Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта - файл n1.rtf

приобрести
Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта
скачать (4481.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf17061kb.24.08.2009 00:44скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Е. К. Лютова-Робертс

ТРЕНИНГ НАЧИНАЮЩЕГО КОНСУЛЬТАНТА

ведение

доверительной

беседы



РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2007

ББК88.4 Л 96

Лютова-Робертс Е. К.

Л 96 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. — СПб.: Речь, 2007. — 307 с., ил.

ISBN 5-9268-0618-6

В книге описаны концепции и принципы ведения доверительной беседы — одного из основных инструментов работы любого консультанта и психотерапевта. Изложение теоретического и методического материала дополнено подробной программой тренинга, в рамках которого проходит обучение студентов профессиональным консультативным навыкам.

Книга адресована консультантам, психологам, психотерапевтам, занимающимся тренерской и преподавательской работой, а также другим представителям профессий типа «человек — человек», желающим самостоятельно развивать навыки и умения ведения доверительной беседы.

ББК88.4

© Е. К. Лютова-Робертс, 2007
© Издательство «Речь», 2007
ISBN 5-9268-0618-6 © П. В. Борозенец, обложка, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора 7

Для кого предназначен данный тренинг? 10

Для кого предназначена данная книга? 13

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ТРЕНИНГУ

Современный взгляд на психологическое консультирование .... 17

Виды оказания психологической помощи 17

Понятие психологического консультирования 20

Стадии помогающих моделей 23

Процесс консультирования 27

Взаимоотношения между консультантом и клиентом 27

Модель структуры сессии 30

Продвигаясь от сессии к сессии 33

Повышение мастерства консультанта 37

Личностный рост консультанта 37

Профессиональный рост консультанта 40

Профилактика профессионального выгорания 43

Глава 2

НАВЫКИ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основные навыки и умения, необходимые в работе с клиентом.. 47

Умение слушать и слышать клиента 47

Умение эффективно использовать невербальные средства

общения 49

Умение наблюдать 51

Умение давать и принимать обратную связь 54

Умение следовать за клиентом 57

Техники рефлексивного слушания 59

Эхо-техника 59

Перефразирование 61

Резюмирование 63

4 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

Техники постановки вопросов 65

Открытые и закрытые вопросы 65

Вопросы содержательного и эмоционального характера .... 67
Эффективные и неэффективные вопросы 69

Глава 3 СТРУКТУРА СЕССИИ

Начало сессии 81

Составление контракта с клиентом 81

Создание доверительной атмосферы 86

Сбор информации по проблеме клиента (активное

слушание) 88

Середина сессии 90

Фокус на эмоциях клиента 90

Техника нормализации 93

Самораскрытие 95

Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы) 96

Конфронтация 99

Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему) .... 102

Совет 107

Фокус на поведении клиента 110

Информирование 116

Окончание сессии 118

Окончание первой и последующих сессий 118

Окончание последней сессии 120

Глава 4 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Общие рекомендации 125

Основные принципы проведения тренинга 128

Оборудование помещения 130

Часть I. «Базовые умения и навыки» . 131

Встреча 1. «Введение. Консультирование — это...» 131

Встреча 2. «Личностный и профессиональный рост

консультанта» ; 138

Встреча 3. «Взаимоотношения между консультантом

и клиентом. Нерефлексивное слушание» 146

*

Оглавление

Встреча 4. «Стадии помогающей модели. Рефлексивное

слушание. Эхо-техника» 155

Встреча 5. «Перефразирование, резюмирование. Открытые
и закрытые вопросы» 160

Встреча 6. «Умение следовать за клиентом. Вопросы

содержательного и эмоционального характера» 166

Встреча 7. «Эффективные и неэффективные вопросы» .... 174

Встреча 8. «Обобщение» 179

Часть II. «Структура сессии» 184

Встреча 9. «Начало сессии» 184

Встреча 10. «Активное слушание» 190

Встреча 11. «Фокус на эмоциях клиента» 199

Встреча 12. «Фокус на мыслях клиента (уточнение

проблемы)» 204

Встреча 13. «Новый взгляд на проблему» 212

Встреча 14. «Фокус на поведении клиента» 219

Встреча 15. «Окончание сессии» 224

Встреча 16. «Обобщение полученного опыта» 229

Дополнительные темы для консультирования (работа

в парах: консультант, клиент) 235

Дополнительные темы для консультирования (работа

в тройках: консультант, клиент, супервизор) 236

Дополнительные игры и упражнения 238

Аудиозапись и видеосъемка 259

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. «Дневник обучения» (образец одной страницы). 263
Приложение 2. Невербальные паттерны общения 266

Приложение 3. Образцы карточек к упражнению «Испорченный
видеотелефон» 268

Приложение 4. Окно Джохари 269

Приложение 5. Варианты ситуаций к упражнению «Как показать
клиенту, что мы его понимаем» 270

Приложение 6. Список высказываний к упражнению

«Гимнастика ума» 271

Приложение 7. Список пословиц к упражнению «Гимнастика

ума» . 271

6 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

Приложение 8. Примеры ситуаций к упражнению «Техники

постановки вопросов» 272

Приложение 9. Бланк для проведения практикума

по супервизии 274

Приложение 10. Отрывок из сессии начинающего консультанта
и образец заполненного бланка по супервизии 275

Приложение 11. Образцы карточек к упражнению «Скандал

в парикмахерской» 279

Приложение 12. Применение навыков, техник и стратегий,

отрабатываемых в первой части тренинга 286

Приложение 13. Образцы карточек к упражнению

«Создание доверительной атмосферы» 287

Приложение 14. Отрывок из сессии начинающего консультанта
(с комментариями) 288

Приложение 15. Примеры карточек к упражнению

«Самораскрытие» 290

Приложение 16. Образцы карточек к упражнению

«Повторяющееся слово» 294

Приложение 17. Бланк для проведения практикума

по супервизии 295

Приложение 18. Отрывок из сессии начинающего консультанта
и образец заполненного бланка супервизии 296

Приложение 19. Навыки, техники, стратегии и типы вопросов,
используемые консультантом на разных этапах сессии
(к упражнению «Большой Контейнер») 301

Приложение 20. Бланк к упражнению «Карта тренинга» 302

Список литературы 304

ОТ АВТОРА

Обучение психологическому консультированию — процесс постепенный. Нельзя стать консультантом в одночасье, лишь прочитав хороший учебник. Необходимо пройти длинный путь, на котором встречается многое: открытия, радость, разочарование, огорчение, отчаяние, встречи и расставания. Путь становления консультанта — это путь мыслителя и художника, это непрерывные раздумья, поиски и внезапные озарения, так называемые инсайты. Этот путь может стать легким, как полет бабочки над пестрым ковром цветов, когда у тебя все получается, и ты принимаешь искреннюю благодарность от других, или оказаться утомительной прогулкой черепахи по бесконечной пустыне, когда ты сталкиваешься с ограничением своих профессиональных возможностей и не знаешь, как и куда двигаться дальше. Чтобы пройти через все это, потребуется много сил. Чтобы осознать и пережить все это, необходимо много времени. Вот почему путь становления консультанта столь долог, а процесс обучения консультированию -столь тернист.

Во время сессии консультант работает в одиночку, но вместе с тем ему нужно постоянно учиться у других. Жизнь не стоит на месте, разрабатываются новые стратегии и приемы, появляются новые проблемы, которые требуют новых решений. Меняется стиль и образ жизни, меняется контингент тех, кто обращается за помощью, открываются новые горизонты для поисков и творчества. Нельзя учиться по-старому! Нельзя учить по-старому! Необходимо идти вперед, чтобы быть в ногу со временем!

Именно поэтому я хочу предложить вам взглянуть на тот путь в профессиональном плане, который проделывают наши ближайшие соседи. Как превращаются простые неопытные студенты в уверенного специалиста — консультанта? Возможно, хотя и совсем не обяза-

8 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

тельно, кто-то возьмет на вооружение некоторые идеи, показавшиеся достаточно новыми или интересными.

Итак, как становятся профессиональными консультантами в Англии? Студенты проходят длинный и серьезный путь. Прежде чем поступить в колледж на основной курс обучения, они должны закончить так называемый вступительный курс: теоретический или практический или оба, в зависимости от требований учебного заведения. Кроме того, некоторые наиболее престижные учебные заведения настаивают на обязательном посещении абитуриентом консультанта для решения с его помощью некоторых собственных проблем. Таким образом, на первый курс студенты приходят вполне подготовленными.

Как правило, будущие первокурсники уже знакомы с основными направлениями консультирования и психотерапии, а некоторые из них уже имеют сертификаты, разрешающие им проводить беседы с клиентом (на общественных началах). Эти беседы в доверительном стиле еще пока нельзя назвать настоящим психологическим консультированием, но они уже позволяют решать некоторые проблемы обратившихся за помощью людей. В том случае, если начинающий консультант не может оказать должной помощи, он уже готов к тому, чтобы грамотно направить своего клиента к другому специалисту и не принимать возникшую ситуацию за свое поражение.

Такая многоступенчатая подготовка профессионалов, безусловно, имеет рациональное зерно, а сама идея создания подобного курса для начинающих консультантов и консультирующих психологов показалась мне достаточно интересной. Сдав экзамены и получив сертификат об окончании курса «Counselling skills», который продолжался 120 часов, я решила поделиться своим опытом с представителями российской психологической школы и описать английский путь обучения консультантов, вернее, начальную ступеньку этого пути — ведение доверительной беседы. Под доверительной беседой мы будем понимать диалог между человеком, обратившимся за психологической помощью, и помогающей стороной —профессионалом, который владеет определенными техниками психологического консультирования, но не имеет статуса профессионального консультанта. Говоря языком музыкантов, этот тренинг можно было бы назвать «прелюдией» к психологическому консультированию.

Курс «Counselling skills» довольно популярен в Англии, и его проходят не только будущие консультанты и психологи, но и представи-

От автора

тели других профессий: менеджеры, рекламные работники, учителя, журналисты, врачи и медицинские сестры, социальные педагоги и многие другие специалисты, которые работают с людьми и хотят научиться грамотному оказанию помощи людям, не унижая их и не подавляя их собственную инициативу.

Курс, описанный в данной книге, не является полным повторением одного из английских курсов; из него позаимствована лишь сама идея и несколько упражнений, представленные в адаптированном варианте. Остальные упражнения созданы специально для российских начинающих специалистов: некоторые из них совершенно новые, другие же отражают многолетний предшествующий опыт. Темы курса и его структура также адаптированы для представителей российской психологической школы.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить английских тренеров, чьи идеи были позаимствованы для создания нескольких упражнений. Это Эби Клиэр и Деннис Карр [Clear A., Carr D. Disability Equality Training. Inclusive Practice. The Lifetrain Trust — не публиковавшийся в виде книги тренинг]. Ссылки на их упражнения даны в программе тренинга, а модификации упражнений печатаются с разрешения авторов.

Итак, я представляю русскоязычным специалистам книгу «Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы». В этой книге я хочу поделиться приобретенным в Англии опытом и своими размышлениями над тем, как можно применить этот опыт в России. Я бы хотела, чтобы русскоязычные специалисты поразмышляли над тем, можно ли сделать обучение консультантов в России более европейским без утраты лучших традиций русской психологической школы, которые берут свое начало от идей великих мастеров отечественной науки.

С уважением, Елена Роберте

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕН ДАННЫЙ ТРЕНИНГ?

Данный тренинг не рассматривает все аспекты психологического консультирования и не обучает мастерству профессионального психологического консультирования. Это только начальный этап обучения, или, другими словами, фундамент, без которого невозможно становление профессионального консультанта. Навыки и умения, отрабатываемые в ходе тренинга, могут быть использованы для продолжения обучения в рамках интегративного, эклектического, личност-но-центрированного, когнитивно-бихевиорального и гештальт-кон-сультирования. Они помогут начинающему консультанту использовать знания на практике, а значит, развивать и совершенствовать профессиональное мастерство буквально с первых дней обучения.

Используя полученные знания, начинающий консультант уже будет понимать, как правильно построить сессию и что делать на каждом ее этапе. Он сможет выслушать клиента, задать ему вопросы с целью получения необходимой информации, помочь ему разобраться в своей проблеме и самостоятельно принять нужное решение.

Данный тренинг может быть полезен тем психологам со стажем и опытом работы, которые хотели бы освежить и пополнить свои знания новыми идеями. Кроме того, он позволит профессиональным психологам поразмышлять над своей персональной историей, поскольку зачастую бывает так, что нам постоянно не хватает времени на себя.

Навыки и умения, приобретенные в ходе тренинга, могут пригодиться не только консультантам или психологам с академическим образованием, но и представителям многих других профессий: учителям, социальным педагогам, хирургам, медицинским сестрам, топ-менеджерам или менеджерам по продажам, домохозяйкам или женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Конечно, учитель не может консультировать своих учеников ежедневно, затрачивая по 20-30 минут своего времени, но в процессе работы иногда возникают такие ситуации, когда учитель вынужден общаться с родителями детей и коллегами, помогая разрешать конфликтные ситуации. Родители приходят к учителю за советом, а ученики просят оказать помощь, например, в выборе профессии. В таких

Для кого предназначен данный тренинг?

11


ситуациях как раз и пригодятся навыки и умения, полученные в ходе тренинга.

То же самое можно сказать и о работе менеджера. У него также не хватает времени на психологическое консультирование своих сотрудников, да и его функциональные обязанности не предусматривают оказания подобных услуг. Но, несмотря на это, любой менеджер должен проводить переговоры с представителями различных организаций, выслушивать жалобы и пожелания сотрудников, разрешать конфликтные ситуации, собирать информацию о работниках, перед тем как выдвинуть их на более высокий пост и т. д. и т. п. В таких ситуациях как раз бы и пригодилось умение слушать, задавать-вопросы, рационально планировать время беседы.

И для учителя, и для менеджера, и для представителей многих других профессий данный тренинг поможет достичь вершины профессионального мастерства, а для консультанта это будет лишь фундамент, на котором он сможет выстроить свое дальнейшее обучение. Для наглядного объяснения того, кому адресован данный тренинг, обратимся к следующему рисунку.

В прямоугольниках обозначены те категории людей, которым адресован данный тренинг. Прямоугольник тем выше, чем больший разброс по критерию профессионального опыта включен в сравнительный параметр. К первой категории людей относятся консультирующие психологи и консультанты. Как видно из схемы, данный



12

Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

тренинг предназначен не тем консультантам, которые имеют очень большой стаж и профессиональный опыт работы, а тем, кто лишь начинает осваивать азы этого мастерства.

Ко второй категории людей относятся психологи и социальные педагоги, для которых консультирование является лишь составной частью работы. Благодаря этому тренингу они смогут открыть для себя те или иные новые техники, идеи и приемы.

Третья категория людей — это представители других профессий типа «человек—человек», независимо от уровня их профессионального мастерства, которые хотели бы еще лучше развить свои коммуникативные навыки и использовать их в своей работе. К этой же категории можно отнести также всех желающих научиться помогать другим людям в повседневной жизни.

Итак, данный тренинг предназначен:

О студентам, обучающимся по курсу «Психология» или «Психологическое консультирование»;

D психологам, желающим улучшить свои профессиональные навыки;

О представителям всех профессий типа «человек—человек» (педагогам, менеджерам, медицинским работникам, журналистам врачам и т. д.);

О всем желающим научиться оказывать людям «первую психологическую помощь».

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДАННАЯ КНИГА?

Данная книга написана, прежде всего, для специалистов, проводящих тренинги по психологическому консультированию и психотерапии. Вариант готового тренинга с описанием упражнений, теоретическим материалом для мини-лекций и дискуссий, примерами из сессий начинающих консультантов и подготовленным раздаточным материалом может сэкономить время консультанта. В дальнейшем, если тренинг понравится консультанту, он сможет изменять его по своему усмотрению: дополнять или сокращать его, заменять наименее эффективные или наименее интересные, по его мнению, части в зависимости от аудитории слушателей. При желании он сможет взять отдельные упражнения и включить их в свой авторский тренинг по психологическому консультированию.

Эта книга адресована также преподавателям психологии высших и средних учебных заведений, читающим курс «Основы психологического консультирования». Данный тренинг может быть легко преобразован в практикум психологического консультирования, который можно начинать проводить с первого семестра обучения студентов. Пройдя этот курс, начинающие консультанты или психологи станут лучше понимать суть консультирования, смогут проводить свои первые сессии, которые еще нельзя назвать профессиональными, но которые уже будут приносить пользу как клиенту, так и начинающему консультанту. Клиента выслушают и при необходимости направят к другому специалисту, или уже на начальном этапе ему окажут помощь в разрешении его трудностей. Начинающий консультант сможет накапливать свой профессиональный опыт путем проведения реальных сессий с реальным клиентом.

Преподаватели учебных заведений, читающие курс «Психология» (для психологов или представителей других профессий), смогут извлечь из данного тренинга необходимый материал для проведения практических занятий, семинаров, лекций и тренингов.

Книга может быть полезной психологам, занимающимся обучением персонала (менеджеров, руководителей всех звеньев, педагогов,

14 Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы

медицинских работников и всех, кто по своему роду деятельности общается с людьми).

Студенты (будущие консультанты и психологи) смогут познакомиться с теоретическим материалом, который представлен в кратком изложении.

Итак, данная книга адресована:

П тренерам;

О практическим психологам;

О психотерапевтам;

О преподавателям психологии;

П студентам младших курсов, обучающихся консультированию;

О студентам старших курсов, обучающихся по курсу «Психология» или «Социальная работа».

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ТРЕНИНГУ

Послушай... я никогда не обещал тебе усыпанный розами путь. Я никогда не обещал тебе безупречного правосудия... и я никогда не обещал тебе умиротворения и счастья... Я помогу тебе только в том, чтобы ты сам попробовал достичь всего этого, если, конечно, захочешь...

Я никогда не обещал тебе усыпанный розами путь, потому что это — «утопия» и к тому же это слишком скучно.

X. Грин
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Виды оказания психологической помощи

В реальной жизни, если случаются неприятности, человек обращается к кому-либо за помощью. Часто необходимую психологическую помощь могут оказать друзья и близкие люди — родственники, коллеги и т. д., которые поддерживают нас, подбадривают, успокаивают, дают советы. Если попавший в беду человек понимает, что этой поддержки ему недостаточно, то он может обратиться за помощью к специалистам. Прежде чем поговорить о том, к кому специалисту и за каким видом помощи можно обратиться в повседневной жизни, давайте определимся с терминологией.

В английском языке психологическое консультирование, которое является близким к психотерапии, обозначается специальным термином — counselling. Ни один другой вид консультирования не обозначается этим словом, хотя существуют и другие виды консультирования, осуществляемые психологом, например: профориентация, консультирование по результатам диагностического обследования, консультирование в менеджменте, консультирование в образовании и т. д. Специалист, который проводит counselling, в Англии называется counsellor. Специалисты, которые проводят другие виды психологического консультирования, называются психологами, например: профори-ентационный психолог, педагогический психолог, организационный психолог и т. д. Психолог проводит консультацию, а консультант (counsellor) — сессию. Во время консультации психолог вправе давать профессиональные советы, информировать клиента, формулировать рекомендации, предлагать клиенту на выбор готовые варианты решений и т. д. Консультант же во время сессии предоставляет клиенту возможность самому разобраться в своей проблеме, найти выход из сложившейся ситуации и принять собственное решение (если, конечно, в этом есть необходимость).

Для того чтобы лучше понять различия между двумя видами консультирования, давайте рассмотрим следующий пример. Родители

Глава 1. Теоретический материал к тренингу

только что посетили врача, который подтвердил диагноз их ребенка — аутизм. Если, к примеру, мать и отец готовы принять ребенка таким, какой он есть, но не знают, как эффективно взаимодействовать с ним, они могут прийти на прием к психологу и узнать более подробно о том, что такое аутизм, какие проявления для него характерны и какие стратегии можно использовать в общении с ребенком. Психолог также может помочь им в выборе специального детского учебного заведения и т. д. Такой вид консультирования будет проходить в форме консультации. Если родители, к примеру, полностью подавлены и расстроены, они могут прийти к консультанту, который, прежде всего, будет работать с их чувствами и эмоциями, имеющими непосредственную связь с осознанием их роли в воспитании ребенка. В этом случае консультант не будет учить родителей приемам взаимодействия и не будет давать информацию о том, что такое аутизм. Скорее всего, родители будут еще не готовы к получению подобной информации. Такой вид консультирования, как counselling, будет проходить в форме сессии. Возможен и третий вариант, при котором в процессе беседы психолог сообщил родителям нечто, что их встревожило или явилось для них неожиданным; в этом случае, возможно, специалист отступит в сторону от разговора о проблемах ребенка и переключится на работу с тревогой и опасениями родителей. Таким образом, в процессе этой консультации будут использованы техники и приемы counselling.



Рис. 2. Виды оказания консультативной помощи в Великобритании

Психолог или другой специалист может включать в свою работу элементы counselling или counselling как таковой, при условии, если он прошел соответствующую подготовку. Подготовка профессиональных counsellors включает в себя 440 образовательных часов в Англии, 240 часов — в Австралии и 100 часов практики под наблюдением опытного специалиста (в обеих странах). Чтобы лучше понять различия

Современный взгляд на психологическое консультирование

19


между консультированием и другими видами консультаций в Англии, рассмотрим следующую схему (рис. 2).

Во время консультирования, проходящего в форме совета, консультирующая сторона может высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, давать рекомендации. Guidance отличается тем, что консультант может указать клиенту путь решения проблемы, обучить его чему-либо, дать инструкции. Во время counselling консультант помогает клиенту самому исследовать свою проблему и самому принимать необходимые решения [Sutton J., Stewart W., 2002; Feltham С., DrydenW.,2004].

В данной книге под психологическим консультированием или просто консультированием подразумевается counselling, который имеет незначительные различия с психотерапией. Возможно, этот термин не совсем точно отражает его сущность, но автор книги не ставит перед собой задачу внести ясность во все определения, связанные с многообразием психологических услуг, предоставляемых в России. Задача книги заключается в том, чтобы донести до читателя основной смысл такого понятия, как counselling. Для этого давайте рассмотрим следующую схему (рис. 3), на которой изображены основные виды оказания психологической помощи (в скобках даны названия профессий специалистов, оказывающих данный вид помощи).

Основными профессиональными способами оказания психологической помощи являются:

О психологическое консультирование без применения counselling;

П психологическое консультирование в виде counselling;



Рис. 3. Основные виды оказания психологической помощи

П психотерапия.

20

Глава 1. Теоретический материал к тренингу

Под консультированием без применения counselling в данной книге будет пониматься такое консультирование психологом или представителями смежных профессий (например, социального педагога), которое предусматривает беседу по результатам диагностики или информирование по специальным вопросам (например, по вопросам выбора профессии, выбора типа школы, информирования родителей и педагогов по возрастным особенностям детей и т. д.). Специалист помогает клиенту сделать выбор, принять решение и т. д.

Психологическое консультирование — counselling как таковое и психотерапия, как отмечалось выше, имеют много общего. Например, они используют одни и те же теории, этические принципы, техники и т. д. Многие специалисты, получившие дипломы консультантов, по праву считают себя и психотерапевтами. Для того чтобы лучше разобраться в сходствах и различиях двух смежных понятий, давайте подробнее рассмотрим, что же такое «психологическое консультирование».

Понятие психологического консультирования

Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента.

Основным принципом психологического консультирования является оказание помощи клиенту без какого-либо давления на принятие им того или иного решения [Colman A. M., 2003]. Некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, но подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме [Colman A. M., 2001].

Психологическое консультирование не является простым набором техник, которые использует в своей работе специалист, оно предполагает становление специальных, особых отношений между консультантом и клиентом [McLeod J., 2003]. Одно из важных условий установления таких отношений — соглашение между двумя сторонами, в котором четко определены роли и границы взаимоотношений участ-

Современный взгляд на психологическое консультирование

21

ников процесса консультирования. Так, например, сессия не может состояться без специального запроса клиента, который нуждается в психологической помощи. Клиент также должен иметь приблизительное представление о том, какую помощь он может получить в процессе консультирования и что выходит за рамки данного процесса. Именно поэтому в начале первой сессии или раньше клиент и консультант должны обсудить то, что они ожидают друг от друга в предстоящей совместной работе.

Общение с консультантом в неформальной обстановке не является консультированием, даже если в этом случае применяются профессиональные техники и приемы. Если, допустим, консультант за чашкой чая общается со своей близкой подругой, у которой произошли неприятности на работе, несомненно, он может использовать свои профессиональные навыки и отдельные техники консультирования. Он может применять техники нерефлексивного слушания, давать обратную связь, задавать вопросы и т. д. Но, несмотря на все это, данную беседу нельзя считать психологическим консультированием, хотя бы потому, что не было предварительной договоренности и четкого разделения функций каждой стороны. В ходе данной беседы консультант выступает в роли друга и не связывает себя никакими профессиональными обязательствами в процессе общения, а его знакомая не считает себя клиентом и не просит профессиональной помощи, она лишь делится своими проблемами с близким человеком.

Таким образом, консультирование имеет место только тогда, когда между обеими сторонами (клиентом и консультантом) существует договоренность о проведении сессии, и когда консультант не выполняет по отношению к клиенту никакой другой роли, кроме роли консультанта [Frankland A., Sanders P., 2006]. Клиент, в свою очередь, ощущая дискомфорт, осознает, что он нуждается в помощи или поддержке, хотя не всегда отдает себе отчет в том, что именно он бы хотел изменить [Rogers С., 1959].

Питер Сандерс [Sanders P., 2004], отвечая на вопрос, чем не является психологическое консультирование, указывает на следующие пункты:

Психологическое консультирование — это

О не дружба между консультантом и клиентом;

П не взаимоотношения по типу «родитель—ребенок»;

П не лечение клиента, как это делает врач;

22

Глава 1. Теоретический материал к тренингу

П не инструктирование и не обучение клиента; П не совет;

О не напутствие и не указание пути решения проблемы; П не просто использование техник психологического консультирования. '

Консультирование также не сводится к убеждению клиента поступать каким-либо определенным образом. Убеждая клиента сделать определенный выбор, принять позицию или ту или иную точку зрения, можно отрицательным образом повлиять на самооценку клиента. Советуя что-либо клиенту, консультант берет под контроль сложившуюся ситуацию [Stewart W, Martin A., 1999].

В 1992 г. на ежегодной конференции по консультированию и психотерапии в Англии обсуждался вопрос о различиях между двумя помогающими профессиями. Специалисты пришли к выводу, что четкую границу между консультированием и психотерапией провести невозможно.

Выступая на данной конференции, Брайан Торне [Thorne В., 1992] отметил следующие незначительные в масштабах наук различия: П по типу проблем: психотерапия решает более глубинные проблемы;

П по типу взаимоотношений между специалистом и клиентом: в психотерапии отношения претерпевают изменения в большей степени;

П по продолжительности: психотерапия занимает больше времени; П по месту проведения: психотерапия проходит в медицинских учреждениях, а консультирование — в педагогических, психологических и др.

Рэй Вульф [Woolfe R., 1997] отмечает еще одно отличие, которое связано с истоками возникновения двух данных видов оказания психологической помощи клиенту. Психотерапия родилась благодаря 3. Фрейду, который основал психоаналитический подход, в то время как консультирование, которое появилось значительно позже, берет свое начало из теоретического и практического наследия К. Роджерса и опирается в основном на гуманистические теории.

В 2000 г. в знак подтверждения близости данных направлений в оказании помощи клиенту, Британская Ассоциация по Консультиро-

Современный взгляд на психологическое консультирование

23


ванию была переименована в Ассоциацию по Консультированию и Психотерапии (ВАСР).

Стадии помогающих моделей

Консультирование — не бессистемный процесс. Для того чтобы помощь, которую оказывает специалист клиенту, была эффективной, необходимо пройти определенные стадии в процессе совместной работы. Так, например, нет смысла говорить о проблеме, если клиент не доверяет консультанту или если клиент и консультант не понимают друг друга и т. д. Нет смысла искать пути выхода из трудной ситуации, в которой видит себя клиент, если между двумя сторонами не сформированы доверительные отношения или если клиент не до конца осознал, что происходит с ним и в чем он видит свою цель. Именно поэтому в психологическом консультировании важно ступенчатое продвижение к намеченной цели, которое разные психотерапевтические направления представляют по-разному.

Г. Игэн [Egan G., 1982] выделяет три стадии помогающей модели:

  1. построение доверительных отношений и исследование проблемы;

  2. новое понимание проблемы и выявление различных перспектив
    ее решения;

  3. действия: помощь клиенту в развитии и использовании помо
    гающих стратегий.

Рассмотрим каждую стадию отдельно.

На первой стадии важно создать доверительные отношения между клиентом и консультантом. Клиент исследует проблему, которую он выбрал для обсуждения. Консультант внимательно слушает и старается взглянуть на проблему глазами клиента, используя при этом активное слушание и эмпатическое понимание.

На второй стадии консультант оказывает клиенту помощь в том, чтобы он смог увидеть себя и свою проблему в новом ракурсе. Консультант проявляет эмпатическое понимание проблемы клиента и помогает клиенту фокусировать его внимание на проблеме, не уходя в сторону.

На третьей стадии консультант и клиент пытаются рассмотреть различные пути решения проблемы и выбрать наиболее приемлемый

24

Глава 1. Теоретический материал к тренингу







Современный взгляд на психологическое консультирование

25


или наиболее приемлемые из них. Консультант использует различные стратегии, помогающие решить проблему клиента.

Позднее Г. Игэн [Egan G., 1994] видоизменил свою модель, выделив следующие стадии:

  1. оказание помощи клиенту в распознании и прояснении про
    блемной ситуации;

  2. оказание помощи клиенту в создании модели лучшего будущего;

  3. оказание помощи клиенту в его продвижении к цели.

Представитель когнитивного направления психотерапии и психологического консультирования Ричард Нельсон-Джонс [Nelson-Jones R., 2005] предлагает похожую, но несколько измененную модель взаимодействия консультанта с клиентом.

Данная модель также включает три стадии:.построение взаимоотношений, понимание, изменения. Она не будет подробно описываться в книге и приведена в качестве примера лишь для того, чтобы показать начинающему консультанту, насколько важно до перехода к решению проблемы клиента, установить с ним контакт и разобраться в том, что его волнует и беспокоит.

Несмотря на явные различия всех трех моделей, они также имеют и общее. Оно состоит в том, что прежде, чем перейти к решению проблемы, необходимо пройти через две другие стадии, которые в разных моделях обозначены по-разному. Очень часто начинающие консуль-



26 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

танты пытаются с ходу помочь клиенту решить его проблему. Это не консультирование. Это, скорее всего, можно назвать манипулированием [Sutton J., Stewart W., 2002]. Следуя по такому пути, консультант не столько думает об оказании реальной помощи клиенту как личности, сколько о своей успешности, вернее, о создании видимости «легкого успеха».

Данные модели отражают общее направление продвижения к желаемому результату. На основе моделей строятся более детальные разработки консультирующего процесса — структуры сессий. Так, например, каждая стадия модели Р. Нельсона-Джонса состоит из трех фаз, которые дают консультанту установку на то, что следует делать на каждой фазе, прежде чем переходить к следующей. Одна из моделей структуры сессии будет рассмотрена ниже. Ее авторами являются Кат-рун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005].

Для того чтобы пройти с клиентом через все стадии любой из представленных моделей, консультанту необходимо овладеть большим количеством навыков, техник и стратегий. С первого взгляда некоторые из них могут показаться слишком простыми, но не стоит обольщаться. Для того чтобы довести их до профессионального уровня, понадобится много времени и терпения.

ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Взаимоотношения между консультантом и клиентом

Психологическое консультирование — это не просто набор техник и стратегий, которые приобретают специальную структуру, это еще и особые взаимоотношения между клиентом и консультантом, которые не сводятся к безграничной дружбе. Придя на консультацию, клиент может иметь ложные представления о таких взаимоотношениях. Он может представлять консультанта как человека, который знает готовое решение его проблемы или который может наставить «на истинный путь» без всяких усилий со стороны клиента. Он также может представлять, что консультант обязательно станет его другом, к которому можно будет обращаться за советом в любой затруднительной ситуации. Все эти типы отношений далеки от отношений, строящихся в психологическом консультировании [Rogers С., 1994].

Различные психотерапевтические направления предлагают разные типы взаимоотношений между консультантом и клиентом. Рассмотрим те из них, которые используются в личностно-центрированном и ин-тегративном консультировании. К. Роджерс [Rogers С., 1961] выделяет шесть стержневых условий, способствующих эффективному взаимодействию клиента и консультанта. Три из них пользуются особой популярностью среди специалистов: эмпатическое понимание, безусловное принятие клиента и конгруэнтность консультанта. Остановимся на каждом из них более подробно.

Эмпатическое понимание

Эмпатическое понимание включает в себя два психологических термина: эмпатия и понимание.

Эмпатия это способность проникать во внутренний мир другого человека и в то же время умение выходить из него в нужный момент, полностью не идентифицируя себя с данным человеком.

28 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

Эмпатическое понимание это способность понимать мысли, чувства, поведение и смысл сказанного другим человеком (чувствовать как он, вместе с ним) [Sutton J., Stewart W., 2002. С. 159].

Но при этом консультант не может чувствовать абсолютно то же самое, что чувствует его клиент. Он может лишь представить себя на месте клиента, чтобы лучше понять состояние последнего. Он может постараться понять клиента настолько глубоко, насколько это возможно.

«К. Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму отношений, мягкий способ общения с клиентом. Однако предположение эмпатии не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражение» [Нельсон-Джоунс Р., 2000. С. 56].

Не следует смешивать понятия «эмпатия» и «сочувствие, сострадание». Сочувствуя кому-то, специалисты могут испытывать негативные эмоции и при этом становиться глубоко расстроенными, удрученными, подавленными и т. д. под влиянием происходящего. В таком состоянии консультант вряд ли сможет объективно оценивать обстановку и тем более помогать клиенту. Эмпатия, эмпатическое понимание клиента означает умение понимать клиента, но при этом оставаться самим собой, не впадая глубоко в положительные или отрицательные эмоциональные состояния.

Конгруэнтность

Конгруэнтность — это умение быть открытым по отношению к клиенту, быть в гармонии со своим внутренним миром, быть искренним, быть самим собой.

Общаясь с клиентом, консультант должен уметь осознавать свои чувства и сообщать о них клиенту, когда в этом есть необходимость. Консультант также должен уметь оставаться собой, а не прятать свои эмоции под маской профессионализма.

Чем больше искренности и конгруэнтности проявляет консультант во взаимоотношениях с клиентом, тем больше вероятность того, что в дальнейшем в судьбе клиента произойдут положительные изменения. Как отмечает К. Роджерс, пока еще никому не удалось достичь стопроцентной конгруэнтности, однако в процессе профессиональной работы над собой можно приблизиться к идеалу [Rogers С., 1961].

Процесс консультирования 29

В настоящее время в психологическом консультировании выделяют три аспекта конгруэнтности:

  1. умение быть собой, то есть быть таким, какой ты есть, не пыта
    ясь выглядеть лучше (быть честным по отношению к клиенту
    настолько насколько это возможно);

  2. психологическая зрелость консультанта, то есть степень откры
    тости консультанта для получения нового опыта;

  3. индивидуальный стиль консультирования, который складыва
    ется не из того, что консультант делает, а из того, как он это
    делает [Wyatt G., 2001; Sanders P., 2006].

Будучи самим собой в процессе общения с клиентом, не стоит забывать, что консультирование ставит перед собой цель оказания помощи клиенту, а не отработки и решения наших собственных проблем. Если на каком-либо этапе работы консультант вдруг начинает признаваться себе в том, что он не может оставить за дверью кабинета свои проблемы и они продолжают занимать его в процессе сессии, скорее всего, это означает, что ему самому следовало бы обратиться за помощью к специалисту. Возможно, что прохождение групповой или индивидуальной терапии снова вернет его в нужное русло.

Безусловное принятие клиента

Безусловное принятие клиента — это проявление уважения к нему, общение с клиентом без осуждения, без того, чтобы загнать его и его поведение в какие-либо рамки. Это принятие достоинств и недостатков клиента, его положительных и отрицательных черт характера и паттернов поведения, его позитивных и негативных желаний, мыслей, чувств и т. д. [Sutton J., Stewart W., 2002].

Специалист не может настаивать на том, чтобы клиент изменил свое поведение в угоду ему. Также специалист не может контролировать действия и поступки клиента и указывать ему, что хорошо, а что плохо.

Как отмечает К. Роджерс, потребность в безусловном принятии и любви возникает в раннем возрасте. Если родители проявляют свою любовь к ребенку только при каком-либо условии (если он выполнит их указания или будет соответствовать их ожиданиям и т. д.), это приводит к дисгармонии развивающейся личности [RogersC., 1959].Толь-

30 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

ко тогда, когда человек чувствует, что его принимают таким, какой он есть, включая его достоинства и недостатки, он может свободно и искренне рассказывать о себе, не боясь, что его осудят или будут критиковать.

Безусловное принятие клиента не означает одобрения клиента и не сводится к нему. Консультант может не разделять его мнение и не одобрять его поведение и поступки, но вместе с тем он принимает клиента в целом, как личность.

Безусловному принятию клиента могут мешать следующие факторы:

П недостаток знаний о поведении человека;

D предубеждения;

П неразрешенные конфликты;

П ненайденное успокоение;

01 нежелание исследовать;

П стереотипы;

П непонимание разницы между принятием и одобрением и др. [Sutton J., Stewart W., 2002].

Л. Е. Тайлер [Tyler L. Е., 1967] и С. К. Гилмор [Gilmore S. К., 1973] считают, что основными характеристиками, способствующими эффективным взаимоотношениям между консультантом и клиентом, являются: принятие клиента консультантом и его понимание. Катрун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005] в добавление к этому отмечают, что теплота, поддержка, внимание, сотрудничество, демонстрирующее уважение к клиенту и целенаправленное использование психотерапевтических техник также способствуют достижению хороших результатов в процессе консультирования.

Модель структуры сессии

Как говорилось выше, сессия — это встреча клиента с консультантом, которая отвечает определенным требованиям.

Разные психотерапевтические направления разрабатывают различные структуры сессии. Катрун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005] предлагают детально разработанную схему (рис. 6), отражающую стадии консультирующего процесса, которая включает в себя семь ступеней: 1) подготовка к сессии, 2) установление доверительных

Процесс консультирования

31







32

Глава 1. Теоретический материал к тренингу

отношений с клиентом, 3) активное слушание, 4) фокус на эмоциях клиента, 5) фокус на его мыслях, 6) фокус на его поведении, 7) окончание сессии.

Давайте кратко остановимся на каждой стадии.

Подготовка к сессии включает в себя не только знакомство с клиентом до того, как он пришел на первую сессию, но и подготовка специальных материалов для клиента в промежутках между сессиями, просмотр литературы по определенным проблемам и т. д. Познакомиться с клиентом до начала первой сессии и переговорить со специалистами, которые уже работали с клиентом, не всегда представляется возможным по ряду технических и этических причин. Но если такая возможность появляется, не стоит ее упускать, так как любые дополнительные сведения о клиенте могут помочь консультанту чувствовать себя более уверенно во время первой сессии.

Установление доверительных отношений. С этой стадии и начинается сама сессия. Консультант встречает клиента, знакомится с ним, составляет контракт, отвечает на все его вопросы и приглашает к свободному повествованию.

Активное слушание. Клиент рассказывает консультанту о том, что волнует и беспокоит его, о своих трудностях и проблемах и т. д. Консультант слушает, предоставляя клиенту возможность излагать материал в свободной форме и в удобном для него темпе.

Фокус на эмоциях клиента. В процессе своего рассказа клиент начинает сталкиваться с определенными эмоциями: раздражение, гнев, печаль, огорчение, обида и др. Эмоциональное состояние клиента мешает ему объективно взглянуть на ситуацию, поэтому возникает необходимость соприкоснуться с эмоциями как можно ближе, и консультант предоставляет клиенту такую возможность.

Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы). После того как клиент лучше понял свое эмоциональное состояние, он готов двигаться дальше, исследовать свою проблему. На этой стадии консультант помогает клиенту осознать его проблему, с тем чтобы в дальнейшем искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на проблему). После того как клиент разобрался, в чем состоит его проблема, ему необходимо взглянуть на нее еще раз и активизировать свои сильные стороны для решения проблемы. Консультант помогает клиенту в выявлении этих сильных сторон характера или паттернов поведения.

Процесс консультирования 33

Фокус на поведении клиента. На данной стадии клиент пытается решить свою проблему — выявить эффективные стратегии, взвесить все «за» и «против», разработать план и т. д.

Окончание сессии. Клиент и консультант подводят итог совместной работы и прощаются друг с другом.

Структура первой сессии значительно отличается от структуры каждой последующей, а каждая последующая сессия, как правило, отличается от предыдущей. На первой сессии консультант тратит много времени на составление контракта, впоследствии он может лишь напоминать клиенту отдельные пункты контракта, а на последних сессиях, возможно, необходимость упоминания о контракте отпадет сама собой. На первой сессии также уходит много времени на активное слушание клиента, в то время как на последней делается акцент на стадию «Фокус на поведении клиента», на том, как он будет применять полученный в ходе консультирования опыт в будущем. В связи с этим набор используемых консультантом техник тоже будет отличаться от сессии к сессии.

Продвигаясь от сессии к сессии


Разумеется, первая сессия будет значительно отличаться от второй, последней и всех остальных не только по структуре, но и по содержанию, а каждая последующая сессия не будет походить на предыдущую. Консультант начинает встречу с составления контракта (или с краткого напоминания клиенту об условиях контракта), с создания доверительной атмосферы, с того, что внимательно слушает клиента и завершает сессию на том этапе, до которого они дошли с клиентом в отведенный промежуток времени. После этого за пять—десять минут до окончания сессии консультант предупреждает клиента об окончании времени консультации, подводит итог совместной работы и при необходимости обе стороны договариваются о следующей встрече.

Таким образом, общий алгоритм для всех сессий на нашем этапе обучения будет следующим (рис. 7).

Начало и окончание примерно одинаковы для всех сессий. Теперь возникает вопрос о том, как планировать середину сессии, как решить, с какого этапа ее начать и каким этапом ее закончить. Для того чтобы лучше понять, какое количество сессий необходимо клиенту и на ка-

23ак. 4148

34

Глава 1. Теоретический материал к тренингу



Начало сессии.

Установление доверительных отношений. Активное слушание

^


Середина сессии.

Фокус на том, что волнует клиента

•^


Окончание сессии.

Подведение итогов совместной работы

Рис. 7. Алгоритм проведения сессий

ких стадиях можно завершить работу, следует апеллировать к цели, с которой пришел клиент. Если клиент пришел для того, чтобы просто выговориться и быть услышанным, то, возможно, окончание сессии произойдет после стадии активного слушания. Клиент сказал все, что он хотел, ему стало легче, и его право — закончить встречи с консультантом.

В этом случае структура сессии будет выглядеть так (рис. 8).

Начало сессии.

Установление доверительных отношений. Активное слушание



Середина сессии.

Активное слушание

, , :w


Окончание сессии.

Подведение итогов совместной работы

Рис. 8. Структура отдельной сессии

Предположим, данный клиент пришел на следующую встречу с консультантом. Она снова начинается с установления доверительных отношений, активного слушания, и далее консультант «следует за клиентом», пытаясь понять, какой вид помощи он ожидает от него. Если клиент пришел потому, что он находится в неприятном эмоциональном состоянии, возможно, после того как он соприкоснется со своими чувствами, он лучше осознает их или выплеснет в приемлемой форме, он почувствует себя гораздо лучше и обретет силы самостоятельно справляться со своими трудностями. В этом случае окончание сессии может наступить после стадии «Фокус на эмоциях клиента».

Клиент, который не может до конца осознать свою проблему и решить, что бы он хотел изменить в своей жизни, который не уверен в своих силах и возможностях, скорее всего, дойдет до стадии «Фокус на мыслях», и если клиент обретет уверенность, он не будет нуждаться в прохождении следующей стадии или (по своему желанию) сможет продолжить решать проблему вместе с консультантом. Если же клиент пришел специально для того, чтобы решить свою проблему, если он




36 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

знает, что он хочет изменить, но не знает, с чего начать и как продолжить, то возможен такой вариант, когда после стадии активного слушания консультанту следует сразу же переходить к стадии решения проблемы «Фокус на поведении клиента».

Схематично это можно изобразить так (рис. 9).

Таким образом, на данной схеме изображены всевозможные варианты структуры сессий. То, в каком направлении будет по данной схеме двигаться консультант, зависит от цели, с которой пришел клиент.

Как говорилось выше, на начальном этапе обучения рекомендуется не планировать число сессий с клиентом, но по мере приобретения опыта и уверенности консультант может начинать оценивать предполагаемое время, которое он потратит на свою работу. Для начала он может договориться с клиентом, предположим, на три-четыре сессии, предупредив последнего, что после этого они вместе решат, сколько раз еще необходимо встретиться.

Планирование количества сессий дает большое преимущество, поскольку предоставляет как клиенту, так и консультанту уникальную возможность работать в удобном темпе без лишней спешки. Однако не исключена возможность того, что запланированное количество сессий будет сокращено по ряду причин. К таким причинам могут быть отнесены следующие:

О желание клиента самостоятельно продолжить поиск путей из создавшейся ситуации;

О нежелание клиента продолжать совместную работу;

П трудности взаимодействия, с которыми столкнулись обе стороны консультационного процесса или хотя бы одна из них;

О невозможность оказания клиенту соответствующей помощи в связи с профессиональными ограничениями консультанта и др.

Возможен и такой вариант, что число запланированных сессий будет увеличено по желанию клиента, поскольку он имеет полное право завершить консультационный процесс на той стадии, на которой ему представляется удобным. Если клиент чувствует, что запланированное число сессий не привело к желаемому успеху и он готов работать дальше, то встречи с консультантом продолжаются.

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА КОНСУЛЬТАНТА

Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Ф. Вийон, перевод И. Эренбурга

Личностный рост консультанта

Профессия консультанта, как, впрочем, и многие другие профессии типа «человек—человек», предъявляет определенные требования к личности специалиста. Только обладая необходимым набором психологических черт, которые можно развивать в процессе обучения, консультант может стать высококвалифицированным специалистом в своем деле. Специалисты отмечают следующие желательные для консультанта качества личности: гибкость, теплота, принятие других, открытость, эмпатия, хорошо развитое самосознание, искренность, уважение к другим людям, объективность [Munro N., Manthei R., Small J., 1990].

Нет сомнения в том, что человеку, вступающему на путь консультирования, необходима работа, связанная с самосовершенствованием. На начальном этапе обучения следует развивать следующие личностные качества, которые являются базовыми для дальнейшего личностного роста консультанта:

П открытость;

П конгруэнтность;

П наблюдательность.

Открытость — это личностное качество, которое предполагает умение быть честным и нескрытным, говоря о себе, высказывая свои ощущения, мнения, свою точку зрения по различным позициям и т. д. Проявляя данное качество, консультант демонстрирует клиенту образец поведения: «Я открыт, и ты тоже, если хочешь, можешь быть открытым».

Конгруэнтность — это умение оставаться самим собой в различных ситуациях, не прятаться под маской профессионализма, демонстрируя искренность.

Глава 1. Теоретический материал к тренингу

Наблюдательность — это умение замечать наиболее важные и порой незаметные на первый взгляд детали, связанные с поведением, манерами, вербальным и невербальным проявлениями поведения клиента. Наблюдательность — одно из важнейших качеств, необходимых любому консультанту.

Конечно, это далеко не полный список, но он включает именно то, без чего работа консультанта становится невозможной. Это начало всех начал, это багаж консультанта на каждый день и это то, что необходимо ему при проведении любой сессии.

Помимо развития этих трех личностных качеств, как мне кажется, консультанту необходимо совершенствовать следующие связанные с самопознанием умения:

П умение анализировать и понимать свою персональную историю;

О умение принимать обратную связь (как позитивную, так и негативную);

П умение анализировать свои взаимоотношения с другими людьми.

Для того чтобы помочь начинающему специалисту осуществить его самосовершенствование как личности, в психологическом консультировании в качестве иллюстрации используют модель, которая получила название «Окно Джохари». Данная модель была предложена

Открытая зона Ты знаешь и другие знают

Слепая зона Ты не знаешь, но другие знают

Скрытая зона Ты знаешь, но другие не знают

Неизвестная зона Ты не знаешь и другие не знают

Рис. 10. Окно Джохари

Повышение мастерства консультанта 39

в 1969 г. [Luft J., 1969] и названа сочетанием первых слогов имен ее создателей (Joe Luft и Harry Ingham). Графически она представляет собой квадрат или прямоугольник, разделенный на четыре части. Каждая часть символизирует одну из зон нашего «Я» и имеет свое название в зависимости от типа информации, которая в ней хранится: открытая зона, скрытая зона, слепая зона и неизвестная зона.

Открытая зона представляет собой ту информацию о человеке, которая известна не только самому носителю этой информации, но и людям, окружающим его. Это то, что человек знает о себе и не скрывая делится с другими людьми. Например, какие-то положительные черты характера, которые человек в себе любит; достижения, о которых он часто рассказывает другим; его взгляды на определенные вещи и т. д.

Скрытая зона включает в себя ту информацию, которую человек по каким-либо причинам не сообщает другим и держит в секрете. Это то, что человек знает о себе, а другие о нем не знают. Например, какие-то негативные привычки, которые человек старается скрыть; те или иные его мысли, поступки и т. д.

Слепая зона — это то, что человеку о себе неизвестно, но что является очевидным для других. Например, как человек выглядит в той или иной ситуации, что о нем говорят за спиной, как к нему относятся другие люди и что они о нем думают и т. д.

Неизвестная зона — это то, что никому не известно о человеке (ни ему самому, ни другим людям). Например, это могут быть его скрытые способности, такие качества, которые ни он, ни кто-то другой не замечают в нем, и т. д.

Совершенствуя свои профессиональные и личностные качества, консультанту следует стремиться к расширению «открытой зоны» за счет сужения остальных трех зон. Для этого он может быть более искренним, уменьшая тем самым «скрытую зону». Получая обратную связь от других людей о своих личностных и профессиональных особенностях, он уменьшает «слепую зону». Уменьшить «неизвестную зону» консультант может при помощи самопознания, самоанализа, внезапного озарения, называемого «инсайтом». Тогда модель расширения открытой зоны будет выглядеть так (рис. 11).

В ходе данного тренинга будут отрабатываться некоторые навыки по расширению «открытой зоны». Однако следует отметить, что данный тренинг является обучающим, а не психотерапевтическим, поэтому серьезные изменения в личностном плане не планируются. Если

40

Глава 1. Теоретический материал к тренингу



участник тренинга чувствует, что ему необходимо решить свои серьезные проблемы личностного или иного плана, он может пройти индивидуальное консультирование или психотерапию. Расширяя «открытую зону» в пределах тренинга, участникам нет необходимости раскрывать что-то самое сокровенное и сугубо личное.

Прочувствовав на личном опыте, как работает модель Джохари, в дальнейшем консультант сможет использовать ее при работе с клиентом (см. раздел «Новый взгляд на проблему»).

Профессиональный рост консультанта

Профессиональный рост консультанта зависит от многих факторов, к которым, прежде всего, относятся следующие: постоянный практический опыт работы с клиентом, решение собственных проблем, чтение соответствующей литературы, наблюдение за работой опытных мастеров-консультантов и своих коллег, профилактика профессионального выгорания и др.

Повышение мастерства консультанта 41

Решение собственных проблем. Работа с людьми, безусловно, предъявляет определенные требования не только к личности, но и к психическому здоровью работника. Находясь в состоянии депрессии, трудно консультировать кого-либо. Зачастую наша чрезмерная раздражительность, вызванная определенными жизненными обстоятельствами, мешает концентрировать внимание на проблеме клиента, отвлекает консультанта. Поэтому прежде, чем начинать консультировать других, следует решить собственные проблемы, которые мешают эффективной работе с людьми. В противном случае консультант либо должен будет постоянно скрывать свое раздражение и другие негативные эмоции, что в значительной мере будет мешать проявлению искренности и конгруэнтности, либо покажет клиенту, что он сам находится под влиянием груза своих нерешенных проблем.

Практика. Необходимым условием любого профессионального роста является вовлеченность начинающего специалиста в практические действия. Постоянная практика необходима и консультанту. Проводя сессии и общаясь с клиентом, консультант отрабатывает необходимые навыки и умения, учится наблюдать, слушать и понимать клиента, распознавать его потребности и трудности, получать дополнительную информацию о нем, что поможет в осуществлении его планов и решении проблем.

В ходе практики консультант учится вырабатывать собственный уникальный стиль ведения сессии, который подходит только ему и который придает ему уверенность и чувство комфорта. Консультант, иногда незаметно для себя, оттачивает жесты, позы и мимику, делая их более естественными и профессиональными. На первых порах он может чувствовать себя неловко, думая о том, как поставить ноги или как положить руки. Впоследствии консультант перестает задумываться над своим невербальным языком, все движения его тела начинают происходить сами собой и наполняться профессиональным смыслом.

Начинающий специалист также расширяет и свой активный профессиональный словарь — необходимый инструмент консультанта. Он начинает осознавать, какие фразы и выражения подходят именно его манере ведения сессии, какие выражения придают ему чувство уверенности и в то же время помогают ему быть самим собой.

В ходе практики консультант начинает замечать, как работают те или иные техники и стратегии в его применении, каковы возможности и ограничения в использовании каждой из них, какие из них в большей

42 Глава 1. Теоретический материал к тренингу

степени подходят его индивидуальному стилю ведения сессии, а какие — в меньшей.

Супервизия. Начиная работу консультанта, очень важно какое-то время быть под наблюдением опытного специалиста и постоянно получать от него обратную связь. Работая с клиентом, консультант не может видеть себя со стороны, не может распознать свои сильные и слабые стороны, выявить, насколько эффективны его действия, поэтому общение с более опытным консультантом, несомненно, пойдет ему на пользу.

В процессе супервизии консультант получает поддержку и одобрение или ободрение со стороны более опытного специалиста, возможность развивать свое профессиональное мастерство, оценивать эффективность своей работы. Супервизор может помочь консультанту разобраться в том, как лучше применить теоретические знания на практике, как лучше продвигаться вперед к намеченной цели с клиентом, если консультант не уверен в своих действиях, и др. [Sutton J., Stewart W., 2002].

Если нет возможности достаточно часто приглашать на свои сессии опытных профессионалов, можно попросить своих коллег, начинающих консультантов, присутствовать на некоторых из них. Полученная обратная связь от них тоже может сослужить добрую службу: она будет являться пищей для размышления и толчком для дальнейшего экспериментирования с целью самосовершенствования. Если какая-либо информация, полученная от начинающих коллег, покажется консультанту не совсем адекватной, он также может посоветоваться с более опытным специалистом и решить, в каком направлении продолжать совершенствовать свои умения.

Литература. Чтобы совершенствовать свое мастерство, необходимо изучать опыт известных специалистов в области психологического консультирования. Попасть на сессии таких прославленных мастеров не всегда бывает возможным, поэтому чтение литературы — один из источников пополнения своего профессионального опыта. Чтение литературы имеет еще одно преимущество по сравнению с посещением сессий профессионалов — оно дает консультанту возможность познакомиться с опытом работы мастеров прошлого.

К сожалению, литература по психологическому консультированию часто не представлена в районных библиотеках, а приобрести нужные книги достаточно трудно. В наши дни существуют другие способы

Повышение мастерства консультанта 43

ознакомления с нужными произведениями. Прежде всего это Интернет или сервис «Книга почтой»1.

Профилактика профессионального выгорания

Профессиональное выгорание свойственно представителям многих профессий и характеризуется эмоциональной и физической усталостью, ухудшением здоровья, снижением интереса к работе и уровня продуктивности, повышенной раздражительностью и др. Профессиональное выгорание, как правило, наступает в результате утомительной и интенсивной работы, и начинающие специалисты резко подвержены его влиянию. Но говорить о профилактике профессионального выгорания следует задолго до того, как оно наступит, с тем чтобы успеть принять соответствующие профилактические меры.

Чтобы предотвратить появление выгорания, консультанту необходимо непрерывно повышать уровень своего мастерства, учиться чему-то новому, совершенствовать свои навыки и умения, быть конгруэнтным, а значит, уметь проявлять любые свои эмоции, «уважать свои чувства — как позитивные (радость, удовлетворение), так и негативные (подавленность, горечь, неудачи)» [Соловейчик М. Я., 2006. С. 179].

В качестве профилактики профессионального выгорания консультанту следует позаботиться о своем физическом и душевном здоровье, найти свои способы снятия усталости, напряжения, утомления. К таким способам могут относиться: прогулки за город, посещение спортивных клубов, встречи с друзьями, массаж, чтение интересных книг или журналов и др. Полезно также делать релаксационные упражнения, которые помогут снизить усталость, обрести бодрость и улучшить настроение [Powell Jr., 2000; Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылов И. А., 1997; Wilkinson G., 2002 и др.].

Чтобы снизить риск профессионального выгорания и в качестве отдыха от работы, консультанту следует находить время для своего любимого занятия. Как показали исследования, проведенные в 1996 г., занимаясь чем-то приятным (спортом, общественным делом, посещением кружков, церкви и т. д.), люди чувствуют себя более счастливыми и меньше подвержены стрессам [Argyle M., 1996, 2001].

1 Например, Интернет-магазин издательства «Речь» по адресу: www.rech.spb.ru

44

Глава 1. Теоретический материал к тренингу

Если консультант начинает осознавать, что он легко подвержен стрессу, слишком эмоционально реагирует на рабочие ситуации, не перестает думать о своих клиентах даже во время отдыха или сталкивается с другими подобными негативными явлениями, с которыми ему трудно справиться самому, он вправе обратиться за помощью к консультанту или психотерапевту.

Катрун и Дэвид Гельдард [Geldard К., Geldard D., 2005] считают, что каждый из нас подвержен профессиональному выгоранию, и если мы начинаем замечать его симптомы, то не стоит впадать в панику. Гораздо лучше признаться себе в этом и подумать о способах его преодоления. Ведь ни для кого не секрет, что профессиональное выгорание — это распространенное явление, и если оно наступило, необходимо просто принять соответствующие меры.

Многие люди в таком случае меняют свою работу, но это совсем не обязательно. Чтобы преодолеть симптомы профессионального выгорания, можно воспользоваться следующими советами специалистов [Geldard К., Geldard D., 2005]:

О научиться распознавать и признавать симптомы профессионального выгорания;

О не бояться говорить с друзьями или коллегами о своих чувствах;

О снизить рабочую нагрузку;

П взять отпуск;

D использовать техники релаксации;

О позволить себе наслаждаться жизнью;

О перестать беспокоиться о своих клиентах во внерабочее время;

О делать что-либо приятное для себя.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации