Жидецкий В.Ц. Охрана труда - файл n1.doc

приобрести
Жидецкий В.Ц. Охрана труда
скачать (3664.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3665kb.15.09.2012 14:26скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ВВЕДЕНИЕ

ОХРАНА ТРУДА

КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ОБЛАСТЬ НАУКИ

Когда люди погибают на войне или умирают от неизлечимых болезней, с этим злом хотя и тяжело примириться, однако неизбежность этого еще можно понять. Когда же в мирное время в условиях обычного повседневного труда люди получают увечья, от которых становятся инвалидами или умирают, если это случается с сотнями, тысячами здоровых людей чаще всего молодого и среднего возраста, то подобное явление воспринимается не только трагически, оно просто не вкладывается в сознание.

Человечество справилось с эпидемиями чумы, оспы, холеры и других болезней, нашло способы борьбы со многими заболеваниями, ищет пути продолжения жизни, сдерживания войн, но до сих пор не научилось надежно защищать человека, его здоровье в процессе, повседневного труда. Международная статистика свидетельствует, что в наше время травматизм может быть приравнен к эпидемии. Так, по данным Всемирной организации охраны здоровья (ВООЗ) смертность от несчастных случаев сегодня занимает третье место после сердечно­сосудистых и онкологических заболеваний, причем преимущественно погибают трудоспособные люди в возрасте до 40 лет. Анализ причин смертности на Украине (1994—1999 гг.) показывает, что основной причиной смертности мужчин в трудоспособном возрасте являются несчастные случаи, отравления, травмы (30—35% всех смертей в этом возрасте).

Поэтому понятно, что охрана труда играет важную роль, как социальный фактор, поскольку, какими бы весомыми не были производственные результаты, они не могут компенсировать человеку утраченного здоровья, а тем более жизнь — то и другое дается только один раз. Необходимо помнить, что из-за несчастных случаев и аварий

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


погибают на производстве не просто рабочие и служащие, на подготовку которых государство израсходовало значительные средства, а в первую очередь люди — кормильцы семей, отцы и матери детей.

Кроме социального, охрана труда имеет, бесспорно, важное экономическое значение — это и высокая производительность труда, снижение расходов на оплату больничных, компенсаций за тяжелые и вредные условия труда и тому подобное. По расчетам Немецкого совета предпринимателей последствия несчастных случаев стоят в 10 раз больше, чем затраты на мероприятия и средства по их предупреждению. В Украине, учитывая мизерные расходы на мероприятия по охране труда, эта разница еще больше. Специалисты Международной организации труда (МОТ) подсчитали, что эко­номические расходы, связанные с несчастными случаями, составляют 1% мирового валового национального продукта. На эти средства, ориентировочно, можно обеспечить питание в течение года около 75 млн. человек.

На протяжении многовековой истории человечества проблемы здоровья и безопасности труда всегда занимали ключевое место в социальной и экономической жизни общества и были связаны с развитием общественного производства и формированием общественного бытия. Поэтому понятно, что изучению вопросов охраны труда всегда уделялось серьезное внимание. Ученые, инженеры, врачи, психологи, представители других наук и профессий изучали проблемы создания безопасных и здоровых условий и средств труда. Ведь именно при таких обстоятельствах человек способен работать высокопроизводительно, создавать необходимый материальный потенциал общества, благосостояние всех граждан. Поэтому исторически сложилось, что охрана труда, как область науки, возникла на пересечении социально-правовых, технических, медицинских наук и науки о человеке.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Вопросы по обеспечению безопасных условий труда всегда сопровождали развитие цивилизации человечества. Условия труда уже рассматривались в трудах Аристотеля (387—322 гг. до н. э.), Гиппократа (400—377 гг. до н. э.). Еще за 379 лет до н. э. Гиппократ обратил внимание на вредное влияние пыли на организм рудокопов, которая

образовывается при добыче руды. Врачи эпохи Возрождения (Агрикола, Парацельс) обстоятельно описали тяжелые условия труда, которыми выделялись горнорудные и металлургические предприятия того времени.

В 1700 г. вышла книга Бернардино Рамацини „Размышления о болезнях ремесленников", в которой были подробно рассмотрены вопросы гигиены труда и патологических изменений, возникающих у лиц различных профессий. М. В. Ломоносов (1711 — 1765 гг.) написал основополагающие труды о безопасности в горном деле.

Вопросы гигиены труда были освещены Ф. Ф. Эрисманом (1842— 1915 гг.) в его книге „Профессиональная гигиена физического и умственного труда" (1877 г.). Значительный вклад в развитие гигиены труда внес И. М. Сеченов (1829—1905 гг.), который в своем „Очерке рабочих движений человека" (1901 г.) научно обосновал целый ряд вопросов о роли центральной нервной системы и органов чувств человека в процессе труда.

Много сделали для научного изучения и совершенствования гигиены и безопасности труда в условиях интенсивного развития промышленности ученые Д. П. Никольский (1855—1918 гг.), А. А. Прес (1857—1930 гг.), В. А. Левицкий (1867—1936 гг.), М. А. Вигдорчик (1875—1955 гг.), А. Н. Марзеев (1883—1956) и др.

Выдающийся вклад в разработку отдельных вопросов охраны труда внесли: академик Н. Е. Жуковский (1847—1921 гг.), разработавший аэродинамическую теорию, которая позволила делать рассчеты вентиляционных систем; академик Н. Д. Зелинский (1861—1953 гг.), предложивший эффективную конструкцию противогаза; академик А. А. Скочинский, исследовавший причины пожаров и взрывов в угольной промышленности; академик Н. Н. Семенов (1896—1981 гг.), разработавший теорию взрыва и горения.

Фундаментальные и прикладные вопросы охраны и гигиены труда рассматриваются в работах современных отечественных ученых: академиков Б. О. Патона, И. М. Трахтенберга; профессоров К. Н. Ткачука, Г. Г. Гогиташвили, И. И. Даценко и других.

Научно-технический прогресс вносит принципиальные нововведения во все сферы современного материального производства, при этом коренным образом меняются орудия и предметы труда, методы обра­ботки информации, что в свою очередь меняет условия труда.

В Украине вопросами дальнейшего совершенствования охраны труда в современных условиях, проведением фундаментальных

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


и прикладных научных исследований по вышеназванным вопросам занимаются: Национальный НИИ охраны труда; Государственный НИИ техники безопасности химических производств (г. Северодонецк); Украинский НИИ пожарной безопасности; Донецкий НИИ медико-экологических проблем Донбасса и угольной промышленности (г. Донецк); Институт медицины труда АМН Украины (г. Киев); Украинский НИИ промышленной медицины; Харьковский НИИ гигиены труда и профзаболеваний; Харьковский НИИ медицинской радиологии; Институт экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя (г. Киев); Украинский НИИ медицины транспорта (г. Одесса) и другие отраслевые НИИ, проектно-конструкторские учреждения, учебные

заведения.

Охрана труда, как самостоятельная специальная дисциплина сформировалась на протяжении последних почти семидесяти лет XX века. До 1966 г. охрана труда преподавалась, как составляющая часть отдельных специальных и инженерных дисциплин, а как самостоятельная дисциплина существовала только в отдельных вузах. С 1966 г. этот курс был введен в программы всех инженерных специальностей, а всем техническим высшим учебным заведениям было предложено создать кафедры охраны труда. С 1999 г. во всех вузах Украины при подготовке специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней изучаются дисциплины "Основы охраны труда", а также "Охрана труда в отрасли".

Безусловно важным в деле охраны труда является подготовка специалистов. В Советском Союзе подготовка специалистов по охране труда с вручением соответствующего диплома отсутствовала. В последние годы в некоторых вузах Донецка, Днепропетровска, Одессы начали готовить специалистов по охране труда. Специалистов же по пожарной безопасности готовят вузы Министерства внутренних дел в Харькове, Черкассах и Львове.

Уместно отметить, что гигиена труда, которую принято сейчас рассматривать, как составляющую часть охраны труда, изучалась в учебных заведениях Украины с конца XIX века. Кафедра гигиены была создана в 1871 г. в Киевском университете, а в 1899 г. — на медицинском факультете Львовского университета. Сейчас кафедры общей гигиены созданы в Тернополе, Ивано-Франковске, Ужгороде, Черновцах, Одессе, Виннице, Запорожье, Днепропетровске, Донецке, Луганске, Полтаве и Симферополе.

СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В УКРАИНЕ И ДРУГИХ СТРАНАХ

По статистическим данным МОТ количество несчастных случаев на производстве в мире за последние годы возросло и составляет 125 млн. чел. ежегодно, из них около 220 тыс. погибает. Динамика несчастных случаев в разных странах неодинакова. Уровень травматизма и профзаболеваемости значительно выше в развивающихся странах, по сравнению с промышленно развитыми государствами. Так, в странах Европейского Союза ежегодно жертвами несчастных случаев и профзаболеваний становятся около 10 млн. чел., из них почти 8 тыс, погибает. В Украине в 1998 г. на производстве травмировано 47 тыс. чел. (из них 1551 — смертельно), получили профессиональные заболевания 3,7 тыс. чел.

Статистические данные свидетельствуют, что:

— каждые 3 минуты вследствие производственной травмы или
профессионального заболевания в мире умирает один человек;

— в Украине вследствие травм каждые 5 часов умирает один человек;

-— ежемесячно в мире на работе травмируется столько людей, сколько проживает в Париже.

Международное бюро труда установило, что в среднем на 100 тыс. работающих ежегодно приходится приблизительно 6 несчастных случаев со смертельным исходом. В Украине этот показатель почти вдвое больше (11 погибших на 100 тыс. работающих) и наивысший среди стран СНГ. Во Франции, которая имеет приблизительно одинаковую с Украиной территорию и население уровень производственного травматизма в 10 раз ниже чем у нас. Однако, следует отметить, что показатели состояния охраны труда существенно отличаются по отдельным отраслям промышленности. Наиболее травмоопасной в нашей стране является угольная промышленность. Так, на каждый миллион тонн Добытого угля погибает 5 шахтеров. В США этот показатель в 100 раз ниже, в России — в 3,8 раза. 11 марта 2000 г. на шахте им. М. Баракова (г. Суходольск Луганской области) произошла самая большая за всю историю существования независимой Украины авария, в результате которой погибло 80 шахтеров.

10

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


По мнению иностранных специалистов, которые по программе МОТ работали в Украине, большое количество несчастных случаев со смертельным исходом объясняется пятью основными причинами: неудовлетворительной подготовкой рабочих и работодателей по вопросам охраны труда; отсутствием надлежащего контроля за состоянием безопасности на рабочих местах и выполнением установленных норм; недостаточным обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты; медленным внедрением средств и приборов коллективной безопасности на предприятиях; изношенностью (в некоторых отраслях до 80%) средств производства.

По данным журнала „Охрана труда" (различных лет) можно составить такую статистику травматизма в Украине за последние 6 лет

(табл. 1):

Таблица 1

Статистика травматизма в Украине за последние шесть лет




Травмировано, чел.

Год

Всего*

Со смертельным







исходом в т. ч.

1994

90000

2439

1995

78000

2195

1996

65000

1900

1997

52000

1646

1998

47000

1552

1999

41000

1388

* — цифры округлены

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что наметилась положительная тенденция к снижению производственного травматизма, в том числе (что очень важно) со смертельным исходом. Частично это связано с падением объемов производства, а значит — уменьшением неблагоприятных производственных факторов, которые влияют на работающих, и сокращением численности последних.

Расходы, связанные с несчастными случаями составляют значительную сумму. Так каждый случай производственного травматизма в индустриальном государстве (например, европейском) обходится

приблизительно в 500—1000 швейцарских франков в день. В какую

— —— __ ___

сумму точно обходится несчастный случай в Украине — пока что неизвестно (нет статистического учета всех расходов и методики их определения). Однако известно, что в 1996 году в Украине на мероприятия по охране труда было израсходовано 52 грн. на одного работающего, в то же время расходы на возмещение ущерба потерпевшим на производстве и ликвидацию последствий несчастных случаев составили 268,3 млн. грн., или 950 грн. в расчете на одного потерпевшего. В 1998 году выплаты в связи с возмещением ущерба причиненного жизни и здоровью работающих достигли почти 400 млн. грн.

За границей предприниматели подсчитали и давно пришли к выводу, что экономически более выгодно вкладывать средства в охрану труда, чем обрекать себя на постоянную ликвидацию последствий несчастных случаев и аварий на производстве.

Сохранение жизни и здоровья человека не только на производстве, но и за его пределами приобретает особое значение учитывая социально-экономические и демографические аспекты современного развития нашего государства. Так, за период 1991 —1998 гг. в Украине от несчастных случаев непроизводственного характера погибло 567,5 тыс. человек, что в 38 раз превышает количество погибших на производстве, сотни тысяч людей стали инвалидами. На транспорте смертельно травмировано около 76 тыс. чел., почти 82 тыс. чел. погибло от отравлений, 108 тыс. чел. покончили жизнь самоубийством, насильственной смертью погибло 50,8 тыс. чел., 37,3 тыс. чел. утонуло и 12,7 тыс. чел. погибло при пожарах.

Только в 1998 г. получили травмы около 2 млн. чел., из них 200 тыс. детей возрастом до 14 лет, 68,2 тыс. чел. погибло.

Больше всего смертельных случаев на 1000 жителей зарегистрировано в Днепропетровской (1,69), Донецкой (1,67), Запорожской (1,66), Херсонской (1,64), Кировоградской (1,61), Черниговской (1,60), Луганской, Харьковской (по 1,57) и Одесской (1,53) областях. В этих регионах погибло более 37,2 тыс. чел., что составляет большую половину (54,5%) от общего количества травмированных со смертельным исходом в Украине.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В ДСТУ 2293-93 „Охрана труда. Термины и определения" и других
стандартах приведены определения основных понятий и терминов по
охране труда.
- - — —

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Охрана труда — это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работо­способность человека в процессе труда.

Вредный производственный фактор — фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный производственный фактор — фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 опасные и вредные факторы по природе действия разделяются на такие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов или воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвуковых колебаний, ультразвука, ионизирующих излучений, статического электричества, электромагнитных излучений, ультрафиолетовой или инфракрасной радиации; повышенные или пониженные барометрическое давление, влажность, ионизация и подвижность воздуха; опасное значение напряжения в электрической цепи; повышенная напряженность электрического или магнитного полей; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; прямые и отраженные излучения, создающие блеск и другие.

К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на: общетоксичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные влияющие на репродуктивную функцию.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы,

микроскопические грибы и др.), продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся перегрузки организма: физические (статические и динамичные) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение органов чувств, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего воздействия может относиться одновременно к различным группам.

Действие отдельных неблагоприятных факторов производственной среды может привести к производственной травме — нарушению анатомической целостности организма человека или его функций в результате воздействия производственных факторов.

Производственные травмы классифицируют:

— по степени тяжести повреждений — легкие, тяжелые,
смертельные;

—■ по технологическим операциям — грузоподъемные работы, перевозка грузов и другие.

Часто травма является следствием несчастного случая. Несчастный случай на производстве — внезапное влияние на работника опасного производственного фактора или среды, вследствие которых причинен вред здоровью или наступила смерть.

Следствием действия неблагоприятных производственных факторов может быть и профессиональное заболевание — паталогическое состояние человека, обусловленное работой и связанное с чрезмерным напряжением организма или неблагоприятным воздействием вредных производственных факторов.

Диагноз профессионального заболевания ставится в каждом случае с учетом характеристики условий труда, длительности работы работающего по данной профессии, профессионального „маршрута" рабочего, данных предыдущих периодических медицинских осмотров.


14

15

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


результатов клинико-лабораторных и диагностических исследований. Этот диагноз устанавливается только тогда, когда именно условия труда обусловили развитие данного заболевания, тоесть являются его безусловной причиной.

Кроме профессиональных, на производстве сейчас выделяют группу, так называемых, производственно обусловленных заболеваний — заболеваний, течение которых усугубляется условиями труда, а частота их превышает таковую у работающих, вне воздействия определенных профессиональных вредных факторов.

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛЬ

ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА",

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Необходимость обеспечения здоровых и безопасных условий труда, формирование ценностных ориентации приоритетности жизни и здоровья людей по отношению к результатам производственной деятельности, предопределяет потребность надлежащей подготовки специалистов всех образовательно-квалификационных уровней по вопросам охраны труда. „Основы охраны труда" — это комплексная дисциплина, которая базируется как на общеобразовательных (физика, химия, математика), так и на общетехнических и специальных дисциплинах (сопротивление материалов, электротехника, технология и оборудование производства). Особенно тесно дисциплина „Основы охраны труда" связана с безопасностью жизнедеятельности, научной организацией труда, эргономикой, инженерной психологией и технической эстетикой. Все вышеупомянутые дисциплины относятся к комплексу наук, которые изучают человека в процессе труда. У этих дисциплин единая цель •— содействовать повышению производительности труда, сохранению здоровья, уменьшению влияния неблагоприятных факторов. В то же время все они подходят к этой цели с разных сторон и на различных уровнях.

Безопасность жизнедеятельности — это дисциплина, которая изучает общие закономерности возникновения опасностей, их свойства, последствия влияния на организм человека, способы и средства защиты здоровья и жизни человека, а также среды его проживания от опасностей.

Целью научной организации труда является разработка и внедрение-в практику рационального построения трудового процесса, при котором —

обеспечивается высокая производительность труда, создаются условия для сохранения здоровья работников, увеличивается период их трудовой деятельности.

Эргономика исследует, разрабатывает и дает рекомендации относительно конструирования, изготовления и эксплуатации технических средств, которые обеспечивают человеку в процессе труда необходимые удобства, сохраняют его силы, работоспособность и здоровье.

Инженерная психология изучает взаимодействие человека с новой техникой и устанавливает функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, при которых сохраняются высокие психофизиологические возможности человека.

Техническая эстетика устанавливает зависимость условий и результатов труда от архитектурного, конструктивного и худо­жественного решения орудий труда, рабочих мест, участков, цехов, санитарно-бытовых и других вспомогательных помещений — всего, что окружает человека на производстве.

Методологической основой курса „Основы охраны труда" является научный анализ условий труда, технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест, трудовых операций, организации производства с целью выявления вредных и опасных производственных факторов, возникновения возможных аварийных ситуаций. На основании такого анализа разрабатываются мероприятия по устранению неблагоприятных производственных факторов, созданию безопасных и безвредных условий труда.

Курс „Основы охраны труда" состоит из четырех разделов:

— правовые и организационные вопросы охраны труда;

■— основы физиологии, гигиены труда и производственной санитарии;

Главная цель курса — вооружить будущих специалистов знаниями по основам охраны труда, реализация которых на практике будет способствовать улучшению условий труда, повышению производительности, предотвращению профессиональных заболеваний, производственного травматизма, аварий.

2 о.\

Вопросам охраны труда отводится определенное место в общетехнических и специальных дисциплинах. Однако с такими

17

рана труда

ВВЕДЕНИЕ

общими вопросами охраны труда, которые объеденены в систему законодательных, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств студент знакомится только во время изучения самос­тоятельной дисциплины „Основы охраны труда".

Раздел!

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА УКРАИНЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

1.1.1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Правовой основой законодательства по охране труда является Конституция Украины, Законы Украины: „Об охране труда"," „О здравоохранении" „О пожарной безопасности", „Об использовании ядерной энергии и радиационной защите", „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения", "Об общеобразовательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности", а также Кодексе законов о труде Украины (КЗоТ).

В ст. 43 Конституции записано: „Каждый имеет право на труд', что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается", „Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той! которая определена законом", „Использование труда женщин и несовер­шеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается".

Каждый, кто работает, имеет право на отдых (ст. 45 Конституции). Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной-даительностью работы в ночное время.

В тексте ст. 46 Конституции указано на то, что граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Основополагающим законодательным документом в отрасли охраны труда является Закон Украины „Об охране труда", действие которого распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и видов их деятельности, на всех граждан, которые работают, а также привлечены к труду на этих предприятиях.

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА УКРАИНЫ "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"

Верховный Совет Украины 14 октября 1992 года принял Закон Украины „Об охране труда". Этот Закон определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между собственником предприятия, учреждения и организации или уполномоченным им органом и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.

Анализ организации охраны труда в народном хозяйстве Украины конца 80-х начала 90-х лет показывает, что система управления этой важной сферой трудовых отношений, формы и методы работы не отвечали тем процессам, которые начали набирать силы в направлении реформирования экономики и всей системы государственного и хозяйственного управления. Методы административно-командного воздействия на должностных лиц и работников за нарушения требований охраны труда уже не действовали, а других рычагов влияния не было. Трудовая, исполнительская, технологическая дисциплины существенно снижались. Неопределенность обязанностей и полномочий по охране труда новообразованных структур в процессе трансформирования государственных форм собственности, приватизации и постепенного о.тказа от отраслевого принципа управления народным хозяйством еще больше усложняли состояние дел. Негативное влияние оказывало и отсутствие законодательно закрепленных обязанностей по охране труда для органов государственной исполнительной власти всех уровней: от правительства до государственной администрации областей, районов, городов и других территориальных формирований. Поэтому принятие Закона „Об охране труда" в 1992 году было объективно обусловлено ситуацией, сложившейся в то время в обществе.

Специфической особенностью украинского Закона, которая
регламентирует правовую основу охраны труда, является высокий
уровень прав и гарантий работникам. Впервые в истории государства
работникам предоставлено право отказаться от порученной работы,
если создалась производственная ситуация опасная для жизни или
здоровья. Расширены права работников в социальных гарантиях
_ _ _

Раздел 1

возмещения убытков в случае повреждения их здоровья на производстве. Предусматривается новая система финансирования охраны труда, формирование системы страхования от несчастных случаев и профзаболеваний, усиливается централизация планирования. Договорное регулирование по вопросам охраны труда поставлено на высокий уровень, предусматривается значительное участие общественных институций в этом процессе. С позиций законодательной регламентации прав и гарантий работников в сфере охраны труда и их обеспечения Закон Украины „Об охране труда" и нормативно-правовые документы по его реализации получили высокую оценку экспертов Международной организации труда.

К положительным моментам Закона Украины „Об охране труда" бесспорно принадлежит закрепление за государством функций управления и надзора за охраной труда. В бывшем СССР эта функция была возложена на общественную организацию в лице профсоюзов.

В условиях трансформации форм собственности, приватизации, образования большого количества субъектов предпринимательской деятельности с различными формами негосударственной собственности роль государства в разрешении задач охраны труда существенно возрастает. Государство выступает гарантом создания безопасных и безвредных условий труда для работников предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда

В Законе Украины „Об охране труда" (ст. 4) задекларированы основные принципы государственной политики в области охраны труда: — приоритет жизни 'и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

21

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА




— международное сотрудничество в области охраны труда,
использования мирового опыта организации работы по улучшению
условий и повышению безопасности труда.

Для реализации этих принципов были созданы Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности при Кабинете Министров Украины, Госнадзорохрантруда, Национальный научно-исследовательский институт охраны труда, учебно-методический центр Госнадзорохрантруда. Разработаны и реализуются национальная, отраслевые, региональные и производственные программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда производственной среды. В областных, районных, городских органах исполнительной власти функционируют службы охраны труда.

Издается ежемесячный журнал „Охрана труда". Издательство „Основа" положило начало тиражированию нормативных актов, наглядных пособий, учебной и другой литературы по охране труда. Создаются компьютерные сети, прорабатываются и внедряются автоматизированные информационные системы по ряду важнейших вопросов охраны труда с перспективой их дальнейшего объединения в единую автоматизи­рованную информационную систему Госнадзорохрантруда.

Гарантии прав граждан на охрану труда

Права граждан на охрану труда при заключении трудового договора (ст. 6). Условия трудового договора не могут содержать положений, которые не отвечают законодательным и иным нормативным актам об' охране труда, действующим в Украине.

При заключении трудового договора гражданин должен быть проинформирован собственником под расписку об условиях труда на

Раздел 1

предприятии, наличии на рабочем месте, где он будет работать, опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствиях их влияния на здоровье и о его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором.

Права работников на охрану труда во время работы на предприятии (ст. 7). Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда.

Работник вправе отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья либо для окружающих его людей и природной среды.

Социальное страхование от несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний (ст. 8). Все работники подлежат обязательному социальному страхованию собственником от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Страхование осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством и кол­лективным договором (соглашением, трудовым договором).

Права работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда (ст. 9). Работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно:оздоровительного назначения, сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляемые в предус­мотренном законодательством порядке.

Возмещение собственником ущерба работникам в случае повреждения их здоровья (ст. 11). Собственник обязан возместить работнику ущерб, причиненный ему увечьем или иными повреждениями здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей в полном размере утраченного заработка в соответствии с законодательством, а также выплатить пострадавшему (членам семьи и иждивенцам пострадавшего) единовременное пособие. При этом пенсии и другие Доходы, получаемые работником, не учитываются.

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Размер одноразовой помощи устанавливается коллективные договором (соглашением, трудовым договором). Если в соответствии с медицинским заключением у пострадавшего установлена устойчива;; потеря трудоспособности, это пособие должно быть не менее суммы, определенной из расчета среднемесячного заработка потерпевшего за каждый процент потери им профессиональной трудоспособности.

В случае смерти потерпевшего размер единовременного пособия должен быть не менее пятилетнего заработка работника на его семью, кроме того, не менее годового заработка на каждого иждивенца умершего, а также на его ребенка, родившегося после его смерти.

Если несчастный случай имел место вследствие невыполнения потерпевшим требований нормативных актов об охране труда, размер единовременного пособия может быть уменьшен в порядке, опреде­ляемом трудовым коллективом по представлению собственника и профсоюзного комитета предприятия, но не более чем на пятьдесят процентов. Факт наличия вины пострадавшего устанавливается комиссией по расследованию несчастного случая.

Собственник возмещает пострадавшему расходы на лечение (в том числе санаторно-курортное), протезирование,'приобретение транспортных средств, по уходу за ним и другие виды медицинской и социальной помощи в соответствии с медицинским заключением; оказывает инвалидам труда, включая неработающих на предприятии, помощь в решении социально-бытовых вопросов за их счет, а при возможности — за счет предприятия.

Возмещение морального ущерба (ст. 12). Возмещение морального ущерба проводится собственником, если опасные или вредные условия труда привели к моральному урону потерпевшего, нарушению его нормальных жизненных связей, требуют от него дополнительных усилий для организации своей жизни.

Под моральным уроном потерпевшего понимают страдания, причиненные работнику вследствие физического или психологического воздействия, что повлекло ухудшение или лишение возможностей реализации им своих привычек и желаний, ухудшению отношений с окружающими людьми, иным отрицательным последствиям нрав­ственного характера.

Обязанности собственника по созданию безопасных и без­вредных условий труда (ст. 17). Собственник обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия

Раздел 1

труда в соответствии с требованиями нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных законо­дательством об охране труда.

В случае возникновения на предприятии чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев собственник обязан принять срочные меры для помощи потерпевшим, привлечь при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования.

Обязанности работника выполнять требования норма­тивных актов об охране труда (ст. 18). Работник обязан:

Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий (ст. 19). Собственник обязан за свои средства организовать проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда либо таких, где необходим профессиональный отбор, а также ежегодный обязательный медицинский осмотр лиц возрастом до 21 года.

Стимулирование охраны труда

Экономическое стимулирование охраны труда (ст. 29).

К работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором (соглашением, трудовым договором).

Порядок льготного налогообложения средств, направленных на мероприятия по охране труда, определяется действующим законодательством о налогообложении.

25

т-щ

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ Трудл

Возмещение предприятиям, гражданам и государству убытков, причиненных нарушением требований по охране труда (ст. 30). Кроме возмещения ущерба работникам (ст. II) собственник полностью возмещает убытки другим предприятиям, гражданам и государству на общих основаниях в связи с причинением ущерба при нарушении требований по охране труда.

Применение штрафных санкций к предприятиям, организациям и учреждениям (ст. 31). За нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды предприятия, организации, учреждения могут привлекаться органами государственного надзора за охраной труда к уплате штрафа.

Предприятие выплачивает штраф за каждый несчастный случай и случай профессионального заболевания, произошедшие на производстве по его вине. Если установлен факт сокрытия несчастного случая, собственник уплачивает штраф в десятикратном размере. Собственник имеет право обжаловать в месячный срок решение о взыскании штрафа в судебном порядке.

Возмещение ущерба в случае ликвидации предприятия (ст. 32). В случае ликвидации предприятия возмещение ущерба, причиненного работникам, другим предприятиям или государству нарушением требований по охране труда, авариями, несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Таким образом, штрафные санкции, а также выплаты, которые должны осуществляться предприятием в случае неудовлетворительной работы по охране труда, наличии фактов травмирования работников и проф­заболеваний, сегодня достаточно значительны, поэтому вынуждают собственника или уполномоченный им орган задуматься, что лучше: претерпевать огромные убытки, которые иногда могут привести к полному банкротству, не занимаясь охраной труда, или своевременно вложить приемлемые средства в профилактические мероприятия, сберегая при этом жизнь и здоровье людей и не конфликтируя с Законом.

Настоящий собственник, безусловно, изберет второй вариант, поскольку перечень штрафных санкций и других экономических потерь предприятия, как указывалось выше, содержит:

— штрафы, которые накладываются на предприятие органами государственного надзора за охраной труда;

Разов л 1

погибших;




Значительными являются также расходы на льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами, за тяжелые и вредные условия труда, они также должны учитываться собственником в общей сумме экономических потерь, которые имеют место на данном предприятии из-за недостаточного внимания к проблемам охраны труда.

Среди стимулирующих мероприятий, предусмотренных Законе«'.

следует отметить:

— создание специальных фондов охраны труда на государственном
отраслевом, региональном уровнях и на предприятиях, освобожденных

от налогообложения;

— определение возможности внедрения льготного налогообложения

целевых расходов на мероприятия по охране труда;

— применение принципов дифференциации взносов на государственное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве
и профзаболеваний с применением поощрительных тарифов для
предприятий с надлежащей организацией работы и высоким уровнем
охраны труда (и, наоборот, карательных, тоесть увеличенных тарифов
для предприятий с неудовлетворительным состоянием условий и безо­
пасности труда);

26

Раздел 1

— применение поощрения работников за активную работу и инициативу в решении вопросов охраны труда (должны отображаться в коллективном договоре и включать: повышение размера заработной платы; назначение премий, за достижения в сфере безопасности труда, изобретательство, рационализаторские предложения; различные виды морального поощрения).

1.1.3. ВАЖНЕЙШИЕ ДОСТОЯНИЯ ЗАКОНА УКРАИНЫ "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"

Установление норм прямого действия по организации охраны труда непосредственно на предприятии, в учреждении, организации

любой формы собственности, четкое определение функций, обязанностей, прав, ответственности собственника, конкретных должностных лиц и работников, обеспечено определение законом основополагающих составных частей системы управления охраной труда на производственном уровне.

Упрочнение позиции и подтверждение весомого статуса служб охраны труда относительно прав и полномочий работников этих служб, их подчинение непосредственно руководителю и при­равнивание к основным производственно-техническим службам предприятия, необходимость создания служб охраны труда как на предприятиях, так и во всех органах управления, включая местные государственные администрации.

Определение весомого места и роли коллективного договора предприятия в решении вопросов охраны труда, обеспечение прав и социальных гарантий работникам.

Установление порядка создания в Украине собственной нормативной базы по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды согласно требованиям сегодняшнего дня, с учетом рыночных преобразований и необходимости обеспечения единых государственных нормативов по охране труда на уровне, не ниже международных стандартов.

Определение курса на обеспечение непрерывного качественного обучения населения по вопросам безопасной жизнедеятельности и охраны труда, внедрение во всех учебных заведениях системы образования соответствующих дисциплин; подготовка специалистов по охране труда в технических вузах страны.

Распространение принципов демократизма и гласности в сфере охраны труда, закрепление за ответственными должностными лицами всех уровней и собственниками предприятий обязанностей по предоставлению населению страны или соответствующего региона исчерпывающей информации о состоянии условий и безопасности труда, причин аварий, несчастных случаев, профзаболеваний и о принятых профилактических мерах.

Обеспечение активного участия профессиональных союзов и других общественных формирований в работе по улучшению охраны труда, создание возможностей для применения ряда новых общественных институтов: комиссий по вопросам охраны труда предприятия, уполномоченных трудового коллектива по этим вопросам.

1.1.4. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

Конституция Украины (ст. 24) на высшем законодательном уровне закрепила равенство прав женщин и мужчин. Вместе с тем, трудовое законодательство, учитывая физиологические особенности организма женщины, интересы охраны материнства и детства, устанавливает специальные нормы, касающиеся охраны труда и здоровья женщин. В соответствии со ст. 174 КЗоТ запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Кабинет Министров Украины своим постановлением от 27. 03. 1996 г. № 381 утвердил программу высвобождения женщин с производств, связанных с тяжелым трудом и вредными условиями, а также ограничение использования их труда в ночное время.

Запрещается также привлекать женщин к подъему и перемещению тяжестей, масса которых превышает установленные для женщин нормы. Министерство здравоохранения Украины 10 декабря 1993 года издало приказ № 241, которым установлены предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов женщинами:

— подъем и перемещение грузов при чередовании с другой работой
(до 2 раз в час) — 10 кг;

— подъем и перемещение грузов постоянно в течение рабочей

смены — 7 кг.

Суммарный вес груза, который перемещается в течение каждого часа рабочей смены, не должен превышать: с рабочей поверхности — 350 кг; с пола — 175 кг.

29

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызвано необходимостью и допускается как временное мероприятие (ст. 175 КЗоТ). В законодательстве об охране труда уделяется значительное внимание предоставлению льгот беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Таких женщин запрещается привлекать к работе в ночное время, к сверхсрочным работам и работам в выходные дни, а также направлять в командировку (ст. 176 КЗоТ). Кроме этого, женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхсрочным работам или направляться в командировку без их согласия (ст. 177 КЗоТ). Беременным женщинам, в соответствии с медицинским заключением, снижают нормы выработки, нормы обслуживания, или они переводятся на другую работу, которая является более легкой и исключает влияние неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по предыдущей работе (ст. 178 КЗоТ).

В соответствии с Законом Украины „Об отпусках" (ст. 17) на основании медицинского заключения женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами длительностью 126 календарных дней (70 до и 56 — после родов). После окончания отпуска в связи с беременностью и родами по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и дополнительный неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста шести лет. Время этих отпусков зачисляется как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж по специальности (ст. 181 КЗоТ).

В соответствии со ст. 19 Закона Украины „Об отпусках" женщине, которая работает и имеет двух и больше детей возрастом до 15 лет или ребенка-инвалида, по ее желанию ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней без учета выходных.

Запрещается отказывать женщинам в принятии на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет. Увольнять женщин, которые имеют детей возрастом до трех (шести) лет, по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, но с обязательным трудоустройством (ст. 184 КЗоТ).

30

Раз д е л 1.1.5. ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Государство учитывает определенные физические, физиологические и другие особенности несовершеннолетних и проявляет заботу о здоровьи молодого поколения. Законодательно это закреплено, в частности, в ст. 43 Конституции Украины. Законом Украины „Об охране труда" (ст. 14) запрещается применение труда несовершеннолетних, тоесть лиц возрастом до восемнадцати лет, на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Министерством здравоохранения Украины издан приказ от 31. 03. 1994 г. № 46, которым утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних.

Запрещается также привлекать несовершеннолетних к подъему и перемещению тяжелых предметов, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними утверждены приказом МОЗ Украины от 22. 03. 1996 г. № 59 (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними



Не допускается прием на работу лиц, которые не имеют шестнадцать лет. Однако, как исключение, могут приниматься на работу лица, которые достигли пятнадцати лет по согласию (письменному) одного из родителей

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Раздел 1


или лица, его заменяющего. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учеников общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, которая не причиняет вред здоровью и не нарушает процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста по согласию одного из родителей или лица, его заменяющего (ст. 188 КЗоТ).

Запрещается привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни (ст. 192 КЗоТ). Все лица, которым не исполнилось восемнадцать лет принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно проходят обязательный медицинский осмотр (ст. 191 КЗоТ).

Для несовершеннолетних, в возрасте от 16 до 18 лет, установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя, а для пятнадцатилетних — 24-часовой. Заработная плата работникам, которым не исполнилось восемнадцать лет, при сокращенной продолжительности ежедневной работы производится в таком же размере, что и работникам соответствующих категорий при полной длительности ежедневной работы (ст. 194 КЗоТ).

Ежегодные отпуска несовершеннолетним предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года (ст. 195 КЗоТ). Длительность такого отпуска — один календарный месяц.

Увольнение несовершеннолетних по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается, кроме соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 198 КЗоТ).

1.1.6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст. 21 Закона Украины „Об охране труда" финансирование охраны труда осуществляется собственником. Работник не несет никаких расходов на мероприятия по охране труда. На предприятиях, в отраслях, на региональном и государственном уровнях создаются фонды охраны труда в соответствии с Положением о государственном, отраслевых, региональных фондах охраны труда и фондах охраны труда предприятий (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 09. 03. 1999 г. № 335).

Управление государственным фондом охраны труда осуществляет Госнадзорохрантруда. Средства государственного фонда охраны труда используются на выполнение национальной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также других важнейших работ по охране труда в соответствии с перечнем мероприятий, которые могут осуществляться за счет фондов охраны труда.

Управление отраслевыми фондами охраны труда осуществляется министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, концернами, корпорациями, другими объединениями, которые созданы по отраслевому принципу и осуществляют координацию деятельности предприятий по вопросам охраны труда. Средства отраслевых фондов используются на выполнение, согласованных с Госнадзорохрантруда, отраслевых программ, улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также других важнейших работ в соответствии с определенным перечнем.

Управление региональными фондами охраны труда осуществляется Советом Министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Средства региональных фондов используются на выполнение согласованных с территориальными органами Госнадзорохрантруда региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также других важнейших работ в соответствии с определенным перечнем.

Собственники предприятий или уполномоченные ими органы определяют порядок управления фондами предприятий, назначают ответственных за это лиц. Средства фондов предприятий используются на выполнение комплексных мероприятий, которые обеспечивают достижение установленных нормативов по охране труда, а также на дальнейшее повышение уровня охраны труда на производстве в соответствии с определенным перечнем.

Госнадзорохрантруда осуществляет общий контроль за поступлением и расходованием по назначению средств фондов.

Государственный, отраслевые, региональные фонды и фонды предприятий формируются за счет:


3 Охран

33

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Раздел 1


— средств других фондов, общественных организаций, которые поступили в порядке предоставления помощи, а также других поступлений.

Кроме того, в государственный, отраслевые и региональные фонды направляются средства, полученные от применения к предприятиям штрафов за нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, несчастные случаи на производстве и случаи профессиональных заболеваний, которые произошли по вине предприятий, а также штрафов, наложенных на должностных людей и работников, виновных в нарушении требований по охране труда. Средства от оплаты вышеупомянутых штрафов перечисляются предприятиями в госу­дарственный фонд в размере 50% общей суммы штрафа, в отраслевой и региональный фонды — по 25%. Ответственность за перечисление средств в соответствующие фонды возлагается на собственника предприятия или уполномоченный им орган.

В 2001 году вступает в действие принятый Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности". В соответствии с этим Законом создается Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве, на расчетный счет которого предприятия перечисляют соответствующие страховые взносы. Постановлением Кабинета Министров Украины от 17. 01. 2000 г. № 77 предусмотрено разработку и утверждение порядка определения страховых тарифов с учетом класса профессионального риска производств. Система финансирования страхования, формирования и использования страховых средств построена на солидарной основе, причем для предприятий, где риск травматизма и профессиональных заболеваний выше — выше и страховые взносы. В состав правления, создаваемого в государстве Фонда войдут на паритетной основе представители работодателей, правительства и профсоюзов (по 15 человек от каждой стороны).

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве будет реальным гарантом в обеспечении социальной защиты пострадавших на производстве, поскольку соответствующие выплаты он берет на себя, независимо от финансового состояния предприятия.

34

1.1.7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Государственные нормативные акты об охране труда (ДНАОП) — это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которым предоставлена сила правовых норм, обязательных для исполнения. Законодательством предусмотрено, что в зависимости от сферы действия ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране труда — это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации народного хозяйства Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда — это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые относятся к определенной отрасли.

С целью машинной обработки государственные нормативные акты об охране труда должны кодироваться в соответствии со схемами на рис. 1.1 и рис. 1.2. Группа для межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в зависимости от государственных органов, которые их утвердили. Например, 0.00 — Госнадзорохрантруда, 0.03 — Министерство здравоохранения, 0.06 — Госстандарт. Группа для межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в соответствии с классификатором, сложенным на основании „Общего классификатора отраслей народного хозяйства" Минстата Украины. Например, 1.1.10 — электроэнергетика, 1.3.10 — химическая промышленность, 2.1.20 — животноводство и птицеводство, 5.1.11 — железнодорожный транспорт, 7.1.30 — общественное питание.


ДНАОП
х.хх — х . хх - хх

Сокращенное название нормативного акта ■
Группа

Вид нормативного акта

Порядковый номер (в пределах даного вида)
Год утверждения

Рис. 1.1. Схема кодирования для межотраслевых нормативных актов

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации