методическим инструментарием обоснования и реализации стратегических решений для организаций малого инновационного бизнеса [4]. Для подробного изучения проблем развития малого инновационного предпринимательства в России требуется уточнить такие понятия как инновации, инновационная инфраструктура и рассмотреть меры государственной поддержки малого инновационного предпринимательства.

1.1 Инновации и национальная инновационная система

В качестве основных определений понятия «инновации» можно выделить следующие:

• определение, принадлежащее И. Шумпетеру: «Инновация-это производимый предприятием новый товар или услуга, или использование методов или средств, которые являются для него новыми и производят технические перемены» [5];

• официальными российским термином является следующее определение инновации: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [6];

• А. П. Панкрухин в словаре «Маркетинг» дает следующее определение: «инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.» [7]. Таким образом, в настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В. Р. Спенс: «инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это» [8]. Существуют и другие определения понятия «инновация» [9-11].

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом [12]. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. Они разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, их значительные технологические изменения [13].

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В табл. 1.1.1 [14,15] предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.
Таблица 1.1.1 - Классификация инноваций

№ п/п

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1

Области применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.

Продолжение таблицы 1.1.1

№ п/п

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

2

Этапы НТП, результатом которых стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3

Степень интен-сивности инноваций

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4

Темпы осуществ-ления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

7

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта инновационного продукта и поиск новых потребителей; информация о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта. Все эти виды деятельности представляют инновационную сферу, т.е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую создание и распространение инноваций [16].

Для эффективного функционирования всех звеньев инновационного процесса и осуществления процесса коммерциализации научных разработок необходимо создание адекватных внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию. Факторы внешней среды связаны с созданием новых и трансформацией действующих институциональных структур, изменением их функций, моделей функционирования и механизмов взаимодействия с другими институциональными структурами. Совокупность институциональных рыночных структур, содействующих развитию инновационной экономики каждой страны, представляет собой национальную инновационную систему (НИС). Начиная с 80-х гг. XX в. создание инновационных систем являлось главным приоритетом государственной политики всех развитых стран мира. В основе разработки концепции НИС были положены следующие методологические принципы:

Дальнейшее развитие концепции НИС осуществлялось большой группой ученых в середине 1980-х годов, наиболее значимыми среди них являются исследования Б. Лундвалла, К. Фримена и Р. Нельсона. Для этих авторов характерны различные подходы и особенности решения поставленных задач: Б.Лундвалл исследует особенности национальных инновационных систем [18], К. Фримен делает акцент на институциональном аспекте инновационной деятельности [19], Р. Нельсон изучает вопросы государственной научной и технологической политики [20].

Значение концепции НИС как сильнейшего аналитического инструмента зиждется на трех факторах:

1) понимание экономической важности знаний;

2) возросшее внимание к системному подходу

и

3) рост числа институтов, занятых в процессе создания знаний [21]. Таким образом, НИС включает в себя два блока: научно-производственный и институциональный (рис. 1.1.1).



Рисунок 1.1.1 - Общая структура НИС
В свою очередь, научно-производственную среду можно структурировать следующим образом: 1) наука и образование (источники идей), 2) предпринимательский сектор, 3) инновационная инфраструктура.

Инновационная инфраструктура – совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций [22].

Институциональная среда обеспечивается деятельностью государства в рамках формирования государственной научно-технической и инновационной политики.

Важнейшими структурными элементами НИС являются наука и образование (источники инновационных идей), предпринимательский сектор и разнообразные элементы инновационной инфраструктуры, содействующие коммерциализации научных разработок. Ключевым участником в любой эффективной НИС является государство, осуществляющее координацию деятельности всех ее структурных элементов и обеспечивающее создание благоприятной среды для осуществления инноваций [21].

Важнейшей составной частью НИС является инновационная инфраструктура, институты и организации которой содействуют переводу научных результатов в коммерчески привлекаемые продукты (коммерциализация результатов НИОКР). Наличие такой инфраструктуры - одно из важнейших принципиальных положений построения НИС во всех развитых странах мира [23].

В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности [6]. Хотя в настоящее время создана довольно разветвленная сеть инфраструктурных предприятий, результаты развития инновационной деятельности оставляют желать лучшего. Доля России на рынках наукоемкой продукции составляет исчезающе малую величину в 0,3…0,5%, что в десятки и сотни раз меньше доли развитых стран. Одновременно с этим идет сокращение числа малых инновационных предприятий (МИП), сокращается число научных сотрудников [24]. Важнейшая задача, стоящая перед Россией, — сохранение ядра научно-технического потенциала, для чего проводится реформа научно-технической сферы [25], целью которой является реструктуризация сети научных организаций, рационализация ее структуры.

В задачи инновационной инфраструктуры входят:

- отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;

- создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;

- поддержка венчурных проектов;

- система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;

- поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы);

- формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;

- аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;

- создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

- получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;

- развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;

- помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах;

- помощь в проведении конверсии;

- обучение предпринимательству в научно-технической сфере.

Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: финансовая, производственно-технологическая, информационная, кадровая и экспертно-консалтинговая.

Финансовая подсистема инновационной инфраструктуры - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний [26]. На сегодняшний день финансовая инфраструктура научной и инновационной деятельности представлена следующими организациями, созданными при участии государства:

- Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) (1992 г.);

- Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) (1994 г.);

РФФИ и РГНФ являются бюджетными учреждениями. Они поддерживают преимущественно фундаментальные исследования путем выделения грантов, присуждаемых коллективам ученых в результате открытого конкурса.

- Российским фондом технологического развития (РФТР) (1992 г.), РФТР в основном поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок; главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия [27].

- Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фондом содействия) (1994 г.). Фонд содействия (государственное бюджетное учреждение) занимается поддержкой малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с ноября 2003 г. и финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу CТАРТ. В ее рамках осуществляется так называемое ”посевное” финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития. Уровень успеха программы - около 10% (показатель, принятый во всем мире для оценки высокорисковых инновационных проектов) [28].

- Венчурным инновационным фондом (ВИФ) (2000 г.), формирующим на основе долевого финансирования отраслевые и региональные венчурные фонды.

Финансовые возможности названных учреждений весьма ограниченны. Бюджет Фонда содействия составляет 1,5% суммарных расходов госбюджета на гражданскую науку, РФТР - в пределах 1,5-4%. Основные источники формирования имущества ВИФ - целевые взносы бывшего Министерства науки и технологий РФ (из средств РФТР), целевые взносы Фонда содействия (за счет средств, полученных на возвратной основе), а также добровольные имущественные взносы отечественных инвесторов (фондов, банков и т.п.). Планировалось, что государство выделит на его создание 100 млн. руб., реально же предоставлено 50 млн. руб., что для венчурного инвестирования является символической суммой.

Масштабы помощи российским МИП сегодня очень малы. Так, РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов. При этом 39% заявителей смогли существенно увеличить долю продаж.

Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тыс. малых предприятий, около половины из них устойчиво развиваются (для сравнения: в рамках американской программы SBIR - ”Инновационные исследования малого бизнеса” - за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тыс. малых фирм) [1].

Производственно-технологическая (или материальная) подсистема инновационной инфраструктуры призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (ТП) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям [29]. С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров [30].

Одной из проблем существующей технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация малых предприятий (МП), то есть, малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, и МП вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства МП, расположенного в технопарке, а с другой - прекращение роста количества МП. Вследствие этого ТП и ИТЦ во многих случаях чисто номинально являются объектами инновационной инфраструктуры, скорее это доходные дома, приносящие их владельцам доход от сдачи в аренду площадей малым предприятиям. Шепелевым Г. В. предлагается решение данной проблемы в установлении ограничения на срок пребывания МП в составе ТП. Однако без создания возможностей для размещения их на других площадях это, по сути, будет означать закрытие части МП через оговоренный срок. Скорее всего ситуация быстро вернется к начальному состоянию за счет формальной "ротации" через организацию новых юридических лиц с постоянным составом учредителей [29].

В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где МП могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.

Информационная подсистема инновационной инфраструктуры включает в себя собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги) [8]. Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по мнению Т. А. Исмаилова с сотр., должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе [31].

Кадровая подсистема инновационной инфраструктуры

В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому, по нашему глубокому убеждению” подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой.

В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу, по мнению авторов [31], должны быть положены такие принципы:

- становление, развитие и самореализация творческой личности;

- постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;

- ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;

- рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;

- обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;

- создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;

- сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

Экспертно-консалтинговая подсистема инновационной инфраструктуры – это организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.) [1].

Мировой опыт показывает, что наибольшую активность в сфере производства инноваций осуществляют как крупные корпорации, так и, напротив, малые инновационные фирмы. Первые имеют для этого достаточно средств и побуждаются к этому международной конкуренцией. Малые фирмы, как правило, образуются вокруг исследовательских центров и университетов и используют новые знания в расчете на использование их в коммерческих разработках.

В России до сих пор в сравнении с развитыми странами мира существует большой разрыв между получением результатов НИОКР и их коммерциализацией. Причин такого положения много. Это и традиционное невнимание специалистов НИОКР к запросам рынка, устаревшие механизмы финансирования, архаичная система организации научно-инженерной деятельности, где по-прежнему доминируют ведомственные институты старого типа. При этом производственно-технологическая и информационная инфраструктуры неразвиты, а необходимые для коммерциализации процессы лицензирования, сертификации, патентования излишне забюрократизированы.

В этом плане зарубежные специалисты, пытающиеся работать в России в области высокотехнологичного бизнеса и коммерциализации технологий, обращают внимание в первую очередь на такие препятствия, как:

Все это свидетельствует о том, что в настоящее время в России функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной НИС и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик.

В 1990-х годах объекты рыночной инфраструктуры создавались в России как «точки роста» в инновационно активных регионах при долевом финансировании с привлечением федеральных, региональных и собственных средств (средства университетов, научных организаций, предприятий), а также зарубежных инвестиций. В настоящее время более чем в 30 регионах зарегистрировано более порядка 110 технопарков, еще больше - инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, более 80 центров научно-техническиой информации, 129 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры, призванных оказывать разностороннюю поддержку начинающему инновационному бизнесу [32]. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС http://www.miiris.ru/) в настоящее время поддерживает информацию о 834 организациях инновационной инфраструктуры. Все названные элементы инновационной инфраструктуры близки по своей миссии и целям, но в то же время существуют и отличия, порой существенные.

Таким образом, до настоящего времени в России не сформирована целостная система инновационной инфраструктуры, позволяющая беспрепятственно осуществлять коммерциализацию научных достижений. Следует признать, что попытки прямого заимствования рассмотренных выше форм развития инновационной инфраструктуры без учета специфических условий, сложившихся в российской экономике, не принесли успеха. Итог деятельности созданных в этот период инновационно-технологических центров, технопарков, особых экономических зон, венчурных фондов оказался мало утешительным.

Следовательно, необходим поиск новых форм развития инновационной инфраструктуры как важнейшего элемента национальной инновационной системы.

1.2 Государственное регулирование инновационных процессов

Ключевая роль в организации инновационной деятельности, формировавшейся в развитых странах на протяжении десятилетий, принадлежит государству. Используя целый ряд действенных инструментов, государство формирует и поддерживает среду, благоприятствующую инновационному процессу и развитию экономики. Наиболее важными инструментами государственной политики в этой области являются:

- формирование идеологии;

- законодательное регулирование инновационной деятельности;

- финансовая поддержка, в том числе, налоговые и др. льготы;

- непосредственное участие в формировании инфраструктуры инновационной деятельности.

1.2.1 Значение инноваций для стабилизации экономического развития, укрепления национальной безопасности

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов — рабочей силы, материальных составляющих, земли и т. д. Под интенсивными факторами — повышение качества применяемых ресурсов и увеличение степени их использования. В современную эпоху возможности роста выпуска продукции и услуг за счет повышения занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В свою очередь рост квалификации кадров и производительности труда, отдачи от материалов и оборудования определяется достижениями науки и техники, передового опыта и степенью их использования в хозяйстве, т. е. распространением нововведений. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 90%. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели.

Под влиянием инновационных процессов меняется и структура экономики.

За счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, падает доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в секторе услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других. Воздействие на структуру общественного производства — второй аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Инновации изменяют также экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются технологии управления. Вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями. Претерпевает изменения и содержание собственно государственного регулирования экономики. Итак, существенное влияние на институциональные экономические механизмы — третий аспект общегосударственного значения инноваций.

Воздействие инновационных процессов испытывают не только производство, но и практически все стороны общественной жизни. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, этические, эстетические нормы. Четвертый аспект общегосударственного значения инновационных процессов — все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее потенциал в продуцировании и внедрении нововведений.

Инновационные процессы приобретают все большее социальное звучание. Наряду с тем, что уже отмеченный генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, инновации часто способствуют решению проблем занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мест. Повышается уровень образования и здравоохранения. Кроме того, в нынешний исторический период процесс распространения инноваций является одним из элементов, связующих различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивает единство нации, во многих случаях смягчает социальные противоречия и конфликты. Итак, влияние инновационных процессов на социальную стабильность — пятый аспект общегосударственного значения инноваций.

Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за которой неизбежно следует нарушение нормального кругооборота веществ в природе. Однако только на инновационном пути возможна гармонизация отношений между человеком и природой. Научно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления, а также распространения рециклических технологий. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие. Следовательно, влияние инноваций на окружающую среду — шестой аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Истекшее столетие отмечено стремительной интернационализацией хозяйственной жизни. Международный характер, часто с опережающей глубиной интеграции, приобретают и инновационные процессы. Кооперация различных стран в инновационной сфере имеет место в широком спектре форм — объединения ресурсов в целях получения новых научно-технических результатов, международного трансфера технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной форме, создания мировой научно-инновационной инфраструктуры, осуществления инноваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути, и т. п. При современных масштабах научно-технического прогресса многие инновационные проекты не под силу осуществить одной, даже наиболее развитой стране. Активизация международного научно-технического сотрудничества — седьмой аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Однако полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных специалистов. Эта позиция вовсе меньшей степени определяется эксклюзивным обладанием природными ресурсами или другими временными преимуществами экстенсивного характера и во все большей степени — инновациями, обеспечивающими конкурентоспособность продукции. Восьмой аспект общегосударственного значения инноваций — зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Это положение имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Что касается международной стороны, речь здесь идет об обеспечении научно-технологической безопасности, т. е. наличия у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. В то же время интернационализация научно-технических и инновационных процессов уменьшает угрозу конфликтов вследствие усиления технологической взаимозависимости стран. Внутренняя сторона вопроса связана с распространением нововведений, позволяющих предотвратить катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, другие противоправные действия, а также свести к минимуму их негативные последствия. Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности — девятый аспект общегосударственного значения инноваций. Еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

1.2.2 Основные функции государственных органов

в инновационной сфере

Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также экономическая и социальная роль государства в современном обществе определяют функции государственных органов по регулированию инноваций.

Наиболее важные из них следующие.

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться за счет как действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и формирования специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только непосредственным финансированием инновационных процессов из государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы. Особое внимание при распределении средств должно отводиться государственной поддержке фундаментальных исследований, являющихся базой для инноваций, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности, распространению международных стандартов и сертификатов.

5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянному самообразованию в течение всей активной жизни.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и т. д. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т. п.

7. Развитие малого инновационного предпринимательства. Государство формирует благоприятные условия для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

8. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т.д.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и т. п.).

9. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.

10. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т. п.

11. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т. п.). Государство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.

12. Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.

13. Реализация инвестиционной политики в отраслях промышленности и науки. Федеральные и местные органы исполнительной власти участвуют в подготовке предложений по совершенствованию правового регулирования в инвестиционной сфере, выступают распорядителями средств федерального бюджета и государственными заказчиками по объектам отраслей промышленности и науки. Однако наиболее важной является выполняемая государством функция стратегического инвестора наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, активного инициатора инвестиционных вложений частного капитала в выбранные приоритеты инновационного развития, а также эффективного менеджера инвестиционной деятельности государственных и контролируемых государством организаций и предприятий инновационной сферы.

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств [33].

Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. Важно поддерживать рациональное соотношение между финансированием организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность (базовым финансированием), и выделением средств на конкретные научно-исследовательские и инновационные программы и проекты (целевым финансированием). В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию [34].

В п. 1.1 описаны государственные фонды и некоторые результаты их деятельности, которые можно рассматривать как прямую государственную поддержку.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 образован государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этот фонд — государственная некоммерческая структура, призванная изучать тенденции инвестиционного рынка, распространять опыт малого бизнеса в инновационной сфере, разрабатывать и реализовывать наукоемкие инвестиционные программы с привлечением малого и среднего бизнеса, осуществлять антимонопольные мероприятия. Приказом Министерства науки РФ от 26 февраля 1992 г. № 212 образован Российский фонд технологического развития (РФТР). Финансирование из средств РФТР осуществляется только на возвратной основе. В первую очередь финансируются работы, соответствующие приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям федерального уровня. За время деятельности РФТР реализовано 679 научно-технических проектов.

Действенность контрактной системы связана со стимулированием спроса и предложения на эффективные научно-технические проекты для государственных нужд и их реализацией на выгодных для государства условиях. Поэтому задачей контрактной системы является не только обеспечение взаимодействия между государственным заказчиком и исполнителем, но и определение взаимных обязательств и прав, в том числе и на результаты НИОКР. Важной составной ее частью становится система возвратного финансирования, распространение которой обеспечивает строгий отбор инновационных проектов с точки зрения их народнохозяйственной целесообразности [35].

Выбор механизмов реализации контрактной системы в инновационной сфере обусловлен прежде всего экономическими приоритетами обеспечения рационального и эффективного использования средств на научно-технические исследования для государственных нужд, определяемых как потребности Российской Федерации и удовлетворяемых за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

В межведомственной программе активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 годы (1998 г.) в качестве базовых элементов инфраструктуры инновационной деятельности были определены инновационно-технологические центры (ИТЦ). Статус ИТЦ получили структуры, успешно адаптированные к рыночным условиям и имеющие опыт коммерциализации научно-технических результатов и технологий, действующие в регионах с высоким научным потенциалом и активно поддерживаемые местными органами власти. Финансовая поддержка распространяется не только на развитие материально-технической базы ИТЦ, но и на их внутреннюю инфраструктуру, на инновационные проекты, выполняемые находящимися в их составе фирмами. Кроме того, на государственные органы возлагается также функция стимулирования и страхования инвестиций негосударственных финансовых структур. Именно наличие соответствующей инфраструктуры и возможность получить инвестиции определяют привлекательность ИТЦ для малых и средних инновационных фирм [36].

Немаловажную роль играет государство в подготовке инновационных кадров, формировании социального слоя менеджеров по управлению инновационными проектами [37].

Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Среди мер косвенного регулирования прежде всего подчеркнем налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется путем как сокращения налогооблагаемой базы, так и уменьшения налоговых ставок, а также вычетами из налоговых платежей. Первый способ осуществляется через отнесение различного рода инновационных затрат на издержки производства, себестоимость продукции. В России в настоящее время в себестоимость включаются только затраты, связанные с изобретательством и рационализацией производства [38].

Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на прибыль. Не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

— разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

— создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и непредназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Кроме того, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Льготы по налогу на имущество, как правило, связаны с поддержкой не собственно инноваций, а хозяйствующих субъектов, участвующих в научно-производственном цикле на той или иной стадии. Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов [39]. Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга [40]. Комплекс структур и механизмов, обеспечивающих получение, накопление научно-технических знаний в стране и условия их использования в целях научно-технического и социально-экономического прогресса, составляет национальную систему нововведений [41].

Особенности экономического, социального, научно-технического, культурного развития страны, масштабы территории, позиция в мировом сообществе предопределяют специфику российской модели научно-инновационной динамики. В ближайший период основной задачей будет переход от мобилизационного к инновационному типу общества [42], т. е. обществу с установками на изменение, развитие, совершенствование, возможностей влияния человека на социальные и экономические процессы.
* * *
Таким образом, представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание НИС и в ее рамках инновационной инфраструктуры [43]. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы [29]. Определяющую роль в функционировании инновационной инфраструктуры играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации