Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n34.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n34.doc

Развитие устной и письменной речи школьников 5-9 кл. в процессе изучения литературы.

Речь учащихся зависит от многих причин. На ребенка влияет телевидение, компьютер. Нужно хорошо знать условия жизни, условия обучения – это влияет на культуру речи. Нужно выработать требования по развитию речи:

1) необходимость системы в регулярном развитии речи, то есть создание речевой среды, начитанность детей;

2) опора на эмоции, как на основу проявлениях новых мыслей, желание выразить их словами;

3) побуждение к овладению культурой речи, к выработке умения грамотной речи (организация творческого процесса);

4) необходимость системы технических упражнений, ведущих к овладению умений и навыков правильной письменной и устной речи;

5) преемственность между классами в развитии речи учащихся;

6) речь должна отличаться ясностью, логичностью, последовательностью, содержательностью, убежденностью, доказательностью.

Как развивать речь?

1. Словарная работа (при изучении эпического и драматического в прозе чтения, лирического до или после прочтения). Чем меньше класс, тем тщательнее проводится словарная работа. Запись слова на доске. К словарной работе детей приучают с 1 класса, но в начальных классах игровое начало очень сильное. Словарная работа включает:

1) лексический разбор – объяснение непонятных слов, важных слов для понимания смысла, ситуации. Много фольклорных слов. Необходимо проводить работу с синонимами, омонимами, антонимами, сравнениями, олицетворениями и эпитетами.

2) фразеологическую работу – работа над пословицами, поговорками, крылатыми словами, образными выражениями и над многозначными словами (показывать, как писатель их использует).

3) работа по стилистике – трудоемкая работа, обучение верно говорить. нужно обратить внимание на деепричастные обороты ( у деепричастия и сказуемого должно быть одно лицо). Надо обращать внимание на инверсию и ее роль, на риторические вопросы и восклицания. Дети не всегда видят иронию и принимают ее в прямом смысле – надо напомнить школьникам об иронии, ироническом стиле.

Организация выразительного чтения:

Выразительно чтение – 1ый момент анализа текста. Выразительно чтение связано с заучиванием наизусть.

Учитель должен задавать вопросы, предлагать вначале ответы на вопросы. Устные ответы могут быть разного типа:

- вопросы восприятия текста;

- вопросы на понимания смысла произведения;

- на межпредметные связи;

- на развитие речи.

Учеников нужно предупредить, как работать – фронтально – краткие или полные ответы в процессе пересказа. пересказ – школьная работа с текстом. Пересказы бывают:

- воспроизведение – пересказ текста или подробный или по плану, близкий к тексту, сжатый (краткий);

- творческие – пересказ с изменением лица ( если от 1го, то от 3го и наоборот), пересказ с заменой диалога на повествовательную речь, пересказ выборочный (какой-то один эпизод), пересказ свободный.

Устное словесное рисование (предложила Т.В. Чирковская) – то не обычный пересказ, это прием, к которому учитель прибегает тогда, когда в тексте встречается эпизод намеченный, но не открытый ( суд в «Дубровском»).

Устное сочинение.

Система обучающих письменных работ за многие годы выработалась основательно.

Виды письменных работ:

1) Планы – надо уметь составлять и оформлять.

Пишется тема – план (может быть просто 1, 2, 3 и составное I , II 123 , III).

Планы даются для выяснения знания текста, сюжета, композиции. План – это перечень основных мыслей в определенном порядке. Планы могут быть в вопросительной форме (должны быть все пункты плана тогда в вопросительной форме) и в утвердительной форме. Пункты плана должны быть краткими, точными, нельзя давать слишком большие.

Цитатные планы – каждый пункт содержит цитату из произведения. В средних классах можно давать цитатные планы.

План должен отражать смысл текста в определенной последовательности.

План - самая краткая запись, отражающая последовательность изложения и обобщения. Планы дисциплинируют, заставляют вернуться к тексту еще раз. В средних классах можно давать цитатные планы.

2) Изложения могут быть разные: проверочные, контрольные, могут быть просто, когда учат писать изложения. Изложения обычно проводятся таким образом: учитель должен подобрать текст, законченный по форме, содержанию. Этот текст должен быть в меньшей степени с диалогами, лучше совсем без диалогов текст. Текст должен прочитываться дважды, на доске – запись слова, которое требует комментария, дальше – второе чтение, медленное. Если проводится контрольное изложение – ученики сами пишут, если учебное – то составляют план. Может быть изложение с включением фраз, выражений (они пишутся на доске).

3) Сочинения в средних классах 3х типов:

1. сочинение – описание, в котором ученик должен дать общее впечатление от предмета, лица, указать отдельные признаки, черты, дать оценку.

2. сочинение – повествование, в котором всегда излагается материал во времени (есть начало события, развитие и конец).

3. сочинение – рассуждение, которое включает в себя высказывания или тезис, затем доказательство тезиса и третья часть – выводы.

Очень трудоемкий процесс – процесс подбора материала. Материал обычно ищут в окружающей действительности (описание друга, города и тд), и материал ищут в книгах, в литературе. Не все, что находят, нужно включать в сочинения.

4) Письменные ответы (по содержанию, по смыслу, по стилю).

Тезисы – то, что доказывается или опровергает автор. Это доказываемое предположение или утверждение. В старших классах ученик должен уметь делать выписки из текста ( приучать делать закладки, отмечать цитаты – это устно), и использовать эти выписки и цитаты в сочинении.

Тезисы бывают:

- основные – главные положения, принципиально важные;

- простые – просто дан перечень основных положений, без выделения главных.

Простых терминов много, основных всегда несколько. Тезисы могут готовиться как перечисление основных положений.

Конспект – систематическая, логически связанная запись, выписки и тезисы. Конспекты бывают разные. Чаще всего конспект текстуальный. Конспект может быть плановый – сжатый, в виде развернутого плана. Конспект свободный – составление выписок, цитат, терминов. Конспект тематический.

Конспекты пишутся в старших классах, в связи с изучением критических статей.

Развитие устной и письменной речи школьников 5-9 кл. в процессе изучения литературы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации