Поляниченко Е.Б. (отв.) Палитра - файл n1.doc

приобрести
Поляниченко Е.Б. (отв.) Палитра
скачать (675.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc676kb.16.09.2012 06:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4
КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Центр внешкольной работы г. Таганрог


Методические рекомендации

педагогам-организаторам детских оздоровительных центров

Ростов-на-Дону - Таганрог - 2001 -



Составители сборника:
Резванов А. А. Поймонова 3. И. Поляниченко Е. Б.

Янченко Т. В. Резник Т. И.

Ишханян Г. Р. Пальчун В. В.

председатель комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области заместитель председателя комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области главный специалист комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области директор Центра внешкольной работы г. Таганрога заведующая отделом детского движения ЦБР педагог-организатор ЦБР педагог дополнительного образования ЦБР


Рисунки:

Томашова Наталья, студентка III курса факультета социальной педагогики Таганрогского педагогического инаитута


Ответственный за выпуск:

Поляниченко Е. Б.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Права и обязанности педагога-организатора оздоровительного центра (лагеря) .................

Методика работы с детьми и подростками в условиях оздоровительного центра

Структура лагерной смены ................................................ 13

Методика организации планирования

работы на смену................................................................. 21

Методика подготовки и проведения огоньков ................ 25

Цветопись настроения ....................................................... 29

Давайте познакомимся...................................................... 30

Формы отрядных дел (в копилку педагогу-организатору)

Что взять с собой отрядному вожатому ............................ 34

Здравствуйте, будем знакомы! (игры,

КТД организационного периода, кричалки) .............................. 36

Что делать, если на улице дождь (игры, КТД во время плохой погоды) ........................................ 47

Чем занять детей во время поездки в автобусе ................ 50

КТД "Шоколадная лихорадка" .......................................... 51

КТД "Морское путешествие в страну Именинию"............. 52

КТД "Забавы богатырские"................................................ 55

КТДТиннес-шоу" .............................................................. 60

КТД "Мисс... или Сударыня-Барыня" ................................ 63

КТД "Сказочный калейдоскоп".......................................... 66

Песни .................................................................................. 70

Приложение

(визитки, отрядные уголки, награды) ............................................ 78

Список литературы............................................................... ............ 85

Введение

“... Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь. ...Ты всегда в ответе за всех, кого приручил...” Антуан де Сент-Экзюпери

Детский оздоровительный центр - это отдых подростка, сво­бодное общение со сверстниками, а также развитие способнос­тей, интересов детей и подростков.

Главная задача оздоровительных центров - это, прежде все­го, организация отдыха детей. Обстановка в них существенно от­личается от домашней, что является ключевым фактором в оп­ределении программы и целей оздоровительного лагеря. Дру­гая важная особенность жизни в центре - возможность постоян­ного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам соци­альной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотно­шений, располагает к раскрытию способностей детей, проявле­нию инициативы, способствует приобщению к духовности, ус­воению принципа безопасного и здорового образа жизни. Та­кие возможности редко где можно найти. Задача педагогов в дет­ском лагере - реализация этих возможностей.

Решение задач организации жизни детей в оздоровительном центре регламентируют “Конвенция о правах ребенка” (1989г.), “Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей” (1990г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют ос­нову концепции летнего отдыха детей и подростков.

Каковы положительные тенденции современного развития сети центров для летнего детского отдыха? Это отказ от ненуж­ного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети про­фильных детских центров; установление связей между образо­вательной деятельностью школы, учреждений дополнительно­го образования и летних детских центров; гуманизация деятель-









ности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворе­ния интересов и творческих потребностей детей и подростков.

Назовем основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности:

1. Возрастные, половые особенности детей.

2. Потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей.

3. Уровень воспитанности, условия проживания, индивиду­альные особенности развития.

4. Нарастание приоритетов личных интересов перед обще­ственными. Содержанием работы в любом детском оздорови­тельном учреждении должен быть отдыхдетей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма, накопившегося за учебный год.

Предлагаем вниманию читателей методические реко­мендации для организаторов летнего отдыха детей и под­ростков. Используя материалы сборника, необходимо учи­тывать возможности собственного лагеря, коллектива и ус­ловий его жизни, своеобразие и неповторимость педагоги­ческой ситуации.



ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ педагога-организатора оздоро­вительного центра (лагеря)

Должностные инструкции отрядного вожатого

I. Общие положения

1. К вожатской работе допускаются лица:

- достигшие 18-летнего возраста;

- как правило, имеющие высшее или среднее специальное образование, или студенты педагогических вузов; -

успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

2. Вожатый осуществляет педагогическую деятельность во вверенном ему отряде.

3. В своей работе вожатый подчиняется директору центра, его заместителям, старшему вожатому.

4. Рабочий день вожатого - ненормированный,

II. Компетенция и обязанности вожатого

1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиеничес-ких норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных ком­натах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на терри­тории центра.

2. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дис­циплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

3. Организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

4. Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, об­ращает внимание на культуру поведения за столом.

5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории центра.

6. Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений. Следит за чистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.







7. Выводит детей на море систематически в установленном режимом порядке и в полном составе. Дети с простудными и другими заболеваниями остаются под присмотром медицинских работников центра и/или подменных вожатых.

8. Во избежание тепловых и солнечных ударов выводит де­тей на море строго в головных уборах, в легкой верхней одежде.

9. Купание на море производит строго в установленном ре­жиме (по 10 человек - один заход в море из каждого отряда в сопровождении вожатого), заводит и выводит детей по установ­ленному сигналу.

10. На пляже следит за тем, чтобы дети во время купания на море не покидали отрядные места, не собирали отходы, не зани­мались “попрошайничеством”; занимает детей играми в отряде.

11. При выходе на море и возвращении с моря пересчитыва­ет детей, отмечает у дежурных время выхода на море и возвра­щения в центр отрядов с указанием количества человек.

12. Объясняет детям, что на территории центра имеются ядо­витые ягоды и травы, проводит беседы о возможных последстви­ях соприкосновения этой растительности с человеческим орга­низмом.

13. В соответствии с общим составляет отрядный план рабо­ты, согласованный со старшим вожатым и утверждаемый пед­советом, и отчитывается о его выполнении.

III. Ответственность вожатого

1. Вожатый несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность детей. Во время работы круж­ков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на круж­ководов и других ответственных лиц.

2. Вожатый несет материальную ответственность за сохран­ность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов центра, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивно­го и иного инвентаря.

3. Вожатому запрещается:

- оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ноч­ное время;

- самому или с детьми покидать территорию центра без раз­решения директора лагеря или старшего вожатого;

/N —



- допускать присутствие на территории центра посторонних лиц без разрешения директора центра;

- употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;

- применять к детям методы воздействия, не соответствую­щие действующему законодательству РФ, международным кон­венциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.);

- пропускать без уважительной причины планерки, заседа­ния педсовета, иные установленные распоряжением админист­рации собрания педагогических работников.

Инструкция по общим мерам безопасности

Каждый работник оздоровительного центра обязан:

> в случае возникновения опасности состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения этой опасности;

> ликвидировать источники травматизма, устранять нару­шения санитарного состояния, пожарной безопасности;

> не допускать нарушений правил техники безопасности;

> требовать от детей выполнения правил техники безопасности;

> контролировать правильность пользования утюгами и дру­гими электронагревательными приборами;

> не допускать ремонтировать и разбирать электронагрева­тельные приборы, выключатели, электрические щитки, телера­диоаппаратуру;

> не разрешать детям трогать какие-либо электрические про­вода, кабели, набрасывать на провода различные предметы;

> не разрешать детям стоять и сидеть на перилах и ограждениях;

> не допускать, чтобы дети заходили в подвалы корпусов, зданий, технических служб;

> ледить за тем, чтобы дети не заходили в места, где стоят указатели “кабель 10 кВ” (или другой указатель, в зависимости от особенности данного лагеря), “посторонним вход запрещен”, “опасно” и т.д.;

> не допускать контакта здоровых детей с больными. Хож-



дение посторонних лиц по территории детского оздоровитель­ного учреждения запрещается.

Рекомендации по профилак­тике детского травматизма

1. Организационный период.

> По прибытии детей к месту сбора для отправки в центр врач и медицинская сестра проводят осмотр кожных покровов детей, термометрию и проверяют медицинскую документацию.

> После распределения ребят по отрядам вожатый пол­ностью несет ответственность за жизнь и здоровье вверен­ных ему детей.

> При поездке в автобусе дети размещаются в соответствии с наличием посадочных мест. Окна левой стороны автобуса зак­рываются. При остановке автобуса первым выходит вожатый и, стоя у входа, направляет детей вправо от дороги; при посадке в автобус вожатый проверяет наличие детей, и только после этого водителю разрешается продолжить маршрут.

> Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогул­ки детей без сопровождения взрослых сотрудников центра кате­горически запрещается.

2. Проведение купания. До купания:

> врач проводит осмотр детей, определяет время пребыва­ния их в воде и получения солнечных ванн;

> инструктор по плаванию проверяет готовность пляжа и места купания, рассказывает детям о правилах поведения на воде, порядке купания, подаче сигналов. Не разрешается купа­ние натощак, вскоре после еды и физических упражнений.

Купание детей в реке, водоеме, море, бассейне проводит­ся в присутствии начальника центра или старшего вожатого, во­жатых отрядов, медицинского работника, инструкторов по физ­культуре и плаванию. На берегу должны находиться спасатель­ные средства и сумка первой медицинской помощи. .

> Вожатый заранее выявляет детей, не умеющих плавать.

> Разрешается пребывание в воде одновременно не более одной группы (10 детей). Один из вожатых находится у знаков ограждения в водоеме, другой наблюдает с берега за купающи­мися детьми.

> Перед входом в воду и при выходе из воды вожатый про­веряет наличие детей.

> Во время купания детей в душе, бане присутствие медра­ботника, вожатого отряда обязательно.

3. Проведение туристических походов и экскурсий.

Категорически запрещается движение отрядов по шоссе не­организованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые.

Туристические походы и экскурсии отряда сопровождаются приказом начальника центра, разрешающим выход отряда за территорию центра.

4. Проведение спортивных мероприятий, игр.

> Во время отрядных спортивных тренировок, сборов и дру­гих мероприятий все дети должны находиться вместе с вожатым на участке или в помещении, где проводится данное мероприятие.

> Присутствие вожатого на утренней зарядке обязательно.

> Детские спортивные команды направляются на соревно­вания только в сопровождении вожатого (тренера).

> Вовремя массовых мероприятий (спартакиады, костры, фе­стивали.. .)сдетьми обязательно находятся начальник центра, стар­ший вожатый, вожатые отрядов, медицинские работники.

Категорически запрещается разжигать костры легковоспла­меняющимися средствами, устраивать фейерверки... и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара.

5. Пребывание детей в технических мастерских и на за­нятиях в кружках.

При занятиях в технической мастерской, кружках, секциях и т.д. руководители несут персональную ответственность за обес­печение безопасности жизни и здоровья детей.

6. Период отъезда.

Готовые к отъезду дети располагаются в определенном мес­те и подходят к автобусу организованно, когда водитель разре­шил посадку. После посадки вожатый обязан проверить нали­чие детей и, убедившись что все дети на месте, а около автобуса никого нет, дать разрешение водителю трогаться с места.



Как отпустить ребенка из отряда

С родителями или законными представителями.

а) На территории отряда в зоне видимости, при этом необ­ходимо обговорить время встречи и решаемые проблемы;

б) вне территории отряда при наличии заявления родите­лей (законных представителей) на имя директора оздоровитель­ного центра сточным указанием времени возвращения в отряд (в родительский день);

в) вне территории отряда с отъездом домой на ночь или более, при этом заявление должно быть написано родителями или законными представителями на имя директора оздорови­тельного центра с указанием причины отпуска и подписано им. Данное заявление с резолюцией директора оздоровительного центра хранится у вожатого до возвращения ребенка из отпуска.

Категорически не допускается отпускать детей с неизвест­ными лицами, даже называющими себя родственниками, бра­тьями, сестрами, родителями подруги или друга и т.д. без пись­менного разрешения директора оздоровительного лагеря. В слу­чае сомнения в родственных связях вверенного вам ребенка с прибывшими гостями сообщите о нем директору оздоровитель­ного центра и не отпускайте ребенка без выданного письменно­го разрешения.



МЕТОДИКА РАБОТЫ с детьми И подростками в условиях детско­го оздоровительного центра

Структура лагерной смены



Организационный период в детском центре

Смена в детском центре - это не просто 21 день, а поэтапно организованная творческая и оздоровительная жизнь детей. Периоды смены можно изобразить следующим графиком:

заезд

2-3 дня

3-4 дня

I

разъезд

подготовит. организационный основной итоговый
период период период период

Для первых трех-четырех дней смены придумано название: “организационный период” или “оргпериод”. По отношению к нему существует педагогическое поверье: “Как пройдет оргпе­риод, так пройдет и вся смена”.

Основной целью оргпериода является адаптация ребенка к условиям и особенностям центра.

Для этого необходимо:

- как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интен­сивному знакомству; - приучить детей к выполнению законов и традиций центра, распорядка дня, соблюдению санитарных норм и дисциплины. В этом вам помогут предъявляемые с первой ми­нуты заезда детей “единые педагогические требования” (ЕПТ). Особенно важно, чтобы требования у всех вожатых были оди­наковыми, поэтому заранее определите и обговорите их;

- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего вы можете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные, художественно-прикладные, творческие, экологические...;

- сформировать у детей представление о том, что ждет их в' ближайшем будущем, для этого познакомьте их с планом сме­ны. Совместно наметьте собственный план отряда;

- создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам









Ill

необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту тему без внимания. Организационный период - один из самых насыщенных в смене. Ни одна минута не должна быть свободной. Постарай­тесь максимально занять детей разнообразной деятельностью. И ничего, если они жалуются на нехватку времени для личной жизни (если оно в данный период появится у них, то потом его не будет у вас из-за проблем с отрядом).

Именно поэтому каждый день организационного периода должен быть распланирован заранее.

Мы предлагаем вам следующий крат-кий план, но настаива­ем на его усовершенствовании с вашей стороны. 9.00-9.30 размещение детей в комнатах; 9.40-11.00 экскурсия по центру и знакомство с его

достопримечательностями, легендами и историями; П.00-12.45 игры на знакомство, совместное оформление

отрядного места, беседы. Обед, тихий час. 15.00-16.30 экскурсия к морю, знакомство с корпусом, где будут

жить дети, знакомство с другими отрядами,

вожатыми, сотрудниками центра; 16.40-18.40 игра на знакомство с лагерем “X-Files”. Ужин. 19.30-20.00 совместная подготовка к отрядному делу:

- оформление места;

- подбор музыки;

- создание соответствующего настроя;
20.00 КТД “Ехали мы, ехали”;

21.30 первый вечерний информационный сбор отряда
(ВИСО) или огонек - анализ. Вы их поздравляете,
оглашаете план на завтра, дарите песню, легенду...;
21.50 ВЛГ (время личной гигиены);
22.00 отбой.

Дисциплина - главное условие благополучного пребывания в центре и вас, и ваших детей. Именно поэтому, особенно в орг-период, требуйте четкого выполнения всех законов, норм, ре­жима дня, санитарно-гигиенических правил (ЕПТ).

С первого дня приучайте детей к тому, что вы в любой мо­мент должны знать, где они находятся. Не забывайте, что дети, в свою очередь, также должны знать, где находитесь вы.



Так как основным местом жизнедеятельности вашего отряда будет отрядное место, оно должно быть уютным и удобным. Это может быть отдельная беседка, укромный уголок, любое помеще­ние со стенами. Еще до того, как приехали дети, вам придется по­заботиться и о нем, приготовив, так называемый, “встречный уго­лок” (см. приложение). В нем должно присутствовать:

1. Слова приветствия;

2. Телефон, полный адрес центра;

3. Законы, традиции;

4. Режим дня и место для меняющегося плана на день;

5. Расшифрованные аббревиатуры;

6. Добрые и веселые советы;

7. Возможно, пожелания предыдущей смены;

8. Номер отряда;

9. Экран настроения. Оформить его можно по-разному. Можно на одном или нескольких листах ватмана, можно, рас­пределив по всему отрядному месту.

По окончании организационного периода у вашего отряда появится “рабочий уголок”. В него войдут все произведения ис­кусства отряда, а также:

- “Название отряда”;

- Девиз, отрядная песня;

- Заполненная декларация;

- Стена гласности;

- Почтовый ящик;

- План-сетка с результатами планирования;

- Фамилии и имена органов самоуправления;

- Рубрика “Поздравляем”;

- Рубрика “Эти песни мы поем”.

Постепенно ваше отрядное место будет “обрастать” всевоз­можными новыми и интересными идеями, вы можете пополнять его работами и ребят из других смен.

В конце смены ваш уголок превратится в “прощальный”. Как это происходит, вы сможете узнать в главе “Огоньки”.

Не забывайте, что вожатые самостоятельно готовят лишь встречный уголок, вся остальная работа выполняется руками ре­бят, правда, под вашим чутким руководством.

II День - самый ответственный и насыщенный

На УИСО (Утреннем Информационном Сборе Отряда) вы



15

еще раз знакомите отряд с планом на день и размещаете его на отрядном уголке. Приучайте ребят не спрашивать у вас по триста раз: “когда и куда мы пойдем”, пусть они знают, где можно по­черпнуть нужную им информацию.

И самое главное - познакомьте их с текстом декларации, ко­торый вы заранее подготовите, и обсудите его всем отрядом, аргу­ментировано ответите на все возникшие вопросы, и пусть каждый ребенок распишется в том, что он с нею ознакомлен. Он, конечно, не будет для вас серьезным юридическим документом, но:

1) для ребенка это будет важно;



2) вы еще раз ознакомите ребят с правилами поведения. Второй экземпляр декларации поместите в отрядный уголок, а первый, с росписями, оставьте себе.

Декларация

Уважаемые гости центра.

Сотрудники нашего оздоровительного центра подготовили все для вашего отдыха. Чтобы он был приятным, вам необходи­мо выполнять требования, перечисленные в данной декларации.

На территории центра воспрещается:

- предпринимать действия, ведущие к нанесению матери­ального, морального, физического вреда себе и окружающим;

- самостоятельный выход за территорию центра;

- нахождение в местах, не предназначенных для посещения отдыхающими нашего центра;

- хождение по карнизам и другим опасным для жизни и здо­ровья местам;

- наносить ущерб имуществу центра (нанесенный матери­альный ущерб центру оплачивается в двойном размере);

- употреблять спиртные напитки и наркотические средства (за употребление спиртных напитков и наркотических средств ру­ководство лагеря вправе отправить нарушителя в течение 24 ча­сов домой с возмещением им оплаты дороги себе и сопровож­дающему. При этом сумма, оплаченная за путевку, не возвраща­ется).

Желаем вам удачного отдыха.

Сдекларацией ознакомлен.

Подписи:

1. _____________

2.





30.

11.00 - хоз. сбор (хозяйственный сбор) отряда.

Его цель - в игровой форме проверить и закрепить знания ребят о ЕПТ. Можно проводить в форме игры “4 корабля”:

- Отряд разбивается на 4 команды;

- В каждой команде свой боцман, капитан, кок, юнга...;

- Корабли получают маршрутные карты и отправляются по ним в путь за сокровищами, которые достанутся команде-побе­дительнице.

Во время подготовки к сбору вам нужно заранее определить, какие знания и умения ребятам нужно проверить и закрепить:

а) поведение в столовой;

б) поведение на пляже;

в) уборка палат;

г) знание законов и традиций.

На каждом пункте должен находиться ведущий с веселыми заданиями, например, такими, как:

- творчески изобразить купание на пляже, придумать оду морю;

- сделать рекламу: тихому часу, закону зелени, закону тер­ритории...;

- изобразить процесс принятия пищи и правильного пове­дения в столовой, составить новый рецепт для желающих хоро­шо отдохнуть;

- всем дружно и правильно заправить (заранее внесенную) кровать, собрать разбросанный мусор и устроить идеальный порядок.

Задания могут быть самыми разнообразными. Для прове­дения этой игры вы можете подключить старших ребят из друго­го отряда, своих лидеров или освобожденных сотрудников ва­шего-центра.

В конце игры не забудьте собрать всех ведущих, поздравить и наградить и участников, и победителей; подвести итоги.

16.00 - организационный сбор отряда и планирование.

На этом сборе из неоднородной и пестрой массы начнет со-



17

вдаваться настоящий отряд со своими: названием, девизом, от­рядной песней, органами самоуправления, своими законами.

Проводить организационный сбор нужно в деловой, серь­езной атмосфере на отрядном месте, учитывая все предложения ребят и вместе выбирая лучшие варианты.

Каким может быть название отряда? От традиционного до ультрасовременного -от“Солнышко” до “Эксимер”. Аеще дети любят названия-аббревиатуры, всякие “НДК” (наша дружная команда), “МИД” (мальчишки и девчонки), “РИТМ” (республика интересной и талантливой молодежи)... На здоровье! Только не называйте отряд “СПИД”, объясняя, что это расшифровывается как “самые передовые и дружные”).

Примеры девиза:

“Смелей, впереди выше. Союз девчонок и мальчишек!” “Очень весело живем. Громко песни мы поем!” “Мы семейка просто класс. Все в семье у нас атас!”

20.00 - Огонек знакомств.

Ill День

Утром вам нужно оформить на отрядном месте свой уголок,
куда вы поместите информацию и решения вчерашнего дня.
16.00 музыкально-игровой час, прогулка,

творческие конкурсы;

18.00 Коллективно-творческое дело (КТД);
21.00 ВИСО (вечерний информационный сбор отряда).

Самые первые шаги в вашей смене вы уже сделали. В доб­рый путь!

Основной период

Основной период - это выполнение поставленных перед сменой задач:

- формирование временного коллектива;

- психологический климат в отряде;

- выполнение программы, досуг, оздоровление ребят.

Это время, когда вы с ребятами организуете и проведете раз­личные игры, мероприятия, коллективно-творческие дела (КТД).

Понятие “коллективно-творческие дела” было введено в се­редине 60-х годов И.П. Ивановым. Его идея была разработана на основе анализа передовых идей педагогов всех поколений.



КТД отличаются друг от друга по виду:

1. общественно-политические. К ним относятся такие дела как “Город будущего”, акции защиты...

2. Трудовые. Такие как субботники, трудовые десанты.

3. Познавательные.

4. Художественные.

5. Спортивные.

Развитие КТД проходит следующие этапы:

1. Стадия подготовки (определяется сценарий, что?, где?, когда? проводится).

2. Стадия проведения.

3. Коллективное подведение итогов.

В этот период вашей задачей будет максимальная реализа­ция возможностей ваших детей с помощью организации различ­ной деятельности и активного отдыха.

Итоговый период. Отъезд из оздоровительного центра

Ребенок начинает чувствовать отъезд задолго до закрытия смены, обычно за 3-4 дня. Вожатому в эти дни нужно не поте­рять бдительность, нельзя расслабляться (“вот уже и окончание смены!”), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя при­ближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутрен­него распорядка. Поэтому вожатому необходимо помнить сле­дующее:

> работать необходимо по намеченному ранее плану;

> стремиться не нарушать режим дня;

> стараться организовать коллективные дела с привлечени­ем каждого ребенка;

> ограничить свободное время;

> не выпускать из поля зрения ни одного ребенка;

> продумать программу прощального вечера;

> не давать возможности скучать;

> четко планировать каждый рабочий момент.

За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сло­жили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое. Помеч­тайте вместе о будущих встречах, о планах на год.

В “карнавальную” ночь (так называют последнюю ночь в оз­доровительном центре) ни на минуту не оставляйте своих детей,

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации