Ефремов Е.Г. История психологии - файл n1.doc

приобрести
Ефремов Е.Г. История психологии
скачать (83.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc483kb.24.10.2008 14:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный технический университет

Е.Г. Ефремов, Ю.Т. Новиков

История Психологии

(философский период)
Конспект лекций
Омск

Издательство ОмГТУ

2008

УДК 159.99(075)

ББК 88.5я73

Е 92

Рецензенты:

Е.С. Асмаковец, канд. психол. наук ОмГУ

Е.П. Щербаков, д-р психол. наук, профессор ОмГПУ


Ефремов, Е.Г.

Е 92 История психологии: конспект лекций / Е.Г. Ефремов, Ю.Т. Новиков. – Омск: Изд-во ОмГТУ. – 68 с.


Предназначено для студентов очного и заочного обучения по специальности 030301 «Психология».

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

УДК 159.99(075)

ББК 88.5я73

© Омский государственный

технический университет, 2008

ВВЕДЕНИЕ
Представленный конспект лекций является частью учебно-методического комплекса к разработанной на кафедре психологии труда и организационной психологии учебной дисциплине «История психологии». Эта дисциплина относится к числу общепрофессиональных дисциплин в образовательной программе по специальности 030301 «Психология». Она имеет целью способствовать формированию представлений о развитии научного знания и пониманию основных современных теорий и научных направлений в мировой психологии.

Конспект лекций предназначен для работы со студентами, обучающимися по очной и заочной форме обучения, но он также может использоваться для работы со студентами в дистанционном режиме.

Конспект лекций призван обеспечить самостоятельную подготовку студентов в ознакомлении с основными научными событиями, обсуждаемыми в историческом контексте теоретическими моделями, понятиями и методами психологии.

Представленный конспект лекций отражает не все содержание программы по «Истории психологии», а только ту часть, которая касается философского периода развития психологических знаний. В дальнейшем будут опубликованы темы, отражающие формирование психологии как науки в двадцатом веке.

Весь учебный материал в конспекте лекций разделен на три раздела в соответствии с программой учебной дисциплины. В каждом разделе представлены лекционные темы, дается основное содержание по темам и предлагается перечень вопросов для самоконтроля.

Содержание конспекта лекций позволит студентам более точно и правильно сформировать понимание основных аспектов развития психологии, построить в представлении студента адекватное понимание научных событий, теорий и основных подходов в рамках каждого исторического этапа.

Раздел 1. Методологические основания

исторического анализа
Тема 1. История психологии как наука
Методологические основания истории психологии

Являясь наукой о закономерностях системы психологического знания, история психологии представляет собой теоретико-методологическую основу деятельности психолога любого уровня. Она отвечает на вопрос, как развивалась эта система.

Без истории, как известно, нет теории науки. Но для этого и саму историю следует подвергнуть особому теоретическому рассмотрению. Предметом такого рассмотрения, как указывают А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский [7,
с. 5–6], становится не столько содержание мысли, сколько сама эта научная мысль в ее динамике, в переходе от одних способов исследования предметного содержания к другим. Трансформация научной мысли происходит закономерно, т.е. имеет свою логику развития.

Целью истории психологии как науки является накопление и изучение содержания психологических знаний, т.е. анализ возникновения, становления и развития научных знаний о психике на всех этапах эволюции человечества.

Цель определяет систему задач истории психологии, к каковым можно отнести следующие:

М.Г. Ярошевский определяет исторический анализ психологического знания как проявление «мышления второго порядка», или исторической рефлексии. Такое знание не носит застывший характер, а предстает самим процессом его производства.

«Инвариантное ядро» истории психологии

Как известно, наука – это форма познания, отличием которой от других форм познания является не только получение объективных знаний о мире, но и их теоретическая систематизация с целью выявления общих законов развития, построения на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним. Атрибутами любой науки являются ее объект и предмет, а также познавательные средства: понятия, категории, законы, методы, идеи, принципы, составляющие так называемое инвариантное ядро конкретной науки в конкретную эпоху.

История психологии также обладает всеми принятыми на сегодняшний день признаками науки. Однако, говоря о категориях истории психологии, всегда следует иметь в виду разницу, которая существует между ней и психологией. Так, психология изучает факты, механизмы и закономерности реальной психической жизни, а история психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

Если объектом психологии выступает мир психических явлений, то объектом истории психологиисистема психологических знаний на разных этапах своей эволюции. Поскольку знание является продуктом умственной деятельности, то объектом истории психологии является история научно-психологической мысли, а ее предметом закономерности и тенденции процесса эволюции психологического знания.

История психологии имеет свой язык, выраженный в системе категорий и понятий. Например: генезис психологических идей; становление, развитие, эволюция и оформление психологического знания; периодизация психологии; критерии ценности и научности психологических идей; психологические школы, течения и направления.

Истории психологии известны различные парадигмы, обусловленные разными формами детерминизма: ассоцианизм, структурализм, функционализм, бихевиоризм, гуманизм и др.

Источниками истории психологии являются любые материалы, в которых содержатся сведения о развитии системы психологических знаний. Это могут быть труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности; историко-социологические материалы; художественная литература, помогающая воссоздать дух определенного времени.

Характеристика методологических позиций истории психологии позволяет определить ее значение на нескольких уровнях: мировоззренческом, личностном, общенаучном и собственно психологическом. Для психолога знание истории науки является показателем его культуры, профессионального кругозора и исходной научной базы: без знания того, как развивались представления о психике и сознании, понимание их сущности невозможно.
Движущие силы и причины

исторического развития психологических идей

Как и любая наука, история психологии тесно связана с развитием общества. Л.С. Выготский выделял три причины, которые обусловливают закономерность ее эволюции: 1) связь данной науки с социально-культурной основой эпохи; 2) взаимодействие с общими условиями и законами научного познания; 3) связь с теми требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования.

Анализ развития психологических знаний требует тщательного изучения исторического фона. При этом необходимо учитывать, что и сами социальные условия сильно влияют на выбор проблемы и характер ее решения. Не менее важной причиной эволюции психологических представлений является ситуация в науке в целом. Различное влияние на становление и развитие психологического знания оказали физиология, языкознание, логика и другие науки, аккумулировавшие в себе знания о предметах и явлениях, которые впоследствии стали областью изучения и интереса психологии. К тому же психология часто пользуется методами этих наук.

Еще одним фактором, обусловившим развитие психологии через ее связь с другими науками, является использование психологией их научной методологии. Например, механистической модели поведения животных Р. Декарта, концепции ассоциаций Д. Гартли. Важным является и различение границ во взаимодействии психологии и других наук. Иными словами, недопустим редукционизм, сведение и объяснение психологических закономерностей через закономерности других наук, так как это может привести к потере собственного предмета психологии.

Изучение истории психологии обычно осуществляется двумя путями:
1) через обращение к первоисточникам; 2) путем знакомства с комментариями, учебниками и пособиями. Однако лучший путь – третий: чтение учебников и учебных пособий параллельно с изучением оригиналов. На наш взгляд, современное состояние и проблемы истории психологии наиболее полно и последовательно отражены в трудах Л.И. Анцыферовой, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, А.В. Петровского, Е.Е. Соколовой, М.Г. Ярошевского. Из зарубежных изданий интерес представляют «Теории личности» К. Холла и Г. Линдсея и книга с тем же названием Ларри Хьелла и Даниэля Зиглера. Особого внимания заслуживает «История современной психологии» американцев Дуэйна и Сидни Шульцев.
Периодизация истории психологии

В современной истории психологии выделяют три основных этапа, а именно:

I. Донаучный (с глубокой древности до VII–VI вв. до н.э.), истоками которого служили ритуалы, мифы и верования древних людей.

II. Философский (VII–VI вв. до н.э. – начало XIX в.), в котором выделяют:
а) эпоху древней философии и б) эпоху нового времени.

III. Научный (с XIX в. по наст. время), условно подразделяемый на: а) формирование психологических школ по национальному признаку; б) психологические школы по методологическому признаку.

Донаучная психология объясняла все психические явления, ориентируясь на мифологические представления об охранительной и активной роли души. Философская психология – уже ставит задачу доказать объясняющие модели с помощью «логической интерпретации», когда берется аксиома и из нее извлекаются выводы, сделанные на основе философской логики. Hаучная психология строит свои объяснения на статистических данных, наблюдениях и эксперименте. И посредством этих данных доказывает истинность гипотетических моделей объяснения [М.С. Роговин. C.18–19].

Учитывая условность всякой периодизации, А. Н. Ждан предлагает рассматривать ее лишь как один из возможных вариантов [2, с. 7]. В качестве примера предлагаем периодизацию истории психологии М. Г. Ярошевского. Основанием для разделения исторического процесса на этапы взяты содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психи-ческого.

Таблица 1

Основные этапы развития психологии

Этап

и время

Предмет психологии,

его содержание

Методы

исследования

психики

Основные

достижения

Донаучный, до VII – VI

вв. до н.э.

Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций


Нет

Общее представление об охранительной и активной роли души

Философ-ский,

VII –VI вв. до н.э. – конец XVIII – начало XIX в.

Античная психология

Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения

При исследовании содержания и функций души используются методы др. наук – философии, медицины, математики

Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения

Психология средневековья

Исследование активности тела и особенностей чувственного

познания

Появление собственного метода –

интроспекции

Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс

Психология возрождения

и нов. врем.

Сознание – его содержание и пути его формирования

Интроспекция и частично логика - методы индукции, дедукции, анализа и др.

Развитие рационализма и сенсуализма, появление первых теорий эмоций и рефлекса, попытки ввести понятие бессознательного

Ассоцианизм,

конец XVIII – середина XIX в.

Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также поведение

Интроспекция, логика, некоторые методы естественных

наук

Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам, концепции об адаптационной функции психики, теории рефлекса и др.

Экспериментальная психология, сер.

XIX в. – нач. XX

Элементы психики, отождествляемой гл. образом с сознанием, их связи и законы

Экспериментальный метод, интроспекция, анализ результатов деятельности, появление первых тестов

Появление эскпер. психологии и «психологии народов», новых данных о психич. процессах и новых подходов к психологии

Методологич. кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-е гг. XX в.)

Появление нескольких предметов психологии: элементы психики – структурализм, функции – функционализм, глубинные структуры – глубинная психология, поведение – бихевиоризм, структуры психики – гештальтпсихология, ВПФ и деят-сть – советская психология

Появление новых методов: психоанализ и проективные методы в глубинной психологии, изучение научения в бих-зме, познавательных проц. – в гештальтпсихологии, инструментальный метод – в советской психологии

Появление первых концепций личности, теории сознания, теорий научения и развивающего обучения. Эксперим. изучение личности. Появление новых парадигм. Развитие отраслей психологии

Окончание табл. 1

Развитие психологич. школ (40-60-е гг. XX в.)

Появление новых направлений: гуманистическая, экзистенциальная, генетическая и когнитивная психология

Появление опросников, новых экспер. методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного

Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие психотерапевтич. технологий

Соврем. психология

(с 1970-х гг. – по наст. вр.)

Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ

Совершенствование методов экспер. исследования психики, появление разнообразных диагностических методик

Появление тенденции к объединению наиболее значительных достижений отдельных школ


Принципы и методы историко-психологического анализа


К принципам историко-психологического анализа относят два важнейших принципа – историзма и детерминизма. Принцип историзма обусловливает рассмотрение развития науки в контексте социокультурных условий, то есть как это явление в истории возникло, как развивалось и чем стало теперь. Согласно принципу историзма, развитие научного знания должно рассматриваться через зависимость его от общей ситуации в науке, а также через сопоставление с накопленными в изучаемой области знаниями.

Нарушением принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм ограничивает историческое исследование значимостью лишь для настоящего этапа развития науки, приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма. Противоречит ему и антикваризм – подход, который рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий и не вписывается в практику научного исследования. Отступлением от принципа историзма являются также односторонность и схематизм изображения событий.

Вторым принципом историко-психологического анализа является детерминизмпринцип причинного объяснения, подразумевающий, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями. Эти связи могут объясняться разными основаниями. Поэтому в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению: целевой, механистический, биологический и психологический детерминизм.

Понятие целевого детерминизма ввели Платон и Аристотель, считавшие, что душа стремится к определенной цели. Декарт доказывал, что все процессы в психике можно объяснить законами механики (механистический детерминизм). Биологический детерминизм, определяющий развитие психики адаптацией организма к среде, возник с появлением теории эволюции. Этот подход исходит из того, что сущностью психики является лучшее приспособление организма к условиям среды. Психологический детерминизм основан на идее, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако, в отличие от античного понимания, цель считается присущей самому содержанию души и определяет стремление живого существа к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности.

Методы истории психологии


Речь идет о четвертом уровне методологии, к каковому относятся методы, методики и техники исследования. Они призваны обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению. Ведущей задачей методов истории психологии является поиск и систематизация исследуемого материала – фактов, теорий, понятий, программ, которые позволяют 1) осуществить теоретическую реконструкцию научных концепций, проблем и исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета, а также 2) дать описание и критический анализ психологических научных систем прошлого. Реконструкция научных концепций и анализ психологических фактов опираются на методологические принципы исторического исследования и производится с позиции и по отношению к достижениям и проблемам современной психологии. Выделяют следующие основные методы истории психологии.

  1. Историко-генетический – изучение общей логики развития науки в период возникновения тех или иных психологических идей прошлого.

  2. Историко-функциональный – анализ преемственности изучаемых идей.

  3. Биографический и автобиографический – выявление возможных причин и условий формирования научных взглядов ученого.

  4. Метод систематизации научных высказываний.

  5. Методы категориального анализа, которые предполагают учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, а также изучение значимых для психологии идей.

Биографический и автобиографический методы дают уникальный материал о жизни людей науки и научном творчестве. В отечественной психологии удачным примером этого метода является книга А.Р. Лурии «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» [М., 1982]. Специальных процедур требует методика изучения архивных материалов. Это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т.п. Методика анализа научных ссылок, т.е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами.
Контрольные вопросы

  1. Каковы цели и значение исторического анализа развития психологии?

  2. Каков объект и предмет истории психологии? В чем отличие предмета истории психологии от предмета психологии?

  3. Каковы движущие силы и причины исторического развития психологических идей?

  4. Какова периодизация истории психологии М.Г. Ярошевского?

  5. Чем отличается принцип психологического детерминизма от целевого?

  6. Назовите и кратко охарактеризуйте методы истории психологии.



Раздел 2. Развитие психологии

в рамках учения о душе и сознании
Тема 2. Донаучное развитие психологии

Первые представления о душе зародились уже в первобытном обществе. Они возникали в древнейших религиях и верованиях людей, в мифологии, устном народном творчестве и были еще крайне примитивны. Символическая форма такого понимания мира есть «миф», поэтому мышление такого человека называют мифологическим. Объективируя непонятные ему силы, человек строил способы и методы противостояния им. Первобытные люди приходили к идеям духов, а в дальнейшем – к определению множества богов, управляющих природой и человеком.
Мифологическое понимание души и причина его появления

Первые попытки осознать свою жизнь приводят к тому, что человек начинает понимать то, что он беспомощен перед природой. Он не способен противостоять сложному миру, который стремится уничтожить его. Человек боится. Именно страх приводит к созданию объяснительных моделей и появлению ритуальной техники управления событиями, в которые человек включается.

Стремление контролировать природу и окружение способствуют развитию способов и методов такого контроля, а значит и сопровождающих эти методы средств мышления, понятий и знаний. Однако для человека сложной стихией является не только внешнее, объективное окружение, но и внутренняя, субъективная среда. «Внутренние демоны» – так можно назвать субъективную стихию – не менее опасны и требуют не меньшего контроля, чем внешние. Демоны – это страхи, неконтролируемые реакции, желания и влечения, неадекватные ситуации.

Контроль над внутренними демонами изначально имеет внешний, социаль-ный характер. Живя среди себе подобных следует подчиняться родовым прави-лам. Контроль извне определяет поступки индивидов. Система табу в первобытных племенах есть техника управления поведением каждого участника сообщества. Затем эта внешняя детерминация должна была интериоризоваться и перерасти в иной тип контроля – внутренний. Но для этого потребовалось формирование определенного понятия как средства мышления. Такое средство мышление есть понятие – «душа».

Мифологические представления о душе вытекают из жизненных ситуаций первобытного общества. Э.Б. Тайлор в книге «Первобытная культура» отмечает, что людей первобытных обществ больше всего интересовали две группы биологических вопросов: во-первых, чем отличается живущее тело от мертвого, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни, смерти, и, во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся во сне.

Первый «философский» вопрос, который не мог не волновать первобытного человека: в чем разница между живым и неживым? Видя конкретные факты, первобытные люди могли сделать важное заключение о значении жизни. Благодаря жизни человек действует, чувствует, мыслит, видит сны. Жизнь может покидать человека, и тогда он лишается возможности двигаться и чувствовать. Но во время сна человек тоже обездвижен, его тело находится в покое, а сам он переживает и чувствует. Получается, что человек во сне не действует, но имеет дело с некоторым образом, призраком, своим вторым «Я». Что собой представляют эти образы и как они связаны с жизнью?

Тейлор считает, что дикарям доступен был и следующий логический шаг: объединить эти два явления, соединить жизнь и призрак в единое целое. Отсюда и появляется мифологическое представление о душе, пока еще очень примитивное. Душа – это как бы второй человечек в реальном человеке. Жизнь и смерть означа-ют присутствие или отсутствие этого «человечка» в теле. Сон – его временное отсутствие.

Позже это представление усложнилось. Душа стала представляться невещественным образом, вроде пара или тени. Она не зависит от тела, но владеет сознанием и волей своего обладателя. Душа способна покидать тело, перемещаться в пространстве и вселяться в тела других людей, животных и вещей, овладевать и управлять ими. Человек жив и активен, пока в его теле есть душа. Смерть – это отсутствие души в теле. Такие представления подтверждаются при анализе понятий у племен и народов, имеющих низкий уровень развития. У многих из них понятия «душа», «тень», «дыхание», «жизнь», «сердце» обозначаются одним словом.
Формирование божественных представлений

Мифологическое понимание мира веками царило в общественном сознании. Логика объяснения человеческой жизни привела древних людей к одухотворению и других объектов окружающего мира – анимизму (от лат. anima – душа, дух). Они считали, что душой обладает не только человеческое тело, но и деревья, лес, река и болота. Однако их души обладают совсем другими возможностями. Следовательно, для первобытного человека существовало два мира: видимый и невидимый – мир духов, которые противостоят друг другу.

Необходимость взаимодействовать с иным миром и духами требовала развития соответствующих умений и знаний. Первой психотехникой этого времени является магия – определенные действия, которые непонятным для непосвященного образом приводят к неожиданным последствиям. Магия, недоступная обыденному пониманию, опирается на человеческий страх, который создал духов и божества. В свою очередь, боги наделялись определенными чертами, такими как коварство и мудрость, мстительность и зависть.

Обращение к богам и общение с ними приводит к созданию ритуалов. Ритуалы позволяют контролировать и объяснять события и управлять жизнью людей. Всякий ритуал является психотехникой, так как его суть заключается не в содержании действий (они чаще всего бессмысленны), а в активизации психологических механизмов, которые обеспечивают настройку, подготовку к действию, к принятию решения и снижают тревожность.

Рождение психотехники такого рода предполагало и специализацию в племени: оформление магии в особенную деятельность и формирование специалистов в этой сфере. Жрецы, колдуны, шаманы – это первые психотерапевты, которые пытались привести душевный хаос первобытного человека в порядок. Борьба со злыми духами есть борьба с «демоническим» в личности. Включаясь в определенный магический ритуал, человек способен поставить под контроль и изжить «демоническое».

Обучение и развитие магов требовало напряженной работы самосознания. Обращение к внутреннему миру человека развивало понятийный аппарат и способности к самоконтролю. Здесь-то и играло значительную роль понятие «душа». Это определило появление психотехники саморегуляции, которое, естественно, принимало религиозные формы. В этом ключе прав был немецкий философ Л. Фейербах сказав, что человек в боге и через него ищет только себя.

Все гуманистические религии можно рассматривать как примеры такой религиозной психотехники: индуизм, буддизм, раннее христианство. В таких религиях целью является саморегуляция, достижение нравственных высот и таким путем восхождение к богу.
Отличия мифологического и философского понятий души

Отличие между ними заключается, прежде всего, в том, что мифология и философия – это два разных типа мышления. Философское мышление по своей сути – рациональное, научное, логичное, а мифологическое – иррациональное, ненаучное, стихийное перенесение на мир определенных свойств человека.

Главными особенностями мифологического мышления являются: всеобщая причинная обусловленность явлений; деление мира на две части – мир явный, видимый, зримый и мир неявный, мир духов, который противостоит первому (анимизм); умение противостоять неявным силам, определяемое умением увидеть причинно-следственные связи в нем; таким умением обладают только специально посвященные люди – жрецы и колдуны; принятие на веру всякого объяснения, алогичность; образное восприятие мира; эмоциональность и страхи.

Основное отличие философского мышления заключается в стремлении ло-гически обосновать выдвигаемые положения. Обоснование может быть определе-но как метод. Субъективное и эмоциональное при этом отстраняется.

Процесс выделения философии из мифологии шел медленно, и вначале можно говорить о протофилософии, которая имеет много от мифологии. Если обозначить первые представления о душе как мифологические, то логика формирования понятия «душа» будет такой: мифологическое понимание – протофилософия – философское понимание.
Контрольные вопросы

  1. Каков источник мифологического мировоззрения древних людей?

  2. Как зарождалось мифологическое понимание души?

  3. Что такое гилозоизм и анимизм и какое они имели значение?

  4. Что такое магия и каково ее значение для мифологического сознания?

  5. Каковы особенности мифологического мышления и чем мифологи-ческое понятие «душа» отличается от философского понятия?



Тема 3. Античная философская психология

Появление психологических учений в Древней Греции (VII–VI вв. до н.э. – IV в. н.э.) связано с возникшей необходимостью становления науки о человеке и рассмотрением души не на основе сказок, мифов, легенд, а на основе использования объективных знаний математики, медицины, философии. Собственно психологические знания были областью науки, изучавшей закономерности общества, природы и человека, – натурфилософии. И в течение последующих
20 веков психология оставалась в рамках философии.

Выделяют три периода в развитии античной психологии. Первый период относят ко времени с VII по III в. до н.э. Второй, называемый классическим, связан с расцветом Античности и созданием классических теорий Платона и Аристотеля. Третий период – период эллинизма, когда греческая культура и наука распространялись по всему миру в связи с походами Александра Македонского, – отличается преобладанием практических интересов.
Первые психологические теории Античности

Гераклит и идея развития. Гилозоисту Гераклиту (544–483 гг. до н. э.) космос явился в виде «вечно живого огня», а душа («психея») – в образе его «искорки». Гераклит считал, что все окружающее человека (и сам человек в том числе) подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут, как ручьи». Единым и для души, и для космоса Гераклит признавал закон не сам по себе, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они суть неотвратимый результат соударения атомов (Логос).

Другой важной мыслью философа было утверждение о том, что необходимо познать самого себя. Но у Гераклита было свое понимание процесса познания себя, который означал не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, но предполагал познание закона Логоса, по которому «все течет», и явления переходят друг в друга.

Демокрит и идея причинности. Создателем одной из первых комплексных теорий стал Демокрит (470–370 гг. до н.э.). Он проанализировал вопросы о душе, познании, свободе воли, регуляции поведения. Демокрит счел необходимым получить знания не только в Греции, но и в Египте, Персии, Индии. Основанием его учения была атомистическая концепция, которую начал разрабатывать еще его учитель Левкипп.

Согласно этой концепции все сущее состоит из атомов – мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Даже сами боги – не что иное, как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из разного сорта атомов. Самые подвижные из них – атомы огня. Они образуют душу. Посредством их душа движет телом. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают. Таким образом, Демокрит утверждал, что душа так же смертна, как и тело.

Человек подвержен тем же законам, что и вся природа. Согласно Демокриту разумная часть души находится в голове, мужественная – в груди, вожделеющая часть (чувства) – в печени и органах чувств. Атомы органов чувств могут соприкасаться с микроскопическими копиями окружающих предметов – эйдолами, которые попадают в органы чувств, в результате чего возникают ощущения. Если эйдолы попадают в другие части тела, возникают неправильные ощущения, или иллюзии. Эйдолы могут относиться далеко ветром и вызывать миражи.

На уровне науки того времени Демокрит объяснял практически все феномены восприятия. Согласно его концепции, обобщая данные нескольких органов чувств, человек строит картину мира, что является уже деятельностью мышления. Демокрит подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Функцию регуляции поведения Демокрит приписывал эмоциям. Эмоции регулируют деятельность, но направляются всеобщим законом – Логосом. Согласно ученому в мире нет случайностей, их придумали люди для оправдания своего незнания и неумения управлять.

Все в мире происходит по заранее заданной причине. Впоследствии принцип причинности назвали всеобщим детерминизмом. Такой взгляд полностью отрицал свободу воли человека. Именно это убеждение Демокрита особенно критиковалось с точки зрения нравственности, поскольку человеку, следуя этой логике, ни за какие свои поступки не нужно отвечать. Несмотря на это Демокрит стремился соединить фаталистический подход к судьбе с активностью человека при выборе нравственных критериев поведения.

Анаксагор и идея организации. Анаксагор (500–428 гг. до н. э.) не принял ни Гераклитово воззрение на мир как на огненный поток, ни Демокритову картину атомных вихрей. Считая природу состоящей из множества мельчайших частиц, он искал в ней начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникают целостные вещи. Началом, наводящим порядок в хаосе, он признавал «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» – разум.

От того, какова степень представленности разума в различных телах, зависит их совершенство. Однако, «человек, – говорил Анаксагор, – является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки». Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психическое качество – разумность.

Эти три принципа – развитие, причинность и организация (системность), утвержденные Гераклитом, Демокритом и Анаксагором, – считают А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, – создали главный жизненный нерв научного способа осмысления мира и, по крайней мере, на две с половиной тысячи лет, стали основой объяснения душевных явлений.

Учение о темпераментах Гиппократа. Об индивидуальных различиях в Древней Греции впервые заговорил знаменитый медик Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г. до н.э.). Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Гиппократ был знаком с учением Гераклита о четырех началах и признавал ведущей жизненной силой воздух. В качестве основы самого человека он выделял жидкости тела: кровь, слизь, желчь черную и желчь желтую. Основываясь на анализе сочетания этих четырех видов жидкости в теле, Гиппократ разработал учение о темпераментах, названия которых сохранились и поныне.
Психологические теории классического периода Античности

Принципиально новый подход к психике человека начал складываться с
III в. до н.э., с появления теорий Сократа и Платона. Сократ поставил под сомнение истинность точки зрения на человека как на одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей и доказывал, что душа человека развивается по собственным законам, а человек подчиняется законам разума.

Майевтика – сократический метод. Сократ (469–399 гг. до н.э.) был «говорящим» философом (он не писал принципиально) и считал своей задачей пробуждение у людей стремления к истине путем техники диалога, знаменитой диалектики (рассуждения с помощью беседы), которую сам Сократ называл «майевтикой» – повивальным искусством. Этот метод строится на искусстве задавать наводящие вопросы и таким путем управлять процессом сознания собеседника. В итоге человек приходит к какому-либо выводу сам. В методике Сократа таились две идеи современной психологии мышления: о том, что работа мысли зависит от поставленной задачи (вопроса) и что процесс мышления носит характер диалога. Сократ был первым, кто связал мышление и речь.

О взглядах Сократа известно из трудов его современников и учеников: Платона, Ксенофонта, Аристофана. Именно Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Одним из важнейших положений теории Сократа была идея об абсолютной истине, которая существует в душе человека с рождения и которую человек может постичь путем размышления.

Платон о душе и познании человека. Наиболее известно учение Платона (427–347 гг. до н. э.) об идеях, с которым неразрывно связано его понимание души. По Платону, есть две реалии – мир идей и мир вещей. Безусловно, первичен, истинен мир идей, которые являют собой истинно сущее бытие – неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, незримое и существующее независимо от чувственных вещей. А вещи, материя – это небытие – бесформенное, незримое, преходящее и смертное. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи – образцы, а вещи – их подобия, несовершенные слабые копии.

Душа же, по Платону, выступает в качестве начала, связующего звена между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом. Именно поэтому природа души сродни природе идей.

Платону принадлежит разделение души на три части: 1) вожделеющую –низшие побуждения и влечения, страстную – высшие побуждения и влечения; разумную. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление – к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях. Таким образом, Платон дал основу фрейдистского понимания личности, которая содержит в себе также три постоянно борющихся между собой составляющих: ид, эго и суперэго.

Платон под новым углом зрения оценил процесс мышления, не получивший выражения в Сократовом, внешнем диалоге. В этом случае, по мнению Платона, его сменяет диалог внутренний: «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая». Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации.

Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. Интенсивность и сила воспоминаний зависят от того, насколько душе удалось отстраниться от своей телесности. Процесс познания, называемый припоминанием, или анамнезисом, есть процесс чисто логический. Этим же термином Платон описывает и механизм работы памяти – механизм ассоциаций. Таким образом, изучать надо свою душу: в ней истинное знание.

Представления Аристотеля о психике. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) был величайшим философом Древней Греции. Его перу принадлежит сочинение «О душе» – первый из дошедших до нас трактатов по психологии, где систематизированы все знания о природе человека. Главной функцией души, по Аристотелю, является реализация биологического существования организма. Интерес для него представляли не физические тела или бестелесные субстанции – идеи, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Энтелехия» – сложный термин, который Аристотель использовал для определения природы души. Его значение можно перевести как «существование чего-либо». Например, зрение является энтелехией глаза как физического органа. Такое представление о психике стало основой естественно-научного подхода к изучению природы человека.

Аристотель выделял ряд способностей, присущих душе, через определение ее уровней. На первом, вегетативном уровне находятся способности к движению в смысле питания, роста и упадка. Наличие этого уровня характерно для растений. Второй, чувственный уровень преобладает в душах животных.
И его главными способностями являются чувства и ощущения. Третий, высший уровень называется разумным и присущ лишь человеку. Основными способностями этого уровня Аристотель называет способности к размышлению, умозрению и стремлению, поскольку в разумной части души зарождается воля, а в «неразумной» – желание и страсть.

Аристотель создал первую в психологии развернутую теорию познания. Для объяснения механизмов переработки знаний он ввел понятия «чувствилище» и «ассоциации». В качестве первого этапа познания Аристотель выделил ощущение как активный процесс взаимодействия органов чувств с внешним миром. При этом душа уподобляется форме того тела, которое она воспринимает. На следующем этапе – памяти – душа сохраняет первичные знания, полученные при восприятии. И именно на этом этапе начинается первичная переработка опыта. В «чувствилище» хранятся эталоны ощущений, сравниваются и соотносятся полученные в чувственном опыте знания, происходят выделение модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение и объединение в образы предметов.

Сличение и переработка осуществляются в «чувствилище» при помощи ассоциаций. Ассоциация рассматривалась как один из важнейших механизмов познания. Аристотель выделил несколько видов ассоциаций – по сходству, контрасту и смежности в пространстве и времени (которые рассматривались в качестве важнейших и 20 веков спустя в первой психологической школе – ассоцианизме). Благодаря ассоциациям в общем «чувствилище» появляются первые обобщенные образы окружающего – представления и схемы. Эти образы человек может подвергнуть дальнейшей обработке, используя воображение и фантазию. Аристотель разделил понятия воображения и фантазии, определяя воображение как построение образов на основе соединения реальных представлений, несоединимых в жизни; а фантазию – как построение образов на основе исходных воображаемых продуктов.

На высших этапах переработки знания основным механизмом является логика. Логические операции – это операции мышления, они помогают образованию понятий, заканчивая процесс восхождения от частного к общему (индукция). Однако для Аристотеля, как и для большинства греческих психологов, главной операцией мышления является все же дедукция, т.е. переход от общего к частному. В этом состоит одно из противоречий его теории познания.

Аристотель выделяет два вида мышления, которые в современной классификации соответствуют логическому и интуитивному мышлению. Логическое мышление завершает сенсуалистский путь познания, а интуитивное помогает актуализировать знания из врожденной разумной части души. Интуитивное мышление Аристотель, как и Платон, сводит в основном к репродукции, актуализации тех знаний, которые имеются у человечества (в отличие от современного понимания интуиции, отождествляемой с творческим мышлением, нахождением принципиально нового знания).

Как и многих древних мыслителей, Аристотеля интересовала проблема регуляции поведения, к которой он подходил с точки зрения не только философских, но и медицинских знаний. Аристотель пришел к выводу о том, что возможна двойная регуляция поведения: со стороны эмоций и со стороны разума. Истинную свободу может дать только разумная регуляция. Однако, опираясь на медицинские познания, он говорил, что с эмоциями бороться бесполезно.

Аристотель выделил два основных вида эмоций: чувства и аффекты. Чувства могут быть осознаны разумом, и в этом случае они не обязательно должны сказываться на поведении. Положительные чувства помогают совершать определенные действия, отрицательные – мешают. Аристотель выделил познавательную составляющую эмоций, благодаря которой человек получает удовольствие от созерцания и узнавания.

Более значительное влияние на поведение человека оказывают аффекты – сильные и ярко выраженные виды эмоций, которые мало поддаются рациональному осмыслению и с которыми сложно бороться. Единственный способ повлиять на аффект – предупредить его путем очищения от накопившегося эмоционального напряжения, который Аристотель назвал катарсисом. Катарсис, или эмоциональную разрядку, можно вызвать специально через воздействие искусства, театра, где собственные переживания сливаются с переживаниями героев и переносятся на них. Эмоциональное напряжение снижается при слезах, радости или печали, вызываемых пьесой. Таким образом, Аристотель впервые заговорил о психотерапевтической роли искусства.
Психология эллинизма

В период эллинизма греческая наука и культура вышли за рамки Греции, распространившись по всему миру после походов Александра Македонского. Длился этот период до тех пор, пока зарождающаяся христианская религия не стала доминировать над научными концепциями. Психология эллинизма была больше ориентирована на исследование практических проблем. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравственности.

Школа киников, одним из представителей которой был Диоген Синопский (около 400–325), видела путь нравственного самосовершенствования в отказе от комфорта и благ, которые дает общество (аскеза), в необходимости игнорировать знания, накопленные обществом, и в игнорировании общественного мнения, похвалы, порицания. По мнению киников, каждый человек самодостаточен и имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Очевидно, что такое понимание этических норм не могло получить особого признания.

Более распространенным был подход известного греческого философа и психолога Эпикура (341–270). Будучи атомистом в своих представлениях о природе, Эпикур стремился преодолеть детерминизм Демокрита. Для этого он ввел новое свойство атомов – вес. Под действием собственного веса атомы могут отклоняться от заданной траектории. Точно так же усилием своей воли человек может менять свои поступки, изменять судьбу.

Основная проблема человеческой жизни, по Эпикуру, – преодоление страха страданий и страха смерти. Эпикур стремился помочь людям спастись от страха. Страх не может привести к нравственности. Человек должен руководствоваться собственным разумом и волей, а не страхом наказания, удерживая себя от дурных поступков. Эпикур высказал мнение о том, что любой страх тормозит развитие человека. Анализируя причину страха смерти, Эпикур пришел к выводу, что это страх перед неопределенностью, неизвестностью. Таким образом, причиной отрицательных эмоций является разум: человек боится в том случае, когда разум не может дать объяснений. Разум может делать более устойчивыми и положительные эмоции. В связи с такой точкой зрения Эпикура можно говорить о том, что он заложил предпосылки когнитивной теории эмоций.

В теории регуляции поведения Эпикур отстаивал мнение о том, что поведением управляют больше чувства, эмоции, а не разум. Чувства вызывают стремления совершать то, что вызывает удовольствие, и избегать того, что вызывает неудовольствие. Разум тоже участвует в регуляции поведения тем, что он должен уметь различать или осознавать свои желания и строить на основе их свое поведение.

Преемственная связь со школами классической Греции была характерна и для школы стоиков (от греч. sto – портик храма, где основатели школы проповедовали свое учение). Закладывали основы стоической этики бывший борец Зенон (336–264 гг. до н.э.) и отпущенный на свободу раб Хризипп (281–208 гг. до н.э.). В римский период эта школа стала одной из самых известных и популярных, к ней принадлежали многие видные политики того времени. Стоики представляли космос единым целым, наделяя природу признаками сверхиндивидуального разума. Они выделяли пассивное (материя) и активное (разум) начала в природе. Ученые этой школы изучали вопросы процесса познания, психической активности, свободы воли и нравственности.

В процессе познания стоики выделяли пять ступеней: ощущение, память, воображение, фантазию и мышление. При этом мышление ими подразделялось на внешнее и внутреннее. Под внешним мышлением они понимали речь. Разработанную стоиками концепцию речи можно назвать первой в науке теорией значения слов. Мысль – это обозначаемое, а слово (символ) – обозначающее. Мысль и слово связаны между собой и с реальным предметом, составляя, таким образом, «треугольник отношений». Стоики заложили традицию изучения связи слова и значения, слова и его внутренней формы (представления), которая позже, в XIX–XX вв. стала ведущей для многих психологов.

Одна из частей учения стоиков касалась вопросов о свободе духа. Они впервые выделили свободу внешнюю (свободу действия) и внутреннюю (свободу духа). Один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободен, так как он живет по законам мира, судьбы или Логоса. Внешне его свобода ограничивается объективными законами.

Стоики сравнивали жизнь человека с игрой актера в пьесе, которую уготовила ему судьба. Человеку не доступен выбор этой пьесы, т.е. внешней свободы, однако он может выбрать способ игры той роли, которую предоставила ему судьба. Этот выбор всецело в воле человека и определяет его внутреннюю свободу. Главный нравственный закон стоиков утверждает: каждый человек может сохранить свою сущность в самых тяжелых обстоятельствах. Стоики вводят в психологию термин «роль» – один из наиболее важных в современной науке.

Понятие внутренней свободы вслед за стоиками неоднократно становилось центром внимания многих философов и психологов. Созвучным этому пониманию стало определение свободы у Спинозы – как познанной необходимости. В середине XX в. это понятие стало одним из основополагающих в логотерапии В. Франкла, связывая духовную свободу человека с ценностями отношения к тем или иным ситуациям и обстоятельствам жизни.

Стоики разработали теорию аффектов и способы борьбы с ними. Они открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями, и доказали, что первой стадией развития аффекта являются соматические нарушения, вследствие которых развиваются патологии психологические. Телесные движения усиливают аффект, поэтому нельзя придавать аффекту внешнее выражение.

Подводя итог развития психологии Античности, можно отметить ведущие проблемы, которыми в этот период стали идеи о методе исследования психики, о движущих силах и механизмах психического развития, регуляции поведения человека, об отличиях психики человека от психики животных, о структуре и функциях души, об особенностях и этапах процесса познания, о воле, внешней и внутренней свободе человека.

В это время складывался категориальный строй психологии, в котором оформились такие категории как образ, мотив, аффект, поведение, память, воображение, характер. Утверждались научные принципы психологии: развития, детерминизма, системности. Развивалось этически ориентированное направление в психологии, разрабатывались понятия о нравственном поведении, самосовершенствовании. Закладывались основы для изучения взаимосвязи души с феноменами культуры и социокультурной детерминации личности. Появились первые теории познания, теории регуляции поведения, теории аффектов.
Контрольные вопросы

  1. Какие периоды и направления можно выделить в развитии античной психологии?

  2. Какие ключевые научные идеи появились в первый период Античности?

  3. Каковы представления о душе в учениях Сократа и Платона?

  4. Как Аристотель понимал душу и ее способности?

  5. В чем суть представлений Аристотеля о познавательных процессах?

  6. Как рассматривалась проблема аффектов в античной психологии?

  7. Какие ключевые научные идеи появились в период эллинизма?



  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации