Газман В.Д. Курс лекций по финансовому лизингу - файл n1.doc

Газман В.Д. Курс лекций по финансовому лизингу
скачать (611.4 kb.)
Доступные файлы (5):
n1.doc389kb.22.10.2002 17:11скачать
n2.doc694kb.22.10.2002 17:12скачать
n3.doc577kb.22.10.2002 17:19скачать
n4.doc475kb.22.10.2002 17:19скачать
n5.doc462kb.11.12.2002 13:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6



В.Д. Газман


Курс лекций

по финансовому лизингу

Москва -2002




Газман В.Д.

Курс лекций по финансовому лизингу. Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. - … с.
В учебнике излагаются теоретические аспекты финансового лизинга, его сущность, преимущества по сравнению с другими формами финансирования поставки оборудования, структура лизингового бизнеса в России и ряде стран мира. Курс лекций содержит конкретные рекомендации по разработке бизнес-планов лизинговых проектов, подробно рассматривается порядок подготовки и проведения лизинговых операций на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов. Особое внимание уделено авторским комментариям новой системы налогообложения лизинговых операций, сравнению лизинга с покупкой оборудования за счет кредита, приводятся примеры расчета лизинговых платежей. С учетом изменений в лизинговом законодательстве разъясняется мотивация сторон и формирование схем предоставления гарантий участникам лизинговых сделок.

Настоящая книга может быть полезна и для специалистов-практиков предприятий и организаций, занимающихся экономической, финансовой и правовой деятельностью, работников федеральных и региональных органов государственного управления, специалистов банков, страховых компаний, лизингодателей и лизингополучателей.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Стр.

Предисловие автора ………………………………………….
Глава 1. Сущность лизинга и виды лизинговых операций ………….

    1. История развития аренды (лизинга) …………………………
    2. Сущность лизинга ……………………………………………


1.3. Процесс формирования лизинговых отношений ……………

1.4. Операторы лизингового рынка ………………………………
1.5. Виды и формы лизинговых операций ……………………….

1.6. Сделки по лизингу в России в 2001-2002 гг. ………………..

Контрольные вопросы ………………………………………..

Рекомендуемая литература …………………………………..

Глава 2. Правовое регулирование лизинга …………………………….


2.1. Финансовая аренда (лизинг) в Гражданском кодексе ……….

2.2. Лизинг в Налоговом кодексе ………………………………….


2.3. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» ……..

2.4. Региональное законодательство по лизингу …………………


2.5. Налоги, взимаемые с участников лизинговых операций ……

Контрольные вопросы ………………………………………..

Рекомендуемая литература …………………………………..



Глава 3. Гарантии для участников лизинговых сделок ……………….

3.1. Механизмы разделения рисков между участниками

лизинговых сделок …………………………………………….
    1. Страхование различных видов рисков при лизинге …………

3.3. Построение схем предоставления гарантий участникам

лизинговых операций ………………………………………….

Контрольные вопросы ………………………………………..

Рекомендуемая литература …………………………………..

Глава 4. Расчет лизинговых платежей …………………………………


4.1. Структура лизинговых платежей ……………………………..

4.2. Методические рекомендации Минэкономики ……………….

4.3. Расчет лизинговых платежей по методу аннуитетов ………..

4.4. Методика расчета лизинговых платежей

при операциях сублизинга и оперативного лизинга …………

Контрольные вопросы и задача ….…………………………….

Рекомендуемая литература ……………………………………..



Глава 5. Сравнительный анализ лизинга с кредитом …………………..

5.1. Наиболее существенные выгоды от использования лизинга …

5.2. Методические подходы к проведению сопоставительного

анализа лизинга с кредитом …………………………………….

Контрольные вопросы и задача …………………………………

Рекомендуемая литература ……………………………………..


Глава 6. Экономико-правовая подготовка и обоснование


лизинговой сделки …………………………………………….

6.1. Общие подходы к проектирования лизинговой сделки ……..

    1. Заявка в лизинговую компанию ………………………………

    2. Методические подходы к составлению бизнес-плана

лизингового проекта …………………………………………..

    1. Обязательные договоры в лизинговой сделке ……………….

Контрольные вопросы ………………………………………..

Рекомендуемая литература …………………………………..



Глава 7. Зарубежный и отечественный опыт организации

лизингового бизнеса ……………………………………………

7.1. Мировая практика формирования лизинговых отношений.

Лизинг в США, Великобритании, Японии, Германии,

Франции, Чехии …………………………………………………

7.2. Статистика лизинга в России. Вопросы методологии ………..

7.3. Развитие рынка лизинговых услуг в России …………………

Контрольные вопросы …………………………………………

Рекомендуемая литература ……………………………………



Перечень тем для написания рефератов, эссе,

курсовых работ …………………………………………………

Краткий англо-русский толковый словарь по лизингу ………



Список использованной литературы ………………………….


Предисловие автора
Большинство российских предприятий остро нуждаются в обновлении основных фондов, в техническом вооружении и перевооружении производственных мощностей, внедрении конкурентоспособной техники, техники новых поколений. Внедрение новых технологий возможно только на новом оборудовании.

Суть финансового лизинга заключается в инвестировании временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда лизингодатель приобретает в собствен­ность обусловленное договором купли-продажи имущество у определенного продавца и предоставляет это имущество в соответствии с договором лизинга лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Финансовый лизинг является относительно новым для России видом инвестиционной деятельности, а потенциальные возможности этого финансового механизма по оценке экспертов российского правительства, зарубежных специалистов очень велики.

Лизинг, как эффективный финансовый инструмент, с каждым годом все в большей степени используется в реализации инвестиционных проектов предпринимателей, малых и средних предприятий, крупных хозяйствующих субъектов. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций является своеобразным определителем развитости всей экономики страны.

Современный российский лизинг стал формироваться в начале 90-х годов XX века. Его развитие, как и становление всей отечественной экономики, идет непросто. Вместе с тем отечественный лизинг достаточно быстро интегрируется в мировую финансовую систему. Аналитические исследования лизинговой деятельности в США, Японии, Великобритании, Канаде, Австралии, скандинавских странах показал, что ряду ведущих российских лизинговых компаний удалось не просто скопировать, но и во многом удачно адаптировать в наши условия опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями. В этих странах в течение длительного периода времени сложилась высокая культура проведения лизинговых операций, считающихся наиболее сложной разновидностью банковской деятельности.

По оценке многих зарубежных специалистов финансовый лизинг является одним из наиболее сложных и интересных видов финансовых операций, поскольку объединяет систему большого количества взаимосвязанных и взаимообусловленных договоров и позволяет использовать различные комбинации при разработке инвестиционных проектов. Не случайно, имеется много спорных вопросов, требующих подробных разъяснений и комментариев.


Развитие рынка лизинговых услуг в России, согласование условий его функционирования с международными рынками производства и потребления различных видов оборудования требует качественной подготовки специалистов с соответствующими знаниями по лизингу в области законодательства, налогообложения, проектирования схем, основанных на различных формах лизинга, расчета лизинговых платежей, разработки условий предоставления гарантий, определения эффективности проведения лизинговых операций, использования опыта других стран и т.д.

Настоящий Курс лекций подготовлен в рамках проекта Государственного университета – Высшая школа экономики НФПК «Преподавание теоретических основ экономической политики государства и фирмы». Программа курса построена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060400 «Финансы и кредит», а также с учетом международных стандартов подготовки специалистов с высшим образованием, магистров, использования опыта преподавания в западных университетах курсов «Финансовый менеджмент», «Корпоративные финансы».

В основе учебника лежат материалы, которые использовал автор при чтении курса лекций «Финансовый лизинг» и проведении семинарских занятий в ГУ ВШЭ для студентов магистратуры в 1998 – 2002 гг. По материалам курса студенты бакалавриата и магистратуры выполняли контрольные работы, занимались подготовкой рефератов и эссе. Эти материалы, апробированные в ходе учебного процесса, также были использованы автором. В учебнике приводятся контрольные вопросы для повторения и закрепления материала, решения задач и формирования убежденности в овладении студентами инструментарием проведения лизинговых операций и возможностях принять правильное практическое решение.

При подготовке курса лекций были использованы учебные пособия и документы, собранные автором в ходе стажировки в Школе менеджмента Крэнфилдского университета (Великобритания). Все материалы, изложенные в учебнике, нашли отражение в текстах выступлений автора на многочисленных российских и международных конференциях по лизингу, публикациях в печати.

Курс лекций «Финансовый лизинг» рассчитан на 40 аудиторных часов, включая лекционные и семинарские занятия. Основная идея этого курса – обучение специалистов теоретическим и практическим навыкам ведения лизингового бизнеса, включая проведение анализа инвестиционных лизинговых проектов, разработку различных схем лизинга, овладение финансовым инструментарием подготовки и проведения лизинговых операций на российском и международных рынках.

Курс состоит из семи тем, изучение которых будет осуществляться в рамках лекционных и семинарских занятий, раскрывающих теоретические аспекты финансового лизинга, его сущность, преимущества по сравнению с другими формами финансирования поставки оборудования и техники; структуру лизингового бизнеса, его различные формы; правовую регламентацию лизинговых сделок; порядок подготовки и проведения лизинговых операций; систему налогообложения; мотивацию сторон и формирование баланса интересов участников лизинговых сделок (лизингополучателей, поставщиков, лизингодателей, банков и инвесторов, страховых компаний); виды рисков и способы их минимизации и страхования; формирование схем предоставления гарантий; методику расчетов лизинговых платежей.

В книге представлен краткий англо-русский толковый словарь (глоссарий) по лизингу, который содержит несколько сотен наименований понятий, словосочетаний и выражений, характеризующих различные аспекты лизинговой деятельности, и комментарии к ним. Глоссарий призван помочь читателям в пополнении своего словаря терминами и понятиями лизинга, чтобы увереннее чувствовать себя в этом бизнесе, правильнее вести переговоры с партнерами, заключать соглашения, в общем, говорить на одном языке (в профессиональном и буквальном смысле слова).

В ходе изучения курса целесообразно на семинарских занятиях проводить разбор конкретных деловых ситуаций из практики работы участников лизингового бизнеса, их анализ и оценку; построение схем лизинговых операций, комбинирование с помощью лизинга при решении инвестиционных проблем предприятий и организаций.

Конечно, для эффективного освоения курса студент (слушатель) должен иметь представление о механизме функционирования рыночной экономики, знать основы системы кредитования организаций реального сектора экономики, обладать навыками анализа инвестиционных проектов, освоить правила финансово-экономической оценки инвестиционных проектов, иметь представление о различных формах страхования имущества, знать формы финансовой отчетности предприятия, уметь их читать и анализировать.

В результате изучения дисциплины студент должен познать сущность лизингового бизнеса, его преимущества по сравнению с другими формами инвестирования в реальный сектор экономики; уметь провести анализ инвестиционно-лизингового проекта, определить риски по проекту и способы их страхования, рассчитать стоимость лизингового проекта и лизинговые платежи; иметь представление об экономико-правовых аспектах лизинга, обладать навыками специалиста, который, как финансовый аналитик и финансовый менеджер, сумеет решить комплексную задачу обновления основных фондов предприятий с помощью операций финансового лизинга.

Курс лекций “Финансовый лизинг” предлагается для изучения студентам бакалавриата и магистратуры в соответствии с учебными планами по специальности «Финансы и кредит», а также использован при обучении слушателей программ «Мастер делового администрирования» (МВА). Учебник может быть полезен при изучении курсов: «Финансовый менеджмент», «Банковское дело», «Финансы и кредит», «Инвестиции в реальные активы», «Страховое дело», «Предпринимательское право», «Налоговое планирование», «Финансы корпораций».

В течение последних нескольких лет лизинг стал (и это вполне справедливо и оправдано) модной темой дипломных работ, магистерских, кандидатских диссертаций, предметом исследований. Настоящий Курс лекций может быть полезен не только для учебных, но для научных и для конкретных практических целей.


Глава 1.

СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА

И ВИДЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1. История развития аренды (лизинга)
Термин "лизинг" происходит от английского глагола "to lease" и характеризует экономико-правовые отношения, действия сторон, складывающиеся по поводу сдачи имущества внаем или в аренду.

В нашей стране термин лизинг стал употребляться сравнительно недавно и, возможно, это обстоятельство послужило причиной того, что ряд специалистов считают лизинг новым рыночным продуктом. Причем полагают, что между арендными отношениями и лизингом очень мало общего. Другие специалисты считают лизинг разновидностью аренды, а период его возникновения относят к середине XIX века. Третьи соглашаются с тем, что великий английский язык не случайно характеризует арендные отношения как лизинговые. Они полагают (причем как экономисты, так и юристы), что аренда (лизинг) имеет долгую и успешную историю, тесно связанную с развитием экономических и правовых отношений. На протяжении многих веков формировались и развивались различные арендные (лизинговые) продукты, в том числе и финансовый лизинг. Каждый из этих продуктов имеет свои особенности.

Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383-322 до н. э.). Именно ему принадлежит название одного из философских трактатов в "Риторике": «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Иными словами, чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться этим имуществом и в результате получать доход.

По мнению историков экономических отношений, арендные (лизинговые) сделки были известны во времена, много предше­ствовавшие IV веку до н. э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они заключались, как пишут П. Балтус и Б. Майджер в книге "Школа европейского лизинга", еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000-м годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, а некоторые из них были найдены лишь в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках-арендодате­лях, заключавших договоры с местными фермерами. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер и не исключают того, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.

Один из ведущих специалистов-исследователей, автор ряда книг по лизингу Том Кларк, рассматривая историю развития арендных отношений, отмечает нес­колько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775-1750 годами до н.э. Т.Кларк обратил внимание на то, что группа статей, касающихся собственности, — самая большая в судебнике Хаммурапи. В нормах, закрепленных в этих статьях, обстоятельно и скрупулезно перечислялись все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой даже единственно возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота. В притче из "Евангелия от Матфея" в "Новом завете" повествуется о владельце земли, который сдает в аренду свой виноградник и винный пресс.

Учеными найдены свидетельства о том, что ориентировочно между 450 и 400 гг. до н.э. к юго-востоку от Вавилона, в древнем городе Ниппур семьей Мурашу была основана компания арендодателей, которая являлась лидером на рынке арендных услуг во всей Персидской империи. Эта компания специализировалась на аренде земли, скота, сельскохозяйственной техники, а также занималась продажей посевных материалов в рассрочку.

Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосроч­ных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипа­жа. В современных условиях эти сделки соответствуют опера­циям так называемого "мокрого" лизинга, о чем подробнее будет сказано в дальнейшем. Долговременные "чартерные" соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств. В этих древних соглашениях об аренде кораблей отражен практически тот же круг проблем, который служит предметом обсуждения и в сегодняшних переговорах между арендодателем и арендатором.

Известный специалист по лизингу Дэвид Портер отмечает, что: «Детальное регулирование с указанием различия между финансовым лизингом и оперативным лизингом было впервые составлено в Римские времена Юстинианом и опубликовано в Книге III Институций”1, то есть в период 483-565 гг. Вот почему юристы справедливо полагают, что римскому праву был отлично известен комплекс имущест­венных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве.

В учебнике профессора Московского университета Ивана Борисовича Новицкого “Римское право”, неоднократно издававшегося при жизни и после смерти крупнейшего ученого, указывается, что “наймом вещей называется такой договор, по которому одна сторона (наймодатель, locator) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю, conductor) одну или несколько определенных вещей для временного пользования, а другая сторона обязуется уплачивать за пользование предоставленными вещами определенное вознаграждение (merces, pensio) и по окончании пользования возвратить вещи в сохранности наймодателю”. И.Б.Новицкий отмечает, что предметом договора найма вещей могли быть движимые и недвижимые вещи, но из числа движимых, только такие вещи, которые не принадлежали к числу потребляемых.2 В российском Законе “О лизинге” схожим образом характеризуется договор оперативного лизинга.

Юристы полагают, что точно определить, какой из двух институтов – договорного или вещного права явился прообразом лизинга и каких элементов в нем больше установить очень сложно.

Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности, как считают многие. Факти­чески из истории известно, что арендовались не только различ­ные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного обору­дования, но даже военная техника.

Имеются свидетельства, что одно из первых документальных упоми­наний о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда герцог Нормандии, ставший вскоре английским королем Вильгельмом I Завоевателем (William the Conqueror), арендовал у норманд­ских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова и ведения войны с войском короля Гарольда II. В результате, за две недели два больших флота втор­жения (один норвежский, а другой нормандский) достигли берегов Англии. Каждый из флотов по тем временам был очень внушительным. Однако ни норвежский король (тогда конунг) Гардрада, ни нормандский герцог не обладали необходимым экономическим потенциалом для финансирования такой дорогостоящей кампании. Вот почему для получе­ния необходимого количества судов, экипажей и снаряжения использовалась особая форма аренды — лизинг.

В Венеции также в XI веке существовали сделки, схожие с современными лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду тор­говцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания "чугунные ценности" возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Опыт удачливого военачальника XI века и предприимчивых венецианцев не был забыт, хотя в средневековье арендная деятельность была несколько ограничена по типам имущества. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистриро­вана сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превы­сила первоначальную стоимость амуниции. С точки зрения эко­номического существа эта операция никому не показалась не­разумной.

В те же времена операции, аналогичные современному ли­зингу, применялись в Англии. Необходимо иметь в виду, что на протяжении столетий аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась неправомоч­ной. Однако долгосрочная аренда реальной собственности до­пускалась и во многих случаях была единственным доступным, из-за очень жесткой системы земельного законодательства, средством приобретения прав на использование земли. Поэтому предметом аренды чаще всего становились фермерское оборудо­вание и лошади. В Великобритании, как отмечает Е. В. Кабатова, одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон (Устав) Уэльса 1284 года (Statute of Wales).3

Таким образом, сама по себе оригинальная идея разделения владения и собственности, и возможности извлекать выгоду из владения, известна праву с давнишних времен.

Однако первый юридически оформленный опыт проведения лизинговых операций в Великобритании показал, что лизинг нередко использовался для целей не всегда честных и благород­ных. Это происходило в результате умелого оперирования элементами вещного и договорного права, соединяющихся в институте лизинга, с целью сокрытия истинного положения вещей — кто собственник, кто владелец, как средство скрытой передачи собственности, т. е. для введения в заблуждение кредиторов и налоговые органы. К слову, этот "опыт" нередко применяется и в настоящее время для получения налоговых льгот и уклонения от уплаты налогов. Поэтому еще в 1571 году в Великобритании был принят законода­тельный Акт, запрещающий такого рода сделки. Разрешалось использовать только действительный, а не мнимый лизинг, т. е. законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях.

В 40-е годы XIX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожно­го транспорта и каменноугольной промышленности.

Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако, вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Выра­ботка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требова­лось все больше вагонов. Вполне резонно, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали включать в него право на покупку (опцион), предоставлявшееся пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Считается, что к этому периоду времени относились первые примеры так называемых сделок “full-pay-out lease” с коммерческим и промышленным оборудованием, в которых лизингодатель через лизинговые платежи полностью окупал первоначальную стоимость имущества и получал доход по инвестициям без учета будущей остаточной стоимости имущества. То есть эта схема лизинга близка по смыслу современному финансовому лизингу.

Первая в мире зарегистрированная лизинговая компания – Birmingham Wagon Company была основана 20 марта 1855 года в Бирмингеме (Англия). Эта компания сдавала в лизинг на срок в 5 – 8 лет железнодорожные вагоны для перевозки угля и различных минеральных ресурсов.

В начале ХХ века лизинговый бизнес в Великобритании все в большей степени специализировался на определенных типах оборудования, например, машин для производства различных видов обуви, телефонного оборудования.

Однако не только в Европе, но и в США также обозначился спрос на финансирование аренды различных видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности был отмечен в Северо-аме­риканских Соединенных Штатах в начале XVIII века, когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски.

В дневниках первого Президента США Джорджа Вашингтона имеются несколько ссылок на проведение в девяностых годах XVIII века лизинговых операций с имуществом для судоходной компании Потомак, в деятельности которой Президент принимал финансовое участие, и лизинга железнодорожных вагонов.

В XIX веке рост лизинговой активности в США опреде­лялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта. При этом проблемы роста были очень схожи с английскими. Железнодорожные компании начали искать возможности для получения вагонов в пользование, а не в собственность, либо выставляли частным грузоотправителям условие о самостоятельном предоставлении вагонов.

В результате инвесторы стали обеспечивать необходимую рентабельность вложений, финансируя приобретение локомоти­вов и железнодорожных вагонов. Управление оборудованием осуществлялось через трасты, за которыми стояли банки или тресты, их создавшие. При этом сертификаты трастов продава­лись инвесторам и предоставляли им право на получение до­ходов в размере определенных процентов на объем инвестиций.

Как и при современных лизинговых отношениях, управляю­щий трастом (он, по сути, являлся главой лизинговой компании) платил изготовителю за полученное от него оборудование, а затем собирал арендную плату с пользователя этого оборудова­ния на протяжении всего срока действия договора. Арендная плата по своему размеру должна была покрывать обязатель­ства, вытекающие из сертификатов, выпущенных для продажи инвесторам.

Как пишут П. Балтус и Б. Майджер, существовало много разновидностей так называемого трастового использования оборудования. На­иболее широко признанным типом финансирования железных дорог был план "Филадельфия", который допускал передачу прав монопольного использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного срока арендного договора. План "Филадельфия" стал предшественни­ком сегодняшних условных коммерческих контрактов лизинга по модели "деньги — на деньги".

В начале XX века многие грузоотправители посчитали, что долгосрочное трастовое использование вагонов не самая эффективная для них схема хозяйствования. Более выгодным являются краткосрочные арендные отношения с собственниками имущества. Спрос определил предложения. Арендные компании перестроились и стали активно заключать договоры с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны были возвращаться собственнику – арендной компании. Такие договоры ознаменовали начало оперативного (операционного) лизинга. Иногда его еще называют истинным лизингом.

Известный австрийский специалист по международной торговле доктор права Вольфганг Хойер в своей книге "Как де­лать бизнес в Европе" отмечает, что первое известное употреб­ление термина "лизинг" относится к 1877 году, когда в США телефон­ная компания "Белл" (Bell) приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавли­вать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы.

Эта операция, ставшая уже хрестоматийной, оказала сильное воздействие не только на развитие отрасли средств связи. Интересуясь прибы­лью от предоставления специфических по тому времени финан­совых услуг, производители новой техники были также заинте­ресованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Многие поэто­му высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование "ноу-хау". Аналогично "Белл" компания по изготовлению инструмента Hughes сохраняла контроль над це­нами, предоставляя свой специализированный 166-гранный бур только на условиях аренды. Компания "U. S. Shoe Machinery", производившая оборудование для изготовления обуви, исполь­зовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального анти­монопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить обору­дование на свободную продажу.

Развитие экономических отношений предопределило заинте­ресованность производителей техники и оборудования в том, чтобы получить необходимое финансирование изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало в США в начале XX века волну нового вида кредитования — кредита, выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы посчитали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекатель­ный для клиента план-график выплат, т.е. по сути стали осуществлять коммерческое кредитование (не надо путать с товарным кредитованием). Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого поставщиками (продавцами) имущества. Теперь ясно, что тогдашние финансисты и пред­приниматели оказались правы, ибо лизинг, инициированный продавцом оборудования, остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.

В начале XX века многие железнодорожные компании арендодателей осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или моно­польное использование вагонов, что предусматривало предо­ставление оборудования в трастовое (доверительное) пользо­вание. Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны были возвращаться арендодателю, который сохранял за собой право собственника. Такие арендные договоры заложили начало истинного или так называемого оперативного лизинга. Как показывает зарубежная статистика, сегодня они составляют значительную часть всех лизинговых договоров.

В начале ХХ века лизинговый бизнес в Великобритании специализировался на определенных типах оборудования, например, машин для производства различных видов обуви (ботинок, сапог), телефонного оборудования.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинго­вый бизнес, связанный с автотранспортными средствами. Первоначально эта услуга называлась Drive-Your-Self. Одноименное с этим термином название имела и компания, основанная родоначальником индустрии проката Уолтером Джекобсоном в Чикаго в 1918 году. Затем в 30-е годы прошлого века Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако отцом автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей. К концу ХХ века стоимость ежегодно заключаемых договоров лизинга автотранспортных средств достигла в США почти 80 млрд. долл.

В 1938 году в Англии был принят первый закон об аренде-продаже (hire-purchase). Hire Purchase – это контракт для найма актива, который содержит условия, предоставляющие нанимателю право (опцион) получить собственность над активом после полного исполнения условий, содержащихся в контракте. Считается, что современный лизинг фактически возник из аренды-продажи. Следует иметь в виду, что по ряду признаков hire-purchase ближе к российскому пониманию лизинга, чем тот продукт, который называется лизингом в Великобритании. Но об этом более подробно будет сказано позже.

У нас в стране с арендными отношениями, имеющими схожесть с лизингом, познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941-1945 годах по ленд-лизу (lend-lease) осуществлялась поставка, в основном, американской, а также английской и некоторой канадской техники. Общие объемы поставок США союзникам по ленд-лизу по данным, опубликованным в работах Н.В.Бутениной - специалиста по истории развития лизинга в США, Великобритании, составили в те годы 49,1 млрд. долл., в том числе в СССР – 11,3 млрд. долл. Кроме того, еще на 1 млрд. долл. нашей стране были предоставлены оборудование и различные товары из Великобритании. Правда, в эти цифры включена и стоимость продуктовых и вещевых поставок, которые не могут являться предметом лизинговых операций. С помощью ленд-лиза наша страна в заметной степени удовлетворяла свои потребности не только в боевой технике, но и в грузовых и легковых автомобилях, металлорежущих станках, пароходах, паровозах, железнодорожных вагонах, тракторах, оборудовании для электростанций, нефтеперерабатывающих, тракторных, шинных заводов, и другой технике.

Во время второй мировой войны правительство США актив­но использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost-plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса. Дело в том, что в большинстве контрактов правительственным под­рядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятно­сти, контракты не будут возобновлены после ее окончания. Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобре­тенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором о подряде (в противоположность покупке), в известной степени миними­зирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специа­лизированные машины и инструменты, само правительство дол­жно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов ХХ века. В аренду стали массово сдаваться средства производства: техно­логическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т. д. Правительство США по достоинству оценило это явление, и в результате, была оперативно разработана и реализована государственная программа его стимулирования.

Считается, что первым акционерным общест­вом, для которого современные лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания "United States Leasing Corporation". Основал эту компанию Генри Шонфельд. Перво­начально он решил создать компанию для проведения только одной конкретной лизинго­вой сделки, но затем быстро понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась "United States Leasing Corporation".

Лизинговые операции "United States Leasing Corporation" с большой скоростью пересекли границы США и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как "международный лизинг". Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах - в Канаде в 1959, в Англии в 1960 годах. В дальнейшем название компании было уточнено, и она стала именоваться как "United States Leasing International".

Таким образом, во всем мире у Генри Шонфельда появилось много единомышленников и последователей в использовании нового эффективного инструмента кредитной деятельности.

Можно задаться вопросом, почему кредитной? Дело в том, что в основе проведения большинства лизинго­вых операций лежат схемы предоставления лизинговым компаниям различных видов кредитных ресурсов (банковских, коммерческих и др.), которые необходимы для приобретения какого-либо оборудования.

Руководитель одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний Amembal, Deane & Associates (AD&A), специализирующихся на лизинговых операциях, С.Амембал, полагает, что развитию рынка лизинговых услуг характерны следующие стадии: финансовая аренда (лизинг); гибкий (разнообразный) лизинг; оперативная аренда; новые виды аренды (лизинга); зрелость. По мнению аналитика, Соединенные Штаты вышли на первый этап в 1870-е годы, а спустя 120 лет арендная индустрия США достигла уровня зрелости, а Великобритания в конце девяностых годов ХХ века только входила в стадию развития новых видов аренды, которой характерны секьюритизация, венчурная аренда, финансирование проектов. Конечно, с такой градацией можно не соглашаться и спорить, но для нас интересны два обстоятельства. Первое – датировка операций финансового лизинга в США и второе, более важное – это то, что по целому ряду признаков России не придется идти 120 лет к зрелости лизингового бизнеса. Уже в последние годы прошедшего века – первые годы XXI века в России начался активный поиск новых видов аренды (лизинга). Об этом и о развитии лизинга в отдельных странах в течение последних полувека подробно будет сказано в последующих главах.


  1   2   3   4   5   6


В.Д. Газман
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации