Астахова С.В. Педагогика - курс лекций - файл n1.doc

Астахова С.В. Педагогика - курс лекций
скачать (464 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc464kb.05.06.2012 07:10скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5
 

Астахова С.В.

В основе программы курса «Педагогика» для студентов Самарской государственной академии культуры и искусств положен традиционный подход, предполагающий ознакомление студентов с основами дидактики, теории воспитания и вопросами управления образовательным процессом. Это полностью соответствует духу тех программ по предмету, которые были созданы на базе лучших разработок второй половины ХХ века и позднее усовершенствованы такими учеными, как Ю. Бабанский, И. Исаев, П. Пидкасистый, И. Подласый, В. Сластенин, И. Харламов, Е. Шиянов и другими.

В то же время необходимо было обратить внимание на особенность профессиональной подготовки студентов академии культуры и искусств.

Это обусловило формулирование двух основных целей:

        дать студентам общее представление о педагогике как науке, опираясь на их школьный опыт с учетом дальней перспективы непосредственного участия в педагогическом процессе (в ролях педагогов школы и (или) родителей);

        подвести теоретический фундамент под их профессиональную деятельность, связанную с работой в творческих коллективах, в учреждениях культуры, в системе дополнительного образования детей и юношества.

Учитывая относительно небольшое количество лекционных часов, основной упор на первых двух лекциях обращается:

        на формирование общего представления о педагогике как науке, ее предмете, объекте, методологии, функциях, категорийном аппарате;

        на описании образования как социального феномена;

        на аксиологических основах педагогики.

На следующей лекции обращается внимание на проблему развития, социализации и воспитания личности в педагогическом аспекте, после чего в течение шести часов рассматриваются основные вопросы дидактики:

        роль обучения в целостном педагогическом процессе,

        функции процесса обучения,

        роль учителя и активная позиция учащегося в процессе обучения;

        закономерности принципы, формы и методы обучения;

        содержание образования.

Переход к разделу «Теория воспитания» предполагает необходимость учета специфики будущей профессии в современной работе студентов. Это обуславливает изучение темы «Воспитание базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе», предполагающей обращение внимание к вопросам гуманистического воспитания, воспитания нравственной культуры личности и формирования эстетической культуры учащихся.

Изучение теории общей методики воспитания предполагает опору на проблемы применения полученных знаний в практике будущей работы. При этом особое внимание уделяется методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, роли личного примера педагога.

Еще большее внимание обращается на проблему формирования личности в коллективе; подчеркивается особая роль коллектива творческого, представляющего собой своего рода арену для самовыражения и самоутверждения личности, условие формирования у творческой личности и ее окружения чувства сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и сотворчества. Для этого дополнительно дается тема «Театральная педагогика», в которой данные вопросы находят самое полное выражение.

Завершается курс темой «Управление процессом образования», знакомящей студентов с механизмами деятельности, направленной на выработку решений, организацию, контроль, регулирование системы образования. При этом особое внимание обращается на управленческую культуру руководителя.

Семинарские занятия предполагают не только рассмотрение основных вопросов курса педагогики студентами, но и их работу над проблемными вопросами, которые взяты из практики школы, работы учреждений культуры и дополнительного образования. Это позволяет расширить и углубить представления студентов о педагогике не только как о науке, но и как сфере искусства.

С учетом необходимости наполнения курса «Педагогика» практической составляющей учебной деятельности студентов разработана тематика курсовых работ по предмету. Более половины тем предполагают необходимое и обязательное проявление студентами креативного подхода к анализу педагогической проблемы и поиску путей ее творческого решения.

Таким образом, программа курса «Педагогика» для студентов Самарской государственной академии культуры и искусств соединяет знакомство студентов с теоретическими основами педагогической деятельности с возможностью практического применения полученных знаний при решении педагогических задач.

Лекция 1

Педагогика в системе наук.






§ 1. Общее представление о педагогике как науке

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое буквально означает детоводство. В Древней Греции эта функция осуществлялась первоначально назывались непригодными для другой работы рабами, которые сопровождали детей своего господина в школу. Обучение в греческой школе осуществляли дидаскалы. В более позднюю эпоху и сегодня педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимаются наставлением, воспитанием и обучением детей.

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности.

В качестве своего объекта педагогика имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием человека вообще.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

 

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

 

§ 3. Образование как социальный феномен

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.

Понятие "образование" происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс и результат освоения человеком системы знаний, умений и навыков, обуславливающих становление его личности, процесс вхождения в общество в соответствии со своими притязаниями и сознательной ориентацией на некоторые идеальные образы, социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех индивидов, социальное явление.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование, передача культуры от поколения к поколению осуществлялись взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Специальными исследованиями установлено, что у первобытных людей не могла не существовать развитая в достаточной мере система накопления информации и передачи ее от поколения к поколению.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало формирование хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Появление машинной индустрии требовало смены стереотипов мышления и систем ценностей. Объективные требования производства уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании. Позднее образовательный ценз поднялся до среднего образования.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого "образовательного взрыва". Автоматические системы, заменив механические машины, изменили положение человека в производственном процессе. Основной его функцией становятся наблюдение за технологическим процессом с целью предотвращения отклонения от заданных параметров, регулирование и настройка (наладка) в случае необходимости автоматизированной системы. Решающее значение приобрели развитый интеллект, хорошая образовательная и техническая подготовка рабочего.

Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию. Например, в Японии в 1980-е гг. свыше 90% вступающей в трудовую жизнь молодежи имели полное среднее образование в объеме двенадцатилетней школы, а каждый третий закончил высшее учебное заведение.

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

Образование как социальное явление - это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Таким образом, педагогический процесс, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является предпосылкой возникновения педагогических систем. В рамках же этих систем она становится имманентной (внутренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития и развития коллектива и т.д.

Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на формирование у последних определенных качеств, определенных социальным заказом.

Обучение - специфический способ деятельности, направленный на усвоение обучающимися научных знаний об окружающем мире и способов практической деятельности, основанных на полученных знаниях. Процесс обучения всегда включает в себя воспитательный компонент. Нельзя обучать не воспитывая при этом. Воспитание идет как через содержание предмета обучения, так и через отношение самого учителя.

Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, "моменты" педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования.

Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех "потребителей" продукции образовательной сферы - и государства, и общества, и каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Я.А. Коменский писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным "формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся педагоги.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека обусловила взаимосвязь педагогики и биологии.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.

В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

 

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, и др.

Лекция 2

Методологические и аксиологические основы педагогики.

§ 1. Понятие о методологии педагогической науки

Методология - это "система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности". Видный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что "вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть теоретические проблемы – значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни"

Дескриптивная методология служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания

Одним из наиболее значимых уровней профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

• осознание различных понятий образования и умение оперировать основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• направленность мышления педагога на развитие педагогических форм;

• умение воспроизводить практику образования в понятийной системе педагогики;

• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его непрерывном развитии;

• критическое отношение к условно очевидным положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;

• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;

• понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики.

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Все явления жизни являются системами, имеющими определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Это позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Системный подход требует реализации и принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Правильная интерпретация и развитие этого принципа позволяют понять, что между практикой и наукой существуют не просто линейные или циклические связи, а связи спиральные, отражающие процесс постоянного развития теории и практики.

§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

Целостный подход в педагогике предполагает изучение всех сторон педагогического процесса. Действительно, личность человека не формируется по частям. Особо отметим – свойства целого не являются суммативным порождением свойств его элементов: детали от механизма часов, брошенный в корпус, не являются часам до тех пор, пока не будут собраны в определенном порядке.

Целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности.

Личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности только к натуре человека.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение, предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена. В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. В актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.

Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф.Исаев).

Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования ("единицы") морального сознания, основные его идеи, понятия, "ценностные блага", выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно - наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т. И. Пороховская).

Технологический аспект культурологического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она - ее первая всеобщая определенность. Категории "культура" и "деятельность" исторически взаимообусловлены. Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в адекватном развитии культуры.

Культура, в свою очередь, являясь универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов (Н.Р.Ставская, Э.И.Комарова, И. И. Булычев). Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот.

Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца, по мнению Л. С. Выготского, должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического подхода в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью.

Антропологический подход. Его актуальность заключена в необходимости преодолеть "бездетность" педагогики, не позволяющую ей обнаружить научные законы и проектировать на их основе новые образцы образовательной практики. Мало зная о природе своего объекта и своего предмета, педагогика не может выполнять конструктивную функцию в управлении изучаемыми процессами. Возвращение ею антропологического подхода является условием интеграции педагогики с психологией, социологией, культурной и философской антропологией, биологией человека и другими науками.

Упомянутые методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют,

 

§ 4. Организация педагогического исследования

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Педагогические исследования можно разделить на

 

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела:

Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта и научной квалификации. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель, по сути, переформулированная проблема.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Исследовательские задачи направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы.

Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом – гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

  1   2   3   4   5


Астахова С.В
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации