Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n4.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n4.doc


  1. Этапы работы над литературным произведением.

  1. Вступительное занятие.

  2. Чтение художественного произведения и работа над текстом.

  3. Анализ художественного произведения.

  4. Заключительное занятие.


1. Вступительное занятие зависит от того, каков класс. В 5-7 классе по программе мы даем отдельные произведения, в старших – литературный курс. Вступительное занятие зависит от возраста учащихся. вступительное занятие определяется темой и педагогическими задачами учителя.

Функция вступительного занятия:

1) создание установки на чтение, общая ориентация учащихся на определенный объем и характер предстоящей работы;

2) вхождение в текст;

3) в связи с литературным тестом осмысление жизненных впечатлений школьников, связано с проблемами, поставленными писателем.

Строгой классификации вступительных занятий нет. Но установились определенные разновидности вступительных занятий. По объему они могут быть различными, в зависимости от класса. Вступительные занятия могут быть от 5 до 20 и даже до 45 минут. (5 минут в 5 классе, в старших классах может быть целый урок).

Разновидности:

1. Вступительное слово учителя (слово учителя). Довольно емкое, может включать в себя, что угодно, например: исторические комментарии (Капитанская дочка), историко-культурный комментарий, историко – бытовой (для «Грозы» Островского), лексические комментарии («Горе от ума» Грибоедова), история создания произведения, биографическая справка.

Вступительное занятие должно привлечь к теме.

2. Беседа учителя (беседа учащихся).

У учителя может быть беседа:

1) нравственно – философского содержания;

2) беседа по личным впечатлениям (Кусака – о наших отношениях к животным, о бездомных собаках).

3. Рассматривание картин. Рассматривание картин и иллюстраций (можно детям дать задание подобрать картины с временем года или дать нарисовать самим).

4. Экскурсия (предварительная творческая работа, в музей – перед изучением «Капитанской дочки»). Экскурсии могут быть очные и заочные.

5. Вступление с использованием ТСО, компьютера, телевизора.

Недостатки проведения вступительных занятий:

  1. злоупотребление историей и социологией;

  2. шаблонность, отсутствие творческого подхода;

  3. излишне книжный стиль.

Вступительное слово в средних классах – рассказывать, в старших классах – читать.

2. Чтение бывает:

- домашнее;

- классное.

Классное звучащее, наглядное, выразительное, правильное. Домашнее более личное, интимное.

Разные поэты требуют разного отношения. Чтение зависит от объема. В 5-6 классах вместе с учениками читает учитель. В 7-8 классах можно задать чтение на дом, в старших классах – ученики сами читают, предварительно.

В 5-6 классах нужно больше читать вслух, ибо техника чтения «про себя» еще небольшая. Дети могут слушать 20-30 минут, после 20 минут – внимание рассеивается. Надо задавать вопросы, проверять восприятие текста (дети по-разному его воспринимают). Первоначальное чтение всегда поверхностное, но оказывает влияние на развитие человека. Вопросы на восприятие должны задаваться после прочтения. Выявляется впечатление6 понравилось/ не понравилось. Запомнившиеся эпизоды. Вопрос про грустные и веселые ситуации. в чем затруднение при чтении? Какие вопросы они хотели бы обсудить? Это работа по восприятию текста.

Должен быть комплексный подход к руководству чтением. Особенно в средних классах надо воспитывать читательскую культуру.

Читательская культура – совокупность знаний, умений и чувств, позволяющих полноценно и самостоятельно усваивать художественную литературу.

Читательская культура складывается из трех компонентов:

1) уровень читательского сознания, литературная эрудиция. Включает в себя: запас фактических знаний золотого фонда литературы. Освоение логики анализа произведений в их родовой и жанровой специфике.

2) уровень читательских чувств, оценочных ориентаций. Включает в себя первичный показатель, то есть способность к оценке произведения искусства, наличие литературно – эстетических идеалов.

3) уровень читательского поведения (указывает на наличие и степень читательской культуры в практической деятельности), а именно умение выбрать книгу, работать с ней. умение переносить знания и навыки в сферу самостоятельного чтения.

3. Анализ художественного произведения.

В зависимости от характера отношения к тексту различают:

1. Обзорный анализ, то есть произведение рассматривают в общих чертах без внимания к деталям.

2. Детальный анализ (текстуальный) – подробное рассмотрение.

3. Выборочно – направленный анализ: произведение рассматривается под каким-то углом.

4. Скрытый анализ - анализ, который ученики могут не понять (задание учителя сделать к тексту рисунок).

5. «Разговор по поводу» - Ильин.
Существуют 3 пути анализа:

    1. вслед за автором (по ходу действия);

    2. пообразный;

    3. проблемно – тематический.

Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути.

Анализ можно рассматривать с разных точек зрения:

  1. со стороны содержания;

  2. структуры;

  3. обучающей функции.

Анализ имеет многосоставной характер. Во-первых, проявляется то, что у анализа есть содержательная сторона (учитель избирает ту или иную концепцию истолкования произведения). Во-вторых, анализ обладает определенной структурой (существует протяженность во времени, членение произведения на узлы, затем соединение). Целостный анализ – вслед за автором, композиционный – вслед за автором. В–третьих, анализ выступает в своей учебной функции, как процесс, включающий разнообразную деятельность учащихся, и стимулирует их литературное развитие:

  1. проникновение в действительность;

  2. постижение литературы как действительности, преображаемой писателем;

  3. понимание того, как отражаемый материал организуется в произведении. Понимание произведения как искусства слова.

Недостатки:

В анализе должна быть мера. Нужно избегать перекосов:

- избыточность анализа;

- интеллигентный дефицит, нет схематизма, учитель стремится лишь к эмоциональному воздействию произведения.

4. Заключительное занятие.

проводится за небольшой промежуток времени (10-15 минут), но может быть заключительный урок. Трудная форма, ученикам кажется, что они все знают. Повторы. Говорить об авторской позиции, сопоставить сюжет с реальностью. Заключительно занятие должно не только суммировать, но и синтезировать знания ( анализ должен перейти в синтез).

Нередко заключительное занятие служит проверкой усвоения. Формирует навыки обобщения понятийных формах – приучать делать выбор.

Заключительное занятие должно создать ощущение неисчерпаемости и глубины произведения.

Этапы работы над литературным произведением
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации