Каруна С.Н., Шапошникова С.В. Практикум по дисциплине Мировая экономика - файл n1.doc

приобрести
Каруна С.Н., Шапошникова С.В. Практикум по дисциплине Мировая экономика
скачать (89.3 kb.)
Доступные файлы (3):
n1.doc354kb.27.02.2006 14:01скачать
n2.doc38kb.02.02.2006 13:28скачать
n3.doc46kb.13.02.2006 10:13скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
СОДЕРЖАНИЕ

рабочей программы преподавания дисциплины

Выписка

из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования государственных

требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста направления 080500 «Менеджмент»,

по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях», дисциплине «Мировая экономика»
Международное движение товаров, услуг и факторов производства; государственная политика в области внешней торговли и международного движения товаров; современные тенденции изменения конкурентоспособности; формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений; основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли; теория факторов Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, теорема Рыбчинского, влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли; традиционные и нетрадиционные ограничения, эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства; протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, «добровольные» экспортные ограничения, экспортные субсидии, «новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, европейский союз (ЕС), североамериканская зона свободной торговли; валютный курс и платежный баланс, спрос и предложение валют, валютные рынки, эволюция международной валютной системы, торговый баланс; международное движение капитала и рабочей силы; международное кредитование; кризис внешней задолженности; прямые инвестиции и транснациональные корпорации; влияние миграции на благосостояние; проблема «утечки умов».
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью дисциплины "Мировая экономика" является изуче­ние студентами мирохозяйственных связей, закономерностей, направлений и инструментов современных международных эко­номических отношений, а также практических вопросов внешне­экономической деятельности.

Основная задача дисциплины - раскрыть наиболее общие закономерности развития мирового хозяйства и национальных экономик, международного разделения труда и международной торговли; познакомить со спецификой внешней среды междуна­родного бизнеса.

Учебный курс "Мировая экономика" входит в цикл обще­ профессиональных экономических дисциплин и опирается на знания и умения, полученные студентами в рамках дисциплин "Экономическая теория", "Статистика", "Менеджмент".
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
• Знать основные тенденции развития мировой хозяйственной системы, иметь представление о ее ресурсном потенциале и отраслевой структуре;

• Иметь представление о формах проявления экономических законов в мировом хозяйстве, в сфере международного раз­деления труда и мировых рынках (товаров, услуг, капитала);

• Знать методы регулирования международных торгово-экономических отношений, уметь их использовать в между­народном бизнесе;

• Иметь представление о методах и инструментах государст­венного регулирования ВЭД, о мировой валютной системе и методах проведения валютно-финансовых расчетов по внешнеэкономическим операциям;

• Иметь представление о теориях и методах регулирования прямых зарубежных инвестиций.
3. Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

ЛР

-

Введение

2

-

-

1

Мировое хозяйство

2

2

-

2

Структура международных экономических отношений

2

2

-

3

Теории и регулирование международной торговли

2

4

-

4

Теории и регулирование прямых зарубежных инвестиций

2

2

-

5

Международные финансы

4

4

-

6

Международные экономические интеграционные процессы

4

4

-

Итого

18

18





3.2. Содержание разделов дисциплины
Введение (2 часа)

Предмет, задачи и содержание дисциплины. Место дисцип­лины в системе экономических наук и ее основные характеристи­ки. Взаимосвязи с другими дисциплинами.

Природа международных экономических отношений. Раз­личия между странами: правовая, политическая и экономическая среда. Международная экономическая взаимозависимость.

Тема 1. Мировое хозяйство (4 часа)

Мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты, основ­ные тенденции развития. Международное разделение и глобали­зация мирового хозяйства.

Классификация стран по уровню развития. Место России в мировом хозяйстве.

Природно-ресурсный потенциал и отраслевая структура ми­рового хозяйства. Население и трудовые ресурсы мира. Эконо­мические аспекты глобальных проблем мирового хозяйства.

Самостоятельная работа (4 часа).
Тема 2. Структура международных экономических отношений (4 часа)

Международные экономические отношения. Формы международных экономических отношений.

Международная торговля товарами и услугами: структура, динамика, тенденции развития. Ценообразование в международной торговле. Внешнеторговый баланс.

Международное движение капитала: сущность, структура, динамика, тенденции развития.

Международные валютно-финансовые отношения, основные тенденции развития.

Международный рынок рабочей силы и его развитие, влия­ние миграции рабочей силы на экономическое положение страны. Миграционная политика.

Самостоятельная работа (6 часов).
Тема 3. Теории и регулирование международной торговли (4 часа)

Абсолютные преимущества. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Относительные преимущества. Теория сравни­тельных издержек Д. Рикардо. Теория соотношения факторов производства Э. Хекшера - Б. Олина, "Парадокс Леонтьева". Неофакторные теории. Неотехнологические теории. Теория меж­дународного жизненного цикла продукта. Роль эффекта масшта­ба. Теория международной конкурентоспособности наций М. По­ртера.

Содержание и цели внешнеторговой политики. Либерализа­ция и протекционизм. Инструменты национальной торговой по­литики в области экспорта и импорта.

Таможенный тариф. Функция таможенного тарифа. Виды таможенных пошлин.

Понятие и цели нетарифных ограничений. Квотирование экспортно-импортной продукции. Лицензирование.

Экспортный протекционизм. Демпинг. Антидемпинговые меры. "Добровольные" ограничения экспорта. Валютные ограни­чения.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Всемир­ная торговая организация (ГАТТ/ВТО). Взаимоотношения ГАТТ/ВТО и России.

Самостоятельная работа (6 часов).
Тема 4. Теории и регулирование прямых зарубежных инве­стиций (4 часа)

Теории зарубежных инвестиций. Общая теория междуна­родного производства.

Мотивы осуществления инвестиций за рубежом. Концепция кон­троля. Взаимодополняемость внешней торговли и прямых зару­бежных инвестиций.

Виды иностранных инвестиций. Прямые инвестиции, порт­фельные инвестиции.

Совместное предпринимательство. Свободные экономиче­ские зоны, их классификация. Центры "офф-шор".

Многонациональные и транснациональные корпорации.

Инвестиционные режимы и стимулы. Национальное регули­рование зарубежных инвестиций. Иностранные инвестиции в России, проблема инвестиционного климата. Российские предпринимательские инвестиции за рубежом.

Самостоятельная работа (6 часов).

Тема 5. Международные финансы (4 часа)

Валюты и валютные курсы. Текущий (слот) и срочный (форвардный) валютный курс. Спрос и предложение на валютном рынке. Курсообразующие факторы. Паритет покупательной спо­собности. Паритет процентных ставок. Котировка иностранных валют и валютные операции.

Валютные курсы и эффективность экспортных и импортных операций. Страхование валютных рисков. Хеджирование. Ва­лютная спекуляция.

Регулирование валютных операций. Конвертируемость ва­лют. Режимы валютных курсов. Национальная валютная полити­ка.

Мировая валютная система. Межгосударственное регулиро­вание валютных операций. Международные валютные рынки. Платежный и расчетный балансы.

Самостоятельная работа (6 часов).
Тема 6. Международные экономические интеграционные процессы (4 часа)

Интеграционные процессы в мировом хозяйстве, формы интеграционных объединений, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Международные экономические организации. Интеграционализация экономики и ТНК. (Классификация международных интеграционных объединений: ЕС, ЕАСТ, НАФТА, ЮДЕАК, СААРК, ЛАИ, АСЕАН.)

ТНК – характерная черта современной мировой экономики. Вывоз капитала: причины, сущность, формы.

Самостоятельная работа (6 часов).

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Структура мировой экономики, всемирное хозяйство и международное разделение труда
Вопросы для подготовки к семинарско-практическому занятию:

1. Мировая экономика: понятие, общая характеристика, современные тенденции развития.

2. Всемирное хозяйство: сущность, структура, современные особенности.

3. Роль международных отношений в мировом хозяйстве.

4. Международное разделение труда: его сущность и факторы развития.

5. Новые тенденции в международном разделении труда и их влияние на мировую экономику.

6. Сущность международной специализации и кооперирования производства. Основные направления их развития.

7. Роль факторов производства в мировой экономике.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Сущность мировой торговли товарами и услугами и международное производственное сотрудничество
Вопросы для подготовки к семинарско-практическому занятию:

1. Мировой рынок товаров и услуг, его характерные черты.

2. Изменения в товарной структуре и географической направленности мировой торговли.

3. Отраслевая структура и современные тенденции развития мировой торговли.

4. Теории международной торговли.

5. Сущность и особенности мирового рынка услуг.

6. Основные виды международной торговли услугами.

7. Экономическое содержание и формы международного сотрудничества.

8. Регулирование международной торговли услугами на национальном и международном уровнях.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
Вопросы для подготовки к семинарско-практическому занятию:

1. Вывоз капитала: причины, сущность, формы.

2. Мировой рынок капиталов.

3. Международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

4. Этапы становления мировой валютной системы.

5. Мировая валютная система: общая характеристика, современное состояние.

6. Международный кредит и его основные формы.

7. Международное регулирование валютно-кредитных отношений.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Международное регулирование торгово-экономических отношений между странами
Вопросы для подготовки к семинарско-практическому занятию:

1. Методы государственного регулирования внешней торговли.

2. Нетарифное регулирование международной торговли.

3. Роль международных организаций в регулировании внешней торговли.

4. Интеграция России во Всемирную торговую организацию.

5. Сущность управления внешнеэкономической деятельностью в РФ.

6. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ (ФЗ № 157, 164, 173).

7. Общая характеристика валютной системы РФ. Проблемы конвертируемости рубля.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Российская Федерация в мировом хозяйстве

(Вхождение России в мирохозяйственный процесс)
Вопросы для подготовки к семинарско-практическому занятию:

1. Внешняя торговля – основная форма участия России в международном разделении труда.

2. Экспортный потенциал, импортные потребности РФ.

3. Совместное предпринимательство в РФ.

4. Сущность организации и управления ВЭС в современных условиях.

5. Регулирование ВЭС на федеральном уровне управления.

6. Основные направления совершенствования государственного регулирования ВЭС.

7. Концепция государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Международные экономические интеграционные процессы
Вопросы для подготовки к семинарско-практическому занятию:

1. Сущность и качественные особенности мировой экономической интеграции.

2. Влияние интеграции на развитие мирового рынка.

3. Проблемы интеграции России в мировую экономическую систему.

4. Интернационализация хозяйственной жизни как объективная основа интеграционных процессов.

5. Интеграционные процессы в Западной Европе, Америке, Юго-Восточной Азии.

6. Глобальная интеграция: сущность и возможности.

7. Регулирование международных экономических отношений.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Прогнозирование развития и глобализация мировой экономики
Вопросы для подготовки к семинарско-практическому занятию:

1. Характеристика процессов глобализации мировой экономики.

2. Внешнеэкономическая политика России в процессе глобализации.

3. Экономическая безопасность России в условиях глобализации мирового хозяйства.

4. Прогнозирование мировых экономических отношений.

5. Основные направления долгосрочных прогнозов инновационно-технологического развития мировой экономики.

6. Макроэкономическое программирование.

7. Стратегия развития России в системе мировой экономики.

Вопросы по темам курса,
задания для самостоятельной работы, задачи

Тема 1. «СТРУКТУРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
Вопросы по теме:

1. Как определяется понятие товара в международной экономике и в чем заключается его двойственность?

2. В чем основные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами?

3. Дайте определение фактора производства. Какие типы факторов производства вам известны?

4. Что такое международное разделение труда и частным случаем, каким типом разделения труда оно является?

5. Объясните, как вы понимаете международное разделение таких факторов производства, как земля, капитал и технология.

6. Что такое мировой рынок и каковы его черты?

7. Дайте определение мировой торговли, экспорта и импорта.

8. Что такое мировое хозяйство и каковы его характерные черты?

9. Какие типы факторов производства вы знаете и какие из них характеризуются высокой международной мобильностью?

10. Что такое международная экономика? Какие признаки объединяют, а какие отличают ее от мирового рынка и мирового хозяйства?

11. Какова структура международной экономики? Назовите конкретные формы международных экономических отношений. В чем различие международной микро- и макроэкономики?

Задания для самостоятельной работы:

1. Почему теория международной экономики рассматривает товар не как продукт производства, а как предмет совокупного спроса и предложения?

2. Какие промышленные и сельскохозяйственные товары и при каких условиях оказываются неторгуемыми? Приведите примеры неторгуемых товаров, которые при определенных условиях могут продаваться за рубеж.

3. Нужно ли добавить в простейшую схему международной экономики еще одну экономическую силу – правительство или государство – и каково будет ее влияние?

4. Имеет ли экономический смысл кооперация в таком факторе производства, как земля? Приведите аргументы за и против положительного ответа.

5. Если товар – это использованный фактор производства, то может ли быть последний товаром? Относится ли понятие мировой торговли только к торговле товарами и к торговле факторами производства?

6. До какой степени равновесная цена на товар на мировом рынке может отличаться от равновесных цен на этот же товар в каждой из торгующих стран? Может ли внутренняя цена каждой из стран быть выше мировой равновесной цены?

7. Китай хорошо обеспечен рабочей силой, а Россия – землей. К какому типу факторов производства относятся китайская рабочая сила и российская земля? Могут ли они быть основой долгосрочного конкретного преимущества этих стран? Почему? В производстве каких товаров?

8. Иногда международной экономикой считают только внешнеэкономические связи государств друг с другом, международные экономические отношения. Приведите аргументы за и против такого подхода.
Задачи

1. Иностранная фирма реставрирует гостиницу в Москве. Какие товары, используемые ею, могут считаться с точки зрения международной экономики торгуемыми, а какие неторгуемыми?

2. Если Россия продает в Германии природный газ, а Германия в Россию – станки, можно ли считать это международным разделением труда, международной кооперацией труда, международным разделением других факторов производства или первым, вторым и третьим вместе?

3. Внешняя торговля России в 1994 году характеризовалась следующими данными (в млн. долл. США):




Страны дальнего

зарубежья

Страны СНГ

Всего

Экспорт

51626

15042

66668

Импорт

36758

14426

51184


Вычислите по каждой группе стран:

а) торговый баланс;

б) торговый оборот;

в) относительную долю стран СНГ в российском экспорте и импорте.

4. Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенный совместным российско-польским предприятием. Какие формы международной экономики были задействованы в этой сделке?

5. По данным национальных счетов, экономическое развитие характеризовалось в 1988 году следующими показателями (в млрд. форинтов, в текущих ценах):

1) ВВП 1409

2) Амортизация основного капитала 133

3) Чистый факторный доход из-за рубежа -55

4) Чистые текущие трансферты 6

5) Потребление 1004

6) Внутренние капиталовложения 358
Рассчитайте:

а) ЧВП;

б) ВНП;

в) ВНД;

г) сбережения;

д) текущий платежный баланс.
6. Используя следующие данные национальных счетов Венгрии (в млрд. форинтов):

1987 г. 1988 г.

ВВП 1226 1409

Сбережения 304 356

Капиталовложения 328 358,
рассчитайте и проанализируйте тенденции развития:

а) сальдо текущего платежного баланса;

б) абсолютные тенденции развития сбережений и капиталовложений;

в) относительные тенденции развития сальдо текущего платежного баланса;

г) что стало главной причиной сокращения дефицита сальдо текущего платежного баланса?
7. Рассчитайте недостающие показатели в матрице потоков движения денежных средств Венгрии (в млрд. долл.):




(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

1. Балансы по секторам

32

-56

21

0

Х

2. Внешнее финансирование




12

-8

Х

-29

3. Банковский кредит

32

23

Х

-63




4. Внутренний правительственный кредит

Х




1







5. Денежная масса

-40

Х




18




6. Другие потоки

-23

21

-22

-4

26



Тема 2. «МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ»

2.1. Международная торговля товарами
Вопросы по теме:

1. В чем заключается смысл и в чем ограниченность меркантилистской теории внешней торговли?

2. Дайте определение закона абсолютных преимуществ. При каких условиях он выполняется?

3. Что такое альтернативные издержки производства и как они связаны с теорией абсолютного преимущества?

4. Дайте определение закону сравнительных преимуществ.

5. Как определяется соотношение цен при торговле в соответствии с законом сравнительных преимуществ? Какие существуют варианты соотношения относительных цен?

6. Что такое выигрыш от торговли? Как он определяется со стороны затрат труда и со стороны увеличения потребления?

7. Применим ли закон сравнительных преимуществ к торговле несколькими товарами между несколькими странами?

8. Как определяется уровень относительных зарплат в соответствии с законом сравнительных преимуществ?

9. В чем состоит ограниченность закона сравнительных преимуществ? Какие типичные заблуждения возникают на практике в связи с его незнанием или недопониманием?

10. Какие допущения лежат в основе теории соотношения факторов производства?

11. Дайте определение фактороинтенсивности товаров и фактороизбыточности страны.

12. Сформулируйте теорему Хекшера-Олина международной торговли, основанной на соотношении факторов производства между странами. Докажите ее графически.

13. Сформулируйте теорему выравнивания цен на факторы производства Хекшера-Олина-Самуэльсона. Докажите ее логически и графически.

14. В чем сильные и слабые стороны теории соотношения факторов производства? Почему возможно лишь ограниченное ее применение?

15. В чем заключается парадокс Леонтьева? Почему его нельзя считать полным опровержением теории соотношения факторов производства?
Задания для самостоятельной работы:

1. Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет сравнительное преимущество в его производстве?

2. Затраты труда на производство автомобиля в России в силу устаревшей технологии выше, чем в развитых странах Запада. Но зарплата российского рабочего значительно ниже, чем на Западе. В свете теории сравнительных преимуществ обсудите популярный тезис о необходимости защиты отечественной автомобильной промышленности от иностранной конкуренции.

3. Российские шахтеры требуют повышения зарплаты, причем затраты труда на единицу добываемого угля остаются прежними. Как в свете теории сравнительных преимуществ повышение зарплаты повлияет на внешнюю торговлю России углем?

4. В свете теории сравнительной обеспеченности факторами производства обсудите тезис о том, что небольшие развивающиеся государства не располагают в изобилии ни одним из факторов производства и поэтому не в состоянии экспортировать что-либо и, следовательно, должны быть объектом постоянной помощи со стороны развитых государств.

5. Какие факторы производства можно считать в России избыточными: капитал, землю или труд? На чем основываются ваши суждения? Какие товары в этой связи Россия должна производить и продавать – капиталоемкие, требующие хорошей обеспеченности землей, или трудоемкие?
Задачи:

1. Затраты труда (в часах) на производство сыра и трикотажа в России и Германии следующие:

Россия Германия

Сыр (кг в час) 5 1

Трикотаж (кв.м в час) 1 3
А. В производстве какого товара Россия имеет абсолютное преимущество? В производстве какого товара Германия имеет абсолютное преимущество? Почему?

Б. Подсчитайте выигрыш от торговли соответственно России и Германии, если они обменяют 5 кг сыра на 6 кв.м трикотажа.

2. Россия и Германия производят по два товара каждая – велосипеды и очки. В России общее количество труда, расходуемое на их производство, составляет 1000 часов, а в Германии – 1200. В России необходимо затратить 5 часов на производство каждого велосипеда и 2 часа – на каждые очки. В Германии и на велосипед, и на очки требуется по 3 часа.

А. Покажите графически границу производственных возможностей при одновременном производстве двух товаров отдельно для России и для Германии.

Б. Подсчитайте относительную цену велосипедов, выраженную через цену очков, в России и в Германии.

В. Изобразите графически расширение возможностей потребления и велосипедов и очков в России и в Германии в результате торговли.

3. Затраты труда (в часах) на производство теннисных мячей и теннисных ракеток в России и в Германии следующие:

Мячи Ракетки

Россия 6 2

Германия 1 4
А. В производстве какого товара Россия имеет относительное преимущество и почему?

Б. Рассчитайте альтернативную цену ракеток, выраженную через цену мячей, для России и для Германии.

В. В каком интервале будет располагаться равновесная цена на ракетки в случае развития торговли между двумя странами?

Г. Если относительная равновесная цена на ракетки в результате торговли составит 2, на каком из товаров будет специализироваться каждая из стран и почему?

Д. Подсчитайте выигрыш Германии от торговли, если она будет специализироваться на производстве мячей.

4. Затраты рабочего времени в России и Германии на производство товаров А-D следующие:

Германия Россия

А 1 12

В 2 18

С 4 24

D 15 30
А. По каким товарам Германия имеет наибольшее и наименьшее абсолютное преимущество перед Россией?

Б. Если немецкая зарплата в 8 раз выше российской, какие товары будут производиться в Германии, а какие – в России?

В. Покажите выгодность торговли для каждой из стран.

Г. Как изменится торговля, если разница в зарплатах сократится до 6 раз?

5. Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего максимально может использовать 400 часов труда и 600 га земли. Производство 1 т пшеницы требует 10 ч труда и использования 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 часов труда и 8 га земли.

А. Какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства пшеницы? Какие – для молока?

Б. В состоянии ли ферма произвести 50 т молока и 90 т пшеницы?

6. Телевизоры являются относительно трудоемким товаром, требуют для производства 20 часов труда и 4 га земли и продаются за 60 дней каждый. Рис – товар, требующий относительно больших затрат земли, на производство 1 т риса требуется 1 час труда и 4 га земли, при этом 1 т риса можно продать за 4 долл.

А. Если в России 120 млн. работников и 200 млн. га земли, а во Вьетнаме – 40 млн. работников и 50 млн. га земли, то в каком соотношении будет происходить торговля двумя товарами между Россией и Вьетнамом?

Б. Почему специализация в торговле может быть совершенно иной, чем следует из теории соотношения факторов производства?
2.2. Международная торговля услугами
Вопросы к теме:

1. Что такое услуги и в чем их отличие от товаров?

2. Какие виды услуг выделяются в статистике платежного баланса?

3. В чем различие факторных и нефакторных услуг?

4. Какие теории торговли услугами вам известны?

5. Определите понятие международных транспортных услуг и дайте их классификацию.

6. Что включается в транспортные издержки и как они влияют на международную торговлю?

7. Как транспортные издержки влияют на размещение предприятий?

8. Что такое международные поездки и какие их виды вам известны?

9. В чем с точки зрения международной экономики заключается различие между туристом и экскурсантом?

10. Какие меры государственной политики используются для ограничения доступа иностранных услуг на внутренний рынок импортирующей страны?

11. Какие изъятия из национального режима считаются дискриминацией против иностранных услуг?
Задания для самостоятельной работы:

1. Значительная часть нового строительства осуществляется в России иностранными компаниями. Правительство намерено помочь российским строительным компаниям занять большую долю на рынке. Какой инструмент экономической политики – импортную квоту, импортный тариф или внутреннюю субсидию – вы бы посоветовали использовать для этого и почему?

2. Как сказался вывод российских войск из Германии на балансе торговли услугами России?

3. Торгово-промышленная палата рассматривает способы продвижения российских товаров на мировой рынок: увеличение объема рекламы, создание зарубежных консультационных пунктов ТПП, разработка типовых, внешнеторговых контрактов. Какой из этих способов отрицательно повлияет на баланс торговли услугами и почему?

4. Правительство озабочено тем, что баланс услуг по международным поездкам сводится с отрицательным сальдо. Какие способы улучшения этого баланса можно было бы рекомендовать?

5. Приватизированное предприятие выплачивает своим сотрудникам командировочные расходы (суточные, гостиничные, представительские) на поездку за рубеж. Входят ли они в данном случае в государственный баланс торговли услугами?

6. Приведите примеры пяти торгуемых услуг, пяти неторгуемых услуг и пяти видов услуг, которые, в зависимости от обстоятельств (каких?), могут быть либо торгуемыми, либо неторгуемыми или и теми и другими одновременно.
Задачи:

1. В международном аэропорту путешественник сдал чемодан в камеру хранения. Является ли услуга по хранению:

а) торгуемой, если путешественник находится на родине;

б) неторгуемой, если путешественник находится за границей;

в) торгуемой, если путешественник является нерезидентом;

г) торгуемой, если путешественник является резидентом.

2. Самолеты Аэрофлота, совершая перелет из России в США, садятся для дозаправки в Ирландии. В этом случае покупка топлива считается для России:

а) импортом транспортной услуги;

б) импортом торговли;

в) импортом обеспечивающей и вспомогательной услуги?

3. Грузовое судно под либерийским флагом следует из Лондона в Сингапур с заходом в российские порты Санкт-Петербурга и Владивостока. Этим судном петербургский завод отгрузил станки во Владивосток. Перевозка отечественных станков либерийским судном является для России:

а) импортом транспортной услуги;

б) экспортом товара;

в) арендой перевозчика с экипажем?

4. Российское торговое судно с экспортным грузом на порту пришвартовалось на Канарских островах с целью покраски и профилактического ремонта. Ремонт осуществляется совместным российско-испанским предприятием. Услуги по ремонту относятся Россией к:

а) обеспечивающим и вспомогательным услугам;

б) экспорту транспортной услуги;

в) импорту товара?

5. Российская фирма обсуждает возможность закупки телефонных аппаратов в Германии. Стоимость 1 аппарата 20 марок, стоимость перевозки 100 штук 5 марок за штуку; 500 штук – 4 марки за штуку; 1000 штук – 3 марки за штуку; 10000 штук – 2 марки за штуку; 20000 штук – 1 марка за штуку. Такой аппарат можно продать в России за 23,5 марки за штуку. Если предположить, что других расходов нет, какой минимальный объем импорта обеспечивает прибыль в 10 %?
Тема 3. «МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

3.1. Тарифное регулирование мировой торговли
Вопросы по теме:

1. Какие формы государственного регулирования международной торговли вам известны?

2. В чем различие политики свободы торговли и протекционизма?

3. Перечислите основные инструменты торговой политики.

4. В чем различие понятий излишков потребителя и излишков производителя?

5. Что такое таможенный тариф?

6. Как классифицируются таможенные пошлины?

7. Как исчисляется уровень номинального, переменного и действительного тарифа?

8. Что такое тарифная эскалация?

9. В чем отличия влияния тарифа на экономику большой и малой страны?

10. Какой тариф считается оптимальным?

11. Что такое тарифная квота?

12. В чем заключается отличие экономики экспортного тарифа от импортного?

13. Какие аргументы используются сторонниками и противниками тарифов?
Задания для самостоятельной работы:

1. Эксперты прогнозируют долгосрочный спад экономической активности в странах, являющихся главными торговыми партнерами России. В российском правительстве обсуждается новый импортный тариф. Какой вид импортных пошлин вы рекомендовали бы применить в этой ситуации? На какие группы товаров? Почему?

2. Правительству России требуется определить экономические последствия от введения импортного тарифа на часы. Какой минимально необходимой информацией должно располагать правительство для этого?

3. Парламент обсуждает новый импортный тариф. Мнения депутатов разделились. Они утверждают, что он будет равнозначен:

а) налогу на потребление;

б) налогу на потребление и субсидии на производство товаров, конкурирующих с импортом;

в) налогу на потребление и налогу на производство.

Кто прав?

4. Оптимальный тариф малой страны:

а) положительный и меньше тарифа большой страны;

б) положительный и больше тарифа большой страны;

в) равен нулю;

г) отрицательный?

5. Вы являетесь советником правительства Литвы (малой страны), которая производит промышленные товары, используя капиталоемкие факторы производства и сельскохозяйственную продукцию, используя трудоемкие факторы производства. Значительная доля сельхозпродукции экспортируется.

А. Правительство хочет стимулировать производство промышленных товаров и собирается обложить их импорт тарифом. Ваше мнение?

Б. Правительство решило ввести тариф. Что произойдет с уровнем зарплаты в стране?

В. Как введение тарифа повлияет на объем торговли и общее экономическое положение страны?

Г. Что произойдет с масштабами производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в результате введения тарифа?
Задачи:

1. Ставка российского импортного тарифа на иностранную одежду составляет 20 %, на ткани – 1 %. Стоимость тканей составляет 20 % стоимости одежды. Рассчитайте эффективный уровень тарифа:

а) при условиях, указанных выше;

б) если импортная пошлина на готовую одежду возрастет до 40 %;

в) если пошлина на ткани увеличится до 10 %;

г) если пошлина на одежду сократится до 10 %;

д) если пошлина на ткани сократится до 0,4 %.

Какие выводы можно сделать на базе этих расчетов?

2. Ставка российского импортного тарифа на телевизоры составляет 30 %, на электронно-лучевые трубки для телевизоров – 60 %. Рассчитайте эффективный уровень таможенной защиты и определите, о чем говорит полученный результат, если:

а) стоимость трубки составляет 40 %;

б) половину;

в) 60 % стоимости телевизора.

3. Мировая цена на сахар из стран Карибского бассейна, находящихся в порту Нью-Йорка, составляет 250 долл. за т. Пошлина на импорт сахара в Казахстан – 20 %. Если бы импорт сахара не облагался тарифом, его годовое производство в Казахстане составляло бы 2 млн. т., потребление – 3 млн. т., импорт – 1 млн. т. После обложения импорта пошлиной внутреннее производство сахара увеличилось до 2,4 млн. т., потребление сократилось до 2,8 млн. т., импорт сократился до 0,4 млн. т. Казахстан по потреблению сахара – малая страна. Рассчитайте:

а) выигрыш казахских потребителей в целом, если бы тариф был устранен;

б) потери казахских производителей сахара от устранения тарифа;

в) потери бюджета от устранения тарифа;

г) чистый прирост потребления в результате устранения тарифа.

4. Мировая цена на американскую пшеницу составляет 120 долл. за 1 т. Правительство России, которая в импорте пшеницы является большой страной, рассматривает вопрос о введении специфического импортного тарифа 20 долл. за 1 т для пополнения государственного бюджета. Внутреннее годовое производство пшеницы составляет 100 млн. т, потребление – 140 млн.т, импорт – 40 млн. т. По оценкам сокращение российского спроса на пшеницу приведет к падению мировой цены на нее на 5 долл. за 1 т, ее внутреннее производство составит 110 млн. т, потребление сократится до 120 млн. т, а импорт – до 10 млн. т. Рассчитайте:

а) размер доходов бюджета от введения импортного тарифа;

б) доходы, получаемые Россией в результате улучшения условий торговли;

в) потери от меньшей эффективности внутреннего производства и от сокращения внутреннего потребления пшеницы;

г) рост доходов местных производителей;

д) воздействие введения тарифа на экономическое положение страны в целом.

5. На условиях предыдущей задачи оцените возможные параметры и размер оптимального импортного тарифа для России.
3.2. Нетарифные методы регулирования
Вопросы по теме:

1. В чем заключаются сложности измерения нетарифных методов и какие существуют инструменты для этого?

2. Какие методы количественных ограничений вам известны?

3. Каков экономический смысл квотирования и какие виды квот вы знаете?

4. Что общего и в чем различие между импортным тарифом и импортной квотой?

5. Что такое лицензии и какие методы распределения лицензий являются предпочтительными?

6. Почему «добровольное» ограничение экспорта не может считаться действительно добровольным?

7. Какие скрытые методы торговой политики вы знаете и в чем их экономический смысл?

8. В чем заключается различие в экономическом содержании внутренней и экспортной субсидии?

9. Оказывают ли импортный тариф и экспортная субсидия аналогичное воздействие на внешнюю торговлю?

10. При каких условиях возникает парадокс Метцлера?

11. Может ли экспортное кредитование считаться скрытым субсидированием экспорта? Почему?

12. При каких экономических условиях демпинг может оказаться наиболее эффективным?

13. Какие методы торговой политики разрешены международными договорами, а какие запрещены?

14. В чем различия режима наибольшего благоприятствования и национального режима?

Задания для самостоятельной работы:

1. Российские производители продовольствия несут потери из-за его массированного импорта. Какой метод торговой политики – импортный тариф, импортную квоту или бюджетную субсидию российским фермерам – вы предложили бы применить для ограничения импорта и почему?

2. В начале 90-х годов правительство России обсуждало вопрос о том, как лучше контролировать экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Выдвигались следующие предложения:

а) ввести экспортные квоты и поручить министерству экономики распределять их между производителями;

б) ввести экспортные квоты и поручить МВЭС организовать конкурсную продажу лицензий на право экспорта товара в рамках квоты;

в) направить весь экспорт нефти через один трубопровод и один порт;

г) ввести централизованную систему экспортных паспортов, лицензирования и регистрации экспорта;

д) ввести экспортный тариф.

Каковы плюсы и минусы каждого из перечисленных методов?

3. По вопросам, изложенным в пункте 2, у экспертов возник спор:

а) одни утверждают, что введение конкурсной продажи экспортных квот будет эквивалентно введению экспортного тарифа;

б) другие утверждают, что за право пользоваться распределенными им экспортными квотами предприятия должны платить фиксированный налог в бюджет;

в) третьи говорят, что квоты должны распределяться между наиболее хорошо зарекомендовавшими себя руководителями.

Какое решение предпочтительнее и почему?

4. По правилам ГАТТ/ВТО экспортные субсидии:

а) разрешены;

б) запрещены;

в) разрешены, если торговый партнер использует импортный тариф;

г) запрещены, но могут использоваться по согласованию с торговым партнером.

Почему?

5. Компенсационная пошлина – это:

а) ответная мера на тариф, наложенный торговым партнером;

б) налог, введенный против наплыва субсидированного экспорта из-за рубежа;

в) ответная мера на демпинг?

6. «Добровольное» ограничение экспорта предусматривает:

а) введение экспортной пошлины экспортером;

б) квотирование экспорта экспортером;

в) квотирование импорта импортером;

г) квотирование экспорта импортером?
Задачи

1. Российское правительство установило 40-процентный тариф на импорт автомобильных шин, которых в стране не хватает. Оно считает важным сохранить эту отрасль, оградив ее от иностранной конкуренции, поскольку видит ее большой экспортный потенциал в будущем. Каков наиболее разумный способ поддержать перспективную отрасль в данном случае?

2. Россия производит 70, потребляет 20 и экспортирует 50 легких спортивных самолетов в год по цене 6000 долл. за самолет. Правительство, считая самолетостроение перспективной отраслью, предоставляет производителям субсидию в размере 15 % стоимости самолета, в результате чего внутренняя цена самолета увеличилась до 6450 долл., а его цена на внешнем рынке сократилась до 5550 долл.

А. Почему внутренняя цена на самолет увеличилась меньше, чем размер субсидии?

Б. Как введение субсидии отразилось на объемах внутреннего производства и экспорта самолетов?

В. Как повлияло введение субсидии на потребителей и доходы бюджета?

Г. Какое воздействие оказало введение субсидии на условия торговли России?

3. Говядина стоит 5,4 долл. за 1 кг. По этой цене российские фермеры производят 20 тыс. т, тогда как спрос на российском рынке достигает 60 тыс. т. В странах ближнего зарубежья, являющихся экспортерами говядины в Россию, ее цена составляет 3,6 долл. за 1 кг. По такой цене российские фермеры смогут произвести только 5 тыс. т. при спросе, увеличивающемся до 65 тыс. т. Для защиты внутреннего рынка Россия вводит импортную квоту, лицензия на получение которой стоит как раз столько, сколько составляет разница между внутренней ценой говядины и ее ценой в странах ближнего зарубежья, то есть 1,8 долл. за 1 кг.

А. Каков объем импорта говядины при свободе торговли и при защите внутреннего рынка импортной квотой?

Б. Как скажется введение квоты на потребителях и на производителях?

В. Каков доход импортеров, получивших разрешение на импорт в рамках квоты, от ее введения?

4. Россия производит и потребляет постоянные магниты. Их внутреннее предложение составляет S = 50 + 5P, а спрос D = 400 – 10P. Мировая цена на магниты составляет 10 долл. Правительство вводит квоту, ограничивающую импорт магнитов 50 штуками.

А. Сколько магнитов и по какой цене Россия будет производить в условиях свободы торговли?

Б. При мировой цене на магниты в 10 долл. каков будет объем их импорта?

В. Как импортная квота повлияет на внутренние цены магнитов?

Г. Насколько увеличатся доходы импортеров, получивших право на импорт в рамках квоты, от ее введения?

Д. Каковы будут потери потребителей?

Тема 4: «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
Вопросы к теме:

1. В чем заключаются цели макроэкономических программ? Какова их приоритетная цель?

2. Как классифицируются макроэкономические программы по целям и по срокам их реализации?

3. Назовите основные компоненты макроэкономических программ и типы используемых в них переменных.

4. Дайте определения макроэкономической корректировки, управления спросом и управления предложением.

5. Каковы допущения модели базового баланса?

6. В соответствии с базовыми тождествами ответьте, из каких компонентов состоит денежная масса и как определяется изменение международных резервов.

7. На каком тождестве основывается «чикагская версия» монетаристского подхода к корректировке платежного баланса?

8. Каковы способы финансирования отрицательного сальдо текущего платежного баланса?

9. Назовите основные стадии программирования базового баланса.

10. Какими способами можно оценить стоимостные объемы импорта?

11. Назовите основные стадии программирования платежного баланса.

12. Каковы основные источники финансирования дефицита бюджета?

13. Назовите основные стадии программирования бюджетного баланса.

14. В каком случае требуется программирование баланса центрального банка?

15. Назовите основные стадии программирования баланса центрального банка.

16. Как учитываются изменения валютного курса при макроэкономическом программировании?

17. Назовите косвенные инструменты денежной политики, используемые для регулирования спроса.

18. Назовите прямые инструменты денежной политики, используемые для регулирования спроса.

19. Каковы основные инструменты регулирования спроса с помощью политики доходов?

20. В чем отличие прямых и косвенных налогов?

21. Каковы основные инструменты регулирования спроса с помощью политики доходов?

22. Назовите основные инструменты внешнеэкономической политики, используемые для регулирования спроса.

23. Каковы инструменты улучшения размещения ресурсов, используемые для регулирования предложения?

24. Каковы инструменты расширения производственных возможностей, используемые для регулирования предложения?

25. Почему стимулирование сбережений является важной предпосылкой роста предложения?

Задания для самостоятельной работы

1. Всегда ли достижение внутреннего и внешнего баланса является необходимой предпосылкой для обеспечения высококачественного роста? Возможен ли рост в условиях дисбалансов?

2. Теория описывает базовые макроэкономические равенства, необходимые для достижения общего баланса, однако игнорирует тот факт, что изменения в экзогенных переменных могут повлечь за собой изменения эндогенных переменных только по прошествии определенного времени. Корректировка не может происходить немедленно. Каково ваше мнение?

3. Составление макроэкономического баланса открытой экономики предполагает определенную последовательность программирования. Насколько эта последовательность важна для точности получаемых результатов? Может ли, например, платежный баланс быть спрограммирован до программирования базового баланса?

4. Если финансовое программирование основано на денежных равенствах, означает ли это, что оно носит монетаристский характер? До какой степени кейнсианская и неокейнсианская модели открытой экономики совместимы с моделью финансового программирования?

5. Совместима ли макроэкономическая корректировка, исходящая из принципов финансового программирования, с задачами долгосрочного роста и структурных реформ? На какие инструменты – регулирования спроса или предложения – должно ориентироваться правительство в процессе стратегического планирования развития страны?

Задачи

1. Чистые международные резервы России в 1994 г. (конец периода, трлн р.).

А. Рассчитайте изменение чистых валютных резервов и их компонентов на конец каждого квартала в рублях и в долларах.

Б. Изменение в каком компоненте чистых резервов повлияло сильнее всего на изменение резервов в целом?

В. Чему равна в рублях разность изменения денежной массы и внутреннего кредита России на конец года?

Г. Можно ли по имеющимся данным сделать вывод о том, что именно привело к падению резервов в третьем квартале?

2. Номинальный ВНП России по конечному использованию (Y) составил 1530 трлн р. в 1994 г. и 2500 трлн р. в 1995 г. (в текущих ценах). Индекс потребительских цен (CPI) составил 128 в 1994 г. и 86 в 1995 г. Рассчитайте спрос на деньги (М2) в 1994 и 1995 гг., если:

а) широкие деньги на протяжении нескольких последних лет составляли примерно 15 % ВНП;

б) установленная с помощью линейной регрессии бихевиористская зависимость между размером реального ВНП и денежной массой в 1994 г. следующая:

в 1994 г. М2 = -0,26259Y + 257;

в 1995 г. М2 = 0,87341Y – 1797;

в) установленная с помощью линейной регрессии бихевиористская зависимость между размером реального ВНП и денежной массой в 1994 г. следующая:

М2/CPI = 0,59967Y + 2,0572CPI – 340.

3. В 1994 г. сальдо текущего баланса России составило 0,6 млрд долл., международные резервы в конце 1993 г. – 7950 млрд р., а в конце 1994 г. – 8150 млрд р. при среднем обменном курсе 1 долл. = 2000 р.

А. Каков объем движения иностранного капитала?




Март

Июнь

Сентябрь

Декабрь

Чистые резервы,

8,9

12,6

6,6

8,1

в т.ч. золото

5,3

4,9

6,8

9,0

иностранная валюта

в ЦБ

5,7

9,4

6,0

10,4

иностранная валюта

в Минфине

-2,1

-1,7

-6,2

-11,3

Средний курс (р. за долл.)

1577

1878

2175

3182







1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

Широкие деньги

6,1

32,8

96,4

221,6

Резервные деньги

2,9

15,6

45,9

105,5


Б. Был ли приток или утечка капитала?

4. Учитывая информацию, содержащуюся в предыдущих задачах, рассчитайте размеры платежей за импорт России в 1994 г., если:

а) рост резервов составил 1 млрд долл., экспорт – 51 млрд долл. и отток капитала – 10 млрд долл.;

б) импорт зависит от уровня дохода следующим образом:

IM = 0,85735Y + 307,8.

5. Исходя из следующих данных о размере денежной массы в России (трлн р.),

а) чему равен денежный мультипликатор?

б) свидетельствует ли его динамика о том, что ЦБ может контролировать денежную массу?

6. Рассчитайте изменение международных резервов России в 1994 г. в долларах, используя валютный курс:

а) на конец квартала для оценки запасов;

б) преобладавший в предыдущем квартале (курс на декабрь 1993 г.: 1 долл. = 1240 р., резервы – 9 трлн р.) для оценки потоков;

в) среднегодовой валютный курс для оценки потоков.

Критически оцените полученные результаты.
ЗАДАЧИ ПО ВАРИАНТАМ

Задача № 1

Проанализируйте структуру мировой экономики в 2000 году, определите коэффициент опережения экономического развития отдельных стран и найдите структуру рынка для 2003 года. Темп роста мировой экономики в целом составил 121 %. Исходные данные приведены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Исходные данные объема ВВП в 2000 году


Страна

Объем ВВП в 2000 году, млрд долл.

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Россия

650

276




330




123




780




229

США

745

300

780

500

420

290




990

550




Япония

500




289

347

110




257




358

400

Канада




120

400




456

320




683




555

Мексика

190




356

420




200




600




110

Чили

100




200

189




300

100

329







Аргентина

265

300

400

117

349







230




98

Бразилия




128




231




672




230

119




Чехия

200




200

185




113

400







284

Норвегия







300




239




450




200

180

Швеция




200

300




240

104




189

300




Франция

100

180

453




512

318

210







503

Швейцария










283

200

345

600

217




300

Польша

80




71




117




300

104

405




Бельгия




100




349

201

470







450

200

Германия

390

700




350




480

120

119

400




Испания




205

300







511




110




243

Италия

200




100




99




70

190

300




Китай




280

134

408

300

95

54

130




500

Вьетнам







100




200




170




200

111

Индия

324

480

211

176

260

190

104

114

208

311

Афганистан




90




38




87

112




90




Тунис

40




113




318

94




109




201

Израиль




38




81

44

92




59

67




Латвия

25

57

80




30

78

111




120




Украина







29

30




56




34




100

Филиппины




19




23




25

37

11

29




Дания

100




105




120




130







100

Люксембург










106




58




112




214

Грузия

11

13




28

71




37




29

17


Таблица 2

Исходные данные темпа роста ВВП за период


Страна

Темп роста ВВП за период

Варианты

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Россия

1,05

1,1




0,5




1,02




0,98




1,9

США

1,2

1,3

1,4

0,9

0,8

1,3




0,76

0,87




Япония

1,0




2,1

3,2

1,09




3,0




0,99

1,1

Канада




1,0

0,98




0,79

1,2




0,89




1,5

Мексика

1,2




1,22

1,35




1,8




0,98




2,09

Чили




1,07




1,86

0,98




0,77

0,81

1,3




Аргентина

0,8

0,7

0,65

0,33

1,01







1,04




1,6

Бразилия




1,05




1,01




0,76




0,89

1,23




Чехия

1,09




0,56

0,35




1,1

1,7







1,64

Норвегия







1,71




1,22




1,39




0,88

0,91

Швеция




1,06

1,12




1,24

0,7




1,55

1,4




Франция

1,0

0,89

0,75




0,9

1,1

1,34







0,74

Швейцария










1,23

1,39

1,5

0,9

0,97




1,7

Польша

1,02




1,09




2,3




1,65

1,45

0,9




Бельгия




1,2




1,23

0,95

0,88







1,12

1,78

Германия

1,0

1,0




0,96




0,76

0,65

0,5

1,2




Испания




2,04

1,99







1,17




1,7




1,9

Италия

1,8




0,97




0,99




1,34

1,1

1,18




Китай




1,3

2,05

1,9

0,7

0,9

1,55

1,72




0,73

Вьетнам







1,1




1,8




1,04




2,05

2,1

Индия

1,22

1,35

1,0

0,89

0,75

1,39

1,5

0,9

0,97

0,76

Афганистан




1,2




1,3




1,41

0,9




0,98




Тунис

1,3




1,33




1,78

0,98




1,2




1,7

Израиль




0,88




0,64

1,31

1,98




2,09

2,1




Латвия

0,76

0,65

0,5




1,4

0,9

0,8




2,07




Украина







0,56

0,35




1,41




1,08




2,0

Филиппины




1,1




1,2




1,8

0,95

0,88

1,7




Дания

1,0




1,5




1,12




1,26







0,99

Люксембург










1,3




1,45




1,09




2,07

Грузия

1,24

0,7




1,45

0,9




1,4




0,97

0,76
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации