Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n30.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n30.doc

Особенности восприятия и анализа драматического произведения.

Анализировать драматическое произведение в школе наиболее трудно, в связи с этим в школьный курс оно вводится позже, чем лирика и эпос. Лирика с детства привлекает детей непонятностью (детские считалки). Эпическое произведение, на первый взгляд, кажется понятным. А в драматическом произведении – разговоры действующих лиц, которые детям не всегда понятны.

«В драме отпадает состояние мира, описываемое во всей полноте». (Гегель).

В эпопее господствует событие, в драме – человек. Герой эпоса – происшествие, герой драмы – личность человека. (Белинский).

В романе и новелле человек и его воля господствуют, а в комедии над волей героев берут верх случайности. (Белинский).

Эпопея, роман, простой рассказ уже самой формой отодвигают события в драме, так как между читателем и действующим лицом появляется рассказчик. Все повествовательные формы переносят настоящее в прошедшее; все драматические формы делают прошедшее настоящим. (Шиллер).

Специфическая черта драмы – безусловное преобразование словесных действий героев. В драме нет свойственных двух пространственно – временных ситуаций. Монологи и диалоги протекают здесь в том самом времени, что и изображаемые события и таким образом драматург достигает особого. недоступного эпосу эффекта. В то же время драма лишена возможности прямого и неторопливого анализа изображенного.

Драматург берет те ситуации, когда эмоция достигает определенной степени начала. Театр возник из потребности человека ощущать себя в состояние страсти. (Шиллер) . Драма требует сильных чувств. (Горький). Станиславский выделял волевой стержень этих эмоций. Много споров ведется о природе конфликта в драме. По Аристотелю драма движется от покоя, через разлад, снова к покою. У Шекспира в основе сюжета схема: порядок – хаос- порядок. Всеобщая основа конфликта – не достигнутое духовное благо человека.

Основана не на внешних действиях, а дискуссией между персонажами, на конфликтах, вытекающих из столкновения различных идеалов. (Шоу).

Если драматург берет пласты жизни, а не несчастные случаи, то тем самым он обязуется писать пьесы, в которых нет развития. (Шоу).

Драма должна ставиться на сцене, тогда можно её понять. Хамуев выделил два типа конфликта:

1. Конфликты- казусы (стечение обстоятельств, разрешимое волей отдельных лиц).

2. Конфликты субстанциальные (универсальные конфликты, которые возникают и исчезают согласно природе, истории).

Конфликт имеет две ипостаси:

  1. Конфликт как факт знаменующий нарушение миропорядка,

в своей основе гармоничного.

2. Конфликт как черта самого миропорядка, как свидетельство его несовершенства.

Драматургия выдвигает на первый план формы поведения людей, в их духовной и эстетической значимости. Драма тесно связана со сферой мирового поведения. Театр и драма возникли из массовых праздников. Важно сценическое воплощение произведения.

Комедия является наиболее универсальным жанром драматургии. Именно комедия составляет жанровую доминанту реалистической драматургии. В комедии все, что сопряжено с игрой, наиболее ярко выражено.

Трагедия не так ярка.

В собственно драме действие связано с героем из обыденной жизни.

По мнению Кормана, в драме есть 2 способа выражения авторского сознания:

1. Сюжетно – композиционный (через расположение и соотношение частей).

2. словесный способ (через речь действующих лиц).
Авторская позиция выражается и через дополнительные средства:

- перечень действующих лиц;

- ремарки;

- указания для постановщиков и актеров.

В зависимости от проблематики и характеров способов выражения авторского сознания драматические произведения делятся на:

1. Эпическую драму (общий речевой стиль, за которым стоит автор).

2. Лирическую драму (романтическую) – автор стоит за главным героем и его речами (»Маскарад»).

3. Собственно драма, когда у каждого героя своя речь, важен сюжет и композиция.

В русской драме часто преобладает действие внутреннее, а не внешнее (Чехов, Горький).

Изучение драматического произведения в школе должно сопровождаться театральными сведениями. Важна трактовка.

Особенности изучения драмы:

Начинать надо с вступительного занятия (очень важно 1ое занятие). Часто здесь присутствует бытовой (культурно – исторический) комментарий. Этот комментарий необходим. На вступительных занятиях можно давать сценическую историю – прием изучения произведения.

Прием чтения по лицам – основной прием при изучении пьесы (на 2-3 уроке). Нельзя проводить чтение по лицам на 1ом уроке. На 1ом уроке можно дать вводный материал и желательно прочитать начало пьесы. Или по пути вслед за автором, или по ходу развития действий или пообразный путь. Можно проблемно – тематический путь (Горький «На дне»).

Работа с ремарками – в обязательном порядке. При изучении героев, характеров, можно обращаться к подтексту.

Прием сопоставления пьесы со сценическим воплощением.

Можно задавать проблемные вопросы, можно идти от названия (очень часто – «Горе от ума»).

Особенности восприятия и анализа драматического произведения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации