Реферат - Современная американская риторика - файл n1.docx

Реферат - Современная американская риторика
скачать (41.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx42kb.30.05.2012 00:40скачать

n1.docx

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

(технический университет)
gnomes_black


Реферат


По дисциплине: Русский язык и культура речи__

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема: «Современная Американская риторика»
Выполнила: студентка гр. ЭГР-09 _______________ /Полозова А. В./

(подпись)


Проверил: _______________ /Щукина Д.А./

(подпись)

Санкт-Петербург

2010

Содержание



Содержание 2

Введение 2

Современная американская риторика 3

Научная риторика США 3

Политическая риторика США 5

Список литературы 11

Введение


Риторика(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Предмет современной общей риторики — общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

В новое время на риторику, помимо задач речевого воспитания, были возложены новые задачи - задачи создания и укрепления стиля речи, мысли и межперсональных отношений. Риторика, начиная с XV века и по XX век, фактически дополнительно брала на себя функции философии языка.

Ораторское искусство в США сегодня по праву считается неотъемлемым звеном искусства управления. Именно ораторская речь представляет собой наиболее традиционный и максимально персонифицированный вид массового воздействия.




Современная американская риторика

Научная риторика США


Началом научной риторики в США считается рубеж XIX и XX веков, когда был изобретен контент-анализ. Предшественником контент-анализа является статистический анализ речевых произведений, когда в суде или с научными целями подвергались сравнению произведения одного или нескольких авторов с целью экспертизы принадлежности речевого произведения тому или иному автору. В результате этого было замечено, что личность автора отражается в частотности использования слов, и форм и эти характеристики составляют как бы речевой портрет автора. С помощью метода статистического обследования текста можно было не только установить авторство, но и установить общий смысл речевых произведений. Прежде всего, отображают смысловую область обследуемых текстов - частотные характеристики слов и терминов. Можно сделать "портрет" содержания текста, если единицами выборки сделать разные слова (или их синонимы), установив статистические корреляции частот встречаемости разных слов в определенном тексте или группе текстов.

Статистический метод обследования текстов может быть превращен в рефераты, которые достаточно точно передают содержание большого массива текстов. Этот большой массив невозможно описать после прямого прочтения, т.к таких текстов слишком много. Для достоверности таких рефератов на основании правил формирования статистических выборок удается создать достоверный статистический портрет содержания всего массива текстов. Этот портрет-реферат отражает содержание всего массива текстов более достоверно, чем при последовательном чтении и субъективном восприятии и изложении содержания.

Этот прием отслеживания развития смыслов в обществе породил особый род коммерческой деятельности - контент-анализ, имеющий большое применение в маркетинге и в политике.

Следующим шагом было составление анкетных текстов с целью установления общественного мнения. Распространяя анкеты между разными категориями населения и статистически изучая содержание ответов, стали получать рефераты общественного мнения. В этом качестве контент-анализ используется и у нас. Другие его возможности, например, исследования методов формирования общественного мнения, у нас представлены фрагментированными исследованиями.

Главным направлением контент-анализа на практике является изучение и оценка аудитории, сформированной речью.

Далее научная риторика в США перешла от изучения аудитории к исследованию действенности и эффективности речи. В этом направлении сложилась дисциплина теория коммуникаций. Теория коммуникаций исходит из представления о связи создателя и получателя речи через словесный текст. Это исходное положение может обследоваться как лингвистически, так и риторически.

В американской риторике были этически осмысленны взаимные риторические отношения ораторов и аудитории. Это осмысление трактовалось как ряд выборов: во-первых, выбор темы речи ее создателем в зависимости от его предпочтений и направления будущей деятельности; во-вторых, выбор аудитории, согласной воспринять его речь и на которую речь может повлиять; в-третьих, честное представление альтернатив своему предложению (в условиях совещательной речи).

Политическая риторика США


Разумеется, невозможно говорить о современной американской риторике и не упоминать о риторике американских президентов. Президент США может любить или не любить публичные выступления. Однако без них он не сможет действовать. Американцы уверены, что глава исполнительной власти США обязан общаться с избравшими его людьми. Публичные выступления являются важнейшей частью работы президентов США. Фактически, Белый Дом превратился в настоящую фабрику по производству текстов выступлений.

Принято считать, что ежегодно среднестатистический президент США «наговаривает» 2,5 тыс. страниц текста. Однако это не предел: за первые полтора года президентства Билла Клинтона (Bill Clinton), было подготовлено почти 16 тыс. страниц его выступлений, ремарок, обращений, заявлений и так далее.

Сэмюэль Кернел (Samuel Kernell), автор исследования «Идя к Народу: Новые стратегии президентского лидерства» (Going Public: New Strategies of Presidential Leadership), утверждает, что выступления президентов имеют невероятно важное значение. Таким способом президенты обращаются за поддержкой к американской публике. Если эта поддержка предоставляется, то у президента появляется намного больше пространства для политического маневра и больше рычагов влияния, прежде всего на высший орган законодательной власти США — Конгресс (US Congress).
Есть несколько типов речей, которые обязан произносить каждый президент страны. При вступлении в должность новый глава США произносит «Инаугурационную речь» (Inaugural Address). Эту речь традиционно транслируют большинство теле- и радиокомпаний США, а крупные газеты перепечатывают ее текст полностью. Считается, что именно это выступление позволяет понять приоритеты нового главы страны. Спичрайтеры пытаются добавить в инаугурационную речь яркую фразу, которая станет лейтмотивом политики нового президента. Рональд Рейган в инаугурационной речи заявил, что «правительство — это не способ решения проблем. Правительство — это проблема». Джордж Буш-старший попросил американцев, чтобы «лицо нации стало более добрым, а лицо мира — более великодушным». Билл Клинтон, в свою очередь, призвал «делать то, что Америка умеет лучше всего: предлагать больше возможностей для всех и требовать больше ответственности от каждого».

Вторая речь, относящаяся к «обязательной программе» президентов — «Послание к Конгрессу» (State of the Union), которую произносят в начале каждого года — в январе. Как и инаугурационные речи, «Послание к Конгрессу» обычно собирает огромную аудиторию слушателей. Главная цель речи — обозначить приоритеты развития США на предстоящие 12 месяцев. Обычно эту речь начинают готовить за несколько месяцев до ее произнесения, президенты критикуют и дополняют текст своего выступления. Именно в «Послании к Конгрессу» Джордж Буш-младший пообещал принять жесткие меры, если Ирак не ликвидирует свои программы создания оружия массового уничтожения. Он также использовал выражение «ось зла», к которой отнес Ирак, Иран и Северную Корею. Помощник Буша, Дэвид Фрум (David Frum), в книге «Белый Дом в правильное время. Поразительное президентство Джорджа Буша» (The White House in The Right Time: The Surprise Presidency of George W. Bush), впоследствии писал, что его задача была проста — подготовить оправдание войны. Именно перу Дэвида Фрума принадлежит фраза «ось зла».

Кроме этого, президенты в обязательном порядке произносят речи на съездах (конвенциях) своих партий (Presidential Nomination Acceptance Speeches). Это делается в преддверии новых выборов — однопартийцы формально одобряют кандидатуру действующего главы страны в качестве официального кандидата своей партии. Конвенционные речи, как правило, строятся по простой схеме: президент докладывает о своих успехах на поприще управления страной и строит планы на будущее. Трансляции с партийных съездов также привлекают большое внимание жителей США и поэтому считаются особо важными — они во многом влияют на результаты будущих выборов.

Существует также традиция еженедельного радиообращения президента к народу (Saturday Radio Addresses), которые выходят в эфир по субботам. Как правило, они посвящены разговору о текущих проблемах страны. Подобные речи должны быть легки для восприятия и часто снабжены шутками.

Менее известны выступления в Розовом Саду Белого Дома (Rose Garden Speeches). Речи произносимые в саду, как правило посвящены приятным событиям — поздравлению спортсменов, ученых, общественных деятелей, встречам с различного рода делегациями американцев и пр. Соответственно, эти речи значительно более короткие, более развлекательные по содержанию и, как правило, редко цитируются политологами и историками.

Иной тип речи произносится при назначении президентом кандидата на высокую государственную должность — предложенная им кандидатура должна получить одобрение Сената (US Senate). Президенты кратко объясняют, какие задачи должно решать то или иное ведомство, и доказывают, что кандидат идеально подходит для решения подобных задач.

Титаны американской риторики

Многие речи президентов США ныне считаются образцами ораторского искусства, а фразы из них стали «крылатыми» выражениями.

Стивен Лукас (Stephen E. Lucas), профессор риторики из Университета Висконсина (University of Wisconsin) и его коллега Мартин Медхарст (Martin J. Medhurst) из Университета Техаса (University of Texas) на основе опроса 137 экспертов опубликовали перечень ста величайших речей США XX века. Рейтинг был составлен на основе двух критериев: во-первых, ораторского мастерства и, во-вторых, того влияния, которое та или иная речь оказала на Соединенные Штаты. Еще одно условие — оратор должен был быть постоянным жителем США.

В первую десятку наиболее выдающихся речей Америки вошли и несколько творений президентов страны. Первое место заняла речь «У меня есть Мечта» (I Have a Dream) выдающегося общественного деятеля и борца за права человека Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King), произнесенная в августе 1963 года в Вашингтоне. Во многом именно речь обусловила предоставление чернокожим американцам равных прав с белыми. На втором месте инаугурационная речь Джона Кеннеди (1961 год), в которой он призвал к созданию более безопасного мира, на третьем также инаугурационная речь Франклина Рузвельта (1933 год), в которой Рузвельт объявил о своих планах борьбы с Великой Депрессией в США и сумел вдохнуть в американцев надежду на преодоление экономического кризиса.

В число величайших ораторских шедевров США также попали: речь, произнесенная Барбарой Джордан (Barbara Jordan) на Конвенции Демократической партии США (1976 год), речь Ричарда Никсона (тогда кандидата в вице-президенты США), в которой он доказывал свое неучастие в коррупционном скандале (1952 год), речь радикального политика Малькольма Икс (Malcolm X) 1964 года, обращение президента Рональда Рейгана к народу о борьбе со стихийными бедствиями (1986 год), еще одна речь Джона Кеннеди, произнесенная в 1960 году перед членами Ассоциации Государственных Служащих Хьюстона, и «Послание к Конгрессу» президента Линдона Джонсона (Lyndon Johnson), в которой он призвал предоставить равные избирательные права всем американцам (1965 год).

Некоторые фразы, произнесенные президентами США, становились широко известными и обретали долгую жизнь не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире.

Джордж Вашингтон: «Считайте себя добропорядочным человеком. Это позволит Вам улучшить свою репутацию и в глазах иных людей. Лучше быть одиночкой, чем находиться в дурной компании».

Джон Адамс: «Я изучаю политику и военное искусство, чтобы мои дети смогли изучать математику и философию».

Джон Квинси Адамс: «Всегда голосуйте в поддержку своих принципов. Даже если Ваш голос единственный — он не пропадет».

Эндрю Джексон: «Один храбрый человек способен составить большинство в любом собрании».

Мартин Ван Бюрен: «Легче сделать работу правильно, чем объяснить, почему не сделал ее».

Абрахам Линкольн: «Вы можете обманывать всех людей некоторое время, вы можете обманывать группу людей все время, но вы не можете обманывать всех людей все время». Он же: «Грех молчания превращает мужчин в трусов».

Франклин Рузвельт: «Я убежден, что единственная вещь, которой мы должны бояться — это страх перед собой. Это безымянный, беспричинный, неоправданный ужас, который парализует нас в попытках превратить поражение в победу».

Джон Кеннеди: «Не спрашивайте, что ваша страна сделала для Вас. Спросите — что вы можете сделать для вашей страны!».

Список литературы


  1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., Наука, 1985. 199 с.

  2. Сычев О.А. Современное состояние и перспективы информационного обеспечения риторических исследований // Теория и практика общественнонаучной информации. - М.: ИНИОН, 1994. - С. 85-96.

  3. Тазмина А.Т. Американские классические ораторы / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филол. ф-т. - М., 1986. - 22 с.

  4. Тазмина А.Т. Риторическая теория в американских колледжах / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филол. ф-т. - М., 1986. - 13 с. -


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации