Реферат - Правовой режим земель промышленности - файл n1.rtf

Реферат - Правовой режим земель промышленности
скачать (388.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf389kb.15.09.2012 18:53скачать

n1.rtf

Оглавление


Введение 1

1. Порядок использования и охраны земель
промышленности и иного специального назначения 1

1.1 Состав земель специального назначения 1

1.2 Возможности установления охранных зон. 5

2. Земли промышленности и энергетики 6

2.1 Цели и размеры предоставления земель промышленности. 6

2.2 Использование земель для недропользования. 7

2.3 Отказ в предоставлении земель для недропользования. 8

2.4 Земли энергетики. 9

3. Земли транспорта и связи 10

3.1 Особенности использования земель железнодорожного и автомобильного транспорта. 11

3.2 Земли морского транспорта 16

3.3 Земли трубопроводного транспорта. 19

3.4 Земли воздушного транспорта. 20

3.5 Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики. 20

4. Земли для обеспечения космической деятельности, особенности земель ЗАТО 21

4.1 Земли для обеспечения космической деятельности. 22

4.2 Использование участков под эпизодическое падение ракет. 22

4.3 Особенности землепользования в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). 24

Заключение 25

Библиография: 26


Введение


После реформирования законодательства в области регулирования использования и оборота земель произошли значительные изменения в классификации земель, их использования, также возникло множество коллизий ввиду того что расположение категорий земель фактически не соответствует новым экологическим и земельным нормам. Земли, которые фактически принадлежат одной категории, де-юре входят в другую категорию и регулируются иначе. В настоящей работе мы рассмотрим особенности правового регулирования земель промышленности, а также некоторых типов земель со сходным с ними режимом, называемыми в литературе – земли специального назначения. Также рассмотрим как изменилось законодательство регулирующее правовой режим земель промышленности и как теперь регулируется эта сфера деятельности.

1. Порядок использования и охраны земель
промышленности и иного специального назначения

1.1 Состав земель специального назначения


Глава XVI Земельного кодекса РФ устанавливает правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения1. В начале ст. 87 ЗК это название полностью, далее по тексту статьи используется более краткое название – земли промышленности и иного специального назначения. По мнению многих авторов, всю категорию в целом следует называть «земли специального назначения». В настоящей работе мы будем использовать этот принятый в научной литературе вариант названия.

В середине 20 века Н.И. Краснов определял земли специального назначения как «земельные участки, которые предоставляются в пользование не для целей сельскохозяйственного производства, не для нужд городского строительства или лесного хозяйства, а для иных целей, общим признаком которых является то, что все они – цели несельскохозяйственного характера.2

Можно принять мнение А.С. Трифонова о том, что «по экономической природе земли промышленности предназначены для размещения специального оборудования, служащего непосредственно для целей производства (станки, прессы, конвейеры, технологические линии и т.п.), и обслуживающей их промышленной инфраструктуры (здания фабричной (заводской) администрации, склады готовой продукции, транспортные линии и т.п.); в частности, в целях эксплуатации предприятий как имущественных комплексов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности3. И хотя в данном случае речь идет о землях промышленности в узком смысле (как субкатегории), сказанное в большинстве случаев может быть отнесено и к иным субкатегориям земель специального назначения.

Следовательно землями промышленности и иного специального назна-чения необходимо назвать земли, которые используются или пред-назначены для обеспечения деятельности организаций или эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информа-тики, объектов для размещения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли на основа-нии законов РФ и субъектов PФ.

В ЗК PCФCP 1970 и 1991 гг. не предусматривалось рас-положения земель промышленности и иного специального назначения обязательно за границами населенных пунктов, как это устанавливается в действующем ЗК, где также ука-зано, что земли промышленности и иного специального на-значения составляют самостоятельную категорию земель – что является одной из особенность. В этой связи предстоит переосмысление создавшегося по-ложения с землями данной категории, расположенными в границах поселений. На данный момент спец земли находящиеся в пределах поселений подчиняются режиму земель поселений, а не промышленности.

1.2 Земли под приватизированными предприятиями.

Процесс оформления прав на земельные участки под приватизированными предприятиями и организациями длится более 20 лет и заслуживает в свете норм ЗК особого внима-ния. Право собственника недвижимости на приобретение в собственность находящегося под ней земельного участка предусматривалось Указом Президента РФ от 05.03.1992 № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юри-дическим лицам при приватизации государственных и му-ниципальных предприятий».

Это право было детализировано в Указах Президента РФ от 14.06.1992 № 631 «Об утверждении Порядка про-дажи земельных участков при приватизации государст-венных и муниципальных предприятий, расширении и до-полнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для пред-принимательской деятельности»*, от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграр-ной реформы в России» и от 22.07.1994 № 1535 «Об утвер-ждении Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных пред-приятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 го-да», разд, 4.

Дальнейшая конкретизация осуществлена в Типовом договоре купли-продажи земельного участка при при-ватизации государственных и муниципальных предпри-ятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленного гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельно-сти (утв. Роскомземом России 10.08.1992 № 5-1125, Госкомимуществом России 11.08.1992 № ПМ-9/5132).

Перечисленные нормативные правовые акты касаются большинства земель промышленности и иного специаль-ного назначения, их нормы необходимо толковать во взаи-мосвязи с другими нормами земельного и гражданского законодательства,

Управление землями промышленности и иного специ-ального назначения. Разделение земель по целевому назна-чению на категории и принадлежность земельного участка к одной из них (ст, 7 ЗК) предполагают, что земли, занятые промышленными, энергетическими, транспортными и ины-ми подобными объектами, но находящиеся в пределах гра-ниц населенных пунктов (ст. 84 ЗК), относятся к категории земель населенных пунктов.

Эти земли находятся в ведении органов местного са-моуправления городов и иных населенных пунктов, горо-дов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с соблюдением правового режима земель поселений и порядка их охраны, планирования организации тер-ритории и использования, в частности предусмотренно-го в Градостроительном кодексе, Федеральном законе от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и др.

Основными органами управления землями специально-го назначения являются органы управления промышлен-ностью и иным производством. Они должны осуществлять функции по охране земель, производственному контролю, мониторингу, землеустройству, в том числе внутрихозяйст-венному, разрабатывать и реализовывать внутренние пра-вила землепользования, определять целевое назначение отдельных частей используемых ими земельных участков, обеспечивать оптимальное размещение зданий и сооруже-ний, транспортных сообщений, линий связи.

Распределение компетенции между Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по управлению землями промыш-ленности и иного специального назначения основывается на нормах ст. 71, 72 и 76 Конституции, ст. 9 — 11 ЗК.

1.2 Возможности установления охранных зон.


В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, выполняю-щих функцию основного средства производства в агропро-мышленном комплексе, земли промышленности и иного специального назначения имеют своей основной функцией обеспечение пространственного базиса, места размещения орудий и средств производства промышленности, транс-порта, связи и т.п. В состав этих земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми ус-ловиями использования и охраны.

Охранные и иные вышеуказанные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками в целях оповещения населения об особом режиме использо-вания и охраны входящих в них земельных участков, на ко-торых могут ограничиваться или запрещаться определенные виды деятельности в интересах самих граждан либо объек-тов промышленности. Эти охранные зоны не надо смеши-вать с копированием территорий в поселениях, имеющим другие цели и направленность.

Земельные участки таких охранных зон вокруг промышленных объектов у землеобладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления зон. В случаях при-чинения вреда землеобладателям, находящимся в пределах охранных зон, их здоровью или имуществу владельцы про-мышленных объектов обязаны возмещать причиненный вред и принимать меры к недопущению его в дальнейшем.

2. Земли промышленности и энергетики


Земли промышленности и энергетики являются самы-ми распространенными в категории земель специального назначения. В отношении них действуют вышеуказанные положения, относящиеся ко всем землям специального на-значения.

2.1 Цели и размеры предоставления земель промышлен-ности.


Земли промышленности предоставляются в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности для размещения производст-венных и административных зданий, строений, сооруже-ний и обслуживающих их объектов. Вокруг них могут уста-навливаться различного рода санитарно-защитные и иные зоны, в том числе предусмотренные в нормах гл. XVII ЗК «Земли особо охраняемых территорий и объектов».

В соответствии с постановлением Главного государст-венного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 15 устанав-ливаются порядок создания этих зон, гигиенические и иные предъявляемые к ним требования, размеры зон в зависимо-сти от санитарной классификации промышленных и иных предприятий, сооружений, агрегатов, требования к благоус-тройству и озеленению.

Для крупных промышленных предприятий и комплек-сов размеры выделения земельных участков под промыш-ленные объекты и санитарно-защитные зоны вокруг них обосновываются проектирующей организацией, прохо-дят государственную экологическую экспертизу и уста-навливаются в каждом отдельном случае по согласова-нию с Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем.

В федеральном законе от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии» в целях защиты населения от радиационного источника предусматриваются не толь-ко санитарно-защитная зона, но и зона наблюдения, где осуществляются усиленный контроль за радиационной обстановкой и аварийное планирование, а на граждан рас-пространяется комплекс мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска.

Размеры земельных участков, предоставляемых для це-лей промышленности, определяются в основном в соответ-ствии с утвержденной в установленном законом порядке проектно-технической документацией строительства и ре-конструкции предприятия. Актуальными проблемами яв-ляются обеспечение использования и охраны земель про-мышленности строго по целевому назначению, надлежащий государственный контроль за этим и приведение состояния земель в соответствие с требованиями ЗК.

2.2 Использование земель для недропользования.


После оформления горного отвода, утверждения проекта рекуль-тивации земель и восстановления ранее отработанных зе-мель предусматривается использование земельных участков для разработки полезных ископаемых (кроме определенных пределов месторождений общераспространенных полезных ископаемых — песка, глины, торфа, гравия, бутового камня, гипса, доломита, мела и др.).

Порядок предоставления недр для разработки месторож-дений общераспространенных полезных ископаемых, поль-зования ими в границах предоставленных им земельных участков (кроме залежей общераспространенных полез-ных ископаемых федерального значения) устанавливается в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Например, Положением о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным по-лезным ископаемым (утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) предусматривается разреши-тельная, лицензионная система, перечисляются основания для принятия уполномоченными органами положительных либо отрицательных решений для истребования дополни-тельных документов.

В пределах ранее полученного или предоставленного зе-мельного участка землевладелец вправе осуществлять без оформления лицензии разработку месторождений обще-распространенных полезных ископаемых открытым способом без применения буровзрывных работ на глубину до 5 м от поверхности.

Оформление горного отвода, разработка полезных иско-паемых, составление, рассмотрение и утверждение проекта рекультивации (восстановления) земель и иные вопросы недропользования, тесно связанные с земельными отно-шениями и активно влияющие на них, подробно регламен-тируются в Законе о недрах. В нем предусматриваются: предоставление недр для разработки месторождений обще-распространенных полезных ископаемых и добыча их соб-ственниками, владельцами земельных участков (ст. 18, 19); условия застройки площадей залегания полезных ископае-мых и иные условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых (ст. 25, 25-1); порядок разрешения споров и возмещения причиненного вреда (ст. 50, 51).

Деятельность горнодобывающей и нефтегазовой про-мышленности и связанных с ней некоторых аспектов земель-ных отношений регулируется также в федеральных законах от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 № 199-ФЗ к ведению субъектов РФ относится установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участ-ками недр местного значения, в том числе для строительст-ва и эксплуатации подземных сооружений.

2.3 Отказ в предоставлении земель для недропользования.


Предоставление земельных участков для промышленных объектов, перевод их в другую категорию осуществляется по основаниям, изложенным в Общей части (разд, I) учеб-ника. Это положение может быть проиллюстрировано сле-дующим примером.

Постановлением главы администрации Смоленской об-ласти ОАО «ВК» был предоставлен горный отвод площадью 96,3 гa для промышленной разработки участка Вассынки, входящего в состав Вяземского месторождения песчано-гравийной смеси. В процессе подготовки разрешительных документов с целью дальнейшей разработки указанного участка истец установил, что на данном месторождении частично находятся защитные леса. Данное обстоятельство явилось препятствием для промышленной разработки уча-стка. По мнению истца, единственным основанием для отнесения данных лесов к защитным является распоряжение первого заместителя главы администрации Вяземского района от 10.10.1994, в то время как другие признаки за-щитных лесов, перечисленные в лесном законодательстве, отсутствуют.

На основании изложенных обстоятельств истец обра-тился в арбитражный суд с иском о признании указанного распоряжения недействующим. Суд первой инстанции, ис-следуя материалы дела, обоснованно установил, что леса, находящиеся на территории, предоставленной ОАО «ВК» для промышленной разработки, изначально были включены в зеленую зону распоряжением СНК СССР от 17.10.1944 № 20057-р.

Кассационная инстанция нашла несостоятельным довод истца о несоответствии оспариваемого акта постановлению Совета Министров РФ от 23.10.1993 № 1065 «О порядке отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям за-щитности» (в настоящее время утратило силу), Положению о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесно-го фонда к группам лесов и категориям защитности (утв. приказом Россельхоза от 29.03.1994 № 68), так как на тот момент рассматриваемый участок леса уже был включен в зеленую зону вышеуказанными нормативными актами. Распоряжением первого заместителя главы администрации Вяземского района утверждено текстовое описание границ зеленой эоны г. Вязьмы на основании графического и тек-стового материала, подготовленного Комитетом по земель-ным ресурсам.

2.4 Земли энергетики.


Земли этой категории предоставля-ются и соответствующий им режим использования и охра-ны устанавливается для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их со-оружений и объектов; и размещения объектов электросе-тевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Большое внимание в ЗК — и это впервые в земельном законодательстве РФ — уделяется атомной, ядерной энер-гетике, охранным зонам: делаются выводы из последствий Чернобыльской катастрофы в апреле 1986 г., аварии атом-ной подводной лодки «Курск» в августе 2000 г., событий, на Кольском полуострове и сбросом их в Японское море.

Согласно Федеральному закону «Об использовании атом-ной энергии» в санитарно-защитной зоне ядерной установ-ки, радиационного источника или пункта хранения запре-щается размещать жилые и общественные здания, детские учреждения, а также не относящиеся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительные учреждения, объекты общественного питания, промышленные объекты, подсоб-ные и другие сооружения и объекты, не предусмотренные утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.

Использование для хозяйственных целей объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их деятельности возможно по представлению эксплуатирующей органиэации с разре-шения органов государственного регулирования радиаци-онной безопасности населения. В зоне наблюдения органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводить ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

3. Земли транспорта и связи


Возрастание значения земель транспорта и связи явля-ется результатом научно-технического прогресса, развития обмена, связей между людьми. В XXI в. неизмеримо воз-росла роль коммуникаций между поселениями, регионами, странами, материками, поэтому площадь, занятая землями транспорта и связи, неуклонно увеличивается.

3.1 Особенности использования земель железнодорожно-го и автомобильного транспорта.


Нормы о землях транс-порта содержатся в наиболее объемных и конкретных статьях ЗК, имеющих надлежащее правовое, юридическое наполнение, отражающих возрастающую роль земель же-лезнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного и трубопроводного транспорта. Могут быть названы некоторые иные виды транспорта — подвес-ной, монорельсовый, продуктопроводный, гужевой.

Каждый из видов транспорта имеет свои цели и свою спе-цифику землепользования. Земли железнодорожного транс-порта предоставляются для размещения железнодорожных вокзалов, станций, устройств, необходимых для содержания и обслуживания железнодорожного транспорта.

Свободные земельные участки на полосах отвода желез-ных дорог могут в соответствии с ЗК передаваться в арен-ду физическим и юридическим лицам для сельскохозяй-ственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций) при условии соблюдения тре-бований безопасности движения.

Согласно Закону об автомобильных дорогах (ст. 3) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Однако в юридической литературе отмечалось, что из Закона неясно, каким документом собственник будет подтверждать свое право собственности на автомобильную дорогу при включении сведений в единый реестр, поскольку отсутствует единое понятие автомобильной дороги как объекта недвижимого имущества (имущественного комплекса), право на который может закрепляться одним документом4.

Подверглись критике и нормы Закона, допускающие императивную передачу и возврат автомобильных дорог с одного уровня собственности на другой. При этом Закон не упоминает о необходимости соответствующих согласительных процедур и не учитывает юридической независимости субъектов РФ и муниципальных образований5.

Согласно Закону каждая автомобильная дорога будет включена в определенный перечень в зависимости от формы собственности на данную автомобильную дорогу, а также от того, относится ли эта дорога к дорогам общего пользования или не общего пользования.

В Законе выделена специальная глава под названием "Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог", где раскрываются порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог, а также порядок использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 24 Закона об автомобильных дорогах предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог осуществляется в следующем порядке: если земельный участок находится в федеральной собственности либо в неразграниченной государственной собственности и на нем будет размещена автомобильная дорога федерального значения, то участок должен предоставляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. В настоящее время таким органом является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое находится в ведении Министерства транспорта РФ.

Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта РФ или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Из приведенных положений ст. 24 Закона видно, что применительно к данным земельным участкам установлены особенности распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена. По общему правилу распоряжение ими до разграничения государственной собственности осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов. Здесь же уровень принятия решений выше.

В том же порядке в соответствии со ст. 39 Закона предоставляются земельные участки, используемые для размещения платной автомобильной дороги федерального либо регионального или межмуниципального значения на основе концессионных соглашений. При этом такие земельные участки могут предоставляться только в аренду (или в субаренду), а годовой размер арендной платы за такие земельные участки определяется в договоре аренды и не может превышать один процент кадастровой стоимости этих земельных участков.

Полоса отвода автомобильной дороги определяется в Законе как земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Приведенное в скобках уточнение ("независимо от категории земель") вызывает некоторое недоумение, поскольку по смыслу ст. 93 ЗК полосы отвода земель транспорта относятся к категории земель специального назначения. Вероятно, здесь имеются в виду полосы отвода автомобильных дорог, находящихся в границах населенного пункта, но все же редакцию данной статьи было бы целесообразно изложить более определенно. Для сравнения отметим, что применительно к землям железнодорожного транспорта такого уточнения в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте" нет.

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории (ст. 25 Закона). Однако до 1 января 2010 г. при отсутствии документации по планировке территории допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ст. 62 Закона).

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается: выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений; выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог; установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения; установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности или осуществлению дорожной деятельности.

Земельные участки в границах полосы отвода, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. утверждены Правила установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог6.

В случае если в результате проведения работ в полосе отвода автомобильной дороги происходит просадка дорожного полотна либо причиняется иной вред автомобильной дороге, организациям, выступающим от имени собственника автомобильной дороги, следует документально доказывать противоправность действий нарушителя, его вину, наличие причинной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом, в противном случае в иске может быть отказано7.

К полосе отвода с двух сторон прилегают придорожные полосы автомобильной дороги, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Закон определяет порядок принятия решений об установлении придорожных полос (в зависимости от формы собственности на автомобильные дороги). Копия соответствующего решения направляется в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение. Последние обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков. Этот особый режим заключается, в частности, в том, что строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются лишь с письменного согласия владельца автомобильной дороги.

Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

3.2 Земли морского транспорта


Одновременно с Законом об автомобильных дорогах 8 ноября 2007 г. был подписан Президентом РФ Закон о морских портах, который в числе других урегулировал также вопросы использования земельных участков для строительства, обеспечения деятельности морских портов. Статья 4 (п. 13) определяет территорию морского порта как земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Последние могут быть созданы в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий.8

Границами морского порта являются границы его территории и акватории. Эти границы устанавливаются и изменяются Правительством РФ.

Для данного правила Законом установлено переходное положение: до установления границ морского порта Правительством РФ под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта, под которыми понимаются границы морского порта, сведения о которых содержатся в обязательных постановлениях в морском порту или опубликованы в "Извещениях мореплавателям".

Морские порты могут быть действующими (к ним относятся порты, в которых на день вступления в силу названного Закона осуществляется оказание услуг) и вновь создаваемыми. Последнего термина в ст. 32 Законе нет, но как иначе назвать морской порт, решение о строительстве которого принято Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу Закона о морских портах. В таких вновь создаваемых морских портах земельные участки для обеспечения их деятельности относятся к категории земель специального назначения (субкатегория - земли транспорта). В действующих же морских портах земельные участки в их границах могут относиться к землям специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта (например, к категории земель населенных пунктов или земель водного фонда).

Решение о строительстве или расширении морского порта принимается Правительством РФ на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Морскому порту присваивается наименование как географическому объекту в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов".

Статья 28 Закона предусматривает определенные ограничения в отношении земельных участков морских портов. В частности, они:

- не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций;

- не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных Законом.

Необходимо обратить внимание на различие этих двух формулировок. Первая означает, что если по основаниям, установленным законом (например, в результате наследования), иностранный гражданин приобретает право собственности на земельные участки в границах территории морского порта, то это право собственности подлежит прекращению. К сожалению, Закон не устанавливает специального порядка прекращения права собственности на такие земельные участки иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Но в таком случае вполне может применяться ст. 238 ГК "Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать". Само по себе установление данного запрета для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц соответствует п. 3 ст. 15 ЗК.

Что касается индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то им земельные участки в границах территории морских портов не предоставляются в собственность, т.е. предоставляются на иных правах (как правило, на праве аренды, кроме того, с ними может быть также заключено концессионное соглашение).

Вместе с тем если такие земельные участки заняты портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств указанных лиц, либо зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, то они могут находиться в их собственности. Кроме того, в границы морского порта для осуществления деятельности в морском порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

В Законе содержится также отсылочная норма о возможности изъятия земельного участка в границах морского порта для государственных нужд в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 31 Закона регулирует основные начала установления размера арендной платы и ее индексации, а также порядок ее перечисления и другие важные вопросы. В частности, предусмотрено, что при аренде земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и на которых расположены портовые гидротехнические сооружения или которые предоставлены для строительства этих сооружений, размер арендной платы не должен превышать сумму, рассчитанную исходя из установленной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах ставки земельного налога для земель транспорта.

В Законе также предусматривается, что в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 28).

3.3 Земли трубопроводного транспорта.


Земли трубопроводного транспорта предоставляются для размещения нефтепроводов, газопроводов, объектов для их обслуживания, установления охранных зон с осо-быми условиями использования земельных участков. Увеличение экспорта добываемого сырья требует повышения внимания к рациональному использованию и охране соответствующих земельных участков, недопущения их загрязнения, засорения, деградации и превращения России в сырьевой придаток.

В границах охранных зон системы газоснабжения не до-пускается строительство каких бы то ни было строений в пре-делах установленных минимальных расстояний до объектов газоснабжения. Однако нельзя препятствовать собственни-ку системы газоснабжения в выполнении работ по обслу-живанию и ремонту объектов газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий и катастроф.

3.4 Земли воздушного транспорта.


Земельные участки могут предоставляться для размещения аэропортов, аэро-дромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содер-жания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных сооружений и устройств воздушно-го транспорта. Земли воздушного транспорта заняты также очистными сооружениями, вертолетными станциями (ак-тивно развивается управление вертолетами предпринима-телями), авиационными заводами.

В полосах воздушных подходов и в радиусе 10 км от кон-трольной точки аэродрома запрещаются строительство, соз-дание карьеров с проведением взрывных работ и промыш-ленных предприятий с выбросом дымов и газов; в радиусе от 10 до 30 км от аэродрома нельзя строить объекты высо-той выше 50 м. Подобные и иные ограничения землепользо-вания обусловлены необходимостью обеспечения как безо-пасности полетов, так и благоприятной среды проживания граждан вблизи аэропортов, включая состояние шумового и иного загрязнения воздуха.

3.5 Земли связи, радиовещания, телевидения, информати-ки.


На этих землях располагаются:

— эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

— кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации, их охранные зоны;

— подземные кабельные и воздушные линии связи; на-земные и подземные усилительные пункты и их зоны; на-земные сооружения и инфраструктура спутниковой связи.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» земельные участки, отводи-мые под объекты почтовой связи, находящиеся в ведении организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) пользование.

При планировании развития городов и иных поселений, в частности сельских, проектировании и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планируемой структуры, а также жилых домов и иных построек органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с градостроительными нор-мами и правилами должны предусматривать проектирова-ние и строительство зданий и помещений для размещения объектов почтовой связи.

Эти специфические, специальные требования к предос-тавлению и использованию территорий обусловливаются ролью почтовой связи в жизни населения. Развитие теле-видения и иных средств массовой информации также пред-полагает прогнозирование и принятие мер по обеспечению групп населения, муниципальных образований земельными участками, обслуживающими коммуникационную инфра-структуру, не допускающими перерывов в информацион-ном обслуживании граждан.

4. Земли для обеспечения космической деятельности, особенности земель ЗАТО


Возрождая согласно Конституции суверенную государ-ственность РФ, общество, законодатель предусмотрели в земельном праве нормы о предоставлении земельных уча-стков для обеспечения космической деятельности, обороны и безопасности страны.

4.1 Земли для обеспечения космической деятельности.


На этих землях размещаются наземные объекты космиче-ской инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хране-ния космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов, экспериментальные базы для отработки космической техни-ки, центры и оборудование для подготовки космонавтов.

Основном перечень наземных и иных объектов косми-ческой инфраструктуры предусматривается в ст. 18 Закона РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности». Этот Закон с дополнениями является основным норматив-ным правовым актом, призванным регулировать в соответ-ствии с ЗК земельные отношения в связи с космической деятельностью.

Являясь мировой космической державой, направляя усилия на развитие научно-технического прогресса, по-вышение авторитета страны, наращивание своих позиций по запуску искусственных спутников {начат в 1957 г.) и лю-дей в космос (первый полет — в 1961 г.), Россия установила особый режим использования и охраны земель для обеспе-чения космической деятельности. Она предоставляет и сда-ет в аренду свои космические сооружения другим государ-ствам, внося свой вклад в международное сотрудничество на общее благо цивилизации.

4.2 Использование участков под эпизодическое падение ракет.


Земельные участки, используемые под районы па-дения отделяющихся частей ракет эпизодически, не изыма-ются у землеобладателей, а порядок возмещения им ущерба определяется Правительством РФ. Эти положения ст. 92 ЗК нуждаются в развитии подзаконными актами. Так, в по-становлении Правительства РФ от 31.05.1995 № 536 «О по-рядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» предусматривается выделение Минобороны России органами исполнительной власти субъектов РФ земельных участков для падения от-деляющихся частей ракет при пусках ракет с космодромов и полигонов. Районы падения используются на основании договоров, заключаемых Минобороны России с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории кото-рых они находятся. В этих договорах предусматриваются:

— установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их исполь-зования, а также порядка оповещения о предстоящих пус-ках ракет и обеспечения безопасности населения и окру-жающей среды;

— обеспечение Минобороны России совместно с ор-ганами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления безопасности населения и возме-щения затрат, связанных с оповещением и эвакуацией насе-ления из районов падения на период пусков ракет;

— установление порядка возмещения Минобороны России причиненного ущерба, приведения районов паде-ния в состояние, пригодное для хозяйственного использо-вания, и др.

На Минобороны России возлагается обязанность возме-щать собственникам земельных участков, землепользовате-лям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет. Ущерб возмещается по пред-ставлению заключений совместных комиссий Минобороны России, МЧС России, Минприроды России и органов ис-полнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 "О порядке и условиях эпизодического использования районов паде-ния отделяющихся частей ракет"» утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам РФ за разовое использование районов падения при запусках космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной кос-мической программой).

4.3 Особенности землепользования в закрытых админист-ративно-территориальных образованиях (ЗАТО).


Земель-ные отношения в ЗАТО нередко связаны с размещением объектов по разработке, изготовлению, хранению и утили-зации оружия массового поражения, переработке радио-активных материалов («Маяк» в Челябинской области, Томск-7, Красноярск-26 и др.). Согласно ст. 6 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-тер-риториальном образовании» земли ЗАТО могут включать земли населенных пунктов, промышленности, обороны.

Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в феде-ральной собственности. Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории кон-кретного ЗАТО принимаются Правительством РФ по согла-сованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ЗАТО. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ. Земли ЗАТО, за исключением земель, находящихся в федераль-ной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

Особое землепользование устанавливается и при чрез-вычайном положении, которое предусматривается в ст. 56 Конституции: оно может вводиться на всей территории Российской Федерации и в отдельных местностях при на-личии обстоятельств и в порядке, установленных федераль-ным конституционным законом. Основания для чрезвычай-ных мер, включая реквизицию земельных участков, наряду со ст. 51 ЗК предусматриваются в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-рактера».

Заключение


В настоящей работе мы рассмотрели особенности режима земель промышленности и сходных с ними земель спец назначения. Исследовав эту область российского права можно прийти к выводу, что на текущий момент существует достаточное количество пробелов и коллизий в законодательстве. Причины этого состоят в том, что до определенного момента в истории нашей страны существовала госмонополия на владение землей, а также всем промышленным комплексом страны и не только. В связи с этим многие правоотношения отсутствовали, а часть из них регулировалось в административном порядке. Многие пробелы заменяются постановлениями и толкованиями высших судов, которые по сути стали квазипрецедентами, и ниже стоящие суды при вынесении решений опосредованно применяют их как образец.

Однако следует также сказать что произошли позитивные изменения в законодательстве, на которые непосредственно повлияли научные изыскания в области экологии и медицины. Промзоны теперь фактически не могут включаться в состав поселений а должны быть отдельно, и регулируются также отдельным законом. Следует сказать что эти позитивные направления в нашем праве продиктованы не только внутренними требованиями и конституционным правом на чистоту экологии, но и международными нормами и договорами в которые вступила Россия.

Библиография:


  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

  2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 05.04.2011)

  3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.10.2007)

  4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О почтовой связи" (принят ГД ФС РФ 24.06.1999)

  5. Боголюбов С.А. Комментарий к Земельному кодексу РФ. М.: Проспект, 2009

  6. Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Устюкова В.В. Все о земельном праве. М.: ТК Велби, 2008

  7. Трифонов А.С. Правовой режим земель промышленности. М.: Волтерс Клувер, 2007

1 В юридический литературе эти отдельные виды земель специального назначения также называются субкатегориями (см.: Анисимов А.П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. N 3. Употребление данного термина представляется вполне оправданным.

2 Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. М., 1961. С. 40.

3 Трифонов А.С. Правовой режим земель промышленности. М.: Волтерс Клувер, 2007

4 Вайпан В.А. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Комментарий к новому закону // Право и экономика. 2007. N 12

5 Вайпан В.А. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Комментарий к новому закону // Право и экономика. 2007. N 12

6 СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2049.

7 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 апреля 2008 г. N Ф04-2089(2572-А27-9).

  1. 8 Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Устюкова В.В. Все о земельном праве. М.: ТК Велби, 2008 с 255



Оглавление
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации