Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n38.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n38.doc

Особенности изучения эпических произведений в 10-11 кл.

И психологи, и методисты делят школьников на определенные периоды.

1) с 5 класса – младший возраст подростка.

2) Старший подростковый возраст (6-7-8 класс).

3) Старшеклассники (9,10,11 класс). Период ранней юности, появляется самокритичность. Духовный и физический расцвет. Период взросления. Формирование мироощущения, гражданственного, нравственного, эстетического чувства. Стремление познать мир и себя (себя в этом мире). Они способны обобщать, абстрактно мыслить, хотеть теоретически осмысливать процессы.

Учет родовой специфики на знания учащихся, в зависимости оттого, какой автор, и какой класс. Специфика исходить из методических условий проведения анализа. Они разные в средних и старших классах (возраст, знания эпизодические или целостные в творчестве писателя, о направлении, о методе).

Родовая зависимость проявляется:

- в младших классах можно подробно не говорить;

- в старших классах нужно подробно.

Эпическое произведение – повествовательный род литературы, со множеством жанровых разновидностей (сказка, героический эпос, повесть, очерк роман, эпопея, новелла). Организующим началом является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умозаключениях, событиях их жизни. В центре внимания читателя – события, герои и автор.

Аристотель: «автор рассказывает о событиях отдельно от себя».

В эпическом повествовании автор объективен, его личность скрыта от читателя. Художественный текст эпического произведения – сплав повествовательной речи и высказываний персонажей. С одной стороны – эпос легкий для анализа, с другой – разграничение персонажей довольно сложно. Сложность анализа – увидеть единство событий, автора, героев. как и всякое произведение, эпическое произведение можно изучать с разных сторон:

1) изучить творческую историю;

2) рассматривать соотношение жизненного материала и художественного сюжета, рассматривать значение заглавия;

3)рассматривать систему образов, своеобразие композиции в целом, или композиционных принципов.

Изображение внешнего мира – особенность эпического произведения – сюжетность, наличие 3х структурных форм:

- малой;

- средней;

- большой.

В 5 классе – рассказ, в 6-7 – повесть, роман – в старших классах.

В основе сюжета малой формы – обычно один эпизод. в основе произведений средней формы несколько эпизодов и развиваются они подробно. Роман отличается многолинейными действиями, многослойностью, задача учителя – показать, как разобраться с этими сюжетными линиями. Простота изучения эпических форм – это только на первый взгляд.

Широкие рамки повествовательной формы (романа) позволяют писателю вместить историю человеческой жизни, картины общественных нравов, показать социальные условия, познакомить читателя с многообразием характеров. Для анализа произведения эпического рода очень важно рассматривать жанровый аспект. Особенно в старших классах. Жанровый аспект помогает увидеть особенности художественного произведения, выявить типологически устойчивые факты. Есть определенная условность жанровая, которую надо учитывать. Определить жанр бывает трудно. Жанровое разнообразие дает возможность анализировать так или иначе.

У каждого писателя есть свои особенности, стоит рассматривать эпическое произведение автора в ряду других произведений.

Природу произведения также определяет анализ. Важна композиция. Можно построить анализ, отталкиваясь от деталей повествования.

Голубков предлагает компоненты анализа:

1). Исторические условия и общественные проблемы, нашедшие отражение в произведении.

2). Взгляды и позиция писателя.

3). Тема и основная идейная направленность произведения.

4). Главные герои произведения, их роль и место в решении основной проблемы.

5). Композиция произведения, ее особенности и роль в раскрытии характеров героев и главной идеи.

6). Язык произведения как средство раскрытия образной системы (своеобразие лексики и синтаксиса).

7). Жанровое своеобразие.

8). Значение произведения для своего времени и последующих поколений.

если говорить о своеобразии восприятия эпических произведений, то труднее всего воспринимается авторская позиция, легче – сюжет и характеры. Старшеклассники понимают идейное содержание, отдельные особенности стилевой манеры, но даже им трудно уловить мироощущение автора и соотносимость художественного слова с голосом автора. В старших классах восприятие зависит оттого, к какому течению относится автор. Исследователи отмечают. Что лирические произведения легче в целом идут. Но эпические произведения легче поддаются глубокому анализу.

Особенности изучения эпических произведений в 10-11 кл
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации