Шпоры по организационному проектированию - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по организационному проектированию
скачать (803 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc803kb.15.09.2012 16:44скачать

n1.doc

  1   2   3   4

  1. Предмет и задачи организационного проектирования как научной дисциплины.

Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства — на предприятии, в учреждении — является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – это проектирование новых организаций, структурное преобразование или оптимизация деятельности уже существующих организаций, а также формирование их организационных структур. Организационное проектирование позволяет формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации.

Целью организационного проектирования является формирование новых организационных структур или развитие уже существующих, а также придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.

Задачами организационного проектирования является:

- выявление условий, влияющих на деятельность организации и методов их изучения;

- определение качественного и количественного состава элементов структур управления, формирование их взаимосвязи;

- определение структуры управления организацией и определение условий, в которых каждая из них будет более эффективна;

- изучение принципов и методов проектирования структур управления и особенностей их применения;

- определение методики расчета необходимой численности персонала;

- разработка мероприятий по внедрения спроектированных мероприятий в организацию;

- разработка методов и форм контроля, а также специфики их использования.


  1. Организация: понятие, функции, признаки.

Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы в требуемые конечные результаты.

Другими направлениями деятельности организации являются: разработка политики, стратегии, осуществление в соответствии с ними развития, преодоление кризисных ситуаций.

Функции

Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.

Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.

Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.

Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.

Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.

Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.

Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.

Признаками организации являются:

  1. наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Официально заявленная цель придает смысл существованию предприятия и определяет основную направленность ее деятельности. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли;

  2. обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих данную организацию от внешней среды. Границы могут быть как материальными - в виде стен и заборов, так и нематериальными - в виде запретов, ограничений, правил;

  3. разделение труда предполагает, что члены организации выполняют различные функции;

  4. существование связей между элементами организации способствует обеспечению их взаимной поддержки. Связи между элементами организации бывают экономическими, технологическими, информационными, социальными и управленческими;

  5. саморегулирование - это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внешние указания. Данная деятельность реализуется внешним центром, целью которой является координация усилий и работы людей на достижение целостности организации;

  6. организационная культура - это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне.



  1. Естественные и искусственные организации.

С точки зрения происхождения организации можно разделить на естественные и искусственные.
Естественные организации формируются стихийно, сами по себе; то же касается и отношений между их членами. Основная цель таких организаций состоит в решении внутренних и текущих проблем.

 Например, естественным является объединение, созданное любителями бальных танцев, которые раз в неделю собираются для совместного проведения времени. Цели, стоящие перед такой организацией (например, аренда помещения, организация поведения людей), решаются как бы сами собой, эту роль берут на себя люди, которые способны чем-то помочь.

Естественные организации, как правило, не зависят от своих создателей. Состав такой организации может полностью смениться, однако организация не прекратит своего существования.
Искусственные организации создаются с совершенно конкретными целями путем целенаправленных действий, в соответствии с заранее составленными планами. Поэтому для искусственных организаций характерно наличие четкого распределения ролей, наличие должностей и подразделений.

 Они проявляют и большую зависимость от создателей.

Во-первых, это происходит потому, что искусственные организации формируются в соответствии с планами, а планы всегда кем-то создаются.

Во-вторых, нередко искусственные организации прекращают свое существование, когда лицо, их создавшее, решает, что дальнейшее существование организации нецелесообразно.

Естественные, организации в силу своей стихийности обычно обладают более выраженными способностями к адаптации. Искусственные организации в своей деятельности гораздо менее гибки и адаптивны, поскольку подчиняются жестким правилам, отклонение от которых не поощряется.





  1. Открытые и закрытые организационные системы.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основнрм занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. 


  1. Эволюция социальной организации.

Эволюцию социальной организации нужно рассматривать на примере трех основных форм:

  1. организация социальных животных (муравьев, пчел, термитов),

  2. примитивная организация пред- и пралюдей,

  3. собственно человеческая организация, в том числе в сложных обществах.

Для второй и третьей форм социальной организации характерна неустойчивость персонала, межгрупповая мобильность – будь то небольшая группа охотников-собирателей или современная бригада строителей. К примеру, семейные группы бушменов Сан в Калахари основное время года сохраняют постоянный состав. Однако несколько раз в год они могут собираться для совместной охоты, отправления ритуалов, пополнения запасов воды у редких в этой пустынной местности колодцев и менять свой состава, переходя из одной группы в другую. Встречи семей подчиняются сезонным ритмам: они происходят только во время засухи. Смена членства возможна несколько раз в течение жизни. Человек может родиться, например, в группе, где у его матери есть родня. Позже его семья может перейти в другую группу, где живут родственники отца. Поскольку группы экзогамны, его родители могут происходить из двух разных групп, а родители родителей – из четырех. Люди могут быть связаны с любой группой, где имеются родственные либо супружеские узы. Пара может жить в группе, либо перемещаться между группами мужа и жены[6].

Пигмеи Мбути (Заир, Центральная Африка), живут в густых лесах, где воды, съедобных растений и дичи в избытке. Постоянных домов у охотников и собирателей нет, временные жилища, которые без сожаления бросаются, когда группа снимается с места, изготовляют из листьев и веток. Передвигаясь в поисках пищи, они задерживаются на своих стоянках не больше одного месяца. Живут Мбути небольшими группами по 4-5 семей, состав которых более или менее постоянный, но любой человек или семья может беспрепятственно покинуть исходную ячейку и присоединиться к другой. Группами никто не управляет, вождей нет, а неформальный лидер (старейшина) выполняет одну функцию – разрешает конфликты и споры. Если примирения не достигнуто, группа распадается, а ее члены присоединяются к соседям[7].

Исторически эволюция социальной организации определялась несколькими фундаментальными факторами, а именно: переходом к прямохождению, возникновением речи, добыванием огня, приручением животных, окультуриванием растений, переходом к оседлости, усовершенствованием орудий труда и технологии производства, изобретением календаря и использованием диеты.


  1. Типология организаций.

Типология организаций – многомерная классификация, представляющая целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.

По правовой форме можно выделить четыре типа организаций:

  1. Юридическое лицо

  2. Неюридическое лицо

  3. Неюридическое лицо — предприниматель без организации юри­дического лица (зарегистрировано).

  4. Неформальная организация граждан

Перечислим основные признаки классификации ор­ганизаций:

  1. по отношению к власти ~ правительственные и неправи­тельственные;

  2. по отношению к главной цели — общественные и хозяйст­венные;

  3. по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерче­ские;

  4. по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;

  5. по форме собственности — государственные, муниципаль­ные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;

  6. по уровню формализации — формальные и неформальные;

  7. по отраслевой принадлежности — промышленные, транс­портные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;

  8. по самостоятельности принятия решений — головные, до­черние, зависимые;

  9. по размеру и численности членов организации —- крупные, средние, малые.

Общественные организации создаются для удовлетворения соци­альных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др.

Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индиви­дуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельно­сти.

Правительственная организация (ПО) — такой статус дается офи­циальными органами власти федерального или местного уровней.

Коммерческие организации — организации, ставящие своей це­лью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.

Некоммерческие организации — ставят целью удовлетворение об­щественных потребностей.

Бюджетные организации — источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет госу­дарственного органа.

Небюджетные организации — сами изыскивают источники фи­нансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором — бюджетная организация.

По форме собственности различают государствен­ные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности.

Государственные и муниципальные организации полностью или час­тично находятся под контролем государственных или муниципаль­ных органов власти.

Частные организации — это организации, созданные индивиду­альными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермер­ские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: ак­ционерные общества, хозяйственные товарищества и др.

Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, част­ной, иностранной.

По уровню формализации различают формальные и неформальные организации.

Формальные организации — это зарегистрированные в установ­ленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях.

Неформальные организации — незарегистрированные в государст­венных органах власти.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации