Реферат - Государственное регулирование социальной сферы - файл n1.doc

Реферат - Государственное регулирование социальной сферы
скачать (110.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc111kb.16.09.2012 06:55скачать

n1.doc



ВВЕДЕНИЕ
Система социального регулирования является составляющей государственного регулирования. Социальное регулирование представляет собой осуществление государством комплекса мер в таких сферах как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, охрана окружающей среды, контроль за добычей полезных ископаемых, атомная энергетика, стандарты безопасности оборудования и т.п., направленных на достижение определенного уровня (стандарта, принятого государством) жизни граждан в широком смысле этого слова. Активное участие государства в процессах, направленных на социальное благополучие граждан, можно рассматривать как процесс построения социально ориентированной экономики через обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, за счет повышения эффективности использования внутренних ресурсов и преимуществ рыночной экономики. Социальное регулирование касается установления и поддержания определенного размера пенсий, минимального размера оплаты труда, требований к безопасности труда, качеству пищевых продуктов, определенных объемов и стандартов оказания бесплатной медицинской помощи, предоставления за счет бюджетов различных уровней льгот для населения сверх установленных действующим федеральным законодательством и др. Основу этой системы составляют законодательные акты, определяющие упомянутые выше стандарты качества жизни граждан. В основном, меры, применяемые в этой сфере, носят либо предписывающий, либо запретительный характер. Так, например, правила лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности устанавливают определенные требования (предписания) для получения лицензий, а также определяют условия, при которых возможен отзыв лицензии (запрещение). Осуществляются меры социального регулирования, как правило, государственными органами. Регулирование социальной сферы (социальное регулирование) возможно также с использованием экономических методов. В качестве примера подобного регулирования можно привести льготное налогообложение компаний, осуществляющих выпуск социально значимых товаров (лекарственных средств, товаров повышенного спроса и др.), или установление для таких компаний облегченных условий вхождения в рынок.

Таким образом, социальное регулирование или, иначе, регулирование социальной сферы, занимая значительное место в деятельности правительств ведущих капиталистических стран с рыночной экономикой, есть свидетельство того, что современная капиталистическая экономика является системой регулируемых государством рынков.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
Социальная политика государства – это воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей, поддержания приемлемого для общества уровня жизни, предоставления социальных услуг населению, обеспечения конституционных социальных гарантий гражданам, оказания социальной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества1. Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственно определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление2. К социальной сфере относят образование, здравоохранение, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь, включая средства массовой информации.

Субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния, а в обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.

 Эффективность социальной политики зависит от уровня развития производительных сил и производственных отношений. Во многом она также определяется политическими факторами, включая настрой государства как субъекта политики, осуществляющего социальные мероприятия.    

Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

Стратегическими целями социальной политики являются:

Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан. Экономическая политика направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики. Усилия Правительства Российской Федерации сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций. Ключевым направлением экономической политики является создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений в инвестиции. Налоговая и таможенная реформы ориентированы на нахождение эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, снижения и максимальной унификации таможенных пошлин, укрепления налогового и таможенного администрирования.

С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации осуществляет последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.
      Структурная политика государства направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, активизацию и воспроизводство научно-технического и интеллектуального потенциала. Государство переориентируется с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку высокотехнологичных и наукоемких производств. Особое внимание Правительства Российской Федерации направлено на структурную перестройку и развитие отраслей оборонно-промышленного, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, реструктуризацию естественных монополий.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.

Одним из важнейших инструментов осуществления социальной политики является не только четкая реализация бюджетного законодательства, но и принятие ежегодных законов о бюджетах, направленных на поддержание и развитие отраслей социальной сферы экономики в целом1.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

В Бюджетном послании Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» Президент определяет основные приоритеты бюджетных расходов:

- обеспечение выделения средств на реализацию приоритетных национальных проектов. При осуществлении проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» особое обратить внимание на расширение государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства;

- в 2010 году предстоит осуществить первые фактические выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. К этому времени должна быть полностью сформирована система управления средствами материнского (семейного) капитала и предусмотрены необходимые бюджетные расходы;

- увеличение расходов на образование и здравоохранение должно быть непосредственно увязано с достижением конкретных результатов по повышению качества и доступности соответствующих услуг;

- определение сроков поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.;

- в среднесрочной перспективе решить задачу доведения размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера;

- надежное энергообеспечение экономики и населения, устранение препятствий для развития экономической и социальной сфер, связанных с дефицитом электроэнергии;

- средства федерального бюджета, выделяемые государственным академиям наук на проведение научных исследований, должны быть сосредоточены главным образом в программе фундаментальных научных исследований и предоставляться преимущественно в форме субсидий, а также грантов. При реализации этой программы государственным академиям наук должна быть предоставлена максимальная самостоятельность в расходовании бюджетных средств1.

В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).

К положительным сдвигам можно отнести то, что в результате реформ налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства развитых стран, стали также основными налогами в Российской Федерации.

В рыночной экономике НДС – один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение от его уплаты затруднено вследствие непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики, и поэтому не вызывает (в сравнительных ценах) диспропорций и искажений, которые возникают при использовании многих других налогов.

Значительно отстают от развитых стран объемы поступлений подоходного налога в России, хотя ставки налогообложения близки к мировым. Одной из главных причин является то, что подоходный налог в России до сих пор остается преимущественно налогом на зарплату и взимается исключительно по месту ее выплаты, т.е. на предприятиях. Остальные доходы физических лиц фактически «ускользают» от подоходного налогообложения. Между тем доля заработной платы в совокупных доходах населения неуклонно снижается.

Подоходный налог принят в виде единой плоской шкалы со ставкой 13%, уплачиваемых вне зависимости от того, сколько человек зарабатывает.

Наряду с этим, Дума приняла решение освободить от подоходного налога все отчисления работодателей в частные пенсионные фонды. В этих условиях предприятия получили возможность обналичивать через них неограниченные средства.

Применение прогрессивной шкалы подоходного налога способствует снижению дифференциации (разности) в доходах населения не только за счет изъятия части доходов богатых граждан (обычно доходы беднейшей группы налогом не облагаются), но и за счет социальных субсидий – прямых и косвенных – из бюджета беднейшим слоям населения1.

Единый социальный налог заменил собой социальные внебюджетные взносы медицинского и социального страхования, а также взносы в Пенсионный фонд. Существующая шкала выплат в этот фонд колеблется от 35.6% до 2%, не отвечая при этом социальным интересам большинства: за работников, чья зарплата не превышает 100 тыс. руб. в год, работодатели будут отчислять на социальные нужды 35.6%, за тех, кто заработал за год от 100 до 300 тыс., — 20%, от 300 до 600 тыс. – 10%. А те, чья зарплата превысила 600 тысяч, будут отдавать в пользу пожилых, инвалидов и других нуждающихся в социальной помощи всего 2%.

Таким образом, считая совершенствование налогового законодательства правильным по существу, мы считаем, что этот процесс должен быть максимально интенсифицирован, поскольку стабильные налоги являются одним из важнейших факторов стабильного роста экономики в целом и проведения эффективной социальной политики в частности.

Особо острой проблемой является низкий уровень собираемости налогов.

В качестве финансовых инструментов регулирования социальной сферы можно представить следующие: приоритетное регулирование не совокупного прироста, а структуры денежной массы, уменьшение доли наличных денег, дедолларизацию денежного обращения, ужесточение валютного контроля, вытеснение квазиденежных средств из платежного оборота, нормализацию вексельного обращения, целевое регулирование денежных потоков, исходя из задач обеспечения потребностей рыночного сектора экономики и социальной сферы1. Без решения этих задач нельзя переломить негативное влияние многих факторов, сдерживающих инвестиционную активность в социальной сфере.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Развитие социальной сферы невозможно без осуществления в нее инвестиций, которые маловероятны, если в законодательном порядке для них не будет создан режим содействия и благоприятствования.

Социальные инвестиции — вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей1.

Разные потребители инвестиций (государственные и частные предприятия), разные источники инвестиций (средства бюджета и собственные средства частных инвесторов), разное происхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы), разные цели и формы инвестирования (на кредитной основе и путем вкладов в основной капитал рецепиента) — все это исключает возможность создать благоприятный режим инвестиционной деятельности в социальной сфере с помощью однородных правовых механизмов, то есть в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства2.

В рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора должна сохраняться для базовых жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы, непривлекательных для частного капитала, а также отраслей, имеющих важное государственное значение. Так, в настоящее время особой поддержкой государства пользуются отрасли нематериального производства, способствующие повышению наукоемкости и конкурентоспособности товаров.

В ряде западных стран через бюджет перераспределяется от 30 до 50% ВВП. Вместе с тем значение государственного инвестирования возрастает не только с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов.

В российской экономике необходимость активизации инвестиционной роли государства усиливается в связи с тем, что частный капитал в силу объективных экономических обстоятельств не направляется в социальную сферу (за исключением ряда отраслей) и ее инвестирование осуществляется почти целиком за счет собственных источников, недостаточность которых обусловливает дальнейшее сокращение масштабов инвестирования1.

С начального этапа рыночного реформирования экономики России основной формой участия государства в роли непосредственного инвестора являются целевые инвестиционные программы. Важнейшими из них являются программы социальной направленности.

Технология внедрения социальных инвестиционных проектов подразделяется на точечный, массовый, рыночный и агрессивный виды.

Технология точечного вида социального инвестирования предусматривает создание специальных экспериментальных объектов или сегментов с режимом наибольшего благоприятствования для реализации социального инвестиционного проекта. При достижении положительных результатов экспериментальные, точечные зоны расширяются, и в процесс реализации проекта втягиваются все новые субъекты инвестирования.

Примером внедрения подобной технологии может быть открытие магазинов эконом-класса или торговых предприятий, реализующих товары среди социально незащищенных слоев населения в отдельных районах города. По мере получения данных реализации проекта, в том числе тех, что позволяют сделать выводы об эффективности произведенных затрат и упущениях при разработке, сеть таких торговых точек расширяется.

Технология массового вида социального инвестирования предполагает разработку типовых нормативов, основанных на представлениях разработчиков проекта и инвесторов о свойствах и качествах социального инвестиционного продукта. В случае, если проект затрагивает несколько отраслей народного хозяйства и социальной сферы — возникает необходимость в разработке специальных межведомственных нормативов, создании специальных органов или структур по его внедрению.

Примером подобного вида социального инвестирования может быть издание специальной или учебной литературы, которое требует согласований органов управления образованием, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, предусматривает задействование в реализации проекта типографий, поставщиков бумаги, художников, книготоргующих предприятий.

Технология рыночного вида социального инвестирования основывается на рыночной составляющей проекта, предположении, что рынок как механизм способен сам отрегулировать стихийный процесс реализации, а экономическая эффективность социального инвестиционного проекта базируется в основном на прибыльности инвестиционного продукта.

Технология агрессивного вида социального инвестирования характеризуется максимальной активностью при внедрении социального инвестиционного проекта: рекламной кампанией в СМИ, по ТВ и радио, использованием сетевого маркетинга с привлечением большого числа реализаторов, открытием точек распространения или внедрения в уже имеющиеся точки нового продукта в качестве приоритетного.

Наиболее ярким примером агрессивной технологии социального инвестирования последнего времени может быть активно внедряемое и пропагандируемое потребительское кредитование, которое фигурирует и как самостоятельная банковская услуга, и как способ реализации того или иного товара.

Государственное регулирование социального инвестирования должно следовать двум государственным принципам: принципу социальной справедливости и принципу социально-экономической эффективности. Экономический смысл государственного регулирования социальных инвестиций заключается в выполнении четырех основных функций государства и его структур: производства и перераспределения необходимых социальных товаров, работ или услуг; финансирования социальной инвестиционной деятельности; стимулирования социального инвестиционного процесса и информационного сопровождения социального инвестирования1. Цель государственного регулирования социальной инвестиционной деятельности — достижение оптимального варианта взаимодействия государства, инвесторов и потребителей в процессе повышения уровня и качества жизни в стране.

Производство и перераспределение социальных товаров, работ и услуг давно и с разной степенью эффективности осуществляется государством. Такую же оценку ("разная степень эффективности") можно присвоить исполнению функции стимулирования социального инвестиционного процесса. Функция информационного сопровождения социального инвестирования не имеет системы в реализации, зачастую информационная подача соответствующих материалов в СМИ, особенно в подконтрольных региональным властям или крупным корпоративным структурам, носит ангажированный характер. Особое внимание уделим функции финансирования социальной инвестиционной деятельности.

Государственное финансирование социальных инвестиций должно осуществляться в тех отраслях социальной сферы, где присутствие государства необходимо: в образовании, здравоохранении, физкультуре и спорте, культуре и искусстве, в области социальных услуг и занятости. Другие отрасли социальной сферы могут обходиться частными инвестициями, для развития социальной инвестиционной деятельности в этих отраслях достаточно других, нефинансовых, вариантов госрегулирования: налоговых послаблений, юридических методов, информационной поддержки. Главное в государственном финансировании социальной инвестиционной деятельности — следовать выбранным показателям эффективности, например, снижению заболеваемости, увеличению рабочих мест, уменьшению выплат из страховых социальных фондов и другим.

Важной для развития материальной базы социальной сферы является лизинговая деятельность. Относительно социальной сферы объектами лизинга могут служить транспортные средства всех ее отраслей и главным образом – инфраструктуры (общественный и специализированный транспорт).

Помимо этого объектами лизинга могут служить специальные машины и оборудование предприятий жилищного и коммунального хозяйства, бытового обслуживания, школьное и медицинское оборудование и аппаратура и т.п.

Особенностью использования лизинга в нерыночном секторе социальной сферы являются государственные бюджетные источники его финансирования. В условиях ограниченности (дефицитности) бюджетов всех уровней развития лизинга в этом секторе является наиболее актуальным направлением государственной поддержки.

Широкое распространение лизинговых операций в инвестиционных процессах экономически развитых стран мира объясняется гибкостью и разнообразием лизинговых схем, а также экономическими преимуществами, которые лизинг приносит всем сторонам договорных отношений.

О широком распространении лизинга в странах с развитой экономикой говорит тот факт, что доля лизинга в общем объеме инвестиций таких стран достигает 25 — 30%, в то время как в России этот показатель в настоящее время по различным оценкам не превышает 1 — 1,5%1.

Широкое распространение механизма лизинга в практике развитых стран объясняется теми преимуществами, которыми пользуются все стороны лизинговой сделки. В частности:

финансовые: одновременно решаются вопросы как приобретения основных фондов, так и финансирования этой операции;

сохраняется благоприятное для хозяйствующего субъекта соотношение между собственной и заемной частями в основном капитале;

появляется возможность наиболее эффективного использования производственного капитала;

субъектам лизинга предоставляются различные налоговые льготы;

инвестиционные: хозяйствующему субъекту проще получить требуемое имущество в лизинг, чем ссуду на его покупку, в частности из-за того, что объект лизинга может выступать в качестве залога;

инвестирование в форме имущества снижает риск невозврата средств, поскольку за лизингодателем сохраняются права собственности на это имущество;

лизинг не требует значительной доли собственных средств, как в случае предоставления кредита банком, так как кредит выдается обычно на 75 — 80% стоимости приобретаемого имущества, а лизинг обеспечивает 100%-ную стоимость сделки;

организационно — эксплуатационные: использование предмета лизинга способно приносить немедленный доход (без предварительной оплаты полной стоимости основных фондов), который идет на оплату лизинговых платежей и приносит прибыль лизингополучателю;

сервисные: лизингополучатель имеет возможность воспользоваться большим объемом сопутствующих сервисных услуг по страхованию, транспортировке, монтажу, обучению и сервисному обслуживанию предмета лизинга;

учетно-бухгалтерские: как правило, расходы по лизингу рассматриваются как текущие затраты со всеми вытекающими последствиями их калькулирования;

лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя, что снижает его налогооблагаемую прибыль;

обычно предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя и не учитывается на балансе лизингополучателя.

Однако практика реализации лизинговых сделок встречает ряд затруднений. Лизинговые операции отличаются значительной сложностью как по разработке приемлемой схемы, согласованию условий сделки, так и по документальному оформлению. Лизингодатель должен обладать значительным собственным капиталом или иметь стабильный доступ к источнику заемных средств, а суммарная стоимость лизинга основных фондов значительно выше, чем цена покупки этого имущества за счет собственных средств или банковского кредита, поскольку включает в себя и вознаграждение лизингодателя.

Не менее важной является роль страхования в регулировании социальной сферы. В условиях рыночной экономики основной принцип регулирования социальных гарантий с использованием страхования состоит в следующем: минимум обеспечивается обязательными видами страхования (основу составляет медицинское), а добровольное страхование обеспечивает гражданину дополнительную страховую защиту (основу составляет добровольное страхование жизни)1.

Регулирование социальных гарантий через страхование имеет ряд преимуществ над бюджетным: достигается строго целевое использование средств страхового фонда, нет углубления бюджетного дефицита, а следовательно ускорения инфляционных процессов, от которых в первую очередь страдают наименее защищенные категории граждан. Кроме того, страхование гарантирует индивидуальную, адресную социальную поддержку каждому гражданину, и по его желанию в соответствии с материальными возможностями обязательное страхование может быть дополнено добровольным.

Использование страхования при реализации государственных социальных программ имеет не только социальное, но и макроэкономическое значение. Регулируя посредством страхования благосостояние граждан, государство обеспечивает сохранение определенного уровня потребительского спроса. А как известно, платежеспособный спрос населения является одним из основных факторов развития рыночной экономики.

В наибольшей степени это относится к медицинскому страхованию, так как среди других видов страхования ему в наибольшей мере присуща социальная роль, на его основе в развитых странах строится вся система здравоохранения. Не менее важно страхование рент, пенсий, пособий и других выплат социально незащищенным категориям граждан. В развитых странах страховой защите подлежат также объекты культуры (исторические и культурные памятники, предметы искусства и т. д.), это имеет большое значение в сфере гуманитарных отношений.

Страховая отрасль может использоваться государством в регулировании занятости населения и борьбы с безработицей. Здесь речь идет не только о том, что возмещая ущерб от страховых случаев, страховые компании предотвращают длительные перерывы в производстве и массовые увольнения, но и о страховых компаниях как работодателях. В развитых странах деятельность страховых компаний способствует поддержанию занятости как через постоянное создание новых рабочих мест штатных специалистов, так и через развитие института страхового посредничества.

Простейший способ использования страхования в государственном регулировании социально-экономических процессов - это использование обязательной формы страхования. Обязательное страхование обычно вводится государством для возмещения убытков, которые считаются общественно-необходимыми, однако его проведение часто возлагается на негосударственных страховщиков.

Здесь возникают две проблемы: первая заключается в том, чтобы определить долю обязательного страхования в общем объеме страховых операций, а вторая - выбор конкретных видов страхования, которые требуют обязательной формы проведения. От этого будет зависеть характер использования обязательного страхования как инструмента государственного регулирования в той или иной экономической ситуации.

Наиболее характерный пример использования государством обязательного страхования - обязательное медицинское страхование. Финансирование необходимого минимума медицинского обслуживания граждан может осуществляться либо за счет бюджетных средств, либо за счет обязательного медицинского страхования, но всегда является важнейшим элементом государственной политики в области охраны здоровья граждан. Обязательному медицинскому страхованию по сравнению с другими видами страхования в наибольшей степени присуща социальная функция, с его помощью осуществляется медицинское обслуживание наиболее нуждающихся в нем и социально уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов и т.д. Многие страны перешли от бюджетного финансирования здравоохранения к системе обязательного медицинского страхования. Это обеспечивает строго целевое использование обязательных взносов и позволяет реализовывать социальные гарантии населению по предоставлению доступной и качественной медицинской помощи. Таким образом, при помощи обязательного медицинского страхования регулируется не только уровень бюджетных расходов на здравоохранение, но и социальные аспекты.

Особую регулирующую нагрузку несет добровольное долгосрочное страхование жизни. Будучи из всех видов страхования наиболее приближенным к категории кредита, этот вид используется государством для косвенного регулирования денежной массы и борьбы с инфляцией наряду с другими кредитно-денежными регуляторами.

В России на сегодняшний день накопительное страхование жизни практически не проводится. Рынок личного страхования формировался в крайне сложных макроэкономических условиях (экономический кризис, инфляция, падение уровня жизни населения), что на начальном этапе лишило государство этого важного регулирующего инструмента.

Важное регулирующее значение могут иметь и такие виды страхования, как страхование депозитов, страхование сельскохозяйственных предприятий и другие. Вообще регулирующее влияние на экономику оказывают абсолютно все направления деятельности страховщиков и все виды страхования.

Таким образом, наличие эффективной системы государственного регулирования страхового дела является необходимым условием использования страхования как экономического регулятора. Кроме того, необходимость государственного регулирования страхования связана с тем, что страхование является общественно-необходимым элементом общественного хозяйства, а интересы общества в целом всегда представляет государство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные в работе инструменты регулирования социальной политики государства требуют незамедлительного применения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

Поэтому попробуем сформулировать основные направления, по которым следует оценивать результаты деятельности государства в социальной сфере:

· Число людей, получивших помощь;

· Число людей, удовлетворенных полученной помощью;

· Сумма средств, выделенных на социальный проект;

· Доля средств, пошедшая на организационные расходы;

· Доля средств, израсходованных по целевому назначению;

· Актуальность решаемой проблемы.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Микульский, К.И. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. [Текст]: / К.И. Микульский// Вопросы экономики. – 2004. - №5 - с.154

  2. Морозова, Т.Г. Государственное регулирование экономики. [Текст]: / Т.Г. Морозова - Москва: Юнити. - 2002. – 412с.

  3. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1999-2004 гг. [Текст]: Вопросы статистики. – 2005. - №3. –154 с.

  4. Райзберг, Б.А. Рыночная экономика. [Текст]: / Б.А. Райзберг - Москва: Деловая жизнь. - 2001. – 426с.

  5. Режим доступа к ист.: http://irbis.asu.ru/mmc/econ/ Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

  6. Режим доступа к ист.: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/06.shtmlСистемные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

  7. Режим доступа к ист.: http://www.csr.ru/document/original_66.stm Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

  8. Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики. [Текст]: / И.И. Столяров - Москва: Дело. - 2001. – 387с.

  9. Тамбовцев, В. Экономическая наука и образование. [Текст]: / В.Тамбовцев // Вопросы экономики. – 2005. - №3- с. 4




1 Микульский К.И. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Вопросы экономики. – 2004. - №5 - с.154

2 Микульский К.И. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Вопросы экономики. – 2004. - №5 - с.154

1 Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики. - Москва. - 2002. – 112с.

1 Режим доступа к ист.: http://www.csr.ru/document/original_66.stm Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

1 Режим доступа к ист.: http://www.csr.ru/document/original_66.stm Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

1 Режим доступа к ист.: http://www.csr.ru/document/original_66.stm Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

1 Режим доступа к ист.: http://www.csr.ru/document/original_66.stm Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

1 Режим доступа к ист.: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/06.shtmlСистемные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

2 Режим доступа к ист.: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/06.shtmlСистемные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

1 Режим доступа к ист.: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/06.shtmlСистемные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

1 Режим доступа к ист.: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/06.shtmlСистемные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

1 Режим доступа к ист.: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/06.shtmlСистемные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.

1 Режим доступа к ист.: http://irbis.asu.ru/mmc/econ/ Системные требования; Windows, MS Word, Internet Explorer.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации