Лекции по физиологии ВНД - файл n1.doc

Лекции по физиологии ВНД
скачать (90.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc533kb.16.01.2008 19:06скачать

n1.doc

  1   2   3
1Зрительная система

1.Строение зрительной системы

2.Нейроны детекторы

3.Опознание окружающего мира

4. Иллюзии

5. Видовые способности зрения

6. Зрительные функции теменной и височной коры
Строение зрительной системы

Основные структурные компоненты зрительной системы:

1) глаз.

2) зрительные нервы.

3) латеральные коленчатые тела, верхние бугры четверохолмия (таламус), супрахиазменные ядра (гипоталамус).

4) первичная зрительная кора (стриарная кора – 17 поле по Бродману).

5) ассоциативные области коры больших полушарий и подкорковые ядра
Строение глаза

Микродвижения глаз: высокочастотный тремор, плавный дрейф и быстрые саккадические скачки. Мы видим окружающий мир только потому, что глаза никогда не бывают в покое!
Строение коры

Каждый нейрон «столбца» коры головного мозга реагирует на решетку какой-то определенной пространственной частоты. У кошки угол, под которым видна частотная решетка, — 2,6°, а у человека — впятеро меньше. Поэтому наше зрение и впятеро острее кошачьего
Колончатое устройство коры

Важным достижением в понимании устройства коры является принцип колончатого ее устройства.

Кора пронизана множеством колонок. Сигнал по одному нервному единственному волокну может от нижнего слоя коры дойти до самого верхнего.

Тогда как распределение по горизонтали возможно по многочисленной армии дендритов, однако, оно ограничено 2-мя миллиметрами.

Таким образом, что бы ни делала любая область коры, она это делает локально.


Окружающий мир строиться из деталей (опознание)

Грудные дети гораздо охотнее смотрят на сложные по фактуре рисунки, чем на однотонные (А, Б, В — красный, белый и голубой диски), а человеческое лицо привлекает особенно большое внимание. Темный столбик — дети в возрасте от 2 до 3 месяцев, заштрихованный — старше 3 месяцев.
Зрительные функции теменной коры

Зрительные функции височной коры

Физиологи считают, что височные области коры являются конечными станциями в длинном ряду преобразований сенсорного сигнала и в том числе зрительного


2Система слуха у человека

  1. Строение слуховой системы

  2. Восприятие речи до рождения

  3. Половые особенности слуха.

  4. Эмоции и слух


Последние новости о работе «улитки»

Сам звук представляет собой механическую волну. Когда внутреннее ухо обнаруживает эту волну, оно осуществляет выброс волосковыми клетками медиатора в объеме, соответствующем силе и характеру звука.

«Волосковые клетки", называют так из-за схожести с короткой стрижкой у человека.

Затем нерв, реагируя на эти медиаторы, посылает электрический сигнал мозгу, который несет информацию относительно первоначального звука. Но характер выброса медиатора до данного момента представлял собой тайну для ученых.
Характер выброса медиатора как элемент кодирования свойств раздражителя

Ранее полагали что в волосяных клетках, осуществляется связь только с своим нервом, путем посылки одиночного выброса медиатора. Большинство клеток в мозгу обычно перемещает одиночную порцию медиатора.

Но волосяные клетки, как оказалось, осуществляют массивный выброс порций медиатора, которые контролируют межнервные связи.

Ученые считают, что эти средства связи с смежными нервами помогают волосяным клеткам тщательно управлять сигналами, которые они посылают.
Слух до рождения

Если беременные женщины хотят, чтобы малыш слышал их голос, они должны говорить мягко. Используя эксперименты на животных американские исследователи нашли, что плод млекопитающих, более вероятно, будет слышать звуки низких частот, чем высоких.

Эти результаты показывают, что плод может слышать преимущественно гласные звуки, а согласные, которые звучат на более высоких частотах, впитываются стенками матки, и приглушаются. "Они не будут слышать звуки скрипки, но они будут слышать барабан", сказал Профессор Кен Джерхардт из Университета Флориды.
Воздействие на ЦНС через слух


Половые особенности слуха

Женщины слышат лучше мужчин и великолепно различают звуки в области высоких частот. Мозг женщин запрограммирован на многие звуки - например на детский плач.

Если кто-то слабым голосом просит о помощи женское ухо первым это услышит, однако откуда раздается звук, лучше определит мужчина.

Женщины способны разделять звуки и относить их к разным категориям и принимать решения относительно каждого из них. Это позволяет женщине вести конкретный разговор лицом к лицу и одновременно слышать окружающих.

Женщина ведет беседу часто не обращая на шум. Мужчина не может одновременно разговаривать по телефону при включенном телевизоре. Он плохо слышит телевизор если рядом кто-то разговаривает.

Оказывается, мужчинам труднее расслышать сказанное женским голосом - в отличие от сказанного другими мужчинами.

Английские ученые определили, что мужской мозг обрабатывает информацию, воспринятую на слух, в разных зонах.

За понимание того, что лепечут женские голоса, отвечает та его часть, которая задействована также в восприятии музыки: ведь женский голос гораздо сложнее мужского из-за разницы в размерах и форме голосовых связок и большей мелодичности, и состоит из более сложного комплекса звуковых частот
Эмоции и слух

Как показывают исследования, проведенные в университете Хьюстона, эмоциональная информация воспринимается лучше, когда поступает в мозг через левое ухо.

Наблюдения проводились над 62 испытуемыми, каждому из которых предлагалось прослушать набор эмоционально окрашенных и “бесцветных” слов. При попытке воспроизведения эмоциональной части списка точность прослушанного правым ухом составила - 58% и для прослушанного левым -64%.

Эти результаты согласуются с представлениями о функциональной асимметрии полушарий мозга. Левое и правое ухо работают с полушариями мозга по разному.

Правое полушарие, ответственно за абстрактное мышление, синтетическое мышление и эмоциональное восприятие, музыку. Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление и разного рода расчеты.
3Физиология обоняния и вкуса

1. Устройство системы обоняния

2. Теории запаха

3. Запах и поведение

4. Устройство системы вкуса

5. Синестезия
Расположение обонятельных рецепторов

У человека обонятельная чувствительность развита гораздо хуже, чем у большинства животных. У человека обоняние играет роль не только в оценке пищи, воздуха, свойств различных предметов но и в эмоциональной сфере; запахи способствуют извлечению информации из памяти.
Устройство рецепторов обоняния


Мозговые структуры обоняния


Работа рецепторов обоняния


Теории запаха

  1. цветочный,

  2. эфирный (фруктовый),

  3. мускусный,

  4. камфарный,

  5. гнилостный

  6. едкий. 7. мятный

  1. роза,

  2. груша,

  3. мускус,

  4. эвкалипт,

  5. тухлые яйца,

  6. уксус. 7. мята


Стереохимическая теория запаха Д.Эймура


Запах и поведение

Запах честного продавца

Работоспособность и запах

Запах и привлекательность


Расстройства обоняния


Сенсорная система вкуса

В 1901 году в журнале "Philosophische Studien" впервые была опубликована карта расположения вкусовых рецепторов на языке:

соленость воспринимается примерно одинаково во всех точках.

Поэтому для вкусового ощущения важно, на какую часть языка попадает вещество.
Устройство системы вкуса.


Характеристика вкусовых луковиц

Клетки, воспринимающие вкусовые раздражения, собраны во вкусовые луковицы размером около 70 микрометров, которые размещаются на вкусовых сосочках.

У человека эти структуры расположены на языке. Количество вкусовых клеток во вкусовой луковице насчитывают от 30 до 80.

Крупный сосочек у основания языка содержат до 500 вкусовых луковиц каждый.

Мелкие - на передней и боковых поверхностях языка - по несколько луковиц, а всего у человека несколько тысяч вкусовых луковиц.

Есть четыре типа сосочков, различающихся локализацией и формой:

грибовидные на кончике языка (реагируют на сладкое),

листовидные на боковой поверхности (реагируют на кислое),

желобковые на передней части языка (реагируют на соленое)

и нитевидные, (реагируют на температуру и механические воздействия).
Работа вкусовых луковиц


Значение вкуса

Во-вторых, вкус используется осознанно –


Нарушения вкусовой чувствительности

Нарушения вкусового восприятия чаще всего имеют вид общего повышения порогов к любому вкусовому качеству, реже — снижения их.

Помимо изменения порогов чувствительности, встречаются вкусовые парестезии, т.е. спонтанные, не вызванные реальным раздражителем вкусовые ощущения.

Вкусовые дизестезии (извращенные вкусовые ощущения) —ощущение сладкого при воздействии соленого.

Существенное значение в клинике придают некоторым поведенческим реакциям, связанным с предпочтением того или иного вкуса.

Так, широко известен факт нарушения нормальных вкусовых отношений при беременности, когда предпочтение отдается кислому и соленому.

Имеются сведения, что при адреналовых нарушениях предпочитается соленая пища,

У больных с гипогликемией наблюдается тяга к сладкому.
Синестезия



9СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА

  1. Эволюция мозга

  2. Мозг и его развитие

  3. Изучение мозга

  4. Нейроны и глиальные клетки

  5. Глубокие структуры мозга

  6. Кора

  7. Контакты между клетками

  8. IQ


Мозг ––основа существования человека и общества

Решения:

  1. Развитие техники.

  2. Эффективное использование мозга (развивать методы обучения, совершенствование работы стареющего мозга).

  3. Совершенствование мозга (С. Лем).


Несмотря на то, что наш мозг выглядит не слишком привлекательным, он состоит из более чем 10 миллиардов нервных клеток и 50 миллиардов других клеток, его вес около 1,3 кг.
Антнотальное развитие

Развитие мозга




  1. Миграция клеток.

  2. Формирование новых синапсов и их элиминирование.

  3. Изменения ионного и биохимического состава клеток .

  4. Миелинизация.

Взрослый мозг

  1. Нейроны обладают ограниченной способностью к делению (только в некоторых областях мозга), но способны к регенерации утраченных аксонов и дендритов.

  2. Новые синапсы между нейронами возникают и исчезают постоянно.

  3. Глиальные клетки делятся (при повреждении мозга глиальные клетки заполняют освободившееся нейронное пространство).


Энергетический баланс мозга


Изучение мозга -Аплизия


Современные технологии в изучении мозга


Нейрон

Формы нейронов


Астроцит

Роль астроцитов - самых загадочных нервных клеток


Олигодендроциты – клетки образующие оболочку нервов
Кровеносные сосуды мозга
(Питание, ГЭБ)

Кора


Основные типы взаимодействия между клетками мозга

Типы сигналов:

Электрический сигнал

Химический сигнал
Химические синапсы


Электрические синапсы

  1. Очень быстрые

  2. Передают сигнал в обоих направлениях

  3. Синхронизируют популяции клеток

  4. Могут управляться

  5. Умлекопитающих распространены в нейронах развивающегося мозга и в меньшей степени во взрослом мозге

  6. Гап-контакты принципиальный тип взаимодействия между астроцитами благодаря их ионной проводимости.


Интеллект зависит не от строения мозга, а от динамики его развития

Интеллект зависит не от строения мозга, а от динамики его развития

IQ

Рейтинг стран Европы и народов по IQ

Половые особенности IQ

Еще один показатель ума …..

Россия


5Химическая организация мозга

  1. История изучения нейронного контакта

  2. Работа синапса

  3. Возможные функции нейромедиаторов


История изучения нейронного контакта


Основной принцип синаптической передачи


Возможные функции нейромедиаторов

В качестве трансмиттеров выступают:


Тормозные аминокислоты


Глутамат - трансмиттер для возбуждающих синапсов


Дофамин


Паркинсонизм

Шизофрения

Серотонин

Норадреналин

Норадреналин выполняет функцию трансмиттера в ЦНС, и, прежде всего, выделяется нейронами голубого пятна. Это ядро состоит не более чем из 1000 клеток, аксоны которых так многократно разветвляются, что можно найти их адренергические окончания во многих областях ЦНС

Функции НА


Нейропептиды

вещество-Р, ангиотензин-II, соматостатин, лептин, окситоцин, вазопресин и др.


Опиоиды


7Асимметрия мозга

  1. Полушария и зрительное восприятие пространства.

  2. Специализация латерального доминирования.

  3. Мозолистое тело и функции полушарий.

  4. Социальная асимметрия полушарий


Асимметрия среди живых существ


Классификация асимметрий

Н. Н. Братина и Т. А. Доброхотова (1981) предложили классификацию функциональных асимметрий, выделяя моторную, сенсорную и психическую асимметрию:

Моторная асимметрия впервые описана как явление праворукости и леворукости.

Сенсорная, как различительные пороги восприятия для отдельных органов слуха, зрения.

Позднее описана психическая специализация полушарий. Левое полушарие устремлено в будущее, правое в прошлое
Полушария и зрительное восприятие пространства


Способы отображения пространства

Ближнее пространство:

1) видимые размеры предметов видятся с повышенной константностью;

2) при членении пространства его перцептивный центр смещается в близь;

3) расстояния недооцениваются и зрительные сцены приближены;

4) в рисунке предметы ближнего окружения изображаются в обратной перспективе.

Различие функций полушарий вытекает из разного отношения полушарий к ближнему и дальнему пространству.

Функциональная асимметрия в истории человечества

В первых картинах художники и скульпторы изображая человека голову не рисовали.

Активность полушария и живопись

Специализация латерального доминирования.
Левое полушарие: разгов. Речь, счетные умения, письменная речь, научные умения, логический ход мысли, контроль правой руки.

Правое полушарие: муз.способности, трехмерные формы,способности к искусству, интуиция, воображение, контроль левой руки.
Эмоции и полушария мозга

Мышление и полушарии мозга

Мозолистое тело


Социальная асимметрия полушарий


8Геном и познание человека

  1. Гены

  2. Гены и поведение

  3. Геном и окружающая среда


Генетика, гены и наследственность

ДНК


Хромосомы человека


1865 г. Г.Мендель – открыты факторы наследственности
(доминантное наследование)

1865 г. Г.Мендель – открыты факторы наследственности
(рецессивное наследование)


Сколько генов у человека

Схема ДНК


ГЕНЫ И ПОВЕДЕНИЕ (психогеномика)


Отдельные аспекты поведения контролируется многими генами

Ген ритмов.

Ген курения

Ген транспортера серотонина связан с суицидом

Гены помогают создать лекарство

Ген дофамина - темперамент

Ген материнского инстинкта

Склонность к немотивированной агрессии

Восприятие среды ребенком в раннем возрасте контролируется генетически


Геном и окружающая среда


9Научение и память

1. Простые формы научения

2. Система памяти у человека

3. Кратковременная память

4. Долговременная память

5. Перенос памяти
Простые формы научения

Нейрофизиологам известны 3 формы простого научения:

1. Привыкание

2. Сенситизация

3. Павловское обуславливание

Примером привыкания и сенситизации является способность животных реагировать на раздражитель игнорированием или более быстрой реакцией

Рефлекс втягивания жабры у аплизии единственная форма рефлекторного поведения
Условные рефлексы на нейронном уровне у аплизии формируются в мембранных структурах взаимодействующих нейронов

За условно-рефлекторные реакции мозга ответственны мозжечок, гиппокамп, кора мозга.


Система памяти у человека


Модель для изучения кратковременной памяти

Кратковременная память
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации