Беляева Г.П., Маликова Н.А. Методические рекомендации для педагогов-психологов по организации профилактики наркозависимости в детско-подростковой среде - файл n1.doc

приобрести
Беляева Г.П., Маликова Н.А. Методические рекомендации для педагогов-психологов по организации профилактики наркозависимости в детско-подростковой среде
скачать (1046 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1046kb.16.09.2012 05:29скачать

n1.doc

  1   2   3


Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Областной психолого-педагогический и медико-социальный центр

Серия: Школы Дона – без наркотиков.

В
ыпуск 2

Методические рекомендации

для педагогов-психологов

по профилактике наркозависимости

в детско-подростковой среде.

Ростов-на-Дону

2001

Методические рекомендации для педагогов-психологов по организации профилактики наркозависимости в детско-подростковой среде. – Ростов н/Д, 2001.
Предлагаемое пособие подготовлено в рамках и на средства Региональной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2002 гг.»
Научные руководители: Скрипкина Т.П. – зав. кафедрой психологии развития факультета психологии РГУ, доктор психол.н., профессор, Осипова А.А. - канд.психол.н., доцент РГПУ

Общая редакция: Никольская Т.В. – ведущий специалист отдела специального коррекционного образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области

Руководитель творческого коллектива: Чаусова Л.К. – директор областного психолого-педагогического и медико-социального центра (ОПП и МСЦ)

Авторы-составители: специалисты ОПП и МСЦ Беляева Г.П., Маликова Н.А.





СОДЕРЖАНИЕ




Введение

Современные представления о профилактике наркозависимости


Система работы психолога по профилактике наркомании в школе

Приложение 1. Программа для подростков "Путешествие во времени"

(авторы: Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н.)

Приложение 2. Деловая игра "Разработка системы первичной профилактики наркозависимости в условиях школы (района)"

( автор: Захарова О.А.)

Приложение 3. "Подсказки для родителей" из программы «Teenstar» (Dr.H.Klaus).

Рекомендуемая литература

4

8

16

25

42

73

75




ВВЕДЕНИЕ.
Наркотики сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Многовековое противостояние рассудка и безумия, тьмы и света, и , наконец, жизни и смерти продолжается и сегодня. Соблазн получить удовольствие слишком велик, чтобы удержаться от него на том лишь основании, "что этого делать нельзя".

В разное время в разных странах противостояние то ослабевало, то вспыхивало с новой силой. Исследователи отмечают, что повышение интереса к наркотикам во всех странах и во все времена напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе. Чем значительнее нарушается привычный ритм жизни, устои и традиции, тем больше вероятность того, что не найдя в себе силы перестроить жизнь и принять предложенные изменения, какая-то часть общества предпочитает уход в наркотики.

Как ни тяжело признавать, Россия сегодня все-таки оказалась в состоянии эпидемии наркомании. Наркомании подростковой и даже детской. Если некоторое время назад потребители наркотиков составляли немногочисленную группу, то сегодня это уже не группа – это целый мир со своими законами, предпочтениями и понятиями о том, что допустимо, а что - нет. Наркотики стали частью молодежной культуры, одним из приемлемых способов существования наших детей.

Изменились черты "социального портрета" наркомана. Прежде всего, существенно снизился его средний возраст – 90% первых проб происходит в возрасте от 14 до 17 лет.

Сегодняшний наркоман-подросток, в чем-то еще ребенок, не имеет "за душой" ничего – не выйдя из-под родительской опеки, он стремительно "проваливается" в наркотики и именно там начинает приобретать первый опыт самостоятельной жизни. Такого человека труднее остановить – ему попросту не на что оглядываться. Его неизмеримо труднее вернуть к нормальной жизни и освободить от наркотиков – не к чему апеллировать, не из чего создавать противовес. Наркотики становятся не просто частью жизни, а её содержанием.

Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Кроме того наркотики наносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом.

Наркоманию можно рассматривать как социально заразное заболевание. Невозможно изолированное существование наркомана в среде – рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков.

Как это ни парадоксально, но сегодня население чрезвычайно слабо осведомлено о молодежной наркомании и той угрозе, которую она представляет для страны и для каждого человека. Однако простого информирования населения недостаточно. Необходимо всесторонне осмыслить, понять и изучить молодежную наркоманию с позиции научного подхода.

Традиция научного изучения наркомании насчитывает не один десяток лет. Ведутся напряженные дискуссии о природе наркомании, причинах и условиях ее распространения. Постепенно проясняются различные аспекты проблемы, учет которых позволяет сформировать более адекватное понимание задач, стоящих перед специалистами разных областей науки и социальной практики. Даже беглый анализ проблемы позволяет выделить в наркомании как явлении несколько специфических аспектов (12).

Социальный аспект. Современное отношение общества к наркомании в подавляющем большинстве случаев однозначно негативное и отвергающее. Выдавливание наркомана из нормального общества приговаривает его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать.

Экономический аспект. Незаконный оборот наркотиков порождает колоссальный по своим масштабам теневой оборот денежных средств. Государство затрачивает значительные средства на медицинское обслуживание наркоманов.

Из сферы материального и духовного производства происходит постоянный отток рабочей силы, так как наркоман не в состоянии нормально трудиться.

Демографический аспект. Соотношение наркоманов мужского и женского пола составляет примерно 10 : 1. Формирование наркотической зависимости приводит, с одной стороны, к угасанию сексуальных инстинктов, с другой стороны, к резкой диспропорции в соотношении полов (смерть от передозировок и несчастных случаев). В результате уже в ближайшее время произойдет снижение рождаемости и увеличение числа одиноких женщих и неполных семей.

Политический аспект. Молодежная наркомания, приобретая статус главной угрозы для безопасности страны, стала привлекательной темой для многих политиков, которые спекулируют на ней для решения своих проблем.

Использование этой проблемы для зарабатывания политического капитала приводит к снижению авторитета власти в целом.

Медицинский аспект. Традиционная наркология рассматривает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь. В подавляющем большинстве случаев лечение сводится к проведению дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии, которая снимает "ломку", разрушает физическую зависимость, не снимая при этом зависимость психическую. А именно она играет в развитии наркомании важнейшую роль.

Таким образом, медицинский подход к наркомании оказывается неэффективным ни в плане лечения, ни в плане профилактики.

Психологический аспект. Потребность в измененных состояниях сознания является характерной для рода человеческого вообще, но ведь не все же становятся наркоманами. Что толкает некоторых людей в кризисных ситуациях к наркотику? Склонность к употреблению наркотиков определяется суммой разных факторов, обусловленных как индивидуальными, так и социальными особенностями. А также комбинацией тех и других.

Не существует никакой преднаркотической личности, а также никакой предрасположенности к наркотикам. С некоторой долей уверенности можно говорить лишь о факторах, повышающих риск злоупотребления психоактивными веществами.

Злоупотребление наркотиками является защитной активностью личности перед лицом трудностей.

Состояние наркомана в период после разрушения физической зависимости можно охарактеризовать как экзистенциальный кризис, на разрешение которого и должна быть направлена психотерапия.



Проведенный анализ показывает, что эффективная профилактика наркомании возможна, только если строится как системное воздействие, результат объединенных усилий здравоохранения, образования, правоохранительных органов, учреждений социальной защиты и службы занятости населения.

К сожалению, сегодня по-прежнему можно говорить о наличии существенного недостатка знаний у специалистов, работающих в детско-подростковой среде, о проблемах, связанных с наркотиками.

Целью данного пособия является ознакомление педагогов-психологов с современными представлениями о профилактике наркомании и системой профилактической работы психолога в образовательной среде.
Авторы пособия выражают надежду, что оно поможет педагогам-психологам в практической профилактической работе, и будут благодарны за конструктивные замечания.

Наш адрес:

г. Ростов-на-Дону, 344010, ул.Малюгиной, 214.

Областной психолого-педагогический и медико-социальный центр.

Тел.: (8632) 64-17-92, 64-34-71.

Факс: (8632) 64-17-92.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ.
История современной профилактики.

В странах, где наркомания как проблема существует уже несколько десятилетий, подходы к содержанию первичной профилактики прошли ряд этапов.

Первый этап профилактики наркомании относится к 1950-70 годам. Тогда профилактика наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха и отрицательных установок по отношению к наркотикам.

Второй этап приходится на 1980-е годы, и его логика – в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию.

Применение данной (информационной) модели профилактики позволило придти к следующему убеждению: возрастание объема знаний о наркотиках в принципе недостаточно для изменения социальных установок подростков; кроме того оно может способствовать пробуждению интереса и приобщению к психоактивным веществам.

На третьем этапе (1990-2000 годы) развитие профилактики наркомании связано с эффективным внедрением целого ряда программ, направленных на коррекцию когнитивной, аффективной и деятельностно-практической сфер личности.

Виды профилактики. Ее цели и задачи.

Выделяют три вида профилактики наркомании:

первичная профилактика имеет целью предупреждение приобщения к употреблению ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни. Мишенью профилактики являются все дети и подростки, их семьи. Работу проводят специалисты с любым базовым образованием.

вторичная профилактика касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, предотвратить формирование хронического заболевания. Участвуют в этом виде профилактики квалифицированные специалисты с дополнительной подготовкой – психологи, психотерапевты, педагоги.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующие восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманией относятся к третичной профилактике. Осуществляет работу специально подготовленный квалифицированный персонал – психиатры, психологи, социальные работники.

В условиях массовой школы можно заниматься только первичной профилактикой наркозависимости.

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде, согласно концепции профилактики, разработанной Министерством образования РФ (КАПР) (11), являются:

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Подходы к организации профилактической работы.

В настоящее время существуют различные подходы к организации профилактической работы. Основные их них:

Модели профилактической работы.

В литературе описан ряд моделей профилактической работы:

Тем не менее, в последние годы по всему миру проводится активный поиск уни­версальной модели ПП. Сущность искомой модели такова, что ее можно применять вне зависимости от культурного кон­текста, уровня жизни, эпидемиологической ситуации и других характе­ристик, свойственных для той или иной территории. Безусловные различия в содержании деятельности и приоритетах имеют место, но в то же время построение системы все же основывается на общих принципах и подходах.

Мировая практика показала, что наиболее приближенной по своим характеристикам к указанным выше требованиям явля­ется модель факторов риска и защиты. В основе этой модели лежит процесс определения показателей (фак­торов), влияющих на вероятность приобщения человека к сфере потреб­ления наркотиков и связанных с этим проблем, и работа с этими факторами.

На место прежней цели – достижение полного отказа от наркотиков, встает иная – формирование здорового стиля жизни. В фокусе профилактической работы оказываются не химические вещества и вызываемые ими эффекты, а люди и анализ причин употребления ими наркотиков.

Теоретическим основанием данной модели являются работы А.Бандуры (теория социального научения), Г.Селье (теория стресса), Р.Лазаруса (интегративная модель стресса и копинга) (17).

По мнению Р.Лазаруса, развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса. Р.Лазарус вводит понятие "копинга" – преодоление стресса, совладание с ним.

Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии на основе имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов). Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов.

К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся:

Ресурсы личности:

Ресурсы социальной среды:

Рассчитывать на адекватное поведение детей и подростков можно только в случае высокого уровня их личностных и социальных ресурсов.

Взрослые люди не в состоянии обучить детей тем поведенческим моделям, которые им понадобятся в жизни. Мы не знаем , какие требования предъявит им среда, и не можем гарантировать успех. Будущие требования невозможно прогнозировать.

Поэтому мы можем только констатировать, что мы и наши дети находимся под интенсивным воздействием социального стресса, требований среды. В этой ситуации происходит хаотический поиск наиболее простой модели поведения. При этом часто выбираются саморазрушающие пути совладания со стрессом – алкоголь, наркотики, другие психоактивные вещества.

Отсюда ясно, что наиболее эффективным путем профилактической активности является путь формирования стрессоустойчивого жизненного стиля, работа с личностными и социальными ресурсами, снижение активности факто­ров риска и повышение действенности защитных факторов.
Факторы риска и защиты.

Не каждый человек, испытавший на себе воздействие наркотика, становится наркоманом. Существует много обстоятельств, от которых зависит, быть наркомании у подростка или нет.

Условно можно выделить три группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации в частности (так называемые "факторы риска"): биологические, социальные и психологические ( см. Приложение 2, раздаточные материалы к Деловой игре NN 4-6).

В зависимости от возрастной принадлежности отношение детей и подростков к наркотикам (психологический фактор риска) меняется.

8-11 лет – возраст появления любопытства к наркотикам. Знания о наркотиках отрывочны, употреблять их пробовали единицы; возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).

11-13 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес у ребят вызывает возможность употребления так называемых "легких" наркотиков. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием некоторого "ореола привлекательности". Опасность употребления недооценивается. Первые эпизоды наркотизации связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей и т.д.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно с них и начинается аддиктивное поведение.

14-16 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми ПАВ. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, в компании друзей, в подворотне. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного вида наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых или друзей.

Вместе с расширением информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более определенное отношение к наркотику.

В этом возрасте формируется пять групп по отношению к психоактивным веществам:

На возникновение наркомании в подростковом возрасте могут оказать влияние определенные акцентуации характера. А.Е.Личко (9) выявил, что риск злоупотребления наркотиками наиболее высок для эпилептоидного и истероидного типов акцентуаций. Гипертимы проявляют особый интерес к галлюциногенам и ингалянтам, которые способны вызывать яркие и красочные фантазии. При эмоционально-лабильном типе риск в целом значительно ниже. При шизоидном типе акцентуации преобладает тенденция к применению опийных препаратов и гашиша, т.е. желание вызвать у себя эмоционально-приятное состояние. Высокий риск наркомании у эпилептоидов можно объяснить присущей им силой влечений. При циклоидной, сензитивной и психастенической акцентуации употребление ПАВ встречается редко.

Некоторые дети и подростки даже когда подвергаются многим факторам риска, не становятся наркозависимыми. Исследования показали, что их удерживает ряд "защитных" факторов или высокий уровень личностных и социальных ресурсов (Приложение 2. Раздаточный материал №№ 7-8).

Если семья сама по себе является фактором риска? Если ребенок растет в семье алкоголиков и наркоманов? Исследования показывают, что и в этом случае у ребенка есть шанс вырасти здоровым и социально благополучным, если:

На основе усиления факторов "защиты" и ослабления факторов "риска" и строится профилактическая работа. Но воздействовать на все факторы "риска и защиты" - задача, непосильная одному человеку. Поэтому вместо "точечных" ударов по отдельным сторонам жизни, необходимо сосредоточить внимание на самом главном - личностном росте и развитии подростка.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ.



Даже беглого взгляда на перечень факторов риска достаточно, чтобы понять, что приобщиться к употреблению ПАВ или обнаружить какие-либо другие девиации может практически любой ребенок. Поэтому первичная профилактика (ПП) должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. Так же как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, так и для предупреждения аддиктивного поведения необходима специальная деятельность – "психологическая иммунизация".

Эффективная психологическая иммунизация имеет ряд признаков.

Универсальность. Одни и те же факторы риска могут вызывать различные формы отклоняющегося поведения, частным случаем которого является поведение аддиктивное. Узконаправленное воздействие, предупреждающее именно наркозависимое поведение, может привести просто к замене формы девиации: например, с аддиктивного на суицидальное. Поэтому психологическая иммунизация должна предупреждать отклоняющееся поведение в целом.

Конструктивный характер. Конструктивная ПП не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, она изначально строит желательные. Решаемые ею задачи – развитие коммуникативности, построение ценностной сферы, моральное развитие, отношения, способствующие развитию эмпатии и дружбы – типичные возрастные изменения нормально развивающейся личности. Конструктивная ПП – это мощное развивающее средство.

Опережающий характер воздействия. Создание стойких желательных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции употребления ПАВ. Попытки их создания позже более трудны и менее продуктивны, так как теперь необходимо перестраивать уже готовые, например, проалкогольные установки.(12)

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что наиболее удобным местом для превентивной работы является школа. Эффективность ее во многом зависит от согласованной работы различных специалистов – педагогов, психологов, медиков, представителей правоохранительных органов.

Деятельность школьного педагога-психолога по профилактике наркомании имеет свою специфику, которая и станет предметом обсуждения в данном разделе.

Одной из основных целей практической психологии в образовании является психологическое здоровье ребенка, которое относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями духа.

Психологический аспект здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им собственных способностей; интересов; его отношениям к людям, окружающему миру, к жизни как таковой и пр.

Психологически здоровый человек обладает верным представлением самого себя, высоким уровнем жизненной компетентности, в состоянии противостоять жизненным трудностям, умеет сделать жизнь наполненной и интересной, стремится к гуманистическим ценностям, способен к полноценной самореализации.

Если обратиться к психологическим факторам защиты от наркотизации, то можно заметить, что психологически здоровый человек защищен максимально.

Таким образом, цель и содержание деятельности любого школьного психолога во многом совпадает с целями и содержанием ПП наркомании (неспецифические программы).

Тем не менее, в последнее время в деятельности педагога-психолога можно выделить специфический аспект ПП. Он касается организации и проведения целевых программ, направленных на снижение спроса на алкоголь и наркотики и уменьшение вреда от их употребления (специфические программы).

Внимание! Учитывая сложность и ответственность проведения антинаркотической и антиалкогольной профилактической работы в школе, мы считаем, что она может вестись исключительно лицами, прошедшими специальную подготовку.

Нормативные документы.

При планировании и организации профилактической работы педагог-психолог руководствуется следующими нормативными материалами:


Обязательные документы

педагога-психолога по профилактике наркомании.


Диагностика группы повышенного риска наркомании.

Педагог-психолог принимает участие в выделении группы риска наркомании. При этом важным представляется понимание специфики именно психологического подхода к этой проблеме.

В таблице представлены признаки риска употребления ПАВ в зависимости от различных подходов.

Таблица 1

Подход

Основные признаки риска

Наркологический


Злоупотребление табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями

Педагогический

Вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, социально неблагополучная семья

Правоохранительный

Азартные игры, уход из семьи, уклонение от учебы, участие в асоциальных группировках

Психиатрический

Психические нарушения: невроз, психопатия, депрессия, органическая мозговая патология

Психологический

Повышенная тревожность, неадекватная самооценка, низкий самоконтроль, деформированная система ценностей, нарушенные внутрисемейные отношения, коммуникативные проблемы



Нетрудно заметить, что указанные выше психологические признаки риска носят достаточно общий характер и подходят практически ко всем типам девиантного поведения. Поэтому, проводя диагностику группы риска дезадаптации или отклоняющегося поведения, психолог вряд может однозначно выделить группу риска именно наркомании только на основании собственно психологических данных. Для этого необходима комплексная информация, сбор которой входит в компетенцию классного руководителя или завуча по воспитательной работе. Психолог же говорит только о повышенной вероятности эмоциональных и поведенческих нарушений у определенных детей и подростков.
Профилактическая работа с подростками.

Наиболее эффективной формой профилактической работы с подростками является групповая коррекционно-развивающая работа (тренинг), которая позволяет подросткам делиться своими мыслями и чувствами, выслушивать мнения других, проигрывать ситуации, проводить самостоятельные исследования.

Можно рекомендовать следующие программы:

Профилактическая работа с семьей.

В Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (11) указаны основные направления работы, формы и средства антинаркотической помощи семье, что может быть использовано при организации работы психолога с родителями.

Ниже представлены выдержки, имеющие отношение к психологической части профилактической антинаркотической программы школы.

"Профилактическая антинаркотическая помощь семье.

Основные направления работы:

  1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации и в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.

  2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.

  3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами...


Основные формы и средства антинаркотической помощи семье.

...2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

3.Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей...

  1. Выявление родителей группы "риска" алкоголизации и

наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи...

...6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома."

Работа с педагогами.

Наибольший эффект при психологической работе с педагогами по профилактике наркозависимости в школе имеют активные формы работы: тренинги, диспуты, деловые игры. Они позволяют сформировать активную личностную позицию по отношению к наркомании, повысить мотивацию и осознать необходимость согласованного взаимодействия специалистов различных профилей и ведомств.

В Приложении 2 приводятся выдержки из материалов по Деловой игре, проведенной в сентябре 2000 г. силами психологов ОУ Кировского района г.Ростова-на-Дону (Автор – Захарова О.А.).
Примерное содержание работы педагога-психолога

по профилактике наркомании.


Уч-ся

Цели и задачи работы

Форма работы

1 – 4 кл.


Предотвращение явлений школьной дезадаптации.

  • Формирование "группы риска" дезадаптации.

  • Развитие когнитивной сферы.

  • Формирование позитив-ного "Я-представления".

  • Развитие коммуника-тивных навыков.

Формирование установки на ведение здорового образа жизни.


Неспецифическая.

  • Психодиагностика (готовности к школьному обучению, риска дезадаптации (1 кл), эмоциональных проблем 4(3) кл.).

  • Адаптационный курс групповых коррекционно-развивающих занятий (1 класс).

Специфическая.

  • Программа "Полезные привычки" (1-4 кл) (Проект ХОУП)

5 – 9 кл.

Формирование личностных ресурсов, повышение уровня жизненной компетенции.

  • Формирование группы риска поведенческих девиаций (в том числе употребления ПАВ).

  • Повышение стрессо-

устойчивости.

  • Обеспечение доступа к достоверной информации на основе активного запроса учащихся.

  • Формирование адекватной самооценки.

  • Развитие навыков компетентного поведения, умения обратиться за помощью.

  • Развитие навыка противостояния групповому давлению.

  • Развитие антинарко-тического сознания.




Неспецифическая.

  • Психодиагностика эмоционально-личностных особенностей подростков (групповая, индивидуальная).

  • Информационный стенд.

  • Коррекционно-развивающий курс групповых занятий по адаптации к средней школе (5 класс).

  • Тренинг уверенного поведения.



Специфическая.

  • Консультирование родителей из проблемных семей

  • Программа "Путешествие во времени" (5-9 кл.) (см. Приложение 1).

  • Участие в мониторинге распространенности употребления ПАВ для систематического анализа наркоситуации в школе

10-11 кл.

Содействие в решении задач взросления.

  • Расширение возможностей самопознания.

  • Развитие личных механизмов принятия решений.

  • Выбор жизненных целей, анализ личностной системы ценностей.

  • Помощь в профессио-нальном самоопределении.

  • Развитие способности получать психологическую помощь от себя и других.

  • Создание собственной системы саморегуляции и выхода из стрессовых ситуаций.

  • Минимизация факторов наркориска психоло-гического характера.

Неспецифическая.

  • Психодиагностика личностных особенностей (индивидуальная, групповая) с целью самопознания и профессионального выбора.

  • Информационный стенд.

  • Тренинг профессионального самоопределения.

  • Тренинг личностного роста.


Специфическая.

  • Консультирование по проблемам предупреждения ранней наркотизации.

  • "Программа формирования здорового жизненного стиля (10 -11 кл) (17)





Педагоги

Цели и задачи работы

Форма работы

Начальная школа

Повышение психологической компетентности.

  • Освоение методов эффективного взаимодействия с подростками.

  • Осознание роли педагога в формировании факторов психологического риска наркозависимости.




  • Семинары, лекции, дискуссии по наиболее актуальным вопросам переживаемого детьми периода.

  • Совместная аналитическая деятельность по адаптации образовательных программ к возможностям ребенка.

  • Информирование педагогов о факторах риска наркотизации в начальной школе.

Средняя и старшая школа

Повышение психологической компетентности.

  • Освоение методов эффективного взаимодействия с подростками.

  • Осознание роли педагога в формировании факторов психологического риска наркозависимости.




  • Семинары, выступления на МО классных руководителей по актуальным подростковым проблемам (делинквентное поведение, суициды, наркомания)

  • Обучающие семинары для завучей по восп.работе, социальных педагогов и кл. руководителей с целью включения в работу по программе профилактики.

  • Консультирование по проблемам взаимодействия с подростками группы "риска" наркозависимости

  • Тренинг конструктивного взаимодействия с подростками (6).

  • Деловая игра для специалистов ОУ для разработки системы ПП в школе (районе) (Приложение 2).


Родители

Цели и задачи работы

Форма работы

Начальная школа

  • Повышение родительской компетентности.

  • Предупреждение случаев эмоционального отвержения, жестокого обращения с детьми в семье.




  • Лекционные выступления на родительских собраниях с целью информирования о способах предотвращения риска ранней наркотизации.

  • Консультирование дисфункциональных семей по проблемам недопущения безнадзорности как факторе риска аддиктивного поведения.

Средняя и старшая школа

  • Освоение основных приемов организации семейной профилактики отклоняющегося поведения.

  • Осознание родителями важности специальной работы по предупреждению наркомании.

Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации.

  • Встречи в родительских клубах.

  • Лекционные выступления на собраниях по подростковым проблемам с учетом запросов родителей.

  • Консультирование родителей из проблемных и конфликтных семей по предупреждению алкоголизации, наркотизации, правонарушений несовершеннолетних.


Приложение 1
Программа «Путешествие во времени».

Работа в программе "Путешествие во времени" предполагает цикл из 10 групповых занятий (20 часов) и предназначена для подростков 13-15 лет. Ведущие цели программы:

Занятие № 1.

Цель: выявить ожидания и представления участников о будущем, как они переживаются в настоящем. Осознание участниками понятия временной перспективы.

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое настоящее имя или псевдоним. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать имя. Если участники занятий не знакомы, то ведущий дает 3-5 минут на знакомство, в процессе которого участники, свободно двигаясь по комнате, останавливаются друг против друга, читают имена, написанные на визитках, задают любые вопросы.

После знакомства ведущий предлагает участникам выработать правила работы группы:

За выполнением принятых правил работы группы следует следить на каждом занятии.

Упражнение.

На доске строим шкалу времени от года рождения до сегодняшнего дня, продолжаем в будущее. На шкале отмечаем значимые события в жизни людей, которые предлагаются самими участниками.

Например:







Рождение - детство - юность - первая-любовь - свадьба - рождение детей

Вопросы для обсуждения:

Во сколько лет начинается взрослая жизнь? Чем взрослая жизнь отличается от детской? Когда расцвет взрослой жизни, а когда детской? Хотите ли стать взрослыми?

Игра "Гости из будущего".

Ход игры:

1. Из класса выбираются 2-3 человека, показавшие себя на предыдущем обсуждении, которые будут "гостями из будущего".

2. Ведущий зачитывает общую инструкцию: "Неожиданно к нам пришло сообщение о прибытии к нам представителей из будущего. Срочно организуется пресс-конференция с участием журналистов разных средств массовой информации. Из-за технических слож­ностей время пребывания "гостей" ограничивается 1 5 минутами. За это время мы должны узнать как можно больше об обществе, в котором нам предстоит жить через 25 лет, уровне его развития".

3. Инструкция "гостям": "Сейчас вы выйдете из класса и за 3-4 мин подготовите рассказ о своем обществе (не более 5 минут). Расскажите, чем занимаются, как живут люди. Будьте готовы ответить на любой вопрос наших "журналистов".

4. Пока "гости" готовятся в коридоре, "журналистам", т.е. оставшейся группе, дается инструкция: "Вы представляете те или иные агентства, радио- или телепрограммы, журналы или газеты - подумайте, что именно представляет каждый из вас. Придумайте по 1 -2 самых важных вопроса "гостям", которые вы зададите после их рассказа о своей жизни. Задавая вопросы, поднимайте руку и предварительно назовите СМИ, которое вы представляете. Вопросы должны быть краткими и интересными".

5. Ведущий приглашает "гостей" и предоставляет им слово.

6. Ведущий предлагает "журналистам" задать вопросы, а "гостям" кратко ответить на них. Некоторые вопросы ведущий может задать сам, чтобы направить игру в более конструктивное русло. Ответы кратко фиксируются на доске.

7. На 15-й минуте ведущий объявляет, что "гости" исчезли, предлагая им занять свои места в классе.

8. Классу предлагается обсудить два момента: оценить уровень развития общества "гостей из будущего", хотим ли мы в нем жить (эмоциональная привлекательность)? Одновременно обсуждаются вопросы: Какой главный показатель развития общества? Будет ли счастлив человек в этом обществе? Что может помешать счастью? Что может сделать лично каждый из нас, чтобы жить в экономически и духовно развитом обществе? и т.д.

Итог обсуждения:

Подведение участников к пониманию того, что в развитом, счастливом обществе человек может реализовать себя, свои возможности в труде, семье и т.д. Выявление факторов, мешающих полноценной жизни в обществе, в том числе алкоголизм, наркомания, правонарушения.

Ведущий предлагает участникам группы ритуально-символическое упражнение, которым они будут завершать каждое занятие. При подборе упражнения следует обратить внимание на то, чтобы действия, подобные тем, из которых состоит упражнение, участники группы могли использовать и в дальнейшем, в своей повседневной жизни. Например: участники встают в круг, держатся за руки, и каждый по очереди желает своему соседу слева что-либо доброе и хорошее. На первом занятии начать может ведущий, на последующих – инициативу может взять кто-либо из ребят.

После ритуала прощания ведущий предлагает учащимся оценить прошедшее занятие "голосованием" цветными карточками, например:

белая карточка - обсуждаемые сегодня проблемы меня не интересуют;

синяя карточка - обсуждаемые сегодня проблемы меня мало интересуют;

зеленая карточка - некоторые проблемы, обсуждаемые сегодня, были мне интересны;

желтая карточка – все происходящее сегодня в группе было мне очень интересно.

Таким образом ведущий получает обратную связь о прошедшем занятии. Целесообразно проводить "голосование" после каждого занятия.
Занятие № 2

Цели: выявление и активизация знаний по теме зави­симостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.

Упражнение (разминка)

Игра "Полет в будущее"

Ход игры:

1.Группе объявляется название игры, зачитывается общая инструкция: "Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: "В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни". Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:

выжить;

определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде"

2. Вопросы для обсуждения:

Что означают слова "соблазн", "вредные привычки", "зависи­мость"? Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т.д.

3. На доске фиксируется список зависимостей:

Химические зависимости:

алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т.д.

Эмоциональные зависимости (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе):

Ведущий: "Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль".

Игра «В открытом будущем»

Ход игры:

1.Класс делится на команды по 4-6 человек.

Инструкция командам:

«Вот мы и за бортом корабля, теперь нам на практике предстоит узнать, способны ли мы противостоять опасности. Каждая команда в течение 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться ,а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать - кто-то один). Затем команды меняются местами».

2. Вопросы для обсуждения:

Как себя чувствовали в той и другой роли? Когда распознали соблазн ? Какие трудности испытывали при противостоянии ? Что помогло успешно справиться с ситуацией ?

Ведущий: "Мы нашли способы противостояния соблазнам. Давайте поможем людям и составим "Книгу больших идей" с перечнем тех способов, которые помогли нам".
3. "Большая книга идей":

Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.

Ведущий: "Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти, если они не будут улучшать свое настоящее".

Оценивание занятия "голосованием"

Ритуал прощания.

Занятие № 3

Цель: знакомство с причинами возникновения зависимостей, осознание необходимости удовлетворения жизненных потребностей, как средства профилактики зависимостей.

Упражнение 1 (разминка)

Упражнение 2

Инструкция группе:

"На прошлом занятии мы путешествовали в будущее. Мы нашли удачные способы сказать "Нет!" предлагающим нам попробовать алкоголь, сигареты, наркотики. Мы умеем справляться с ситуацией, когда на нас оказывают давление. Но оглядитесь вокруг. Почему люди, знающие об опасности наркотиков, алкоголя и табака, испытывающие на себе их разрушительное действие, все же продолжают ими увлекаться?»

Вместе с ребятами составляется список причин:

2. Вопросы для обсуждения:

Что же лежит в основе этих причин (общее для всех причин)? Что случается с человеком, если его потребности не удовлетворены (хочу, но не могу)?

3. Ведущий: "Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны проанализировать каждую причину".

Ведущий должен направлять ход обсуждения и подвести участников к пониманию того, что в основе причин, ведущих к зависимостям, лежат желания людей, как наиболее предпочитаемые потребности, которые человек по каким-либо причинам не может удовлетворить. Выходом из создавшейся ситуации человек избирает уход от действительности в зависимость. Неудовлетворенная потребность при этом не исчезает, а как бы замораживается в человеке, и пока человек не поймет, что за льдинка у него в душе и не начнет искать способы удовлетворения замороженной потребности, он будет в плену у зависимости.
Ведущий:" В чем нуждаются люди? Давайте составим список потребностей людей".

Ведущий фиксирует список потребностей на доске, а участники в тетрадях-дневниках. Список потребностей: потребность во внимании, любви, сочувствии, питании, защите, безопасности, самоутверждении, общении, творчестве и т.д.

Упражнение 3

Ведущий: "Из составленного списка выберите несколько потребностей. Вспомните ситуации из вашей жизни, когда удовлетворение этих потребностей было блокировано (работа в парах). Разыграйте ситуацию. Остальные участники должны угадать, какие потребности были не удовлетворены и могут ли они превратиться со временем в замороженные7 На протяжении нескольких последующих занятий мы будем учиться удовлетворять (размораживать) потребности, чтобы не дать шанса зависимостям, а найденные способы заносить в "Большую книгу идей" для пользы своей и потомков".

При выполнении упражнения может получиться так, что в большинстве случаев участники разыграют ситуации неудовле­творенной потребности в питании. В этом случае ведущему следует предложить каждой паре дополнительно разыграть ситуацию, когда не была удовлетворена какая-либо другая потребность.

Ритуал прощания

Занятие № 4

Цели: знакомство с эмоциями, эмоциональными состояниями и способами эмоционального удовлетворения; учимся свободно выражать негативные эмоции.

Упражнение 1 (разминка)

Инструкция группе: «Сегодня мы поговорим об эмоциях. Ведь именно эмоции побуждают человека к удовлетворению потребностей. Как только мы ощущаем нехватку в системе жизнеобеспечения, к нам на помощь тут же устремляются эмоции. Назовите, пожалуйста, какие эмоции вам известны? Можно ли их разделить на хорошие и плохие? Из каких замороженных (неудовле­творенных) эмоций могу т возникнуть зависимости? Составляем список эмоций и эмоциональных состояний: гнев, ярость, страх, скука, удовольствие, радость, ревность, зависть и т.д.

Сейчас мы попробуем выразить некоторые эмоции и эмоциональные состояния и найти способы их удовлетворения.»

Упражнение 2. "Выражение гнева, ярости"

Ведущий предлагает желающим разыграть ситуацию:

«Два молодых человека (девушки) поссорились. Очень сердиты, сдвину­ли брови, размахивают руками, наступают друг на друга. Вот-вот по­дерутся». Остальные участники наблюдают.

После того как упражнение выпол­нено, следует обсуждение по вопро­сам:

Какую позу Вы приняли для выражения эмоций? Что почувствовали? Какое состояние испытали? Как справились с эмоциями?

Ведущий предлагает социально приемлемые формы выражения данных эмоций.

Способы удовлетворения эмоций заносятся в "Большую книгу идей", а наиболее понравившиеся участники записывают в тетрадь-дневник.

В "Большую книгу идей":

Упражнение 3. «Выражение страха»

Ситуация: «Вы проходите мимо компании незнакомых, как вам кажется, угрожающе настроенных ребят. Вы боитесь, что они пристанут к вам с угрозой или насмешкой. Ваша поза: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище».
Желающие разыгрывают данную ситуацию, после чего идет обсуждение. Вопросы для обсуждения те же (см. Упражнение).

В "Большую книгу идей":

Ведущий: «Выберите наиболее понравившиеся способы, запишите в тетрадь, опробуйте дома».

Упражнение 4. «Выражение ревности и зависти»

Ситуация: «Девушка (парень), которая тебе нравится, вдруг перестала оказывать тебе внимание и обращает внимание на другого. Вырази ревность и зависть по отношению к сопернику».

В "Большую книгу идей":

Ведущий: «Выберите наиболее понравившиеся способы, запишите в тетрадь, опробуйте дома».

Упражнение 5. «Выражение скуки»

Ситуация: «Вы без дела один шатаетесь по квартире. Вам некому позвонить, по телевизору ерунда, заняться нечем...Скука».

В "Большую книгу идей":

Упражнение 6.

Ведущий: «По команде "Тишина" попробуйте определить для себя то эмоциональное состояние, в котором вы сейчас находитесь. Закройте глаза и постарайтесь, прислушавшись к телесным ощущениям, понять, где это состояние сосредоточено в вашем теле. Как оно чувствуется в теле? Его "размер"? форма"? "цвет"? Расскажите о своих чувствах соседу ("Я чувствую...), а затем сосед - вам. Перебивать и задавать вопросы во время рассказа нельзя».

Задание на дом:

«Присмотритесь к позам, жестам, выражению лица окружающих вас людей. Попробуйте определить для себя, какую эмоциональную атмосферу они создают. Как удовлетворяют свои эмоциональные потребности? Перенимайте положительный опыт. Выражайте свои собственные чувства, не замораживайте их».

Ритуал прощания
Занятие № 5

Цель: знакомство с физическими потребностями человека и способами их удовлетворения.

Упражнение 1.(разминка)

Упражнение 2. Обсуждение темы "Физические возможности"

Вопросы для обсуждения:

Что такое физические потребности? Какие физические потребности вы удовлетворяете в процессе своей жизни? Могут ли из "замороженных" физических потребностей возникать зависимости и какие?

Составляем список физических потребностей:


Список зависимостей:

Упражнение 3.

Любая подвижная игра, например: "Жмурки", "Пятнашки", "Третий лишний", "Веселые старты".

После игры обсуждение. Вопросы для обсуждения:

Какое настроение до игры и после? Какие чувства испытали во время игры? Получили ли удовлетворение от игры? Что происходило с вашим телом?

Упражнение 4. Упражнение на расслабление (выполняется под музыку)

Ведущий: "Займите удобное положение, выпрямите спину, Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул (пол) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя".

Упражнение на расслабление может выполняться и в игровой, образной форме, например: "Кошка на ковре", "Мороженое", "Штиль на море", "На спине на волне".

После выполнения упражнения ведущий предлагает записать в «Большую книгу идей» и в тетради-дневники способы удовлетворения потребности в движении и расслаблении.

Ритуал прощания

Занятие № 6

Цель: знакомство с социальными потребностями и способами их удовлетворения. Желательно поставленную цель обсудить с участниками занятия.

Упражнение (разминка)

Беседа

Вопросы для обсуждения:

Что связывает вас с другими людьми? Какого рода общение доставляет вам удовольствие? Удовлетворены ли вы своей жизнью в школе, во дворе? Если нет. то как бы вы хотели ее изменить? Что вам нужно сделать? Каков должен быть первый шаг? Многим ли людям вы доверяете? Если чувствуете себя одиноким и потерянным, то проявляете ли инициативу, чтобы войти в контакт с другими людьми, или плывете по течению? Какие зависимости могут возникать из неудовлетворенных социальных потребностей?

Составляем список социальных потребностей:


Список зависимостей:

злоупотребление компьютером, алкоголь, наркотики, курение и т.д.
Игра "Вечеринка"

Ведущий: "Сегодня у нас намечается грандиозная вечеринка по случаю... (случай придумывают ребята). Задача: провести вечеринку так, чтобы никто из гостей не прибегнул к опасным стимулам. Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа подготовит поздравления, сюрпризы для всех или для кого-то одного. Составим список развлекательных игр, которые помогут нам весело провести время. Время на подготовку 10 минут, затем играем».

Список игр:

Игры могут быть предложены участниками вечеринки. Во время игры несколько ребят, предварительно предупреж­денных ведущим, подходят к участникам и предлагают закурить, алкоголь, наркотики. Ведущий, не прерывая ход игры, отслеживает реакции участников.

"Вечеринка" заканчивается удачно. В заключение придумывают ритуал прощания.

Ведущий дает участникам домашнее задание для следующего занятия (игра «Покажи себя в выгодном свете»).

Ритуал прощания

Занятие № 7

Цель: знакомство со способами удовлетворения творческих потребностей.

Упражнение (разминка)

Игра «Покажи себя в выгодном свете»

(участники заранее готовятся к этой игре дома).

Участники демонстрируют свои умения: петь, танцевать, делать забавные рожи, рисовать, рассказывать анекдоты, стоять на руках и т.д.

Группа должна изображать благожелательную и благодарную публику.

Игра "Инсценированная песня"

Участники делятся на команды, каждой из которых предлагается песня, дается время на ее инсценировку, затем остальные должны угадать по немой пантомиме, что это за песня.

Вопрос для обсуждения:

В чем можно проявить ежедневное творчество?

В «Большую книгу идей»

Инструкция группе:

"Выберите понравившиеся вам варианты, запишите в тетрадь, опробуйте дома".

Ритуал прощания
Занятие № 8

Цель: знакомство с интеллектуальными потребностями и способами их удовлетворения.

Упражнение (разминка)

  1   2   3


Министерство общего и профессионального образования
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации