Стоянова Е.С. (ред.) Финансовый менеджмент: теория и практика - файл n1.doc

приобрести
Стоянова Е.С. (ред.) Финансовый менеджмент: теория и практика
скачать (5821.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5822kb.15.09.2012 19:58скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ УПРАВЛІННЯ


Конспект книги
Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/

Под ред. Стояновой E.С. -М.: Перспектива, 1998. -656c.
виконаний студентом НАУ

Колосовим Ю.
Київ, 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................7

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА И

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА............19

ГЛАВА 1. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ - ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА

ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА...................................21

1.1. Финансовая отчетность в системе финансового

менеджмента...............................................21

1.2. Основные показатели учета и отчетности,

используемые в финансовом менеджменте. Анализ денежных

потоков...................................................33

1.3. Основные финансовые коэффициенты отчетности..........62

ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА...............................................84

2.1. Простые ставки ссудных процентов.....................86

2.2. Простые учетные ставки...............................90

2.3. Сложные ставки ссудных процентов.....................92

2.4. Сложные учетные ставки...............................99

2.5. Эквивалентность процентных ставок различного

типа.....................................................103

2.6. Учет инфляционного обесценения денег в принятии

финансовых решений.......................................109

2.7. Аннуитеты...........................................116

2.8. Дивиденды и проценты по ценным бумагам.

Доходность операций с ценными бумагами...................132

ГЛАВА 3. ТЕРМИНОЛОГИЯ И БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА..................................138

ЧАСТЬ II. ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО

МЕХАНИЗМА ПРЕДПРИЯТИЯ....................................147

ГЛАВА 1. ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА. ФИНАНСОВЫЙ РИСК......149

1.1. Эффект финансового рычага (первая концепция).

Рациональная заемная политика............................149

1.2. Эффект финансового рычага (вторая концепция).

Финансовый риск..........................................163

1.3. Рациональная структура источников средств

предприятия..............................................165

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК.................................182

2.1. Классификация затрат предприятия....................182

2.2. Операционный рычаг. Принципы операционного

анализа. Расчет порога рентабельности и «запаса

финансовой прочности» предприятия........................189

2.3. Предпринимательский риск. Взаимодействие

финансового и операционного рычагов и оценка

совокупного риска, связанного с предприятием.............208

2.4. Углубленный операционный анализ.....................212

ПРАКТИКУМ................................................219

ГЛАВА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА И

ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ

ПРОИЗВОДСТВА.............................................235

ЧАСТЬ III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ....................................241

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА...............243

1.1. Инвестиционная стратегия предприятия................243

1.2. Инвестиционный анализ...............................247

ГЛАВА 2. ТАКТИКА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.................264

2.1. Финансы маркетинга.

Основы принятия ценовых решений..........................264

2.2. Комплексное оперативное управление оборотными

активами и краткосрочными обязательствами

предприятия..............................................307

2.2.1. Чистый оборотный капитал и текущие финансовые

потребности предприятия..................................307

2.2.2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств —

важнейший способ снижения текущих финансовых

потребностей.............................................314

2.2.3. Выбор политики комплексного оперативного

управления текущими активами и текущими пассивами........325

2.3. Критерии принятия финансовых решений по

управлению оборотным капиталом...........................329

2.3.1. Углубленный анализ собственных оборотных

средств и текущих финансовых потребностей................329

2.3.2. Деловые ситуации и финансовые решения.............336

2.4. Управление основными элементами оборотных

активов..................................................347

2.4.1. Формирование запасов..............................347

2.4.2. Управление дебиторской задолженностью.............352

2.4.3. Управление денежными активами.....................356

2.5. Совмещение операционного анализа с расчетом

денежных потоков в управлении оборотным капиталом........361

ПРАКТИКУМ................................................368

ГЛАВА 3. СОЧЕТАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ФИНАНСОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА..............................................383

3.1. Основная дилемма финансового менеджмента: либо

рентабельность, либо ликвидность.........................383

3.2. Интерференция долго- и краткосрочных аспектов

политики предприятия.....................................387

3.3. Финансовое прогнозирование..........................406

3.4. Общий бюджет предприятия: структура и принципы

составления..............................................410

3.5. Анализ и планирование движения денежных средств.....416

ПРАКТИКУМ................................................434

ГЛАВА 4. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ.................................439

4.1. Финансовый риск как объект управления...............439

4.2. Способы оценки степени риска........................446

4.3. Сущность и содержание риск-менеджмента..............454

4.4. Организация риск-менеджмента........................459

4.5 Стратегия риск-менеджмента...........................468

4.6 Приемы риск-менеджмента..............................475

ПРАКТИКУМ................................................486

ЧАСТЬ IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ФИНАНСОВОГО

МЕНЕДЖМЕНТА..............................................501

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В

КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.......................................503

1.1. Предмет финансового менеджмента в коммерческом

банке....................................................503

1.2 Управление финансовой устойчивостью коммерческого

банка....................................................528

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО

БИЗНЕСА..................................................601

2.1. Основные финансовые параметры предприятия малого

бизнеса на различных этапах его жизненного цикла.........601

2.2. Особенности финансового менеджмента малого

бизнеса..................................................605

2.3. Особенности инвестиционного анализа для малого

предприятия..............................................612

2.4. Рыночная оценка взносов в уставный капитал малого

предприятия. Оценка стоимости малого бизнеса.............615

2.5. Выпуск акций и их размещение. Дивидендная

политика.................................................618

ПРАКТИКУМ................................................620

ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................629

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Справочник основных формул финансового

менеджмента..............................................631

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблицы дисконтирования и компаундинга.....642

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................652


ВВЕДЕНИЕ
Широкое признание финансового менеджмента российскими учеными и практиками, введение этой дисциплины в учебные планы ведущих высших экономических учебных заведений со­ставляет главнейшее содержание нового этапа развития отечест­венной науки управления финансами предприятия. Речь идет, по существу, о принципиальном качественном изменении этой нау­ки, сумевшей — сегодня это можно с глубоким удовлетворением констатировать — дать адекватные ответы на самые жгучие воп­росы, поставленные жизнью:

• Как рыночная среда меняет логику функционирования фи­нансового механизма предприятия?

• Как управлять финансами предприятия на основе этой новой логики? Каковы рыночные критерии принятия финансовых решений?

• Как сочетать стратегию и тактику, долго- и краткосрочные аспекты жизнедеятельности предприятия в новых условиях?

• Какие ограничения на управление финансами накладывает (но и какие новые возможности приносит) инфляционная среда?

• Какие существуют легальные методы финансового маневри­рования в целях нейтрализации последствий тяжелого нало­гообложения?

Вопросы эти можно множить и множить, но научная коррект­ность и этика требуют высветить главное: отечественная школа финансового менеджмента состоялась благодаря наследию русских ученых-рыночников (и не только дореволюционных!), многовеково­му опыту зарубежных финансистов, оформленному в глубочайшим образом проработанную и красивейшую из наук — финансовый ме­неджмент, и, наконец, благодаря подвижничеству сегодняшних РОССИЙСКИХ исследователей, не только доказавших, что изящный «импортный» финансовый менеджмент применим к деятельнос­ти российских хозяйствующих субъектов, но и осуществивших необходимую адаптацию основных положений зарубежных школ финансового менеджмента к условиям рынка и действующему за­конодательству по бухгалтерскому учету, отчетности и налогооб­ложению, а также восполнивших целый ряд пробелов, до сих пор существовавших в зарубежной финансовой науке. Так, удалось
7


выявить и сформулировать особенности и принципы финансово­го менеджмента в условиях высокой инфляции, и даже «прими­рить» американскую и западноевропейскую школы финансового менеджмента, проповедующие различные концепции эффекта финансового рычага. «Примирение» это стало возможным при определении так называемого критического значения нетто-результата эксплуатации инвестиции (часть II. раздел 1.3).

Итак, новый сложный этап формирования рыночной экономи­ки в России породил потребность в обучении как практиков биз­неса, так и студентов вузов финансовому менеджменту — науке управления финансами предприятия, направленной на достижение его стратегических и тактических целей. Последние же индивиду­альны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в сложных условиях российскою налогового климата могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динамики прибыли, приумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, повышения стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты дея­тельности предприятия поддаются управлению с помощью уни­версальных методов, наработанных рыночной цивилизацией и объединенных в науке финансового менеджмента в стройную и неоценимо полезную в практическом отношении систему.

Сразу же отметим в этой связи два важнейших момента. Во-первых, предложенное определение финансового менедж­мента, как может заметить эрудированный Читатель, несколько отличается от принятой в странах развитого рынка дефиниции. Американские и западноевропейские коллеги определяют финан­совый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акци­онеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли — возмож­ны варианты. В условиях же российского рынка надо, как гово­рится, «брать шире»: финансовый менеджмент дает необходимый набор методов для достижения тех целей, которые данное пред­приятие само перед собой ставит. Главное — выбрать методы, со­ответствующие этой цели. а не противоречащие ей. и суметь их применить.

Во-вторых, вопреки мнению оппонентов, мы воспринимаем финансовый менеджмент именно с позиции критериев принятия финансовых решений, признавая, что главные принципы и методы финансового менеджмента носят универсальный характер, и со-
8
лидаризируясь тем самым с основными мировыми школами фи­нансового менеджмента. Одновременно, как уже говорилось, мы настаиваем на необходимости адаптации этих универсальных принципов и методов к особенностям российского рынка. Оппо­ненты же считают иначе. В последнее время появилось несколько учебников и учебно-практических руководств под вошедшим в моду названием «Финансовый менеджмент», зачастую содержа­щих немало полезных наставлений (об общем менеджменте, об организационно-правовых формах предприятий, о приватизации. о различных финансовых инструментах и т. п.), но основного со­держания и главных методов финансового менеджмента совер­шенно нераскрывающих. По существу, эти книги представляют собой добротные мини-энциклопедии по юридическим и общеэ­кономическим основам предпринимательской деятельности, рынку ценных бумаг, началам финансового анализа, налогообло­жения и даже бухгалтерского учета, не дающие, однако, Читателю современной финансовой теории, признаваемой и применяемой всем Мировым экономическим сообществом. Не прививают та­кие учебники и практических навыков управления финансами предприятия. Четкое же и современное определение финансового менеджмента помогает не только сориентироваться в выборе ли­тературы, но и сделать выбор между набором сведений из сопре­дельных финансовому менеджменту дисциплин и собственно фи­нансовым менеджментом, соответствующим общепринятым между­народным требованиям к образованию финансиста. Повторяем, мы полностью отдаем себе отчет в том, что механическое копирова­ние и использование зарубежных моделей управления финансами фирмы «один к одному» в российских условиях не только непри­емлемо, но и невозможно. Поэтому, убедившись на собственном опыте в действенности и практической ценности универсальных методов финансового менеджмента для российских предприятий, мы сосредоточили свои научные и практические усилия на разви­тии отечественной школы финансового менеджмента, а педагоги­ческую деятельность — на внедрении теоретических основ и прак­тических аспектов финансового менеджмента в учебный процесс.

Обладая «ноу хау» финансового менеджмента, владея логикой функционирования финансового механизма предприятия не только на уровне науки, но и как искусством, финансовый менед­жер осуществляет свои важнейшие профессиональные обязанности:
9
по финансированию деятельности предприятия

• определяет рациональную структуру пассивов предприятия (соотношение между заемными и собственными средствами) с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким об­разом, обосновывает решения об изменении собственного ка­питала и/или изменении заимствований;

• разрабатывает дивидендную политику, производя расчеты по распределению чистой прибыли на вознаграждение инвесто­ров, с одной стороны, и самофинансирование развития и на­ращивание собственных средств, с другой стороны;

• формирует наилучшую структуру заемных средств по форме (кредиторская задолженность? кредит? облигационный за­ем?), срокам (краткосрочные? долгосрочные?) и стоимости;

по финансовой стороне эксплуатации активов

• определяет основные направления расходования средств, со­ответствующие стратегическим и тактическим целям пред­приятия;

• формирует наилучшую структуру активов;

• регулирует массу и динамику финансовых результатов с уче­том приемлемого уровня предпринимательского риска;

по осуществлению стратегии финансового менеджмента

• проводит инвестиционную политику, осуществляя анализ ин­вестиционных проектов хозяйственного и финансового ха­рактера, отбор наилучших из них и последующий финансо­вый мониторинг претворения проектов в жизнь;

по осуществлению тактики финансового менеджмента

• осуществляет комплексное оперативное управление оборот­ными активами и краткосрочными обязательствами предпри­ятия (денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции, с одной стороны, и кре­диторской задолженностью и краткосрочными кредитами, с другой стороны);

• осмысливает ценовые и прочие маркетинговые решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты;

по сочетанию стратегии и тактики:

• занимается финансовым прогнозированием и планировани­ем, определяя финансовые перспективы развития предприя­тия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной деятельности и упреждению неблагоприятных тенеденций;
10
по внутреннему финансовому контролю • анализирует данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетность предприятия, пользуясь ими: а) как матери­алом для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений и самого себя; б) как информационной базой для принятия финансовых решений. На целом ряде предприятий финансовый менеджмент принимает непосредс­твенное участие и в работе бухгалтерии по составлению внеш­ней отчетности. Вообще, взаимоотношения финансиста с бухгалтерией — материя весьма тонкая. Одно дело, если в ор­ганизационной структуре управления предприятием финан­совый менеджмент подчинен бухгалтерии, а другое — если он существует самостоятельно или даже включает в себя бухгал­терию. Руководители вольны принимать ту или иную модель, но в любом случае к слову финансового менеджера стоит вни­мательно прислушаться при выборе учетной политики пред­приятия.

Разумеется, все эти (а также не вошедшие в эту принципиаль­ную, а потому весьма лаконичную схему) аспекты деятельности финансового менеджера должны быть проникнуты заботой о ми­нимизации налогообложения, разумном снижении рисков и защите имущества фирмы (внешнее страхование, самострахование).

Отечественная школа финансового менеджмента начала фор­мироваться не сегодня. Мы в очередной раз сталкиваемся здесь с известным парадоксом: рыночной экономики в России не было, а рыночная наука развивалась. Новое время принесло широкие возможности и свежие идеи, и ныне западноевропейские и аме­риканские коллеги удивляются глубине проникновения российс­кой научной мысли в тонкую материю финансовой жизни пред­приятия, обстоятельности проработки многих проблем. Новая финансовая философия не без трудностей «овладевает массами» российских практиков бизнеса: все еще не хватает добротной ли­тературы, причем, не переводной, а именно отечественной; мало хорошо подготовленных педагогов, сочетающих знание теории с уверенным владением практическими навыками бизнеса в новых УСЛОВИЯХ; серьезные трудности возникают при столкновении эле­гантных зарубежных моделей с суровой российской действитель­ностью... и все-таки, в отечественной школе финансового менедж­мента уже начали проявляться ее основные специфические черты: • российская школа финансового менеджмента сочетает запад­ноевропейский прагматизм в конкретных финансовых вы-
11
числениях с американским концептуальным подходом к сни­жению всех видов рисков;

• она базируется на идее сложной интерференции кратко- и долгосрочных феноменов жизни предприятия и рассматрива­ет эти феномены в их нерасторжимой взаимосвязи;

• она начала осваивать недостаточно исследованные за рубе­жом области финансового менеджмента, такие, как финансо­вая политика предприятия в условиях инфляции, особеннос­ти управления финансами в условиях падения производства и выхода из кризиса и т. д.;

• наконец, российская школа финансового менеджмента при­ступила к выявлению особенностей финансового менеджмен­та различных субъектов бизнеса — банков, страховых компа­ний, различных инвестиционных институтов.

Таким образом, отечественная школа финансового менеджмен­та идет не менее тернистым путем, чем само становление рыноч­ной среды предпринимательства в России, и иного, видимо, не дано.

Первая написанная российскими авторами и опубликованная в нашей стране книга «Финансовый менеджмент» появилась в 1993 году и выдержала не одно издание (Финансовый менеджмент / Авт. колл. под руководством Е. С. Стояновой. — М.: Перспек­тива, 1993). Эта книга — плод коллективного труда профессоров и преподавателей Финансовой академии при Правительстве РФ и ряда опытных практиков — представила российскому Читателю terra incognita финансового менеджмента, обозначила самые ост­рые основные проблемы, зафиксировала важнейшие методы уп­равления финансами предприятия в условиях рынка и буквально открыла шлюз целому потоку последующих изданий по финансо­вому менеджменту. Это не может не радовать. Пусть таких книг будет, как в странах развитого рынка, как можно больше. Каждая из них найдет своего заинтересованного Читателя: начинающего или зрелого финансиста, владельца небольшого семейного пред­приятия или финансового менеджера крупнейшего акционерного общества... Одновременно в ведущих экономических вузах стра­ны (Финансовой академии при Правительстве РФ, Государствен­ной академии управления, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, МГУ им. М. В. Ломоносова, Академии на­родного хозяйства, Московском экономико-статистическом ин­ституте, Санкт-Петербургском университете экономики и финан­сов), а также в крупных бизнес-школах приступили к разработке
12
программ и начали вводить учебный курс финансового менедж­мента в планы подготовки специалистов всех основных ступе­ней — и бакалавров, и магистров. Безусловно, крупным достиже­нием стало включение финансового менеджмента в качестве полно­весного раздела в официальную программу экзаменов на получение лицензии на аудиторскую деятельность, а также аттестата професси­онального бухгалтера (главного бухгалтера, бухгалтера-эксперта или консультанта) и финансового менеджера, финансового эксперта (консультанта). Продолжается планомерная подготовка преподава­телей и консультантов по финансовому менеджменту в первом в России научном и учебном учреждении, специально созданном Фи­нансовой академией при Правительстве РФ и Академией менедж­мента и рынка (АМИР) с целью формирования и развития отечест­венной школы финансового менеджмента — Институте финансово­го менеджмента. Успешно ведет подобную подготовку и Факультет повышения квалификации преподавателей Государственной акаде­мии управления. Но и всех этих усилий явно недостаточно. Препо­давателей финансового менеджмента необходимо готовить мас­штабно и специально, по серьезнейшей углубленной программе, включающей практические стажировки на российских и, весьма желательно, зарубежных предприятиях, ибо преподавание финан­сового менеджмента сегодня — дело многотрудное.

Мы глубоко убеждены, что предмет «Финансовый менеджмент» предъявляет специфические, и притом повышенные требования к педагогу. Прежде всего, у нас, в отличие от зарубежной системы обучения, в преподавании финансового менеджмента невозмож­но обойтись без личного практического опыта управления финан­сами предприятия. Как заметил один американский профессор на лекции для российских педагогов-экономистов, «если бы я стал удачливым финансовым директором или биржевым брокером, я не преподавал бы финансовый менеджмент» . Конечно, в идеале каждый должен заниматься своим делом: кабинетный ученый — теоретизировать с кафедры, практик — воплощать теорию в жизнь, но такое сегодня возможно в какой угодно стране, только не в России, где от затрат времени и денег на изучение любой экономической дисциплины слушатели ожидают скорой, непо­средственной и осязаемой отдачи. Традиционная финансово-эко­номическая наука отбила у публики вкус к концептуальным «ум­ствованиям». Далее, преподаватель финансового менеджмента обязан совмещать знание этого предмета с углубленным владени­ем множеством других экономических дисциплин, в частности,
13
бухгалтерским учетом, анализом финансово-хозяйственной дея­тельности, математикой, экономической статистикой, основами операций с ценными бумагами и, конечно же. быть в курсе всех последних изменений в налогообложении и том же учете и отчет­ности. Наконец, преподавателю финансового менеджмента жела­тельно владеть по крайней мере английским языком (не помеша­ют, конечно же, и французский, и немецкий), чтобы не только следить за зарубежной литературой по предмету, но и критично (!) относиться к ней, не принимая на веру все и вся. Как нередко случается и у нас, в иностранные учебники подчас попадают не­проверенные и даже прямо ошибочные положения и рекоменда­ции, а целый ряд вполне разумных советов западных профессоров по управлению финансами оказывается для нас неприемлемым из-за различий в условиях деятельности зарубежных и российских предприятий.

Предлагаемое Читателю третье издание учебника «Финансовый менеджмент: теория и практика» соответствует общепринятым мировым стандартам обучения профессии финансиста, а также учебной программе курса «Финансовый менеджмент», рекомен­дованной Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента для высших учебных заведений экономи­ческого профиля.

Цель этого учебника — максимально просто и технично изло­жить основы финансового менеджмента. В структурном отношении авторы исходили из того, что:

• Логика изложения должна диктоваться логикой самого объекта исследования. Учебник должен отражать реалии и, если в жизни долго- и краткосрочный аспекты управления финанса­ми предприятия тесно взаимосвязаны, то и в учебнике эти аспекты не должны «расходиться» безвозвратно. Поэтому после изучения основ, которым посвящены первые две части учебника — информационной базы финансового менеджмен­та, его основной терминологии и важнейших показателей, а также функционирования финансового механизма предприя­тия — в третьей части Читателю предлагается рассмотреть стратегию и тактику финансового менеджмента сначала от­дельно, а затем — в их органической взаимосвязи.

• Не следует «подводить» под финансовый менеджмент смежные дисциплины: финансовый анализ, бухгалтерский учет, финан­совую математику и т. д. В наших вузах, в отличие от множе­ства зарубежных, это самостоятельные полновесные учебные
14
предметы, изучаемые российскими студентами подробно и отдельно. Но, с другой стороны, наш учебник адресован не только студентам, но и практикам бизнеса, зачастую не имею­щим возможности посвятить свое время и силы детальному изучению тонкостей той же финансовой математики. Кроме того, любая из смежных дисциплин приобретает новую окрас­ку в зависимости от целей ее применения: если банкиру фи­нансовый анализ интересен как инструмент снижения собст­венного кредитного риска, то финансовому менеджеру — как поставщик информации для принятия внутренних финансо­вых решений, скажем, по формированию рациональной структуры пассивов или по дивидендной политике. Поэтому, в соответствии с рекомендациями Круглого стола по пробле­мам становления и развития отечественной научно-педагоги­ческой школы финансового менеджмента, проведенного Ин­ститутом финансового менеджмента АМИР весной 1995 г., мы избрали компромиссный вариант: включили в учебник только то из смежных дисциплин, что безусловно необходимо для понимания основного материала и поэтому должно пред­шествовать ему. Так в первой части появились главы по учету и отчетности, понимаемым как информационная основа фи­нансового менеджмента, и по финансовой математике. Дей­ствительно, взаимосвязанные и выраженные с помощью ма­тематических средств финансовые отношения между хозяйст­вующими субъектами представляют собой не что иное, как математическую модель управленческого процесса, которая позволяет анализировать, получать альтернативные варианты, сравнивать их и в конечном итоге принимать те или иные финансовые решения.

• Содержание учебника должно соответствовать его названию, в котором фигурируют слова «теория и практика». Во-первых, в центре внимания должна находиться именно российская практика. Во-вторых, учебник финансового менеджмента просто обязан изобиловать примерами, учебно-деловыми ситу­ациями и задачами — без них невозможно закрепить получен­ные теоретические навыки. Но дело здесь не только в неукос­нительном соблюдении методического принципа активиза­ции теоретического материала в процессе учебно-практичес­кой деятельности. Главное, что заставило нас ввести в учебник такое количество примеров, почерпнутых в основ­ном из собственного опыта консультирования и аудиторской
15
работы, — это горячее желание не только доказать, что уни­версальные методы финансового менеджмента в России рабо­тают, но и показать с цифрами в руках, каким именно образом они работают. Кроме многочисленных примеров в тексте, мы сочли необходимым дать отдельные Практикумы, чтобы мак­симально проиллюстрировать непривычные пока для боль­шинства Читателей подходы, представленные в этих частях. Мы советуем внимательно просчитать все задачи и сверить свои результаты с решениями и комментариями, которые мы приводим в Практикумах, даже если вы чувствуете себя впол­не уверенно в финансовом менеджменте: опытному Читателю Практикумы откроют тонкости и новые грани известного, на­чинающему — помогут снять недоуменные вопросы.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в этом учебнике не только сконцентрирован личный опыт преподавания финансового менеджмента авторами в Финансовой академии, РЭА им. Г. В. Плеханова, МГУ им. М. В. Ломоносова, Ивановском государст­венном энергетическом университете и ряде других вузов, но и представлен полный базовый профессиональный курс финансового менеджмента Академии менеджмента и рынка, а также более пяти­десяти учебно-деловых центров, вузов и колледжей, работающих по авторским программам АМИР.

Первое издание учебника вышло в свет в 1996 году (и, кстати говоря, совершенно не случайно — накануне пятидесятилетия Финансовой академии). Прошло полгода — претерпели измене­ние формы бухгалтерской отчетности, снизились темпы инфля­ции и ставки доходности, наконец, получили свое теоретическое осмысление такие важные темы, как финансовый менеджмент коммерческого банка, особенности управления финансами мало­го бизнеса, управление рисками, углубленный операционный анализ. Жизнь подвела нас к необходимости третьего издания — существенно переработанного и дополненного.

Теперь — о Наставниках, Коллегах и Близких, без помощи и доброты которых не могла бы появиться эта книга. Наша глубо­чайшая благодарность:

• Ректору Финансовой академии при Правительстве РФ, д-ру эконом. наук, действительному члену Академии менеджмента и рынка, проф. А. Г. Грязновой, которая еще добрых два десят­ка лет тому назад (!) побудила свою аспирантку, сегодня воз­главившую Институт финансового менеджмента и авторский коллектив этого учебника, к серьезному изучению финансо-

16
вой науки и все эти годы оказывала необходимую помощь и поддерживала в своей ученице уверенность в правильности избранного пути. И ВСЕ СБЫЛОСЬ. ФИНАНСОВЫЙ МЕ­НЕДЖМЕНТ— В РОССИИ.

• Президенту Академии менеджмента и рынка, проф. В. П. Грошеву. Ректору Академии менеджмента и рынка, канд. фил. наук М. В. Никоруку, всему коллективу АМИР, поддержива­ющему нас во всех отношениях. Слова Мирослава Васильеви­ча Никорука, сказанные им при первом нашем знакомстве, мы сегодня говорим лучшим нашим Ученикам: «Я В ВАС ВЕРЮ» .

• Президенту Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, вице-президенту Аудиторской палаты России, заместителю предсе­дателя Консультативного совета Комиссии по аудиторской деятельности РФ, заведующему кафедрой учета, анализа и ау­дита экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, д-ру. эконом. наук, проф., заслуженному деятелю науки Рос­сии А. Д. Шеремету, заведующей кафедрой «Финансы» Фи­нансовой академии, д-ру эконом. наук, проф., действитель­ному члену Академии менеджмента и рынка В. М. Родионовой, члену Методологического совета Минфина РФ, члену Кон­сультативного совета при Комиссии по аудиторской деятель­ности при Президенте РФ, директору Центра аудита Акаде­мии народного хозяйства, д-ру. эконом. наук, проф. Н. П. Кондракову, благословившим наши первые книги по финансовому менеджменту.

• Генеральному директору Издательства «Перспектива», выпус­тившему первые в России книги по финансовому менедж­менту и, разумеется, и этот учебник, высокопрофессиональному финансисту и педагогу, внесшему значительный вклад в распространение новой финансовой философии в нашей стране и сделавшему эту высокую цель первичной, а коммер­ческую сторону дела — вторичной — канд. эконом. наук Е. А. Стоянову.

• Нашим Родным, разделяющим с нами не только успехи. Спа­сибо Вам за любовь, заботу и долготерпение.

Руководитель авторского коллектива Е. С. Стоянова
17
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

" Учет и отчетность — информационная

основа финансового менеджмента " Основы математики финансового

менеджмента

" Терминология и базовые показатели финансового менеджмента
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации