Мезенцева С. Истории России - файл n1.doc

приобрести
Мезенцева С. Истории России
скачать (1036.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1037kb.16.09.2012 05:15скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Электронная консультация

по курсу «Отечественная история»

для студентов I курса заочного отделения

Аннотация



Анализ ответов студентов I курса дневного отделения на сессионных экзаменах последних лет выявил слабость базовой подготовки по основным вопросам отечественной истории и, как следствие, неравномерность возможного углубленного уровня восприятия социально-экономических и политических процессов в России на протяжении ХХ века. В ответах отсутствует продуманность и логика изложения материала, наблюдается незнание дат и пренебрежение к хронологии событий, что зачастую вызывает путаницу в трактовке тех или иных исторических периодов. Очень часто студенты при анализе конкретного события не могут выявить причинно-сдедственные связи, что делает ответ сумбурным, поверхностным и не позволяет им сделать выводы, определить его историческое значение.

Учитывая разную степень школьной подготовки городских и периферийных студентов нами предлагается специализированная электронная форма консультирования по курсу «Отечественная история». Она особенно удобна для студентов-заочников и может быть использована ими как в межсессионный, так и в сессионный период, в том числе и при подготовке к семинарским занятиям.

Электронная консультация дает возможность самостоятельно, не прибегая к помощи преподавателя, продуктивно и в полном объеме подготовиться к экзамену по курсу «Отечественная история ХХ века».

Электронная консультация, предназначенная для системного и конкретного восприятия основных и наиболее трудных вопросов курса, наряду с работой над вопросами, выделенными для самостоятельного изучения (см. методические материалы для студентов-заочников), может дать положительные результаты. Электронный учебный проект предполагает не столько автоматическое запоминание материала, сколько углубленную систематизацию полученных в средней школе знаний с точки зрения конкретно-исторического анализа прошлого России, в том числе через определение ее роли и значения в мировом историческом процессе. При этом данная форма консультирования не исключает обязательного изучения учебной и дополнительной литературы по курсу, рекомендованной в методических указаниях для студентов-заочников.

Электронная консультация содержит материал по основным разделам курса в соответствии с примерными вопросами к экзамену в виде развернутого плана и комментариев к его пунктам с обязательным указанием дат и событий, сведениями о некоторых исторических личностях, а также вопросы для самоконтроля.

Основные опорные разделы курса «Отечественная история ХХ века»:


  1. Российская империя на рубеже XIX –XX вв. (государственный строй; экономическое развитие страны).

  2. Возникновение политических партий в России в начале ХХ в.: программы и тактика борьбы.

  3. Массовое рабочее движение в России в начале ХХ в.

  4. Русско-японская война 1904-1905 гг.

  5. Буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг. (причины, характер, участники, итоги и особенности революции).

  6. Третьеиюньская монархия.

  7. П.А.Столыпин и попытки реформирования самодержавной России.

  8. Первая мировая война (1914-1918 гг.) (причины вступления России в войну; основные этапы боевых действий; политическое и экономическое положение России во время войны; тактика политических партий в ходе войны; итоги войны для России).

  9. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.: причины, ход, результаты.

  10. Двоевластие: Временное правительство и Петроградский Совет. Суть двоевластия.

  11. От февраля к октябрю. Политические партии о путях развития страны.

  12. Политическая ситуация весной-летом 1917 г. Нарастание кризиса в стране.

  13. Вооруженное восстание в Петрограде. II съезд Советов.

  14. Становление Советской власти (политические и экономические мероприятия Советской власти 1917-1918 гг.).

  15. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России: периодизация, причины, основные этапы боевых действий, состав противоборстующих сил, причины победы большевиков.

  16. Советская Россия в период перехода от войны к миру. Новая экономическая политика: основные элементы и сущность; кризисы НЭП, итоги НЭП.

  17. Образование Союза СССР: причины, проекты. Конституция 1924 г.

  18. Внутрипартийная борьба в РКП(б) после смерти В.И.Ленина.

  19. Политическая система сталинизма. Конституция 1936 г.

  20. Внешняя политика советского государства в 1920-е гг.

  21. Индустриализация в СССР.

  22. Коллективизация в СССР.

  23. Итоги «форсированного скачка» в социализм.

  24. Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

  25. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: накануне войны; основные этапы войны; причины поражения Красной армии летом-осенью 1941 г.

  26. Советский тыл и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

  27. Внешняя политика в годы Великой Отечественной войны. Союзники.

  28. Социально-экономическое развитие страны после войны.

  29. Внешняя политика СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.

  30. Попытки либерализации системы. Н.С.Хрущев.

  31. Внешняя политика СССР в 1950-х – 1960-х гг.

  32. «Развитой социализм» и его кризис (1964-1985 гг.). Л.И.Брежнев. Конституция 1977 г.

  33. Внешняя политика СССР в 1970-е гг.

  34. Перестройка (1985-1991 гг.): причины, цели, итоги. М.С.Горбачев.

  35. Внешняя политика СССР в 1980-е гг.

  36. Распад СССР и его последствия.

  37. Россия в 1990-е гг.: социально-экономическая ситуация. Становление политической системы РФ. Конституция 1993 г.


Учебная литература, рекомендуемая для подготовки к экзамену:


  1. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней. /Учебник для вузов. М., 1997.

  2. Отечественная история ХХ века. /Под ред. проф. А.В.Ушакова. М., 1996.

  3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 1997 (2002).

  4. Курс отечественной истории IX – XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе. /Под ред. проф. Л.И.Ольштынского. Учебное пособие. М., 2002.

  5. История России. ХХ век. /Отв. ред. В.П.Дмитренко. М., 2001.


1. Российская империя на рубеже XIXXX вв. (государственный строй; экономическое развитие страны).

Примерный план ответа:

  1. Территория и население России на рубеже веков.

  2. Перерастание сословной структуры общества в классовую. Основные классы российского общества.

  3. Вступление на престол Николая II. Политический строй и его особенности на рубеже веков.

  4. Экономическое развитие страны в начале ХХ в. С.Ю.Витте, его проекты и результаты модернизации России. Особенности российского монополистического капитализма.

Даты:

1891-1900 гг. – «виттевская индустриализация».

1891 – начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.

1894 г. – вступление на престол Николая II.

1895 г. – введение «винной монополии».

1897 г. – первая всеобщая перепись населения; денежная реформа С.Ю.Витте.

1900-1903 гг. – мировой экономический кризис

1902 г. – Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С.Ю.Витте.

1906-1910 гг. – проведение Столыпинской аграрной реформы.
Краткие сведения об исторической личности: Сергей Юльевич Витте

Один из наиболее выдающихся государственных деятелей России конца XIX – начала ХХ вв. Родился в семье крупного чиновника в Тифлисе, удостоен титула графа. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги. В 1883 г. написал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принесшую ему широкую известность, где были сформулированы важнейшие условия рационального хозяйствования на транспорте. Тем самым Витте заявил о себе как о серьезном знатоке бурно развивавшегося железнодорожного строительства и железнодорожного дела. Основная идея книги была для того времени необычайно новаторской: автор ратовал за установление железнодорожных тарифов не произвольно, а на основе экономического закона спроса и предложения.

Бюрократическая карьера С.Ю.Витте началась в 1888 г. В начале 1889 г. ему был предложен пост директора Департамента железнодорожных дел Министерства финансов. В феврале 1892 г. Витте стал министром путей сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив Министерство финансов. Это было огромное ведомство, включавшее одиннадцать подразделений. На этом влиятельном посту С.Ю.Витте оставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 г.

Политические взгляды Витте менялись в зависимости от конъюнктуры. В молодости он был членом «Священной дружины», созданной для террористической борьбы с революционерами. Будучи государственным деятелем, он то блокировался с явными консерваторами в преследовании земства, то выступал за либеральные меры. Злые языки недаром утверждали, что он был «принципиально беспринципен». Единственный принцип, которому Витте никогда не изменял, было убеждение в необходимости сильной централизованной власти. «Не будь неограниченного самодержавия, - писал Витте, - не было бы Российской великой империи». Вместе с тем Витте был последовательным в выполнении экономических задач.

Проявил себя талантливым и дальновидным политиком, умевшим прогнозировать ситуацию. Выступая убежденным сторонником буржуазного развития, при его ближайшем участии в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение винной монополии (1894), строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым же пунктом его экономической программы стало проведение в середине 90-х гг. XIX в. денежной реформы. Он содействовал индустриальному развитию страны, активному вовлечению буржуазного предпринимательства в политическую жизнь страны, ограничению политической власти дворянства. Являлся одним из авторов знаменитого «Манифеста 17 октября 1905 г.». Модернизируя российские государственные и экономические структуры, он стремился придать развивающемуся в стране капитализму европейский облик. Иными словами, его экономическая платформа предполагала догнать в течение десятилетия более развитые страны Европы. Разработал основные положения аграрной реформы, осуществление которой начал П.А.Столыпин. В 1907-1912 гг. написал свои «Воспоминания», представляющие до настоящего времени ценный документ для изучения эволюции николаевской эпохи.
К началу ХХ в. территория России выросла до 22,2 млн. кв. км. В административном отношении страна была разделена на 97 губерний (по 10-15 уездов каждая). По размеру она занимала второе место в мире после Британской империи.

С 1893 до 1913 гг. численность населения выросла со 125 млн. до 165 млн. человек. В 1897 г. была проведена первая всеобщая перепись населения, по которой в России насчитывалось около 126 млн. человек, представителей 100 наций. По количеству населения Россия занимала третье место в мире после Китая и Британской империи.

Официально сохранялось сословное деление общества (дворянство – 1,5%, купцы и духовенство – 0,5%, казаки – 2,5%, мещане – 11%, крестьяне – 77%). Сохранялось привилегированное положение отдельных социальных групп, отсутствовали демократические свободы, до 1905 г. была запрещена деятельность политических партий и профессиональных союзов. Постепенно происходил размыв сословной структуры общества в классовую. Новые черты в социальной структуре возникали вследствие изменений в экономике страны. Модернизация ускорила образование новых классов капиталистического общества. Основные классы: рабочие (пролетариат, к 1913 г. – 19% населения) и буржуазия; дворяне (помещики) и крестьяне (80% населения).

Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правящего и опиравшегося на дворянство. В 1894 г. на российский престол вступил Николай II – последний русский император. При вступлении на престол новый царь заявил, что будет следовать политическому курсу своего отца – императора Александра III, а представителям либеральных кругов, надеявшихся на смягчение курса контрреформ 70-80-х г. XIX в., посоветовал «оставить бессмысленные мечтания». Эта позиция, занятая Николаем II явилась следствием реакционного влияния на него обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева и министра внутренних дел Дурново. Правда, провести последовательно этот курс царское правительство не смогло.

В начале ХХ в. в стране начался социально-политический кризис, который обнажил неспособность правительства решать важнейшие проблемы, в том числе рабочий и аграрный вопросы. Началась борьба трудящихся против самодержавно-полицейского строя, стали появляться нелегальные политические партии и союзы. Значительно больший, чем прежде, размах приобрело рабочее движение. В 1900-1904 гг. было зарегистрировано около 1000 стачек, в которых приняли участие более 430 тыс. человек. Значительного размаха достигли и крестьянские выступления: в 1900-1904 гг. – около 600 волнений в 42 губерниях.

Это все стало результатом экономического развития России в пореформенный период (особенно промышленного подъема 1890-х гг., связанного с именем министра финансов С.Ю.Витте), когда окончательно сложилась система российского капитализма. Причины проведения «модернизации» российской промышленности: необходимо было ликвидировать экономическое отставание России от ведущих мировых держав. Экономические мероприятия С.Ю.Витте: начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, введение винной монополии – увеличение доходной части бюджета (валовой доход от продажи государством водки за семь лет с 1895 г. возрос в 7,5 раз), денежная реформа – введение в обращение конвертируемого рубля, что способствовало притоку в Россию иностранных капиталовложений (инвестиций). В результате из отсталой аграрной страны к началу ХХ в. Россия стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших экономически развитых стран (Англия, Франция, США, Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

Таким образом, на рубеже XIX- XX вв. Россия наряду с другими странами вступила в новую стадию капиталистического развития – стадию монополистического капитализма, когда шло образование мощных производственных и финансовых объединений (промышленные монополии, финансовые союзы). Проявились и особенности российского монополистического капитализма:

1) исторически Россия перешла к капитализму значительно позднее многих стран Европы;

2) экономико-географические особенности с различными природными условиями и неравномерным освоением влияли на процесс формирования монополистического капитализма;

3) политическое сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, национального угнетения переплетались с чертами капиталистического развития;

4) оказывал влияние и различный уровень экономического, социального и культурного уровня многочисленных народов империи. Таким образом, для России было характерно то, что развитие капитализма происходило в условиях сохранения в значительной степени социально-экономического уклада феодальной эпохи. Главной особенность. Этого процесса было то, что капиталистическая промышленность и финансово-банковская система сочетались в экономике России с отсталым аграрным сектором, сохранившим полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования. Поздний переход к капитализму, малоземелье крестьян, патриархальные традиции обусловили укрепление многоукладности экономики России и в период формирования монополистического капитализма, что выразилось в значительном вмешательстве государства в этот процесс и складывание системы государственно-монополистического капитализма (ГМК). Частнокапиталистический уклад (заводы, фабрики, помещичьи и кулацкие хозяйства) сочетался с полунатуральным (крестьянским) и мелкотоварным (кустарно-ремесленным) производством.

Но необходимо заметить, что в период с 1900 по 1913 гг. Россия переживала и кризис и подъем в экономике. Кризис 1900-1903 г. выразился в падении цен на основные виды продукции, резком сокращении производства, массовой безработице. В этих условиях усилился процесс монополизации (картели, договаривавшиеся об условиях сбыта своей продукции и найма рабочей силы; и синдикаты, регулировавшие получение заказов, закупку сырья, ведущие централизованный сбыт продукции по согласованным ценам) промышленных предприятий (картель - «Продпаровоз», синдикаты - «Продамет», «Трубопродажа», «Продуголь»). В отличие от стран Европы, где с 1904 г. начался промышленный подъем, в России продолжался спад до 1908 г. Это было связано с резким ухудшением финансово-экономического состояния страны (сказались расходы на ведение русско-японской войны, революция 1905 г. также вызвала дезорганизацию производства и сокращение капиталовложений в промышленность). В 1909-1913 гг. Россия пережила новый промышленный подъем. Он стал следствием увеличения покупательной способн6ости населения после отмены выкупных платежей (1906 г.) и проведения Столыпинской аграрной реформы (1906-1910 гг.), которая активизировала капиталистическую эволюцию сельского хозяйства. В стране появились более крупные монополизированные объединения - тресты и концерны, которые регулировали добычу сырья, производство и сбыт готовой продукции.

В целом для экономики России на рубеже веков было характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. В начале ХХ в. было ликвидировано отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена относительная экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Но поступательное движение по пути прогресса было прервано началом Первой мировой войны.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Каким был политический строй в России на рубеже XIX-XX вв.?

  2. Чем было вызвано быстрое развитие промышленности?

  3. Какой характер носила российская экономика до преобразований по плану С.Ю.Витте и почему?

  4. Что обозначает понятие «догоняющий тип развития экономики»?

  5. Назовите результаты экономических преобразований эпохи «виттевской модернизации»?

  6. Подумайте, почему экономика России в 1890-е гг. развивалась быстрее, чем в других странах?

  7. Сделайте общий вывод о социально-экономическом развитии России в 1890-х-начале 1900 гг.


2. Возникновение политических партий в России в начале ХХ в.: программы и тактика борьбы.

Примерный план ответа:

  1. Предпосылки возникновения политических партий в России. Распространение марксизма. Г.Плеханов и его группа «Освобождение труда» (1883-1903 гг.)

  2. Возникновение российской социал-демократии. Образование РСДРП. В.И.Ленин (I съезд партии (1898 г.): создание газеты «Искра», II съезд (1903 г. – большевики и меньшевики

  3. Образование партии эсеров (1902 г.) и В.М.Чернов: печатный орган – «Революционная Россия», социальная опора – крестьянство, основные требования эсеров, метод борьбы – террор (Боевая организация эсеров).

Даты:

1883 г. – основание группы «Освобождение труда»

1884-1887 гг. – деятельность социал-демократических кружков Петербурга и группы Благоева в «Партию русских социал-демократов».

1887-1892 гг. – деятельность кружков Н.Е.Федосеева и М.И.Бруснева.

1895 г. – возникновение «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», начало политической деятельности В.И.Ленина.

1898 г. – I съезд (г. Минск) Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

1902 г. – возникновение партии социалистов-революционеров (эсеров).

1903 г. – II съезд РСДРП (гг. Брюссель- Лондон). Утверждение программы-минимум и программы-максимум. Борьба вокруг организационных принципов партии.

1905 г. – III съезд РСДРП. Раскол в партии.

Сведения об исторической личности: Владимир Ильич Ленин

Владимир Ульянов родился 10 (22 –по новому стилю) апреля 1870 г. в г. Симбирске (ныне Ульяновск) в интеллигентной семье.

Отец Илья Николаевич Ульянов родом из бедных астраханских мещан, по своим убеждениям был близок к идеям русских просветителей 1860-1870-х гг. XIX в. Побуждаемый высокими идеалами, мечтал о служении народу, о его просвещении. Энтузиаст народного просвещения, педагог по призванию, Илья Николаевич страстно любил свое дело и отдавал ему свое время, силы и знания. В 1869 г. он становится директором народных училищ Симбирской губернии. Согласно «Табели о рангах» и по выслуге лет в 1882 г. он получил право на дворянство. Но прожил после этого не долго и скончался в 1886 г., оставив на руках своей супруги шестерых детей. Мать Владимира Ульянова – Мария Ильинична (в девичестве Бланк) была дочерью врача. Получила домашнее образование, одаренная большими природными способностями овладела несколькими иностранными языками, самостоятельно подготовилась и сдала экстерном экзамен на звание учительницы начальных школ.

Работоспособность родителей создавали у детей обстановку для развития пытливого ума и характера. С детства они приучались к труду, к самостоятельному мышлению, к любознательности.

Мировоззрение будущего Ленина складывалось под непосредственным влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и внимательными наблюдениями за жизнью простого народа. Пристально наблюдая жизнь вокруг себя, Владимир видел, в какой нужде жил пролетариат, какому гнету и эксплуатации подвергались рабочие и крестьяне. Сочинения революционных демократов пробуждали в нем ненависть к царизму, содействовали формированию его революционных убеждений. Кроме отца и матери, на маленького Володю Ульянова большое влияние оказывал старший брат Александр, казнь которого, как участника покушения на царя Александра III, стала сильнейшим потрясением и толчком для вступления на путь революционной борьбы.

Владимир Ульянов в 1887 г. окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью и был принят на юридический факультет Казанского университета. Но через три месяца после поступления был исключен за участие в студенческих «беспорядках». Лишь через три года после исключения, в 1890 г. ему удалось добиться разрешения сдать экзамены экстерном при Петербургском университете.

Характерно то, что наиболее полный политический портрет В.И.Ленина вырисовывается при обращении к воспоминаниям его современников. Со страниц воспоминаний перед нами предстает пламенный революционер, человек, воплотивший в себе коммунистические черты - кристальную нравственную чистоту, скромность, простоту и правдивость, неистощимый оптимизм, веру в творческие силы народных масс, беспредельную любовь к трудящимся, непримиримость к их врагам.

В 1895 г. за границей Ульянов знакомится с группой «Освобождение труда», возглавляемой Г.В.Плехановым. Это знакомство оказывает на него огромное впечатление. В сентябре того же года он стал одним из организаторов Петроградского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Уже в этот период это – один из первых русских марксистов, горячий, убежденный сторонник и пламенный пропагандист социалистических идей. В марксистском учении он увидел могучее идейное оружие политической борьбы, а в рабочем классе России – единственно последовательную революционную силу, способную освободить себя и весь народ от давления самодержавия, от капиталистической эксплуатации.

«Союз борьбы» впервые в России осуществил синтез идей научного социализма с рабочим движением. Однако активная работа В.И.Ульянова в этой организации была прервана арестом. Год и два месяца он провел в тюрьме, а затем был сослан на три года в ссылку в с. Шушенское Минусинского уезда Красноярского края под негласный надзор полиции. Несмотря на тяжелые режимные условия содержания и надзор, Владимир Ульянов не утратил работоспособности. «Приучивши себя работать регулярно, - вспоминала позже его сестра Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, - он не допускал больших перерывов в занятиях даже тогда, когда они обычно считаются неизбежными, например, в дороге или неопределенном, выжидательном положении». Среди работ, написанных в ссылке, особое место занимает брошюра «Задачи русских социал-демократов» (1897 г.), в которой был обобщен опыт деятельности «Союза борьбы» и обоснована политическая программа и тактика российской революционной социал-демократии.

После возвращения из ссылки В.И.Ленин (под таким псевдонимом с 1901 г. выступал В.И.Ульянов) эмигрировал за границу, где пробыл свыше 5 лет. В Лондоне под его руководством начинает издаваться газета «Искра», сыгравшая огромную роль в создании РСДРП и, выступавшая как флагман непримиримости ко всем искажениям теории марксизма.

На состоявшемся в 1903 г. II съезде РСДРП произошел раскол партии на две фракции: большевиков, признанным лидером которых стал Ленин, и меньшевиков, возглавляемых Ю.Мартовым. В основе раскола партии лежал организационный план В.И.Ленина, изложенный им в работе «Что делать?». Суть плана сводилась к следующему: отсутствие политической свободы в России вынуждает партию стать жестко централизованной организацией (с властным ЦК), ядром которой могли являться люди, обученные искусству революционной борьбы и истинные революционеры-профессионалы. Партии, по мнению Ленина, предстояло сыграть руководящую роль в осуществлении социалистической революции. «Дайте нам партию революционеров, - заявил Ленин, - мы перевернем Россию». Эти слова стали пророческими.

Многие современники Ленина отмечали его ораторский талант. Он совершенно был лишен театральности и стремления произвести эффект. Говорил простым, понятным языком, отчетливо и энергично, давал ясный, логический, обоснованный анализ, подкрепленный множеством фактов. Старый путиловский рабочий Петр Данилов, не раз слушавший Ленина, вспоминал об огромной силе воздействия ленинской речи на рабочих. Это произошло на митинге 12 мая 1917 г., организованном эсерами с целью призвать путиловцев к поддержке Временного правительства. На митинг собрались десятки тысяч рабочих. Чернов – лидер эсеров – в своем выступлении всячески оправдывал войну, призывал рабочих оказать поддержку своему правительству.

После Чернова на трибуну поднялся Ленин. Он доказывал обратное тому, что говорил Чернов. Учитывая оборонческие настроения в среде рабочих, вместо ведения войны Ленин высказывался о заключении мира без аннексий и контрибуции, требовал прекратить кровопролитие, устранить нищету и голод. «То, что говорил Чернов, - вспоминает П.Данилов, - казалось водой, пробежавшей под ногами. А то, что говорил Ильич, захватывало и зажигало. Терялся страх, пропадала усталость. И казалось, что говорит не один Ильич, а говорят все сорок тысяч рабочих, сидя, стоя, держась на весу, изрекают свои заветные думы». Все, что думал каждый, переживал про себя – все это говорил Ильич. «Этот митинг дал колоссально много для истории. Он двинул путиловскую массу, а путиловская масса двинулась в революцию».

Тогда и сегодня впечатляют ленинская решимость и умение точно оценить обстановку, уловить дух времени. «Я пишу эти строки вечером 24-го, положение донельзя критическое. Яснее ясного, что теперь, уже по истине, промедление в восстании смерти подобно… История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и, наверное, победят сегодня), рискуя терять много завтра, рискуя потерять все» (ПСС, т. 34, с. 345-346). После октябрьских событий 1917 г. будущее России зависело от того, как будет организована власть, смогут ли побежденные и победители пойти на компромисс и избежать тем самым гражданской войны.

В этом проявилось величие и предвидение В.И.Ленина. Это метко подметил знаменитый оппонент Ленина К.Каутский: «Нужно быть сумасшедшим, чтобы не признать величие Ленина. Собрать в единое целостное государственное образование, погрязшую в анархии, подстерегаемую со всех сторон контрреволюцией, до смерти вымотанную Россию, - это достижение, равное которому вряд ли можно найти в истории»

В.И.Ленин был главным инициатором создания первого в мире социалистического государственного образования – СССР. Ему пришлось немало повоевать со своими соратниками по партии, чтобы новое государство было основано на принципе федерации (доверия и добровольного согласия вхождения в союзное государство). Сталин и ряд других авторитетных партийных и государственных работников исходили из противоположного принципа – «автономизации», то есть включения самостоятельных государств с состав РФ на правах автономий. Авторитет и аргументы Ленина одержали верх. 30 декабря 1922 г. Первый Всероссийский съезд Советов принял Декларацию и Союзный договор об образовании СССР.

В начале 1920-х гг. знаменитый писатель советской эпохи М.Горький писал о Ленине: «Он был русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал свою страну, - издали она кажется красочнее и ярче. Он правильно оценивал потенциальную силу ее – исключительную талантливость народа, еще слабо выраженную, не возбужденную историей…

И если б туча ненависти к нему, туча лжи и клеветы вокруг имени его была еще более густа – все равно: нет сил, которые могли бы затемнить факел, поднятый Лениным в душной тьме обезумевшего мира.

И не было человека, который так, как этот, действительно заслужил в мире вечную память».

Но есть и противоположные мнения - о политической беспринципности Ленина, о Ленине как организаторе братоубийственной войны и голода, как о вдохновителе бессудных казней, а так же о «справедливом крахе» его насильственного социалистического эксперимента (В Солоухин «При свете дня». М., 1992; Д.Волкогонов «Ленин. Политический портрет». М., 1995; А.Щукин «Знаменитые россияне». М., 1996). Но в сознании многих людей в нашей стране, уважающих свою историю, Ленин является олицетворением крупнейшего политического движения – большевизма, вдохновителя и реализатора идеи социальной справедливости, равенства и братства, «самого человечного человека» (Н.Ваулин «К 134 годовщине со дня рождения В.И.Ленина. // Забайкальский рабочий. – 2004. – 22 апреля).



На рубеже XIX – XX вв. в общественно-политическом движении в России появились политические партии. Это было связано с усиливающимися противостоянием между царским правительством и представителями радикально настроенной интеллигенции. Поднимающееся рабочее, крестьянское, студенческое движение усиливали брожения в обществе, принимая формы организованной антиправительственной борьбы. Общество все более раскалывалось. В этих условиях стали возникать политические партии различной направленности. Они становились двигателями политической борьбы в стране. К началу века было образовано две партии. В последствии революция 1905-1907 гг. вызвала к жизни новые политические объединения и союзы, в основном либерально-оппозиционного характера.

Радикально настроенные политические партии социал-демократов и эсеров появились раньше, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либеральные партии стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Наиболее последовательной и активной революционной организацией была Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Она была создана в 1898 г. Большую роль в создании партии сыграла общерусская нелегальная газета «Искра», издававшаяся за границей с 1900 г. «Искра» способствовала объединению социал-демократических организаций в единую партию. В образовании партии большую роль сыграли Г.В.Плеханов – один из первых марксистов, организатор группы «Освобождение труда» и В.И.Ленин – организатор «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Окончательно создание партии было оформлено на II съезде РСДРП в июле-августе 1903 г. Съезд принял программу партии. В ней были сформулированы как ближайшие задачи (программа-минимум – победа буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, установление демократической республики, введение 8-часового рабочего дня, ликвидация малоземелья крестьян), так и конечные цели (программа-максимум – победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата и построения социализма). Но при обсуждении устава партии, особенно параграфа о партийном членстве, разгорелись горячие споры, приведшие к расколу партии. Были внесены две формулировки: Ленина и Мартова.

Ленин считал, что членом партии может быть лишь тот, кто признает ее программу, поддерживает партию материально и непосредственно лично участвует в одной из ее организаций. Мартов же полагал, что в партию может входить каждый, кто признает ее программу, поддерживает ее материальными средствами и оказывает ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций. Это были принципиальные разногласия. Под партией Ленин, в отличие от Мартова, понимал как замкнутую организацию, основанную на жесткой дисциплине, оторванной от широких слоев населения, своего рода «ордена меченосцев». Формулировка Мартова позволяла входить в партию многим представителям демократической общественности.

На III съезде РСДРП в 1905 г. была утверждена формулировка Ленина. Это способствовало усилению замкнутости ленинской партии, превращению ее в узкую организацию профессиональных революционеров. Съезд избрал ЦК партии. Сторонников Ленина, получивших большинство при выборах руководящих партийных органов, стали называть большевиками, а их оппонентов – меньшевиками. Но это были две фракции одной партии – РСДРП, только добавляли одну букву - РСДРП(б).

РСДРП не была единственной политической организацией в России. В 1902 г. было провозглашено создание партии социалистов-революционеров (эсеров), являвшихся последователями народников.

Лидером эсеров был В.М.Чернов. Печатным органом являлась газета «Революционная Россия». Своей социальной опорой эсеры считали крестьянство, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Выражая интересы широких крестьянских масс, они считали необходимым отнять землю у помещиков и поделить ее поровну между крестьянами. Кроме того, эсеры выдвигали требования демократической революции: политические свободы, введение всеобщего избирательного права, введение 8-часового рабочего дня, организация профессиональных союзов для рабочих. Основным методом борьбы против самодержавия эсеры считали индивидуальный террор, то есть убийство представителей царской семьи. Осуществлением террористических актов занималась особая Боевая организация, которую возглавлял Г.Гершуни. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устранить правительство. Среди эсеров были известные люди – Борис Савинков, Мария Спиридонова. Е.С.Сазонов, покушавшийся и убивший Плеве. Ленин считал деятельность этой партии «революционным авантюризмом».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Электронная консультация
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации