Особо охраняемы природные территории РФ. Эколого-правовая защита - файл n1.docx

приобрести
Особо охраняемы природные территории РФ. Эколого-правовая защита
скачать (68.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx69kb.16.09.2012 07:04скачать

n1.docx



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕИЕ………………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1. Экологические и правовые аспекты защиты особо охраняемых природных территорий…………………………………………3

1.1. Критерии и виды ООПТ……………………………………….………….3

1.2. Международная практика эколого-правовой защиты ООПТ………...11

ГЛАВА 2. Общая характеристика особо охраняемых природных территорий Краснодарского края…………………………………………...20

2.1. Виды ООПТ Краснодарского края……………………………………...20

2.2. Эколого-правовая защита Кавказского государственного природного биосферного заповедника………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………..28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31

Введение

В социально-культурной сфере природная среда является основой формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека. Важной социальной значимостью природных объектов является формирование особой группы общественных отношений - отношений по поводу использования и охраны природной среды. В правовом регулировании этих отношений преобладают императивные методы, что означает отношения власти и подчинения. Данные методы направлены на приоритетную охрану общественных, публичных интересов в области природопользования.
В течение длительного времени регулирование охраны объектов природно-заповедного фонда осуществлялось на ведомственном уровне. В настоящее время принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих общие начала правового регулирования охраны особо охраняемых природных территорий, к которым относятся государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Актуальность темы заключается в том, что в нашей стране сосредоточены многие объекты культурного наследия и значимые природные объекты, имеющие большое значение не только для России, но и планеты в целом.

Целью данной работы является: развитие способности к углубленному анализу научной литературы и законодательства в области экологического права; выработка умения отбора необходимой правовой базы по различным аспектам исследования.

Объект исследования: Кавказский государственный природный биосферный заповедник, как один из представителей особо охраняемых объектов Краснодарского края.

Задачи:

1. Раскрыть понятие ООПТ;

2. Дать общую характеристику ООПТ Краснодарского края;

3. Рассмотреть основные положения международной практики эколого-правовой защиты ОППТ;

4. Дать характеристику методам поддержания экологического состояния Кавказского государственного природного биосферного заповедника.

В первой главе данной курсовой работы рассматриваются экологические и правовые аспекты защиты особо охраняемых природных территорий. В нее входят :

- раскрытие понятия оопт;

- критерии и виды оопт;

- международная практика эколого-правовой защиты оопт.

Во второй главе дана общая характеристика особо охраняемых природных территорий Краснодарского края. Также рассмотрены методы эколого-правовой защиты Кавказского государственного природного биосферного заповедника.



Глава 1. Экологические и правовые аспекты защиты особо охраняемых природных территорий

    1. Критерии и виды особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [2, с.1].

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников - к 350 [4, с.67].

С учетом особенностей режима охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды этих территорий:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны [3, с.1].

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности [2, с.2].

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, в зависимости от чего определяется их принадлежность и устанавливаются формы и виды собственности на них.

К числу особо охраняемых природных территорий, которые имеют федеральное значение и находятся только в федеральной собственности, относятся государственные природные заповедники и национальные парки,. По данным на 19 июля 2010 г. система ООПТ федерального значения России насчитывала 240 особо охраняемых природных территорий общей площадью 55,628 млн. га (3.26% территории России) [6, с.12].

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение, то есть являются государственной собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Природные парки принадлежат к территориям регионального значения, то есть являются собственностью субъектов РФ. Территориями местного значения, находящимися в муниципальной собственности, могут объявляться лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В число федеральных ООПТ входят:

- 101 государственный природный заповедник общей площадью 33,77 млн. га, из них площадь суши (с внутренними водоемами)—27,3 млн. га, что составляет 1,6% территории России, морская акватория—6,47 млн. га;

- 42 национальных парка общей площадью 9.284 млн. га (0,544% территории России);

- 69 государственных природных заказников общей площадью 12,54 млн. га, площадь суши - 9,7 млн. га (0,56% территории России), морская акватория - 2,84 млн. га;

- 28 памятников природы общей площадью 34,3 тыс. га. [10,с.16]

Отечественная система заповедников и национальных парков имеет международное признание. 27 российских заповедников и 3 национальных парка имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, 9 заповедников и 5 национальных парков находятся под юрисдикцией международной Конвенции о сохранении всемирного культурного и природного наследия, 12 заповедников и 1 национальный парк - под юрисдикцией международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы, 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий [6, с.24].

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота.

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

- предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

- осуществление экологического мониторинга;

- выполнение научно-исследовательских задач;

- ведение эколого-просветительской работы;

- осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.

В настоящее время, на территории Российской Федерации, простилающейся от субтропических лесов до заполярных ледников, работает 101 заповедная зона государственного значения. Площадь всех заповедников равна 340 тыс. км2 [9, с.10].

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.

В настоящее время на территории России находится 41 национальный парк, суммарная площадь территории которых составляет более 70000 кмІ [6, с.20].

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Большая часть (55) заказников напрямую или опосредованно подчинена Департаменту охраны и рационального использования охотничьих ресурсов Министерства Сельского хозяйства России, 11 заказников подчинены Департаменту особо охраняемых природных территорий и объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации; из них 8 находятся под управлением заповедников. Большинство заказников федерального значения являются комплексными (экосистемными), то есть в них разрешена лишь хозяйственная деятельность, не связанная с серьезными нарушениями природных комплексов. Как правило, в заказниках федерального значения запрещены промысловые охота и рыболовство. Значительная часть заказников осуществляет охрану особо ценных водно-болотных угодий, внесенных в списки Рамсарской конвенции [6, с.30].

Памятник природы – охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.

В качестве памятника природы может быть водопад, уникальное геологическое обнажение, пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров - леса, горные хребты, участки побережий и долин. В таком случае они именуются охраняемыми ландшафтами.

Памятники природы подразделяются по типам на ботанические, геологические, гидрологические, гидрогеологические, зоологические и комплексные.

Для большей части памятников природы устанавливается режим заказников, но для особо ценных природных объектов может быть установлен режим заповедников [10, с.33].

Ботанические сады и дендрологические парки – это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а тж. осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады [9, с.34].

Лечебно-оздоровительные местности и курорты - особо охраняемые природные территории (акватории), обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей и др.) и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения. Могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Использование природных лечебных ресурсов и деятельность курортов регулируются рядом федеральных законов: «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О недрах» и др. [6, с. 35].

    1. Международная практика эколого-правовой защиты особо охраняемых природных территорий

Одной из существенных особенностей охраны природы является то, что нередко те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды - характерная черта современности. Успешное решение глобальных экологических проблем - непременное условие существования и развития нашей цивилизации.

Внимание общественности, которым была окружена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (UN Conference on Environment and Development, UNCED), состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., подтвердило ту центральную роль, которую играют в повестке дня международной политики такие общемировые экологические проблемы, как глобальное потепление и снижение биологического разнообразия. Фактически за двадцать лет, прошедших от Стокгольмской конференции по окружающей человека среде 1972 года и до UNCED 1992 года, не только значительно выросла озабоченность угрозой окружающей среде в результате  человеческой деятельности, как в местном, так и в мировом масштабе, но и существенно  увеличилось число инструментов международного права, регулирующих проблемы охраны окружающей среды. (Имеется большое количество сборников договоров по охране окружающей среды: например, Burhenne 1974a, 1974b, 1974c; Hohmann 1992; Molitor 1991.

Двумя главными источниками международного права (в соответствии с Уставом Международного суда) являются международные конвенции и международное обычное право (статья 38(1) Устава). Международное обычное право исходит из повторяющейся  государственной практики, согласно убеждению, связанной с  правовым обязательством. Хотя новые положения обычного права могут появляться относительно скоро, быстрота, с которой осознание глобальных экологических проблем попало в число первоочередных задач международной политики, означает, что в эволюции правовых норм обычное право начинает уступать место договорному или конвенциональному праву. Хотя определенные базовые принципы, например, равноправное пользование совместными ресурсами (Lac Lanou Arbitration 1957) или обязательство не разрешать деятельность, которая наносит ущерб окружающей среде соседних государств (Trail Smelter Arbitration 1939, 1941), могут быть отнесены за счет юридических решений, принятых в соответствии с обычным правом, договора, несомненно, стали основным средством, используемым международным сообществом для регулирования деятельности, представляющей угрозу для окружающей среды. Другим важным аспектом международного регулирования охраны окружающей среды является развитие «мягкого права» - не обязывающих правовых инструментов, в которых заложены рекомендации и перспективные направления для будущих действий или которые являются выражением политических обязательств государств по достижению определенных целей. Эти «мягкие» правовые инструменты иногда развиваются в формальные инструменты права или оказываются увязанными с обязывающими инструментами, например, с Конвенцией, по решению сторон. (О значении «мягкого права» в связи с международным экологическим правом см. Freestone 1994) [4, с.65].

До Стокгольмской конференции 1972 года большинство конвенций об охране окружающей среды были связаны с сохранением живой природы. Не более чем исторический интерес представляют очень ранние конвенции об охране птиц (например, Конвенция об охране  птиц, полезных для земледелия, 1902 г.; подробнее см. Lyster 1985). Конвенции об общей охране природы более значительны и более долгосрочны, хотя Вашингтонская конвенция о регулировании китобойного промысла 1946 г. и ее протокол 1956 г. особенно примечательны для этого периода - со временем в центре внимания этой конвенции, разумеется, оказалась уже не эксплуатация природных ресурсов, но их сохранение.  Одной из первых конвенций  с точки зрения сохранения окружающей среды стала Африканская конвенция о сохранении природы и природных ресурсов, заключенная в 1968 г. в Алжире. Однако, несмотря на всеобъемлющий и новаторский подход к сохранению живой природы, в этой конвенции была допущена ошибка, свойственная и многим другим конвенциям - не было создано административной структуры для контроля над ее соблюдением. Также заслуживает упоминания и  значительно более эффективная Рамсарская (Ramsar) Конвенция 1971 г. о заболоченных землях международного значения, особенно в качестве мест обитания водяных птиц, которая создает сеть заповедных заболоченных угодий на территориях государств - участников.
Другими значительными шагами в этот период стали первые всемирные Конвенции по нефтяному загрязнению. Международная Конвенция 1954 г. о предотвращении загрязнения морей нефтью (OILPOL) (поправки внесены в 1962 и 1969 гг.) проложила новые пути благодаря разработке системы регулирования морских нефтеперевозок. Однако  первые конвенции, предусматривавшие аварийные работы и возмещение ущерба от загрязнения нефтью, были разработаны в качестве прямой реакции на первую в мире крупную аварию нефтяного танкера - крушение либерийского нефтяного танкера «Торри Кэньон» (Torrey Canyon) у берегов Юго-Западной Англии в 1967 г.  Международная Конвенция 1969 г. о действиях в морях за пределами территориальных вод в случае ущерба от загрязнения нефтью уполномочила прибрежные государства на аварийные работы за пределами территориальных вод. Последовавшие за ней Международная конвенция 1969 г. о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный в результате загрязнения нефтью, и Международная конвенция об учреждении международного фонда возмещения ущерба от загрязнения нефтью (1971 г., Брюссель) обеспечили основу для требований о возмещении ущерба к владельцам и командованию нефтяных танкеров, подкрепив ее созданием международного компенсационного фонда. (Следует отметить также такие значительные промышленные схемы добровольной компенсации, как TOVALOP и CRISTAL; подробнее см. Abecassis and Jarashow 1985.) [4, с.69]
В период с 1972 по 1992 г. произошел удивительный рост числа и разнообразия инструментов международного экологического права. В большой мере этот процесс происходил благодаря Стокгольмской конференции. В знаменитой Декларации, принятой конференцией (Декларация Конференции ООН об окружающей человека среде, 1972) не только были заложены определенные принципы, большинство из которых были de lege ferenda, т.е. провозглашали, каким должно стать право, а не констатировали его современное состояние, но и был разработан План мероприятий по охране окружающей среды из 109 пунктов, а также Резолюция, рекомендовавшая ООН организационное и финансовое исполнение этого плана. В результате этих рекомендаций в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (UNGA 1972) была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в Найроби. В прямые обязанности ЮНЕП входит финансовая поддержка ряда ключевых общемировых соглашений по охране окружающей среды, а также развитие важной Программы региональных морей, благодаря которой создана сеть примерно из восьми региональных рамочных конвенций по защите морской среды. Каждая из конвенций имеет протокол, разработанный с учетом специфических требований региона. Ряд новых региональных программ пока находится на стадии разработки [6, с.29].

В целях обзора большого количества конвенций об охране окружающей среды, разработанных в этот период, они разделены на несколько групп: сохранение природы, защита морской среды и  регулирование природных воздействий, затрагивающих территорию нескольких государств.

В этот период был заключен целый ряд соглашений о сохранении природы, как в общемировом, так и в региональном масштабе. Среди всемирных соглашений следует особо отметить Конвенцию ЮНЕСКО 1972 г. по защите мирового культурного и природного наследия, Вашингтонскую конвенцию 1972 г. о международной торговле редкими и исчезающими видами животных (CITES) и Боннскую конвенцию о сохранении мигрирующих видов диких животных. К многочисленным соглашениям на региональном уровне относятся Северная конвенция 1974 г. о защите окружающей среды, Конвенция 1976 г. о сохранении природы в южной части Тихого океана (Конвенция Апиа, см. Burhenne 1974a) и Бернская конвенция 1979 г. о сохранении европейской дикой природы и естественных мест обитания (Серии европейских соглашений). Отметим также Директиву Европейского Совета 1979 г. № 79/409 о сохранении диких птиц (OJ 1979). В настоящее время в директиву внесены поправки, и она дополнена Директивой № 92/43 о сохранении естественных мест обитания, дикой флоры и фауны (OJ 1992).  Следует также отметить соглашения, относящиеся к Антарктике - глобальной территории вне юрисдикции любого из государств: Канберрскую конвенцию 1980 г. о сохранении живой природы в антарктических морях, лингтонскую конвенцию 1988 г. о регулировании деятельности, связанной с антарктическими минеральными ресурсами, и Протокол 1991 г. Антарктического соглашения о защите окружающей среды, подписанного в Мадриде [5, с.45].

В 1973 г. начались переговоры на Третьей конференции ООН по морскому праву (UNCLOS III). Девять лет переговоров в рамках UNCLOS завершились в 1982 г. Конвенцией Montego Bay о морском праве (LOSC), в XII части которой содержались наиболее общие положения по регулированию вопросов, связанных с морской природной средой, в том числе касающиеся источников отходов и загрязнения, находящихся на судах и на берегу.

На более конкретном уровне Международная морская организация (IMO) отвечала за разработку двух крупных мировых конвенций: Лондонской конвенции 1972 г. о предотвращении загрязнения морей отходами и другими материалами и международной конвенции 1973 г. о предотвращении загрязнения с кораблей, в которую в 1978 г. были внесены поправки (MARPOL 1973/78). Третья конвенция касается  разливов нефти и называется Международной конвенцией 1990 г. по предупреждению и  ликвидации нефтяного загрязнения и сотрудничеству в этой области. Она устанавливает всемирную правовую схему сотрудничества и помощи в борьбе с крупнейшими случаями загрязнения нефтью. К другим морским конвенциям, не касающимся в первую очередь проблем окружающей среды, но связанным с ними, относятся Конвенция 1972 г. о международном регулировании предотвращения столкновения судов в море (COLREG), Международная конвенция 1974 г. о безопасности жизни на море (SOLAS), Конвенция Международной Организации Труда 1976 г. (№ 147) о торговом судоходстве (минимальных стандартах) и Конвенция 1978 г. о  стандартах профессиональной  подготовки, сертификации и дежурства моряков.
Лондонская конвенция 1978 г. применила подход, ставший в наши дни общепринятым. В Дополнении № 1 к ней перечислены вещества, которые запрещено было сбрасывать в океан, а в Дополнении № 2 - вещества, которые могли сбрасываться в океан только при наличии разрешения.    Регулирующая структура конвенции обязывала государства -  участники выполнять ее требования по отношению ко всем судам, проводящим погрузку в их портах, а также к судам под их флагом, находящимся в любой точке мира. Благодаря постепенному ужесточению режима конвенции странам -  участникам на сегодняшний день фактически удалось прекратить загрязнение океана промышленными отходами. Конвенция MARPOL 1973/78 гг. заменяет конвенцию OILPOL 1954 г. (см. выше) и обеспечивает основы регулирования сброса отходов в океан на судах всех типов, включая танкеры. Согласно требованиям MARPOL, государства, под флагом которых зарегистрированы суда,  обязаны контролировать “технический сброс” всех веществ, указанных в конвенции. В 1978 г. в режим MARPOL были внесены поправки, благодаря которым он постепенно распространился на различные виды загрязнения, связанные с морскими судами. В настоящее время юридическую силу имеют все Дополнения конвенции. Они регулируют сброс нефти (Доп. I), вредных жидкостей (Доп. II), упакованных отходов (До. III), нечистот (Доп. IV) и мусора. В специальных зонах, оговоренных участниками конвенции, введены более жесткие стандарты.
На региональном уровне в рамках Программы региональных морей ЮНЕП  создана широкая, хотя и не всеобъемлющая сеть соглашений по защите морской природной среды. Они охватывают такие регионы, как Средиземное море (Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения, Барселона, 16 февраля 1976 г., протоколы в 1976, 1980 и 1982 гг.), Персидский залив (Кувейтская региональная конвенция о сотрудничестве в области защиты морской природной среды от загрязнения, Кувейт, 24 апреля 1978 г., протоколы в 1978, 1989 и 1990 гг.), Западная Африка (Конвенция о сотрудничестве в области защиты и развития морской и береговой природной среды в Западном и Центральноафриканском регионе (Абиджан, 23 марта 1981 г.) с протоколом 1981 г.), юго-восточная часть Тихого океана (Конвенция о защите морской природной среды и береговых районов юго-восточной части Тихого океана (Лима, 12 ноября 1981 г.), протоколы в 1981, 1983 (2) и 1989 гг.), Красное море (Региональная конвенция о сохранении природной среды Красного моря и Аденского залива (Джидда, 14 февраля 1982 г.), протокол в 1982 г.), Карибское море (Конвенция о защите и развитии морской природной среды Карибского бассейна (Картахена дес Индиас, 24 марта 1983 г.), протоколы в 1983 и 1990 гг.), Восточная Африка (Конвенция о защите, использовании и развитии морской и береговой природной среды Восточноафриканского региона (Найроби, 21 июня 1985 г.), 2 протокола в 1985 г.) и  южная часть Тихого океана (Конвенция о защите природных ресурсов и природной среды в южной части Тихого океана (Нумеа, 24 ноября 1986 г.), 2 протокола в 1986 г.). Еще около шести конвенций находятся на различных стадиях планирования.  (Тексты всех указанных выше конвенций и их протоколов, а также детали развития программ см. в Sand 1987.) Эти соглашения дополнены протоколами, охватывающими широкий круг вопросов, в том числе регулирование наземных источников загрязнения, сброс отходов в океан, загрязнение океана морскими буровыми вышками и их вывод из эксплуатации, зоны, находящиеся под специальной защитой и охраной дикой природы [5, с.54].
Вне рамок ЮНЕП были разработаны и другие региональные режимы. Особенно это касается Северо-Западной Атлантики, где создана полномасштабная сеть региональных правовых инструментов. Она охватывает регулирование сброса отходов в океан (Конвенция 1972 г. в Осло о предотвращении загрязнения морей путем сброса отходов с судов и самолетов; протоколы в 1983 и 1989 г.), наземные источники загрязнения (Парижская конвенция 1974 г. о предотвращении загрязнения морей из наземных источников; протокол в 1986 г.), сотрудничество по слежению за нефтяным загрязнением морей (Боннское соглашение 1983 г. о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами дополняющее решение в 1989 г.), инспектирование морских судов на предмет безопасности и защиты морской среды (Парижский меморандум 1982 г. о задачах государственной портовой инспекции в выполнении соглашений по безопасности на море и защите морской природной среды, а также по охране природы и рыболовству). (См. в основном Freestone and IJIstra 1991. Отметим также новую Парижскую конвенцию 1992 г. о защите морской природной среды в Северо-Восточной Атлантике, которая вступает в силу вместо Парижской конвенции и Конвенции в Осло; текст и анализ см. в Hey, IJIstra and Nollkaemper 1993.) Что касается Балтийского региона, Хельсинкская конвенция 1974 г. о защите морской природной среды в регионе Балтийского моря была недавно пересмотрена (текст и анализ Конвенции 1992 г. см. в Ehlers 1993). Для Черноморского региона была разработана новая конвенция (Бухарестская конвенция 1992 г. о защите Черного моря; см. также Одесскую  министерскую декларацию  1993 г. о защите Черного моря.)
В соответствии с принципом 21 Стокгольмской декларации  государства - участники несут “ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, проводящаяся под их юрисдикцией и контролем, не наносила ущерба окружающей среде в других государствах или в зонах вне национальной юрисдикции”. Хотя этот принцип в его наиболее общем толковании в наши дни повсеместно признается составной частью обычного международного права, он все же требует значительной конкретизации для того, чтобы стать основанием  регулирования подобных видов деятельности. В этих целях, а также в ответ на критические ситуации,  получившие широкое отражение в прессе, были разработаны международные конвенции о   загрязнении атмосферы в масштабе нескольких государств, о защите озонового слоя, об оповещении и сотрудничестве в случае ядерной аварии [4, с.80]

Глава 2. Общая характеристика особо охраняемых природных территорий Краснодарского края

2.1. Виды особо охраняемых территорий Краснодарского края

Порядок организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регламентируется федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. И Законом Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» № 656-КЗ от 31.12.2003.г.

В соответствии с действующим законодательством, система ООПТ Краснодарского края включает территории:

- Международного значения: объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ», в который вошел Кавказский государственный природный биосферный заповедник и 2 территории водно-болотных угодий международного значения, созданных на основании исполнения обязательств российской Федерации, вытекающих из Рамсарской конвенции: «Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой, «Ахтаро-Гривенская система лиманов»;

- Федерального уровня: Кавказский государственный природный заповедник, Сочинский национальный парк, заказники: Сочинский, приазоаский, Тамано-Запорожский, Туапсинкий и Красная горка (последние 3 заказника отнесны к федеральным ООПТ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. №591-р), курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной зоны городов-курортов Сочи, Анапа, Геленджик (Геленджик отнесен к федеральным ООПТ в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 12.04.1996 г. № 591-р) и 1 памятник природы – «Дендропарк Южные культуры» (Распоряжение правительства РФ от 12.04.1996 г. № 591-р);

- Регионального уровня: 12 заказников, 407 памятников природы, 3 территории курортов краевого значения (Ейск, Горячий ключ, Туапсинский район);

- Местного уровня: 28 курортов местного значения (таб. 1.).

Таблица 1

ООПТ Краснодарского края

Категория ООПТ

Количество ООПТ

федерального подчинения

регионального подчинения

местного подчинения

всего

Водно-болотные угодья

2

-

-

2

Заповедники

1

-

-

1

Национальные парки

1

-

-

1

Памятники природы

4

12

-

16

Дендрологичес-кие парки и ботанические сады

-

407

-

407

Лечебно оздоровитель -

ные местности и курорты

-

1

-

1

Заказники

3

3

28

34

Итого:

11

423

28

462


Лечебно-оздоровительные местности и курорты занимают 834,8 ты. Га, заказники – 304,1 тыс. га, национальные заповедники 190 тыс. га, заповедники – 176,2 тыс. га, водно-болотные угодья – 173 тыс. га, памятники природы – 30,6 тыс. га, дендрологические парки и ботанические сады – 0,04 тыс. га [1, с.236].

Всего на территории Краснодарского края учтено 13 особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе заповедник, национальный парк, водно-болотные угодья, заказники, и пр. (таб. 2.).

Таблица 2

Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Краснодарского края



Название ООПТ

1

Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой (Рамсарский угодья)

2

Ахтаро-Гривенская система лиманов (Рамсарские угодья)

3

Кавказский государственный природный биосферный заповедник

4

Сочинский национальный парк

5

Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник

6

Государственный природный заказник «Приазовский»

7

Государственный природный заказник «Туапсинский»

8

Государственный природный заказник «Красная горка»

9

Государственный природный заказник «Тамано-Запорожский»

10

Федеральный курортный регион Анапа

11

Курорт Геленджик

12

Город-курорт Геленджик

13

Памятник природы «Дендропарк Южные культуры»



Особо охраняемые природные территории располагаются как на землях ООПТ, так и на землях иных категорий, потому что в большинстве своем они

созданы без изъятия земель у землевладельцев и землепользователей. По данным Земельного кадастра площадь земель ООПТ на 01.01.2006 г. Составила 390,5 тыс. га (5,2 % от территории Краснодарского края). По международным нормам экологически благополучной считается территория, на которой ООПТ занимают не менее 10% [1, с.237].

2.1. Эколого-правовая защита Кавказского государственного природного биосферного заповедника

Кавказский государственный природный биосферный заповедник (ГПБЗ) был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской с населяющими их редкими животными и растениями. Кавказский заповедник – крупнейшая охраняемая территория Кавказа – второй по величине в Европе. Заповедник расположен на землях Краснодарского каря (62,8%), Республики Адыгея (32,7%) и Крачаево-Черкесской Республики РФ (4,5%). В пределах краснодарского края Кавказский заповедник занимает площадь 176208 га. Он является крупным горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа. Более того, Кавказский государственный природный биосферный заповедник является уникальной территорией всемирного значения.

Территория Кавказского ГПБЗ включена в ООН по вопросам образования, науки и культуры в Программу МАБ «Человек и биосфера» и с 19.02.1979 г. Кавказский биосферный заповедник является частью международной сети заповедников биосферы.

По решению ЮНЕСКО в 1979 г. заповедник получил статус биосферного и с 30.11.1999 г. территория Кавказского ГПБЗ является частью Всемирного природного наследия в номинации «Западный Кавказ».

Номинация объединяет территорию Кавказского государственного природного биосферного заповедника, природного парка «Большой Тхач», памятников природы «Хребет Буйный», «Верховье рек Пшеха и Пшехашха» и «Верховье реки Цице», достигая общей площади 301068 га, из которых 103267 га расположены на территории Республики Адыгея.
Включение ряда ООПТ Западного Кавказа в список Всемирного природного наследия является признанием уникальности природных комплексов этого региона.
Работа по номинированию Кавказского заповедника была проведена учеными Кавказского заповедника, активистами Общества охраны природы Германии(NABU), сотрудниками Майкопского государственного технологического института при активной поддержке Гринпис России [7, с.54].
В соответствии с определением, данным в Статье 2 Конвенции об охране Всемирного наследия, к природному наследию относятся следующие объекты:
1. Природные памятники, состоящие из физических и биологических образований, или групп таких образований, которые являются частью

2. Выдающегося мирового достояния с эстетической или научной точки зрения;
3. Геологические и физиографические образования и четко обозначенные зоны, составляющие ареал исчезающих видов животных и растений, которые представляют выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природных черт;

4. Природные достопримечательные места или четко обозначенные природные участки, которые являются частью выдающегося мирового достояния.
Основанием для включения таких территорий в список Всемирного природного наследия является ее соответствие одному или более из перечисленных ниже критериев, а также определенным условиям целостности, сформулированным в тексте Конвенции.
Номинация «Западный Кавказ» в полной мере соответствует всем четырем критериям [8, с.47].

Территория заповедника условно разделена на 6 отделов охраны: Западный, Северный, Южный, Хостинский, Восточный и Юго-Восточный. Управление заповедника расположено в Сочи (Адлер), а в столице Республики Адыгея - Майкопе находится Адыгейское научное отделение заповедника. В штате заповедника - более 100 человек, структурно входящих в научный, охранный и эколого-просветительский отделы.

На основании закона «Об особо охраняемых природных территориях» Кавказский ГПБЗ является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительскими учреждениям, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. На территории Кавказского ГПБЗ полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях

государственного природного биосферного заповедника, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Имущество Кавказского ГПБЗ является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости

закрепляются за государственными природными заповедниками на праве

оперативного управления.

Эколого-просветительская деятельность заповедника призвана, в первую

очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание

современной роли особо охраняемых природных территорий в сохранении

биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов.

Необходимый объем и направления эколого-просветительской деятельности

определяются по согласованию с Госкомэкологией России.

Эколого-просветительская деятельность Кавказского ГПБЗ осуществляется в целях:

- обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедниками своих природоохранных функций;

- содействия решению региональных экологических проблем;

- участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения.

Координация эколого-просветительской деятельности заповедника, а также контроль за ее ведением осуществляются Управлением заповедного дела Госкомэкологии России [8, с.256].

Работа со школьниками относится к числу важнейших направлений эколого-просветительской деятельности, осуществляемой специалистами по экологическому просвещению во всех заповедниках. Именно с раннего детства необходимо воспитывать в человеке трепетное и доброе отношение к природе. Работа со школьниками в Кавказском государственном природном биосферном заповеднике направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений и навыков, содействие профессиональной ориентации учащихся.

Основными формами работы со школьниками в Кавказском ГПБЗ являются:

- организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;

- организация работы школьных лесничеств;

- создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;

- содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков в заповеднике;

- проведение школьных экскурсий, в том числе на заповедной территории;

- проведение тематических занятий со школьниками;

- организация конкурсов, викторин, олимпиад, конференций;

- привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

Контроль за соблюдением режима государственного природного биосферного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами [8, с.258].

К территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники. С 1984 г. в заповеднике функционирует биосферная высокогорная станция «Джуга», включенная в Международную программу комплексного мониторинга, основной целью которого является определение и прогнозирование состояния экосистем и их изменений под влиянием антропогенной нагрузки [ 7, с.260].


Заключение

В данной курсовой работе раскрыта тема охраны и защиты естественных условий особо охраняемых природных территорий. Дана общая характеристика ООПТ Краснодарского края, рассмотрены основные положения международной практики эколого-правовой защиты ООПТ. Так же сформулированы аспекты эколого-правовой защиты ООПТ в Российской Федерации на примере Кавказского природного биосферного заповедника.

На основе исследований, проведенных в данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота.

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

2. На основании закона «Об особо охраняемых природных территориях» Кавказский государственный природный биосферный заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительскими учреждениям, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. На территории Кавказского ГПБЗ полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях

государственного природного биосферного заповедника, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Имущество Кавказского ГПБЗ является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости

закрепляются за государственными природными заповедниками на праве

оперативного управления.

Эколого-просветительская деятельность заповедника призвана, в первую

очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание

современной роли особо охраняемых природных территорий в сохранении

биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов.

Необходимый объем и направления эколого-просветительской деятельности

определяются по согласованию с Госкомэкологией России.

3. Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в области охраны окружающей природной среды - характерная черта современности. Успешное решение глобальных экологических проблем - непременное условие существования и развития нашей цивилизации.

Внимание общественности, которым была окружена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (UN Conference on Environment and Development, UNCED), состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., подтвердило ту центральную роль, которую играют в повестке дня международной политики такие общемировые экологические проблемы, как глобальное потепление и снижение биологического разнообразия. Фактически за двадцать лет, прошедших от Стокгольмской конференции по окружающей человека среде 1972 года и до UNCED 1992 года, не только значительно выросла озабоченность угрозой окружающей среде в результате  человеческой деятельности, как в местном, так и в мировом масштабе, но и существенно  увеличилось число инструментов международного права, регулирующих проблемы охраны окружающей среды. (Имеется большое количество сборников договоров по охране окружающей среды: например, Burhenne 1974a, 1974b, 1974c; Hohmann 1992; Molitor 1991.

Список литературы

  1. Доклад « О состоянии природопользования и охране окружающей среды Краснодарского края в 2007 г.»

  2. Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 г.

  3. Закон Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» № 656-КЗ от 31.12.2003.г.

  4. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.Ю. Гончаров, Н.И. Петрушин. Издательство НОРМА, 2003, - 250 с.

  5. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. Издательство ИНФРА-М, 2001, - 200 с.

  6. Экологическое право. Учебник для вузов. Боголюбов С. А.
    Издательство НОРМА, 2001, - 300 с.

  7. Труды Кавказского заповедника. Выпуск 16. Издательство Новочеркасск, 2002, - 530 с.

  8. 80 лет Кавказскому заповеднику- Путь от Великокняжеской охоты до Всемирного природного наследия. Труды выпуск 17. Издательство Сочи, 2003, - 570 с.

  9. Справочник "Национальные парки России". М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 1996, - 480 с.

  10. Памятники природы Краснодарского края. Литвинская  С.А., Лозовой С.П. Мздательство Краснодар, 2005, - 340 с.


СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕИЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации