Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения (ч. 2) - файл n33.docx

приобрести
Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения (ч. 2)
скачать (54887.1 kb.)
Доступные файлы (33):
n1.tifскачать
n2.tifскачать
n3.tifскачать
n4.tifскачать
n5.tifскачать
n6.tifскачать
n7.tifскачать
n8.tifскачать
n9.tifскачать
n10.tifскачать
n11.tifскачать
n12.tifскачать
n13.tifскачать
n14.tifскачать
n15.tifскачать
n16.tifскачать
n17.tifскачать
n18.tifскачать
n19.tifскачать
n20.tifскачать
n21.tifскачать
n22.tifскачать
n23.tifскачать
n24.tifскачать
n25.tifскачать
n26.tifскачать
n27.tifскачать
n28.tifскачать
n29.tifскачать
n30.tifскачать
n31.tifскачать
n32.db
n33.docx162kb.20.09.2009 17:23скачать

n33.docx

  1   2   3   4   5

































Таким образом, гражданское законодательство РФ регулирует права собственности, объекты собственности, формы и механизмы управления. Это обеспечивается системой законодательных актов и норм хозяйствования на всей территории России и в регионах. На базе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ в стране действуют закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, закон о местном самоуправлении, закон о разграничении предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ, закон о фермерском (крестьянском) хозяйстве, законы о кооперативах, земле, акционерных обществах, ценных бумагах и др. Эти и другие законодательные акты позволяют разграничить формы собственности (государственной, муниципальной, смешанной и др.), механизмы приватизации и разгосударствления, степень и сферы участия владельцев собственности в различных областях жизнедеятельности российского общества и государства, их территориальных звеньев.

Гражданский кодекс РФ определяет и организационные формы хозяйствования. Все юридические лица разделены на две группы. Первая группа — предпринимательские структуры, в отношении которых их участники имеют обязательственные права:

Вторая группа — юридические лица, на имущество которых их учредители не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных):

лиц в зависимости от целей предпринимательской деятельности и делит их на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации — юридические лица, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Такие организации могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных пред-

приятии. Некоммерческие организации — юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственниками учреждений, благотворительных и иных фондов, а также организаций других форм, предусмотренных законом.

Гражданский кодекс РФ определяет правовой статус предпринимательской деятельности (ст. 2): «...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие различные виды предпринимательской деятельности, могут объединяться в ассоциации и союзы. Гражданский кодекс РФ определяет также имущественные права и содержание предпринимательской деятельности создаваемых

ассоциаций и союзов.

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» более четко прописаны принципы территориальной организации местного самоуправления, введены новые формы муниципальных образований: городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Новая редакция закона существенно сокращает регулирующие функции субъектов Федерации, содержит перечень вопросов местного значения. При этом устанавливается, что он может расширяться только путем изменений в законе.

1.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

Методология — это совокупность целей, принципов, методов, закономерностей, критериев, характеризующих эволюцию объекта, субъекта и предмета ТОН. Основные цели ТОН, как уже отмечалось, ориентированы на создание условий для преумножения социально-демографического, природно-ресурсного и производственно-технологического потенциала данной территориальной системы, усиления ее воздействия на сопряженные и взаимосвя-



22

23


занные территориальные системы, на общее социально-экономическое пространство страны. В свою очередь, выбор и обоснование этих целей и задач в значительной мере предопределяются закономерностями и тенденциями социально-экономического развития мирового хозяйства, особенностями национальной экономики и ее региональных звеньев.

Поэтому методологические основы ТОН необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) общетеоретическом, базирующемся на достижениях экономической теории, политологии, социологии и других наук, отражаемых в общих закономерностях и тенден-4 циях социально-экономического развития мирового хозяйства; 2) регионально-методологическом, базирующемся на выделении и учете особенных тенденций, закономерностей и факторов социально-экономического развития национальной экономики и ее региональных звеньев. Общетеоретический подход к изучению и развитию ТОН предполагает познание следующих категорий, тенденций и закономерностей экономической теории*:

В экономической теории существуют и другие известные закономерности и тенденции, характеризующие принципы и правила поведения экономических агентов в мировом, национальном и региональном рыночном пространстве, использование которых должно опираться на теорию территориального развития, являющуюся фундаментом выработки и осуществления управляющих воздействий на ТОН.

1 Часть этих законов, тенденций и закономерностей изучалась в курсе экономической теории.

Теоретико-методологические основы ТОН впервые были сформулированы немецким экономистом Иоганном Генрихом фон Тюнсном в труде «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству» (1826). Тюнен разработал модель пространственного распределения специализации и способов ведения сельского хозяйства в зависимости от расстояния от города как рынка сбыта сельскохозяйственной продукции («кольца Тюнена»). Главное в этой концепции — дифференциальная рента положения, а в качестве критерия размещения выступают транспортные издержки. Чем ближе фермер находится к рынку, тем большую цену за свою продукцию он получает. В настоящее время этот принцип используется в ряде стран мира, в том числе и в России, в городских агломерациях при размещении торговых точек в центре города и на его окраине (цена на землю и другой товар снижается по мере удаления от рынка сбыта и от центра

города).

Территориальная организация населения включает также и отдельные положения теории размещения производства, опубликованной А. Вебером в 1909 г. в монографии «Теория размещения промышленности». По Веберу, размещение промышленности определяется сочетанием транспортных и трудовых издержек, а также влиянием фактора агломерации. При этом выгода от агломерации обусловливается исключительно технической и пространственной концентрацией производства, наличием специализированной технологической базы и инфраструктуры. Обоснованию теоретических основ размещения производства посвящены труды Л. Леша («Географическое размещение хозяйства», Йена, 1940 и др.). Леш считал, что единственным критерием оптимальности размещения является получение наибольшей прибыли, а наиболее выгодного местоположения с точки зрения экономической динамики вообще не существует, так как нельзя предвидеть будущего. Леш придавал большое значение рынкам сбыта товаров, реальной конкуренции, зависимости объема потребляемых товаров от расстояния до центров их производства.

Сеть расселения — определяющий элемент территориального освоения страны. Она отражает размещение населения и тем самым предопределяет использование человеком географической среды. Принципы формирования региональной сети расселения обобщены в модели Кристаллера, известной также как теория центральных мест и развитой Лешем. Эта модель, построенная на анализе показателей, характеризующих уровень обеспеченности

25


2-1


услугами населенных мест, основана на иерархии городских центров (в сфере обслуживания), предпосылке о равномерности распределения на территории населения и ресурсов сырья и предположении об одинаковой доступности всех видов производства и производственной техники для рыночных агентов*. Ее модификацией является теоретическая модель, известная как концепция «полос городов». Впоследствии на ее основе выдвинута гипотеза коридорной модели расселения.

Гипотеза коридорной модели расселения (corridor hypothesis)** основана на эмпирически подтвержденных предпосылках о том, что облик Земли географически весьма разнообразен (с точки зрения физической поверхности и факторов производства) и что изменения в технологии и прочие нововведения не происходят одновременно на больших площадях, а распространяются от одного, максимум нескольких начальных пунктов, причем с различной скоростью. При этом действия человека в конечном счете — это результат как рациональных, так и неверных решений. В целом они основаны на принципе наименьших усилий, который проявляется в «инерции» осуществляемых воздействий на ТОН.

Распространяемые нововведения могут быть организационными, техническими, интеллектуальными, информационными, рекреационными, коммуникационными и др. Одни нововведения требуют только передачи информации и распространяются быстрее, в то время как другие связаны с миграцией населения, зависят от транспортно-коммуникационной обустроенности территории и должны распространяться по определенным каналам в центры, где существует квалифицированная рабочая сила и инвестиционный потенциал.

Под понятием «коридор» (полоса) следует понимать систему городских центров вдоль «пучков» линий коммуникаций. Коридоры представляют собой историческую пространственную систему диффузии нововведений. Можно говорить о коридорах первого порядка, связывающих с точками «входа» на данную территорию (в частности, первый порт в бывших колониальных странах), и коридорах второго порядка, возникающих между важнейшими центрами.

* Losch A. The Economics of Location. — Yale University Press, 1954, p. 94 (в русск. пер.: Леш Л. Географическое размещение хозяйства. — М., 1959).

*• Whebell C.F.J. Corridors Theory of Urban Systems // Ekistiks, vol. 28, № 168, November 1969.

26

В основе полосно-узловой модели лежит понимание расселения как функционально-пространственной структуры. Система расселения включает систему населенных мест, связанных с характером занятости (приложения труда) и условиями проживания. По этому признаку обычно выделяют три основных вида систем расселения в зависимости от преобладающей в них отрасли специализации и занятости населения: добывающих отраслей, обрабатывающих производств, сферы обслуживания и жизнеобеспечения. Каждой из этих систем соответствует определенная степень концентрации мест приложения труда, мест жительства и модель поездок на работу.

На этой основе можно выделить: системы расселения, связанные с концентрацией обслуживающих функций (образование, управление, наука, финансы и др.), наилучшим размещением которых является узел транспортных путей; системы, связанные с развитием обрабатывающей промышленности, которые наиболее выгодно размещать с учетом транспортной доступности (с точки зрения перевозки сырья, продукции и работающих); системы, связанные с развитием сельского и лесного хозяйства, а также туризма и отдыха — отраслей, которые требуют больших территорий, но ограниченных капиталовложений в развитие промышленности и населенных пунктов (эти и другие подобные отрасли могут размещаться на территориях, расположенных между узлами и полосами).

На современном этапе региональное планирование и управление стало органической частью общенационального регулирования экономики почти всех промышленно развитых и развивающихся стран. При этом широко используются системный подход, сочетание краткосрочных (тактических) и долгосрочных (стратегических) задач, на первое место выдвигаются социальные и экологические вопросы. В территориальных программах большое применение находят экономико-математические модели: например, для обеспечения сбалансированности экономики регионов используется модель «затраты — выпуск». Совокупность районов рассматривается как переменная величина, изменяющаяся со временем по мере возникновения новых задач. Для регулирования развития регионы подразделяются на типы по характеру проблем (слаборазвитые, депрессивные, перенаселенные и др.). Важное место отводится условиям устойчивого экономического роста территорий, изучению городских агломераций и зон их влияния (систем центральных мест), вопросам регулирования межрайонной миграции, оживлению депрессивных районов и т.д.

27
В современном западном мире получила популярностьрегио напистика, наиболее крупными представителями которой являются У. Изард (США) и П. Хаггет (Великобритания). В их работа* содержатся ряд ценных практических расчетов и математические методы анализа территориального развития производства, которые представляют интерес и для российских экономистов и географов. Вместе с тем экономико-математическое программирование и моделирование, практикуемые на Западе, нередко характеризуются чрезмерной абстрактностью — отрывом от практики территориального развития экономики, обилием ограничительных условий, упрощающих реальные условия развития и размещения производства (что во многом вызвано отсутствием необходимой информации). Чаще всего рассчитываются частнопредпринимательские издержки производства, а не общегосударственные, отсутствует или крайне сужен учет социальных факторов.

Разработка эффективной системы экономических и административных мер по упорядочению размещения промышленности, регулированию развития крупных городов, депрессивных и новых районов, коренному улучшению экологической обстановки и т.д. предполагает анализ и выявление тенденций и закономерностей развития ТОН с учетом особенностей территориальных социально-экономических систем. Решение этих задач и выработка управляющих воздействий на развитие ТОН в данном случае могут осуществляться разнообразными методами: историческим, аналогий, наблюдений, переписи населения, картографии, выборочного обследования семей, индукции, дедукции, балансовым, экономико-статистического анализа и синтеза, оптимизационного и имитационного моделирования, программно-целевого планирования и управления, социального прогнозирования, индикативного и стратегического планирования, экспертного анализа, бизнес-инвестиционного проектирования, бизнес-планирования, ландшафтного проектирования и др.

Наряду с данными методами в современной практике широко используются рейтинговые методы анализа. Так, с помощью этих методов могут анализироваться надежность страны (региона) как заемщика и поставщика, инвестиционные, страховые (региональные) рейтинги и риски, уровень развития экономической и политической свободы, уровень коррумпированности, конкурентоспособности данной страны (региона), качество рабочей силы и др. Применение указанных методов анализа и прогнозирования должно ориентироваться на увеличение инвести-

28

ций в человеческий капитал, предполагающее осуществление любых мер, направленных на повышение производительности труда (путем повышения квалификации, развития способностей, улучшения образования, здоровья, повышения мобильности рабочей силы).

Методология ТОН должна основываться на определяющих теоретических положениях, фундаментальных разработках и результатах экономической науки, социологии, политологии, реги-оналистики, культурологии, генетики, биологии и других наук. В частности, должны учитываться положения теории рациональных ожиданий (основанной на оценочных ожиданиях людей относительно того, какой должна быть экономика, на достижение каких целей и задач она должна быть ориентирована), теории адаптивных ожиданий (согласно которой люди в своих ожидани-ев предстоящих явлений руководствуются в большинстве случаев событиями прошлого и настоящего и меняют свои ожидания лишь по мере того, как фактические события уже разворачиваются), теории общественного выбора (характеризующей процесс принятия правительственных управленческих решений об использовании экономических ресурсов), теории человеческого капитала (объясняющей, что различия в заработной плате являются следствием различий в инвестициях в человеческий капитал, а доходы низкооплачиваемых рабочих повышаются в результате увеличения объема таких инвестиций), теории трудовой стоимости (согласно которой стоимость любого товара определяется исключительно количеством труда, затраченного на его производство) и др. Интерпретация общих положений экономической теории должна осуществляться с учетом национальных и региональных особенностей развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что понимается под предметом ТОН?

  2. Дайте определение понятиям «организация», «организация территории» и «территориальная организация».

  3. Что понимается под объектом управления ТОН?

  4. Какие субъекты управления вырабатывают и осуществляют управляющие воздействия на ТОН?

  5. Какие прикладные цели и задачи преследует ТОН?

  6. Каковы цели и задачи ТОН как научной дисциплины?

  7. Что изучает ТОН?

29


  1. Что подразумевается под экономическими основами ТОН?

  2. Что включают правовые основы ТОН?




  1. Что понимается под методологическими основами ТОН?

  2. Назовите основные теоретические модели ТОН

! 2. Перечислите общие экономические законы, составляющие ме
тодологические основы ТОН ' L Mc
13. Какие методы используются для анализа тенденций развития

Глава 2

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И НАСЕЛЕНИЯ

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Закономерности развития ТОН и производства — это категории того же порядка, что и экономические законы. Экономический закон есть выражение наиболее общих связей между процессами и явлениями в общественном производстве, территориальных социально-экономических системах. Экономические законы — это выражение общественных тенденций, «обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий»*. Объективные экономические законы (включая законы возвышения общественных потребностей, ограниченности имеющихся возможностей их удовлетворения, роста производительности общественного труда и др.) действуют на определенной территории с учетом особенностей географического размещения производства и расселения населения, природно-ресурсного потенциала и др.

В соответствии с общими экономическими законами и на их основе возникают объективные закономерности территориального развития производства и расселения населения, приобретающие важное значение для их перспективного управления и регулирования. Изучение и познание объективных закономерностей территориального развития общественного производства служат основой научной разработки принципов или требований хозяйствования, которые зависят от социально-экономических, природных, экологических, географических и других факторов. К ним относятся, например, широко осуществляемые в практике регионального развития и размещения производительных сил приближение производства к источникам сырья, топлива и районам потребления конечной продукции, рациональная специализация в сочетании с комплексным развитием хозяйства экономических районов и др.

Если закономерности территориальной организации производства выражают наиболее общие объективные особенности географического распределения отраслей хозяйства и развития экономики регионов, то принципы, учитывающие и опыт хозяйственного строительства, указывают на конкретные основополагающие

Маршал Л. Принципы политической экономии. Т. 1. — М., 1993.


31


Требования экономической политики в данной области. Конкретные принципы обусловлены определенными закономерностями, преломляют их в практические целевые установки. Например, принцип приближения энергоемких производств к местам сосредоточения топливно-энергетических ресурсов в основном вытекает из закономерности эффективного размещения производства и т.д. При длительном действии принципы становятся как бы частными закономерностями, т.е. объективными требованиями и тенденциями территориального развития.

Научная разработка принципов территориальной организации производства и населения требует познания объективных закономерностей, изучения множества факторов размещения различных производств, систем расселения населения и развития различных районов. Факторами территориального развития принято считать совокупность пространственных условий и ресурсов, (оцениваемых с помощью общеэкономических, отраслевых, региональных, локальных технико-экономических показателей), рациональное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов и социально-экономическом развитии территориальных систем расселения населения, их организации и управления. Совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов может характеризоваться категорией природно-ресурсного потенциала, включающего все виды природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по технико-экономическим и социально-экономическим критериям. В последнее время в оценке природно-ресурсного потенциала учитывается биосферно-экологическая составляющая.

В составе природных ресурсов могут быть выделены производственные (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные) и непроизводственные (водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов) и природоохранные ресурсы для отдыха и оздоровления людей (рекреационные и бальнеологические, ресурсы спортивной охоты и рыболовства и др.). Природные ресурсы различают также как источники производства средств производства и предметов потребления, одноцелевые или многоцелевые. К первым относятся минеральные ископаемые и источники энергии, служащие для производства промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии; ко вторым — площади лесных, сельскохозяйственных, рекреационных угодий, земли промышленного и другого несельскохозяйственного назначения, водоемы и др., 32

предполагающие многие способы и направления их использования.

Проблема оптимального использования природных ресурсов, их охраны и восстановления решается при помощи мер административно-правового, нормативного регулирования. В условиях частного предпринимательства и свободы рынка важным способом рационализации природопользования выступает экономическое регулирование. В число инструментов такого регулирования входит плата за ресурсопользование (арендная плата, платежи на воспроизводство ресурсов, плата за выброс отходов, штрафы, плата за продажу в собственность и др.). В условиях России, где природные ресурсы лишь начинают включаться в систему товарно-денежных отношений, установление обоснованной системы таких платежей и цен представляет собой сложную проблему. Экономическая наука разработала несколько подходов к экономической оценке природных ресурсов, которые могут быть положены в основу установления платы за их использование, аренду, продажу в частную собственность или нарушение эксплуатации. Выделяют следующие основные подходы к экономической оценке природных ресурсов:

33
• оценка по экологическим затратам, включающим расходы на восстановление земель и воспроизводство утраченных возобновляемых ресурсов, расходы на охрану окружающей среды и смежных ресурсопользователей в случае возможного экологического ущерба. Эта оценка регулирует отношения между смежными пользователями и направлена на поддержание природного потенциала и состояния окружающей среды. В условиях рыночного регулирования все большее распространение получает оценка, проводимая по рыночным ценам источников ресурсов на основе соотношения спроса и предложения, степени их дефицитности. В случае недостаточности информационного обеспечения, неопределенности ситуации на мировых ресурсных рынках, а также трудностей с оценкой социально-экономического положения и перспектив развития страны и регионов могут использоваться и методы сравнительного анализа, индикативных, рейтинговых и других оценок. Рассмотренные подходы могут быть использованы для определения роли конъюнктуры в оценке тех или иных источников природных ресурсов и выработки стратегии рационального природопользования.

2.2. ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Территориальная организация населения формируется и развивается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. В состав первых входят природно-географическис, производственно-экономические, научно-технологические, социально-демографические, экологические. В состав вторых — управленческие, политические, религиозные, национальные и др. Выявление и изучение этих факторов необходимо для осуществления систематизации различных форм и разновидностей ТОН с целью их использования в процессе выработки и принятия управленческих решений. В данном параграфе рассмотрим более детально первую группу факторов.

На протяжении всей истории направление и результаты экономической деятельности человека определялись географическим положением места его проживания, климатическими условиями, плодородием почвы, наличием или отсутствием полезных ископаемых и другими природными условиями. Природные условия складываются из таких элементов, как географическое положение, рельеф, запасы воды, климат, минеральные ресурсы, почвы и растительный покров. Они в известной мере определяют потен-

34

циальные возможности использования среды обитания человека, воздействуют на развитие различных форм ТОН.

Человек, будучи частью природы, в процессе своей деятельности превращал земельные ресурсы в организованное жизненное пространство, в средство производства и условия жизнедеятельности. С течением времени перед ним неизбежно постоянно вставала задача освоения новых земель. Специфика освоенных земельных ресурсов заключается в том, что, с одной стороны, они продолжают существовать на основе природных закономерностей (биологических, химических, физических), а с другой — попадают в сферу действия производственно-практической деятельности общества, подчиняются социальным и экономическим законам. Задача рационального управления развитием ТОН и заключается в обосновании оптимальных пропорций между этими закономерностями.

По мерс роста численности населения и увеличения отвода продуктивных земель для несельскохозяйственных нужд уровень обеспеченности сельскохозяйственными землями медленно, но неуклонно снижается. В настоящее время на одного жителя планеты приходится 0,24 га пахотных земель. Минимальное значение этого показателя составляет 0,13 га (зарубежная Азия), максимальное — 1,74 га ( в России — 0,87 га). В зависимости от плотности населения, определенных социально-экономических и природных факторов в различных регионах мира наблюдается неодинаковая обеспеченность жителей и другими видами земельных ресурсов. В настоящее время промышленные, транспортные и другие зоны несельскохозяйственного назначения в индустриально развитых странах занимают от 3 до 10% их территории. Так, в России земли населенных пунктов, промышленности, транспорта составляют 3% всей территории страны, в США — 5, Великобритании — 6, Франции — 5, Японии — 7%. В развивающихся странах удельный вес земель, занятых городами и промышленностью, составляет 0,5— 1% территории.

Земли несельскохозяйственного использования занимают в мире относительно небольшие площади. Исходя из этого бытует мнение, что со стороны несельскохозяйственных отраслей особой угрозы земельным ресурсам не существует. Если даже через 15—20 лет площадь, занятая указанными отраслями, увеличится в 2 — 3 раза, то и тогда она будет занимать в развитых странах не более 8—15% территории. Однако надо иметь в виду, что значительная часть земельного фонда планеты по почвенно-климати-ческим условиям совершенно неблагоприятна для сельского хозяйства. Около 40% территории Земли приходится на тундровые земли, пустыни и полупустыни, различные неудобья и пустоши.

35
В то же время общеизвестно, что населенные пункты и промышленные зоны, как правило, размещаются и имеют тенденцию к расширению в наиболее освоенных в сельскохозяйственном отношении местах. Анализ практики мирового землепользования показывает, что в районах и зонах, имеющих наиболее ценные и интенсивно используемые сельскохозяйственные земли, наблюдается более высокий уровень изъятия сельскохозяйственных угодий для нужд строительства по сравнению с регионами с менее ценными землями. Это приводит к тому, что постепенно из сельскохозяйственного оборота планеты исключаются наиболее плодородные и высокодоходные земли. В итоге сужается потенциал производства продовольствия, необходимого в первую очередь для жизнеобеспечения населения.

Анализ статистических данных о динамике площадей сельскохозяйственных угодий в европейских странах за последние 30 лет начиная с 1970 г. свидетельствует о том, что практически повсеместно они устойчиво сокращаются. Рассматриваемая тенденция обусловлена не только процессами урбанизации и индустриализации, но также и мероприятиями, связанными с программами рационального землепользования, предусматривающими временное изъятие истощенных земель под лесопарки. Тем не менее масштабы потерь продуктивных земель под различного рода сооружения огромны. Поэтому одна из важнейших задач рационализации ТОН непосредственно связана с рациональным размещением производительных сил по территории страны, совершенствованием территориальной организации общественного производства.

Из названных природных факторов наиболее существенное влияние на изменения ТОН может оказывать размещение минеральных ресурсов. Постоянно проводимая геологическая разведка способствует открытию залежей полезных ископаемых, эксплуатация которых изменяет картину размещения производительных сил, и в результате может привести к развитию новых элементов расселения, созданию новых городов и населенных пунктов, изменению экономических связей. Генеральным направлением развития горно-добывающей промышленности на перспективу является широкое внедрение открытого способа добычи полезных ископаемых. Уменьшить отрицательное влияние открытой добычи на землепользование, сократить дополнительное изъятие земель из сельскохозяйственного оборота можно за счет рекультивации нарушенных земель.

Темпы развития горно-добывающей промышленности во всем мире превосходят в 1,4— 1,7 раза аналогичный показатель других

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации