Курсовая работа - Организация внутрифирменного планирования на предприятиях - файл n1.doc

Курсовая работа - Организация внутрифирменного планирования на предприятиях
скачать (236.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc237kb.16.09.2012 07:07скачать

n1.doc


Министерство образования и науки РФ

Московский Государственный Университет Технологий и Управления


имени К.Г.Разумовского

Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических наук»

КУРСОВАЯ РАБОТА


по предмету «Финансовый менеджмент».
на тему: «Организация внутрифирменного планирования на предприятиях»

Выполнил

студент 2 курса

специальности 080109 с.ф.о.

группа Б-2С

шифр 19-ЭБ-09

Ф.И.О.Щербак Александр

Григорьевич

Адрес: Московская область

П.Шаховская, ул.Рижская, д.10. кв.13

Тел. 8-926-691-20-91

Проверил: ____________

Оценка_______________




Волоколамск 2011

Содержание


Министерство образования и науки РФ 1

Московский Государственный Университет Технологий и Управления 1

1. Содержание и принципы внутрифирменного планирования 6

2. Методы финансового планирования 12

3. Совершенствование финансового планирования на основе бюджетирования. Виды финансовых планов предприятий 18

4. Расчетная часть 23

Заключение 31

Список литературы 33


ВВЕДЕНИЕ
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Финансовое планирование на предприятии – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Рыночная экономика, как более сложная по сравнению с плановой экономикой система, требует более качественного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты, приходится нести ответственность самому предприятию.

Большую возможность для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные кампании, так как они обладают достаточными средствами для привлечения высококлассных специалистов, которые могут обеспечить высококачественные и широкомасштабные плановые работы.

На небольших предприятиях для этого недостаточно средств, хотя потребность в качественном финансовом планировании гораздо выше.

Финансовое планирование на предприятии (внутрифирменное финансовое планирование) базируется на использовании трех основных систем: прогнозировании финансовой деятельности, текущем планировании финансовой деятельности и оперативно-финансовом планировании.

Каждой из этих систем присущ определенный временной период и формы реализации, все они находятся в тесной взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности.

Значение финансового планирования для хозяйствующих субъектов состоит в том, что:

- оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта в условиях ценовой конкуренции;

- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов;

Планирование связано с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, а с другой стороны с уменьшением неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельных предприятий в интересах собственников и с учетом реальной обстановки на рынке.

Глубоким заблуждением считается то, что рынок убедительно отрицает какие – либо элементы планирования. Примером к тому служит опыт развитых стран, в которых планированию уделяется ключевая роль в управлении не только на отдельном предприятии, но и в масштабах всей страны. Другое дело, что планы должны быть не статическими, а иметь динамическую структуру, отражающую возможные колебания рыночной конъюнктуры. Очевидно, что финансовое планирование в условиях рынка требует специальных навыков. Вот почему тема данной работы является актуальной.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть в теоретическом и практическом аспектах основные приемы финансового планирования.

Задачи курсовой работы:

- зафиксировать содержание и принципы внутрифирменного планирования;

- описать методы финансового планирования, используемые в практике хозяйствующих рыночных субъектов;

- выявить направления совершенствования финансового планирования на основе бюджетирования;

- рассмотреть основные виды финансовых планов предприятий;

- в практической части работы рассмотреть различные виды финансовых планов (бюджетов) и процесс разработки бюджета движения денежных средств, а также оценить финансовую политику предприятия.

1. Содержание и принципы внутрифирменного планирования



Внутрифирменное планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений, [5]. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимуществ планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс планирования обеспечивает основу для управления подразделениями организации. Проецируя все сказанное на реальной обстановке в нашей стране, можно отметить, что внутрифирменное планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Планирование находит своё выражение в составлении планов. Свойства планов, [10]:

Планы делятся на:

  1. долгосрочные (прогнозы);

  2. перспективные: определяют стратегические задачи развития предприятия (на длительный период времени);

  3. текущие (годовые): составляются с учётом перспектив развития предприятия и конкретизируют задачи функционирования предприятия в зависимости от внешних факторов в конкретном временном отрезке;

  4. оперативные (квартальные, месячные) - это планы повсеместного руководства производства.

К каждому плану предъявляются требования технико-экономического обоснования, то есть единства техники и экономики.

Планы, как правило, составляются в два этапа, [8]:

  1. Предварительный этап (проект плана): на основе ожидаемого выполнения плана за предыдущий период и внешних факторов, определяющих деятельность предприятия в конкретной временной ситуации.

  2. Окончательный: после внесения всех уточнений и дополнений в разработанный проект.

В настоящее время отсутствует этап утверждения плана какими бы то ни было вышестоящими организациями и органами.

Окончательный вариант плана доводится до конкретных исполнителей.

Плановое задание является программой того или иного подразделения предприятия.

Функционирование предприятий в условиях рынка резко повышает значение плановой работы на предприятии и требования к составленному плану.

Наиболее эффективно работающую зарубежную компанию отличает высокий уровень внутрифирменного планирования.

Предприятия за рубежом при планировании ориентируется на возможности сбыта своей продукции. Исходя из этого, они планируют:

Процесс планирования проходит 4 этапа:

  1. Разработка общих целей функционирования предприятия.

  2. Разработка конкретных детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет).

  3. Определение путей и средств достижения поставленных целей.

  4. Контроль за осуществлением поставленных целей путём сопоставления плановых и фактических показателей.

Планирование отталкивается от фактических данных работы предприятия за предыдущий период. Следовательно, точность фактических данных определяет надёжность плановых показателей.

Поэтому в зарубежных экономиках большое значение придаётся бухучёту и статистическим методам обработки данных.

Исходными данными при планировании деятельности предприятия являются показатели рынка.

Плановая система может быть представлена в виде следующей схемы, [6].

Объекты долгосрочного планирования (ОДП):

- организационная структура предприятия;

Объекты краткосрочного планирования (ОКП):


Сметы расходов предприятия-Сметы доходов предприятия



Финансовый план - увязка доходной и расходной частей (обеспечение сохранения ликвидности предприятия)



Распределение прибыли предприятием



Кредитный план



План исследований и разработок
Всё это - первая ступень планирования.

Вторая ступень планирования - составление плановых заданий по различным направлениям для производственных участков в количественных и стоимостных показателях.

При этом планирование отталкивается от так называемых "узких мест".

Для производственных подразделений предприятия основное значение имеют два показателя:

  1. номенклатура продукции с максимальной степенью детализации и количества по видам продукции;

  2. издержки производства; издержки в зарубежных фирмах планируются и учитываются по участкам.

Планирование осуществляется понедельно, подекадно (реже ежемесячно).

Основными условиями обеспечения надёжности системы планирования в зарубежных фирмах считаются:

Только в этом случае можно выжить в условиях жёсткой конкуренции

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все эти этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.

2. Методы финансового планирования


Рассмотрим методы и виды финансового планирования.

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

- экономического анализа,

- нормативный,

- балансовых расчетов,

- денежных потоков,

- метод многовариантности,

- экономико-математическое моделирование, [7].

Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм, [11].

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления - это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.

Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним. Хозяйствующие субъекты, в том числе получившие убыток, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

При прогнозировании баланса рассчитываются, в первую очередь, ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей и выявляется потребность во внешних источниках финансирования.

В то же время, планирование является не самостоятельной деятельностью, а элементом управленческого контура. В рамках этого контура принятие верных управленческих решений в решающей степени зависит от возможности сопоставлять фактические и планируемые результаты и находить причины расхождения. Очевидно, что для корректности такого сравнения требуется совпадение методик планирования и фиксации результатов. Поскольку фиксация финансовых результатов осуществляется с помощью бухгалтерии, представляется желательным, чтобы планирование также происходило на основе бухгалтерской методики, с использованием плана счетов и проводок.

При реализации балансового метода планирование финансовой деятельности предприятия осуществляется и от возможности производить товары или услуги, и от потребностей рынка в них. В процесс управления предприятием явно включается маркетинг. Таким образом, этот метод позволяет интегрировать взаимоотношения потребитель - предприятие с внутренними бизнес-процессами предприятия.

Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими, [5].

Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида, [10]:

Y = f (x),

где Y - показатель; х - факторы.

Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида. При расчёте моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Период исследования должен браться таким, чтобы исходные данные были бы однородны. При этом следует иметь в виду, что слишком малый период обследования не даёт возможности выявить общие закономерности. А с другой стороны, нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменяться в течение длительного времени. В связи с этим наиболее целесообразно использовать годовые данные финансовой деятельности за 5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1-2 года. При существенных изменениях условий работы хозяйствующего субъекта в плановом периоде в рассчитанные на основе экономико-математических моделей показатели вносятся необходимые коррективы. Экономико-математическое моделирование позволяет также перейти в планировании от средних величин к оптимальным вариантам. Повышение уровня научно обоснованного планового показателя требует разработки нескольких вариантов планового показателя, исходя из различных условий и путей развития хозяйствующего субъекта с последующим отбором оптимального варианта. Для нахождения такого оптимального варианта используются экономико-математические модели.

Внутрифирменные текущие планы называются бюджетами. В общем виде бюджет предприятия - это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы. Составляют бюджет предприятия по данным расчетов плановых доходов от всех направлений деятельности предприятия, а также смет затрат на текущий год. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прочих операционных доходов и расходов составляют План доходов и расходов предприятия по операционной деятельности. Затем составляют план финансовых результатов от обычной деятельности предприятия, где показывают планируемую общую прибыль (убыток) предприятия с учетом прибыли (убытка) от реализации основных средств и других необоротных активов финансовых инвестиций, а также прочих доходов и расходов, не связанных с операционной деятельностью. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, распределяют по решению собственников. Для этого используют плановую смету распределения прибыли предприятия, которую по представлению менеджеров собственники утверждают в начале года.

При составлении плана денежных поступлений и расходов предприятия используют данные плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности, плана капитальных вложений, расчета плановой суммы финансовых вложений, а также других планов и смет, которые предусматривают движение реальных денег. Все денежные поступления и расходы включаются с поправкой на временной лаг, то есть отражается период, в котором реально поступают и расходуются денежные средства. В план денежных поступлений и расходов предприятия не включают статьи, которые не требуют денежных расходов, в частности амортизационные отчисления. Финансовые менеджеры в соответствии с этим планом должны обеспечить наличие денежных средств для своевременной оплаты всех счетов и расходов, [13].

Важным элементом финансового планирования является налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Налоговое планирование базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов.

3. Совершенствование финансового планирования на основе бюджетирования. Виды финансовых планов предприятий


Создание благоприятных условий для эффективного развития промышленности и других отраслей народного хозяйства требует изменений в области финансового управления предприятиями, поскольку в переходной экономике финансы становятся наиболее дефицитным и дорогим видом ресурсов. Формирование и использование финансовых ресурсов сопряжено с высокой вероятностью банкротства, влияние которых на деятельность хозяйствующих субъектов в практике российского финансового рынка недостаточно учтено. Вероятность банкротства может быть значительно снижена, если применять эффективные методы финансового управления, планирования и контроля. Одним из ключевых направлений совершенствования финансового планирования на предприятиях России является внедрение системы бюджетирования.

При разработке системы бюджетного управления на предприятиях всех форм собственности необходимо учитывать влияние на процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением следующих факторов, [7]:

- основной сферы деятельности предприятия;

- организационной структуры;

- стратегических целей и задач предприятия;

- тактики реализации поставленных целей;

- информационной основы бюджетирования;

- методического обеспечения процесса бюджетирования.

Организационно-хозяйственная деятельность предприятий и корпораций осуществляется путем создания и развития системы денежных отношений как основы и необходимого условия для формирования и использования финансовых ресурсов и капитала предприятия, т.е. финансов предприятия. Финансовые ресурсы, составляющие материальную основу финансов, на микроуровне экономики выступают в качестве объекта учета, анализа, планирования, распределения и использования для реализации целей, отраженных в финансовом плане (бюджете) предприятия. Поскольку предприятие представляет собой открытую социально-экономическую систему, для поддержания и развития его деятельности требуется координация внутренних возможностей предприятия с потребностями и изменениями внешней среды.

Система бюджетирования, являясь инструментом внутрифирменного финансового планирования и контроля, существенно повышает эффективность управления финансами предприятия, предупреждая о нерациональном использовании финансовых ресурсов как на стадии планирования, так и на стадии контроля за их использованием.

При постановке бюджетирования важно также представлять себе, что универсальных правил, методов и процедур, строго описанных в экономической литературе или закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, быть не может. Бюджетирование - это всегда простор для творчества, поскольку каждое предприятие, любая большая и малая фирма уникальны и неповторимы. А значит, и системы внутрифирменного бюджетирования в них могут быть неповторимыми и уникальными.

Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя:

- план доходов и расходов;

- план денежных поступлений и выплат;

- анализ состояния потока реальных денег (наличности);

- балансовый план, [15].

Прогноз доходов и расходов.

Этот прогноз составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.

Поскольку основным источником доходов большинства фирм являются продажи, составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Для составления планов доходов и расходов на первый год необходимо рассчитать объемы продаж по месяцам. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами и т.д. Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может "скакать" и в некоторые месяцы быть несоизмеримо высокой или низкой. Все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.

План расходов и доходов должен содержать также оценки всех статей косвенных (накладных, общефирменных) расходов по месяцам первого года. Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей (эти данные берутся из организационного плана). В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам. Необходимо также помнить, что в первые месяцы освоения рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские работы. С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу (если она предусмотрена планом маркетинга), на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов.

Помимо этих планов в разбивке по месяцам первого года, планы должны содержать прогнозные данные на конец второго и третьего года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.

План денежных поступлений и выплат.

Этот план, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представляются реалистическими на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердится. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботится и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.

Прогноз потока реальных денег (наличности).

Такой прогноз строится на основании плана денежных поступлений и выплат. Он составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет фирмы не мгновенно, поэтому даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат, например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги. Именно прогноз потока наличности и выявляет эти условия.

Балансовый план.

В этом разделе отражаются активы и пассивы фирмы, средства, вложенные в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенная прибыль. К составлению балансового плана на конец первого года приступают, когда составлены план доходов и расходов и план денежных поступлений их выплат. Балансовый план представляет собой счет активов (денежные средства, оборудование, здания, сооружения, земля и др.) и пассивов (обязательства перед кредиторами), разность которых представляет собой собственный капитал предприятия, к которому относятся средства, вложенные партнерами, и прибыль, остающаяся после вычета налогов.

4. Расчетная часть



Рассмотрим различные виды финансовых планов (бюджетов) и процесс разработки бюджета движения денежных средств на примере компании «Альфа», занимающейся производством посуды.

Сведения для составления бюджета движения денежных средств поступают из разных источников: выручка - из бюджета продаж, закупки материалов - из бюджетов закупок материалов (а не из бюджета производства!) и накладных производственных расходов, накладные непроизводственные расходы - из соответ­ствующих бюджетов. Данные сведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Сводная ведомость доходов и затрат, представляющая исходные данные для разработки бюджета денежных средств компании

«Альфа» на сентябрь 2009 года, руб.




Всего

Цех формовки

Цех отделки

Выручка

612 200







в том числе:










миски

105000







блюда

147 200







вазы

112 000







сервизы

248 000







Закупки основных материалов

74 060

65 630

8430

в том числе:










глина

34 990

34 990




глазурь

30640

30 640




упаковка

8430




8430

Оплата прямого труда-

137 408

91200

46 208

Накладные производственные расходы

236384

157 830

78554

в том числе:










оплата труда

67 000

51000

16000

отчисления с оплаты труда

77 669

54 030

23 639

вспомогательные материалы

11715

6800

4915

амортизация

7000

5000

2000

Коммерческие расходы

65 608







в том числе:










оплата труда

14 000







отчисления с оплаты труда

5320







амортизация

800







комиссионные агентам

24 488







Административные расходы

92 660







в том числе:










оплата труда

42 000







отчисления с оплаты труда

15960







амортизация

700








По итогам наблюдений мы установили следующее.

1. Продукция реализуется равномерно в течение месяца. 20% продукции реализуется за наличный расчет, остальное - с от­срочкой до 60 дней. 3% дебиторской задолженности покупателей составляет безнадежный долг.

2. В течение второй недели ожидается реализация одной еди­ницы основных средств (компьютера) по цене 3000 руб.

3. Закупки сырья и материалов (включая вспомогательные) осуществляются 2 раза в месяц - в первой половине месяца и во второй. Поставщики основных материалов и упаковки предостав­ляют отсрочки по оплате своих материалов сроком до 30 дней.

4. Заработная плата оплачивается 5-го числа месяца, следую­щего за тем, в котором она была начислена, отчисления с зара­ботной платы - не позднее 15-го числа следующего месяца, ко­миссионные коммерческим агентам - по мере поступления де­нежных средств от реализации, остальные затраты оплачиваются в те периоды, когда они возникли.

Вся заработная плата выплачивается наличными через кассу предприятия.

5. Масштабы деятельности компании за последние два месяца не изменились.

6. Налоговые обязательства по налогу на прибыль составляют 10 000 руб. и должны быть оплачены не позднее 10-го числа ме­сяца. Срок перечисления НДС - не позднее 20-го числа месяца, ставка НДС - 18%, налоговая база - стоимость всех закуплен­ных товаров и материалов (основных и вспомогательных).

7. Договор аренды производственных помещений предусмат­ривает оплату не позднее 20-го числа месяца, а договор аренды транспортных средств для администрации предприятия - не позднее 20-го числа. Оплата аренды транспортных средств для перевозки продукции (коммерческие расходы) происходит дваж­ды в месяц - 10-го и 25-го числа - одинаковыми платежами.

8. Реклама в СМИ уплачивается ежемесячно авансом не позд­нее последнего дня месяца, за которым следуют публикации.

9. Прочие накладные расходы оплачиваются пропорционально в течение месяца при наличии финансовой возможности.

10. Целевой остаток денежных средств на расчетном счете на конец месяца - 100 000 руб.

Рассмотрим теперь процесс формирования бюджета денежных средств на примере компании «Альфа».

По данным, представленным в табл. 4.1, был разработан бюд­жет денежных средств компании «Альфа» на сентябрь 2009 года, руб. Бюджет представлен в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Бюджет денежных средств компании «Альфа» на сентябрь 2009 года, руб.




I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Всего

Начальное сальдо

100 000

236

323

13 709




Поступления от реализации

176 265

176 265

176 265

176 265

705 060

в том числе:
















за наличные

36120

36120

36120

36120

144 480

в кредит

140 145

140 145

140 145

140 145

560 580

Поступления от продажи ОС




3000







3000

Всего денежных средств в рас-

276 265

179501

175 588

189 997




поряжении






















I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Всего

Оплата закупок




50 607




50607

101 214

Оплата труда

260407










260407

Отчислениях оплаты труда




98949







98949

Комиссионные агентам

6122

6122

6122

6122

24 488

Налоги




10 000

94 757




106865

Аренда помещений и страховка







20 000




20 000

Аренда транспортных средств




5000

9000

5000

19000

Реклама










8000

8000

Прочие административные и коммерческие расходы

2000

2000

2000

2000

8000

Расходы на цеховое управле­ние и прочие ОПР

7500

6500

30 000

29 000

73000

Всего расходов

276 029

171 278

161 879

100 729

716058

Конечное сальдо

236

323

13 709

89 245





Денежные поступления от реализации товаров и выплаты в оплату закупок мате­риалов включают в себя налог на добавленную стоимость в размере 18% от соот­ветствующих цен. Выручка и закупки без учета НДС и 3%-ного вычета безнадеж­ных долгов выглядели бы так:





В неделю

За месяц

Поступления от реализации

149 377

597 508

в том числе:







за наличные

30 610

122 440

в кредит

118 767

475 068

Оплата закупок




85775


Получилось, что балансирующей статьей (стать­ей, расходы по которой можно варьировать) оказались прочие на­кладные расходы, как производственные, так и непроизводствен­ные. Действительно, на практике всегда есть некоторые расходы, которые можно передвинуть во времени относительно желаемого графика. При общем стремлении оплачивать такие расходы равно­мерно, получается это только при наличии свободных денежных средств.

Отметим еще одну особенность бюджета движения денежных средств компании «Альфа»: при целевом уровне денежных средств на счете в 100 тыс. руб., который имел место на начало периода, на конец бюджетного периода остается только 89 тыс. руб., т.е. при осуществлении всех желаемых расходов за период «проедает­ся» около 11 тыс. руб. Попытаемся представить, что произойдет в платежном календаре компании в следующем за бюджетным меся­це (октябре): при сохранении того же объема поступлений в пер­вую неделю месяца и тех же самых обязательств по выплате зара­ботной платы у компании не будет средств для полного выполненения этих обязательств - в первую неделю месяца возможен кас­совый разрыв. «Проедание» резерва денежных средств приведет к временной (возможно) неплатежеспособности компании.

Представим бюджетный отчет о прибыли за сентябрь 2009 года для компании «Альфа».

Бюджетный отчет о прибылях и убытках компании «Альфа» на сентябрь 2009 года (калькулирование по полным затратам), руб.





Всего

Выручка,

в том числе:

миски

блюда

вазы

сервизы

612 200
105 000

147 200

112 000

248 000

Нормативные производственные затраты,

в том числе:

миски

блюда

вазы

сервизы

460 224


66 480

105 216

92 528

196 000

Валовая прибыль

151 976

Накладные коммерческие затраты

62 608

Накладные административные затраты

92960

Прибыль от продажи внеоборотного актива

2000

Операционная прибыль до налогообложения

(1592)


Бюджетный отчет о прибылях и убытках компании «Альфа» на сентябрь 2009 года (калькулирование по переменным затратам), руб.




Всего

Выручка,

612 200

в том числе:




миски

105 000

блюда

147 200

вазы

112 000

сервизы

248 000

Нормативные переменные производственные затраты,

74 200

в том числе:




миски

15 000

блюда

17 600

вазы

8800

сервизы

32 800

Переменные коммерческие расходы (комиссионные агентам)

24 488

Вклад

513 512

Постоянные расходы,

507 872

в том числе:




прямые трудовые

137 408

накладные общепроизводственные

236 384

накладные коммерческие затраты

41 120

накладные административные затраты


92 960

Прибыль от продажи внеоборотного актива

2000

Операционная прибыль до налогообложения

7640


Дадим заключение по рассмотренным бюджетам организации. Полученный финансовый результат за период оказался поло­жительным. То, что прибыль, исчисленная по переменным затра­там, в данном случае выше, чем при калькулирований по пол­ным, вполне объяснимо с учетом того, что объем реализованной продукции в данном периоде оказался выше объема выпущенной (такой расчет мы делали при составлении бюджета производст­ва). Это означает, что в данном периоде происходила реализация части запасов, накопленных за предыдущие периоды, и вместе с выручкой в отчете о прибылях и убытках, составленном по пол­ным затратам, отразилась часть постоянных затрат прошлых пе­риодов, капитализированных в этих запасах. Таким образом, по­лучается, что калькулирование по переменным затратам действи­тельно лучше отражает связь объемов реализации и затрат теку­щего периода.

Сделаем заключение о финансовой политике предприятия «Альфа». Как видно из вышеприведенной таблицы, в структуре затрат фирмы существенно преобладают постоянные затраты (507872 тыс. руб.) в сравнении с нормативными переменными производственными затратами (74200). Из этого следует, что финансовая политика фирмы является неэффективной. Основные затраты составляют непроизводственные ресурсы предприятия. Это обстоятельство не дает возможность полноценно использовать эффект операционного рычага.

Отсюда возникает производственный риск, который связан с понятием операционного левериджа, а также финансовый, связанный с понятием финансового левериджа.

Рекомендация данному предприятию может состоять в том, что следует изыскать резервы снижения общепроизводственных и административно – управленческих расходов.

Заключение


Управление финансовой деятельностью тесно связано с управлением производственной и коммерческой деятельностью фирмы. Финансовая деятельность отражается, прежде всего, в следующих документах:

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Определение потребности в капитале - основа долгосрочного финансового планирования, позволяющая осуществить выбор и сроки получения кредитов, разделить капитал на собственный и заемный.

Важнейшее место в финансовой политике фирмы занимают два основных источника, обеспечивающих формирование собственных средств - ускоренная амортизация и резервный фонд. Последний определяется результатами деятельности фирмы и зависит от стабильности дохода, состояния платежеспособности, регулярности денежных поступлений, перспектив конъюнктуры.

Заемные денежные средства используются в период оживленной конъюнктуры. Заемные средства привлекаются в расчете на то, что прибыль перекроет издержки на оплату процентов за кредит.

Цель финансового планирования - выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии. Один из основных вопросов: как много потребуется средств для инвестиций и поддержания дела в рассматриваемом периоде? Финансовый план выявляет потенциал бизнеса. Он должен быть представлен в бизнес-плане в виде расписания по финансированию (для вновь начатого дела все оценки являются прогнозными).

Финансовые прогнозы составляются на 5 лет: на 1-й год - помесячно, на последующие два года - поквартально и последние два года - по годам,
При работе фирмы на внешнем рынке, где особенно велик финансовый риск, рекомендуется использовать специальные методы регулирования платежей (аккредитивы, инкассо без документов, платеж на открытый счет и др.) и по возможности иметь полную информацию о финансовом положении клиента. Такую информацию можно получить через банки или специальные фирмы.

Системы бухгалтерского учета и отчетности в России и за рубежом отличаются друг от друга, и поскольку цель российской фирмы состоит в том, чтобы сотрудничать с западными партнерами или получить инвестиции от них, фирма должна составить финансовые документы по западным образцам. В целом партнера интересует кредитоспособность, т. е. финансовое состояние фирмы, оценка затрат на ее организацию и функционирование, ведомость прибылей и убытков, балансовая ведомость и кассовый план. За рубежом все эти документы имеют определенный стандарт.

Чтобы подтвердить кредитоспособность фирмы, необходимо представить предполагаемому зарубежному партнеру ведомость прибылей и убытков, а также балансовый отчет фирмы за текущий год (прогноз) и за 2-3 предшествующих года. Дело в том, что зарубежные корпорации обязаны публиковать подобные документы, поэтому бухгалтерский отчет фирмы не может быть конфиденциальным. Кроме того, можно попросить эти финансовые документы у предполагаемого западного партнера. И это должно убедить его в том, что он имеет дело с солидной фирмой.

Для кредитора необходим детальный перечень издержек, связанных с пуском производства, вместе с полными эксплуатационными расходами.

В конце финансового плана всегда следует давать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы.

Список литературы


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации" (ГК РФ) Часть 1. от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция)

  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации Части 1 и 2. – М.: Изд-во "Ось", 2006.

  3. Федеральный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" №6-ФЗ от 08.01.1998 г (с последующими изменениями и дополнениями).

  4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно - метод. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 248 с.

  5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента., М.: Финансы и статистика, 2007. - 384 с.

  6. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта.-5-е изд. доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

  7. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента, т. 1-2, К.: "Ника-Центр", 1999. – 591 с.

  8. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебное пособие. - М.: Инфра - М., 2005. – 400 с.

  9. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 768 с.

  10. Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый анализдеятельности предприятия: Учебное пособие-2-е изд. перераб. и доп. - М.: МГТА, 2001.

  11. Сироткин В.Б. Финансовый менеджмент фирмы: Учеб. пособие/ В.Б. Сироткин. – М.: Высш. шк., 2008. – 320 с.

  12. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: учебник. М.: ГУВШЭ, 2000. – 504 с.

  13. Теплова Т.В. Эффективный финансовый директор. Учебно-практическое пособие. - М.: Юрайт, 2008. – 480 с.

  14. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 6-е изд. - М.: Изд-во «Перспектива», 2008. - 656 с.

  15. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов./ Н.Ф. Самсонов, М.П. Баранникова и др. – М.: "Финансы, ЮНИТИ", 2006. – 495 с.

  16. Хлыстова О.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. – 295 с.






Министерство образования и науки РФ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации