Контрольная работа - Обеспечение финансовой устойчивости страховщика - файл n1.doc

Контрольная работа - Обеспечение финансовой устойчивости страховщика
скачать (268 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc268kb.16.09.2012 04:17скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин»
Контрольная работа


по дисциплине: Страховое право РК

по теме: «Обеспечение финансовой устойчивости страховщика»
Вариант № 12

Выполнила:

Николаева Наталья

студентка группы:

ДиЮ – 31С

зачетной книжки:

072930165


Павлодар 2009 г.
ПЛАН:


Введение

  1. Обеспечение финансовой устойчивости страховщика

    1. Способы обеспечения финансовой устойчивости страховщика:

1.1 методы обес­печения финансовой устойчивости;

1.2 уставный фонд стра­ховщика.

    1. Понятие страховых резервов:

2.1 виды фондов страховых резервов;

2.2 формирование страховых резервов.

3. Принципы размещения страховых резервов:

3.1 диверсификация;

3.2 прибыльность;

3.3 ликвидность;

3.4 депозитный счет.

4. Государственная регистрация страховых организаций

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ
Страхование – система страховой защиты от возможного наступления различного рода рисков. Оно представляет собой способ возмещения страховщиком убытков пострадавшим путем их распределения между всеми страхователями. Страховщик формирует за счет страховых взносов всей совокупности страхователей страховой фонд, средства которого при наступлении страховых событий направляет на страховые выплаты. Отсюда, страховщик является лишь посредником в этой системе отношений, причем на ответственности которого длительный период времени находятся большие суммы денежных средств. Поэтому является очень важным обеспечение его финансовой устойчивости и платежеспособности.

Этот вопрос приобретает наибольшую актуальность в современных казахстанских условиях. Подавляющее число страховщиков не имеет достаточного опыта работы, отсутствует достоверная статистика, поэтому большинство принимаемых на страхование рисков в нужной степени не изучены. В силу неразвитости механизма защиты прав потребителей и отсутствия нормального режима судопроизводства клиенты практически лишены возможности самостоятельно удовлетворить претензии к страховым организациям в случае невыполнения ими своих обязательств. В мировой практике ответственность перед страхователем несет тот, кто выдавал страховщику, не сумевшему выполнить обязательства перед страхователем, лицензию. В мире принят порядок, при котором крупные ассоциации страховщиков формируют гарантийные фонды, средства которых предназначены для возмещения убытков застрахованных при возможной неплатежеспособности страховой организации.

Однако понятия “платежеспособность” и “финансовая устойчивость” различны. Под платежеспособностью понимается способность страховой организации рассчитаться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость же подразумевает способность выполнить принятые обязательства при воздействии неблагоприятных факторов изменения экономической конъюнктуры, или, иначе, подразумевает устойчивость страховой компании к возможному воздействию негативных экономических условий. В принципе данные понятия совпадают, если предположить, что внешняя среда относительно не изменена и не приводит к серьезным колебаниям деятельность страховщика, но это возможно лишь в краткосрочном периоде. Таким образом, основным отличием данных понятий является то, что платежеспособность служит критерием оценки финансового состояния компании в краткосрочной перспективе, а финансовая устойчивость – в долгосрочной.
Способы обеспечения

финансовой устойчивости страховщика
Страховая организация, заключив договор страхования и став по этому договору страховщиком, принимает на себя значительные денежные обязательства, которые выражают­ся в необходимости выплаты страхового возмещения в ре­зультате наступления страхового случая. Причем — и в этом проявляется особенность страхования — сумма денеж­ных средств, которую выплатит страховщик страхователю в виде страхового возмещения, как правило, во много раз больше суммы, которую страховщик получит от страхова­теля в виде страхового платежа.

Поэтому в страховом деле особое значение придается проблеме способности страховщика выполнять свои обяза­тельства по заключенным договорам страхования или, как еще говорят, финансовой устойчивости страховщика.

Первый Закон о страховании в Республике Казахстан, принятый 3 июля 1992 года, решал эту проблему в двух направлениях. Во-первых, он предусмотрел создание стра­ховщиком страховых целевых фондов: основного, резервно­го и, в случае осуществления страхования в иностранной валюте,— валютного, которые предназначались для выпла­ты страховых возмещений. Чтобы стимулировать страхов­щиков в деле накопления и увеличения страховых фондов, было предусмотрено, что те суммы страховых платежей, ко­торые страховщик направит в свои страховые фонды, его доходом не рассматриваются и налогообложению не подле­жат. Заметим, что это выступило довольно эффективной мерой, способствующей росту страховых фондов, посколь­ку в конечном счете перед страховщиком стояла дилемма: либо отдай деньги в бюджет посредством уплаты налогов, либо направь в свои страховые фонды, что не только уси­лит твои финансовые возможности, но и оставит деньги в твоей собственности. Во-вторых, страховщикам разреша­лось, о чем уже говорилось выше, заниматься кроме стра­хования любой другой разрешенной законом предпринима­тельской деятельностью, доходы от которой, направляемые в страховые фонды, также не облагались налогом.

Однако этот «налоговый рай» для страховщиков продол­жался недолго. Вначале было изменено налоговое законо­дательство, отменившее все льготы для страховщиков, в результате чего они могли формировать свои страховые фонды только за счет чистой прибыли, а затем им было за­прещено заниматься и предпринимательской деятель­ностью.

Новый Указ о страховании уделяет этому вопросу боль­ше внимания, делая это, правда, несколько бессистемно и противоречиво — здесь сказалось то обстоятельство, что окончательная редакция указа явилась плодом компромис­са совершенно противоположных по своим устремлениям сил: страховщики бились за полное освобождение от нало­гов, налоговики, для которых фискальные интересы пре­выше всего, готовы обложить налогом все и вся. Сумятицу дополнял Департамент страхования, малокомпетентный как в вопросах страхования, так и в вопросах налогообло­жения.

Указ о страховании выделяет следующие методы обес­печения финансовой устойчивости страховщиков и гаран­тии их платежеспособности:

1) наличие сформированного уставного фонда;

2) наличие страховых резервов;

3) систему сострахования и перестрахования;

4) установление норматива соотношения объема от­ветственности страховщика, принятой по договорам стра­хования, с объемом собственных средств.

Наличие у страховой организации значительного по своим размерам уставного фонда — факт бесспорно по­ложительный. Это позволяет судить и о степени солид­ности данной организации, и о том, какими возможностя­ми она обладает, если возникнет вопрос о выплате страховых возмещений. Исходя из этих соображений указом было предусмотрено увеличение размеров уставных фон­дов страховых организаций, которые должны составлять не менее 40 тысяч минимальных месячных расчетных по­казателей, причем доля денежных средств в этом фонде не может быть менее 75 процентов (статья 11).

Однако правовой статус уставного фонда по нашему законодательству является весьма расплывчатым.

Эта расплывчатость нашла свое отражение и в Ука­зе о страховании, где сказано, что уставный фонд стра­ховщика предназначен для:

а) финансирования деятель­ности страховщика;

б) выплаты страховых возмещений (статья 36). А поскольку средства уставного фонда мо­гут быть истрачены страховщиком на какие угодно це­ли, связанные с деятельностью (например, на выплату заработной платы), то выступить в качестве гаранта платежеспособности страховщика он все-таки не мо­жет.

Не спасает ситуацию и положение указа, соглас­но которому выплата дивидендов и иных вознаграждений участникам страховой организации за счет средств уставного фонда запрещается. В равной мере не являются га­рантией его неприкосновенности и всякого рода требова­ния, содержащиеся в законодательстве о хозяйственных товариществах, запрещающие уменьшение уставного фон­да без согласия кредиторов, поскольку механизм реаль­ного контроля за движением средств фонда ни у креди­торов, ни у каких-то финансово-контрольных органов просто-напросто не существует. Поэтому приходится кон­статировать, что реальное значение фонда как гаранта выполнения страховщиком своих обязательств перед стра­хователем весьма невелико и на сегодняшний день огра­ничено чисто формальной ролью, связанной с соблюде­нием условий, необходимых для регистрации и лицензи­рования страховой организации.

Понятие

страховых резервов
Реальным средством обеспечения выполнения стра­ховщиком его обязательств перед страхователем во все время существования страхования выступали страховые резервы.

Страховые резервы — фонды, образуемые страховыми организациями, для обеспечения гарантий по выплате страхового возмещения. Главным источником формиро­вания страховых резервов выступают страховые платежи, которые получает страховщик от страхователя в соответ­ствии с договором. Однако могут быть использованы и другие средства. Например, если в соответствии с зако­нодательством, действующим в данной стране, страховым организациям разрешено помимо страхования занимать­ся еще какими-либо видами предпринимательской дея­тельности, то доходы от этой деятельности также могут идти на увеличение страховых резервов. Кстати говоря, Указ о страховании, определяя понятие страхования, так­же говорит о возможности формирования денежных фон­дов страховщика не только за счет страховых платежей, но также из иных источников, не запрещенных законода­тельством (статья 1).

На практике страховые резервы именуются по-разно­му, также как могут существовать и различные виды этих резервов. Так, в страховых организациях могут создавать­ся такие резервы, как фонды взносов по страхованию жизни, фонды предстоящих платежей и неоплаченных убытков, на происходящие, но незаявленные убытки и другие. Нередко страховые резервы подразделяют на за­пасные и резервные фонды. Запасные фонды формируют­ся в том случае, если выплаты страховых возмещений не покрываются страховыми платежами текущего года. Ес­ли средств запасного фонда оказывается недостаточно для выплат страховых возмещений, то подключаются средства резервного фонда. В системе Госстраха СССР практиковалось формирование запасных фондов трех ви­дов: по рисковым видам страхования, по сельскохозяйст­венному страхованию и резерв платежей по страхованию жизни.

Словом, виды фондов страховых резервов могут быть самыми разнообразными и зависят от того, каким видом страхования занимается страховая организация и на ка­ких условиях оно осуществляется. Так, при высокой степени страхового риска требуется большую часть страхо­вых платежей направлять в страховые резервы, долго­срочное страхование требует наличия долгосрочных стра­ховых резервов, страхование под крупные страховые рис­ки (например, морское страхование, страхование нефтя­ных операций) требует столь же крупных страховых ре­зервов и т. д.

Существуют специальные методики и весь­ма сложные математические формулы расчетов страховых резервов, основанные на использовании теории вероят­ности, долговременных статистических данных, таблиц смертности и средней продолжительности жизни и т. д.
Размеры отчислений от страховых платежей в страховые резервы определять в принципе должен сам страхов­щик, исходя из фактора необходимости выполнения своих договорных обязательств перед страхователями (т. е. вы­платы страховых возмещений при наступлении страховых случаев). В целом же экономическая политика страховой организации, особенно в период своего становления, дол­жна опираться на простой принцип: чем больше размер страховых резервов, тем надежней страховая организация, что выгодней как для каждого страхователя в отдельнос­ти, так и для всего общества в целом.

Однако страховое законодательство Казахстана пре­дусматривает параметры отчислений страховых платежей в страховые резервы, что объясняется прежде всего тем, что сама страховая система республики находится в ста­дии становления. Предусмотрено, что страховые резервы образуются только из страховых платежей, при этом на формирование этих резервов должно направляться не ме­нее 25 и не более 90 процентов от суммы страховых пла­тежей.

Надо сказать, что этой норме страхового законода­тельства Казахстана трудно найти объяснение.

Единственно обоснованным положением в данной нор­ме выступает правило, согласно которому страховщик должен направлять в страховые резервы не менее 25 про­центов полученных страховых платежей. Данное прави­ло продиктовано стремлением защитить интересы страхо­вателей. Действительно, если страховщик потратит не по назначению полученные от страхователей в форме стра­ховых платежей деньги и не сформирует надлежащих страховых резервов, то страхователь, подвергнувшись стра­ховому случаю (по поводу которого он и страховался в расчете на помощь страховщика), рискует остаться без всякого страхового возмещения.

Необоснованным выглядит правило, согласно которо­му страховщик не может направить в страховые резервы более чем 90 процентов от сумм полученных страховых платежей. Простая логика подсказывает, что чем больше денег страховщик направит в свои страховые резер­вы, тем гарантированной обеспечиваемая им страховая защита, т. е. тем выгодней страхователям. Иначе говоря, увеличение сумм, поступающих в страховые резервы, полностью отвечает интересам общества, выразителем ко­торых и должно выступать государство. Здесь же мы имеем дело с нормой, ограничивающей рост страховых ре­зервов.

Объяснение данному факту следует искать в налого­вом законодательстве. Дело в том, что согласно этому за­конодательству «юридическое лицо, занимающееся стра­ховой деятельностью, имеет право на вычет суммы отчислений в страховые резервные фонды в соответствии с нормами, установленными законодательством Республики Казахстан» (пункт 1 статьи 18 Указа Президента Рес­публики Казахстан, имеющего силу Закона, от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»). Другими словами, сумма отчислений в стра­ховые резервы минусуется из полученного страховщика­ми дохода при исчислении налогооблагаемого объекта, приводя тем самым к уменьшению размера уплачиваемо­го этим страховщиком налога, т. е. применяется своеоб­разная налоговая льгота. Поэтому если страховщик все 100 процентов страховых платежей, которые и составля­ют его доход, направит в страховые резервы, то облагать налогом будет нечего, т. е. бюджет от такого страховщи­ка не получит ничего. Для того, чтобы защитить фис­кальные интересы государства, и установлено правило, согласно которому страховщик может направлять в стра­ховые резервы не более 90 процентов страховых плате­жей, оставляя 10 процентов на уплату налогов государ­ству.

Не поддается логическому объяснению установленное правило о том, что страховые резервы могут формиро­ваться только за счет страховых платежей, исходя из ко­торого страховая организация не вправе пополнять стра­ховые резервы даже за счет собственной прибыли, кото­рой она имеет право распоряжаться как ей заблагорассу­дится. И это притом, что процесс накопления страховых резервов, как выражающий повышение уровня страховой защиты, бесспорно положителен для общества и должен всячески стимулироваться государством.

Сохранение средств страховых резервов — это проблема, в первую очередь, самого страховщика, но и государство, как правило, не остается в стороне, а, действуя в интере­сах страхователей, устанавливает определенные правила, способствующие сохранению указанных средств.

Поскольку средства страховых резервов было бы не­разумно просто хранить в банке, обслуживающем стра­ховую организацию, хотя бы в силу того, что сам банк может обанкротиться, то законодательство Республики Казахстан предусматривает систему мер, направленных не только на обеспечение сохранности этих средств от утраты, но и возможность взыскания их по первому тре­бованию страхователя.

Прежде всего установлено, что страховые резервы предназначены только для обеспечения страховщиком своих обязательств по договорам страхования, то есть эти деньги страховщик не может использовать для фи­нансирования своих коммерческих операций, предостав­ления кредита, выплаты заработной платы сотрудникам и вообще на любые другие цели, кроме выплаты страховых возмещений.
Принципы размещения

страховых резервов
В качестве общих принципов предусмотрено, что стра­ховщик должен стремиться размещать свои страховые резервы на условиях диверсификации, возвратности, при­быльности и ликвидности.

Вообще-то диверсификация означает расширение ви­дов деятельности, разностороннее развитие, многоотрас­левое производство. В данном же случае это означает, что страховщик должен разместить свои деньги по не­скольким местам, руководствуясь соображением, что если деньги пропадут в одном месте, то сохранятся в других.

Поскольку страховые резервы — это деньги, предназ­наченные для выплаты страховых возмещений (выража­ясь юридическим языком, они обременены обязательст­вом передачи страхователям), то, естественно, размещение этих денег в виде вручения какому-либо третьему лицу (например, банку на хранение) должно осуществляться на возвратной основе с тем, чтобы страховщик в любой момент мог получить данные деньги с этого лица с целью выдачи их страхователю в форме страхового возмещения.

Страховые резервы надо стремиться размещать так, чтобы они приносили доход. Отсюда принцип прибыль­ности.

Наконец, термин ликвидность означает возможность быстрого обращения имущества, в которое были вложе­ны средства страховых резервов, обратно в деньги, т. к. страховые возмещения производятся, как правило, в денежной форме. И если, скажем, страховщик разместил средства страховых резервов путем приобретения картин, которые потом не сможет никому продать, то такой спо­соб размещения следует признать неудачным, а данное имущество будет характеризоваться как «неликвидное», т. е. не подлежащее реализации.

Законодательство весьма конкретно определяет основ­ные направления размещения средств страховых резер­вов.

Эти средства могут быть размещены путем:

а) приобретения государственных ценных бумаг.

К государственным ценным бумагам относятся обли­гации государственных (включая местные) займов, каз­начейские боны, сертификаты, долгосрочные и кратко­срочные обязательства, сертификаты и векселя государст­венных банков, а также другие ценные бумаги, эмитен­том которых выступает государство в целом, местные представительные и исполнительные государственные ор­ганы, государственные банки и иные государственные финансово-кредитные организации;

б) приобретения недвижимого имущества и прав пос­тоянного землепользования. К этому надо добавить и пра­во частной собственности на земельные участки, посколь­ку такое право предусмотрено новой Конституцией Рес­публики Казахстан.

К недвижимому имуществу относятся: здания, соору­жения, многолетние насаждения и иное имущество, проч­но связанное с землей, то есть объекты, перемещение ко­торых без несоразмерного ущерба их назначению невоз­можно. К недвижимому имуществу приравниваются так­же подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плава­ния «река-море», космические объекты. Законодательны­ми актами к недвижимому может быть отнесено и иное имущество (статья 117 Гражданского кодекса Республи­ки Казахстан (общая часть).

Право постоянного землепользования — бессрочное пра­во лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности. Постоян­ные землепользователи вправе распоряжаться принадле­жащим им правом землепользования на условиях и в пределах, установленных земельным законодательством.

В частной собственности негосударственных юриди­ческих лиц могут находиться земельные участки, предо­ставленные (предоставляемые) под застройку или заст­роенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями, сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслужи­вания зданий и сооружений;

в) хранение в банках на депозитных счетах.

Депозитный счет означает наличие между страхов­щиком и банком договора банковского вклада (депозит­ного договора), в соответствии с которым банк обязуется хранить вложенные вкладчиком (в данном случае страховщиком) денежные средства (т. е. средства страховых резервов), выплачивать по ним доход в виде процентов либо в иной форме, предусмотренной договором, с воз­вратом суммы вклада на условиях и в порядке, предус­мотренных для вклада данного вида законодательством и договором;

г) приобретения иностранной валюты, ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте.

Под иностранной валютой — понимаются денежные единицы иностранных государств.

К ценным бумагам, выраженным в иностранной ва­люте, относятся чеки, векселя, дорожные чеки, аккреди­тивы, депозитные сертификаты, акции, облигации, сви­детельства о пае и другие ценные бумаги, являющиеся носителями законных средств платежа иностранных го­сударств.

Настоящий перечень является закрытым, и размеще­ние средств страховых резервов в какие-то иные объек­ты, в том числе инвестирование юридических лиц Рес­публики Казахстан путем приобретения их акций или долей в уставном фонде не допускается.

Закон не только определяет объекты размещения средств страховых резервов, но и определяет параметры этого размещения, руководствуясь при этом правилом необходимости диверсификации вложений.

Так, страховщики, размещая средства страховых ре­зервов, обязаны соблюдать следующие соотношения:

а) на депозитных счетах в банках может быть разме­щено не более 80 процентов страховых резервов. При этом в один банк может быть размещено не более 50 про­центов средств, размещаемых в банках. Иначе говоря, страховщик должен хранить денежные средства страхо­вых резервов на депозитах не менее чем в двух банках;

б) на приобретение государственных ценных бумаг — не более 80 процентов средств;

в) в недвижимое имущество, а также в земельные уча­стки, принадлежащие на праве частной собственности или на праве постоянного землепользования,— не более 20 процентов;

г) на приобретение иностранной валюты и ценных бу­маг, выраженных в этой валюте,— не более 50 процентов средств страховых резервов.

Кроме того установлено, что не менее 5 процентов средств страховых резервов страховщик обязан хранить на расчетном счете в банке для осуществления текущих выплат страховых возмещений по заключенным догово­рам страхования. Попутно отметим, что по договору бан­ковского счета банк обязуется зачислять поступающие на этот счет денежные средства, выполнять распоряжения владельца счета (клиента) о перечислении и выдаче соот­ветствующих сумм со счета и проведении других опера­ций по счету.

Еще одной мерой правового регулирования, направ­ленной на усиление гарантий платежеспособности стра­ховщиков, является установление соотношения объема обязательств страховщика по заключенному им договору страхования с общей суммой собственных средств, где объем обязательств, т. е. предусмотренная договором стра­ховая сумма, не может превышать 10 процентов от соб­ственных средств страховщика. Так, если страховщик имеет собственных средств на сумму 100 миллионов тен­ге, страховая сумма по заключенному им договору не должна превышать 10 миллионов тенге.

К собственным средствам страховщика относится лю­бое его имущество, включая денежные средства и ценные бумаги, на которое распространяется его право собствен­ности (для государственных страховых организаций — право хозяйственного ведения), в том числе средства ус­тавного фонда, страховых резервов, основного фонда и оборотные средства страховщика как юридического лица.

Отметим, что основные фонды (правила бухгалтер­ского учета употребляют термин «основные средства») представляют собой совокупность, материально-вещест­венных ценностей, действующих в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

К основным фондам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочие средства труда.

К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель, в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящие­ся к средствам труда.

Следует подчеркнуть, что, говоря о соотношении обя­зательств страховщика к сумме его собственных средств, имеются в виду лишь обязательства по отдельно взятому договору, а не по их совокупности. Поэтому если взять все заключенные страховщиком договоры вместе, то сум­ма принятых по ним данным страховщиком обязательств может превышать установленный 10 процентный норма­тив.

Последним способом обеспечения выполнения обяза­тельств страховщика перед страхователями выступает перестрахование, а именно: в случае, если страховщик принял обязательства с превышением установленного 10 процентного норматива, соответствующая их часть долж­на быть застрахована у перестраховщиков.

Институт перестрахования — это весьма эффективное средство реального осуществления страховой защиты ин­тересов страхователя, и само перестрахование нередко выступает условием основного договора страхования.

План счетов и правил бухгалтерского учета, показа­тели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков, а также порядок и сроки публикования ими годового отчета, бухгалтерского баланса устанавли­ваются Министерством финансов Республики Казахстан по согласованию с органом государственной статистики. К числу косвенных мер, обеспечивающих финансовую устойчивость страховой организации, относится сам факт ее государственной регистрации, поскольку именно эта процедура означает становление ее в качестве юридиче­ского лица, которое правомочно быть стороной в договоре страхования и исполнять вытекающие из него обязан­ности, включая выплату страховых возмещений.

Другими словами, надежность и устойчивость страхов­щика, как стороны в договоре, закладывается уже в мо­мент формирования страховой организации как юридиче­ского лица.
Государственная регистрация

страховых организаций
Как уже отмечалось выше, в соответствии с законода­тельством Республики Казахстан государственные стра­ховые организации могут создаваться в форме государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, а негосударственные — в форме товарищества с ограни­ченной ответственностью либо акционерного общества.

Государственная регистрация страховых организаций как юридических лиц включает в себя проверку соответ­ствия их учредительных документов законодательным актам, выдачу им свидетельства о государственной ре­гистрации, с присвоением регистрационного номера, зане­сение сведений о них в единый государственный регистр юридических лиц.

Государственную регистрацию страховых организаций как юридических лиц осуществляют Министерство юсти­ции Республики Казахстан и его территориальные орга­ны (регистрирующие органы).

Для своей регистрации страховая организация подает в регистрирующий орган заявление по форме, установ­ленной Министерством юстиции, к которому прилагается пакет из учредительных документов, состоящий из уста­ва (для государственных страховых организаций) либо учредительного договора и устава (для негосударствен­ных страховых организаций). Если негосударственная страховая организация учреждается одним лицом, то предъявляется только устав.

Учредительные документы должны быть составлены на казахском и русском языках и нотариально удостове­рены.

Учредительные документы представляются в 3-х эк­земплярах.

Кроме того, оформляется статистическая карточка ус­тановленного образца.

Одновременно с учредительными документами в ре­гистрирующий орган представляется документ о внесении на депозит банка части уставного фонда в размере, не менее 20 тысяч минимальных месячных заработных плат. Заявление подписывается учредителем или уполномо­ченным учредителем лицом.

В регистрирующий орган представляется также кви­танция или копия платежного поручения об уплате сбора за государственную регистрацию юридического лица. Требование каких-либо иных документов или сведений запрещается.

Государственная регистрация страховой организации в качестве юридического лица должна быть произведена не позднее 15 дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Указанный срок прерывается на время, в течение которого заявитель устраняет недостатки учредительных документов, выявленных в хо­де их рассмотрения.

Отказ в государственной регистрации страховой орга­низации в качестве юридического лица может последовать лишь по причине несоответствия представленных учреди­тельных документов законам Республики Казахстан.

В случае отказа в регистрации регистрирующий орган обязан в письменном виде выдать страховой организации в течение 15 дней со дня подачи заявления мотивирован­ный отказ, содержащий ссылку на нарушение конкретно­го закона.

При отказе в государственной регистрации уплачен­ный сбор за регистрацию не возвращается.

По результатам проверки соответствия учредительных документов страховой организации законодательству Рес­публики Казахстан регистрирующий орган выдает ей свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Открытие счета в банке возможно только при предо­ставлении свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Следует иметь в виду, что выдача страховой органи­зации свидетельства о государственной регистрации еще не является основанием для осуществления ею страховых операций — правоспособность этой организации в сфере страхования возникает с момента получения лицензии на право осуществления страховой деятельности, о чем пой­дет речь ниже.

В случае внесения изменений и дополнений в учреди­тельные документы страховая организация обязана по­дать заявление о перерегистрации.

При этом в регистрирующий орган представляются следующие документы: решение полномочного органа, учредительные документы с внесенными изменениями, удостоверенные в нотариальном порядке, квитанция или платежное поручение об оплате сбора за перерегистра­цию.

При реорганизации страховой организации в регист­рирующий орган представляются также передаточный акт или разделительный баланс с указанием положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной стра­ховой организации.

Отказ в государственной регистрации, а также укло­нение, от такой регистрации, равно как и иные споры меж­ду учредителями страховой организации и государствен­ным органом, осуществляющим регистрацию, могут быть обжалованы в суде.


заключение

В условиях рыночной экономики, чтобы защитить имущественные интересы юридических и физических лиц необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховых компаний. Это зависит от собственного капитала и страховых резервов, слаженной тарифной, перестраховочной и инвестиционной политики.

Финансовая устойчивость – это такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, способствующее развитию страховой организации, при котором обеспечивается безусловное выполнение обязательств перед страхователями на основе положительной динамики прибыли при сохранении платежеспособности с учетом трансферта риска и изменения экономической конъюнктуры.

Она зависит, в том числе, от величины собственного капитала, сформированных страховых резервов, слаженной тарифной, перестраховочной и инвестиционной политики.

Финансовая устойчивость должна обеспечиваться, как правило, по каждому виду страхования, хотя возможно покрытие дефицита средств по одним видам страхования за счет прибыли по другим, но так, чтобы по совокупности всех действующих видов страхования страховщик имел прибыль либо покрывал расходы.


список использованных источников:

  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть)

от 27 декабря 1994 г. –

с изменениями и дополнениями от 20 декабря 2004 г.



  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) –

Раздел «Страхование»

от 1 июля 1999 года № 409-I.



  1. Закон Республики Казахстан

«О страховой деятельности»

от 18 декабря 2000 года № 126-2



  1. Худяков А.И.

Страховое право Республики Казахстан. –

Алматы: Жеті Жарғы, 1997. – 320 с.



  1. Кириллова Н.

«Финансовая устойчивость страховой компании»

Финансовая газета "ЭКСПО - СТРАХОВАНИЕ" –

Декабрь 2000 г. № 12 (34).



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации