Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Классное руководство в российской образовательной системе - файл n1.doc

приобрести
Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Классное руководство в российской образовательной системе
скачать (72 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc72kb.16.09.2012 04:24скачать

n1.doc

Буданова Г.П., Буйлова Л.Н.,

Московский институт открытого образования
Классное руководство в российской образовательной системе1
Должность «классный руководитель» согласно Российской педагогической энциклопедии,2 была введёна в структуру российского образования в 1934 г. взамен утверждённой в 1931 г. Инструкцией Наркомпроса РСФСР должности групповода в связи с переименованием групп в классы. В обязанности классных руководителей входила работа с классом, родителями, другими учителями по проблемам организации учебно-воспитательной работы.

Просуществовав некоторое время не получившая необходимого законодательно установленного должностного статуса эта должность была упразднена, что однако не препятствовало последовательному усложнению обязанностей, возлагаемых на педагогических работников в связи с выполнением функций классных руководителей в дополнение к основным обязанностям учителей-предметников.

Принятое в 1947 г. Министерством просвещения РСФСР Положение о классном руководителе обязывало учителей, выполняющих эти функции, обеспечить организацию учащихся в дружный, целеустремлённый, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой.

В обязанности классных руководителей входила работа с активом, пионерской и комсомольской организациями класса, изучение «Правил для учащихся», наблюдение за успеваемостью. Инструктивно-методические указания, предназначенные для улучшения работы классных руководителей, ориентировали на необходимость тщательного изучения каждого ученика путём посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.

Названное Положение было заменено новым в 1971 г., рассчитанным на расширение перечня задач, подлежащих решению педагогическими работниками, выполняющими обязанности классных руководителей, при руководстве классом. В соответствии с ним в обязанности классных руководителей входило воспитание у учащихся идейной убеждённости, общественного сознания и готовности к активному участию в общественной жизни; воспитание учащихся в духе коммунистической морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознательному выбору профессии; борьба высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познавательной активности; содействие эстетическому и физическому воспитанию, укреплению здоровья детей.

Этот документ составил основу многочисленных рекомендаций классным руководителям, что не препятствовало проявлению противоречий между объёмом работ, подлежащих выполнению классными руководителями, и практически общественным их статусом в образовании.

К концу 80-х годов был разработан проект программы «освобождённый классный руководитель (воспитатель)», направленный на внесение принципиальных изменений, как в должностной статус классных руководителей, так и в представления об осуществляемой ими деятельности, основным смыслом которой признавались защита и развитие личности учащихся, а основным содержанием деятельности – реализация комплексной программы, состоящей из подпрограмм «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Проект был экспериментально апробирован в ряде регионов, вследствие чего в отдельных школах появились классные воспитатели. Однако, несмотря на полученные позитивные результаты, феномен классного руководства как самоценной формы профессиональной педагогической деятельности не получил законодательного закрепления.

В начале 90-х годов согласно Российской педагогической энциклопедии в обязанностям классных руководителей было включено общее руководство учебно-воспитательной работой в классе, организация и координация внешкольных занятий учащихся, обеспечение физического и нравственного развития личности школьника, создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей, самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации учащихся.

В 2003 г. Педагогический энциклопедический словарь3 закрепил предложенное Российской педагогической энциклопедией определение классного руководителя, а выпущенный в 2005 г. словарь по педагогике4 заменил классного руководителя классным воспитателем, обозначив, что в его обязанности входят организация и воспитание классного коллектива.

Выделение в ПНПО воспитательной работы в школе в самостоятельное направление обусловило в 2006 г. разработку Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендаций5 классным руководителям, согласно которым в их обязанности входит:

Перечисленные обязанности создают представления о назначении классных руководителей в образовательной системе, позволяя педагогическим работникам определять цели осуществляемой ими деятельности на основе оформленных в последние годы воззрений на результаты школьного образования.

Разделяя точку зрения В.В. Краевского,6 допустимо предположить, что основной смысл классного руководства состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт, состоящий из:

Ориентация на понимаемый таким образом социальный опыт учащихся предопределяет стратегическую направленность деятельности классного руководителя на превращение группы учащихся, сформированной администрацией школы на основании возрастной и знаниевой идентичности, в социальную общность, способную устанавливать морально-этические нормы и культурно-поведенческие правила, рассчитанные на самоопределение, самопроявление и самореализацию при решении актуальных для всех и личностно значимых для каждого задач.

При таком понимании целевой установки классных руководителей возникает необходимость внесения уточнений в представления об этой форме профессиональной педагогической деятельности.

Принимая её к реализации, классный руководитель получает возможность позициирования в разных профессиональных ролях. Он может выполнять функции не только менеджера внеучебной и внешкольной деятельности учащихся класса, но и организатора его жизнедеятельности (что значительно шире), и тьютора (что изменяет существенно стиль взаимоотношений с учащимися), и уполномоченного по их правам (что требует от него новых знаний), и представителя администрации школы (что предполагает новую степень ответственности) и т.д.

Соответственно в набор функций классных руководителей могут входить организационная, управленческая (включая делопроизводство), координационная, диагностическая, контрольно-оценочная, коммуникативная (по отношению к учащимся класса, их родителям и работающим в классе учителям), коррекционно-компенсаторная и/или какие-то иные функции, обеспечивающие эффективность и качество руководства школьным классом с учётом уклада школы; возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний; понимания назначения классного руководства; признаваемых образцов профессиональной педагогической деятельности; предпочитаемого стиля взаимоотношений с учащимися.

В связи с этим на современном этапе состояния российского образования принципиально важно определить сферы компетенции педагогических работников, принимающих на себя ответственность за организацию жизнедеятельности класса, осознавая, что её сужение опасно не менее, чем расширение, так в одном случае предоставленных полномочий может оказаться недостаточно для защиты интересов учащихся и их поддержки в сложных ситуациях, а в другом будут выполняться обязанности, не обеспечивающие достижения цели руководства классом.

В идеальном варианте сферы компетенции классных руководителей должны быть соотнесены с должностными обязанностями разнонаправленных специалистов, осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность в школе в целом и в классе в частности, и дифференцированы с их учётом. Наличие в современной школе психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования предполагает реальность распределения обязанностей.

Возлагаемые на классных руководителей и принимаемые ими функции должны быть соотнесены между собой и выверены в последствиях на предмет достаточности для обеспечения жизнедеятельности класса в конкретной школе, целесообразности по отношению к учащимся, реальности и реализуемости в исполнении.

При этом важно не только и не столько обозначить их набор, сколько проработать механизм их реализации с учётом сложившейся в российском образовании традиций и интенсивно вводимых в массовую педагогическую практику инноваций. Очевидно, что предметом профессиональной деятельности классного руководителя сегодня является не только класс, как сформированное администрацией школы с целью освоения определённой образовательной программы7, объединение учащихся примерно одного возраста и уровня знаний, но и каждый из них как личность, наделённая соответствующими правами.

Состоявшееся в 20 столетии признание прав детей предопределяет направленность деятельности классного руководителя на создание условий, благоприятных для их удовлетворения и развития. Принятая международным сообществом новая этика отношения к учащимся предполагает уточнение смыслового значения понятия «руководство классом».

Оптимальным может быть признана ситуация, обеспечивающая гармонизацию интересов развивающейся личности с интересами семьи, школы, окружающим миром посредством включения учащихся в образовательный процесс в субъектной позиции.

Руководство классом в этом случае может быть признано управленческой деятельностью, результаты которой проявляются, по утверждению авторов-составителей словаря-справочника руководителя образовательного учреждения, в организованности (сплочённости, скоординированности, интеграции, консолидации) и целенаправленности (целеустремлённости) совместной деятельности педагогов и учащихся8.

Включение учащихся в число субъектов управления классом как образовательной организацией, предназначенной для освоения учащимися образовательной программы общего образования, – одна из важнейших задач классного руководителя.

Располагая результатами разнонаправленных исследований, допустимо признать, что основной ценностью включённости учащихся в управление классом является гуманизация отношений педагогических работников с учащимися, проявляющаяся преимущественно в создания условий, благоприятных для развития личности в гармонии с собой и социумом. Эта идея В.А. Сластенина актуализирует значение ориентации классного руководителя на делегирование учащимся под их ответственность права на принятие решений по актуальным для них вопросам.

В этом случае изменяется набор целей деятельности классного руководителя и занимаемая им позиция. Основной его заботой становится своевременное выявление и устранение факторов, тормозящих процесс получения учащимися качественного образования в дружественной им среде, а основной позицией – тьюторская позиция, проявляющаяся в консультировании учащихся при выборе оптимальных решений значимых для класса вопросов.

Соединяя в себе характеристики из разных областей деятельности, тьюторская позиция в идеале может обеспечить возможность создания условий, необходимых для формирования гражданских ценностей и убеждений учащихся на основе их самоопределения и самореализации в значимой для них деятельности.

Заимствованный из английского языка термин «тьютор» в русском варианте на определённом этапе употреблялось для обозначения содержания деятельности «домашнего» учителя, репетитора, наставника, опекуна".

В современном российском образовании значение этого термина уточняется за счёт использования понятий «преподаватель», «консультант», «организатор». Сегодня тьютором называют специалиста, сопровождающего процесс освоения учащимися новой деятельности (Т.М.Ковалева), т.е. организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию и саморазвитию9 (Л.В. Бендова).

В обязанности тьютора исследователи включают организацию учебного процесса, консультирование, оказание помощи при оформлении самостоятельных работ, сопровождение процесса освоения индивидуальной образовательной программы10, достраивание образовательной среды, с целью предоставления учащимся возможности получения образования в удобном для них объёме, темпе и режиме.

Обобщая сделанные исследователями выводы, основным смыслом деятельности классного руководителя можно признать организацию межличностной и межпоколенной коммуникации, порождающей знания учащихся о социально позитивных способах организации своей жизни; основной целью - создание условий для формирования социального опыта учащихся; основным содержанием - оказание учащимся необходимой им консультационной помощи в фиксации актуальных задач и в выборе оптимальных способов их решения; основными результатами – а) своевременное выявление классным руководителем кризисов в личностном развитии учащихся и их разрешение средствами образования и б) новый уровень социальной компетентности учащихся.

Выполнение классным руководителем тьюторских функций не освобождает его от обязанностей, реализация которых предполагает иные логики взаимоотношений с учащимися, в связи с чем все перечисленные компоненты приобретают дополнительные характеристики, но не изменяют их, если сохраняется ценностное понимание миссии классного руководителя.

Результаты анализа представлений о классном руководстве позволяют предположить, что эта форма профессиональной педагогической деятельности не имеет законодательно закрепленных основных компонентов в связи с тем, что не допускает регламентации на основании законодательно установленных требований.

Возможно, по этой причине классное руководство не относится к профессиональной деятельности, осуществляемой специалистами в соответствии квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. Речь идёт о выполнении педагогическими работниками функций классных руководителей в дополнение к основным обязанностям учителей-предметников.

Проявившиеся в связи с разработкой инновационных программ повышения квалификации классных руководителей и оформлением методического комплекса к ним проблемы позволяют предположить целесообразность организации процесса профессионального самоопределения педагогических работников, принимающих на себя руководство классом, с учётом множества внешних и внутренних факторов, из которых нормативно закреплены только два – возраст учащихся и достигнутый ими уровень знаний.

Данное предположение требует уточнений. Под профессиональным самоопределением в данном случае понимается процесс, соотносимый с воззрениями Э. Эриксона, американского психолога, выделившего при разработке проблемы биосоциальной природы поведения личности восемь стадий её развития, каждая из которых имеет целью достижение того, или иного социально ценного качества.

Согласно выводам Эриксона, личность способна приспособляться, т.е. проявлять психосоциальную идентичность, основу которой составляет Я-концепция в единстве с её многообразными социальными связями.

Педагогическим работникам предлагается конкретизировать свои представления о классном руководстве как объекте предстоящей им или уже осуществляемой деятельности посредством обретения ощущения целенаправленности и осмысленности своего профессионального поведения при осуществлении руководства классом.


1 Опубликовано: Повышение уровня воспитательной работы в школе. Составители Буданова Г.П., Л.Н. Буйлова - М.: Центр "Школьная книга", 2007 – 280 с.

2 Российская педагогическая энциклопедия в 2 т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская Энциклопедия , 1993, с.444 – 445.


3 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003, с 121

4 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Моск: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Д: Издательский центр МарТ», 2005, с.123

5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 21 от 3 февраля 2006 года «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

6 Краевский В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001, с. 15

7 Это основание обозначается так, как оно определено в педагогическом энциклопедическом словаре. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003, с 120

8 Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения Под редакцией А.М. Моисеева, А.А. Хвана. –М.: Педагогическое общество России, 2005. – с. 268.

9 Бендова Л.В. - ПД тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования -Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- М.: АПКиПРО, 2006

10 Муха Н.В. "Тьюторство: история исследования вопроса (дайджест по материалам сборников Всероссийской тьюторской конференции, г. Томск)"- Сборник методических материалов "Тьюторство как новая профессия в образовании" (Министерство образования РФ, Институт образовательной политики "Эврика", школа "Эврика-развитие", г. Томск, 2002) - http://city.tomsk.net/~individ/article1.html


Буданова Г.П., Буйлова Л.Н
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации