Реферат - Тренировочный эффект занятия плаванием - файл n1.doc

Реферат - Тренировочный эффект занятия плаванием
скачать (100 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc100kb.30.05.2012 00:40скачать

n1.doc




Содержание

Введение 3

1.Тренировочный эффект занятия плаванием 4

2.Основные тренировочные требования 6

3.Соблюдение правил безопасности при тренировках 7

4.Методы тренировки пловцов 8

5.Методические рекомендации для начинающих пловцов 11

6.Методические рекомендации для пловцов со средним уровнем подготовленности 12

7.Методические рекомендации для опытных пловцов 15

8.Травмы 16

Заключение 18

Список литературы 19
Введение

Развитие спорта и рост рекордов определены такими социально-экономическими факторами, как уровень жизни населения, поддержка со стороны государства, наличие спортивных баз и инвентаря, организация детско-юношеского спорта, изменения системы международных и национальных соревнований, материально-техническое и медицинское обеспечение спорта. Это проблемы так называемого большого спорта.

При определении необходимых тренировочных нагрузок пловцов, в не зависимости от их подготовленности, учитывается общий объем упражнений, их напряженность, интенсивность и соотношение уровней интенсивности, тренировочные режимы и др. Нагрузка характеризуется величиной ответных реакций организма, его физического и нервного напряжения, расходом энергии и наступившим утомлением.

Чем сильнее воздействуют нагрузки, тем подготовлено реагирует на них организм. Ряд упражнений вызывает бурный расход энергии, и пловец быстро утомляется. Восстановление длится тем дольше, чем больше объем и напряженность нагрузки и чем меньше спортсмен подготовлен к ней.

Эти и другие вопросы требуют более пристального изучения, чем определяется актуальность представленной работы. Цель данного реферата – рассмотреть вопрос тренировочного эффекта занятия плаванием.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть основные тренировочные требования для пловцов разного уровня подготовки.

  2. Определить необходимые меры для предотвращения травм и опасных моментов во время тренировок плаванием.

  3. Рассмотреть значимость эффекта оздоровления организма от тренировочного эффекта плавания.

1.Тренировочный эффект занятия плаванием

В плавании на длинные дистанции женщины обычно добиваются больших успехов, чем мужчины. Мужчина затрачивает гораздо больше усилий, чтобы просто держаться на воде. Более высокий процент жировой ткани у женщин позволяет им выработать больше энергии, является хорошей «изоляционной» прослойкой, повышает плавучесть тела. «Женщины способны дольше терпеть и легче переносить состояние дискомфорта, хотя они сами пока этого не знают. По мере того как плавание начнет более широко распространяться среди женщин, мы можем стать свидетелями сенсационных результатов, показанных женщинами в марафонском плавании»1.

Научиться плавать не представляет особых затруднений для человека любого возраста. Всего за несколько уроков, преподанных квалифицированным инструктором, можно освоить основы техники плавания и в дальнейшем всю жизнь совершенствовать свои навыки. Плавание - это вид спорта, которым можно заниматься практически всю жизнь: дети уже с шестинедельного возраста способны освоить основы плавания: техника гребки и дыхания в воду. Взрослые могут продолжать занятия до глубокой старости.

Поскольку тренировки проходят в воде, сама среда способствует разгрузке позвоночника, снятию мышечного напряжения. Более того происходит своего рода массаж всей поверхности тела, способствующий снятию стрессовых состояний, улучшая общее состояние организма.

«Когда вы плывете, то упражняете, все скелетные мышцы своего организма, делая любые усилия, тренируете сердечно-сосудистую систему и добиваетесь общего тренировочного эффекта. Занятия плаванием делают вас более гибким, особенно в плечевых и голеностопных суставах; преодоление коротких отрезков в спринтерском темпе развивает мощность движений рук и плеч. При горизонтальном положении тела, обычном в плавании, сердце работает более эффективно, наблюдается больший выброс крови сердцем, чем при занятиях бегом или велосипедным спортом. Вот почему пловчихи способны выполнять более тяжелую работу в течение более продолжительного времени в любую погоду, чем бегуньи или велосипедистки. Не удивительно, что по своему воздействию на сердечно-сосудистую систему и развитию выносливости только бег может сравниться с плаванием»2.

В воде можно добиться определенной эффективности при выполнении работы даже имея значительный лишний вес. Более того, ежедневные занятия плаванием в течение часа практически не грозят никакими травмами. Ноги и ступни не получают дополнительной нагрузки, как при беге и прыжках через скакалку. Плечи тоже не будут болеть, если только тренировка не длиться 5—6 часов без перерыва. Плавание особенно полезно тем, кто страдает болями в области спины, артритом или какими-то сердечными заболеваниями. Положение, в котором человек находится при плавании на спине, предохраняет от самых различных болей в области спины, а также полезно при старческом кифозе (искривление позвоночника, присущее пожилым и старым людям)3.

Плавание является прекрасным упражнением для детей и подростков, но особенно оно полезно в возрасте от 9 до 15—16 лет, тем, кто из-за излишней полноты или маленького роста не может заниматься и участвовать в соревнованиях по баскетболу, футболу и другим видам спорта. «В воде размеры тела не столь важны. Дети небольшого роста в воде как бы уравниваются со своими более крупными одногодками и добьются неплохих результатов. Они могут попробовать себя и в прыжках в воду»4.
2.Основные тренировочные требования
В целях обеспечения общей оздоровительной направленности спортивной тренировки и профилактики состояний перетренированности и перенапряжения тренировочный процесс должен осуществляться с учетом общих педагогических принципов и специфических закономерностей тренировки, которые основаны на важнейших физиологических и гигиенических положениях.

При построении педагогического процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов.

  1. Сезонные изменения работоспособности характеризуются волнообразной кривой, которая имеет наибольший подъем в конце лета и осенью с наибольшим снижением в конце зимы и весной.

  2. Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее к среде и последующем снижении к субботе. Наиболее четко такая динамика прослеживается у школьников и студентов.

  3. Суточные изменения работоспособности (циркадные ритмы), как уже отмечалось выше, обусловлены суточным биоритмом различных функциональных систем организма и режимом двигательной деятельности.

В процессе подготовки спортсменок основное значение имеет ряд гигиенических положений. Прежде всего, при планировании тренировочного процесса следует учитывать следующие основные анатомо-физиологические особенности женского организма. Мышечная ткань у них составляет 32-35% веса тела (у мужчин 40% и более), зато жировой ткани на 10% больше, чем у мужчин.

Чрезмерные тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают у женщин значительные вегетативные сдвиги. Биологические особенности женщин связаны с овариально-менструальным циклом, который проявляется с наступлением половой зрелости, обычно в 12-14 лет. Спортсменки, тренеры и врачи должны постоянно вести наблюдения за изменениями самочувствия и спортивной работоспособности в связи с менструальным циклом. Спортсменки, у которых в менструальный период ухудшаются самочувствие и работоспособность, освобождаются от тренировок и соревнований.

Когда пловец достигает среднего уровня подготовленности и набирается опыта, то может использовать в занятиях различные приспособления, для того чтобы усилить гребок руками или ногами, а заодно и разнообразить занятия. Плавательные доски, лопаточки для плавания, специальные купальники с карманами или еще один купальник большего размера, надетый сверху, позволят увеличить сопротивление в воде, заставят прикладывать большие усилия.
3.Соблюдение правил безопасности при тренировках
Плавание в бассейне намного безопасней, потому что у бассейна есть бортики, разграничители дорожек, за которые можно держаться в случае необходимости. Тем не менее, тренироваться можно и в открытых водоемах, но при этом с мерами предосторожности (плыть вдоль берега, соблюдать температурный режим и т.д.).

Во время соревнований по плаванию не следует делать слишком больших вдохов или выдохов. Когда выполняется нормальный вдох, кислород используется мышцами. Мышцы отдают двуокись углерода, являющуюся продуктом распада, и именно определенная концентрация двуокиси углерода в крови «подсказывает» легким, когда необходимо выполнить следующий вдох. Если пловец делаете подряд несколько быстрых вдохов, не выполнив полного выдоха, в организме образуется большее, чем обычно, количество двуокиси углерода и нарушается химический баланс, что влияет на дыхательный стимул5.
4.Методы тренировки пловцов
В процессе тренировки пловцов применяются следующие основные методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный и соревновательный (контрольный). Они отличаются друг от друга по длине дистанций, интенсивности плавания, количеству проплываемых дистанций и по характеру отдыха.

При изменении перечисленных параметров нагрузки тренировка может приобрести преимущественную направленность на воспитание скорости, общей выносливости или специальной выносливости. Так, проплывание серии отрезков 8X25 м в полную силу с отдыхом почти до полного восстановления направлено на воспитание скорости, равномерное проплывание дистанции 1500 - 3000 м с небольшой скоростью - на воспитание общей выносливости, а проплывание 6x200 м с интенсивностью 85-90% от максимальной скорости с отдыхом 1,5--2 мин - на воспитание специальной выносливости, необходимой для плавания на средние дистанции (200-400 м) и 800 м.

Равномерный метод тренировки

Равномерный метод тренировки предусматривает плавание на дистанциях от 400 до 1500 и более метров с относительно равномерной скоростью прохождения их частей. Такое плавание содействует гармоничной сонастроенности в работе всех систем организма и приучает пловца к более экономной работе в воде. Оно также приучает ритмично чередовать напряжение и расслабление работающих мышц. Пульс пловца обычно доходит до 20-25 ударов за 10 с.

Длина проплываемых дистанций зависит от подготовленности пловца . Например, спортсмены III - II разрядов проплывают до 800--1500 м, а пловцы высших разрядов - больше6.
Переменный метод тренировки

Переменный метод тренировки заключается в чередовании нагрузок разной интенсивности. Проплыв отрезок (например, 50 м) с повышенной скоростью, спортсмен продолжает плыть со значительно меньшей скоростью. Проплыв спокойно определенное количество метров, начинает снова плыть энергично, затем плыть спокойно и т. д. Соотношение длины отрезков, проплываемых с повышенной скоростью и спокойно, зависит от подготовленности пловца.

При средней скорости на отрезках, проплываемых с повышенной интенсивностью, этот метод содействует воспитанию общей выносливости, а при более быстром плавании - повышению специальной выносливости.
Интервальный метод тренировки

Интервальный метод тренировки состоит в проплывании серий трезков заданной длины с определенной интенсивностью и интервалом отдыха между ними. Отдых подбирается так, чтобы обеспечить не полное, а частичное восстановление пульса. При этом стимул для совершенствования сердечно-сосудистой системы создается и во время отдыха, когда объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигает высшего уровня.

В интервальной тренировке пловцов различаются две направленности: развитие общей выносливости и развитие специальной выносливости.

Интервальная тренировка, направленная на развитие общей выносливости, характеризуется следующим7:

  1. длина проплываемых отрезков и дистанций - 50, 100 или 200 м;

  2. интенсивность «порций работы» - частота пульса 26-30 ударов за 10 с;

  3. продолжительность отдыха - от 5 до 45 с;

  4. повторение проплываемых дистанций у пловцов II спортивного разряда - 4-10 раз, у пловцов высокой квалификации - больше.

Интервальная тренировка, направленная на развитие специальной выносливости, характеризуется повышенной интенсивностью плавания, что придает ей анаэробный характер. Это обычно достигается увеличением скорости при сохранении продолжительности пауз отдыха. Количество проплываемых дистанций подбирается с учетом их длины, подготовленности спортсменов и интенсивности плавания.
Повторный метод тренировки

Повторный метод тренировки заключается в повторении проплываемых дистанций 25, 50, 100, 200, 400 или 800 м с высокой интенсивностью (90-100%). Паузы отдыха должны обеспечивать хорошее восстановление и иногда доходят до 10 и более минут. Количество повторений подбирается с учетом длины дистанции и подготовленности спортсмена. Этот метод позволяет спортсмену в течение одной тренировки выполнить большой объем работы с предельной и околопредельной скоростью. Для подготовки пловцов III-II разрядов к соревнованиям в плавании на 100 м тренировка обычно включает повторное плавание 6X25 м или 3X50 м с доступной для пловца интенсивностью и достаточно большими интервалами отдыха8.
Соревновательный (контрольный) метод тренировки

Соревновательный, или контрольный, метод тренировки - это прохождение основных дистанций в полную силу на соревнованиях или в условиях близких к ним (в группе под стартовую команду, с партнером). Этот метод обычно применяется перед соревнованием для проверки подготовленности спортсмена и для совершенствования прохождения дистанции (старт, поворот, равномерность прохождения, техника).

В процессе тренировок пловцов все перечисленные методы тренировки применяются как раздельно, так и в различных комбинациях. При проведении тренировок с целью подготовки к сдаче норм комплекса ГТО наиболее широкое применение получил наиболее простой - повторный метод тренировки.
5.Методические рекомендации для начинающих пловцов
Для того чтобы добиться тренирующего эффекта, следует заниматься плаванием не реже 3 раз в неделю, не менее 30 минут, выполняя такую физическую нагрузку которая позволила бы добиться показателей ЧСС 70— 85% от максимальной нагрузки.

Следует понимать, что пловцы могут работать интенсивнее, чем представители других видов спорта. Находясь в горизонтальном положении, сердце способно удерживать на 10-20 % больше крови, чем при вертикальном положении тела. Кроме того, за счет каждого сокращения сердце способно проталкивать через сосуды большее количество крови с меньшими усилиями.

Поскольку плавание предъявляет не столь высокие требования к организму, как занятия другими видами спорта, то лучше плавать 5 раз в неделю и регулярно проверять частоту пульса, чтобы убедиться, что вы работаете достаточно эффективно.

Перед началом тренировки следует выполнить несколько дополнительных упражнений для растягивания мышц плеч, рук и грудной клетки. Для того чтобы подготовить сердце к работе, вначале следует проплыть несколько отрезков медленно, постепенно наращивая скорость.
6.Методические рекомендации для пловцов со средним уровнем подготовленности
Можно считать, что пловец достиг этого уровня, если он9:

  1. моложе 35 лет и способен проплыть 100 метров быстрее, чем за 2 минуты и 1000 метров быстрее, чем за 22 минуты;

  2. среднего возраста и способен проплыть 100 метров за 25 минут и 1000 метров быстрее 25 минут;

  3. старше 60 лет и способен проплыть 100 метров за 3 минуты и 1000 метров за 27—32 минуты (результат зависит от того, насколько вы старше шестидесяти. С каждым годом после шестидесяти теряется примерно 1 процент скорости)10.

Для того чтобы улучшить эти показатели, следует тренироваться 5 раз в неделю, плавая либо в течение часа, либо преодолевая расстояние в один километр. Многим женщинам нравится такая форма занятия - длительное безостановочное плавание. «Иногда у меня в голове звучит музыку - рассказала одна 15-летняя девочка, занимающаяся плаванием для здоровья. - Но большую часть времени я просто концентрирую свое внимание на том, как двигаются руки и тело. Создается впечатление, что ты существуешь отдельно ото всего окружающего. Плавая в одиночестве, находишься словно в воображаемом мире. Все это создает радужное, спокойное настроение»11.

После того как пловец освоит данный стиль и темп плавания, описанный выше метод спокойного безостановочного плавания уже не будет влиять на увеличение частоты пульса до нужных величин, поэтому может возникнуть необходимость добавлять в тренировочные занятия немного «игры скоростей» - 2—3 раза в неделю. Ускорение и замедление темпа плавания каждые несколько минут. Например, плавание в медленном темпе в течение 5 минут, затем 400 метров в очень быстром темпе, затем опять переход на умеренный темп, который поддерживается еще 5 минут, затем вновь в высоком темпе одну или две длины бассейна, затем совсем в медленном темпе и т. д. в течение часа.

Не следует выбирать слишком большую скорость, чтобы не пришлось останавливаться для восстановления дыхания. Если пловец легко проплываете километр и собирается участвовать в соревнованиях, можно добавить к своим занятиям несколько интервальных тренировок.

Интервалы времени должны фиксироваться. Прежде всего, следует проверить свои возможности, проплыв 100 метров достаточно быстро, чтобы ЧСС достигла 80—90% от максимальной, в зависимости от возраста и состояния здоровья. Требуется засечь время. Точно определить время, которое может понадобиться для того, чтобы ЧСС опустилась на 2/3. Это и будет необходимым «временем отдыха»12.

Обычно период восстановления рассчитывается по-другому — он составляет половину времени, потраченного на проплывание отрезка. Заплыв, отдых, заплыв, отдых и т. д. — до тех пор, пока в общей сложности пловец не покроет расстояние от полумили до мили. По мере того как тренированность спортсмена будет улучшаться, следует сократить паузы отдыха, пока они не составят 10—15 секунд. Если первоочередной задачей является развитие скоростных возможностей, следует выполнять незначительное количество повторений, но с очень высокой скоростью13.

Интервальная тренировка в плавании отличается от такой тренировки в беге или велоспорте. Для спортсменок, тренирующихся и выступающих на суше, необходим более длительный отдых для рассеивания тепла, накопленного во время выполнения нагрузок высокой интенсивности. Занимаясь плаванием, спортсмен охлаждает организм окружающей водной средой, поэтому нет необходимости в таких длительных паузах. Более того, поскольку в воде тело намного легче, пловец восстанавливается значительно быстрее, это также позволяет работать энергичнее, поскольку и у бегуньи и у велосипедиста паузы отдыха дольше и им необходимо в это время продолжать медленно двигаться. Пловец же полностью прекращает движение или выполняет легкие упражнения на растягивание.
7.Методические рекомендации для опытных пловцов
Если пловец способен проплыть безостановочно больше 3 км, то может причислить себя к этой категории.

Интервальный метод тренировок основан на выполнении интенсивных усилий на определенных отрезках дистанции с заданной скоростью и дает организму возможность только для частичного отдыха. Наибольшее воздействие, как полагают, оказывают на организм (и прежде всего на сердечно-сосудистую систему) именно эти паузы неполного восстановления, когда количество крови, проталкиваемой сердцем за одно сокращение, достигнет максимальных величин.

Многие тренеры считают, что интервальная тренировка является наиболее эффективным из всех известных методов для хорошо подготовленного спортсмена, поскольку, помимо всего прочего, такая форма занятий является очень серьезной нагрузкой для организма. Достигается эффект, схожий с эффектом тренировки с отягощениями. При разрушении отдельных мышечных волокон происходит образование новых - большего размера и более сильных. Так же как и тренировку с отягощениями, интервальную тренировку можно применять не более 3 раз в неделю и никогда — два дня подряд, В другие дни следует использовать метод длительных непрерывных нагрузок, выполняемых в умеренном темпе14.

Достигнув этого уровня подготовленности, пловец с тренером, возможно, захочет добавить в программу занятий упражнения с отягощениями. Женщина, занимающаяся плаванием, как правило, должна прежде всего укреплять мышцы брюшного пресса, а также трицепсы, широчайшую мышцу спины и грудные.

Движения в плавании настолько специфичны, что обычные упражнения с преодолением сопротивления не могут их скопировать полностью. Тем не менее, подтягивания помогут укрепить широчайшую мышцу спины и бицепсы, подтягивания с обратным хватом рук — еще и трицепсы, отжимания — мышцы грудной клетки, плечевого пояса и трицепсы, а поднимания из положения лежа на спине с руками за головой укрепляют мышцы-сгибатели туловища.

Перед выполнением любых силовых упражнений или упражнений с отягощениями, Равно как и после них, необходимо медленно и последовательно растянуть основные мышечные группы тела, в противном случае такие занятия только укоротят мышцы и лишат их гибкости. Кроме того, надо выполнять основные плавательные движения нескольких стилей на суше, держа в руках гантели, а при движениях ногами привязывать к лодыжкам отягощения.
8.Травмы
Если человек занимается плаванием по часу в день 5-6 раз в неделю, шансы получить травму практически равны нулю. Пловцы высокой квалификации порой преодолевают в тренировках за день от 10 до 20 км. Если спортсменка проплывает в день 10 000 метров, то за неделю ее руки выполняют не менее 108 тысяч движений стилем кроль, баттерфляй или на спине. Тогда возможна травма, известная под названием «плечо пловца».

Иногда после тренировок может болеть широчайшая мышца спины. Необходимо до и после каждой тренировки выполнять специальные упражнения на растягивание.

Судороги этой мышцы во время или после плавания аналогичны судорогам в икроножных мышцах во время длительной ходьбы или бега. В подобных случаях следует вытянуть прямую руку над головой и затем согнуть ее.

Иногда специалисты брасса получают травмы колена, связок или сухожилий его поддерживающих. Необходимо выполнять специальные упражнения на укрепление и растягивание сухожилий и четырехглавой мышцы бедра. Можно слегка видоизменить технику плавания. Особое внимание следует уделять разминке. Прежде чем перейти к основному стилю плавания, возможно, стоит немного размять мышцы ног, проплыв некоторое расстояние на спине.

От хлорки у многих краснеют и болят глаза, уберечь от этого помогут специальные очки. Тем, для кого она является аллергеном, можно порекомендовать плавание в открытых водоемах (во избежание зуда и покраснения кожи).

Для предупреждения различных повреждений и заболеваний носовой полости можно применять специальные устройства — «зажимы»15.

Несмотря на то, что вода помогает охлаждению тела, пловец все равно потеет во время плавания, и также может пострадать от обезвоживания организма. Поэтому следует пить как можно больше воды до и после каждой тренировки.

Простуды - частые заболевания у пловцов зимой. Необходимо как следует сушить волосы, прежде чем выйти после бассейна на улицу, обязательно надевать шапку или шарф.
Заключение
Очевидно, что тренировочный эффект от тренировок на воде имеет свои плюсы, отличные от других видов спорта.

Высокие спортивные результаты достигаются развитыми в физическом отношении спортсменами, овладевшими техникой и тактикой плавания и проявившими необходимые морально-волевые качества при освоении тренировочных нагрузок. В соответствии с этим в системе спортивной тренировки выделяются физическая, техническая, тактическая, теоретическая и волевая виды подготовки.

На тренировках на воде решаются следующие задачи:

  1. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

  2. Воспитание у спортсменов характера, позволяющего проявить бойцовские качества, обеспечивающего на тренировках и соревнованиях высокую степень мобилизации возможностей организма.

  3. Укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, совершенствование силы, выносливости, гибкости и скоростных качеств.

  4. Совершенствование техники плавания.

  5. Освоение тактического мастерства.

  6. Приобретение необходимых знаний и навыков в технике плавания, тактике, самоконтроле спортсмена, гигиене пловца, режиме и питании.

Список литературы


  1. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 1, с. 50-56.

  2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов . - М.: ФиС, 1986. - 191 с.

  3. Булгакова Н.Ж., Платонов В.Н. Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки // Плавание. Киев, 2000, с. 150-188.

  4. Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Анализ тренировочных программ и специальной подготовленности юных пловцов 11-16 лет за период 1970-90 гг. // Плавание. 1999, № 2, с. 18-26.

  5. Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Изменение тренировочных программ и специальной подготовленности юных пловцов 11-16 лет за период 1970-1990 годов // Наука в олимпийском спорте. 2001,№ 1, с. 49-54.

  6. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца . - М.: ФиС, 1970. - 182 с.

  7. Васин В.А. Международные спортивные организации и спортивная политика на современном этапе // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, с. 28-30.

  8. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 2, с. 21-26, 39-42.

  9. Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теор. и практ. физ. культ. 1967, № 4, с. 19-20.

  10. Волков Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке// Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 5, с. 21-49.

  11. Волков Н.И., Попов О.И. Историографический анализ рекордов в плавании // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 31-37.

  12. Габрысь Т. Анаэробная работоспособность спортсменов: лимитирующие факторы, тесты и критерии, средства и методы тренировки: Автореф. докт. дис. М., 2000. - 47 с.

  13. Гордон С.М. Тренировка в циклических видах спорта на основе закономерностей соотношений между тренировочными упражнениями и их эффектом: Автореф. докт. дис. М., 1986. - 48 с.

  14. Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: ФиС, 1986.

  15. Каунсилмен Д. Наука о плавании. - М.: ФиС, 1972. - 429 с.

  16. Клешнев В.В., Турецкий Г.Г. Сравнение систем организации прикладной спортивной науки в России и Австралии // Теор. и практ. физ. культ. 2000, №11, с. 59-63.

  17. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учеб. Для ин-тов и техн. Физ. Культ.

  18. Платонов В.Н., Фесенко С.П. Сильнейшие пловцы мира. - М.: ФиС, 1990. - 304 с.

  19. Покровский А. Самоучитель спортивного плавания. Составлено по новейшим немецким руководствам В. Манса и Э. Рауша и дополнено автором. Псков, 1913. - 18 с.

  20. Попов О.И., Партыка Л.И. Эволюция технологии подготовки, морфологического профиля сильнейших пловцов и мировых рекордов в спортивном плавании на протяжении ХХ века // Наука в олимпийском спорте. 2001, № 1, с. 43-53.

  21. Тимакова Т.С. Экспериментальное обоснование методов определения перспективности юных спортсменов: Автореф. канд.дис. М., 1975. - 26 с.

1 Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 1, с. 50-56.

2 Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теор. и практ. физ. культ. 1967, № 4, с. 19-20

3 Там же, стр. 241

4 Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов . - М.: ФиС, 1986. , стр. 12

5 Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца . - М.: ФиС, 1970., стр. 41

6 Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца . - М.: ФиС, 1970., стр. 44

7 Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца . - М.: ФиС, 1970., стр. 45

8 Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца . - М.: ФиС, 1970., стр. 46

9 Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 1, с. 50-56.

10 Габрысь Т. Анаэробная работоспособность спортсменов: лимитирующие факторы, тесты и критерии, средства и методы тренировки: Автореф. докт. дис. М., 2000. , стр. 11

11 Гордон С.М. Тренировка в циклических видах спорта на основе закономерностей соотношений между тренировочными упражнениями и их эффектом: Автореф. докт. дис. М., 1986. , стр. 14

12 Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: ФиС, 1986., стр. 11

13 Покровский А. Самоучитель спортивного плавания. Составлено по новейшим немецким руководствам В. Манса и Э. Рауша и дополнено автором. Псков, 1913

14 Платонов В.Н., Фесенко С.П. Сильнейшие пловцы мира. - М.: ФиС, 1990., стр. 54

15 Тимакова Т.С. Экспериментальное обоснование методов определения перспективности юных спортсменов: Автореф. канд.дис. М., 1975



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации