Лекции - Часть 1 и 2 - файл n1.doc

Лекции - Часть 1 и 2
скачать (219 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc332kb.01.09.2004 20:43скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Часть 1. СИСТЕМЫ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОБЗОР. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

1. Что такое функционирование в «Реальном масштабе времени»

В настоящее время в документах и публикациях с различной тематикой встречаются слова о требовании, поддержке и т.д. «работы в режиме реального времени», «режима реального времени» или просто «реального времени». Что же такое «режим реального времени» применительно к компьютерным системам? Постараемся представить различные современные точки зрения на это понятие.

Толковый словарь по вычислительным системам [7], дает такое определение (стр. 399):

R.052 real-time system система реального времени (СРВ)

Любая система, в которой существенную роль играет время генерации выходного сигнала. Это обычно связано с тем, что входной сигнал соответствует каким-то изменениям в физическом процессе, и выходной сигнал должен быть связан с этими же изменениями. Временная задержка от получения входного сигнала до выдачи выходного сигнала должна быть небольшой, чтобы обеспечить приемлемое время реакции. Время реакции является системной характеристикой: при управлении ракетой требуется реакция в течении нескольких миллисекунд, тогда как для диспетчерского управления движением пароходов требуется время реакции, измеряемое днями. Системы обычно считаются системами реального времени, если время их реакции имеет порядок миллисекунд; диалоговыми считаются системы с временем реакции порядка нескольких секунд, а в системах пакетной обработки время реакции измеряется часами или днями. Примерами систем реального времени являются системы управления физическими процессами с применением вычислительных машин, системы торговых автоматов, автоматизированные системы контроля и автоматизированные испытательные комплексы.

В толковом словаре по информатике [8] дается такое определение (стр. 335): Режим реального времени [real time processing]. Режим обработки данных, при котором обеспечивается взаимодействие вычислительной системы с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

Каноническое определение системы реального времени дано Дональдом Гиллиесом и выглядит так:

«Системой реального времени является такая система, корректность функционирования которой определяется не только корректностью выполнения вычислений, но и временем, в которое получен требуемый результат. Если требования по времени не выполняются, то считается, что произошел отказ системы». Другие добавляют: «Поэтому необходимо, чтобы было гарантировано [аппаратными и программными средствами и алгоритмами обработки] выполнение требований по времени. Гарантия выполнения требований по времени необходима, чтобы поведение системы было предсказуемо. Также желательно, чтобы система обеспечивала высокую степень использования ресурсов, чтобы удовлетворять требованиям по времени [с минимальными затратами]».

Хорошим примером является робот, который должен брать что-либо с ленты конвейера. Объекты на конвейере движутся, и робот имеет некоторый небольшой интервал времени для того, чтобы схватить объект. Если робот опоздает, то объекта уже не будет на месте, и поэтому работа будет неверной, даже если робот переместил захват в правильное положение. Если робот поспешит, то объекта там еще не будет, более того, робот может заблокировать движение объектов.

Другой пример – цикл управления самолетом, летящим на автопилоте. Датчики самолета должны постоянно передавать измеренные данные в управляющий компьютер. Если данные измерений теряются, то качество управления самолетом падает, возможно вместе с самолетом.

Отметим следующую особенность: в примере с роботом и имеем настоящий, «жесткий» режим реального времени (hard real time), и если робот опоздает, то это приведет к полностью ошибочной операции. Однако это мог бы быть режим «квазиреального» времени (soft real time), если бы опоздание робота приводило бы только к потере производительности. Многое из того, что сделано в области программирования в реальном времени, в действительности работает в режиме «квазиреального» времени. Грамотно разработанные системы, как правило, имеют уровень безопасности/коррекции поведения даже для случая, когда вычисления не закончились в необходимый момент, так что если компьютер чуть-чуть не успевает, то это может быть скомпенсировано.

Бывает, что термин «система реального времени» применяют в значении «интерактивная система» (on-line). Часто это просто рекламный ход. Например, системы заказа билетов или системы складского учета не являются системами «реального времени», так как человек-оператор без проблем перенесет задержку ответа на несколько сотен миллисекунд.

Также можно встретить случаи, когда термин «система реального времени» применяют просто в значении «быстродействующая система». Необходимо отметить, что определение «реального времени» не является синонимом для определения «быстродействующая». Еще раз: термин «система реального времени» не означает, что система дает ответ на воздействие мгновенно – задержка может достигать секунд и более – но означает тот факт, что гарантируется некоторая максимально возможная величина задержки ответа, что позволяет системе решать поставленную задачу. Необходимо также отметить, что алгоритмы, обеспечивающие гарантированное время ответа, часто имеют меньшую среднюю производительность, чем алгоритмы, которые не гарантируют время ответа.

Из приведенного выше можно сделать выводы:

– термин «система реального времени» в настоящее время может быть записан так: “Системой реального времени является такая система, корректность функционирования которой определяется не только корректностью выполнения вычислений, но и временем, в которое получен требуемый результат. Если требования по времени не выполняются, то считается, что произошел отказ системы”.

Для того чтобы система могла удовлетворить требованиям, предъявляемым к системам реального времени, аппаратные, программные средства и алгоритмы работы системы должны гарантировать заданные временные параметры реакции системы. Время реакции не обязательно должно быть очень маленьким, но оно должно быть гарантированным (и отвечающим поставленным требованиям);

– использование термина «система реального времени», определенного выше, для обозначения интерактивных и высокопроизводительных систем неверно;

– термин «квазиреальное время» (soft real-time) хотя и используется, но четко не определен. До его четкого определения вряд ли возможно его применение в документах (кроме рекламных). С уверен­ностью можно сказать, что смысл термина «реальное время» трактуется специалистами по-разному в зависимости от области их профессиональных интересов, от того, являются они теоретиками или практиками, и даже просто отличного опыта и круга общения.

– практически все системы промышленной автоматизации явля­ются системами реального времени.

– принадлежность системы к классу систем реального времени ни­как не связана с ее быстродействием. Например, если ваша система предна­значена для контроля уровня грунто­вых вод, то даже выполняя измерения с периодичностью один раз за полчаса, она будет работать в реальном времени.

Исходные требования к времени ре­акции системы и другим временным параметрам определяются или техни­ческим заданием на систему, или про­сто логикой ее функционирования. На­пример, шахматная программа, думаю­щая над каждым ходом более года, ра­ботает явно не в реальном времени, так как шахматист скорее всего не доживет до конца партии. Однако точное опре­деление «приемлемого времени реак­ции» не всегда является простой зада­чей, а в системах, где одним из звеньев служит человек, подвержено влиянию субъективных факторов. Впрочем, че­ловек – это своеобразная вычислитель­ная машина.

Интуитивно понятно, что быстро­действие системы реального времени должно быть тем больше, чем больше скорость протекания процессов на объекте контроля и управления. Чтобы оценить необходимое быстродейст­вие для систем, имеющих дело со ста­ционарными процессами, часто ис­пользуют теорему Котельникова [6], из которой следует, что частота дискретизации сигналов должна быть как минимум в 2 раза выше граничной частоты их спектра.

При работе с широкополосными по своей природе переходными процес­сами (транзиент-анализ) часто приме­няют быстродействующие АЦП с бу­ферной памятью, куда с необходимой скоростью записывается реализация сигнала, которая затем анализируется и/или регистрируется вычислитель­ной системой. При этом требуется закончить всю необходимую обработку до следующего переходного процесса, иначе информация будет потеряна. Подобные системы иногда называют системами квази-реального времени.

Принято различать системы «жест­кого» и «мягкого» реального времени. Эти различия не связаны с органолептическими свойствами систем. Тогда что же это такое?

1. Системой «жесткого» реального времени называется система, где не­способность обеспечить реакцию на какие-либо события в заданное время является отказом и ведет к невозмож­ности решения поставленной задачи.

Последствия таких отказов могут быть разные, от пролива драгоценной влаги на линии по розливу алкогольных напитков до более крупных не­приятностей, если, например, вовремя не сработала система аварийных бло­кировок атомного реактора.

Многие теоретики ставят здесь точку, из чего следует, что время реакции в «жестких» системах может составлять и секунды, и часы, и недели. Однако большинство практиков считают, что время реакции в системах «жесткого» реального времени должно быть все-таки минимальным. Идя на поводу у практиков, так и будем считать. Разуме­ется, однозначного мнения о том, ка­кое время реакции свойственно «жест­ким» системам, нет. Более того, с увели­чением быстродействия микропроцес­соров это время имеет тенденцию к уменьшению, и если раньше в качестве границы называлось значение 1 мс, то сейчас, как правило, называется время порядка 100 мкс.

2. Точного определения для «мягкого» реального времени не существует, поэтому будем считать, что сюда отно­сятся все системы реального времени, не попадающие в категорию «жестких».

Так как система «мягкого» реального времени может не успевать все делать ВСЕГДА в заданное время, возникает проблема определения критериев ус­пешности (нормальности) ее функционирования. Вопрос этот совсем не простой, так как в зависимости от функций системы это может быть мак­симальная задержка в выполнении каких-либо операций, средняя своевре­менность отработки событий и т. п. Бо­лее того, эти критерии влияют на то, какой алгоритм планирования задач является оптимальным. Вообще говоря, системы «мягкого» реального времени проработаны теоретически далеко не до конца.
2. Ядра и операционные системы реального времени

При­мем как очевидные следующие момен­ты.

1. Когда-то операционных систем со­всем не было.

2. Через некоторое время после их появ­ления возникло направление ОС РВ.

3. Все ОС РВ являются многозадачны­ми операционными системами. Зада­чи делят между собой ресурсы вы­числительной системы, в том числе и процессорное время.

Четкой границы между ядром (Kernel) и операционной системой нет. Различают их, как правило, по набору функциональных возможностей. Ядра предоставляют пользователю такие базовые функции, как планирование и синхронизация задач, межзадачная коммуникация, управление памятью и т.п. Операционные системы в дополнение к этому имеют файловую систему, сетевую поддержку, интерфейс с оператором и другие средства высоко­го уровня.

По своей внутренней архитектуре ОС РВ можно условно разделить на монолитные ОС, ОС на основе микроядра и объектно-ориентированные ОС. Графически различия в этих подходах иллюстрируются рисунками 2.1, 2.2, 2.3. Пре­имущества и недостатки различных архитектур достаточно очевидны, поэто­му подробно мы на них останавливать­ся не будем.

  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации