Дипломная работа - Совершенствование деятельности органов государственного управления по реализации политики в сфере образования (на примере Еврейской автономной об - файл n1.docx

Дипломная работа - Совершенствование деятельности органов государственного управления по реализации политики в сфере образования (на примере Еврейской автономной об
скачать (169.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx170kb.16.09.2012 02:50скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

  1   2   3   4
Тема: Совершенствование деятельности органов государственного управления по реализации политики в сфере образования (на примере Еврейской автономной области)
РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 80 с, 4 рисунков, 14 таблиц, 31 источников

Система образования, региональная система образования, функции управления, качество образования, мониторинг образовательной сферы, государственная политика в сфере образования, управления системой образования

Объектом государственной политики в сфере образования является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее и другие). Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики: государственная образовательная политика; образовательная политика институтов гражданского общества; региональная образовательная политика; муниципальная образовательная политика.

Цель дипломной работы состоит в теоретическом и практическом исследовании государственной политики в сфере образования и разработка мероприятий по совершенствованию деятельности комитета образования Еврейской автономной области.

Объектом исследования является система образования РФ.

Предметом исследования является государственная политика в сфере образования в Еврейской автономной области.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

1 Теоретические аспекты государственной политики

в сфере образования 7

1.1 Понятие и сущность системы образования 7

1.2 Структура управления системой образования

в Российской федерации и на региональном уровне 8

1.3 Нормативно-правовая база системы образования 15

1.4 Государственная политика Российской федерации

в сфере образования 23

2 Анализ развития региональной системы образования в

субъекте РФ «Еврейская автономная область» 28

2.1 Структура управления системой образования

в Еврейской автономной области 28

2.2 Состояние и развитие региональной системы

образования в субъекте РФ «Еврейская автономная область» 37

3 Государственная политика в сфере образования в

субъекте РФ «Еврейская автономная область» 49

3.1 Итоги реализации национального проекта

«Образование» на территории ЕАО 49

3.2 Итоги реализации комплексного проекта

модернизации образования в ЕАО 57

3.3 Совершенствование деятельности комитета образования

ЕАО по реализации политики в сфере образования 67

Заключение 74

Библиографический список 77

Приложение 1 Учреждения дополнительного образования

детей по видам образовательной деятельности 81

Приложение 2 Основные экономические показатели

реализации приоритетного национального проекта «Образование» 82

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей образовательной политики любого государства является создание такой системы образования, которая бы, с одной стороны, отражала потребности общества и государства, а с другой – органично вписывалась бы в русло международной системы образования, отражая его общечеловеческие потребности и интересы.

Объектом государственной политики в сфере образования является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее и другие). Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики: государственная образовательная политика; образовательная политика институтов гражданского общества; региональная образовательная политика; муниципальная образовательная политика.

Одним из приоритетных направлений современной образовательной политики является сохранение сложившихся и отвечающих потребностям государственного разнообразия национальных систем образования.

Концепция модернизации российского образования главной задачей российской образовательной политики ставит «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государств» [2, с. 103]. Также здесь определены субъекты образовательной политики – это все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты, органы местного самоуправления.

Проблемы совершенствования управления образованием остаются актуальными на протяжении многих лет. В последние годы они приобрели особое значение в условиях развертывания процессов реформирования и модернизации образования: законодательного закрепления полномочий в этой сфере деятельности за различными уровнями управления, перехода на Единый государственный экзамен, нормативное финансирование.

Общие вопросы и проблемы политики в сфере образования были исследованы в работах П.Ф. Анисимова, Г.А. Балыхина, Е.А. Князева, И.А. Рождественской, В.М. Филиппова.

Цель дипломной работы состоит в теоретическом и практическом исследовании государственной политики в сфере образования и разработка мероприятий по совершенствованию деятельности комитета образования Еврейской автономной области.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: исследовать состояние и структуру системы образования России; изучить основные положения государственной политики РФ в сфере образования; изучить состояние и основные тенденции развития системы образования Еврейской автономной области; раскрыть основные направления деятельности органов исполнительной власти в сфере образования; исследовать процесс управления системой образования в Еврейской автономной области в связи с реализацией Концепции модернизации Российского образования; определить пути совершенствования деятельности комитета образования Еврейской автономной области в сфере образования.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили статьи в прессе, работы российских и зарубежных ученых по данной проблеме, статистические данные, законодательные акты Российской Федерации и еврейской автономной области.

В процессе выполнения дипломной работы использовались различные методы исследования: аналитический, экономико-статистический, абстрактно-логический и другие.

Объектом исследования является система образования РФ.

Предметом исследования является государственная политика в сфере образования в Еврейской автономной области.

1 Теоретические аспекты государственной политики в сфере образования

1.1 Понятие и сущность системы образования

В настоящее время система образования России включает порядка 140 тысяч государственных образовательных учреждений различных уровней, видов и типов, почти полторы тысячи научных организаций, инновационных центров и технопарков в которых обучается, воспитывается и работает около 39 миллионов человек.

Рассматривать цели и задачи реформирования и развития системы образования в России на протяжении последнего десятилетия необходимо в контексте формирования и осуществления государственной политики в сфере образования в целом, которая постоянно корректируется в процессе изменения социально-экономического положения страны.

Понятие образования  весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование  это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать того, кто владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование  это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

В законодательстве России под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

1.2 Структура управления системой образования в РФ и на региональном уровне

Понятие «система образования» сформулировано в статье 8 Федерального закона «Об образовании» следующим образом: система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [4, с. 117].

Органы управления образованием

Подведомственные учреждения

Образовательное учреждение

Образовательное учреждение

Образовательное учреждение

Образовательная программа 1 и соответствующий государственный образовательный стандарт

Образовательная программа N и соответствующий государственный образовательный стандарт

Схематически понятие системы образования в Российской Федерации можно изобразить следующим образом:

Рисунок 1 - Схематическое понятие системы образования в РФ
Управление системой образования в Российской Федерации делится на три уровня: федеральный, региональный, муниципальный.

Министерство образования и науки РФ

Министр образования и науки РФ Фурсенко А.А.

Заместитель Министра Калина И.И.

Заместитель Министра Миклушевский В.В.

Статс-секретарь-Заместитель Министра Сентюрин Ю.П.

Заместитель Министра Фридлянов В.Н.

Департамент государственной политики в образовании

Департамент комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса

Департамент международного сотрудничества в образовании и науки

Заместитель Министра Хлунов А.В.

Административный департамент

Департамент государственной научно-технической и инновационной политики

Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

Федеральная служба по интеллектуальнности, патентам и товарным знакам (Роспатент)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Департамент стратегии и перспективных проектов в образовании и науки

Рисунок 2 - Федеральный уровень управления системой образования в РФ
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти. В числе прочих образовано Министерство образования и науки, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого министерства образования и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого министерства промышленности, науки и технологий; а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.

Министерство образования и науки как центральный федеральный орган управления образованием решает целый спектр специализированных задач, среди которых: осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования; реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности образовательных учреждений; разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования; создание системы оценки деятельности образовательных учреждений; совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования; осуществление информатизации в области образования; обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования; организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений [22, с. 54].

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство образования и науки реализует многочисленные специализированные функции. Они определены в Положении о Министерстве образования и науки РФ. В частности, оно: реализует федеральные целевые программы в области образования; осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования; выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций; ежегодно устанавливает для находящихся в его ведении образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема; рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода, обучающихся из одного учебного заведения в другое; определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения; участвует в разработке реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области образования; осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях.

В функции Министерства входит также присвоение ученого звания профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего дополнительного профессионального образования и ученое звание профессора научным работникам научных учреждений и организаций. Оно создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), контролирует их деятельность, утверждает персональный состав советов и устанавливает перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

В целях реализации своих функций Министерство образования и науки РФ вправе издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательных для выполнения всеми органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения и находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним. Оно имеет право инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения, любой орган управления образованием в порядке надзора. Министерству предоставлено право запрашивать, в установленном порядке, у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач.

Свои задачи и функции Министерство образования и науки РФ осуществляет во взаимодействии с ведомственными государственными органами управления образованием и органами управления образованием субъектов Федерации.

Исходя из определения системы образования в целом, под региональной системой образования следует понимать «относительно обособленную совокупность связанных между собой образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих процессов, реализуемых образовательными и иными институтами на территории одного из субъектов Российской Федерации». В соответствии с законом «Об образовании» система образования представляет собой совокупность взаимодействующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и сети подведомственных им образовательных учреждений.

Региональная образовательная система очень сложна и разнопланова как по своему видовому составу, так и по различиям между ее участниками.

Основным подходом к развитию региональной системы образования должно быть ее совершенствование как целостной непрерывной системы. Принцип непрерывности предполагает, что отдельные образовательные подсистемы (государственные и негосударственные ОУ, общественные базовые и дополнительные ОУ) взаимосвязаны между собой. Особенно важным при этом является вопрос изменения структуры управления качеством образования, предполагающий перераспределение прав, полномочий и ответственности между эшелонами управления как сверху вниз, так и снизу вверх. В рамках региона функционируют структуры управления в соответствии с закрепленными в Конституции России действующими административными образованиями (муниципальными районами, городами, поселениями) [18, с. 22].

Значение управления образованием предопределено компетенцией субъектов Российской Федерации в области образования, в ведении которых в частности находятся: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации; обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных стандартов, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; разработка и реализация региональных программ развития образования; установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов; установление дополнительных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы.

В рамках региона функционируют муниципальные структуры управления образованием в соответствии с закрепленными в Конституции России действующими нормами.

Значение управления муниципальной системой образования обусловлено тем, что многие социокультурные проблемы, в том числе проблемы образования, гораздо эффективнее решаются на уровне местного самоуправления, чем на федеральном и региональном, так как именно на муниципальном уровне сосредоточенны координация и обеспечение деятельности конкретных образовательных учреждений. Муниципальная система образования как комплекс общеобразовательных учреждений, органов управления и служб сопровождения, направленных на реализацию программ дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования, обеспечивает передачу от поколения к поколению актуальных знаний, способов мышления и норм жизнедеятельности, которые позволяют личности эффективно осваивать новую действительность.

Ключевым звеном в управлении образованием является образовательное учреждение: именно на уровне образовательного учреждения может быть реализована триада комплексного управления образованием, связанная с условиями, процессом и результатами образовательной деятельности.

Сложившаяся структура управления образованием в настоящее время претерпевает определенные изменения: идут активные процессы децентрализации в управлении, делегирование полномочий нижестоящим органам управления; определяются и уточняются функции органов управления образованием на всех уровнях; изменяется стиль отношений органов управления по вертикали - он становится более демократичным, способствующим развитию новаций, инициативы, творчества на местах [18, с. 23].

Таким образом, совершенствование структуры региональной системы образования может и должно оказывать влияние на совершенствование качества образования.

1.3 Нормативно-правовая база системы образования

Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах (например, Закон РФ «Об образовании», 1992), постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, Министерства внутренних дел и других документах.

Государственная политика претворяется в практическую деятельность органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи.

Негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать основные направления государственной политики в области образования.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации федеральная правовая система включает Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты органов исполнительной власти.

Законодательство об образовании включает в себя, как отмечалось ранее, законодательные и подзаконные акты самого разного уровня, содержания и характера. Но, во всяком случае, в этом массиве есть такие акты (законы), которые являются основными, базовыми, стержневыми (после, разумеется, Конституции) и, тем самым, системообразующими для образовательной системы. Другие же акты выступают в качестве дополняющих, конкретизирующих и вспомогательных, что никоим образом не снижает их юридическую и социальную значимость [26, с. 75].

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года (номер 3226-1) и направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации. Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ внес в базовый закон существенные изменения и дополнения, ставшие основанием для изложения его в новой редакции. С момента принятия закона 22 раза федеральные законодательные акты вносили в него изменения и дополнения, среди которых наиболее существенные поправки были внесены указанным Федеральным законом от 13 января 1996 г. и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. (так называемым «монетарным» законом или законом «об отмене льгот»).

В него входят «Общие положения», которые составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование. «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования. «Управление системой образования» содержатся нормы, регулирующие отношения, связанные с распределением компетенции Российской Федерации и ее субъектов, местных органов самоуправления и образовательных учреждений в области образования и компетенции иных органов. «Экономика системы образования» определяют основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования. В контексте современных реалий, опосредованных сложными и противоречивыми реформаторскими процессами в сфере образования, эта глава закона приобретает особое значение. Также уделено внимание социальным гарантиям реализации прав граждан на образование. Закрепляются права обучающихся и воспитанников, права и обязанности родителей, работников образовательных учреждений. Наконец, регулируются отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений, что также значимо в контексте присоединения России к Болонской декларации о высшем образовании [31, с. 58].

Одна из наиболее значимых особенностей Закона РФ «Об образовании» состоит в том, что в нем четко определены и сформулированы главные задачи образовательного законодательства (ст. 4). Это: разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Настоящим законом также определяются вопросы языковой политики в сфере образования (ст. 6), политики в сфере формирования государственных образовательных стандартов, включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения (ст. 7); структура системы образования (ст. 8).

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) относится, с одной стороны, наряду с Законом РФ «Об образовании», к числу базовых образовательных законов, с другой стороны, это первый профильный законодательный акт. По своей структуре он состоит из семи глав, охватывающих собою 34 статьи, которые определяют систему высшего и послевузовского профессионального образования, круг субъектов учебной и научной деятельности в данной системе, их права и обязанности, управление данной системой, ее экономика и международная деятельность вузов.

Кроме базовых законов, выделяются:

профильные, «сегментарные», то есть регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;

непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере. Для таких законов характерны: их множественность, разный удельный вес образовательной проблематики (от двух-трех статей до целых глав), достаточно высокая степень частотности коллизий норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании и другое (примером таких законов являются Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»).

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»; от 24.12.1996 № 1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и другое) и указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и так далее);

нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: «профильные», то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России № 31 и Минобразования России № 31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации») [31, с. 77].

Рассмотрим наиболее важные, с нашей точки зрения, изменения в нормативно-правовой базе, являющиеся важной предпосылкой создания единой системы управления образованием. Новые нормативно-правовые акты: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «Об основах государственной службы», Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, Инструкция о порядке инспектирования в системе образования и другие, отражая изменения условий управленческой деятельности, предусматривают разработку и введение значительного количества региональных нормативно-правовых актов по совершенствованию качества образования, в том числе по вопросам организации инспектирования и контроля.

После принятия Закона РФ «Об образовании» и внесения в него изменений в системе контроля наметились положительные сдвиги: устанавливается государственный контроль за качеством образования; предоставляются возможности для регионов в самоосознании и определении стратегии развития; осуществляется частичная децентрализация управления; намечаются позитивные сдвиги в системе управления: от простого функционирования к деятельностным формам, ориентированным на развитие.

В условиях передачи части функций государства на региональный уровень, изменяются и значительно усложняются задачи и функции управленческих кадров, повышаются требования к их профессиональной компетентности. Становится очевидным, что для удовлетворения потребностей образовательного рынка, грамотного управления системой образования на различных уровнях нужны профессионально подготовленные кадры [16, с. 23].

Сегодня в отечественной науке и практике образования практически никем не отрицается, что эффективная работа по планированию и проведению аттестации кадров, повышения их квалификации, профессионального совершенствования и решения других кадровых вопросов, управления отдельными работниками и целыми коллективами, невозможна без осуществления обратной связи, то есть без объективной оценки результатов их деятельности и профессионального потенциала и на их основе выстраивания системы непрерывного образования управленческих и педагогических кадров.

Таким образом, организуя качественную подготовку и переподготовку руководящих и педагогических кадров через систему ИУУ региональные органы управления образованием получают рычаг управления образованием в общеобразовательных учреждениях.

Одним из главных направлений в управлении образованием на региональном уровне является контроль и организация выполнения государственных образовательных стандартов.

Его особенностями является: стандарт предстает как инструмент реформирования образования, а не его консервации; ГОС - факт генерального, системного пересмотра содержания образования; введение профильного обучения, использование нового базисного учебного плана.

Генеральные цели Государственного образовательного стандарта: в социокультурном плане - повысить качество и эффективность образования, то есть востребованность его результатов в жизни; в педагогическом плане - сделать образование доступным; в социальном плане - гарантировать бесплатность образования; в общенациональном плане - обеспечить утверждение ценностей гражданского общества, единого образовательного пространства страны.

Управленческая задача - продумать такой переход, организовав, прежде всего широкую разъяснительную работу силами наиболее подготовленных специалистов.

Важнейшим, но до сих пор недостаточно используемым ресурсом в управлении образованием является широкое участие общественных институтов в анализе результатов деятельности образовательной системы, в особенности в повышении качества образования.

Создание и развитие государственно-общественной системы управления образованием в настоящее время обусловливает появление таких особенностей в региональном управлении образованием, как: усиление общественных начал, появление значительного количества общественных объединений (Советов, фондов, движений, ассоциаций других общественных институтов), которые могут принимать активное участие в управлении системой образования; демократизация, расширение гласности в управлении образованием путем отбора методов, средств, обеспечивающих решение задач управления; овладение демократическим стилем управленческой деятельности; укрепление связей с научными организациями и учреждениями, курс на оперативное использование результатов научных исследований, овладение научными методами исследования педагогической деятельности, ее результатов.

Этой же цели служит создание социологической службы при органах образования, создание различного рода научных, экспертных советов, проведение научно-педагогических экспериментов и так далее.

Качественные показатели образовательного процесса прямо зависят от его ресурсного обеспечения.

Традиционные виды ресурсов: финансовые, материально-технические, кадровые информационные, технологические, и особое место занимают научно-методические и правовые, так как от них в большей степени зависят качественные показатели результата и процесса образования.

1.4 Государственная политика Российской федерации в сфере образования

Государственная политика в области образования – это комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Следует отметить, что рыночные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, не могли не затронуть и систему образования. В частности, проблему адаптации образовательного процесса страны к рыночным условиям хозяйствования. Такая необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что на современном этапе развития России основным ресурсом экономики становится высококвалифицированный специалист, способный принимать решения и эффективно работать в быстро меняющихся условиях рынка. В этой связи руководством страны были обозначены следующие основные направления и приоритеты государственной политики в области образования: доступность образования для широких слоев населения; повышение качества профессионального образования; формирование эффективной сети общеобразовательных учреждений.

Таким образом, основу государственной политики в сфере образования определяет доступность-качество-эффективность образовательных услуг, на которых базируется главный приоритет образовательной политики – «политика качества». В Докладе Госсовета Российской Федерации (2001 г.) одна из целей образовательной политики до 2010 года определена как «достижение современного качества образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Это и обозначено в основных приоритетах государственной политики в сфере образования.

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям развития страны.

В национальном проекте заложено два следующих основных принципа стимулирования необходимых системных изменений в образовании: выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования; внедрение в массовую практику инструментов новых управленческих механизмов и подходов [13, с. 114].

Таким образом, Правительство РФ взяло курс на интенсивное точечное финансирование различных направлений образования. Однако об эффективности такого развития следует судить по итогам проводимых реформ, которые, к сожалению, показывают, что все идет не совсем гладко. Кроме того, в решение задач, связанных с основным направлением развития образования страны, дополнительную остроту вносят следующие проблемы:

во-первых, проблемы межбюджетных отношений, прежде всего, связанные с отсутствием эффективных механизмов целевого использования федеральных трансфертов, направляемых регионам на нужды образования;

во-вторых, отсутствие установки на сохранение основных положительных сторон доперестроечного образования и инструментов оценки и повышения качества образования, поскольку основные направления развития образования предполагают, что в настоящее время массовой российской школе и вузам присуще высокое качество обучения, что далеко не всегда соответствует действительности;

в-третьих, это линия на муниципализацию образовательных учреждений, которая фактически противоречит основам законодательной системы функционирования сферы образования в РФ, согласно которой система образования имеет преимущественно государственный характер.

Следует также отметить, что по своему содержанию современная Федеральная программа развития образования имеет ряд положительных моментов, но и проблем, например, она ставит цели и намечает направления действий, но не дает ни конкретных механизмов и инструментов их достижения. Однако, не только выделенные средства, но именно организационно - экономические принципы реализации программных мероприятий имеют принципиальное значение для успешной реализации Федеральной программы. К сожалению, многие моменты данной программы носят декларативный характер, то есть в них хорошо прописано, что нужно делать, но при этом в стороне остаются вопросы, как это нужно делать для достижения скорейшего успеха, и стоит ли это делать вообще. Таким образом, для успешного завершения принятых программных мероприятий требуется разработка эффективных механизмов и технологий их реализации [13, с. 132].

Что же касается набора конкретных направлений действий и мероприятий, включенных в программу, то его характерной чертой является отсутствие сколько-нибудь ясно сформулированных приоритетов по каждому направлению развития образования. Выбора и интенсивного финансирования лидеров для решения всей проблемы в целом является явно недостаточным и не позволяет решить проблемы образования в целом. Как принципиально важные, так и второстепенные меры представлены бессистемными перечнями, а структура расходов федерального бюджета и внебюджетных источников на программные мероприятия, проекты (инновации) и капитальные вложения по годам не позволяет оценить соотношение этих расходов по отдельным уровням образования, что также выдвигает на первый план вопрос о приоритетах, заложенных в Программу.

Для решения задачи сохранения сети образовательных учреждений авторы программы идут традиционным путем, формулируя финансовые запросы федеральному центру. Такой подход вызывает серьезные сомнения в реалистичности, а, следовательно, и в возможности реального финансового обеспечения всех заложенных в программу мероприятий.

Таким образом, анализ процессов реформирования системы образования последних лет позволяет сделать следующие общие выводы.

Разработанная Программа реформирования сферы образования в отрыве от социально-экономических, демографических и политических тенденций развития страны, не связанная с общими направлениями проводимых в экономике и в социальной сфере реформ, не может достигнуть своих целей. Следовательно, реформирование образования следует проводить параллельно с реформированием экономики, а так как последняя ушла достаточно вперед, то при реформировании образования не следует повторять ошибок преобразований проведенных в стране, в частности ошибок приватизации государственных предприятий.

Отсутствие адекватной институциональной среды, определяющей рамки трансформации системы управления образованием и ее организационно-экономического механизма в социально-экономическую среду рыночных форм управления и хозяйствования, не только сдерживает, но и препятствует развитию образования и повышению его качества.

Недостаточный учет особенностей региональных факторов и систем образования, стремление к единообразию, не учитывающему существенную региональную дифференциацию страны, также выступает серьезной причиной низкой эффективности проводимой федеральной образовательной политики.

Отсутствие последовательно реализуемой и доходчиво объясненной населению программы реформ не дает возможности опереться на поддержку большинства образовательного сообщества, активнее подключать к ее осуществлению общественные и государственные организации.

Все еще остающийся низкий уровень зарплаты в сфере образования (все меры, принятые Правительством РФ по повышению зарплаты учителей и преподавателей, сегодня практически на нет сводит мировой финансовый кризис, негативно сказывающийся на фактической их покупательской способности) не позволяет сформировать качественный профессорско-преподавательский состав в вузах, и, таким образом, отсутствует всякая возможность не то, чтобы поднять, но и поддерживать текущий уровень качества образования.

Кроме того, образование должно развиваться планомерно и равномерно по всем регионам страны, по крайней мере, для того, чтобы качественное образование стало на самом деле доступным для широких слоев населения.

Поэтому возникает объективная потребность в формировании и развитии методологических основ эффективного управления вузами и, в особенности, качеством образовательных процессов в высших учебных заведениях.

2 Анализ развития региональной системы образования В субъектЕ РФ «Еврейская автономная область»
  1   2   3   4


Тема: Совершенствование деятельности органов государственного управления по реализации политики в сфере образования (на примере Еврейской автономной области)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации