Белых В.С, Винницкий Д.В. Налоговое право России - файл n1.doc

приобрести
Белых В.С, Винницкий Д.В. Налоговое право России
скачать (305.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1540kb.12.09.2005 13:01скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


В. С. Белых, Д. В. Винницкий

НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИИ

Краткий учебный курс
Издательство НОРМА

Москва • 2004

УДК 347.73(075.8)

ББК 67.402я73

Б43
Белых В. С, Винницкий Д. В.

Б43 Налоговое право России. — М.: Норма, 2004. —

320 с. — (Краткие учебные курсы юридических наук).
ISBN 5-89123-851-9
В работе в соответствии с учебной программой рассматриваются основные понятия, принципы, институты налогового права. Большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, правовому режиму взимания отдельных налогов, проблемам ответственности за нарушения налогового законодательства. Теоретические положения курса проиллюстрированы примерами из судебно-арбитражной практики.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов, а также для всех, кто изучает и применяет налоговое законодательство.
© В. С. Белых, Д. В. Винницкий, 2004

ISBN 5-89123-851-9 © ООО «Издательство НОРМА», 200
Сведения об авторах:
Белых Владимир Сергеевич — директор Института пра­ва и предпринимательства УрГЮА, заведующий кафедрой предпринимательского права, доктор юридических наук, профессор. Автор более 120 научных и учебно-методических работ по проблемам гражданского, предпринимательского, налогового права;

Винницкий Данил Владимирович — доктор юридических наук, председатель Уральского отделения Международной ассоциации финансового права, заместитель председателя Президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов. Автор более 50 научных работ по проблемам налогового и финансового права.
Содержание

Введение 6

Глава 1. Налоги и сборы: понятие, признаки, проблемы классификации 12

§ 1. Основные юридические концепции налога 12

§ 2. Понятие и признаки налога 18

§ 3. Изменение характера налога 32

на современном этапе. Экстрафискальные 32

проявления налога 32

§ 4. Классификации налогов. Целевые и рентные налоги 35

§ 5. Понятие и признаки сбора 43

§ 6. Проблемы разработки понятия «фискальное взимание» 53

Глава 2. Отграничение налогов и сборов от смежных институтов 60

§ 1. Отграничение налогов и сборов от смежных институтов 60

§ 2. Недопустимые формы фискального взимания 65

Глава 3. Предмет и метод налогового права 68

§ 1. Общие свойства отношений, регулируемых налоговым правом. 69

Понятие предмета налогового права 69

§ 2. Состав предмета налогового права и его дифференциация 81

§ 3. Метод налогового права 87

Глава 4. Принципы налогового права 94

§ 1. Понятие и система принципов налогового права 94

§ 2. Основные (явно выраженные) принципы налогового права 96

§ 3. Подразумеваемые принципы налогового права 104

Глава 5. Источники налогового права 107

§ 1. Понятие и состав налогового законодательства 107

§ 2. Иные источники налогового права 109

§ 3. Действие актов налогового 118

законодательства во времени, пространстве 118

и по кругу лиц 118

Глава 6. Субъекты налогового права 120

§ 1. Понятие субъекта налогового права. Налоговая правосубъектность 120

§ 2. Виды субъектов налогового права 128

§ 3. Физическое лицо — субъект налогового права 132

§ 4. Организация — субъект налогового права 136

§ 5. Государственные органы и органы 151

местного самоуправления — субъекты 151

налогового права 151

§ 6. Публичное территориальное образование — субъект налогового права 155

§ 7. Проблемы классификации субъектов налогового права 157

Глава 7. Элементы налогообложения (обложения) 161

§ 1. Определение обязательных элементов 161

обложения как условие установления 161

налогов и сборов 161

§ 2. Объекты налогообложения и их виды 163

§ 3. Налоговая база и налоговая ставка 167

§ 4. Налоговый период 168

§ 5. Порядок исчисления налога 169

§ 6. Порядок и сроки уплаты налога 170

Глава 8. Российская налоговая 172

система и правовой режим взимания 172

отдельных налогов 172

§ 1. Общая характеристика российской налоговой системы 172

§ 2. Налог на добавленную стоимость 174

§ 3. Налог на прибыль организации 179

§ 4. Налог на доходы физических лиц 185

§ 5. Единый социальный налог 190

Глава 9. Правовое регулирование 193

ответственности за налоговые 193

правонарушения 193

§ 1. Налоговое правонарушение: понятие и признаки 193

§ 2. Элементы состава налогового правонарушения 196

§ 3. Обстоятельства, исключающие 203

привлечение лица к ответственности 203

за совершение налогового правонарушения 203

§ 4. Обстоятельства, отягчающие 205

и смягчающие ответственность за нарушение 205

налогового законодательства 205

§ 5. Юридические санкции за нарушение налогового законодательства 208

Основные нормативные акты и судебная практика 212

Список основной литературы 218



Введение



В российской юридической науке налоговое право принято рассматривать как часть более крупного правового образования — российского финансового права. Такой подход объясняется тем, что традиционно налоговое право определяется как институт или подотрасль в рамках отрасли финансового права, т. е. совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государ­ства, необходимых для реализации его задач1. Однако в литературе последних лет при упоминании этой проблемы чаще говорят о формировании именно подотрасли налогового права (А. В. Брызгалин, М. В. Карасева, М. В. Орлов, Н. И. Химичева и др.). Некоторые ученые именуют налоговое право сложным институтом (Л. К. Воронова, Н. П. Кучерявенко и др.)2. Другие исследователи, признавая налоговое право подотраслью, предлагают выделять в системе финансового права еще более крупные структурные подразделения (не известные иным отраслям) — разделы. При этом подотрасль налогового права оказывается элементом финансово-правового раздела «правовое регулирование го­сударственных и муниципальных доходов».

С другой стороны, в публикациях встречаются утверждения об отраслевой самостоятельности налогового права (В. В. Витрянский, С. А. Герасименко, Ю. А. Тихомиров и др.)3 или о возможности ее формирования в будущем. Иногда также указывается, что налоговое право — это «подотрасль финансового права, обладающая отраслевыми признаками»4 или что оно представляет собой «самостоятельную отрасль законодательства, но не отрасль права»5.

Подчеркнем, что позиция, предполагающая рассмотрение налогового права в качестве части (подотрасли, сложного института, института) финансового, имеет глубокие корни в российской юридической науке. В связи с этим целесообразно коротко остановиться на истории формирования финансового права и его основных концепциях.

Финансовое право как наука и научная дисциплина возникло во второй половине XIX в. На протяжении двух прошедших столетий ученые различных государств и научных школ по-разному понимали предмет и задачи данной науки и определяли ее систему и принципы. Таким образом, финансовое право, являясь относительно молодой наукой, имеет богатую историю.

В России становление финансового права как научной дисциплины связывают с 1884 г., когда на юридических факультетах университетов была учреждена кафедра финансового права, а профессорам, ранее читавшим курс финансовой науки, было вменено читать новый курс. Известно, что любая наука формируется на основе обобщения и анализа результатов практической деятельности людей в определенной сфере. В этом отношении финансовое право не является исключением. Его появление, бесспорно, является результатом обобщения и систематизации человеческих знаний в сфере политической экономии финансов и государственного, административного права.

В частности, появление финансового права связывают с развитием и расцветом науки о финансах, выделившейся из политической экономии.

Считается, что финансовая наука, или наука о финансах, возникла позднее других социально-политических наук, ее зарождение большинство исследователей относят к XV— XVI вв. В специальной литературе широко распространена точка зрения, что основателем финансовой науки является немецкий ученый Ф. Юсти, который в своей известной работе «Система финансового хозяйства» (1766 г.) систематизировал господствовавшие в его время финансовые теории и построил общую систему финансовой науки1.

К. С. Вельский, характеризуя общую линию развития науки финансового права в Западной Европе в XIX—XX вв., указывает, что в целом в западноевропейской литературе на протяжении второй половины XIX—XX в. господствуют две теории: одна отрицает всякую самостоятельность финансового права и не признает границ между финансовым правом и финансовой наукой; другая, являясь нормативистской, видит задачи науки финансового права в изучении позитивного законодательства2. Первая линия фактически сводила преподавание финансового права к преподаванию науки о финансах. Ее представляли такие ученые-профессора, как Л. Штейн, Г. Еллинек, А. Вагнер, в русской литературе — М. Н. Капустин, И. X. Озеров, Г. И. Тиктин.

Так, известнейший немецкий ученый А. Вагнер определял финансовую науку как «науку о финансовом хозяйстве или о финансовых хозяйствах, т. е. о хозяйстве, которое ведет государство или какая-нибудь корпорация публичного характера (орган местного самоуправления) и целью которой является добывание и употребление вещественных благ (главным образом денег), необходимых для исполнения таких функций, которые присущи им как принудительным хозяйственным общинам»1. По мнению И. X. Озерова, «финансовая наука изучает финансовое хозяйство, т. е. совокупность отношений, которые возникают на основе добывания союзами публичного характера материальных средств. Она изучает те способы, посредством которых эти союзы добывают себе нужные средства, и как эти способы отражаются на других сторонах жизни, почему в одну эпоху преобладают одни способы, а в другую — другие»2.

Таким образом, основополагающей категорией финансовой науки и науки финансового права в конце XIX— начале XX в. становятся понятия «публичное хозяйство», «принудительное хозяйство», «финансовое хозяйство» или «принудительная (публичная) хозяйственная община». Все эти термины нередко употребляются как тождественные. Видный немецкий ученый Р. фон Кауфман писал: «Как только известное количество отдельных индивидуумов соединяется в целях удовлетворения совместными силами своих общих потребностей, образуется хозяйственная община: субъект хозяйственной деятельности, независимый от хозяйственной деятельности отдельных членов общины. Поскольку эта хозяйственная община является организацией публично-правового характера, постольку она обладает принудительной властью, при обязательности принадлежности к ней, при определенных экономических требованиях, предъявляемых к ее членам, она представляет из себя принудительную хозяйственную общину»3.

Следует признать, что в тех случаях, когда наука финансового права рассматривалась обособленно от финансовой науки, она, как правило, целиком и полностью основывалась на категориях, разработанных последней. В частности, учитывая рассмотренные выше концепции предмета финансовой науки, известный русский ученый Э. Н. Берендтс определяет предмет финансового права, указывая, что финансово-правовые нормы регулируют отношения, связанные с государственным хозяйством, т. е. с имуществом и денежными средствами, принадлежащими государству4. Аналогичное понимание предмета финансового права мы видим в работах И. И. Янжула, И. X. Озерова.

Более того, уже в советский период (1928 г.) М. Д. Загряцков отмечает, что «наука о финансах есть наука о государственном хозяйстве и строится как экономическая дисциплина. Но государственное хозяйство есть особая форма социального хозяйства: оно руководствуется единой волей и обладает самостоятельной финансовой властью — финансовым суверенитетом. Уже введение названного юридического признака в определение государственного хозяйства показывает, что изучение этого последнего как особой формы государственного властвования не может ограничиваться одними только экономическими методами; необходимы и методы юридические. Эту задачу юридического изучения государственного хозяйствования и выполняет наука административно-финансового права. Административно-финансовое право исследует государственное хозяйство не с экономической, а с административно-финансовой точки зрения (и не экономическими, а юридическими методами): исследуя юридические нормы — законы, регулирующие государственные финансы, оно выясняет правовые формы государственного хозяйства и административную организацию, анализирует отношения, возникающие в финансовой области между государством (как носителем финансовой власти) и гражданами. Говоря более конкретно, предметом его исследования является финансовое законодательство и финансовое управление в их взаимоотношениях»1.

В советский период понимание предмета финансовой науки и предмета финансового права существенно сужается. В обоих случаях, соответственно, предметом изучения и предметом правового регулирования выступают исключительно денежные отношения. Так, М. А. Гурвич пишет: «Советское финансовое право... есть совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции (собирания) и распределения государством денежных средств в соответствии с его задачами и функциями...»2 Кроме того, М. А. Гурвич одним из первых широко начинает использовать для определения отношений, регулируемых финансовым правом, категорию «финансовая деятельность государства». Под ней понимается «деятельность органов государственной власти и государственного управления в области мобилизации денежных ресурсов и их распределения»3.

На обстоятельства, обусловившие появление указанного термина, обращает внимание К. С. Вельский. Он подчеркивает, что данная категория, разграничивающая в странах с рыночной экономикой государственные и частные финансы и означающая управление первыми, в советской науке финансового права воплотила в себе тоталитарное руководство всеми финансами со стороны государства4.

Если обратиться к отечественной литературе по финансовому праву с 1940-х гг. по настоящее время, можно выделить несколько наиболее часто встречающихся точек зрения на финансовое право и его место в системе права1. Первая отрицала самостоятельность финансового права; как отрасли права, рассматривая его как часть административного и (или) государственного (конституционного) права2.

Вторая точка зрения является в настоящее время наиболее распространенной; ее сторонники исходят из отраслевой самостоятельности финансового права. В частности, некоторые сторонники данной точки зрения указывают, что на основании главных критериев деления российского права на отрасли (предмета и метода регулирования общественных отношений) можно назвать ряд главных, первоначальных подразделений права: государственное (конституционное), административное, гражданское, уголовное. Финансовое право с рассматриваемых позиций занимает в системе права «второй ряд», поскольку оно исторически выросло из отрасли «первого ряда» — административного права. В него вошли и нормы государственного права, относящиеся к области финансов3.

Таким образом, оно возникло как обособившаяся часть государственного и административного права, выделившаяся в самостоятельную отрасль права в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением4.

Вместе с тем, признавая финансовое право самостоятельной отраслью, другие авторы также обосновывают положение о том, что финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло как отрасль права наряду и одновременно с государственным и административным правом5.

Наконец, третья точка зрения предполагает обоснование комплексного характера отрасли финансового права6.

В юридической литературе давно уже подмечен факт существования в системе права своеобразных комплексных подразделений (образований). Нормативные положения комплексных образований имеют юридически разнородный характер, общие нормы и положения образований довольно скудны. Их содержание в значительной степени покрывается подразделениями главной структуры — основными отраслями и институтами. Объективируясь в главной структуре по основным чертам (в частности, по основным регулятивным свойствам), данные нормативные предписания одновременно по некоторым другим показателям раскрывают свои особенности в иной, вторичной правовой общности1. Правда, в правовой науке широко представлена и другая точка зрения ученых, отрицающих факт существования комплексных отраслей (образований). Причем в порядке научной дискуссии теоретические противники комплексных образований приводят достаточно серьезные (заслуживающие внимания) доводы.

Выявление наиболее обоснованной из перечисленных точек зрения заключается в необходимости определения перечня правовых принципов, регулирующих те или иные отношения, в порядке применения аналогии закона и права при наличии пробелов.

Говоря о положении налогового права в системе российского права, необходимо вспомнить о недавно прошедших глобальных изменениях в нашей экономике, повлиявших на состояние современного финансового права и финансового законодательства России. Влияние этих экономических процессов на становление и развитие в России механизма налогово-правового регулирования бесспорно и не требует доказательств. Но являются ли данные факторы (экономические процессы) достаточными основаниями для формирования налогового права в качестве самостоятельного элемента в правовой материи? Полагаем, что сами по себе отмеченные обстоятельства не приводят формированию отраслевой самостоятельности налогового права, но они создают определенные предпосылки для обсуждения этой проблемы2. На характеристику и оценку налогового права' влияют и другие факторы.

Действительно, в советский период господство государственной собственности на средства производства, монополия государства на банковскую, страховую деятельность, валютная монополия и иные факторы, определяющие доминирующее положение государства в экономической жизни страны, сплачивали разнородные по своей сути финансовые отношения. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Некоторые отношения (банковские, страховые, расчетные и др.) в значительной степени вообще вышли из сферы публичных финансов3. Другие (налоговые и бюджетные) отношения, хотя с экономической точки зрения и имеют сходную природу (относятся, в частности, к сфере публичных финансов), в силу юридических причин не могут регулироваться правом единообразно. Российской науке еще только предстоит в полной мере осмыслить произошедшие изменения в отечественной финансовой системе, что потребует рассмотрения множества концептуальных вопросов финансово-правового регулирования на новом научно-теоретическом уровне. Отмеченные же выше тенденции демонстрируют лишь общую картину тех серьезных изменений, которые переживает российское финансовое и налоговое право в современных условиях.

В настоящей работе налоговое право рассматривается как формирующая самостоятельная отрасль права, имеющая собственный предмет и метод правового регулирования, правовые принципы. С этих позиций финансовое право представляет собой чрезвычайно сложную юридическую систему, объединяющую целую семью правовых отраслей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации