Курсовая работа - Скульптура и пластическое моделирование. С.Д. Меркуров - файл n1.doc

Курсовая работа - Скульптура и пластическое моделирование. С.Д. Меркуров
скачать (305.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc306kb.16.09.2012 05:27скачать

n1.doc



Министерство образования и науки РФ

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Факультет: «Дизайн»

Кафедра: «Рисунок и живопись»


Курсовая работа

по дисциплине: «Скульптура и пластическое моделирование»

1 семестр

Тема:

С. Д. Меркуров

Работу выполнила

Студентка 1 курса

Группы 11 ДГ

Гончарова Анастасия

Преподаватель:

Пронькин В. И.


г. Белгород

2010
Содержание:


  1. Скульптура как вид изобразительного искусства, определение

  2. Исторические предпосылки и истоки возникновения древней скульптуры

  3. Различные виды скульптуры

  4. Краткая история от первобытного искусства до современности

  5. Значение скульптуры для культуры человечества

  6. Биография и описание творчества скульптора С. Д. Меркурова

  7. Список литературы

  8. Репродукции скульптур С. Д. Меркурова


Скульптура как вид изобразительного искусства, определение.
Скульптура (от лат. skulpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.
Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.
Материальность скульптуры, обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.
Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи. Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века – пространство как ирреальный мир, эпоха барокко – пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм – равновесие пространства, объема и формы. XIX век позволил пространству «войти» в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.
Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит, сложна и глубинна для восприятия.


Исторические предпосылки и истоки возникновения древней скульптуры.
Когда-то наш далекий предок впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять, и при этом он воспроизводит отпечатки его пальцев и сохраняет их, высыхая; что этому комку можно придать различную форму. Так было положено начало искусству лепки.

Первые костяные и каменные головки и статуэтки относятся к верхнему палеолиту (ок. 33 тыс. до н. э.). А ведь резным изображениям, требовавшим уже достаточно сложной техники и орудий труда, вероятно, предшествовали не дошедшие до нас лепные. И неизвестно также, что появилось раньше – рисунки на стенах пещер, положившие начало живописи, или же объемные лепные и резные фигурки – первые скульптурные произведения.

Различные виды скульптуры.


Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.

Виды скульптуры:

  1. мелкая пластика (древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.);

  2. скульптура малых форм (статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия);
    станковая скульптура (статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером);

  3. монументально-декоративная скульптура (рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.);

  4. монументальная (надгробия, монументы, памятники).

Жанры скульптуры:

  1. Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма (четырехгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.

  2. Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.

  3. Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента – отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.

  4. Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.

Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.

Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполняется в дереве, другая – в мраморе, третья – в бронзе. Бронза, например, дает возможность большой детализации; дерево обладает пластичностью, мрамор – теплотой, камень – образным обобщением. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную жесткую пластику выбранного материала.

Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.

Краткая история от первобытного искусства до современности.
Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в Советском Союзе и др.), обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин - прародительниц рода, к которым принадлежат и т. н. палеолитические Венеры. Ещё шире круг неолитических скульптурных памятников. Круглая скульптура, обычно небольших размеров, резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер.

Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Примером поздней неолитической и энеолитической скульптуры на территории СССР являются трипольская керамическая пластика, крупные каменные изображения людей ("каменные бабы"), скульптурные украшения из бронзы, золота, серебра и др. Хотя для первобытной скульптуры типична упрощённость форм, она нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластической выразительностью. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытнообщинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - скифские золотые рельефы, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура океанийцев. В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров.

Скульптура древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному. Такова скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные величия, статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с каноническими позами и фронтальным построением по принципу симметрии и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая пластика, связанные с заупокойным культом. Сходными путями развивалась скульптура других древневосточных деспотий - Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии. Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращенная к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с античной мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощают идеал гармонично развитой личности, утверждают свои этические и эстетические представления. На смену наивно-целостной, пластически-обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики приходит гибкая, расчленённая, основанная на точном знании анатомии скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп.

Реалистический характер древнегреческих статуй и рельефов (нередко связанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток наглядно проявляется в высоком мастерстве изображения обнажённого или задрапированного человеческого тела. Сформулировать законы его пропорциональности на основе математических расчётов попытался Поликлет в теоретическом сочинении «Канон». В древнегреческой скульптуре верность действительности, жизненная выразительность форм сочетаются с идеальной обобщенностью образа. В период эллинизма гражданственный пафос и архитектоническая ясность классической скульптуры сменяются драматической патетикой, бурными контрастами света и тени; образ обретает заметно большую степень индивидуализации.

Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площадь Капитолия в Риме). Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской скульптуры средних веков. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов).

В средние века скульптура получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки. В XIII - XVI вв. западно-европейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно-мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во 2-й половине XIII - начала XIV вв. новые, реалистические тенденции проявились в скульптуре Италии (Никколо Пизано и другие скульпторы Проторенессанса). В 15-16 вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё больше тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др.). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем памятника в городском ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки, используется в скульптуре техника майолики.

Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гудон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия). В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности.

Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).

Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западно-европейской скульптуры 2-й половины XVIII - 1-й трети XIX вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами большое значение приобрели портретные задачи (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании). В русской скульптуре с начала 18 в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей - барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием новооткрытой пластической красоты реального мира. Величественным символом определившихся в петровскую эпоху новых исторических устремлений России стал памятником Петру I в Петербурге работы Э. М. Фальконе.

Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры, деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й половине 18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й половине XVIII - 1-й половине XIX вв. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова.

Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщенность образного строя типичны для скульптуры классицизма. В 1830-40-е гг. в русской скульптуре всё больше проступает стремление к исторической конкретности образа (Б. И. Орловский), к жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов). Во 2-й половине XIX в. в русской и западно-европейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое движение с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.).

Реалистическая русская скульптура 2-й половины XIX в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество М. М. Антокольского. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере). В реалистическом искусстве 2-й половины XIX в. уход многих мастеров от прогрессивных общественных идей стал одной из причин упадка монументально-декоративной скульптуры.

Другими его причинами были исторически неизбежная в условиях развитого капитализма утрата скульптурой возможности выражать общезначимые идеалы, нарушение стилистических связей скульптуры с архитектурой, распространение натуралистических течений. Попытки преодоления кризиса типичны для скульптуры конца XIX - начала XX вв. В поисках устойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей она развивалась разнообразными путями (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм и т. д.). Мощное воздействие на все национальные школы оказывает глубоко проникающее в жизнь и в законы реалистической пластики творчество О. Родена, А. Майоля, Э. А. Бурделя во Франции, Э. Барлаха в Германии, И. Мештровича в Хорватии. Выражением прогрессивных тенденций русской скульптуры этого периода становится искусство С. М. Волнухина, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, Н. А. Андреева. Вместе с обновлением содержания меняется и художественный язык скульптуры, повышается значение пластически-выразительной формы. В условиях кризиса буржуазной культуры в 20 в. развитие скульптуры принимает противоречивый характер и зачастую связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А. П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Колдер) и т. п.

Модернистские тенденции в скульптуре, порывающие с национальными реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко - к созданию декларативно антигуманистических образов. Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры.

В памятниках, сооруженных в 20-30-х гг. (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский, - в Ленинграде; К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королев, - в Москве; Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международный выставки ("Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности советского искусства.

Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции ("Октябрь" А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет ("Лениниана" Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение человека-борца ("Булыжник - оружие пролетариата" И. Д. Шадра), воина ("Часовой" Л. В. Шервуда), рабочего ("Металлург" Г. И. Мотовилова). Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.).

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Н. В. Томский), в напряженно-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.). Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др.).

В 40-70-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками (М. К. Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер.

Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры 2-й половины 50-70-х гг. Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западно-европейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др.).

Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистических течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.
Значение скульптуры для культуры человечества.
Скульптура сопровождает человека с самого начала его появления. Она являлась не только культовыми предметами, но и в определенной степени способом обмена информации. Скульптура это не только произведение искусства, объект религиозных и светских запросов, это видение человека мира. Скульптура, несомненно, важна для культуры человечества и как синтез эстетических исканий и как исторические памятники. Во многом благодаря именно ей мы могли понять культуру того или иного государства, людей живших в ту или иную эпоху.
Биография и описание творчества скульптора С. Д. Меркурова
Родился Андрей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя. В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.

«Не вздумай стать художником, художники живут на чердаках, и хоронят их на общественный счет» — писал с далекого Кавказа отец. Однако сын не послушал его. Он бросил философский факультет Цюрихского университета и продолжил свое образование в Мюнхенской Академии художеств у скульптора Рюмана. Тяготея к скульптуре монументальных форм, он внимательно изучал искусство античности и Возрождения. Уже за границей им был исполнен ряд портретов русских писателей, а также эскиз памятника А. С. Пушкину.

В 1909 году Сергей Дмитриевич Меркуров вернулся на родину. Одной из первых значительных его работ, сделанных в России, была посмертная маска, снятая с лица Л. Н. Толстого. Позднее молодой скульптор начал трудиться над памятником Л. Н. Толстому. Памятник этот приобрел один меценат и решил поставить его в Москве на площади перед строящимся собором. Реакционная печать подняла вой. «Нам стало известно, — писала одна московская газета, — что хотят на Миусской площади перед храмом божьим поставить памятник отлученному от церкви безбожнику Толстому. Если памятник поставят, мы его взорвем». Памятник Толстому остался в мастерской скульптора. Лишь в годы Советской власти, он был водружен в сквере, против Хамовнического переулка, где жил великий писатель.
После установления Советской власти перед Меркуровым открылось широкое поле деятельности. Уже в 1918 году в Москве были поставлены две его статуи — «Ф. М. Достоевский» и «Мысль», исполненные в граните незадолго до революции. Включившись в осуществление ленинского плана монументальной пропаганды, Меркуров стал участвовать во многих конкурсах на проекты памятников. В 1920 году им был выполнен в граните памятник К. Марксу в Симбирске. Несколько позже в 1922—1923 годах Меркуров, совместно с архитектором Осиповым, создал строгий и лаконичный по форме памятник великому русскому ученому К. А. Тимирязеву. Его установили в Москве у Никитских ворот.

С середины двадцатых годов преобладающее место в творчестве Меркурова заняла работа над образом В. И. Ленина. В январе 1924 года в Горках Меркуров снял посмертную маску с лица и рук В. И. Ленина. «Начиная с 1924 года, — писал Меркуров, — я поставил себе уже вполне конкретную задачу воссоздать образ Ленина в скульптуре». В своей работе он использовал личные впечатления от встречи с Владимиром Ильичем, снятую маску, фотографии, кадры кино и воспоминания современников. Сильным выражением чувства скорби отличается его смело решенная восьмифигурная монументальная композиция «Похороны вождя» (1927), в которой Меркуров воплотил мотив траурного шествия. В двадцатые годы Меркуров выполнил большое, число портретных бюстов и статуй В. И. Ленина для клубов, общественных и государственных учреждений.

В течение многих лет (1924—1946) работал скульптор над композицией «26 бакинских комиссаров». Центральным образом композиции явилась фигура руководителя Бакинской коммуны — Степана Шаумяна. В 1934 году Меркуров установил памятник Шаумяну в Ереване. С этими двумя работами тематически связано одно из наиболее удачных произведений Меркурова — скульптурный портрет Шаумяна (1929). Это пример героического образа в портрете, который получил в советской скульптуре наибольшее развитие в последующие годы. Меркуров лично знал Шаумяна — в юности он учился вместе с ним в Тифлисском реальном училище. С большой любовью воссоздал он впечатляющий образ этого замечательного человека, соратника В. И. Ленина, подчеркнув в нем, прежде всего, черты непреклонной воли и бесстрашия революционера-борца.

Во второй половине тридцатых годов Меркуров выполнил статуи для канала Москва—Волга. Сложенные из мощных блоков гранита они возвышались у аванпорта канала, там, где Иваньковская плотина перегородила Волгу. Это была одна из первых попыток советских скульпторов создать портретные монументы.
Монумент Ленина, высота которого над уровнем воды достигает 32 метров, а высота самой фигуры —16 метров, скульптор создавал на основе сделанного им еще в 1919 году фотографического снимка Ленина. В ту пору Меркурову посчастливилось слушать и наблюдать выступление Ленина на Красной площади.
В 1939 году Меркуров создал статую В. И. Ленина для зала заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлевском дворце. В композиционном решении этой статуи скульптор повторил пластический мотив монумента на канале.
Большой творческой удачей Меркурова был памятник Ленину, сооруженный в 1940 году в Ереване. Этот памятник — целостный скульптурно-архитектурный ансамбль, в котором нашла интересное применение резьба, выполненная по мотивам армянского народного творчества. Статуя Ленина вычеканена из листов красной кованой меди.

В разное время Меркуровым снимались посмертные гипсовые маски с лиц Я. М. Свердлова, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, А. А. Жданова, В. В. Маяковского, А. Н. Толстого и многих других выдающихся деятелей, представителей литературы, науки и искусства. По этим материалам, имеющим большую историческую ценность, у Кремлевской стены установлены надгробные памятники-бюсты Я. М. Свердлову, Ф. Э. Дзержинскому, М. В. Фрунзе, М. И. Калинину, А. А. Жданову.

Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Все они были снесены в период хрущёвской «оттепели» (сохранился лишь памятник Ленину в Дубне).

С. Д. Меркуров умер 8 июня 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Творчество С. Д. Меркурова — народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, заняло видное место в истории советской скульптуры.
Список литературы:


  1. Аркин Д. Е., Образы скульптуры, М., 1961.

  2. Борев Ю. Эстетика. – 4 изд.,доп. – м.: Политиздат, 1988. – 496 с.

  3. Вагнер Г.К. Скульптура древней Руси. М., 1970.

  4. Введение в историческое изучение искусства. – М: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004. – 386 с.

  5. В. В. Ермонская, М. Г. Манизер, М., 1961.

  6. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  7. Каржаницкая Т.В. Эстетика: Учеб. пособие. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – 351 с.

  8. Кепинов Г. И., Технология скульптуры, М., 1936.

  9. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Вдладос

  10. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. М., 1964.

  11. Молева, Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.

  12. Меркуров С. Д. Записки скульптора, Москва, Изд-во Академии художеств СССР 1953 г. 100 с.

  13. Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства. М., 1989.

  14. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры: Часть 1. – Мозырь: РИФ «белый Ветер», 1997. – 212 с.

  15. "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.

  16. «Художественный календарь 100 памятных дат», М., изд-во «Советский художник».

  17. № 23 журнал «ИСКРЫ», 1913 г.

  18. «Художественный календарь 100 памятных дат» М., 1971 г.

  19. Шмидт И. М., Беседы о скульпторе, М., 1963.

  20. Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. – 416 с., ил.

  21. Эстетика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Изд. Центр, 1998.


Репродукции скульптур С. Д. Меркурова


Меркуров рядом со статуей Льва Толстого


Памятник Ф. М. Достоевскому в Москве. Скульптор С. Д. Меркуров. 1911—13.


Группа «Смерть вождя». Гранит. 1927—47. Установлена в 1958 в Горках Ленинских.


«Расстрел 26 бакинских комиссаров». Горельеф. Гранит. 1924—46. Установлен в Баку в 1958 (ныне в составе памятника-пантеона «26 бакинских комиссаров»). Фрагмент.



«Мысль». Гоббро, порфир. 1911—13. В 1955 установлена на могиле С. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище в Москве.



Памятник К. А. Тимирязеву в Москве. Гранит. 1922—23.



Надгробие М. И. Калинина у Кремлёвской стены на Красной площади в Москве. Гранит. 1947. Установлено в 1948.



«С. Г. Шаумян». Гранит. 1929. Третьяковская галерея. Москва.



Статуя В. И. Ленина на Канале им. Москвы. Гранит. 1937.


«Л. Н. Толстой». Мрамор. 1911—48. Третьяковская галерея. Москва.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации