Третьяков М.М., Андрианова Н.В., Артёменко Т.В. Основы коммерческой деятельности. Часть I - файл n1.rtf

приобрести
Третьяков М.М., Андрианова Н.В., Артёменко Т.В. Основы коммерческой деятельности. Часть I
скачать (17334.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf17335kb.15.09.2012 20:28скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра коммерческой деятельности

ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие для дистанционного обучения

Хабаровск 2003
ББК

У 9 (2)

Х 12

Третьяков М.М., Андрианова Н.В., Артёменко Т.В. Основы коммерческой деятельности. Часть I. Сущность, субъекты и управление коммерческой деятельностью: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002. – 136 с.

Учебное пособие предназначено для студентов заочной дистанционной формы обучения специальности 351300 «Коммерция (торговое дело)». Пособие разработано с учетом действующего российского законодательства в области коммерческой деятельности.

Рецензент к.э.н., доцент, декан факультета государственного и муниципального управления ДВАГС Пешая Н.А.

Утверждено издательско-библиотечным

советом академии в качестве

учебного пособия для студентов

Третьяков Михаил Михайлович, Андрианова Наталья Викторовна,

Артёменко Татьяна Валериановна
ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Редактор Г.С. Одинцова

Подписано в печать __________. Формат 6084/16. ________ Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. п. л. ____. Уч.- изд. л. ____. Тираж __ экз. Заказ №______

_______________________________________________________________

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ.

Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….4 Раздел I. Понятие, содержание и субъекты коммерческой деятельности……….5 1.1. Сущность коммерческой деятельности……….………………….………….5 1.2. Содержание коммерческой деятельности………………………………….10 1.3. Общая характеристика субъектов коммерческой деятельности………….13 1.4. Организационно правовые формы коммерческой деятельности…………15 Раздел II. Виды и типы субъектов коммерческой деятельности…………………25 2.1. Производственные предприятия……………………………….……………...25 2.2. Торгово-посреднические предприятия………………………………………..35 2.3. Предприятия розничной торговли………………………………………..…...48 2.4. Товарные биржи………………………………………………………………...63

Раздел III. Методы и организация управления коммерческой деятельностью…70 3.1. Методы управления коммерческой деятельностью…………………………70 3.2. Организация управления коммерческой деятельностью на промышленном предприятии……………………………………………………………….……...…74 3.3. Организация управления коммерческой деятельностью в торгово-посреднической организации……………………………………………………..80 Раздул IV. Регулирование коммерческой деятельности…………………………85 4.1. Регулирование товарного обращения………………………………………..85 4.2. Регулирование оптовой торговли……………………………………………92 4.3. Регулирование государственных закупок…………………………………..95 Раздел V. Хозяйственные связи субъектов коммерческой деятельности……..103 5.1. Сущность и виды хозяйственных связей…………………………………...103 5.2. Установление хозяйственных связей, выбор поставщика и формы товародвижения…………………………………………………………………………....106 Глоссарий……………………………………………………………………..…….112 Вопросы к экзамену……………………………………………………………119 Методические указания………………………………………………………….123 Библиографический список ……………………………………………………..133 Приложение……………………………………………………………………...…138

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс "Основы коммерческой деятельности" относится к профилирующим дисциплинам и является одним из базовых предметов в подготовке экономистов широкого профиля, исходя из требований, предъявляемых к современным специалистам с высшим образованием. Особое место занимает данный курс в учебных планах студентов специальности 351300 "Коммерция (торговое дело)", для которых он является профилирующим.

Однако, несмотря на повышение качества учебно-методического обеспечения образовательного процесса в высшей школе до настоящего времени нет единого учебника, который бы охватывал и раскрывал весь круг изучаемых вопросов.

В связи с этим авторский коллектив предполагает подготовить учебное пособие "Коммерческая деятельность" которое будет состоять из трех частей:

При написании учебного пособия учитывалось, что изучение курса базируется на знаниях:

Полученные в процессе изучения курса теоретические и практические знания будут способствовать формированию высококвалифицированного и эрудированного специалиста в области современной экономики, а также помогут студентам сделать в дальнейшем осознанный выбор специальности.

Структурно-содержательное построение учебного пособия отвечает целевой направленности издания.

Первая часть учебного пособия написана следующими авторами: д.э.н., профессор Третьяков М.М. – введение, раздел II ( § 2, §6), к.э.н., доцент Андрианова Н.В. – раздел II (§3, §4, §5), IV; к.э.н., доцент Артеменко Т.В. – раздел I, II (§1, §3, §5).

РАЗДЕЛ I

Понятие, содержание и субъекты коммерческой деятельности

1.1. Сущность коммерческой деятельности
Термин «коммерческая деятельность» используется для характеристики хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики на микроуровне наравне с такими понятиями, как "предпринимательская деятельность" и "бизнес".

На современном этапе официальный статус термин «коммерческий» получил в России с принятием 1 части Гражданского кодекса РФ в 1995 году. В этой связи работ, посвященных исследованию коммерческой деятельности, немного, это преимущественно учебная литература [3; 34; 38; 44; 48; 49].

В экономической литературе и в официальных источниках нет единого мнения в отношении сущности и содержания категорий «коммерческая деятельность» и «коммерция». Существует несколько определений коммерческой деятельности, имеются различные подходы к отнесению видов деятельности к коммерческой, два полюса которых – ограничение коммерческой деятельности коммерцией-торговлей и отождествление коммерческой и предпринимательской деятельности.

"Коммерция" – слово латинского происхождения, «коммерциум» означает торговля. Английский экономический термин «commerce» в качестве перевода также имеет два русских слова-синонима: "коммерция", "торговля". В этой связи некоторые экономисты коммерцией называют торговую деятельность, торговые операции и сделки, направленные на получение прибыли [48, с. 45; 49, с. 34]. Другие понимают под коммерцией любую деятельность, направленную на извлечение прибыли [52, с. 11]. Для конкретизации сущности перечисленных категорий необходимо иметь в виду, что термин «коммерция» имеет в экономике два семантических уровня: во-первых, это вид деятельности, т.е. происходящий во времени и пространстве процесс товарно-денежного обмена и обеспечивающий его операции; во-вторых, это отрасль экономики, специализирующаяся на выполнении определенного вида деятельности. Отрасль экономики – это качественно однородные группы хозяйствующих субъектов, характеризующиеся особыми условиями деятельности в системе общественного разделения труда, однородной материально-технической базой, трудовыми ресурсами и играющие специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства. В первом случае целесообразно использовать термин «коммерческая деятельность», во втором – термин «коммерция».

Достаточно большое число экономистов определяет коммерческую деятельность как деятельность, опосредствующую и обеспечивающую куплю-продажу товаров. Эти операции являются основным содержанием одного из видов предпринимательства – коммерческого (торгового) предпринимательства [48, с. 45; 49, с. 33–37]. Следовательно, к коммерческой деятельности относится оптовая торговля и розничная торговля, что, по нашему мнению, соответствует действительности. Вместе с тем такое представление страдает неполнотой. В противоположность ему Гражданский кодекс РФ расширенно трактует это понятие и относит к коммерческим любые предпринимательские организации [13]. Вероятно, что при разработке данного вопроса использовался законотворческий опыт других стран. В частности, в соответствии с Торговым кодексом Германии [34, с. 336–337] посылкой получения статуса коммерсанта является обязательное занятие предпринимательской деятельностью. Коммерческими считаются прежде всего следующие виды деятельности: приобретение и дальнейшая продажа движимого имущества (товаров) или ценных бумаг; (неремесленная) обработка или переработка товаров для других лиц; страховая деятельность; банковская деятельность; транспортные услуги; деятельность комиссионеров, агентов по доставке и владельцев складов; деятельность торговых представителей и маклеров; издательская деятельность и деятельность в области торговли книжной продукцией и предметами искусства; деятельность типографий. Анализ приведенного перечня позволяет сделать вывод об отнесении Торговым кодексом Германии к коммерческим практически все виды предпринимательской деятельности в сфере обращения товаров и услуг. Словарь терминов рыночной экономики под редакцией Питерского В.М. также определяет коммерческую деятельность как «деятельность, направленную на получение прибыли» [53, с. 127]. Аванесов Ю.А. [3, с. 7] для определения понятия коммерческой деятельности вообще использует определение бизнеса, данное Хоскингом А. [57, с.18]. Такой подход, по нашему мнению, размывает границы коммерческой деятельности, искажает ее понятие и не является правильным с теоретической точки зрения. Ряд исследователей [20, с. 4; 44, с. 3] также считают банковскую, страховую деятельности коммерческой деятельностью.

Неодинаковые выводы авторов относительно основных видов коммерческой деятельности обусловлены различным пониманием ими критериев разграничения видов деятельности. Если в качестве критерия принять главную цель экономической деятельности – получение прибыли, как это сделано в расширительной трактовке коммерческой деятельности, тогда в действительности к ней относится любая предпринимательская деятельность. На наш взгляд, более правильным является разграничение видов деятельности по критерию основного, определяющего содержания экономической деятельности. В зависимости от содержания предпринимательской деятельности, а также с учетом ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают пять видов предпринимательства: производственное, коммерческое, посредническое, финансовое, страховое [48, с. 110–113; 49, с. 25–45]. Каждый из перечисленных видов предпринимательства отличается характером деятельности и видом используемых факторов предпринимательства. Следовательно, коммерческая деятельность не охватывает все виды предпринимательства, а является одним из них. Таким образом, по экономическому содержанию термин «предпринимательская деятельность», «предпринимательство» шире понятия «коммерческая деятельность». В этой связи мы поддерживаем мнение Савиной М.В., что «коммерческая деятельность – это одна из форм бизнес-деятельности, связанная со сферой непосредственной реализации продукции, со сферой торговли» [38, с. 167]. Это определение считается понятием коммерческой деятельности в широком смысле этого слова, так как оно охватывает лишь некоторую ее часть. Хоскинг А. [59, с. 14], а также другие авторы [3, с. 7; 39, с. 167] подчеркивают, что все виды предпринимательства включают в себя обмен. Так, основной, определяющей частью производственного предпринимательства является производство товаров, услуг и других ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям. Осуществление производственного бизнеса, т.е. процесс производства промышленной продукции производственно-технического и потребительского назначения требует использования ряда факторов предпринимательской деятельности (прежде всего сам труд, предметы труда, средства труда), которые либо имеются в распоряжении предпринимателя, либо приобретаются им путем обмена. Функция производства, являющаяся определяющей для данного вида предпринимательства, завершается выпуском товара. Для обеспечения конечных целей предпринимательства, заключающихся в удовлетворении общественных потребностей и реализации собственных материальных интересов предпринимателей (взаимная выгода, прибыль), необходима завершающая бизнес-операция – реализация (продажа) продукта. Следовательно, справедливо отмечает Савина М.В., что «в узком смысле слова коммерческая деятельность – это часть любого бизнеса, связанная с заключением торговых сделок (каждая фирма имеет свой коммерческий отдел)» [38, с. 167]. Если быть точным, даже в коммерческом предпринимательстве коммерческие (или чисто торговые) операции составляют только часть, хотя и основную. Кроме них совершаются и другие операции, например, производственные по своему характеру: нарезка и раскрой материалов. Обобщая все вышесказанное, определим коммерческую деятельность как деятельность, связанную с совершением процессов обмена, т.е. с куплей-продажей товаров, содержанием которой являются операции по смене форм стоимости и обеспечению нормального или эффективного их протекания. Таким образом, к основным видам коммерческой деятельности относятся [20, с. 14]:

Совокупность перечисленных основных видов коммерческой деятельности, и определяет понятие коммерческой деятельности в широком смысле слова.

В зарубежной литературе, а в последнее время и в российской, основные виды коммерческой деятельности рассматриваются преимущественно как категории маркетинга [15; 22; 26; 29; 30; 33; 35; 36; 38; 51] и логистики [5; 17; 21; 25; 60;]. Тем самым вуалируется содержание коммерческой деятельности и затраты на ее осуществление. Этому есть определенное объяснение. В частности, в зарубежной литературе рассматриваются три основные трактовки маркетинга, где маркетинг понимается не только как рыночная концепция управления, но и как торговая деятельность в широком смысле слова, а также как комплекс организационно-технических и коммерческих функций, связанных с реализацией товаров и услуг [28 , с. 34]. Под логистикой также первоначально понимали организацию снабжения и сбыта1. Однако такой подход вызывает у нас некоторые возражения. Каждая из рассмотренных категорий – коммерческая деятельность, маркетинг и логистика – имеют самостоятельное значение и связана с определенным историческим этапом развития экономики. Существует ряд аргументов в пользу самостоятельного значения коммерческой деятельности, которые мы поддерживаем. Во-первых, коммерческая деятельность имеет более длительную историю. Как указывает Аванесов Ю.А. и др. [3] , родовые признаки коммерции несложно обнаружить в недрах феодального и других способов производства, не были они полностью изжиты и в советской доперестроечной экономике. При этом каждому этапу соответствовали вполне определенные организационные и видовые особенности. Третьяк О. также отмечает, что «коммерческая деятельность в самых разнообразных ее видах существовала задолго до появления маркетинга. И как концепция рыночного управления, и как термин, маркетинг порождение ХХ столетия …» [56 , с.75]. Логистика же получила бурное развитие только в середине ХХ века, в период второй мировой войны [5, с. 7].

Во-вторых, появившиеся маркетинг и логистика, по нашему мнению, не поглотили функции коммерческой деятельности, а дополнили и развили их. Это обусловлено тем, что каждая из функций различны по своей сути и по своему значению для предприятия. Общеизвестно, что все функции предприятия могут быть разделены на две группы – важнейшие или основные функции, осуществление которых должно быть обеспечено при любых условиях для того, чтобы предприятие могло выполнять свою роль или просто существовать. Другая же группа функций, добавленная к первым, придает им больше эффективности, то есть эти дополнительные функции являются просто полезными для успешной деятельности предприятия. Это те функции, без которых многие предприятия обходятся в своей деятельности. Дж. Обер-Крие указывает: «Для промышленного и коммерческого предприятия важнейшими являются функции закупок, производства, сбыта и финансовые функции. Без них жизнь предприятия невозможна… они существуют на всех предприятиях, даже на тех, которые находятся в зачаточном состоянии…» [37, с. 10]. Маркетинг и логистика, как видно из определений, данных на рис. 1 направлены на совершенствование деятельности предприятия, в том числе в области коммерции, с целью повышения ее эффективности. Так маркетинг способствует повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия за счет учета рыночного спроса и удовлетворения потребностей конкретных потребителей, логистика же способствует этому путем рационализации производственной и коммерческой деятельности на основе интеграции снабжения, транспорта, производства, сбыта и информационного обеспечения. Вместе с тем из публикаций [23, с. 34] следует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой число фирм, действительно ориентированных на маркетинг, не так уж велико, а отрыв от рыночной ситуации, от потребителей вовсе не редкость. Аналогичная ситуация и с применением логистики в деятельности предприятий. Таким образом неправомерна подмена термина «коммерческая деятельность» терминами «маркетинг» и «логистика», т.к. первая из них имеет основополагающее значение для предприятия и имеет место всегда, вторые же осуществляются по усмотрению, хотя практически для некоторых предприятий они могут иметь большее значение, чем основные функции. Кроме того, термины «маркетинг» и «логистика» должны использоваться лишь в случае реального применения данных концепций, а не как дань моде (сегодня многие предприятия России заменили название отделов сбыта на отдел маркетинга, не изменив концепции деятельности).

В-третьих, Герчикова И.Н. считает, что коммерческая деятельность имеет место независимо от того, применяется или нет маркетинг (равно как логистика) предприятием, поскольку сама технология коммерческих операций не охватывается маркетингом, а имеет самостоятельное значение [12, с. 11]. То есть, будучи тесно связаны, коммерческая деятельность, маркетинг и логистика имеют особую содержательную часть, т.е. присущие именно им серии операций.

Изучение же многочисленных публикации по проблемам маркетинга и логистики дает сведения, не свободные от критических замечаний. Многие современные издания включают вопросы, связанные с основными видами коммерческой деятельности в разделы по маркетингу и логистике, не обсуждая проблему соотношения этих понятий. Косвенным подтверждением этому являются подходы к пониманию маркетинговых и логистических издержек. Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что к маркетинговым и логистическим операциям исследователи относят традиционные коммерческие операции, т.е. обработка заказов, хранение, транспортировка, реклама, личная продажа и др. Мате Э. и Тиксье Д., разделяя рассматриваемые категории, ограничивают деятельность предприятия в области снабжения составлением заказ-нарядов на закупки с уточнением данных относительно количества закупаемых товаров, а также периодичности заказов и штрафных санкций вследствие просроченных поставок [33, с. 113]. Такие операции, как поиск поставщиков, переговоры по проведению закупок, по их мнению, относятся к маркетингу закупок и организационно выделены из службы снабжения. При этом заметим, что именно перечисленные функции авторы называют функциями исключительно коммерческого характера.



рынок МАРКЕТИНГ рынок


КОММЕРЧЕСКАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОИЗВОДСТВО
СНАБЖЕНИЕ СБЫТ


интеграция ЛОГИСТИКА координация


Рис. 1. Схема взаимоотношения коммерческой деятельности

с маркетингом и логистикой


1.2. Cодержание коммерческой деятельности
При определении содержания коммерческой деятельности важно учитывать, что для совершения обмена товар должен действительно существовать как товар. Это возможно при условии завершения формирования потребительной стоимости товара в

сфере обращения, Маркс К. в «Капитале» и в «Экономических рукописях 1861–1863 гг.» подробно рассмотрел эти условия, а именно, обеспечение: количественной определенности потребительной стоимости [31, с. 44], соответствия товара тем единицам, которые соответствуют ему как потребительной стоимости [32, с. 373–374], перемещения товара именно к месту производственного потребления [32, с.373], своевременности его перемещения [31, с. 145], сохранности потребительной стоимости [31, с. 164; 32, с. 374–375]. Кроме того, условиями обмена являются способность каждой стороны осуществлять коммуникацию и доставку своего товара, свобода сторон в принятии или отклонения предложения другой стороны, уверенность сторон в целесообразности или желательности взаимоотношений друг с другом. Эти условия создают концептуальную возможность обмена, который может состояться только в случае соглашения между сторонами. Таким образом, осуществление сделки, то есть коммерческого обмена между двумя сторонами, предполагает наличие товара и согласованных условий, времени и места его совершения (рис. 2).

Следовательно, содержанием коммерческой деятельности является совокупность операций, выполняемых последовательно или параллельно, подготавливающих обмен и обеспечивающих реализацию договора купли-продажи.

Исследователи предлагают различные классификации коммерческих операций. Балабанова Л.В. [6, с. 23] подразделяет коммерческие операции по участию в формировании доходов на две группы: непосредственно приносящие доходы и опосредованно участвующие в их формировании. По характеру деятельности вся совокупность операций, составляющих содержание коммерческой деятельности, объединяется в три группы: управленческие, материальные, т.е. операции по товародвижению, производственные или технологические операции. В источниках, посвященных исследованию международных коммерческих операций, применяется деление коммерческих операций на основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций, и обеспечивающие, связанные с продвижением товара от продавца к покупателю [19, с. 30; 46, с. 48]. К основным коммерческим операциям относят операции по обмену продукцией в материально-вещественной форме. К операциям, обеспечивающим коммерческие операции относят: операции по перевозкам грузов, транспортно-экспедиторские операции; операции по хранению грузов; операции по страхованию грузов; таможенные операции [19, с. 30], а также посреднические услуги через договоры и соглашения, например, по проведению рекламной кампании, исследованию конъюнктуры рынка и т.п. [46, с. 50]. Достаточно сложно разделить коммерческие операции на основные и обеспечивающие. Если учесть необходимые условия обмена, то операции по доставке товара, его хранению не являются второстепенными в коммерческой деятельности. Таким образом, более приемлемым является подразделение коммерческих операций в соответствии с основными этапами коммерческой деятельности.

Практика проведения торговых сделок предполагает осуществление коммерческой деятельности в определенной последовательности. На каждом этапе решаются конкретные задачи и выполняются перечисленные выше операции, а также операции по оформлению, пересылке и обработке документации, необходимой для обеспечения исполнения сделки. Техника проведения коммерческих операций разбивается на несколько этапов [12, с. 11; 65, с. 86–117] (рис. 2):




Подготовка

проекта

контракта

Условия сделки:


  1. По меньшей мере два ценностно значимых объекта.

  2. Согласованные условия ее осуществления.

  3. Согласованное вре-

мя ее совершения.

  1. Согласованное мес-

то ее проведения.

Анализ и проработ- ка конкурентного материала, отбор партнеров

Проведение переговоров и согласование проекта контракта
Подписание конт-

ракта (заключение сделки купли-продажи товаров)
Установление контактов

Поиск партнера
Исполнение контрактных обязательств

Контроль за выполнением контрактных обязательств

Рассмотрение возможных претензий

Рис. 2. Основные этапы коммерческой операции и условия

Перечисленные коммерческие операции охватывают только внешнюю сферу коммерческой деятельности предприятия, которая в сфере снабжения начинается с поиска поставщика, приобретения у него необходимых ресурсов и заканчивается доведением их до собственного склада, т.е. моментом приемки на складе, а в сфере сбыта начинается с поисков потребителя и заканчивается поставкой ему продукции, т.е. доведением ее до склада приемки предприятия-потребителя. Вместе с тем производственно-коммерческая деятельность продолжается внутри предприятия, в противном случае не представляется возможным реализация известной формулы
СП

Д-Т ... П ... Т - Д .

РС


снабжение производство сбыт
В отличие от коммерческого предпринимательства (например, оптовой и розничной торговли) коммерческая деятельность производственного предприятия непосредственно связана с производством. Так, в сфере закупок конечным потребителем материально-технических ресурсов является рабочее место. Это предполагает не только хранение материальных ресурсов на центральном складе предприятия, но и снабжение ими цехов, участков и рабочих мест, включая их комплектацию, транспортировку к цехам, участкам и рабочим местам и внутризаводское складирование. Коммерческая деятельность в сфере сбыта продукции предприятия не может осуществляться без наличия готовой продукции, поэтому она включает такие внутренние операции, как приемка готовой продукции от подразделений предприятия и организация ее хранения на складе готовой продукции. Учитывая необходимость синхронизации коммерческой деятельности и производства на предприятии, важное значение имеют операции по управлению запасами (производственными и сбытовыми).

Конкретизируем содержание коммерческой деятельности производственного предприятия по ее составляющим – снабжение и сбыт, учитывая все вышесказанное, подтверждающая самостоятельность коммерческой деятельности (прил.1).

Содержание же маркетинга и логистики, по нашему мнению, составляют серии таких операций, появление которых вызвано организацией применения маркетинга и логистики. Так, реализация маркетинговой концепции связана с функционированием на предприятии четырех подсистем: маркетинговой информации (включая маркетинговые исследования), планирования маркетинга, разработки новых товаров, маркетингового контроля. Логистика обусловливает появление операций по координации складирования, транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, выполняемых специально создаваемой координирующей службой, а также операций, связанных с созданием и функционированием информационной системы и т.п. Таким образом, сферы деятельности маркетинга, коммерции и логистики четко разделены. Если маркетинг как система внутрифирменного управления, опирающаяся на учет рыночного спроса, связывает предприятие с ее клиентами, то коммерческая деятельность практически осуществляет связь фирмы с контрагентами (покупателями и поставщиками), так как именно коммерсанты находятся с ними в прямом контакте. Иначе говоря, как отмечает Фатрелл Ч. [57, с. 69], маркетинговые концепции реализуются в ходе осуществления коммерческих операций. Логистика обеспечивает разработку вариантов комбинирования различных функций с целью их рационализации при соблюдении определенного уровня обслуживания потребителей и контроль за их реализацией. Но реализация логистических программ также осуществляется в процессе выполнения коммерческих, производственных и иных операций. Таким образом, коммерческая деятельность – это процесс обмена, то есть купли-продажи товаров, а маркетинг и логистика – инструменты управления коммерческой деятельностью. Однако, несмотря на самостоятельное значение коммерческой деятельности, различные решения в области маркетинга и логистики имеют последствия в отношении содержательной части коммерческой деятельности и ее экономических результатов. Например, расширение ассортимента реализуемой предприятием продукции в соответствии с запросами потребителей неизбежно приведет к увеличению объема работ по обработке заказов, по содержанию высокого уровня запасов, по транспортировке и др. Кроме того, реализация нового товара может привести к необходимости новых операций при его продаже. Маркетинг может предъявить новые требования к упаковке товара, к сервису. Таким образом, разграничение, проводимое между коммерческой деятельностью, маркетингом и логистикой на основе именно им присущих операций не только доказывает их самостоятельное значение и взаимосвязь, но и облегчает оценку эффективности каждого направления деятельности и их воздействия друг на друга.

Исследование сущности и содержания коммерческой деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  1. Коммерческая деятельность связана с совершением процессов обмена, т.е. с куплей-продажей товаров, содержанием которой являются операции по смене форм стоимости и обеспечению нормального или эффективного их протекания. Она имеет место при различных способах производства.

  2. Понятия «предпринимательство», «коммерческая деятельность», «коммерция как отрасль экономики», «коммерческое предпринимательство» находятся в соотношении «общее - частное».1

  3. К основным видам коммерческой деятельности относятся [20, с. 14]: сбыт продукции предприятием-изготовителем; оптовая торговля; розничная торговля; закупки сырья, материалов, оборудования предприятиями и организациями различных отраслей экономики.

  4. Коммерческая деятельность, маркетинг и логистика, несмотря на существенные взаимосвязи, имеют самостоятельное значение.


1.3. Общая характеристика субъектов коммерческой деятельности
Участниками (субъектами) коммерческой деятельности являются юридические и физические лица, осуществляющие куплю – продажу, зарегистрированные в установленном порядке (рис.3).
Субъекты коммерческой деятельности

Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица

Физические лица

Юридические лица

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации