Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие - файл n1.doc

приобрести
Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие
скачать (1817.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3461kb.24.06.2011 15:30скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Координационные


профессор

Лях В.И
способности: диагностика и развитие




В настоящей книге делается попытка представить целостную, научно обоснованную ме­тодику развития координационные способности школьников с 1-го по 10-й классы, а также рас­крываются методы диагностики этих способностей. Книга предназначена тренерам, специали­стам, преподавателям физической культуры школ и вузов.

УДК 796:37 Л 98

Рекомендовано к печати Научной редакцией

Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном по­рядке.

Рецензенты:

докт. пед. наук, проф. В.П. Филин докт. биол. наук, проф. В.К. Бальсевич докт. пед. наук, проф. М.П. Шестаков

Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с. ISBN 5-98724-012-3

В настоящей книге делается попытка представить целостную, научно обосно­ванную методику развития координационные способности школьников с 1-го по 10-й классы, а также раскрываются методы диагностики этих способностей. Книга предназначена тренерам, специалистам, преподавателям физической культуры школ и вузов.

© Лях В.И., 2006 г. © ТВТ Дивизион, 2006 г.

Посвящаю своим педагогам — школьным учителям физиче­ской культуры и преподавате­лям института.

Проф. Владимир Лях

ВВЕДЕНИЕ

Проблема физических (двигательных) способностей - одна из наиболее значимых в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта и одновременно предмет непрекращающихся дискуссий. Она становится все более важной для практики вос­питания всесторонне развитой личности, так как непосредственно связана с целым комплек­сом проблем: подготовкой школьника к жизни, труду и защите родины, выбором профессии в соответствии со склонностями и способностями, ориентацией и отбором для занятий опре­деленными видами спорта.

Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координаци­онные способности (КС), развитию которых уделено большое внимание в новых программах физического воспитания учащихся 1-4, 5-9 и 10-11-х классов (М., 1992, 1993, 1996, 2004).

Это справедливо и закономерно. В современных условиях НТР возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. КС включают в себя также такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мыш­цы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность со­хранять равновесие и др. Именно эти способности имел в виду один из известных наших ученых, доктор педагогических наук, профессор Л.П.Матвеев, который еще в 1969 г. на страницах журнала «Физическая культура в школе» писал, что в век НТР «грубая сила все больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки -динамическому богатству двигательных координации. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной ин­теллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...»1.

Один из крупных дидактов в области физического воспитания школьников Г.Н.Сатиров (1967) отмечал: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями ...»2, т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями. Формирование на­званной интегральной способности составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования. Об этом определенно высказался в свое время еще П.Ф. Лесгафт. Не раз подчеркивали и обосновывали эту мысль многие отечественные и зарубежные ученые.

Необходимость целенаправленного развития и диагностики способностей оптимально управлять движениями и регулировать их (одно из кратких определений КС) не вызывает сомнений у специалистов. Вместе с тем вопросы формирования и диагностики комплекса КС еще недостаточно разработаны и представляют существенные трудности для учителей физи­ческой культуры и тренеров.

Объясняется это несколькими причинами. В научной и методической литературе КС обозначают разными терминами и понятиями, а это мешает созданию у учителя целостного представления о системе такого рода способностей, путях их развития и оценке.

Большой фактический материал, накопленный по этой проблеме в нашей стране и за рубежом, представлен в различных публикациях, которые не систематизированы, ма­лоизвестны и не внедрены в практику работы преподавателей физической культуры.

На основании обобщения научных и практических данных, многолетних собственных исследований в настоящей книге делается попытка представить целостную, научно обосно­ванную методику развития КС школьников с 1-го по 10-й классы, а также раскрываются ме­тоды диагностики этих способностей. Вопросы формирования КС рассматриваются во взаи­мосвязи с техническим и технико-тактическим совершенствованием, воспитанием других

  1. Л.П. Матвеев. «Физическая культура в школе», 1969,№ 5, с.5

  2. Г.Н. Сатиров. «Физическая культура в школе», 1967, № 4, с.11

двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых,

силовых, выносливости, гибкости), а также с развитием психофизиологических функ­ций прежде всего в сенсомоторной и перцептивно-интеллектуальной сферах человека.

В главе 1 дается обобщенная характеристика КС, в которой впервые в отечественной и зарубежной литературе рассматриваются вопросы определения, систематизации, взаимо­связей, соотношения наследственных и средовых факторов в развитии КС, даются новые данные об онтогенетическом развитии этих способностей в зависимости от возрастных, по­ловых, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий, спортивных трени­ровок и других факторов.

В главе 2 делается попытка представить общие основы теории и методики развития (тренировки) КС школьников, в главах 3-5 - представлен практический материал по разви­тию и совершенствованию КС, который подобран с учетом возрастно-половых особенностей учащихся начальной, основной и средней школ и систематизирован по принципу подготовки их к качественному освоению конкретных двигательных действий (навыков, умений), на­пример бега прыжков, метаний, спортивно-игровых упражнений и т.д., а главное - к целесо­образному и осознанному применению этих действий в разных условиях.

Глава 6 посвящена направленному совершенствованию специфических КС, таких как способности к ориентированию, дифференцированию параметров движений, ритму, равно­весию, стато-кинетической устойчивости и других, которые имеют большое значение для различных видов трудовой, спортивной и военной деятельности, а также для осуществления бытовых операций.

В главе 7 представлен интересный и важный для специалистов материал по процеду­рам и методам (в особенности двигательным тестам) оценки КС детей школьного возраста и даются нормативные таблицы, которые помогут учителю и учащемуся объективно оценить уровень развития различных КС и своевременно вносить коррективы в процесс их дальней­шего совершенствования.

В заключение кратко подводятся итоги и раскрываются перспективы дальнейшей раз­работки проблемы в теории и на практике.

В список литературы включены источники, с которыми легко могут ознакомиться ученые и особенно практики с целью углубления представлений о феномене КС детей школьного возраста.

Координационные упражнения высокоэмоциональны, их с удовольствием выполняют учащиеся. Однако они будут полезны только при условии последовательного и целенап­равленного выполнения, многократного и вариативного повторения. Координационные уп­ражнения используют не только на уроках физической культуры. Многие из них подходят для внеклассных и внешкольных занятий, тренировок юных спортсменов, в качестве инди­видуальных домашних заданий. Важно научить правильно использовать эти упражнения.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Определение и классификация координационных способностей

Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и во­енной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего основ­ного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», вве­ли в теорию и практику термин КС, стали говорить о системе таких способностей и необхо­димости дифференцированного подхода к их развитию. Кратко рассмотрим понятие КС, ос­новные критерии их оценки, виды и показатели этих способностей. Правильно осмыслить эти вопросы можно с позиции системного подхода и многоуровневой теории управления движениями, разработанной выдающимся советским психофизиологом Н.А.Бернштейном (1896-1966).

В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений» - «организация управляемости двигательного аппарата» (Н.А.Бернштейн, 1957).

Организация, программирование и управление любым двигательным действием про­исходят на разных этажах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда регулируют смысловые и програм­мирующие стороны движений, а низшие («фоновые») уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские, или моторные, стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут проте­кать бессознательно) обеспечивают двигательному действию устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей кинематической цепи, эконо­мичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.п.

При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых двигательных действий исполнители отличаются разными координационными возможно­стями как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под КС мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательным действием и регулированию им.

При определении понятия КС принципиальным является вопрос: каковы критерии оценки этих способностей? Результаты многолетних исследований позволяют сделать сле­дующие обобщения.

Чтобы избежать возможных недоразумений, вначале уточним, что мы имеем в виду, говоря о критериях. Критерии - это основные признаки, на основании которых оцениваются КС. Иначе говоря, это измерители оценки уровня координационных возможностей и отдель­ных элементов, их составляющих. Каковы же главные критерии оценки КС? При ответе на этот вопрос мы отталкивались от современных позиций физиологии и психологии активно­сти, кибернетики, биомеханики физических упражнений, раскрывающих особенности пове­дения сложных систем, включая систему управления движениями, где ведущую роль играют категории оптимальности и целенаправленности.

В соответствии с этим главными критериями оценки КС мы считаем следующие че­тыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики (рис.1).

Рассмотрим признаки, отражающие КС, подробнее. Правильность выполнения двига­тельных действий имеет две стороны: качественную, названную Н.А.Бернштейном (1946) адекватностью, которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количест­венную -точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, не­посредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости. Обнаружен положительный перенос целевой точ­ности, проявляемой в различных баллистических движениях, имеющих установку на мет­кость. В другой группе случаев целевая точность «принимает процессуальный характер» (Н.А.Бернштейн, 1947), обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию мышеч­ных усилий, т.е. по ходу движений.




Рис. 1. Критерии оценки координационных способностей (В .И. Лях, 1989)




Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмери­вания пространственных, временных и силовых параметров движений; точность реакции на движущийся объект; целевую точность, или меткость. Хотя в литературе имеются сведения о том, что между данными показателями точности в отдельных случаях существуют положи­тельные связи, однако гораздо больше оснований считать, что названные показатели являют­ся относительно самостоятельными проявлениями точности, которые с разных сторон харак­теризуют КС человека.

Быстрота как критерий (признак) оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита вре­мени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты достижения задан­ного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.п. При этом уже давно экспериментально установлено, что человек, быстрее других обу­чающийся одним движениям (например, гимнастическим), в других случаях (например, при освоении спортивно-игровых двигательных действий) может быть в числе последних (В.М.Зациорский, 1970; В.И. Филиппович, 1973; Р.Н.Сингер, 1980).

Рациональность двигательных действий имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности - целесообразность движений, коли­чественная - их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим КС. Можно, например, отличаться высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении баллистических или спортивно-игровых двигательных действий.

Экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на его достижения (В.М. Дьячков, 1972; В.М.Зациорский, 1979; В.Л.Уткин, 1984). По­казатели экономичности зависят не только от эффективности техники двигательных дейст­вий, но и от функциональных возможностей (МПК, ПАНО) спортсмена (В.М.Зациорский, 1979). Находчивость, по мнению Н.А.Бернштейна, складывается из устойчивости (стабиль­ности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двига­тельный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности (активная сто­рона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи.

Стабильность - это обобщенная количественная характеристика выполнения двига­тельного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения. Примерами ста­бильности результата могут быть: устойчивое количество попаданий в кольцо или цель в ка­ждой серии из 10 бросков; выполнение гимнастом программы всякий раз на примерно оди­наковую оценку (например, на 7,1-7,2 балла).

В качестве примеров стабильности отдельных характеристик движений можно на­звать приблизительно одинаковую точность воспроизведения (дифференцирования) про­странственных, временных или силовых параметров движений в серии из 5-10 повторений. Например, средняя ошибка воспроизведения угла на кинематометре из 10 попыток каждый раз равна 1,7-1,8°, ошибка точности дифференцирования мышечного усилия составляет 0,700-0,800 кг. Отсюда следует, что чем меньше разброс, тем выше стабильность. Послед­нюю следует отличать от надежности, хотя они в известной мере связаны друг с другом или совпадают. Например, если установлена нижняя граница удовлетворяющего эффекта выпол­нения упражнения и спортсмен в каждом случае выступает на заданном уровне (точности, быстроты или экономичности) или выше его, то его действия отличаются не только стабиль­ностью, но и надежностью.

В частности, если баскетболист совершает в каждой игре пять 3-очковых попаданий и это удовлетворяет тренера и игроков команды, то диапазон результатов вышезаданного уровня точности определяет чрезвычайно высокую надежность, ниже этого уровня - низкую или даже нулевую. В первом случае стабильность и надежность действий баскетболиста сов­падают, во втором - расходятся.

Стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания может изменяться под влиянием таких факторов, как состояние спортсмена, дей­ствия соперника, внешние условия (В.М.Зациорский, 1979; В.Б.Коренберг, 1979). Например, если точность броска в кольцо не снижается при изменении времени выполнения различных его фаз в определенном диапазоне, увеличении расстояния до корзины, некотором измене­нии структуры движения, сопротивлении противника, утомлении, значит, двигательный на­вык имеет высокую устойчивость ко всем этим неблагоприятным факторам.

Стабильность техники в различных видах спорта зависит от взаимоотношения ста­бильности и вариативности элементов координации движений в подготовительной, основной и заключительных фазах. В видах спорта с относительно стандартной структурой (гимнасти­ка, прыжки в воду и т.п.) стабильными должны быть все фазы техники совершаемого дейст­вия, а в видах спорта с вариативной структурой действий (спортивные игры, единоборства) стабильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариативности подгото­вительной. Например, при изучении вариативности и стабильности подготовительной и ос­новной фаз броска в процессе технического совершенствования баскетболистов было уста­новлено, что по мере повышения квалификации спортсменов увеличивается вариативность подготовительной фазы броска, основная фаза все более стабилизируется. Причем эта стаби­лизация прямо пропорциональна увеличению вариативности подготовительной фазы (В.М. Дьячков, 1972).

Сколько же КС существует реально и сколько их должен формировать учитель физи­ческой культуры у учащихся? По поводу ответа на этот вопрос нет единой точки зрения. Ав­торы в своих попытках систематизировать КС называют от 2-3 основных до 5, 11, 18 и более специфических (или частных) КС.

Исследования позволили выделить следующие виды и показатели КС: специальные, специфические и общие (рис. 2).







ВИДЫ КС


ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ




ЯВНЫЕ (АБСОЛЮТНЫЕ)







СЛОЖНЫЕ




ЛАТЕНТНЫЕ (ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ)



ПОКАЗАТЕЛИ КС

Рис. 2. Систематизация видов и показателей КС

Рис. 2. Систематизация видов и показателей КС

Специальные КС по психофизиологическим механизмам относятся к однородным

группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по

возрастающей сложности. В этой связи различаются специальные КС:

В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к

трудовой деятельности и бытовым операциям.

Неравномерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих про­цессы координации движений, - причина появления специфических, или частных, КС, коли­чество которых может быть бесконечным, как бесконечны различные виды предметно- практической и спортивной деятельности человека. К наиболее важным специфическим КС относятся способности к точности воспроизведения дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; к равновесию, рит­му, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двига­тельной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устой­чивости, связи или соединению.

Результат развития ряда конкретных специальных и специфических КС, своего рода их обобщение, составляет понятие «общие КС». Под общими КС следует понимать по­тенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к опти­мальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу дви­гательными действиями. Итак, общие КС существуют лишь в понятии, сознании человека как обобщение и результат развития специальных КС. Говорить же о КС безотносительно к конкретным двигательным действиям неправильно. КС существуют и проявляются в процес­се выполнения реальных двигательных действий (или конкретных видов деятельности, на­пример спортивно-игровой). В этой связи правомерно высказывание, что чем выше специ­альные КС, тем выше и уровень развития общих КС. Специальные КС - это возможности че­ловека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарными являются, ска­жем, КС, проявляемые в ходьбе и беге, а более сложными - в единоборствах и спортивных играх. Относительно элементарной является способность точно воспроизводить пространст­венные параметры движений и более сложной - способность быстро перестраивать двига­тельные действия в условиях внезапного изменения обстановки.

КС, проявляющиеся в двигательной деятельности, зависят от скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей. Поэтому мы ввели два типа показателей КС: явные (аб­солютные) и латентные (относительные, или парциальные). Абсолютные показатели харак­теризуют уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возмож­ностей данного человека. Относительные, или парциальные, показатели позволяют судить о проявлении КС с учетом этих возможностей. Поскольку специальные КС весьма разнообраз­ны, может быть предложено много абсолютных и относительных показателей КС,

Например, у двух школьников (условно А и Б) определили время бега: 3 раза по 10 м (челночный бег). Результат у А - 9,2 с, у Б - 9,4 с. Это время характеризует абсолютный пока­затель КС применительно к циклическим локомоциям, который в нашем случае выше у А. Определим у этих же учащихся время бега на 30 м. Допустим, что у А оно равно 5,4 с, у Б - 6,4 с. Это показатели их скоростных способностей, которые явно выше у А. По разности ме­жду временем бега 3 х 10 м и на 30 м по прямой определим относительный показатель КС, относящийся к циклическим локомоциям: у А он равен 9,2 - 5,4 = 3,8, а у Б - 9,4 - 6,4 = 3,0 с. Относительный показатель КС выше у Б. Таким образом, если не учитывать уровень макси­мальной скорости школьников, то А имеет более высокий уровень КС, чем Б; если же брать в расчет их скоростные возможности, то соотношение меняется: Б оказывается более координированным, чем А. Итак, чем меньше разница между временем бега 3 х 10 м и 30 м, тем выше относительные КС в беге.

Как правило, эта разница уменьшается с улучшением способности управлять движе­ниями, что связано зачастую с повышением уровня мастерства спортсмена. Однако это на­блюдается не всегда.

Вышеперечисленные виды КС можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потен­циальными КС), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе выполнения этой дея­тельности (актуальные КС). Деление на потенциальные и актуальные КС вполне спра­ведливо. Действительно, пока ребенок не начал заниматься акробатикой или волейболом, его

КС к этим видам двигательной деятельности существуют как бы в потенции, в скрытом, не реализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые могут быть врож­денными или наследственными. После того как он позанимался определенное время этими видами спорта, добился каких-либо успехов, можно говорить о его реальных, или актуаль­ных, КС.

Понятие «потенциальные способности» нельзя понимать как предел, потому что едва ли кто-то может предсказать возможности развития у школьника различных двигательных, включая координационные, способностей. Об этом говорит продолжающийся рост достиже­ний в различных видах спорта, в частности в гимнастике, акробатике, фигурном катании, спортивных играх и др., где КС выступают как один из ведущих факторов достижения высо­ких результатов.

Таким образом, учителя физической культуры и тренеры должны прежде всего распо­знать, к каким специальным и специфическим КС ученик имеет высокие врожденные за­датки. Затем с помощью соответствующих методов определить абсолютные и относительные показатели разных КС. Это поможет им определить явные и скрытые координационные воз­можности своих учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.

1.2. Координационные способности с нейро- и психофизиологической точек зрения

Сложные процессы координации движений обеспечиваются прежде всего нейрофи­зиологическими механизмами (Н.А. Бернштейн, Н.А. Рокотова, А.Р.Лурия и др.). За свою более чем 100-летнюю историю представления об этих механизмах - управляющих функциях мозга - претерпели существенные изменения. Первые научные подходы, касающиеся объяс­нения двигательного поведения человека и механизмов координации движений, связаны с именами И.М.Сеченова и И.П.Павлова, которые объясняли эти механизмы с позиций теории рефлекторной деятельности. В частности, И.П.Павлов механизмы координационной дея­тельности ЦНС видел во взаимодействии процессов возбуждения и торможения в центрах рефлекторных дуг, участвующих в осуществлении той или иной двигательной деятельности организма. Он показал, что в организации целенаправленных двигательных актов (координа­ции Движений) значимая роль принадлежит лобным отделам головного мозга и что произ­вольные движения осуществляются в результате комплексной деятельности двигательного анализатора и других анализаторных систем.

Однако теория условно-рефлекторной деятельности недостаточно раскрывает управ­ляющие функции мозга по отношению к двигательной активности человека. Схема условно­го рефлекса как управляющая система, имеющая открытый контур управления (по механиз­му рефлекторной дуги), не может осуществлять текущее исправление ошибок и не в состо­янии вести поиск и вариативность ответных реакций как непременную характеристику дви­гательного процесса.

Новый, по сути революционный, шаг в понимании способа управлять движениями был сделан Н.А.Бернштейном. Он выявил новые функции, которые характеризуют мозг как систему управления движениями, и сформулировал новые для физиологии мозговой дея­тельности понятия, такие как цель, активный поиск, иерархический и замкнутый контур управления (схема рефлекторного кольца). Ученый обосновал положение о многофункцио­нальном и иерархическом строении психомоторной деятельности человека и выделил взаи­мосвязанную совокупность 5 уровней построения движений со стороны различных отделов нервной системы, которые связаны с моторными выходами (сенсомоторная и лобная кора, стриопаллидарные структуры, мозжечок, красное ядро, спинной мозг) и с подведомственной им периферией (главным образом мышцами)1. Относительная степень развития и совершен­ствования этих уровней у разных субъектов весьма различна. Именно это обстоятельство объясняет тот факт, что одни дети от рождения и в ходе тренировок достигают высоких ре­зультатов в развитии КС, проявляющихся, например, при выполнении циклических локомо- ций или баллистических движений на дальность; другие - при овладении спортивно- игровыми упражнениями единоборствами. Нами установлено, что при недостаточном, но относительно равном двигательном опыте или уровне обученности ребенка, соответственно при малом числе автоматизированных компонентов движений более высокий уровень разви­тия КС показывают дети, отличающиеся более высоким развитием и совершенством веду­щих уровней построения движений, определяющих смысловые и программирующие сторо­ны (правильность и находчивость в выполнении) этих движений. И наоборот, по мере повы­шения двигательного опыта и автоматизации все большего числа компонентов двигательных действий более высокий уровень развития КС демонстрируют индивиды, располагающие более широким объемом и высокой степенью сформированности технических сноровок и высших автоматизмов фоновых уровней пространственного поля С и уровня синергии В. Слаженная деятельность последних, как представляется, определяет скорость и рациональ­ность - ведущие критерии оценки КС на завершающем этапе освоения сложных в коорди­национном отношении двигательных действий (В .И. Лях,1990).

Принципы управления движениями, изложенные Н.А.Бернштейном, в настоящее время разделяются большинством отечественных и зарубежных исследователей (Н.А.Рокотова с соавт/, В.С.Гурфинкель, Г.Миллер, К.Прибрам, Д.М.Мак-кей и др.), которые расширили представления о системе центральной регуляции двигательных действий.

В то же время взгляды на нейрофизиологические функции мозга как системы управ­ления движениями еще далеко не достаточны. Прежде всего не вполне ясна логика работы высших механизмов обработки информации: систем длительного хранения информации и связанной с ними системы оценки (измерения, отнесения к определенному классу) текущей информации о внешних событиях и собственных состояниях (Н.А.Рокотова с соавт., 1971). Трудно пока объяснить, как работают системы, преобразующие обработанную и оцененную информацию в управляющий процесс и как происходит перекодирование информации, на­пример зрительной, в термины, «понятные» для систем управления движущимся органом и др. Однако нет сомнения, что дальнейшие нейро- и психофизиологические эксперименты прольют свет на эти сложные вопросы.

До середины 70-х гг. прошлого века имелись лишь самые общие соображения о том, что такие интегральные качества спортсмена, как ловкость или координированность, зависят от полноценного восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Предпола­галась тесная связь этих качеств с быстротой и точностью двигательных реакций и сдругими психическими процессами (А.Ц.Пуни, Е.Н.Сурков, П.А.Рудик и др.). Выдвигали доводы, что должны иметься связи свойств нейродинамики (нервной системы): силы, динамичности, подвижности, лабильности, уравновешенности с показателями КС, проявляющимися в осо­бенности в экстремальных (опасных) условиях или в условиях, требующих быстроты пере­стройки двигательных действий (З.И. Бирюкова, 1961; В.И.Филиппович, 1973).

Однако, как справедливо отмечал по этому поводу профессор Е.П.Ильин (1976, с. 13): «До сих пор эти механизмы больше предполагались, чем изучались». Итак, требуются более конкретные экс-периментально установленные сведения о связях показателей психофизио­логических функций сенсорно-перцептивной, мнемической, интеллектуальной и сенсомо- торной сфер с показателями КС детей разного школьного возраста. Нам представляется важ­ным познакомить учителей физической культуры и специалистов с данными наших соб­ственных исследований и результатами других ученых о связях и зависимостях этих непро­стых явлений.

В результате ряда серий многолетних экспериментов выявили, что между отдельными показателями различных КС и отдельными показателями психофизиологических функций (сенсомоторных, проприорецептивных, перцептивных, интеллектуальных) достоверные и близкие к достоверным положительные корреляции в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. Более высокий уровень развития специальных и общих КС зависит не от од­ной, пусть даже и высокоразвитой функции, а от относительно высокого уровня развития со­четания всех или многих функций, так как в силу механизма компенсаций недостаточно раз­витые одни функции (например, перцептивные, интеллектуальные), значимые в структуре определенных КС, могут компенсироваться силой других (например, сенсомоторных). Исхо­дя из сказанного, об уровне развития координационных возможностей индивида можно су­дить не только по результатам соответствующих двигательных тестов (подробнее см. гл. 7), но и по высокому суммарному уровню развития показателей психофизиологических функ­ций (перцептивных, интеллектуальных, кинестезии, сенсомоторики), но не отдельных из них, а всех вместе. В свою очередь, высокий уровень состояния общих и специальных КС позволяет предполагать относительно высокий уровень развития психофизиологических функций, связанных с проявлением этих способностей (В .И. Лях, 1989).

Нами установлено, что наибольшую информативную значимость в структуре КС име­ет совокупное влияние показателей сенсомоторики. Показатели сенсомоторики и общих КС несколько теснее связаны друг с другом у лиц мужского пола по сравнению с женским, осо­бенно в младшем и старшем школьном возрасте. Менее тесно, чем с совокупностью сенсо- моторных реакций, связаны с общими КС суммарные ранговые оценки проприорецептивных функций (особенно у мальчиков). Связи между совокупностью показателей мышечно- двигательной чувствительности и показателем «общие КС» оказались заметно теснее у пред­ставительниц женского пола особенно в среднем и старшем школьном возрасте. Это можно расценивать как факт большей значимости кинестезии (мышечного чувства) в структуре КС лиц женского пола по сравнению с мужским. Суммарные ранговые оценки показателей пер­цептивно-интеллектуальных процессов и суммарные ранговые оценки КС связаны друг с другом менее тесно и более неоднозначно (см. табл.1). Полученные нами данные согласуют­ся с представлениями и экспериментальными исследованиями других авторов (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, 1972, 1977; В.С.Мерлин, 1964, 1977; Е.П.Ильин, 1976; В.М.Русалов, 1979, и др.), показавших, что чем более удаленными друг от друга являются признаки разных уров­ней человеческой индивидуальности, тем меньше можно встретить однозначных положи­тельных связей между ними.

Информативная значимость различных показателей психофизиологических функций в структуре КС зависит от многих факторов. В частности, большей значимостью обладают интеллектуальные показатели в структуре тех КС, которые более сложны в смысловом от­ношении или которые проявляются в новых или необычных для исполнителя условиях. В структуре такой сложной КС, как способность к быстроте перестройки двигательной дея­тельности (СПДД) , значимость перцептивно-интеллектуальных компонентов выше у маль­чиков младшего возраста (8-9 лет) по сравнению со средним школьным возрастом (11-12 лет). Вне зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей высокую ин­формативную ценность в структуре СПДД имеет сенсомоторная координация, определяемая по показателю точности и своевременности реагирования в сложных, быстроизменяющихся условиях (В.И.Лях, 1976).

Профессор Е.П.Ильин (1976-1983) установил, что те либо другие двигательные спо­собности, включая координационные (и даже их отдельные компоненты), обусловливаются не одним каким-то свойством нервной системы, а определяются сочетанием определенных комбинаций этих свойств.

Пока лишь в абстрактном плане можно говорить об участии в управлении и регуляции сложно-координированных движений таких психических составляющих, как эмоционально- мотивационные (двигательная мотивация); ценностно-ориентационные (предпочтение опре­деленным видам двигательной активности, например единоборствам); установочные (уста­новка на точность, быстроту, рациональность выполнения движений); волевые (смелость, решительность, выдержка, самообладание и др.). Вне сомнения, что как и вышеназванные психофизиологические составляющие (перцептивные, интеллектуальные, сенсомоторные), они играют определенную роль в процессах управления движениями. Однако каково их кон­кретное влияние на качество процессов координации движений - это еще далеко не выяснен­ные вопросы психофизиологии движений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации