Гнатюк Н.С. История экономических учений - файл n1.doc

приобрести
Гнатюк Н.С. История экономических учений
скачать (625.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc626kb.16.09.2012 10:29скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусско-Российский университет
ГНАТЮК С.Н.

ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


МОГИЛЕВ – 2003

ВВЕДЕНИЕ
История экономических учений знакомит студентов с эволюцией экономической мысли, логическими и историческими причинами развития новых концепций и теорий, их вкладом в приращение научных знаний, плюсами и минусами, связью экономических концепций с экономической реальностью и государственным регулированием экономических процессов.

Экономическая теория прошла длительный эволюционный путь развития. Зарождение науки относится к ХХ веку до нашей эры, когда были совершены первые наблюдения, обобщения за экономической реальностью. Процесс развития экономической теории изучен и изложен достаточно хорошо в многочисленных учебниках по истории экономических учений разной сложности. При этом предметом истории экономических учений являются те экономические взгляды, которые сложились в определенную систему. Система экономических взглядов – это совокупность идей, отражающих и разъясняющих сущность определенного круга явлений, взаимосвязанных между собой и возникающих как следствие отражения в сознании людей экономических отношений, определенного экономического порядка в процессе их Развития.

Важным вопросом является периодизация истории экономических учений. Он должен решаться на принципе научного историзма. В данном учебном пособии положен принцип периодизации истории экономического развития общества. Периодизация также базируется на закономерностях развития самой экономической мысли, экономических учений как самостоятельной экономической науки. Она должна отражать преемственность в развитии экономических учений, основные вехи в их развитии, а также особенности, характерные для каждого этапа развития и сопутствующие им качественные сдвиги.

Предлагаемое учебное пособие большее внимание уделяет изложению взглядов экономистов, живших в конце ХIХ века и в ХХ веке. Это связано с тем, что данный период заложил основы современной экономической теории, характеризуется острой дискуссией по различным вопросам теории и экономической политики. Данный период недостаточно изложен в учебниках. Исключением можно считать учебник «История экономических учений: (современный этап)» под редакцией А.Г.Худокормова (М.: ИНФРА-М,1999). Но в данном учебнике изложены концепции разработанные с 30-х годов ХХ века. К тому же ограниченный тираж делает его практически недоступным.

Данное учебное пособие не предполагает полного и всестороннего изложения дискуссионных вопросов экономической теории ХХ века. Автор берет на себя смелость изложить основные подходы, методологические принципы и рекомендации основных направлений и школ экономической теории, так как понимает, что глубокое изучение возможно только на основе первоисточников, работ самих ученых. Тем не менее, предполагается, что знакомство с данным пособием позволит разобраться с процессом теоретического осмысления экономической теорией рыночного хозяйства, закономерностей его формирования и функционирования; обратить на связь экономической теории с экономической практикой, рекомендациями различных школ по проблемам государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах; сформировать целостное представление о различных школах и направлениях с точки зрения их генезиса, целостности, логичности, практической применимости.


1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

До появления капитализма экономической науки как целостного теоретического учения не было. Существовали определенные представления об экономике у наиболее образованных представителей древнего мира и средневековья. Они касались лишь отдельных сторон хозяйствования и носили нормативный характер, т.к. предписывали, как должна развиваться экономика.

Первые исторические сведения относятся к IV тысячелетию до нашей эры. Более систематизированные взгляды были представлены в Древнем Вавилоне в законах Била Ламы (XX в. до н. э.) и законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) В них укреплялась частная собственность на землю, орудия труда, рабов, результаты производства. Покушение на частную собственность карается смертной казнью либо обращением в рабство: "Если человек купил из рук сына человека или раба, человека либо серебро, либо золото, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было без свидетелей или договора ... этот человек - вор, он должен быть убит’’1. Свод законов свидетельствовал о том, что укрепление и защита частной собственности являлось важной функцией государства. Законы регламентировали отношения найма, аренды, торговли, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений, господства натурального хозяйства. Законы ограничивали деятельность ростовщиков и долговое рабство. Был наложен запрет на продажу и отчуждение за долги земельных участков, принадлежащих воинам и другим гражданам. Долговое рабство ограничивалось тремя годами.

Важнейшим документом Древней Индии является "Артхашастра", составление которого приписывается Каутильо Вишнугупте (IV - IIIв. до н. э.), посвященный государственному, хозяйственному и политическому устройству общества. Он исходит из кастового деления общества: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шундра (бесправные люди, предназначенные богом для "черных" работ). Такое деление общества непреодолимо. Большое внимание уделено регламентации рабовладения. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение социальных конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, а также право самовыкупа за счет своего имущества. Богатство страны создается трудом земледельцев и ремесленников. Поэтому необходимо защищать не только собственность, но и людей. "Сила государства состоит в людях. Безлюдная земля подобна бесплодной корове". Это обстоятельство вызывает возражения против войн. Государство должно обеспечить мир стране. Оно требует бережного отношения и земле как источнику богатства, считает необходимым у нерадивых работников, забирать землю.

В "Артхашастре" утверждается, что товары должны продаваться в соответствии с количеством "дней работы", а вознаграждение - соответствовать результатам труда. Цены на рынке отличаются от стоимости, т.к. конкурирующие покупатели увеличивают цены, делая их выше стоимости. Цены должны регулироваться государством двояко. С одной стороны, через использование государственных резервов, с другой - за счет административного регулирования цен. Так, товар, имеющийся в избытке, (надзиратель за торговлей) должен придерживать в одном месте и повышать цену. В том случае, если цена станет нормальной, то должен установить другую цену1. Кроме того, регламентируется место, время, условия торговли. В сфере экономической политики Каутильо предлагал развивать производительные силы, соблюдать активный баланс государственного бюджета за счет роста доходов и снижения расходов.

Важное место в истории экономической мысли занимает Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Он защищает сформировавшийся в древнем китайском обществе порядок, опираясь на идею естественного права. Согласно этой идее, бог является первопричиной мира, но он не вмешивается в явления общественной жизни, подчиняющиеся естественным законам, которые открываются разумом и охраняются гражданскими законами, составляющими естественное право. Поэтому необходимо поддерживать социальный порядок, основанный на беспрекословном подчинении власти. Конфуций требовал от правителей ставить каждого человека на его место в обществе согласно занимаемому положению. А всех людей он делил на 4 категории: обладающие знанием от рождения; приобретающие его в процессе учения; те, кто упорно учится, несмотря на трудности; простой народ, испытывающий трудности и лишенный возможности учиться. Народ должен много работать, меньше потреблять и не стремиться к комфорту.

Источником богатства народа и государства он считает труд, а богатство верховного правителя основывается на богатстве народа. Осуждая чрезмерное накопление богатства, идущее во вред народу, он советует распределять его равномерно. Этого можно добиться, если уменьшать налоги, не отрывать крестьян от сельскохозяйственных работ, заботиться об улучшении народного благосостояния и отказываться правителям от излишней роскоши.

В борьбе с конфуцианством сформировались взгляды Мо Ди (479-381 гг. до н. э.) Он исходил из признания природного равенства всех людей. Защищал частную собственность, считая, что она способствует развитию инициативы мелких производителей на основе "взаимной выгоды" и "всеобщей любви". Все люди должны заниматься физическим трудом, что приведет к достатку в стране. Идея "взаимной выгода" означала, что люди должны руководствоваться не личной, а общественной выгодой, которая представляет совокупность личных интересов.

Исторические источники древнего мира являются прежде всего сведениями о хозяйственном быте того времени и только во вторую очередь о них можно говорить как о памятниках экономической мысли, которая предполагает определенное обобщение практики. Только в Древней Греции была сделана первая попытка теоретически осмыслить экономическое устройство общества. Термин "экономия" введен Ксенофонтом (430-350 гг. до н. э.), который назвал так свою работу, в которой в форме диалога рассматриваются вопросы эффективного ведения домашнего хозяйства. Он считал земледелие основой всего хозяйства, которое должно развиваться на труде рабов. Рабство – естественное состояние. Свободный человек не должен заниматься ремеслом и торговлей. Он предназначен для управления трудом рабов в сельском хозяйстве. Ксенофонт обосновал необходимость разделения труда на физический и умственный, отметил положительное значение разделения труда по профессиям, близко подошел к принципу мануфактурного разделения труда, обратил внимание на связь между разделением труда и размерами рынка.

Развитие товарного обмена обусловило понимание Ксенофонтом денег как формы всеобщего богатства и средства обращения. Он показывает необходимость накопления денег для расширения хозяйства, на случай войн и т.д., и выступает против обращения денег в форме торгового и ростовщического капитала.

Богатство можно увеличивать за счет излишка продукции, получаемого сверх минимального удовлетворения потребностей рабов, поэтому надо так организовать хозяйство, чтобы рабы много работали, но мало потребляли.

Платон (427-347 гг. до н. э.) представил идеальную модель общества в работе "Политика или государство". Общество он делит на 3 сословия: философы, воины и низшие, занимающиеся трудом. Рабы не включались ни в одно сословие. Философы и воины не должны заниматься физическим трудом и обладать какой-либо собственностью. Их потребление должно носить обобществленный характер. Собственность разрешалась только низшему сословию. Развивалась Платоном идея разделения труда и обмена: у человека много потребностей, а способность – одна. Поэтому, чтобы удовлетворять потребности, необходим обмен. Предлагал углубление и закрепление разделения и специализации труда. Хозяйство должно носить натуральный характер. Предлагал запретить ввоз в страну товаров, которые "не нужны стране", и вывоз товаров, которых не хватает. Запрещалось владение золотом и серебром частными лицами. Особенно должно контролироваться недопущение товарно-денежных отношений в сферу философов и воинов, т.к. они развращают людей. В целом для Платона характерно отрицательное отношение к товарно-денежным отношениям и ростовщичеству с торговлей, что отражало натуральный тип хозяйства в Древней Греции.

К. Маркс считал "самой всеобъемлющей головой Древнего мира" Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) Исходил из предпосылки, что рабство - явление естественное и должно быть основой производства. Рабство связывал с разделением труда, т.к. считал, что рабы - люди, которые от природы могут выполнять только физическую работу, а свободные люди предназначены заниматься умственным трудом. Выступает в защиту натурального хозяйства, основанного на труде рабов. Но так как существует обмен, то Аристотель утверждает о необходимости товарно-денежных отношений на справедливой основе, под которой понимает обмен равным количеством товаров. Соизмерение осуществляется только благодаря деньгам. Деньги выделялись из товарной массы ввиду удобства в обращении. Они выполняют функции меры стоимости и средства обращения. Анализ обмена позволил выделить в товаре две стороны – потребительную стоимость и меновую стоимость.

Существование товаров и денег привело Аристотеля к мысли о существовании двух видов богатства: натурального (совокупность потребительных стоимостей) и денежного. Изучением первого занимается экономия, изучением второго - хрематистика.

Накопление денег в форме крупной торговли и ростовщичества он считал неестественным, противным природе. Натуральное богатство служит удовлетворению потребностей человека. Причем целесообразным признается не только производство товаров, но и обмен, который служит получению какого-то другого нужного человеку блага.

В целом Аристотель не создал завершенной экономической концепции. Но на протяжении многих веков он оказывал влияние на развитие экономических взглядов.

В Древнем Риме работы образованных владельцев латифундий (Катон, братья Гракхи, Колумела) обращали основное внимание на проблемы экономики сельского хозяйства. Так, Катон Старший (234-149 г. до н.э.), обобщая свой опыт управления, рекомендовал приобретать рабов в детском возрасте, воспитывать их в повиновении, строго регламентировать труд, держать их в строгости, поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, своевременно освобождаться от дряхлых и больных. Вести хозяйство надо так, чтобы «меньше проживать и больше наживать». Предлагал продавать излишки продукции, когда растут цены, и покупать только то, что нельзя производить в своем хозяйстве.

Братья Гракхи (2 век до н.э.), в целях повышения эффективности хозяйства, предлагали заменить крупные поместья на мелкие, наделения землей безземельных и малоземельных крестьян. Ещe дальше пошел Колумела (1 век н.э.), который, отмечая низкую производительность труда рабов, ставит вопрос о передаче хозяйств колонам (мелким арендаторам) из горожан и лишившихся земли крестьян.

В это время зарождается христианство, для которого был характерен приоритет загробной жизни. Поэтому оно не уделяло должного внимания экономическим проблемам. Вместе с тем для него характерно отрицательное отношение к торговле, ростовщичеству, богатству: "Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост" (Книга Второзаконие. Гл.23, стих 19). "Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото" (Книга Притчей Соломоновых. Гл.8, стих 10). Проповедовали терпимость к страданию на земле и идею равенства всех перед богом.

В средние века идеи Аристотеля получили развитие в работах Фомы Аквинского (I225-I274 гг.), который разработал идею справедливой цены, которая, с одной стороны, равна затратам труда и другим расходам, а с другой - приносит равенство польз, т.е. позволяет продавцу поддерживать образ жизни, соответствующий его социальному положению. Поэтому справедливой является разная цена на один и тот же товар для различных сословий. Если товар "поступает на пользу одному и в ущерб другому", то в таком случае можно будет по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе". При этом она "не будет продана дороже, чем стоит владельцу", так как повышение цены будет компенсировать тот ущерб, который наносит себе продавец, лишаясь данной вещи.

Рассматривая товарно-денежные отношения, Фома Аквинский оправдывает торговлю и торговую прибыль, если она служит источником средств существования для торгующего. Торговую прибыль рассматривает как плату за улучшение товара перед его реализацией. Но и не исключает такой источник торговой прибыли как обман покупателя. Ссудный процент считает платой за риск или возмещением убытка, который может быть причинен кредитору. Однако утверждал, что процент может порождать неравенство в обмене, противоречащее справедливости. Деньги служат облегчению обмена и выполняют функцию обращения. Поэтому можно было чеканить неполноценные деньги. Рекомендует накапливать деньги, но осуждает их накопление у купцов и ростовщиков.

Он защищает частную собственность, так как видит в ней основу хозяйства. Полагал, что определенная часть общества от природы наделена правом присвоения богатства. Поэтому собственность, приобретенная для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым элементом жизни общества.

На Ближнем Востоке Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.) выдвинул идею трудового происхождения стоимости товара и обмена товаров по стоимости. Золото выступает эквивалентом всего того, что создал человек. Цена может отличаться от стоимости в зависимости от количества товаров на рынке. Прибыль – результат неравноценного вознаграждения нанятых работников за свой труд. Торговая прибыль возникает как разница между ценой покупки и ценой продажи. Причиной богатства является труд человека, который создает многообразие вещей. Успешно страна будет развиваться, если существует частная собственность, так как она стимулирует развитие производства и повышение его эффективности. Государство должно поощрять производство, в том числе и за счет сокращения налогов.
2. MEРКАНТИЛИЗМ
Меркантилизм - экономическое учение ХV-ХVII веков, отражающее интересы торговой буржуазии. Наибольшего развития достиг в Англии. Свое название получил от итальянского merkante – торговец. Сущность меркантилизма сводится к анализу торговли, сферы обращения. Я.Шумпетер отмечает: "… денежная система, политика огораживания и последовавший в результате упадок сельского хозяйства, давние ограничения, наложенные правительством на торговлю, привилегии иностранных купцов,. курс обмена денег, борьба с торговыми монополиями, установление банковской системы были теми темами, вокруг которых в литературе шли ученые споры’’2.

Различают ранний и развитой меркантилизм. Ранний меркантилизм называют монетарным, или меркантилизмом денежного баланса. Основное требование – сокращение импорта вплоть до полного запрета на вывоз из страны золота и серебра. Идеи меркантилизма этого направления проповедовали Г. Скаруффи (Италия), У. Стаффорд (Англия). Уильям Стаффорд (I554-I6I2 гг.) предлагал запретить вывоз драгоценных металлов, регламентировать торговлю с целью ограничения импорта, особенно мануфактурных изделий и предметов роскоши, поощрять хозяйственную деятельность, связанную с притоком в страну денег. Отстаивал развитие национальной промышленности, считая, что вывоз готовых промышленных товаров в большей мере содействует занятости и увеличению богатства, чем сельскохозяйственных товаров. Осуждал порчу монет, приносящую выгоду государству, но ухудшающую материальное положение народа и вызывающую рост цен. Ошибочно полагал, что в этом случае иностранные купцы смогут приобрести больше товаров и будут заинтересованы в перечеканке золотых монет. У. Стаффорд стоял на позициях металлистической теории денег и доказывал, что государство не может по своему усмотрению определять стоимость монеты.

Поздний меркантилизм называют меркантилизмом торгового баланса. Наиболее яркая идея – отказ от запрета импорта. Главное, чтобы экспорт превышал импорт. Крупный вклад в обоснование этой идеи внесли Т. Мен (1571-1641), Д. Локк (Англия), А. Монкретьен (1575-1621), Ж-Б. Кольбер (Франция), А. Серра (Италия). Деньги приносят богатство только в обороте. Причем рост богатства является результатом неэквивалентного по своей природе обмена. Производство рассматривали как "необходимое зло", как средство для обеспечения притока в страну денег и занятости. А.Монкретьен, автор «Трактата политической экономии» (1615), считал, что торговля - главная цель производства, т.к. недостаточно создать товары. Их еще надо продать. Утверждали, что люди должны меньше сберегать, и тратить на потребление все свои доходы, так как это ведет к росту производства и занятости. Анализируя влияние импорта товаров, отмечали, что он порождает нехватку денег и подрывает все ремесла, обеспечивающие работу.

Выступая за вмешательство государства в экономику, меркантилисты приветствовали такие формы, которые соответствуют "естественному праву", т.е. не нарушают "природных" прав человека, в которые входили право собственности и безопасность. Б.Мандевиль отмечал: "Первой заботой правительства должно быть поощрение всего разнообразия мануфактур, искусств и ремесел, какое только может изобрести человеческий ум, и второй заботой - поощрение сельского хозяйства и рыболовства во всех их видах таким образом, чтобы вся земля, как и человек, могла полностью проявить свои возможности. От такой политики ... можно ожидать величия и счастья народов3.

Большое внимание уделялось проблеме денег. Д. Локк отмечал проблему стоимости денег и считал, что она выражается "в их способности приносить ежегодный доход в форме процента" и зависит от отношения количества денег в стране ко всей торговле страны и скорости их обращения4. Он пояснял, что деньги имеют двоякую стоимость:

- меновую стоимость, аналогичную всем товарам, которая зависит от количества денег.

Д. Локк выступал против высокой ставки процента, т.к. она препятствует росту богатства, разоряет мелких купцов, а крупные – бросают торговлю и занимаются ростовщичеством. Ставка процента зависит от предпочтения ликвидности и количества денег. При этом ставка процента не оказывает прямого влияния на уровень цен. Локк выступал за введение в оборот бумажных денег. Объяснял выполнением деньгами функции обращения. Бумажные деньги могут выполнять эту функцию и поэтому способствовать росту деловой активности и богатству нации. Подчеркивал, что бумажные деньги пригодны лишь для внутреннего обращения.

Большое внимание уделялось влиянию количества денег на условия торговли. Считали, что страна, у которой относительно меньше денег, чем у других стран, вынуждена продавать дешево свои товары, а покупать дорого. Поэтому надо принимать меры по увеличению количества денег. Они понимали обманчивость дешевизны товаров и опасность того, что чрезмерная конкуренция может привести к невыгодным условиям торговли. Дешевые отечественные товары и дорогие импортные приводят к разорению местных производств и обогащению иностранцев.

Практические рекомендации меркантилистов реализованы в политике Кольбера (1619-1683 гг.) – министра финансов Франции в 1661-1683 годы. Цель политики – увеличение доходов государства, главным образом за счет активного торгового баланса, путем поощрения и развития промышленности, вывоза промышленных товаров и сокращения импорта. Свою политику начал проводить с уменьшения прямого налога на крестьян, увеличения некоторых косвенных, аннулирования займов. По его инициативе создавались новые отрасли, приглашались мастера из-за границы, организовывались крупные мануфактуры, которые обеспечивались государственными субсидиями, заказами и рабочей силой. Были упразднены внутренние таможни во Франции, запрещен вывоз сырья. Кольбер способствовал строительству дорог и каналов, что содействовало росту оборота внутренней и внешней торговли, создавал торговые кампании (Ост-Индийская, Вест-Индийская, Левантийская и др.)

В целом вклад меркантилистов в экономическую теорию оценивается как незначительный, так как они не владели синтетическим, обобщающим взглядом на экономику и ее функционирование.
3. ФИЗИОКРАТИЗМ
Учение физиократов сложилось в середине 18 в. во Франции и представляет первую целостную теоретическую концепцию. Заслуга физиократов и в том, что они перенесли анализ из сферы обмена в сферу производства.

Основателем учения физиократов был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) Кенэ исходит из теории естественного порядка. В соответствии с ней существуют непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Богом, и это позволяет человеку их познавать. Законы, формулируемые правительством, должны быть отражением естественных законов. Частная собственность является основой развития экономики, которая развивается стихийно. Вмешательство государства должно быть кратковременным в случаях серьёзных отклонений от естественных законов.

Единственным источником богатства, которое существует в форме материальных благ, является труд в сельском хозяйстве. Чистый доход рождается из взаимодействия человека и природы. В промышленности продукт лишь меняет свою форму, ничего не добавляя. Торговля перемещает блага, не создавая новые. При этом обмен осуществляется на эквивалентной базе, в основе которой лежит редкость или изобилие благ. Такой подход позволяет считать производительным только труд в сельском хозяйстве, а остальные виды труда – непроизводительными. Единственной формой чистого продукта является рента.

В экономической жизни участвует три класса: производительный класс, в который входят все, кто обрабатывает землю; класс собственников, т.е. те, кто получает чистый продукт (землевладельцы, духовенство, король); бесплодный класс – те, кто связан с ремеслом, промышленностью, торговлей. Рассматривая взаимодействие этих классов, Ф. Кенэ делает вывод о всеобщей гармонии в обществе, основанной на взаимодополняемости личных интересов.

Ф. Кенэ в своей основной работе "Экономическая таблица" (1758г) строит модель экономических отношений в обществе в рамках простого воспроизводства в состоянии равновесия. Все производство в сельском хозяйстве делится на производство продовольствия и сырья для промышленности. Промышленность рассматривается как единое целое. Капитал делится на основной и оборотный, которые находятся в соотношении 5:1. Совокупный продукт, следовательно, рассматривается двояко: с натурально-вещественной формы и стоимостной. Это позволяет Кенэ объяснить процесс воспроизводства. Он начинается, когда собран продукт в сельском хозяйстве. Часть продукции оставляет себе производительный класс для посева на следующий год. Часть отдают собственникам в виде ренты. Часть обменивают на продукцию бесплодного класса. Собственники часть своего дохода тратят на продовольствие и часть – на промышленные товары. В итоге вся продукция реализована и имеются возможности для производства на следующий год. Отношениям в рамках бесплодного класса Кенэ не уделял большого внимания. Заработную плату рассматривал как стабильную величину, определяемую минимумом средств существования.

В области практических рекомендаций Ф. Кенэ можно выделить предложение об обложении налогом только получателей чистого дохода, утверждение о том, чтобы развитие промышленности и торговли обходилось государству как можно дешевле, а для этого надо ослабить все ограничения для их развития. В области сельского хозяйства Ф.Кенэ рекомендовал развивать крупные фермерские хозяйства.

Учение физиократов получило дальнейшее развитие в работах Анна Робера Жака Тюрго (1727-1781 гг.). В своем основном труде "Размышления о создании и распределении богатств" (1776г.) исходит из субъективного подхода к оценке стоимости и цены товара, определяя их соотношением потребностей, интенсивностью желаний вступающих в обмен покупателя и продавца. Анализируя сельскохозяйственное производство, заложил основы закона убывающего плодородия земли.

Тюрго выделил в рамках бесплодного класса и земледельцев, предпринимателей и наемных рабочих. Такое деление возникло постепенно в результате бережливости одних и лености других. Бережливость объясняла первоначальное накопление капитала. "Капиталы ... являются не чем иным, как накоплением той части производимых землей ценностей, которую владельцы дохода или же те, с кем они делят свой доход, могут ежегодно откладывать, не затрачивая ее на удовлетворение своих потребностей". Минимум средств существования лежит в основе заработной платы наемных рабочих ввиду конкуренции на рынке труда в условиях превышения предложения труда над спросом на труд.

Выделение класса предпринимателей заставляет Тюрго признать существование промышленной и торговой прибыли. Он рассматривает её процент на капитал, т.е. доход, который можно было бы получить, вложив капитал в сельское хозяйство. Но так как чистый доход создается в сельском хозяйстве: "земледелец ... является единственным источником богатств, оживляющих своим обращением все виды труда в обществе, так как его труд является единственным трудом, производящим больше того, что составляет оплату труда", то промышленная и торговая прибыль является вычетом из чистого дохода производительного класса.

Будучи министром финансов, Тюрго проводил политику по оздоровлению финансов, провел налоговую реформу, освободил цены на зерно от государственного контроля, упразднил ремесленные цеха и гильдии. Таким образом, проводились меры, направленные на развитие экономической свободы и формирование, капиталистического производства.

Именно физиократы были первыми идеологами экономического либерализма, выдвинувшими лозунг "Laisser faire, Laisser passer " ("Позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят").


4. АНГЛИЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ.
4.1. В.Петти и его взгляды
Развитие классической политэкономии связано с развитием мануфактурного производства, которое потребовало своего объяснения. Уже в рамках меркантелизма некоторые учёные формировали новые подходы к анализу экономии. К ним относятся В. Петти (1623-1687 гг.). Он внес существенный вклад в разработку методологии экономической науки, формирование методов исследования. В своей основной работе ”Трактат о налогах и сборах”(1662) он утверждает о существовании в экономике объективных, познаваемых закономерностей, которые сравнивает с законами природы и называет естественными законами. Исходил из необходимости точного количественного анализа исследуемых явлений, выявление внутренних зависимостей, сущности изучаемых экономических явлений.

Рассматривая обмен, Петти считает, что ”оценку всех предметов следовало бы привести к двум естественным знаменателям – к земле и труду”5, а измерение осуществляется с помощью денег в форме труда, затраченного на определённое количество золота или серебра. Тем самым он близок к формированию основ трудовой теории стоимости. В.Петти подробно анализирует дифференциальную ренту по плодородию и местоположению и считает, что цена земли равна ренте за 21 год. Заработная плата имеет объективную основу, так как связана со стоимостью средств существования рабочего и равна минимуму средств существования работника. Ренту он рассматривает как разницу между стоимостью продукта и издержками его производства, к которым он относит зарплату и затраты на семена. Таким образом, рента – создаётся трудом. Ссудный процент определяется рентой, так как должен быть, по крайней мере, равен ей. Сущность процента он видит в возмещении ущерба, который создаёт себе кредитор, ссужая деньги6.

В.Петти считал, что надо следовать естественному праву. Поэтому частная собственность, неравенство, бедность неустранимы. Однако государство должно обеспечить заботу о бедных. Государство должно следить за соблюдением естественных законов и не нарушать их, содействовать развитию производства, снижая налоги и поддерживая талантливых людей.
4.2. Экономические взгляды Адама Смита.
А.Смит (1723-1790гг.) является основоположником классической политэкономии. Он развил идею Гельвеция о природном равенстве людей, считая, что каждый человек должен иметь равное право добиваться своей выгоды. Несмотря на то, что главным мотивом поведения каждого является личный интерес, ”невидимая рука” конкуренции направляет их деятельность на процветание общества. Для реализации экономической свободы человека в выборе местожительства, сферы деятельности и т. п.;

Предметом политэкономии он считает изучение объективных законов и решение задач по обоснованию экономической политики, которая должна ”обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать себе их”7.

А.Смит основную работу ”Исследование о природе и причинах богатства народов” (1773г.) начинает с анализа разделения труда, считая главным фактором роста производительности труда. Само богатство, представляемое как совокупность произведенных благ, зависит от производительности труда и доли населения, занятого производительным трудом, т.е. трудом в материальном производстве. Разделение труда Смит выводит из склонности человека к обмену. Разделение обмена приводит к появлению денег, которые стихийно выделяются из товарной массы и облегчают ход экономических процессов. Поэтому, вслед за Д.Локком, считает возможным замену золота бумажными деньгами.

В товаре А.Смит выделяет потребительную стоимость и меновую стоимость. Меновая стоимость лежит в основе обмена, естественных цен. Под влиянием спроса и предложения формируются реальные цены. Естественная цена определяется трудом: ”действительная цена всякого предмета… есть труд… Труд, стоимость которого никогда не меняется, является единственным и действительным мерилом, при помощи которого во все времена и во всех местах можно было расценивать и сравнивать стоимость всех товаров”8. В этом вопросе у А.Смита есть несколько подходов.

Во-первых, стоимость определяется трудом, который надо затратить на изготовление товара. Во-вторых, трудом, который можно приобрести за данную вещь. В-третьих, тяготой труда, жертвами работника, который отказывается тем самым от отдыха. В-четвёртых, суммой доходов (зарплатой, прибылью, рентой) собственников факторов производства, так как труд является единственным источником стоимости в примитивном обществе.

Рассмотрение доходов А.Смитом сопровождается двойственностью. Зарплата – единственная форма трудового дохода. Она, с одной стороны, часть созданной трудом стоимости. С другой, как любой товар, имеет естественную цену и рыночную цену, определяемую спросом и предложением. Поэтому она стремится к минимуму средств существования, который включает не только физический, но и социальный аспект. Прибыль рассматривает как вычет из продукта труда рабочих. Но вместе с тем утверждает, что она порождение всего авансированного капитала и справедливое вознаграждение за труд, риск и предприимчивость. Норма прибыли низка в силу своей природы в богатых странах и высока в бедных. При этом Смит утверждал, что интересы предпринимателей всегда в некоторых отношениях расходятся с интересами общества, так как заключаются в ограничении конкуренции и увеличении прибыли.

Двойственность присуща и при рассмотрении ренты. Когда А.Смит считает, что труд – создатель стоимости, то рента – вычет из продукта труда рабочих в силу монополии на землю как объект хозяйства. Когда стоимость рассматривается как сумма доходов, то рента – вознаграждение за землю.

Процент трактуется как производственный доход, выплачиваемый из прибыли или иного источника. Большое внимание уделяет капиталу, который понимается как стоимость, приносящая доход, и как запас вещественных предметов, необходимых для дальнейшего производства. А.Смит подчеркивал, что ”что капитал – не вещь, а способ употребления вещи”. Капитал по времени обращения и форме возврата после процесса производства делится на основной и оборотный. Большое значение имеет накопление капитала, которое является ключом к богатству нации. Поэтому каждый, кто сберегает, - благодетель нации.

Одним из первых А.Смит проводит различие между валовым продуктом и чистым доходом. Валовой продукт включает чистый доход (вновь созданная стоимость) и материальные затраты на производство. Но в результате того, что Смит игнорирует фактор времени, материальные затраты сводит к доходам: зарплате, прибыли, ренте. Тем самым получилось, что валовой продукт равен чистому продукту за тот же период времени, что получило название "догмы Смита".

Внимание А.Смита привлекла и внешняя торговля. Он выступал за свободу внешней торговли и разработал теорию абсолютных преимуществ, с помощью которой объяснял специализацию стран.

Рассматривая роль государства, он подчеркивал, что оно появилось только с частной собственностью и призвано "охранять богатство и защищать имущих от бедняков”9. Государство должно вести себя разумно, т.к. "великие народы... нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти”10.
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования Республики Беларусь
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации