Шпаргалки по методике преподавания литературы - файл n10.doc

приобрести
Шпаргалки по методике преподавания литературы
скачать (324 kb.)
Доступные файлы (40):
n1.doc30kb.17.04.2008 22:44скачать
n2.doc29kb.17.04.2008 14:40скачать
n3.doc38kb.08.06.2009 19:35скачать
n4.doc43kb.08.06.2009 19:35скачать
n5.doc36kb.10.04.2008 23:44скачать
n6.doc31kb.02.06.2009 17:00скачать
n7.doc34kb.17.04.2008 15:18скачать
n8.doc26kb.17.04.2008 15:18скачать
n9.doc29kb.10.04.2008 23:14скачать
n10.doc38kb.17.04.2008 22:44скачать
n11.doc27kb.02.06.2009 16:53скачать
n12.doc32kb.10.04.2008 23:03скачать
n13.doc29kb.17.04.2008 16:14скачать
n14.doc37kb.10.04.2008 00:19скачать
n15.doc33kb.08.04.2008 15:15скачать
n16.doc38kb.08.04.2008 15:11скачать
n17.doc72kb.17.04.2008 15:57скачать
n18.doc32kb.10.04.2008 23:21скачать
n19.doc28kb.17.04.2008 20:52скачать
n20.doc36kb.10.04.2008 23:23скачать
n21.doc34kb.17.04.2008 15:13скачать
n22.doc34kb.17.04.2008 20:56скачать
n23.doc32kb.17.04.2008 14:52скачать
n24.doc32kb.17.04.2008 20:56скачать
n25.doc38kb.10.04.2008 00:21скачать
n26.doc30kb.11.04.2008 01:54скачать
n27.doc29kb.17.04.2008 14:05скачать
n28.doc37kb.17.04.2008 15:34скачать
n29.doc43kb.09.04.2008 21:37скачать
n30.doc37kb.08.04.2008 15:14скачать
n31.doc32kb.17.04.2008 16:07скачать
n32.doc40kb.17.04.2008 22:43скачать
n33.doc43kb.10.04.2008 23:58скачать
n34.doc39kb.08.04.2008 15:14скачать
n35.doc35kb.11.04.2008 20:27скачать
n36.doc29kb.08.04.2008 15:14скачать
n37.doc41kb.10.04.2008 23:25скачать
n38.doc35kb.08.04.2008 15:14скачать
n39.doc34kb.10.04.2008 23:18скачать
n40.doc37kb.17.04.2008 14:35скачать

n10.doc

Пути. Существуют 3 пути анализа:

    1. вслед за автором (по ходу действия);

    2. пообразный ( в центре – образы);

    3. проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения);

4) смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути).ё

Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути.

Путь вслед за автором:

  1. Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика.

  2. Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения.

  3. В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета.

Рыбникова: «От поступка к характеру, от события к смыслу».

  1. Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов.

  2. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией.

  3. Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении.

«+» этого пути:

- естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания;

«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование.

Пообразный путь наиболее привычен в школе и включает в себя:

1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя;

2. с связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд).

3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов.

4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа.

5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом.
Характеристика литературного героя:

  1. Биографические сведения;

  2. основные качества личности;

  3. поступки;

  4. взаимодействие с окружающими;

  5. портрет;

  6. речь;

  7. авторская характеристика;

  8. читательское отношение к герою.


Образ героя (характеристика входит + дополнительно):

  1. работа писателем над образом;

  2. прототипы героя;

  3. разнообразные приемы раскрытия образа;

  4. место персонажа в системе образов;

  5. типичность персонажа (если это реалистическое произведение);

  6. суждение критиков;

  7. воссоздание персонажа в других видах искусства (фильмы, театральные постановки);

  8. значение образа в истории литературы и в общественной жизни;

  9. современное понимание образа.


Пообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные.

Проблемно – тематический путь.

Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно – тематический путь – высший путь анализа, для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение.

1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте.

2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.

3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами.

4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов.

5. Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения.

«+» этого пути:

дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон.

«-» этого пути:

можно опустить частности, детали.
Приемы.

Приемы изучения делятся на:

- литературоведческие;

- школьные;

Литературоведческие приемы:

1) анализ композиции, сюжета, тематики, системы образов, портрета, пейзажа, интерьера;

2) прием сопоставления (жизненный материал и вымысел):

- прототипов и героев;

- героев одного произведения;

- героев разных произведений;

- произведений одного писателя;

- произведений разных писателей;

- типы сознания писателей;

- разные редакции одного произведения;

- произведения и постановку в театре или фильм.

3) комментарии (историко-литературные и историко-культурные и тд).

4) стилистический анализ.

5) анализ в аспекте пространственных характеристик (где происходит, почему такое место).

Школьные приемы (пользуются только учителя):

    1. выразительное чтение;

    2. прием устного словесного рисования (предложила Черковская). Устное словесное рисование – это не просто пересказывание, то, что можно додумать, представить.

    3. чтение предварять живыми впечатлениями (предложен Рыбниковой). Часто при описании пейзажной лирики.

    4. пересказы (особенно творческие и пересказы с изменением лица).

    5. заочная экскурсия;

    6. инсцинирование;

    7. составление киносценария;

    8. скрытый анализ (рассматривание иллюстраций, рисование) .


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации