Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n16.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n16.doc

Особенности восприятия и анализа лирики в 9-11 кл.

И психологи, и методисты делят школьников на определенные периоды.

1) с 5 класса – младший возраст подростка.

2) Старший подростковый возраст (6-7-8 класс).

3) Старшеклассники (9,10,11 класс). Период ранней юности, появляется самокритичность. Духовный и физический расцвет. Период взросления. Формирование мироощущения, гражданственного, нравственного, эстетического чувства. Стремление познать мир и себя (себя в этом мире). Они способны обобщать, абстрактно мыслить, хотеть теоретически осмысливать процессы.

Учет родовой специфики на знания учащихся, в зависимости оттого, какой автор, и какой класс. Специфика исходить из методических условий проведения анализа. Они разные в средних и старших классах (возраст, знания эпизодические или целостные в творчестве писателя, о направлении, о методе).

Родовая зависимость проявляется:

- в младших классах можно подробно не говорить;

- в старших классах нужно подробно.

Лирическое произведение – это особое произведение. Лирика – род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, по сути формирует его душевный мир. Лирика отличается от эпоса и драмы тем, что в ней всегда выражен сам поэт, его личное, субъективное отношение к реальной действительности, к самому себе.

Гегель: «настоящие содержание лирики составляет сам поэт, поэтически конкретный субъект». Островский: «поэзия обладает незаменимой нечем способностью воздействовать на эмоциональный мир человека, помогает ему увидеть и понять чувства, переживания. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть, кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств поэт дает и самые формулы мысли и чувства. Всякий ждет, что вот он мне скажет что-то прекрасное, новое, чего не достает мне. , но он скажет и это сейчас же сделается моим. формулы, выведенные поэтами, учат ценить красоту, ненавидеть подлость и т.д.».

Поэзия помогает растить детей эмоционально – грамотными. Детям надо читать разные стихи, в зависимости от возраста. Лирические произведения всегда вызывают трудности. Одни считают, что не надо анализировать лирические произведения. В анализе мы должны с одной стороны избежать социологического подхода, с другой стороны избежать формального разбора. Избежать ненужной утолщенности и затененности анализа. Нам о стихах приходится говорить прозой – это вызывает трудности. При анализе мы имеем дело с речью. с тенденцией к обобщению – одно из самых существенных свойств стихотворений. Слово в стихе становится более весомым, оно получает добавочный смысл. В связи с этим нельзя разбирать лирическое произведение как эпическое.

Путь к пониманию отдельного произведения лежит через анализ всей лирической системы поэта. Лирическая система организуется образом автора.

Формы выражения авторского сознания:

- лирический герой;

- поэтический мир.

Лирическая система – совокупность лирических реалий, объединенных определенно выраженным отношений к действительности и художественным строем. Если автор выражает себя через одну форму, лирические системы – одноэлементны (Фет, Лермонтов) и есть многоэлементные (Некрасов, Жуковский). автор иногда выступает от своего лица, иногда от лица героев.

Лирический герой – особая форма выражения авторского сознания. Лирический герой и носитель речи, и предмет изображения, он стоит между читателем и изображаемым миром. Для лирического героя характерно некоторое единство (внутреннее, идейно – психологическое). С единством внутреннего мира может сочетаться единство биографическое (у Блока). Лирического героя можно вводить с младших классов. Лирический герой обычно воспринимается как образ самого поэта, реально существующего человека. Иногда бывает сквозной образ лирического героя (ранняя лирика Лермонтова).

Поэтический мир – представление о наиболее близкой сфере жизни, об особом характере поэтического видения (Фет – лирика о любви, страдания). Лирическое «Я» - взгляд на мир, отвлеченный от конкретной личности.

Эмоциональный тон – определенное мировоззрение, эмоциональная реакция, лирическое самосознание.

Соотношение понятия «автор», «лирический герой» и «эмоциональный тон» то же, что в эпосе действительное лицо, персонаж и картина.

Образ переживания – лирический образ ( у Лермонтова – стремление к свободе).

Лирический сюжет – наиболее значимые, эмоционально – напряженные моменты в развитии чувства, в изменении душевного состояния, настроения лирического героя, а события, являющиеся источником возникновения этих чувств, часто описываются неполно, намеком и их иногда восстанавливают по каким-то вехам автора. Лирический сюжет – партитура чувств ( по Маранцману).

Пути анализа:

1. Усвоение лирического произведения попутно с биографией (В старших классах. Опасность - лирика может стать иллюстрацией к биографии).

2. Тематическое изучение (прослеживание определенных тем и мотивов лирики).

3. Подробное рассмотрение какого-либо лирического произведения, его анализ. (Время написания, кому посвящено, рассмотрение лирического героя, эмоционального фона, образа переживания, лирического сюжета, можно составить план, выбрать рифму, размер).

Очень важно иметь в виду, что лирическое произведение имеет определенное эмоциональное вступление (можно использовать музыку). Обязательно должно быть выразительное чтение.

Особенности восприятия и анализа лирики в 9-11 кл
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации