Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n17.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n17.doc





Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе три стандарта по литературе: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. Каждый стандарт включает цели; обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарт литературного образования опирается на педагогические традиции России, он разработан в соответствии с задачами нормализации учебной нагрузки учащихся, усиления воспитательного потенциала содержания образования, реализации личностно ориентированного, деятельностного подходов. Стандарт позволяет реализовать идею профильного обучения на старшей ступени школы. Документ учитывает возрастные особенности учащихся, позволяет решать задачу формирования общих учебных умений и навыков, ориентирует на усиление познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Сохраняя единое образовательное пространство, стандарт обеспечивает реализацию принципа вариативности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по литературе

Перечень литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения предваряется краткой пояснительной запиской, в которой даны ответы на важнейшие вопросы:

- что составляет основу содержания литературы как учебного предмета

- каковы основные критерии отбора художественных произведений для изучения

- чем обусловлена последовательность представления в перечне художественных произведений - как стандарт содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям развития учащихся (реализация в предметном содержании)

Преподавание литературы ориентировано на возрастную специфику учащихся, на перспективы развития их личности и широкий спектр их интересов. Одним из основных критериев отбора художественных текстов в обязательный минимум является их соответствие возрастным особенностям учащихся.

Преемственность содержания образования на разных ступенях общего образования

Учебный материал на всех ступенях общего образования выстроен таким образом, что учащийся неоднократно обращается к творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого и др. писателей-классиков, постепенно приобретает представление о творческом и жизненном пути писателей, анализирует устойчивые для русской и мировой литературы темы и проблемы.
Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА

для средней общеобразовательной школы

Авторы этой программы видят цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.
Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника:

Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира.

Наивный реализм (5 - 6 кл.).

Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию.

10-11 Эпоха познания связей, осознания причин и следствий. В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон.
Целью литературного образования авторы программы считают не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.
Задачи преподавания литературы в каждом классе в программе:

5 – 6 Формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.

7 – 9 Открытие законов литературы как особого вида искусства. Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино ("интермедиальное чтение").

10–11 Изучение исторических эпох развития искусства. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи Античности, Средневековья, Возрождения и т. д.

В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства.

В соответствии с выделенными в программе критериями литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся. Например, в 5-6 классах читательские качества учеников могут быть проявлены в анализе отдельного произведения, раскрывающем его тему, идею, сюжет, композицию. Литературно-творческие способности учеников проявляются сочинениями типа описания эпизода по жизненным впечатлениям. А в 9-11 основным видом проверки становятся сочинения на историко-литературную тему; литературно-творческие способности проверяются сочинениями типа диалога, написанием рассказа-сценки, лирического стихотворения, рецензии.

Круг чтения учащихся выявляется путем проведения викторин, читательских конференций, изучения читательских дневников.

Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта.

Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.).
Программа по литературе под редакцией М. Б. ЛАДЫГИНА

для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля

Основные цели и задачи литературного образования в школе:

Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения.

На основе понимания "языка" литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.

Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.

Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.

В этой программе выделяются два концентра: 5-9 кл. и 10-11 кл.

5 – 9 класс - это этап общего литературного образования. На этом этапе предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель - на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от фольклора, ввести основные понятия, позволяющие проникнуть в художественный мир произведения, вооружить их элементарным инструментарием для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью, сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.

10 – 11 кл. - углубленное изучение русской национальной литературы XIX-XX веков. Главная цель этого этапа - изучение литературного процесса России XIX-XX веков (включая советскую литературу), освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.
Весь корпус литературного материала в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний:

5 Фольклор и литература

6 Художественный мир литературного произведения

7 Человек в литературе

8 – 9 Литературный процесс

10 –11 Национальное своеобразие и история русской литературы 19 – 20-го веков
Самостоятельное чтение проверяется с помощью читательских конференций, которые проводятся по определенным темам. Особенностью программы является и то, что в средних классах очень велика доля произведений зарубежных авторов.
В программе есть ряд дополнительных разделов:
Раздел "Уроки волшебства" связан с теоретическим освоением законов литературы как вида искусства. Раздел "Сокровища книжных полок" призван помочь учителю в системе внеклассного чтения. Раздел "В мастерской художника слова" раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Помимо этого авторы предлагают факультативный курс "Зарубежная литература XIX-XX веков" для 10-11 класса.
Программа реализуется с помощью учебников-хрестоматий, включающих произведения, соединенные по жанровому принципу. Каждая тема обычно включает: теоретическую статью по изучаемому жанру (если речь идет о средних классах); произведения, необходимые для изучения; раздел "В мастерской художественного слова", где рассказывается о некоторых "секретах" в написании того или иного жанра; творческие задания.

Государственный стандарт общего образования
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации