Шпора. Дизайн периодических изданий. ТиТ - файл n1.doc

приобрести
Шпора. Дизайн периодических изданий. ТиТ
скачать (497.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc498kb.30.05.2012 00:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1.Основные понятия и термины газетно-жирналъного дизайна.

Профес­сиональная лексика дизайнеров складывалась на протяжении всей истории журналистики. Она включает в себя разговорный характер оформительского лексикона сугубо технические, научные термины и понятия,иностранных заимствований.

Оформлениия газеты- система размещения публикаций и их заголовков в газет­ном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших мате­риалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, исполь­зование различных видов иллюстраций, а также использование цветов.

Дизайн (дизайн — англ. — замысел, проект, чертеж, рисунок) — это худо­жественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, ли­нейки, украшения являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна — представить читателю публикуемые материалы та­ким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Дизайн газеты - своеобразная визитная карточка издания.

Форма газеты / журнала -совместное произведение оформителей и типографов, в котором целесообразно выявлены содержание периодического издания и его внут­ренняя организация при помощи размерно-пространственных и графических эле­ментов и полиграфического исполнения.

«Лицо» периодического издания — понятие комплексное, вбирающее в себя представление о направлении (характере, политике) газеты/журнала, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна конкретного издания. Это понятие можно сопоставить с понятиями об­раза, имиджа, которые возникают в сознании читателя и на создание которых влияют как объективные, так и субъективные причины: опыт, профессиональное мастерство, вкус журналистов, дизайнеров и полиграфистов.

Композиция в газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели.Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, цело­стность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики.

Графика газеты/журнала - внешнее оформление, выразительные средства кото­рого - контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа, с которым изображение образует контрастное соотношение. Следует различать материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт и т.д.) и струк­турные (ритм, гармония, композиция). Их взаимодействие на всех уровнях и является процессом оформления газеты.

Верстка — это технический процесс монтажа печатной формы, который раньше производился непосредственно в типографии. Сегодня все допечатные процессы, включая компьютерную верстку, производятся в редакции. Более узкое значение термина верстки — размещение конкретных материалов в но­мере, макетирование полос, то есть создание их композиционно-графическо­го плана, предназначенного для верстки как таковой.Выделяя такие основания, как конфигурация материалов, направление их разверстки, степень симметрии их размещения на полосе, можно придержи­ваться простой или ломаной верстки, вертикальной, горизонтальной или сме­шанной, симметричной или асимметричной.

Все компоненты «лица» получают свою фиксацию в так называемой мо­дели периодического издания.

Композиционно-графическая модель(КГМ) — модель, включающая в себя наиболее типичные особенности содержания и формы: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех со­держательных компонентов газеты / журнала.

КГМ включает в себя:

• «формулу» издания, сжато определяющую глав­ные задачи и общественную роль данного издания; • «типологическую концепцию» (особенности читательской аудитории га­зеты/журнала, содержание и тематические направления, жанры и фор­мы подачи, стиль, объем, периодичность и тираж);

• «графическую концепцию», определяющую характеристики структуры газеты

2.Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий

Функции оформления —совокупность «обязанностей» оформления, характер их исполнения.

Функции оформления: 1)визуализации информации (утилитарную); 2)комментирования (идеологическую); 3)распространения культуры (эстетическую); 4)релаксации (рекреативную).

С понятиями функции соотносится понятие задачи (то, что требует выполнения, решения).

Задачи оформления: 1)способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатан­
ных материалов; 2)облегчить их восприятие; 3)руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содер­жании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена об­
щества, какой-либо социальной группы).

Принципы дизайна:

1)подчиненность содержанию;2)единство стиля3)Контрастность 4)пропорциональности(золотого сечения, найденного эмпирически и закрепленного рас­четами в античном мире (Евклид, Платон) и в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи). Великий итальянец ввел термин «золотое сечение», обозначающий гармоническое деление, закономерно установленную гармоничную связь от­резков линии, величины площадей и объемов). 5)Направленность 6)Экономность и сдержанность 7)Эксперименталъностъ

8*) системность (суперпринцип). Системность -основа любой проектной деятельности, в т.ч.дизайна.

Робин Уильяме, автор «Недизайнерской книги о дизайне», представила свою классификацию более частных принципов дизайна Это — правила контраста, повтора, выравнивания и приближенности.
3.Формообразующие факторы: внутренние(типологический, конкурентный и эстетический), внешние(технологи­ческий, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский), личностные(субъективный фактор).

типологический формообразующий фактор.Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую назы­вают главным типоформирующим признаком. Также особое место при форми­ровании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естествен­но, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других. ТФ под­разделяют на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

К объективным факторам можно относ.:1)общественно-экономическую формацию;2)тип общества;3)социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стра­не и регионе (ареале распространения);4)конъюнктуру информационного рынка;5)своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет на­селения);6) технологический фактор (уровень развития информационных техноло­гий, компьютерной и полиграфической техники);7)международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).

К объективно-субъективным факторам:1)цель (политическая; экономическая; «престижная»);2)экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на не­зависимость издания модель предполагает наличие учредительного до­говора и целого набора других документов);3)тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.);4)профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной мис­сии журналистики); • характер информирования (объективный, объективированный, субъек­тивный, или безоценочный, оценочный, смешанный);5)авторский состав;6)целевая читательская аудитория;7) внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики);8)жанры и формы подачи материалов;9) реклама;10)география материалов;11) язык и стиль;12) дизайн;13) объем;14) тираж,;15) периодичность.

Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мас­терство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, ди­зайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность).

Продумывая дизайн, следует прежде всего учитывать тип издания. Некоторые разновид­ности газет и журналов заметно отличаются по внешнему виду (детские — де­ловые), в других различия в форме минимальные. В дизайне возможны заимствования, но требования к созданию оригинального, незаемного «лица» со­храняются. Важно сохранить общие типологические особенности, но при этом привнести в дизайн и нечто эксклюзивное. Требование фирменности диктуется следующим формообразующим фак­тором — соревновательным, или конкурентным.

Не менее важен эстетический фактор, проявляющийся в том, что каждый дизайнер, даже начинающий, творит по законам эстетики, ориентируясь на категории пропорции, равновесия, ритма, контраста и др.

Внешние факторы - технологический. С начала девяностых годов российская периодика стала издаваться на основе новых компьютерных технологий. С того времени верстка периодических изданий осуществляется на редакционном компьютере, а в типографию для печати доставляется либо пленка (калька), либо файл верстки (на дискетах, по линиям связи). Электронно-лазерный набор уменьшил число клавиатурных процессов, наступила эпоха персональных компьютеров. И не просто компью­теров, а целой системы автоматизированных рабочих мест — устройства вво­да, автоматизированного рабочего места редактора со сканерами, лазерными принтерами, средств печати по каналам связи.

Рекламный фактор. Журналисты рассматривают рекламу как один из основных источников финансирования, как особую — коммерческую — разновидность информации, требующей специфического, более яркого, фирменного в каждом конкретномслучае оформления. Реклама благотворно влияет на дизайн газет/журналов в целом, поскольку рекламодатели, требуя броской рекламы, понуждают дизай­неров находить все новые и новые приемы дизайна, добиваться адекватной передачи фирменных цветов, фотоизображения, отличной печати. То есть ре­дакционная техника, программное обеспечение и полиграфическое оборудо­вание должно соответствовать мировым стандартам. Сегодня, когда в издани­ях на равных представлены и редакционная, и рекламно-справочная части, этот факт нельзя не учитывать при создании композиционно-графических моделей газет и журналов.

Специфичность отечественной прессы диктуется также ментали­тетом наших журналистов и аудитории, особым психотипом, важнейшие черты которого — художественность, импульсивность, эмоциональность, интроверти-рованность, релятивность. Все это находит отражение в дизайне газет и журналов, учитывающем националь­но-традиционный и читательский факторы.

Личностный фактор: графика газеты/журнала будет тем более продуманной с эстетической и функциональной сторон, чем более профессио­нально выполняют свою работу все участники формообразовательного процес­са — от макетчика до печатника.

4. Виды печати. Основные полиграфические процессы.

В исторически первой высокой, или так называемой типо­графской, печати печатающие элементы формы возвышаются над непечатаю­щими. На печатной форме, плоской или цилиндрической, обратный (зеркаль­ный) вид изображения. Печатающие элементы по высоте строго одинаковы, толщина слоя краски — равномерная. Краска в момент, когда к форме прижи­мается бумага, переносится на последнюю.К преимуществам здесь относят высокую скорость печатания на любых ру­лонных материалах (в том числе и на материалах, не впитывающих печатную краску),поэтому высокий способ печати остается перспективным — к нему обращаются не только при пе­чатании газет, но и при изготовлении этикеток, рекламных проспектов и др.

Разновидностью высокой печати является флексографская, или анилиновая печать. Она осуществляется с эластичных (резиновых, высокоэластичных пласт­массовых) форм текучими (водными) быстрозакрепляющимися красками.

Если печатающие элементы углублены в поверхности печатной формы, а сама поверхность образует непечатающие элементы, то мы имеем дело с глу­бокой печатью. Печатная форма изготавливается непосредственно на медной поверхности формного цилиндра. Поскольку печатающие элементы здесь име­ют разную глубину и в них попадает разное количество краски, толщина слоя краски на бумаге получается разной.Особенно хорошо пропечатываются цветные иллюстрации, приобретающие как бы рельефное изображение. Вот почему этот способ осо­бенно хорош для тиражирования журналов.

В наиболее популярной сегодня плоской печати печатающие и непечата­ющие элементы лежат практически в одной плоскости, на одном уровне. По­сле особой химической обработки печатающие элементы хорошо воспринима­ют жирную краску, а пробельные, увлажняясь, напротив, не воспринимают краску. Увлажняющий раствор наносится на печатную форму перед нанесением печатной краски.Достоинства плоской печати: возможность двусторонней многокрасочной печати в один прогон; сравнительная легкость изготовления крупноформат­ной продукции на листовых и рулонных машинах при использовании бумаг различной массы; наличие высокопроизводительного и технологически эффек­тивного оборудования и т.д.

Современные типографии переходят на цифровую печать. Суть новой технологии заключается в получении оттисков в машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы. При цифровой печати экономически выгодна печать малых тиражей, есть возможность пере­хода от печатания одного издания к другому без остановки машины и практи­чески почти без отходов; цифровые печатные машины не нуждаются в допол­нительном устройстве для получения цветопробы.

Кроме основных видов печати — высокой, плоской, глубокой, трафарет­ной, — существуют способы, основанные на использовании электрофизичес­ких и других явлений (многотиражные периодические издания производятся в основном первыми тремя способами):1)электростатические (изображение с печатной формы переносится на бумагу без соприкосновения ее с формой или при незначительном кон­такте посредством электрических сил);2)электрофизические (электростатический перенос изображения);3)лазерно-голографический (система отражающих голограмм заменяет пе­чатную форму; изображение формируется при помощи луча лазера из порошкообразной краски);4) ферромагнитные (в ферромагнитографии красочный слой переносит­ся с печатной формы на запечатываемый материал с помощью магнит­ных сил);5)струйные (изображение формируется путем набрызгивания краски из системы мельчайших сопел; процесс регулируется ЭВМ);6)термопечать (изображение формируется на термочувствительной бу­маге путем ее взаимодействия с излучающими тепловую энергию печа­тающими элементами.

Формные процессы. Фотоформы являются основой для получения печатных форм, но если издание многостраничное (журнал, брошюра, книга), необходимо произвести спуск полос, то есть разместить готовые фотоформы на монтажном листе, а далее на печатной форме с целью правильного расположения страниц в тетрадях после фальцовки.

Современные компьютерные программы позволяют делать электронный спуск полос. Устаревшая уже технология (применяемая и сегодня в России) предполагает: обрезку фотоформ с четырех сторон; разметку на миллиметровой бумаге согласно спусковому макету; перфорацию прозрачной монтажной основы – астралоновых листов – с последующей ее наложением на миллиметровку (чтобы поставить вертикальные и горизонтальные метки); установку астралона на штифты монтажного стола и склеивание вручную фотоформ. Современные настольно-издательские системы позволяют использовать для верстки изобразительный материал низкого разрешения ,что позволяет существенно экономить время, а при достижении желаемого результата произвести подмену на файлы высокого разрешения.

Печатные процессы. Чтобы максимально «сгладить» неровности на поверхности печатной формы, используется упругоэластичный декель, закрепленный на печатном цилиндре. Роль декеля при офсетной печати выполняет непосредственно сам офсетный цилиндр с резино-тканевой поверхностью. При печати учитывается характер полиграфических материалов. Например, при снижении характеристики поверхностной прочности бумаги необходимо уменьшение вязкости красителей. Ошибка при определении степени белизны бумаги еще на допечатной стадии при производстве полноцветных изданий приводит к искаженной цветопередаче всего тиража и т.д.

Послепечатные /отделочные процессы. В основном газеты печатаются на рулонных ротационных машинах. После окончания процесса печати газетная продукция фальцуется (нем. falzen – сгибать), т.е. складывается, и разрезается.

Самым надежным способом брошюровки является шитье нитками – швейное скрепление (на проволокошвейных или ниткошвейных машинах), но в современных периодических изданиях в основном используется бесшвейное скрепление. С тетрадей срезается корешок, и край блока обрабатывается специальной фрезой для лучшего проникновения в него клея. Накидка обложки происходит следующим образом. На вставочной машине в клеемазательной секции происходит обработка корешка, биговка обложки и приглаживание ее к блоку из тетрадей. Биговкой (нем. biegen – гнуть, сгибать) называют продавливание бороздки (бига) на воспринимающей поверхности (как правило, на плотной бумаге или картоне) для более точного сгиба. Блок тетрадей обрезается по корешку, торшонируется, промазывается клеем, после чего и происходит накидка обложки. Подрезка – завершающая стадия брошюровочных процессов (издание обретает обрезной формат). Поэтому еще на стадии допечатной подготовки надо знать параметры дообрезного и обрезного форматов издания.

К отделочным процессам относят лакировку оттисков, ламинирование (каширование), тиснение фольгой, штанцевание. Лакировка производится различными видами лаков, придающими материалу как лаковую, так и матовую поверхности. Припрессовка пленки к воспринимающей поверхности оттиска называется ламинированием (англ. laminate – покрытие защитным слоем пленки).
5.Компьютерная верстка.

Особо следует остановиться на безлинеечной верстке, которая сегодня в большой моде. Ею надо умело и осторожно пользоваться: особенно тщательно просчитывать межколонные пробелы, продумывать подбор шрифтов и компо­новку заголовков, заголовочных комплексов. В противном случае нарушается ритм полосы, она «разваливается», заголовки, стыкуясь, порой представляют несуразицу... Прежде чем отказаться от линеек — этого сильного средства гра­фического оформления, направляющего зрение читателя, имеющего не толь­ко разделительную, но и указательную, выделительную функции, — следует подумать, чем компенсировать их отсутствие. Безлинеечная верстка требует дополнительных акцентов, иначе как удержать внимание читателя, сначала окидывающего газетную полосу взглядом, а затем выделяющего то, что так или иначе «раздражило» глаз. Но вряд ли и в этом случае стоит обращаться к плот­ным подложкам, увлекаться светлым текстовым шрифтом на темном фоне, снижая удобочитаемость...

Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий — газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (ин-фографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, кото­рым умелые дизайнеры стремятся придать качество конкретности.

Компьютерный набор и электронная верстка обеспечивают соблюдение ритма на газетной полосе: равномерные межбуквенные и межколонные про­белы, интерлиньяж и др. Но и здесь важным условием остается мастерство оператора, а также газетного дизайнера, освоивших компьютерные программы, отдающих правильные команды. Электроника вовсе не освобождает от знания законов ритма, пропорции, контраста. Роль квалифицированных ответствен­ных секретарей, дизайнеров, обладающих знаниями в области компьютерной техники, оформления, полиграфического исполнения газет, наделенных под­линным эстетическим вкусом, не только не понижается, а постоянно растет.

6.Размерные элементы изданий.

Формат, количество и формат текстовых колонок, объем относят к размерным элементам газеты (журнала).

Формат издания — это размеры (длина и ширина) страницы издания, или часть исходного размера бумаги, используемой для печати, в границах кото­рой размешается газетный орнамент полосы. Формат издания зависит от фор­мата бумаги, то есть размеров (длины и ширины) бумажного листа (флатовая бумага) или ширины рулонной (ролевой) бумаги, выраженной в сантиметрах.

Нас интересует формат Международной организации стандартов (ISО) серии АО с исходной пропорцией 841x1189 мм. Далее следуют: А1 - 594x841, А2 - 420x594, АЗ - 297x420, А4 - 210x297, А5 - 148x210, А6 - 105x148, А7 -74x105, А8 -52x74, А9-37x52, А10-26x37 мм. В отечественной газетной журналистике используют три формата: большой (мировой) — А2 (420x594), малый — АЗ (297x420), сверхмалый — А4 (210x297) мм; в мировой же практике, кроме названных выше, используют еще рейнский (365x510) и среднеевропейский (315x470) форматы.

От формата газеты (размеров ее страницы) зависит формат полосы. Газет­ная полоса — оттиск на бумаге сверстанных материалов газетной страницы — всегда меньше страницы и составляет, как правило, 4/5 ее площади. Стандарт­ная ширина полосы формата А2 — 21 кв. 36 п., высота — 29 кв. 12 п.; у АЗ— 14 кв. 24 п. и 21 кв. (варианты: 14 кв. 24 п. х 21 кв.; 14 кв. 36 п. х 21 кв.; 15 кв. 24 п. х 21 кв. 24 п.).

Страниц, состоящих из текстовых колонок, в номере может быть 2, 4, 6, 8, 12,16, 24, 32, 64,128. Большинство газет формата А2 верстается на 8 колонок со стандартной текстовой колонкой размером 2,5 квадрата .Газеты формата АЗ предпочитают верстку на 5 колонок (2 кв. 24 п.; 2 кв. 36 п.) и на 6 колонок (2 кв. 12 п.). Последняя имеет преимущества: экономия газет­ной площади (по сравнению с набором 2,5 кв.) и большее количество вариан­тов композиционного размещения материалов.

Оптимальная ширина текстовой колонки, наиболее удобочитаемая длина строки, находится в пределах 2,5-4 квадратов (45 и 72 мм).

Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры. Число и формат текстовых колонок: для формата А2 — 7 колонок х 2 кв. 36 п., 8x2 кв. 24 п., 8x2 кв. 18 п.; для формата АЗ - 4x3 кв. 6 п., 5x2 кв. 36 п., 6x2 кв. 12 п.; для А4 -3x3 кв., 4x2 кв. 12 п.

При размещении текста по колонкам необходимо выбрать выключку строк: по формату, вправо, влево, по центру .Свободная выключка строк — «рваная стро­ка» — это отказ от их одинаковой длины, с тем чтобы получить одинаковые пробелы между словами и совершенно избавиться от переносов.

Объем :А2 — 1440 строк, или 40 320 знаков; АЗ — 756 строк, или 18900 петитных знаков. 4 страницы газеты формата А2 — это 2 печатных листа, 4 страницы газеты формата АЗ — 1 печатный лист.

Формат журнала обозначается форматом печатной бумаги (в сантиметрах) и долей листа, образующейся от числа сгибов при фальцовке: 70x108/8, где 70 — ширина, 108 — высота, 8 — доля листа. Это наибольший формат для журналов, наименьший — 60x90/16. Общественно-правовые, научные, производственные журналы используют форматы 70x108/16 и 84x108/16, массовые иллюстриро­ванные - 60x90/8 и 70x108/8, детские - 84x108/16 и 60х90/8.
7.типографская система мер.

Типометрия Дидо.Основы современной типометрической системы измерений были заложены еще в середине 18в. французским типографом Пьером Фурнье. Немного позднее Франсуа Амбруаз Дидо доработал его типометрию.

Основные единицы измерения в системе Дидо:

1 пункт (п.) – 1/72 французского дюйма, равного примерно 27,06 мм (1 п. = 0, 376 мм). Пункт Дидо еще называют европейским пунктом;

1 цицеро (циц.) – 12 пунктов (прибл. 4,51 мм);

1 квадрат (кв.) – 4 цицеро, или 48 пунктов (прибл. 18,04 мм).

1 мм.= 2,66 пунк.

В традиционной российской полиграфии в этих единицах указываются размеры формата полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр.

Также в полиграфии используется метрическая система измерений. Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах.

Англо-американская типометрия (типометрия Adobe)С развитием настольных издательских систем российските издатели столкнулись с проблемой: все полиграфисты привыкли работать с системой Дидо, а программы верстки используют англо-американскую типометрическую систему измерений, аналогичную системе Дидо, но в ней за основу взят английский дюйм (25,4 мм), соответственно, пункт равняется 0,353 мм, а 1 пика (аналог цицеро) – примерно 4,24 мм.

Соотношения типометрии Дидо, англо-американской типометрии и метрической системы. Российские ГОСТы, ОСТы и СанПиНы используют типометрию Дидо, а верстальщики сочетают англо-американскую и метрическую системы. В результате выставляются неверные размеры, издания перестают соответствовать гигиеническим требованиям (например 11 пунктов, которым рекомендуется набирать учебники, соответствуют лишь 10,33 пунктам в системе Дидо…)

Соотношения системы Дидо и англо-американской системы
  1   2   3   4


1.Основные понятия и термины газетно-жирналъного дизайна
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации