Отечественная история. Хрестоматия - файл n1.doc

приобрести
Отечественная история. Хрестоматия
скачать (133.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc916kb.06.04.2006 12:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ХРЕСТОМАТИЯ


СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Красноярск

2006

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ХРЕСТОМАТИЯ

СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Утверждено редакционно-издательским советом в качестве

учебно-справочного пособия для студентов

всех факультетов всех форм обучения

Красноярск 2006

Отечественная история. Хрестоматия. Сборник документов для самостоятельной работы студентов: Учебно-справочное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения. / Составитель С.А. Рафикова. – Красноярск: СибГТУ, 2006. - с.
Рецензенты: В.В. Гришаев, профессор, д.и.н. (КГУ)

Л.А. Чурилова, доцент (методсовет СибГТУ)


© С.А. Рафикова

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2005
СОДЕРЖАНИЕ

От составителя……………………………….………………………..

  1. Повесть временных лет (ПВЛ)

1.1. Легенда о призвании варягов………………..…………………………

1.2. Легенда о крещении Руси………………………..…………………….
2. Судебники ХV—ХVI вв. о положении крестьян и холопов

2.1. Судебник 1497 г. ……………………………………………….……….

2.2. Судебник 1550 г. ………………………………………………………

2.3. Указ 1597 г. о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян……………

2.4. Указ 1597 г. о холопах………………………………………………….
3. Программные документы декабристов

3.1. «Русская правда» П.И. Пестеля……………………………………….

3.2. «Конституция» Н.М. Муравьева………………………………………
4. Документы об отмене крепостного права

4.1. «Манифест» 19 февраля 1861 г. ………………………………………

4.2. «Общее положение о крестьянах, вышедших из

крепостной зависимости»…………………………….………………
5. Программы народнических организаций

5.1. «Земля и воля»………………..………………………………………

5.2. «Народная воля»…………….….…………………………………….
6. Программы политических партий начала ХХ века

6.1. «Союз русского народа» (черносотенцы)…………………………..

6.2.«Союз 17 Октября» (октябристы)……………………………………

6.3. Конституционные демократы (кадеты)…………………………….

6.4. Социалисты-революционеры (эсеры)………………………………

6.5. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)…..
7. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти…………………...

8. Ленин В.И. О замене разверстки налогом…………………..………..

9. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности

и его последствий»…………………………………….………………..

10. Документы хозяйственной реформы 1965 г.

10.1. Постановление мартовского (1965 г.) Пленума ЦК

«О неотложных мерах по дальнейшему развитию

сельского хозяйства в СССР»……………………………………….

10.2. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР

«Об улучшении управления промышленностью»………………….

10.3. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР

«О совершенствовании планирования и усилении

экономического стимулирования промышленного производства…

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Историческая наука основана на изучении, анализе, обобщении различных источников. В широком смысле данного понятия источники – все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучить прошлое человеческого общества. В хрестоматийный сборник включены источники, относящиеся к оригинальным письменным первоисточникам, - документы разных эпох истории России, рекомендованные для самостоятельной работы студентов в процессе изучении курса отечественной истории.
Знакомство с историческим первоисточником:


Между тем, в фондах вузовской библиотеки необходимые для организации учебного процесса источники имеются в единичных экземплярах. Благодаря хрестоматии каждый студент сможет найти ключевые документы для конспектирования и самостоятельного анализа.

Для облегчения работы с первоисточником в рамках данного сборника:


После предварительной самостоятельной работы с документом наиболее сложные вопросы студенты имеют возможность разобрать с преподавателем на семинарском занятии.
1. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (извлечения)

Публикуется по: Хрестоматия по истории России. – Т.1. – М., 1994. – С.25-26, 38-41.

1.1.

Легенда о призвании варягов

Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей — свое, а у славян в Новгороде — свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав.

Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей.

В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить в владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, И над теми всеми властвовал Рюрик.

1.2.

Легенда о крещении Руси

В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем, приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывал от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки: если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? Что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям, избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день сотворил им честь великую. Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показан им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними»,— и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса: сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его. Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду; идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это — крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды, сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию к Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говора: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашею и тогда крестите меня». И послушались цари и послали сестру свою, сановников и пресвитеров.

Она же не хотела идти, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же». И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего, и скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать; «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсуньский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил. Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней.

После всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или ищущий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры, и поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.


Контрольные вопросы и задания:

  1. Определите жанр и время создания «Повести временных лет».

  2. Назовите особенности летописных сводов как исторического источника.

  3. Объясните двойную датировку летописных событий.

  4. Почему автора «ПВЛ» иногда условно называют «родоначальником норманнской теории»?

  5. Кто является автором норманнской теории? В чем ее суть?

  6. Как объясняет принятие Русью христианства летописец?

  7. Каковы объективные причины приобщения Руси к православному христианству?




  1. СУДЕБНИКИ ХV—ХVI вв. О КРЕСТЬЯНАХ И ХОЛОПАХ (извлечения)

Публикуется по: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца 18 в. – С.106-109. Первый общерусский судебник появился при Иване III в 1497 г., в 1550 г. был принят новый судебник Ивана IV, а в 1597 г., при Федоре Иоанновиче принимаются указы о сыске беглых и о холопах.
2.1.

Судебник 1497 г.

57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в поле за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ним год, да поидеть прочь, и он платит четверть двора, а два года поживеть да пойдеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит.
2.2.
Судебник 1550 г.

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына ... А пожилое имате с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а в лесах, оприч того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великаго князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он выйдет безсрочно ж, и дожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен (...)

76. А о холопстве суд. По полной холоп грамоте. По ключу по селскому з докладною холоп з женою и з детми, которые у однова государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве; а которые его дети а родились до холопства, а учнут жыти у иного государя, или себе учнут жыти, то не холопи а по городцкому ключю не холоп. По робе холоп; по холопе роба (...) По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба...
77. А отпускные давати з боарьского докладу; а бояром к тем отпускным печати свои прикладывати, а дьяком подписывати (...) А хто положит отгпускную без боарьского докладу (...) и без дьячей подписи, хотя и государя своего руку, и та отпускная не в отпускную...

80. А холопа рать полонит, а выбежит не полону, и он свободен, а старому государю, не холоп. А похочет тот холоп к своему старому государю, и того холопа явити бояром, а дьаку подписати на старой крепосте, и пошлины имати з головы по алтыну (...)

81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не примати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит (...)
2.3.

Указ 1597 г. О пятилетнем сыске беглых крестьян

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всея Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычных, и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, - и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и митрополичим, и владычным, и детем боярским, и монастырьских дел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики, и вотчинники, из-за кого они выбежали... государю не бивали челом,— и государь указал на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, а кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити.


2.4.

Указ 1597 г. О холопах

Лета 7105-го апреля в 25 день (...) государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приговорил со всеми бояры о холопех, о полных, и о докладных, и о кабальных людех, которые люди на Москве и по городом, служат в холопьстве у бояр, и у князей и думных, и у приказных людей, и у детей боярьских, и у всяких служилых людей, и у гостей всяких торговых людей, по полным и по купечим и по докладным и по всяким крепостям, и по кабалам по старым, и по новым залисным кабалам, и от кого которые холопи полные и кабальные люди побежали, и ныне с лета 7105-го февраля с 1 числа, государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приговорил со всеми бояры.

1. От которых бояр полные холопи, и кабальные приданные люди, и жены и дети побежали, и бояром имена своих холопей и на них крепости, прислати в Холопей приказ, да тех холопей имяна, которые у государей своих служат и которые холопи от кого збежали, и на них крепости старые, полные и купчие и докладные и всякие крепости и старые кабалы в Холопье приказе записывати в книги. А тем всяким холопьим крепостным книгам быти за дьячею рукою, болшого для укрепления. А пошлин о старых кабалах со всяких крепостей не имати.

2. А приговорил государь со всеми бояры: Московского государьства всяким людем холопьи имена и на них крепости всякие записывати с нынешнего нового уложения бессрочно... И которыя люди служат в холопьстве у бояр, и у князей, и у дворян, и у приказных людей, и у детей боярских, и у всяких служилых людей, и гостей и всяких торговых людей, по полным и по купчим и по рядным, полные люди, и те люди, и жены их и дети, в холопстве тем своим государем и их детям, по прежнему государеву уложенью по Судебнику (...)

5. А которого записново кабалново человека, которая кабала, старая и новая, по новому уложенью записано в книги, а в том кабалном холопьстве у ково родится сын или дочь, - и те их дети тем своим государем в холопи (...)

7. А который государь, поимав, приведет к Холопью Суду своего кабального холопа или рабу, а кабала будет у Холопья Суда в записных книгах записана; и тово холопа и рабу, по записной кабале, отдавати головою в холопство тому его государю, а в сносе дать суд.
Контрольные вопросы и задания:

  1. Что такое крепостное право? Когда оно окончательно сложилось в России? Когда было отменено?

  2. В чем суть «указной» и «безуказной» теории закрепощения крестьян?

  3. По судебникам и другим законодательным актам восстановите основные этапы закрепощения крестьян.

  4. Объясните понятия: «Юрьев день», «урочные лета», «заповедные лета».

  5. Назовите источники «похолопления» крестьян.

  6. Используйте для подготовки к семинару учебно-методическую литературу:

Трофименко И.Н. Крепостое право в истории России. – Красноярск: СибГТУ, 2002. – 76 с.

  1. ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЕКАБРИСТОВ (извлечения)

Публикуется по: Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий: Освободительное движение и общественная мысль в России в Х1Х в. – М.: Высшая школа, 1991. - С.84-132.
3.1.

«Русская правда» П.И. Пестеля

ВВЕДЕНИЕ

§ 12. Определение, цель и действие Русской Правды

Русская Правда есть по сему Верховная Всероссийская грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все предметы и статьи, уничтожению и ниспровержению подлежащие, и, наконец, коренные правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового государственного порядка и составлении нового государственного уложения. Она содержит определение некоторых важнейших положительных законов и постановлений будущего порядка вещей, исчисление главных предполагаемых переводных мероприятий и вместе с тем пояснение коренных соображений, начальных причин и основных доводов, утверждающих предполагаемое для России государственное устройство. Итак, Русская Правда есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может. Она содержит обязанности, на Временное верховное правление возлагаемые, и служит для России ручательством, что Временное верховное правление единственно ко благу отечества действовать будет (...) Посему обязаны с нею в полной мере сообразоваться как Временное правление со всеми частями, отраслями и степенями правительства, так равно и весь народ со всеми оного членами или гражданами. Временное верховное правление обязано новый государственный порядок, Русскою Правдою определенный, постепенными мероприятиями ввести и устроить, а народ обязан сему введению не только не противиться, но, напротив того, Временному верховному правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию народного возрождения и государственного преобразования...
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ЗЕМЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Право народности и право благоудобства

(...) Если бы каждое государство из одного только племени или народа состояло, то границы его сами собою определялись пространством, на котором бы тот народ был поселен; но так как все почти большие государства, а тем паче Россия, содержат в своем составе много различных племен, то и определение границы соделывается труднейшим. От двух противоположных желаний происходит затруднительность. Народы, подвластные большому государству и происходящие не от господствующего в оном, но от других племен, желают всегда для себя независимости и отдельного политического существования, утверждаясь на праве составлять особые государства и называя оное правом народности. С другой же стороны, стремится всякое большое государство к установлению границ, крепких местным положением и сильных естественными оплотами, а вместе с тем стремится и к тому, чтобы силы маленьких народов, его окружающих, умножали силы собственные его, а не силы какого-либо другого, соседственного большого государства: основывал сие стремление и старание на праве безопасности и называя оное правом благоудобства (...)

Из всего здесь сказанного явствует, что для правильного, положительного установления границ надлежит непременно руководствоваться тем соображением, что право народности должно брать верх для тех народов, которые могут самостоятельною политическою независимостью пользоваться; а что право благоудобства должно брать верх над теми народами, которые сею самостоятельною политическою независимостью пользоваться не могут и непременно должны состоять под властью какого-либо сильнейшего государства:
§ 4. Россия есть государство единое и неразделимое

…Что же в особенности касается до России, то, дабы в полной мере удостовериться, до какой степени федеративное образование государства было бы для нее пагубно, стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. Области его не только различными гражданскими законами судятся, но совсем различные языки говорят, совсем различные веры исповедуют, жители оных различные происхождения имеют, к различным державам некогда принадлежали; и потому ежели сию разнородность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся, и она скоро потеряет тогда не только свое могущество, величие и силу, но даже может быть и бытие свое между большими или главными государствами. Она тогда снова испытает все бедствия и весь неизъяснимый вред, нанесенные древней России удельною системою, которая также не что иное была, как род федеративного устройства государства; и потому, если какое-нибудь другое государство может еще сомневаться во вреде федеративного устройства, то Россия уже никак сего сомнения разделять не может; она горькими опытами и долголетними бедствиями жестоко заплатила за сию ошибку в прежнем государственном образовании. А посему, соединяя все сии обстоятельства в общее соображение, постановляется коренным законом Российского государства, что всякая мысль о федеративном устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло. Избегать надлежит всего того, что посредственно или непосредственно, прямо или косвенно, открыто или потаенно, к таковому устройству государства вести бы могло.

Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государство в пределах, выше обозначенных, единым и неразделимым, отвергающим при том совершенно всякое федеративное образование, устройство и существование государства (...)


ГЛАВА ВТОРАЯ. О ПЛЕМЕНАХ, РОССИЮ НАСЕЛЯЮЩИХ

§1. Разделение племен, Россию населяющих, на три главные разряда

Общая масса всех российских обитателей может на три главные разряда быть разделена. Первый разряд состоит из коренного народа русского. Второй — из племен, к России присоединенных. Третий из иностранцев, в России живущих. Коренной народ русский есть племя славянское. Народы, к России присоединенные, составляют другие различные племена. Иностранцы, в России живущие, суть частные лица разных наций. дабы с ясной положительностью судить можно было о мероприятиях, коим должны подлежать все различные оттенки коренного народа русского, все различные племена, в России обретающиеся, и все иностранцы, в России находящиеся, надлежит основное соображение изложить, коим Временное верховное правление обязывается в сем отношении руководствоваться.


§ 2. Законы должны быть одинаковы на целом пространстве государства

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О СОСЛОВИЯХ, В РОССИИ ОБРЕТАЮЩИХСЯ

§ 3. Аристокрация богатств

(...) Отличительная черта нынешнего столетия ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрациею, во время коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной, ибо сия последняя общим мнением потрясена быть может и, следовательно, некоторым образом от общего мнения зависит, между тем как аристокрация богатств, владея богатствами, находит в них орудия для своих видов, противу коих общее мнение совершенно бессильно и посредством коих она приводит весь народ, как уже сказано, в совершенную от себя зависимость. А потому обязано всякое благомыслящее правительство не только такового распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать, дабы таковые сословия отдельным от массы народной составлением сами собой не устанавливались и не образовывались; а тем более обязано их уничтожать, ежели они где-либо существуют.
§ 4. Все должны быть пред законом равны

(...) Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех пред законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным (...) Сословия тем еще пагубнее, что они только одним пристрастием дышат, что некоторым членам народа выгоды дают, в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой для государства пользы, что для пресыщения корысти нескольких людей жестокую оказывают несправедливость против наибольшей части народа и что противны цели государственного существования, состоящей не в пристрастии к малому числу, но в елико возможно большем благоденствии многочисленнейшего числа людей в государстве.

А из всего вышесказанного следует, что учреждение сословий непременно должно быть уничтожено, что все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским, и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны (...)


§ 6. Дворянство

Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевышнего, гласящего в священном писании, что люди пред ним все равны, и что одни деяния их и добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. — Нельзя ожидать, чтобы нашелся хотя один довольно злосовестный дворянин, чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостного состояния в России; но ежели бы, паче всякого чаяния, нашелся изверг, который бы словом или делом вздумал сему действию противиться или оное осуждать, то Временное верховное правление обязывается всякого такового злодея безизъятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию яко врага отечества и изменника противу первоначального коренного права гражданского. Сие уничтожение рабства и крепостного состояния возлагается на Временное верховное правление яко священнейшая и непременнейшая его обязанность (...)


§ 7. Купечество

(...) Известно, что лучший способ для доставления народному богатству возможности процветать состоит в даровании свободы, обращая внимание правительства на промышленность народную с тою только целью, чтобы распространять познания и сведения, необходимые для промышленности, и вообще просвещение, и чтобы устранять препятствия, частные способы превышающие. Из сего явствует, что свобода есть главная необходимость для народной промышленности. Свобода же сия состоит в трех главных предметах:

1) чтобы каждый гражданин имел право и позволение заниматься тою или теми отраслями промышленности, которые он заблагорассудит избрать, лишь бы честен был и к законам исполнителен.

2) Чтобы каждому дозволено было любою заниматься промышленностью не только в одних городах и назначенных местах, но равным образом и в селениях всякого рода и вообще везде, где только пожелает.

3) И чтобы сама промышленность была освобождена, елико возможно более, от всяких затруднений и препятствий, производимых иногда не только худо обдуманными постановлениями, но и посторонними действиями и причинами, так, чтобы она находила в распоряжениях правительства не препоны своему преуспеванию, но, напротив того, — защиту и содействие (...)


§ 8. Военные поселяне

(...) Одна из первейших обязанностей Временного верховного правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих. На основании всего здесь сказанного обязывается Временное верховное правление: 1) в военных поселениях отделить войско от поселян, причислить войско к общему составу армии на общих правилах и разместить войско по разным местам сообразно общему расквартированию армии. 2) Привести военные поселения в общее земледельческое состояние, составить из оного волости на основании общих правил, военных поселян признать гражданами наравне со всеми прочими россиянами, даровать им совершенно те же права и устроить в прекращающихся военных поселениях тот же образ управления, как и в прочих местах России, и 3) все меры принять, какие только нужными и возможными окажутся, для доставления военным поселянам нужных льгот и необходимых средств для поправления разоренных имуществ. А вместе с тем и возвратить к семействам сих несчастных, находившихся ныне по разным местам в ссылке и заточении (...)


  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации