Меньковский В.И. (ред.) Современная российская историография новейшей истории России и истории СССР - файл n1.rtf

приобрести
Меньковский В.И. (ред.) Современная российская историография новейшей истории России и истории СССР
скачать (2036.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf2037kb.16.09.2012 10:32скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Современная российская историография

новейшей истории России

и истории СССР

Рекомендовано Ученым Советом

исторического факультета

Белорусского государственного университета

в качестве учебно-справочного пособия

для студентов исторических специальностей

Под редакцией

В.И. Меньковского


Минск

РИВШ

2006

А в то р ы:
О.А. Яновский (предисловие); В.И. Меньковский (главы 1, 5); А.Б. Елисеев (главы 2, 8, 9); С.А. Габрусевич (главы 2, 10); Г.А. Петаченко (глава 3); Ю.И. Литвиновская, И.А. Литвиновский (глава 6); О.В. Бригадина (глава 7); Шабасова М.А (главы 11, 12)


Р е ц е н з е н т ы:
доктор исторических наук, профессор В.В. Тугай;

кандидат исторических наук, доцент А.П. Сальков
Современная российская историография новейшей истории России и истории СССР: Учебно-справочное пособие / В.И. Меньковский, О.А. Яновский, О.В. Бригадина, И.А. Литвиновский и др.; Под ред. В.И. Меньковского. – Мн.: РИВШ, 2006. – с.

ISBN
В учебно-справочном пособии рассматривается одно из наиболее актуальных направлений исторической науки – изучение накопления исторических знаний, методологии истолкования исторических явлений, смены и развития направлений в исторической науке.

Издание рассчитано на студентов, магистрантов и аспирантов исторических факультетов высших учебных заведений, слушателей РИВШ, преподавателей средних, средних специальных и высших учебных заведений. Материалы учебного пособия могут быть использованы при разработке курсов новейшей истории России, Беларуси и СССР, специальных исторических дисциплин, спецкурсов для студентов исторических факультетов, при подготовке учебников и учебных пособий по названным дисциплинам, а также монографий и справочно-информационных изданий.
ПРЕДИСЛОВИЕ
На рубеже XX–XXI вв. преподаватели и студенты исторических факультетов получили возможность использовать в учебном процессе огромное количество научной литературы по проблемам российской и советской истории, вышедшей в различных издательствах России, Украины, Беларуси на русском языке. Среди этого комплекса подавляющее большинство занимают работы по вопросам истории СССР с включенной в неё новейшей российской историей. При более развитой издательской и академической инфраструктуре Российской Федерации российская история неминуемо становится определяющей, доминирующей над проблематикой национальных историй стран, образованных после 1991 г. на постсоветском пространстве.

Проблема «национализации» истории, имеющая глубокие корни как в дореволюционном, так и советском прошлом, оказывает серьезное влияние на процесс выстраивания «отечественных» историографий, который в полной мере характерен и для современной российской исторической науки.

В целом вся литература, изданная в 90-е гг. XX в. - начале XXI в., стала отражением того повышенного внимания, которое уделяют историки изучению недавнего исторического прошлого. Этот своеобразный историографический «бум» можно объяснить тем, что современные общества и государства, созданные на руинах СССР и продолжающие подпитываться материальным и духовным наследием погибшей державы, по-прежнему нуждаются в «сверке курсов» общественно-политического и экономического развития, в сравнении своих неокапиталистических устремлений с обстоятельствами недавней – советской – жизни. Научные исторические работы, написанные в рамках указанного направления, в тематическом разнообразии отражают специфику времени своего создания. Тем самым им присущи многие черты исторического источника, что даёт возможность их двойного использования в учебном процессе.

Исторические исследования являются в сумме своей и каждое в отдельности продуктом, материализовавшем в себе мысли, чувства, взгляды, компетенцию и результат аналитической, синтезирующей работы историка-профессионала. А поэтому историческое исследование, проведённое в определённых общественно-политических условиях с использованием доминировавших на то время методологических принципов, а часто и идеологических установок и требований, в дальнейшем само становится отражением времени своего создания и выражением способности своего создателя, как человека определённого времени, к научному отображению предмета исследования. То есть становится источником, хотя и несколько специфическим.

Можно считать в равной степени схожими в качестве продукта интеллектуальной деятельности человека, например, произведения древних летописцев, использовавших при создании своих летописных сочинений ранее накопленную предшественниками информацию, и монографии историков, вобравших в себя в качестве источниковой базы летописные свидетельства. Все эти произведения следует расценивать как явления культуры, как выражение соответствующего уровня цивилизации и гуманитарного знания. И в том, и в другом случае исторические факты собирались и соотносились между собой, исходя из авторских замыслов, соответствующим образом «расставлялись» по тексту и наполнялись личностными характеристиками создателей. Уже существование различий в стиле – научно-методологическом, да и просто лексическом, что почти всегда присуще историческим работам различных авторов, даёт основание воспринимать эти работы не только с точки зрения содержания, но и времени их создания, с учётом основополагающих (как и второстепенных) тенденций и принципов, устоявшихся на данном отрезке развития исторического знания.

Эти рассуждения стали результатом анализа научных работ российских историков, исследующих российскую историю XX века в годы суверенизации как Российской Федерации, так и других республик бывшего Советского Союза. Их глубокая научная оценка ещё впереди. Но уже сейчас можно считать неким феноменом и количественные параметры этой литературы, и разнообразие научных тем, исследуемых в ней, и широкий спектр применяемых методологических подходов. Но одновременно нельзя не заметить, что в целом эта историческая литература является слепком с бурно протекающего политического процесса в современной России и на постсоветском пространстве, в определённой степени следует за ним, хотя вместе с тем «проживает» свою самостоятельную жизнь, развиваясь в условиях избавления от наследия старой советской историографии (но неминуемо сохраняя многие её черты), стремясь найти ответы в работах дореволюционных историков и философов, активно осваивая мировой историографический опыт. Нельзя не видеть в этих работах приоритетность именно российских интересов, русских как народа «титульного» в Российской империи, РСФСР и Российской Федерации, стремящегося сохранить своё первенство уже в условиях формирования иных, суверенных государственностей на основе национальной идентификации народов, вышедших на путь самостоятельного политико-государственного развития.

Как указывалось, поражает тематическое разнообразие, присущее историографии Российской Федерации. Её – отечественная - история исследуется чуть ли не всесторонне: сложно найти те проблемные лакуны, которые бы остались без внимания, не были уже заполнены фактами и их анализом. В особенности многочисленна литература по проблемам истории 20–50-х гг. То есть сталинизм во всех его проявлениях стал для российских историков тем явлением, изучив которое есть расчёт выйти на объяснение всех «окаянных» вопросов новейшей истории России, а даже и заглянуть в её недалёкое будущее.

Предлагаемая читателю книга белорусских исследователей задумана как учебное пособие, дающее студентам-историкам информацию о состоянии современной российской историографии. Следует признать этот проект в значительной степени приоритетным, так как в самой России ещё нет обстоятельной работы, где бы был дан анализ состояния дел в этой области гуманитарных знаний. Вышедшее в Беларуси в 2005 г. первое учебное пособие по истории российского двадцатого века («Истории России. XX век». Мн.: РИВШ, 2005), несмотря на свою объёмность, не ставило задачу специального представления читателю именно историографического прочтения периода, в нем только обозначен этот аспект при освещении сугубо конкретных исторических тем изучаемого времени. В новом учебном пособии за основу историографического анализа взята схема построения «Истории». Это оправдано не только с точки зрения решения задач учебной программы, но также позволяет раскрыть методологические и общетеоретические принципы, использованные при анализе различных периодов российской и советской истории.

Данное пособие должно быть полезно не только при изучении курса новейшей истории России, но и при выполнении курсовых, дипломных и магистерских работ. Оно само по себе представляет научный интерес, так как отражает направления исследовательских интересов белорусских историков, их восприятие и оценки творчества коллег в областях исторического знания, имеющих непреходящее значение для истории Беларуси.
НОВЕЙШАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Во второй половине ХХ в. мировая историческая наука прошла сложный и противоречивый путь. В целом это было поступательное развитие, которое привело к обновлению теоретических основ, методологии и методики историографии.

«Историография» определяется в научной и справочной литературе как: 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме; 2) отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие, накопление исторических знаний и источниковой базы, борьбу и смену методологических направлений; 3) само описание истории, исторического процесса. Поскольку термин имеет различные толкования мы считаем необходимым уточнить какой смысл вкладывается в это понятие в диссертационном исследовании.

Авторы рассматривают историографию как специальную историческую дисциплину изучающую историю накопления исторических знаний, развитие исторической мысли и методики исследования, историю создания исторических трудов и биографии ученых, влияние явлений общественно-политической жизни на творчество историков и воздействие исторической мысли на общественное сознание, историю научных учреждений, организации исторического образования и распространения исторических знаний. Подобная точка зрения уже нашла свое место в трудах по методологии историографии и источниковедения.

Важно отметить, что для определения тенденций развития исторической науки необходимо изучать не только «классические» произведения, но и «рядовые» работы. Только сумма (как можно более полная) исторических трудов дает реальное представление о динамике историографического процесса.

Рубеж тысячелетий стал для российской историографии временем пересмотра устоявшихся воззрений и возобновления дискуссий практически по всему комплексу проблем отечественной и мировой истории. Процессы критического осмысления накопленного знания в значительной степени затронули и советский период истории.

Изучение новейшей истории России и Советского Союза является важной составной частью российской школы гуманитарных и социальных наук. Представляется интересным обратиться к анализу чрезвычайно близкой нам по методологическим, структурным и языковым традициям, но все-таки зарубежной российской историографии. Наличие общей истории исторической науки в рамках советской историографии, тесные организационные связи, единое языковое пространство, доступность российских публикаций для белорусских историков позволяют сделать это.

Восприятие российской историографической проблематики в отечественной традиции представляет не только исследовательский, но и методологический интерес, имеет важное значение для сопоставления различных направлений в мировой историографии, ее школ и методов, для определения уровня изученности одного из феноменов истории ХХ в. и выявления перспектив его дальнейшей разработки.

Учебное пособие поможет заинтересованному читателю выявить основные тенденции и характерные черты разработки проблемы новейшей истории российского и советского общества и государства в современной российской историографии.

Хронологические рамки учебного пособия охватывают период конца 1980-х – 2005 гг. Дата нижнего рубежа определяется временем начала принципиальных изменений советской и российской исторической науки и становления новых парадигм изучения советской и российской истории. Верхняя граница связана с наличием последних доступных работ российских авторов.

Источниковую базу учебного пособия составили научные труды российских и советских исследований по истории России и Советского Союза, в которых россика и советика рассматриваются как специальный объект изучения или анализируются в контексте других проблем советской и мировой истории.

В изучаемый историографический комплекс мы включили также работы зарубежных (для России) авторов, переведенные на русский язык и изданные в России, поскольку формирование российского интеллектуального исторического пространства шло в тесном взаимодействии и при взаимовлиянии с ведущими мировыми школами изучения советской и российской истории. Недоступные ранее советским исследователям и читателям источники и научная литература стали составной частью единого российского историографического комплекса именно на рубеже ХХ–XXI вв. Многие труды публиковались ранее на русском языке в «самиздате» и «тамиздате», но были доступны лишь для крайне ограниченного круга.

В российской историографии представлены различные гипотезы и модели, объясняющие генезис советского строя, периодизацию советской истории, взаимодействие общества и государства, взаимовлияние политики, экономики и идеологии. Однако и после открытия советских архивов, несмотря на введение в научный оборот новых материалов, остаются нерешенные вопросы, связанные с советской историей. Поле деятельности исследователей остается огромным.

Проблема сегодня заключается не в том, что историкам не хватает эмпирического материала, хотя, конечно, академическое сообщество приветствовало, приветствует и будет приветствовать расширение источниковой базы. Вопрос в большей степени связан с аналитическими возможностями самой исторической науки. История во взаимодействии с другими социальными и гуманитарными науками способна дать варианты объяснения российской и советской истории и дает их. Происходит процесс углубления анализа, расширения предмета исследования. Однако как всякий процесс познания он не только увеличивает число решенных проблем, но и постоянно расширяет область неизвестного.

Сфера исследования российской и советской истории сегодня сопоставима с изучением кардинальных социальных и гуманитарных проблем. Именно готовность и умение академического сообщества ставить все более сложные вопросы и искать на них адекватные сегодняшнему уровню науки ответы составляет основу процесса познания прошлого. Многие вопросы, на которые сегодня выходят историки, относятся к категории «вечных вопросов». Ответом на них может быть только постоянно углубляющийся, «вечный» процесс познания.
Справочные пособия

Акопов С.С., Гуреев Н.Д. История России. 1953–1996. Личности и эпохи. М.: Изд-во С.С. Акопов, 1997.

Блюм А.В. Запрещенные книги русских писателей и литературоведов. 1917–1991: Индекс советской цензуры с комментариями. СПб., 2003.

Вокруг Сталина: Историко-биографический справочник / Авт.-сост. В.А. Торчинов, А.М. Леонтюк. СПб.: Филол. фак. СпбГУ, 2000.

Вторая муза историка: Неизученные страницы русской культуры ХХ в. / Идея, сост., ред., коммент. А.А. Сванидзе. М.: Наука, 2003.

Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. М.: РОССПЭН, 2000.

Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923–1991: Ист. - биогр. справ. М.: РОССПЭН, 1999.

Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование. М.: Воениздат, 1993.

Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопедический словарь Гранат. – Репринтное изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.

Изосимов Ю.Ю. Учебно-справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985–1997. М.: Аквариум, 1998.

Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917–1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа. Сыктывкар, 1996.

История Отечества. 1920–1953: Хрестоматия. М.: Издательство МГУ, 1992.

История Отечества: Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

История политических партий России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». М.: Высшая школа, 1994.

История России. 1917–1940: Хрестоматия. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1993.

История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М.: РОССПЭН, 1997.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998.

Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества: Курс лекций. М.: РГГУ, 1997.

Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио: Подлоги письменных источников по российской истории в ХХ в. М.: РОССПЭН, 2001.

Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: История и современное положение (Учебное пособие). М., 1997.

Модели общественного переустройства России. ХХ век / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2004.

Национальные истории в советском и постсоветском государствах. М.: АИРО-ХХ, 1999.

Открытый архив: Справочник опубликованных документов по истории России ХХ в. из государственных и семейных архивов (по отечественной журнальной периодике и альманахам). 1985–1996 / Авт.-сост. И.А. Кондакова. М.: РОССПЭН, 1999.

Политическая история России в партиях и лицах. М.: Терра, 1994.

Политическая история России: Хрестоматия в 2 ч. Учебное пособие для студентов-политологов. М.: Аспект Пресс, 1995.

Политические деятели России. 1917: Биографический словарь. М.: Бол. Рос. энциклопедия, 1993.

Политические партии России в контексте ее истории: учеб. пособ. / Коллектив авторов. Рук. авт. коллект. Смагина С.М. Ростов-на-Дону; Феникс, 1998.

Политические партии России: история и современность. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

Политические партии России (конец XIX-первая треть XX века). Энциклопедия. Под ред. В.В. Шелохаева. М.: РОССПЭН, 1996.

Полотовская И.Л. Материалы для библиографии информационных ресурсов Русского Зарубежья: библиогр. указ. СПб.: Соларт, 2005.

Попов А.В. Российское православное зарубежье: история и источники. С прил. системат. библиогр. М.: ИПВА, 2005.

Поспелов Е.М. Имена городов: вчера и сегодня (1917–1992): Топонимический словарь. М.: Рус. словари, 1993.

Россия в ХХ веке: Историки мира спорят. М.: Наука, 1994.

Россия в ХХ веке: Судьбы исторической науки. М.: Наука, 1996.

Россия. ХХ век: Документы и материалы: В 2 кн.: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Безбородова. М.: Высшая школа, 2004.

Россия и СССР в войнах ХХ века: Потери Вооруженных Сил: стат. исслед. / Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. М.: ОЛМА Пресс, 2001.

Россия, которую мы не знали. 1939–1993: Хрестоматия. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997.

Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. М.: РОССПЭН, 1999.

Стариков Н.В. Россия. ХХ век. Политика и культура: Факты. Имена. Понятия: Энциклопедический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Хрестоматия по истории России. 1917–1940. М.: Аспект Пресс, 1995.

Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / А.С. Орлов и др. М.: Проспект, 2001.

Хрестоматия по новейшей истории России. 1917–2004: Учебное пособие для вузов. В 2 ч. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М.: Дрофа, 2005.

Хрестоматия по отечественной истории (1914–1945 гг.). М.: ВЛАДОС, 1996.

Хрестоматия по отечественной истории (1946–1995 гг.). М.: ВЛАДОС, 1996.

Чернев А.Д. 229 кремлевских вождей: Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах. М.: Редакция журнала «Родина»; Руссика, 1996.

Черная книга имен, которым не место на карте России / Сост. С.В. Волков. М.: Посев, 2005.

Эндрю К., Гордиевский О. КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева. Nota Bene, 1992.

Учебные пособия

Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985–1991: Учеб. пособие для вузов: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002.

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2004: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938–2002: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

Белоусов Р. Экономическая история России: ХХ век: Кн. 1. На рубеже двух столетий. М.: ИздАТ, 1999.

Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. Т. 1: От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917–1941 гг.; Т. 2: От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941–1964 гг. М.: Междунар. отношения, 1990.

Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964–1994. М.: Международные отношения, 1996.

Бригадина О.В. История культуры России новейшего времени (1917–2000 гг.): Пособие для студентов ист. фак. Мн.: БГУ, 2001.

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М.: Прогресс Академия, 1994.

Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1995.

Геллер М., Некрич А. История России 1917–1995: В 4 т. Т. 1: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. Кн. 1: Социализм в одной стране; Т. 2: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. Кн. 2: Мировая империя. М.: Издательство «МИК», издательство «Агар», 1996.

Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917–1991 гг.: Учебное пособие. Уфа: Вост. ун-т, 1995.

Данилов А.А. История России. ХХ век: Справочные материалы. М.: Владос, 1996.

Емелин А.С. История государства и права России: Окт. 1917 – дек. 1991 гг. М.: Щит-М, 1999.

Зуев М.Н. История России в ХХ – начале ХХI в. М.: Новая Волна, 2002.

Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. 2-е изд., с изм., доп. М.: Приор-издат, 2005.

Зуев М.Н. Хроника истории России. IХ–ХХ вв. М.: Дрофа, 1995.

История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

История России: 1917–1945 гг. / В.И. Меньковский, Е.Ф. Савчук, О.В. Бригадина, И.А. Литвиновский; Под ред. В.И. Меньковского. Мн.: Экоперспектива, 2001.

История России. ХХ век / Под ред. В.И. Меньковского и О.А. Яновского. Мн.: РИВШ, 2005.

История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. / Ответственный редактор В.П. Дмитренко. М.: Издательство АСТ, 1996.

История России: ХХ век: Компьютерный (мультимедиа) учебник / Т.С. Антонова и др. М.: Клио Софт, 1997.

История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов. М.: Олимп, Астрель, АСТ, 1999.

История России: Для вузов / Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. М.: Высш. шк., 2000.

История России: Тексты. Кн. 3: ХХ век: 30–90-е гг. М.: МПГУ, 1993.

История России: Учеб. для вузов / А.С. Орлов и др. 2-е изд., перераб., доп. М.: Проспект, 2001.

История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2 т. Т. 2 / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов (руководитель авторского коллектива) и др.; Под редакцией С.В. Леонова. М.: ВЛАДОС, 1995.

История современной России. 1985–1994: Экспериментальное учебное пособие / Под общей редакцией В. Журавлева. М.: ТЕРРА, 1995.

Малиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917–1991 / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2002.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства: Учеб. для вузов. М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2002.

Новейшая история Отечества. ХХ век: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина: В 2 т. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

Отечественная история: 1917–2001: Учеб. для вузов / Отв. ред. И.М. Узнародов. М.: Гардарики, 2002.

Отечественная история: С 1917 г. до наших дней: Учебник для вузов / Отв. ред. И.М. Узнародов. М.: Гардарики, 2004.

Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: В 2 т. Т. 2. М.: ТЕРРА, 1996.

Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России: Для вузов. СПб: Лань, 2001.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917–1940: Для вузов. М.: Высш. шк., 1999.

Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории: 1941–1991. М.: Высш. шк., 1999.

Терещенко Ю.Я. История России ХХ – начала XXI в. М.: Филологическое общество «Слово», Эксмо, 2004.

Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1998.

Федоров О.А. История России. ХХ век: Учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. Орел: ОрЮИ МВД России, 1999.

Холмс Л. Социальная история России: 1917–1941. Издательство Ростовского университета, 1994.

Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917–1991. 2-е изд., испр., доп. М.: ВАГРИУС, 1995.

Щетинов Ю.А. История России. ХХ век: Пособие для учащихся гимназий и лицензий, абитуриентов и студентов вузов. М.: Манускрипт, 1995.

Щетинов Ю.А. История России. ХХ век: Учебное пособие для вузов. М.: Агентство «ФАИР», 1998.
1917 ГОД: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
Историческая наука в СССР десятилетия развивалась как историко-партийная наука, что определяло ее восприимчивость ко всем политическим изменениям в стране. Поэтому со вступлением Советского Союза во второй половине 1980-х гг. в новый период своего развития, перемены не замедлили коснуться исторического сообщества. В течение непродолжительного времени был по-новому проанализирован большой комплекс проблем советского прошлого. В этой связи период 1917 года и, главным образом, Октябрьской революции оказались одними из центральных вопросов в переосмыслении истории. Направление было задано политико-идеологическим обоснованием перестройки как непосредственного продолжения идей и практики Октября. По словам М.С. Горбачева, перестройка должна была вывести советское общество «к тем идеалам, ради которых была совершена Октябрьская революция». В этом ключе прозвучал его доклад «Октябрь и перестройка: революция продолжается» на торжественном заседании, посвященном 70-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции.

С этого же времени начался поиск новых методологических подходов к изучению революции. Практически все историки признавали, что качественный подъем исторических исследований невозможен без отказа от аксиоматичности, упрощенности, сталинского догматизма, отсутствия авторской индивидуальности, без избавления от «фигур умолчания», изначальной заданности выводов. Марксистская методология не подвергалась сомнению, но ее следовало, согласно новым подходам, применять творчески. И, наконец, еще один важнейший методологический аспект – обращение к В.И. Ленину для восстановления исторической правды, необходимость освобождения от искажающих ленинизм наслоений.

Исходя из этих методологических принципов, были определены «застойные зоны» в изучении Октябрьской революции. Наиболее полно их сформулировал П.В. Волобуев в статье «Обращаясь к великому опыту». Среди основных проблем, которыми предстояло заняться историкам, назывались восстановление подлинно ленинской концепции революции, «в духе ленинских оценок» решение вопроса о перегруппировке классовых и политических сил в ходе ее, осуществление прорыва в исследовании закономерностей политических и социально-экономических предпосылок социалистической революции, рассмотрение возможности альтернативных путей развития России в 1917 г., непредвзятое переосмысление роли мелкобуржуазной демократии. Кроме этого были поставлены такие вопросы, как интеллигенция и революция, социальное творчество масс, Октябрь и мировая революция, цена революции и др.

Вместе с тем на этом этапе историкам еще не удалось полностью избавиться от обозначенных ими же недостатков в исследованиях, что хорошо видно, например, в случае изучения деятельности И.В. Сталина в 1917 г., стремлении подчеркнуть его незначительность в происходивших тогда событиях. В 1989 г. на русском языке была издана, правда, с критическими комментариями В.И. Миллера и специальным послесловием В.Т. Логинова, монография американского историка Р. Слассера, изначальная заданность выводов которой была сформулирована уже в названии – «Сталин в 1917 году. Человек, оставшийся вне революции».

Распад Советского Союза привел к отказу большинства историков от марксистской методологии и возникновению немарксистского направления в историографии, занявшего доминирующее положение. Вместе с этим прекратила свое существование и историко-партийная наука. В новой ситуации, интересы исследователей стали быстро перемещаться с истории Октябрьской революции ко всему спектру произошедших в 1917 г. событий. Прежде робкие попытки поставить под сомнение закономерность Октябрьской революции, как и всего, что произошло в России в 1917 г., привели теперь к недостаточно обоснованным выводам о случайном характере этих событий в российской истории. Однако еще в первой половине 1990-х гг. большинство историков отказались от такой интерпретации. Наоборот, обозначился поворот к глубокому научному анализу феномена русской революции.

Рост профессионального интереса к истории 1917 г., а также открытие широкого доступа в архивы не могли не привести к введению в научный оборот новых источников. Большое значение имеет четырехтомное издание «Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году: Протоколы, стенограммы и отчеты, резолюции, постановления общих собраний, собраний секций, заседаний Исполнительного комитета, Бюро исполнительного комитета и фракций», работа над которым началась еще в 1960–1970-е гг., но по причине того, что основной массив документов имел эсеро-меньшевистское происхождение (эти политические силы доминирования в Петросовете до конца лета 1917 г.) труд начал издаваться только в 1991 г. На протяжении 2001–2004 гг. были полностью опубликованы журналы заседаний Временного правительства за весь период его деятельности, в которых зафиксированы обсуждавшиеся на заседаниях вопросы и принимаемые решения.

История различных политических сил, сыгравших свою роль в 1917 г. представлена в сборниках «Анархисты. Документы и материалы. 1883–1935 гг.», «Петербургский комитет РСДРП(б) в 1917 году: Протоколы и материалы заседаний», «Меньшевики в 1917 году», «Партия левых социалистов-революционеров. Документы и материалы. 1917–1925», «Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы», «Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы», «Протоколы Центрального комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии: 1905–середина 1930-х гг.», «Съезды и конференции конституционно-демократической партии: 1905–1920 гг.» и др. Собранные в этих изданиях документы дают представление об идеологии, практической деятельности, стратегии и тактике политических партий и организаций, характеризуют их лидеров и активистов.

Следует уделить особое внимание особому комплексу источников – мемуарной литературе. Мемуары, увидевшие свет за эти годы, можно разделить на несколько групп. Во-первых, это переиздание воспоминаний, которые уже выходили в России, но стали затем недоступными читателям (например, сборники, выходившие в 1920-е гг. в серии «Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев», воспоминания Ф.Ф. Раскольникова, А.Г. Шляпникова, Н.Н. Суханова Г.П. Перетца и др.). Во-вторых, переиздание мемуаров участников и очевидцев событий 1917 г., выходивших ранее за границей (П.Н. Милюкова, А.Ф. Керенского, Л.Д. Троцкого, А.И. Деникина, «Архива русской революции» в 22 томах, издававшегося И.Н. Гессеном в Берлине и др.). Среди авторов опубликованных мемуаров можно назвать имена А.И. Гучкова, М.В. Родзянко, И.Г. Церетели, В.М. Чернова, П.А. Половцова, В.Н. Коковцова, П.Г. Курлова, А.М. Коллонтай, В.В. Шульгина и др. В целом изданные в настоящее время воспоминания отражают точки зрения самого широкого круга политических сил, принимавших участие в революционных событиях 1917 г. Нельзя не обратить внимание также на малоизвестные, но отнюдь не менее важные воспоминания людей, не относившихся к политическим фигурам, тем более фигурам политического Олимпа 1917 г. – княгини Л.Л. Васильчиковой, инженера Э.Б. Кригер-Войновского, генерала Ф.Я. Ростковского. Важное значение имеют также впервые полностью изданные в России «История русской революции» Л.Д. Троцкого, «История второй русской революции» П.Н. Милюкова, труды по истории революции С.П. Мельгунова. Особенностью этих работ является совмещение исследовательской и мемуарной составляющих. В качестве источников по истории 1917 г. представляют интерес также дневники, например, императрицы Марии Федоровны, С.Б. Веселовского, А. Бенуа, М.М. Пришвина и др.

90-е гг. ХХ – первые годы XXI в. стали временем глубокого и всестороннего изучения истории 1917 г. Поиски исторической истины и стремление к объективному освещению происходивших событий, опирающиеся на все возрастающий комплекс источников разных видов, привели к качественному росту исследований по данной теме. Ряд историков стал рассматривать русскую революцию как непрерывный временной процесс, охватывающий период от начала Февральской революции до окончания Гражданской войны. Вместе с тем преобладающим являлась концепция единого революционного процесса 1917 г., внутри которого выделялись Февральская и Октябрьская революции. Были также даны различные определения характера революции: плебейская (М. Рейман), пролетарско-плебейская (П.В. Волобуев, В.П. Булдаков), общинная (Д.И. Люкшин, В.М. Бухарев), русская рабоче-крестьянская социалистическая (И.А. Фроянов), демократическое пацифистское рабоче-солдатско-крестьянское движение (С.В. Тютюкин).

На протяжении последних пятнадцати лет российские историки активно обращались к изучению политических биографий деятелей революции. Одной из первых попыток избавиться от т.н. «фигур умолчания» в революции 1917 г. стал выпуск сборника политических портретов «Исторические силуэты», а также издание в 1993 г. биографического словаря «Политические деятели России. 1917». Стали публиковаться монографии о А.И. Гучкове, А.Ф. Керенском, П.Н. Милюкове, Ю.О. Мартове, Г.В. Плеханове, Л.Г. Корнилову, Л.Д. Троцком, В.М. Чернове, А.В. Пешехонове, В.В. Шульгине и др. Был издан ряд новых оригинальных биографий В.И. Ленина. А.А. Арутюнов, В.А. Поцелуев, Е.Г. Плимак в своих работах заново проанализировали все основные этапы политической деятельности лидера большевиков, ключевое место в которой по праву занимает 1917 г. К трудам российских историков примыкают переведенные на русский язык работы о Ленине зарубежных исследователей – Р. Пейна, Л. Фишера, Р. Сервиса, Э. Каррер д’Анкосса.

Среди работ иностранных исследователей, которые внесли значительный вклад в научную историографию революции 1917 г. и без обращения к которым ныне невозможно представить ее изучение, необходимо указать на монографии А. Рабиновича «Революция 1917 года в Петрограде: Большевики приходят к власти» и Р. Пайпса «Русская революция».

Проблемное поле перспективных направлений исследований по истории революции непрерывно расширяется, включая, например, психосоциальную интерпретацию революции 1917 г.; изучение поведения солдат, рабочих, крестьян, средних слоев населения, имущих классов; механизмов эскалации социального психоза. В этом случае в качестве критической точки 1917 г. выделяется не Октябрь, а Февраль, приведший к падению власти, что имело большее значение для формирования поведения масс, чем ее присвоение. Увидели свет работы С.В. Ярова «Пролетарий как политик: Политическая психология рабочих Петрограда в 1917–1923 гг.», О.С. Поршневой «Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны» и «Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период Первой мировой войны (1914 – март 1918 г.)», В.П. Булдакова «Красная смута: Природа и последствия революционного насилия». В исследованиях дается целостная картина психологии «народных низов» периода революции, изменение настроений, мыслей, чувств, переживаний. Восприятие революции жителями столицы показано в монографии С.В. Ярова «Горожанин как политик: Революция, военный коммунизм и нэп глазами петроградцев», сборнике «Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны».

Февральская революция создала почву для надежд, ожиданий и требований огромного большинства населения России. Несоответствие этих ожиданий возможностям их удовлетворения, самоощущение «временности» представителями «верхов» – людей, пришедших к власти в феврале-марте 1917 года и анализ их поведения даны в работе И.Л. Архипова «Российская политическая элита в феврале 1917 года: психология надежды и отчаяния». В русле изучения социальной психологии и поведения людей революционного времени можно также рассматривать монографию В.И. Мусаева «Преступность в Петрограде в 1917-1921 гг. и борьба с ней», Б.И. Колоницкого «Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры Российской революции 1917 г», И.В. Нарского «Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 1917–1922 гг.». Помимо исторических, авторами всех этих работ были использованы методы других гуманитарных наук: социологии, психологии, социально-культурной антропологии, лингвистики, философии.

80-летие русской революции (1997 г.) дало импульс для новых научных разработок по истории 1917 г. В это время появились работы, посвященные как общим вопросам революции, трансформации марксизма в условиях России и его влияния на произошедшие события, альтернативам Февралю и Октябрю, становлению советской формы власти и господства коммунистической партии (С.В. Леонов «Рождение советской империи: государство и идеология. 1917–1922 гг.», Р.А. Медведев «Русская революция 1917 г.: победа и поражение большевиков» и др.), так и монографии по отдельным проблемам истории революции (Г.И. Злоказов «Меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов в 1917 году», Л.Г. Протасов «Всероссийское Учредительное собрание: История рождения и гибели» и др.).

Юбилей революции стал также поводом для подведения определенных итогов изучения вопроса с момента распада СССР. В предисловии к сборнику материалов научной конференции «1917 год в судьбах России и мира: Октябрьская революция» председатель Научного совета РАН «История революций в России» С.В. Тютюкин подчеркнул, что за эти годы произошло разрушение советских схем, но новой целостной концепции событий 1917 г. еще не создано. Он же отметил падение интереса историков к Октябрьской революции, его смещение к изучению политических противников большевиков и негативных сторон советской власти. Вместе с тем преодолен упрощенный взгляд начала 1990-х гг., согласно которому никто, кроме большевиков не несет ответственности за положение в России того времени. В.П. Булдаков в докладе «Октябрь и ХХ век: теории и источники» также обратил внимание, что «ситуация в российской историографии предстает зыбкой», но зато отчетливо видно возрождение марксистской и даже коммунистической ортодоксии.

Немаловажным и весьма дискуссионным вопросом истории 1917 г. является выступление генерала Л.Г. Корнилова. Споры о его характере – мятеж, попытка захвата власти и установления правой диктатуры, согласованное с А.Ф. Керенским, и даже инициированное им выступление, попытка спасения России – продолжаются до настоящего времени. Обозначенные, а также другие проблемы, связанные с действиями Корнилова исследуются в работах А. Рабиновича «Революция 1917 года в Петрограде: Большевики приходят к власти», Г.З. Иоффе «Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов», Г.М. Каткова «Дело Корнилова», А.В. Шишова «Корнилов. Несостоявшийся диктатор», В настоящее время осуществлена также двухтомная публикация документов «Дело генерала Л.Г. Корнилова: Материалы Чрезвычайной комиссии по расследованию дела о бывшем Верховном главнокомандующим генерале Л.Г. Корнилове и его соучастников. Август 1917 – июнь 1918 г.».

Помимо общих вопросов истории России в 1917 г. внимание исследователей привлекают также более узкие проблемы. Истории Демократического совещания и созданного им Временного совета Российской республики – Предпарламента посвящены работы С.Е. Рудневой, состоянию российской армии – С.Н. Базанова, Л.М. Гаврилова, С.А. Солнцевой, функционированию Государственной Думы в период Февральской революции труды А.Б. Николаева, В.А. Демина. Появились ряд интересных исследований историографического характера – Н.А. Коваленко «1917 год. Новые подходы и взгляды», О.А. Васьковского «Феномен диктатуры пролетариата: 1917 год в оценке историков», С.В. Малышевой «Временное правительство России. Современная отечественная историография».

1917 г. вобрал в себя много судьбоносных для страны, а во многом и для всего мира событий. Современные российские историки практически единодушны в определении революции 1917 г. как наиболее значительного события ХХ в. Огромный массив документов, воспоминаний, исследований подробно воссоздают историческую картину того времени, раскрывают перед нами противоречия политических отношений, судьбы политических деятелей, поведенческие мотивы и действия различный групп населения.
Источники

1917: Частные свидетельства о революции в письмах Луначарского и Мартова. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2005.

Авксентьев Н. Большевистский переворот // Отечественная история. 1992. № 5.

Александр Иванович Гучков рассказывает М.: Ред. журн. «Вопросы истории», 1993.

Александр Керенский: любовь и ненависть революции. Дневники, статьи, очерки и воспоминания современников. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1993.

Анархисты. Документы и материалы. 1883–1935 гг. В 2-х томах. Т. 2. 1917–1935 гг. М.: РОССПЭН, 1999.

Архив новейшей истории России: Т. 7: Журналы заседаний Временного правительства: Март – окт. 1917 года: В 4 т. Т. 1: Март – апрель 1917 года / Сост. Е.Д. Гринько, О.В. Лавинская; Отв. ред. Б.Ф. Додонов. М.: РОССПЭН, 2001.

Архив новейшей истории России: Т. 8: Журналы заседаний Временного правительства: Март – окт. 1917 года: В 4 т. Т. 2: Май – июнь 1917 года / Сост. Е.Д. Гринько, О.В. Лавинская; Отв. ред. Б.Ф. Додонов. М.: РОССПЭН, 2002.

Архив новейшей истории России: Т. 9: Журналы заседаний Временного правительства: Март – окт. 1917 года: В 4 т. Т. 3: Июль – август 1917 года / Сост. Е.Д. Гринько; Отв. ред. Б.Ф. Додонов. М.: РОССПЭН, 2004.

Архив новейшей истории России: Т. 10: Журналы заседаний Временного правительства: Март – окт. 1917 года: В 4 т. Т. 4: Сент. – окт. 1917 года / Сост. Е.Д. Гринько; Отв. ред. Б.Ф. Додонов. М.: РОССПЭН, 2004.

Архив русской революции. / Изд. Н.И. Гессен. В 22 тт. М.: Современник, 1991–1993.

Белоэмигранты о большевиках и пролетарской революции / Ред. Э.А. Наугольных. Кн. 1. Пермь: СП «Интер-ОМНИС», МП «Компания «Акварель», 1991.

Бенуа А. Мой дневник. 1916–1917–1918. М.: Русский путь, 2003.

Бердяев Н. Духовные основы русской революции: Опыты 1917–1918 гг. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999.

Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001.

В.В. Шульгин – последний рыцарь самодержавия. Новые документы из архива ФСБ // Новая и новейшая история. 2003. № 4.

Васильчикова Л.Л. Исчезнувшая Россия. Воспоминания княгини Л.Л. Васильчиковой, 1886-1919 гг. СПб.: Петерб. сезоны, 1995.

Веселовский С.Б. Дневники 1915–1923, 1944 годов // Вопросы истории. 2000. №№ 2–10.

Воейков В.Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего Дворцового Коменданта Государя Императора Николая II. М.: Родник, 1994.

Войтинский В.С. 1917-й. Год побед и поражений. М.: Тера – Книжный клуб, 1994.

Врангель Н. Воспоминания: От крепостного права до большевиков / Вступительная статья, комментарии и подготовка текста А. Зейде. М.: Новое Литературное Обозрение, 2003.

Всероссийское Учредительное Собрание. Первый и единственный день его занятий (5-6 января 1918 года): Стенографический отчет. Репринтное изд. 1918 г. Киев: Абрис, 1991.

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (25-26 октября 1917 г.) Сборник документов и материалов. М.: Археогр. центр, 1997.

Гибель монархии. / Сост. А. Либерман, С. Шокарев. М.: Фонд Сергея Дуброва, 2000.

Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906–1917: Дневник и воспоминания. / Вступ. статья, подг. текста, биогр. словарь и коммент. Б.М. Витенберга. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

Глобачев К.И. Правда о русской революции. Воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения; Глобачева С.Н. Воспоминания. Прелюдия происходящих в мире событий // Вопросы истории. 2002.№ № 7–12.

Голицына И. Воспоминания о России (1900–1932) / Пер. с англ. Т. Голицыной, О. Несмеяновой; Предисл. А. Хитрова. М.: Айрис-пресс, 2005.

Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. М.: Современник, 1991.

Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации