Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n31.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n31.doc

Выбор пути изучения литературного произведения в школе определяется многими мотивами : художественной природой произведения, системой работы по литературе в данном классе, опытом анализа ранее изученных произведений, целью, которую ставит перед собой учитель в данном разборе, уровень развития учеников, характером их читательского восприятия. В принципе каждый из путей разбора при соответственных видоизменениях может быть использован в любом классе. Однако и анализ “вслед за автором”, и рассмотрение системы образов, и выборочно-направленное изучение произведения становятся доступным на определенном уровне развития школьников.

Анализ “вслед за автором”, в основе которого лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава, имеет ряд неоспоримых достоинств. Естественность порядка разбора, повторяющего на более сложной основе процесс чтения, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, возникающая при вовлечении класса в сопереживание, рассмотрение произведения во взаимодействии формы и содержания – таковы достоинства этого пути анализа. Глава за главой проходит здесь перед учениками. Они следят за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения. Однако практическое удобство этого пути, объясняющееся тем, что школьники могут постепенно знакомиться с отдельными частями произведения, оборачивается иногда ограниченностью анализа. Он часто сосредоточен здесь в рамках эпизода, и не всегда достаточно глубоко удается прояснить связи отдельного звена со всем строем произведения.

При анализе “вслед за автором” в сознании учеников восстанавливается авторская последовательность событий, детализируется сюжет произведения, что позволяет влиять на его осмысление постепенно, но в то же время частичность восприятия приводит к выпадению из читательского сознания существенных звеньев сюжета, к неполноте понимания авторской идеи.

ПООБРАЗНЫЙ Анализ образов – персонажей – самый привычный путь разбора произведения в школе. Он наделен наибольшей возрастной всеобщностью и способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа в V – VII классах. Однако законченное воплощение пообразный анализ получает обычно в VIII – IX классах, когда ученикам становится доступно рассмотрение системы образов произведения.

Деление героев на главных и второстепенных, “представителей” и “одиночек”, сведение разбора к называнию черт героев и иллюстрирование черт цитатами – все это заслонило от учителей и учащихся положительные возможности пообразного пути разбора и породило справедливую критику. Между тем стремление учеников к нравственной оценке героев произведения, к объяснению их характеров делает рассмотрение системы образов весьма плодотворным на определенной ступени литературного развития.

Пообразный путь изучения привлекает к себе подчеркнутым вниманием к
человековедческому содержанию литературы, интересом учащихся к
конкретным героям книг, большой — часто слишком — четкостью и
естественностью дробления материала на уроки, но при нем недостаточно
внимания уделяется цельности произведения. Однако с поправками на
большую проблемность и большую опору на текст, на внимание к цельности
произведения и образу автора в нем он вполне приемлем в школах.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации