Савченко М.И. Международное транспортное право - файл n1.rtf

приобрести
Савченко М.И. Международное транспортное право
скачать (253.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf2047kb.20.08.2011 14:44скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО
М.И.САВЧЕНКО

Данная работа является общей и особенной частями учебного пособия, в котором излагаются основные вопросы международного транспортного права, относящиеся ко всем видам транспорта.

Пособие рассчитано на преподавателей, студентов юридических и транспортных вузов, аспирантов, а также может представлять интерес для юристов и предпринимателей, связанных с международными перевозками грузов и пассажиров различными видами транспорта.
УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ
1. Международные транспортные соглашения
Афинская конвенция - Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа от 13 декабря 1974 г.

Братиславские соглашения - Соглашения между дунайскими пароходствами об общих условиях перевозки грузов, о единых тарифах и о буксировке, оказании помощи при авариях и агентировании, подписанные в Братиславе 26 сентября 1955 г.

Брюссельская конвенция - Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанная в Брюсселе 25 августа 1924 г.

Брюссельский протокол - Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанный в Брюсселе 23 февраля 1968 г.

Варшавская конвенция - Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г.

Гаагский протокол - Протокол относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанный в Гааге 28 сентября 1955 г.

Гватемальский протокол - Протокол об изменении Варшавской конвенции, измененной Гаагским протоколом, подписанный в Гватемале 8 марта 1971 г.

КАПП - Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа, подписанная в Женеве 1 марта 1973 г.

КДПГ - Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанная в Женеве 19 мая 1956 г.

Кодекс линейных конференций - Конвенция о кодексе проведения линейных конференций, подписанная в Женеве 6 апреля 1974 г.

Гамбургские правила - Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов, подписанная в Гамбурге 31 марта 1978 г.

Конвенция о перевозке пассажиров - Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, подписанная в Брюсселе 29 апреля 1961 г.

КППВ - Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям, подписанная в Женеве 6 февраля 1976 г.

МГК - Международная конвенция о железнодорожных перевозках грузов, подписанная в Берне 7 февраля 1970 г.

МПК - Международная конвенция о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа, подписанная в Берне 7 февраля 1970 г.

Монреальский протокол - Монреальский протокол N 4 об изменении Варшавской конвенции, измененной Гватемальским протоколом, подписанный в Монреале 25 сентября 1975 г.

СМГС - Соглашение социалистических стран о международном железнодорожном грузовом сообщении, подписано в 1950 г. в Москве, введено в действие с 1 ноября 1951 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 1953 г., 1955 г., 1957 г., 1959 г., 1964 г., 1970 г., 1971 г.), вступило в силу с 1 июля 1974 г. Для Республики Беларусь действует с 1 января 1998 г.

СМПС - Соглашение социалистических стран о международном пассажирском сообщении (неоднократно принимались изменения и дополнения). Для Республики Беларусь действует с 8 октября 2004 г.

КЖПГ - Международная конвенция о железнодорожных грузовых перевозках, принятая в 1961 году и пересмотренная в 1970 году.
2. Международные транспортные организации
БИМКО - Балтийская и международная морская конференция.

ЕЭК - Европейская экономическая комиссия ООН.

ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта.

ИКАО - Международная организация гражданской авиации.

ИМО - Международная морская организация.

ИНСА - Международная ассоциация судовладельцев.

ИРУ - Международный союз автомобильного транспорта.

ИСМА - Международная ассоциация управляющих судами.

МКЖТ - Международный комитет железнодорожного транспорта.

ММК - Международный морской комитет.

МТП - Международная торговая палата.

ООН - Организация Объединенных Наций.

ОСЖД - Организация сотрудничества железных дорог.

УНИДРУА - Международный институт по унификации частного права.

ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли.

ФИАТА - Международная федерация транспортно-экспедиторских ассоциаций.
ВВЕДЕНИЕ
Современные межгосударственные отношения характеризуются расширением внешнеэкономических связей. Важную роль в обеспечении этих связей играют все виды транспорта. Транспорт сегодня - это важнейшее средство обеспечения связей между государствами, сложившихся на основе международного разделения труда. Известно, что международное разделение труда возникло в связи с различиями в природно-климатических условиях, географическом размещении природных ископаемых и неодинаковым развитием экономики и производительных сил в разных регионах земного шара. Эти обстоятельства послужили главной предпосылкой для международного обмена товарами и развития других внешнеэкономических связей между странами и континентами.

Международная торговля не сводится только к заключению договора купли-продажи. В ней выделяют еще и такую важную стадию, как перемещение проданного товара, что всецело связано с транспортом - специфической отраслью материального производства. Вполне понятно, что транспортная отрасль сама не является производящей, но она способствует производителям и потребителям в наращивании своих потенциалов.

Следует отметить, что международный транспорт - эта та область международных отношений, в которой особо ощущается потребность в создании четкого правового режима, прежде всего, для перевозок внешнеторговых грузов. В рамках национального права многие вопросы, возникающие в ходе осуществления перевозок между государствами, не могут получить рационального и взаимоприемлемого решения.

Поэтому в сфере международного транспорта уже давно выработан ряд важных межгосударственных соглашений, получивших широкое признание и содержащих унифицированные нормы об условиях перевозок грузов и пассажиров, а также освещающих другие вопросы международного сообщения.

В этой связи следует отметить, что общие вопросы транспорта, затрагивающие интересы всего мирового сообщества (или многих стран), регулируются нормами международного публичного права, а гражданско-правовые отношения, связанные с использованием транспорта, осложненные иностранным элементом, регулируются нормами международного частного права (международными транспортными соглашениями и нормами национального законодательства различных государств).

Международные отношения, связанные с использованием всех видов транспорта, регулируются правовыми нормами международных транспортных конвенций, рассчитанными на применение всеми государствами. Режим судоходства по международным рекам различных континентов регулируется региональными транспортными конвенциями, относящимися к каждой конкретной реке (например, Дунай и Рейн - в Европе, Нигер и Конго - в Африке, система рек Ла-Платы и Амазонки с притоками - в Южной Америке).

Правовые отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа по железным дорогам в пределах одной страны, регулируются национальными нормативными актами. Эти акты в основном относятся к гражданскому праву (точнее, к обязательственному праву), которое регулирует отношения между заинтересованными участниками транспортного процесса. При перевозке грузов, пассажиров и багажа по железным дорогам двух и более государств, кроме национальных, действуют и правовые нормы других государств, по территориям которых осуществляется перевозка, а также нормы международных соглашений (двусторонних и многосторонних).

Роль различных видов транспорта в мировом грузообороте неодинакова. Особое место в нем занимает морской транспорт. При всем разнообразии производственных процессов в различных видах транспорта их международно-правовое регулирование все же не представляет тех трудностей, с которыми приходится встречаться мировому сообществу при правовом регламентировании деятельности морского транспорта. Морской транспорт сложнее уже потому, что пути следования судов (морские пути) на огромных просторах Мирового океана не определены так четко, как, например, железные или шоссейные дороги на земле, а выбираются в каждом отдельном случае моряками с учетом самых разнообразных условий, встречающихся на пути следования судна и связанных с его пребыванием в иностранных портах и режимных зонах прибрежных государств. К этому следует добавить, что морской транспорт соединяет все виды транспорта в единую систему международного транспорта мира.

Перевозки грузов и пассажиров по территории двух и более государств, осуществляемые различными видами транспорта, называются как в национальном транспортном законодательстве, так и в международных транспортных конвенциях международными перевозками (в некоторых международных соглашениях - международным сообщением).
Глава 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ НОРМАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1. Социально-экономическая политика и географическое

положение Республики Беларусь как факторы, определяющие

развитие международного транспорта
Республика Беларусь расположена в центре Европы, занимая площадь 207600 квадратных километров. К сожалению, она не имеет прямого выхода к морю. Беларусь граничит на севере с Россией, на юге - с Украиной, на западе - с Польшей, на северо-западе - с Литвой и Латвией. Протяженность ее территории с севера на юг составляет 560 километров, а с запада на восток - 650 километров.

Республика Беларусь со дня обретения своей независимости, используя свое уникальное географическое положение и проводя социально-экономическую политику, ориентированную на создание мощного суверенного государства, начала активно развивать внешнеэкономические, культурные и иные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение и углубление международных связей вызвало необходимость создавать и укреплять свою национальную транспортную отрасль, способную в полном объеме обеспечивать внутригосударственные и международные перевозки грузов и пассажиров. Расположение Беларуси между странами Западной, Центральной и Восточной Европы, Балтии, Скандинавии и странами Азии и Востока, а также Россией, Украиной способствует интеграции республики в международную транспортную систему.

Следует признать, что Республика Беларусь является перекрестком международной транспортной сети, где сходятся важнейшие трансъевропейские магистрали, соединяющие страны Западной Европы со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с северо-западными регионами Российской Федерации и Скандинавии. Речь идет о следующих транспортных коридорах:

- коридор N 2 по международной классификации - "Запад - Восток", который идет в направлении: страны Западной Европы - Брест - Минск - Орша - Москва. По территории республики в рамках транспортного коридора проходит двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью 615 километров, а также шоссейная дорога Брест - Минск - граница Российской Федерации протяженностью 558 километров. Главным преимуществом данного коридора является сокращение на 30 - 35% расстояния перевозок;

- коридор N 9 по международной классификации - "Юг - Север", который идет в направлении: страны Юго-Восточной Европы - Украина - Республика Беларусь - Финляндия. В рамках транспортного коридора проходит железнодорожная линия Тереховка - Гомель - Витебск - Езерище протяженностью 502 километра, а также автомобильная дорога Одесса - Гомель - Могилев - Витебск - Санкт-Петербург. Данный транспортный коридор имеет ответвление 9А: Гомель - Минск - Вильнюс - Клайпеда и предусматривает выход грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда.

Транспорту Республики Беларусь принадлежит немаловажная роль в повышении эффективности народного хозяйства. В рамках единого транспортного комплекса он призван обеспечить четкое взаимодействие частей хозяйственного механизма, соединяя добывающую промышленность с перерабатывающей, сельское хозяйство с индустрией, производителей товаров с их потребителями. Выполнение этой важной задачи требует от всех звеньев железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта четкости и слаженности в их работе. Таким образом, транспорт является "кровеносной" системой жизнедеятельности белорусского общества, определяет его экономическую, политическую и оборонную стабильность. Для Республики Беларусь, ставшей на путь радикальных социально-экономических преобразований, транспортная отрасль играет одну из ведущих ролей, поэтому государство прилагает все силы для всестороннего развития этой отрасли и приведения ее в соответствие с европейскими транспортными стандартами.

Как известно, транспортный комплекс Республики Беларусь - обширный сектор народного хозяйства, обеспечивающий потребности экономики страны и населения в перевозках как внутригосударственных, так и международных, одновременно влияющий на эффективность производства и качество жизни народа.

За несколько последних лет развитие Республики Беларусь как суверенного государства предопределило качественные изменения в работе всех видов транспорта, что позволило переориентировать значительные объемы перевозок в класс международных. В настоящее время транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим дополнительным источником валютных поступлений, выступая на международных рынках услуг как экспортер транспортной продукции.

Республика Беларусь, как известно, имеет внешнеэкономические связи с десятками государств мира. Эти связи предполагают экспортно-импортные перевозки грузов, большинство из которых обеспечивается, к сожалению, пока еще иностранным морским транспортом. В перевозках грузов, пассажиров и багажа между различными странами и континентами большую роль играет воздушный транспорт. В настоящее время Республика Беларусь является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), ратифицировала Чикагскую конвенцию о международной гражданской авиации 1944 года и заключила более двух десятков соглашений об установлении регулярного воздушного сообщения со странами всех континентов.

В последние годы значительно возрос объем международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа. В республике зарегистрировано свыше 3000 предприятий различных форм собственности, имеющих лицензии на выполнение международных автомобильных перевозок. При выполнении международных перевозок грузов и пассажиров белорусские перевозчики руководствуются положениями заключенных с другими государствами двусторонних межправительственных соглашений в области транспортной деятельности, а также транспортными конвенциями, участницей которых является Республика Беларусь (которые ею были подписаны еще в советское время, а также к которым она присоединилась или подписала уже в постсоветское время).

В настоящее время Республика Беларусь заключила несколько десятков межправительственных и межведомственных соглашений в области автомобильного транспорта. Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортном рынке Западной Европы.
1.2. Виды транспорта и их краткая характеристика
Транспорт, как известно, делится на наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный (авиационный). Основная роль любого вида транспорта, будь то железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный или трубопроводный, - это доставка (перемещение в пространстве) сырья и материалов от производителей к потребителям, а товаров от продавцов к покупателям. Кроме того, все виды транспорта, за исключением трубопроводного, используются для международных перевозок пассажиров и багажа.

Все виды транспорта составляют единую транспортную систему любого государства, обеспечивающую как внутригосударственные перевозки грузов, пассажиров и багажа, так и международные. Таким образом, единая транспортная система страны - это комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга и обеспечивающих эффективное использование каждого из них.

В настоящее время Республика Беларусь развивается по принципам, обеспечивающим формирование рыночной экономики, что, в свою очередь, ставит новые задачи перед транспортным комплексом страны. В этой связи исключительно важным становится состояние и развитие железнодорожного транспорта.
1.2.1. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт играет ведущую роль в деятельности транспортного комплекса Республики Беларусь. На его долю приходится около 80% общего грузопотока и более 40% пассажирооборота страны. Вполне понятно, что этот вид транспорта является одной из узловых сфер хозяйственной жизни многих регионов мира, имеющих особое значение для европейских государств, в том числе и для Республики Беларусь, в силу их географического положения и тесных внешнеэкономических связей. Беларусь - перекресток, где сходятся важнейшие трансъевропейские коридоры (по международной классификации N 2 ("Запад - Восток") и N 9 ("Север - Юг") с ответвлением 9b.

Белорусская железная дорога ("Беларуская чыгунка") - современная, хорошо развитая транспортная система протяженностью 5518 километров, из которых почти 900 километров электрифицировано. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта Республики Беларусь. Железные дороги, связывая экономические районы и отрасли производства между собой, имеют важнейшее значение для жизни всего государства. Разветвленностью железнодорожной сети обеспечен доступ к станциям 40% населенных пунктов республики. Здесь же следует добавить, что Белорусская железная дорога является частью Евроазиатского железнодорожного комплекса.

Белорусская железная дорога находится в подчинении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В ее состав входят шесть отделений (Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское, Витебское), объединяющих 384 крупные и малые станции, 17 локомотивных депо, 12 вагонных депо, 20 дистанций пути, 14 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций электроснабжения.

Организационно-технологические особенности железнодорожного транспорта: единая сеть железнодорожных путей, взаимосвязанная экономика отделений железных дорог, необходимость централизованного управления движением поездов и др., - обусловливают объективную целесообразность и необходимость централизованного государственного регулирования производственной деятельности всего железнодорожного транспорта. Правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными органами, потребителями работ и услуг транспорта регламентированы Законом Республики Беларусь от 06.01.1999 N 237-З "О железнодорожном транспорте" (далее - Закон "О железнодорожном транспорте"), вступившим в силу с 1 июля 1999 г.

Отношения, возникающие между белорусской железной дорогой и ее предприятиями или грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования, а также их права, обязанности и ответственность регулируются Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1196 "Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования" (далее - Устав железнодорожного транспорта общего пользования).

Одним из приоритетных направлений деятельности Белорусской железной дороги сегодня является участие в работе международных транспортных организаций. Она является членом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международного союза железных дорог (МСЖД), Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП), Экономической и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихоокеанского региона (ЭСКАТО) и др.

Благодаря участию в деятельности этих организаций сохранено и развивается общее информационное пространство, проводится согласованная тарифная политика, создана нормативно-правовая база организации перевозок и использования подвижного состава. Разрабатываются конкретные меры, предусматривающие улучшение организации международных железнодорожных перевозок, позволяющие более эффективно решать проблемы эксплуатационных, технических и экологических аспектов железнодорожного транспорта. Формируются общие принципы сближения транспортного права, применяемого в международном пассажирском и грузовом сообщениях.

Сотрудничество с международными транспортными организациями создает хорошие предпосылки для дальнейшей интеграции Белорусской железной дороги в общеевропейскую транспортную сеть. Наряду с этим развиваются деловые взаимоотношения с железнодорожными администрациями сопредельных государств, которые базируются на межправительственных и межведомственных соглашениях и договорах.

С целью привлечения дополнительных объемов перевозок грузов, информирования ведущих грузовладельцев о технических и технологических возможностях транспортировки грузов, установления и развития деловых контактов со всеми участниками перевозочного процесса Белорусской железной дорогой открыты представительства в России, Казахстане и Польше.

Магистральный железнодорожный транспорт республики обеспечивает как внутригосударственные, так и международные перевозки грузов, пассажиров и багажа. Следует подчеркнуть, что железнодорожный транспорт является ведущим по показателям выполняемой перевозочной работы. На его долю приходится около 70% общего грузооборота страны. Это объясняется тем, что железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта, а именно:

- возможность сооружения железнодорожных путей (магистральных и подъездных) на любой сухопутной территории для обеспечения связи с большим количеством промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий;

- высокая провозная и пропускная способность;

- осуществление массовых внутригосударственных и международных перевозок;

- регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

- сравнительно высокая скорость движения и более короткие сроки доставки;

- большие объемы перевозок при сохранности перевозимых грузов.

Для железнодорожного транспорта характерна высокая степень универсальности. Этим транспортом могут перевозиться различные по характеру грузы в любой упаковке, в контейнерах, на поддонах, насыпью, навалом и т.п.

Следует отметить, что стратегической задачей развития Белорусской железной дороги является формирование качественного и конкурентоспособного рынка транспортных услуг, полностью обеспечивающего потребности в грузовых и пассажирских перевозках. Перевозки по Белорусской железной дороге неуклонно растут и развиваются, включая в сферу активного оборота все новые направления и государства. Формирование альтернативных железнодорожных маршрутов оказывает положительное влияние на рынок транспортных услуг и обеспечивает перевозчикам возможность выбора графика движения поездов, тарифных условий и скорости доставки груза.

Повышению эффективности работы Белорусской железной дороги способствует применение единой нормативно-технологической базы содержания инфраструктуры, согласование и умелое использование единой технологии перевозочного процесса, графика движения грузовых и пассажирских поездов, тарифных условий, системы обеспечения безопасности движения и сохранности грузов. Белорусская железная дорога успешно решает вопросы организации эксплуатационной работы и связывает свое будущее с неуклонным повышением эффективности перевозочного процесса, развитием рыночной конкуренции, обеспечением равного доступа к инфраструктуре, обновлением подвижного состава, более тесным взаимодействием с иностранными железными дорогами для обеспечения транзитных и внешнеторговых перевозок в международном сообщении.

Следует отметить, что важнейшим источником доходов Белорусской железной дороги и валютных поступлений для Республики Беларусь являются перевозки транзитных грузов. Поэтому в Послании Национальному собранию и народу Президент Республики Беларусь 30 апреля 2008 г. отметил, что "транзит - это природный ресурс Беларуси. Его надо превратить в стабильный высокий доход, создав комфортные условия перемещения через границу".

Для Белорусской железной дороги создание благоприятных условий развития транзитных перевозок является одной из стратегических целей. Реализация преимуществ удобного географического расположения нашего государства в части осуществления транзитных перевозок грузов требует проведения эффективной транспортной политики, направленной на развитие приграничной инфраструктуры, совершенствования таможенного законодательства и внедрения современных технологий. Все это предусмотрено в Комплексной программе обеспечения эффективности транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.

Белорусская железная дорога, находясь на стыке железных дорог разной ширины колеи, располагает развитым грузовым потенциалом. Ее перегрузочные мощности в настоящее время имеют достаточные резервы для увеличения объемов грузовых железнодорожных перевозок. Являясь одним из звеньев транспортного конвейера, железная дорога Беларуси принимает всевозможные меры по беспрепятственному перемещению грузопотоков, следующих между странами Европы и Азии.

С учетом отмеченного выше нельзя не сказать о том, что железная дорога Беларуси активно внедряет на рынок транспортных услуг специализированные ускоренные поезда. Так, с 1995 года начал курсировать по маршруту Берлин - Брест - Москва контейнерный поезд "Восточный ветер". В состав поезда включаются контейнеры назначением не только на станции Московского узла, но и на другие станции России и стран СНГ. С 2002 года по согласованию с железными дорогами Польши, России, Казахстана и операторами контейнерного поезда "Восточный ветер" на станции Брест начато формирование контейнерного поезда "Казахстанский вектор". В составе поезда следуют грузы назначением на станции казахской, туркменской, таджикской, узбекской железных дорог.

Белорусская железная дорога имеет опыт перевозки рефрижераторных контейнеров маршрутными поездами назначением в Санкт-Петербург и Московский железнодорожный узел. Более того, ежедневно на направлении Германия - Польша - Беларусь - Россия и Россия - Беларусь - Польша - Германия курсируют ускоренные грузовые поезда "Россия-Экспресс" и "Европа-Экспресс", в состав которых включаются все грузы, отправляемые повагонными отправками.

Перевозка грузов ускоренными фирменными поездами предусматривает:

- значительное сокращение времени в пути по сравнению со временем на перевозку грузов на направлении Восток - Запад - Восток обычными поездами;

- курсирование поездов по установленному графику;

- упрощенные таможенные процедуры;

- диспетчерский контроль;

- повышение надежности перевозки грузов.

Белорусской железной дорогой для данных поездов установлены конкурентоспособные тарифы, обеспечивается ускоренная переработка контейнеров и вагонов с грузом на передаточных станциях, их проследование по территории республики в короткие сроки и по согласованному графику.
1.2.2. Автомобильный транспорт
Благодаря компактному расположению Республики Беларусь автомобильный транспорт играет важную роль в организации внутригосударственных перевозок грузов, пассажиров и багажа. Кроме того, автомобильный транспорт Беларуси способен с наибольшей эффективностью обеспечить удовлетворение потребностей государства, его физических и юридических лиц в перевозках экспортно-импортных грузов, а также пассажиров и багажа.

Значительное увеличение международных перевозок автотранспортом республики, а также увеличение транзитных перевозок автотранспортом России, Болгарии, Венгрии, Германии, Литвы, Польши и других государств потребовало надлежащего обустройства шоссейных дорог страны. В настоящее время к числу наиболее благоустроенных и имеющих важное значение для экономики страны относятся следующие автомобильные дороги международного значения: граница Российской Федерации - Брест - Гомель - Жлобин - Минск - граница Литвы; Гомель - Могилев - Витебск - граница Российской Федерации, а также дороги, обеспечивающие внутриреспубликанские перевозки: Брест - Пинск - Гомель и Витебск - Могилев - Гомель.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике составляет 52,4 тыс.км. Однако следует признать, что плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием еще недостаточна и ниже, чем в соседних государствах (Украина, Литва, Латвия), поэтому в настоящее время продолжает совершенствоваться система трансъевропейских и национальных автомагистралей с таким расчетом, чтобы довести их до европейских стандартов.

Интенсивное развитие и широкое использование автомобильного вида транспорта определено преимуществом его перед другими видами транспорта, что обусловлено рядом технико-экономических особенностей, а именно:

- большая маневренность и подвижность позволяют организовать доставку груза "от двери до двери", что во многих случаях делает этот вид транспорта более предпочтительным по сравнению с железнодорожным, при применении которого возникает необходимость в дополнительных грузовых операциях на участках "железная дорога - склад грузоотправителя, железная дорога - склад грузополучателя";

- высокая скорость доставки, особенно при перевозках грузов на короткие расстояния;

- доставка грузов без промежуточных перегрузок в пути от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, его сохранность;

- возможность выбора максимально коротких расстояний для доставки грузов;

- небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния;

- срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства.

Нельзя не отметить, что самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечный результат. Все это и многое другое требует от автомобильного транспорта ритмичности, регулярности, бесперебойности, надежности и высокой скорости доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления в строго обусловленные сроки, без потерь, порчи и повреждения товара, с минимальными издержками.

С октября 1993 г. на автомобильном транспорте Республики Беларусь введено лицензирование перевозочной, транспортной, экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и обслуживанием автотранспорта. Лицензирование является одним из методов формирования рынка транспортных услуг, государственного воздействия на его функционирование, контроля за соблюдением законодательства и экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" Министерство транспорта и коммуникаций выдает лицензии на три вида деятельности:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации