Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n32.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n32.doc

О профильной школе начали говорить в конце 2001 года, когда появилось распоряжение Правительства об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В нём сказано, что на старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, то есть создаётся система специализированной подготовки, “ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся”.

“Профильная школа” и “профильное обучение” — не синонимы. Профильное обучение — это общая идея, принцип, в соответствии с которым ученику позволяется на старшей ступени школы выбирать “индивидуальную образовательную траекторию”. Не надо заставлять учить всё всех — дадим возможность старшекласснику в соответствии с его интересами, склонностями и способностями построить свой учебный план). Профильная школа — это способ реализации такой идеи, организационная форма, которая позволит осуществить на практике профильное обучение. Помимо этой формы могут быть и другие: ученик может заниматься на курсах при вузе, в кружках на базе детских дворцов творчества или даже вовсе перейти на домашнее обучение. Не посещая профильную школу, он будет при этом получать профильное образование.

При новой организации учебного процесса каждый предмет начинает подразделяться на уровни — базовый и профильный. Соответственно, для каждого уровня должно быть разработано своё содержание предмета, определены подходы и методы преподавания, должны появиться свои учебники и — возможно — типы экзамена. Базовым предметам относят следующие: “математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей)”. Как видим, литературы здесь нет. Однако в примерных учебных планах для разных профилей, которые приведены в «Концепции», используется формулировка “русский язык и литература”. Итак, в любом классе профильной школы независимо от выбранного профиля ученик обязательно будет изучать литературу.

2 Вопросы образования. 2004. № 3. Основная цель элективных курсов — удовлетворить индивидуальные образовательные потребности ребёнка. При этом элективные курсы могут выполнять разные задачи. Они могут “углублять профиль” — в этом случае ученик получает возможность, кроме пяти часов в неделю, заниматься той же литературой ещё два часа в неделю. Таким образом, перед нами фактически возникает модель существующих и сейчас спецклассов или классов с углублённым изучением предмета. С другой стороны, электив может дополнять предмет, изучаемый на базовом уровне. Скажем, существует много серьёзных математических или физических классов, которым явно недостаточно будет изучать литературу по три часа в неделю. Объявленный в таком классе элективный курс (при условии интереса к нему со стороны учеников) может восполнить возникший дефицит. Наконец, элективный курс может быть и “экзотическим”, направленным на изучение каких-то специфических вещей (скажем, «Литература и кино», «Основы стихосложения», «Современная драматургия»). Электив может строиться и на межпредметной основе.

Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования…

Говоря об элективных курсах, мы вплотную подошли к одной из самых серьёзных проблем профильного обучения — проблеме выбора. Все мы знаем, что современный ребёнок в силу разных причин зачастую не может совершить самостоятельный, ответственный выбор. Это значит, что система профильного обучения не должна быть жёсткой; ребёнок, выбравший “не то” или не определившийся до конца, не должен быть этой системой “сломан”. Здесь особую роль должна играть предпрофильная подготовка, ориентирующая ученика на выбор профиля. Её надо интенсивно вести в 9-м классе, а начинать — гораздо раньше. На профильное самоопределение работает и выбранная учителем программа по предмету (в нашем номере мы показываем это на примере одной из программ), и курсы по выбору (похожие на элективы, но рассчитанные на учеников 9-го класса). Важно знать, что на курсы по выбору отпускается весьма существенное время (всего на предпрофильную подготовку отводится 100 часов в год, две трети из них уходит на курсы по выбору), а класс на занятиях такого типа разрешено делить на подгруппы.

Факультативные занятия по литературе.

1.Задачи и специфика факультативов.

Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся ,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов.

Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе. Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.

Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения , его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях.

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

Умение правильно читать художественный текст.

Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.

2.Виды заданий на факультативных занятиях.

1. Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);

2. Выразительное чтение текста(при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера , конкурсы на лучшего исполнителя);

3. Комментирование текста ( начинается с кратких сведений о времени и обстоятельствах создания произведения, затем, по мере углубления, переростает в сообщение о творческой истории произведения);

4. Аналитическая беседа по тексту произведения;

5. Составление текстов (преимущественно отдельных образов и мотивов, но с постепенным углублением анализа, о своеобразии стилей разных авторов – Державина и Жуковского, Жуковского и Пушкина, Марлинского и Пушкина, Нарежного и Гоголя и др.);

К основным видам работы присоединяются на разных этапах работы факультатива новые.

1. Заочные экскурсии ( первая в “пушкинский Петербург” – проводится при изучении “Медного всадника” А.С.Пушкина, далее следуют экскурсии в Болдино, в Михайловское , Миргород, в “гоголевский Петербург”);

2. Сообщения и доклады ( начало работы – небольшие сообщения о творческой истории произведения, а также аналитические доклады по конкретным вопросам);

3. Работа над публицистической и критической статьей;

Содержание факультатива обычно определяется потребностями общества, общей направленностью его развития, социально-идеологическим содержанием обучения. Кроме того, содержание определяется спецификой учебного заведения.

Популярными становятся факультативные курсы по литературе, совмещенной с краеведением, что кроме овладения искусством слова развивает в учениках еще и трепетное, уважительное отношение к своей малой родине, усвоение знаний по истории родного края. Таким образом, в последнее время тематика факультативных курсов значительно расширилась, причем часто она сочетается с различными видами искусств или же посвящается истории литературного процесса, что способствует более глобальному пониманию школьниками литературы.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации