Гилева В.Г. Государственное регулирование экономики - файл n1.doc

приобрести
Гилева В.Г. Государственное регулирование экономики
скачать (1062.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1063kb.15.09.2012 13:05скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
В.К. Гилева
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


В.К. Гилева
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ


Издательство ИГЭА

2002

УДК 338.242.4(075.8)

ББК 65.9 (2) 30-2

Г 47

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Иркутской государственной экономической академии


Рецензент д-р экон. наук, проф. С. А. Курганский


Г 47 Гилева В.К.

Государственное регулирование экономики: Учеб.-метод. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. – 148 с.

IBSN 5–7253–0676–3

Излагаются основные проблемы государственного регулирования экономики; дается представление об основных подходах в экономической теории государства – классической школе, кейнсианстве, монетаризме, институционализме и т.д.; рассматриваются особенности экономической деятельности государства в условиях смешанной и переходной экономик.

Пособие соответствует государственным образовательным стандартам. Предназначено для студентов юридического факультета всех форм обучения (очная, заочная, ускоренная).

ББК 65.9 (2) 30-2

IBSN 5–7253–0676–3  Гилева В.К., 2002

 Издательство ИГЭА, 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1. Экономическая теория государства 8

1.1. Воззрения меркантилистов: советы государям 8

1.2. Классическая теория о государственном 12

регулировании экономики 12

1.3. Социалистические теории 15

1.4. Государство в неоклассической и неолиберальной системах. Идеи монетаризма 16

1.5. Институционализм как один из предшественников теорий государственного регулирования экономики 22

1.6. Государство в кейнсианской модели 27

1.7. Государство в концепции неоклассического синтеза 36

Глава 2. РазвитиЕ государственного регулирования экономики 40

2.1. Рынок и государство: их взаимодействие 40

2.2. Провалы (фиаско) рынка и их трансформация 44

в функции государства 44

2.3. Политика регулирования доходов 55

2.4. Фискальная политика государства 67

2.5. Кредитно-денежная политика государства 86

методический материал 96

Основные термины 96

ТЕСТЫ 97

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 103

СЛОВАРЬ 106

CASE [KEIS] 109

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 112

Основные подходы в экономической теории государства 112

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 116

«Анатомия» образования Германской корпоративной экономики 116

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 124

Концепция «Управления социальным развитием России» 124

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 126

Модернизированный проект обновления РФ 126

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 137

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 138

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 140

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 142

Иркутск 2002 150



Введение


Данное пособие предлагается для более углубленного изучения одного из разделов курса экономической теории – процесса экономической деятельности государства, в котором нуждаются все экономические системы. Его предваряет изучение микро- и макроэкономики, знание которых необходимо для анализа сферы действия налогообложения, выгод проведения достаточно оптимальной фискальной, денежно-кредитной политики и т.д.

Помимо фирмы существует еще один вид организации – государства. Следует сказать, что несмотря на его размеры и отнесение анализа государственного регулирования экономики к предмету не микро-, а макроэкономики, государство зачастую рассматривают не в качестве института, а в качестве особой организации.

Главным аргументом для сторонников данной позиции служит факт делегирования гражданами части своих прав государству. Именно на этой основе государство осуществляет свою деятельность, когда его природа определяется властными отношениями между гражданами и государственным аппаратом. Причем, распределение прав между гражданами и государством фиксируется в конституции, играющей роль социального контракта: зачастую разграничиваются те права, которые не могут быть отчуждены от индивидов ни при каких условиях от тех прав, которые могут быть переданы ими государству. Ибо гражданами движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций по обеспечению различных форм взаимодействия

Следовательно, данное предпочтение граждан трансформируется в государственную политику и влияет как минимум на структуру общественных расходов, величину государственной собственности.

В настоящее время нет единства мнений в решении ряда вопросов: в какой степени следует осуществлять вмешательство государства в экономику, каково оптимальное сочетание силы государства и силы рынка, каковы методы государственного вмешательство в экономику и т.д.

Весь спектр различных подходов в оценке экономической роли государства колеблется от признания необходимости полного огосударствления до полного либерализма. Тем не менее обязательность государственного регулирования и выполнения государством определенных функций в экономике сомнению не подвергается.

В целом экономическая политика государства трактуется как прикладная экономика благосостояния, выделяющая разделы позитивной и нормативной экономики: позитивной, поскольку внимание акцентируется на оценке конкретных (ставших) последствий принимаемых государством решений, и нормативной: – рассматривается прогностический потенциал экономической политики государства, как политики благосостояния1, связана с оценкой того, насколько успешно осуществляются программы, связанные с выработкой новой стратегии.

Комплексный анализ государственного регулирования экономики впервые был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном (1903 – 1994). Он в своей работе «Теория экономической политики» особо подчеркивает, что правительственные органы должны выбрать конечные цели экономического регулирования. Опирающиеся на какую-либо модель экономики, в которой воедино связаны цели и инструменты. Следовательно, речь идет о нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.

Существуют две важнейшие составляющие, на которые Я. Тинберген обратил особое внимание: первая – это соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики; вторая связана с утверждением, что цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования. И последующее накопление опыта государственного регулирования в разных странах происходит в основном с учетом, прежде всего, этих составляющих, а также – используются результаты исследований таких западных экономистов, как Дж. Бьюкенен, П. Самуэльсон, Дж. Стиглец, Г. Туллок, Дж. Шумпетер, К. Эрроу и других.

В предлагаемом учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические проблемы государственного регулирования экономики в условиях смешанной экономики и в условиях перехода Российской Федерации от экономической автаркии к частичному включению в глобальную экономику, от индустриальной эпохи к информационному веку. Проблема состоит в том, что ни одно государство не может выбирать свою последовательность этих процессов перехода2. Россия не может сначала закончить свой политический и экономический переход, а затем приступить к переходу в информационный век. Она должна осуществлять их в одно и то же время.

Российское государство, как государство развития в старте новой экономики, нуждается в питательной поддержке положительного опыта других стран, обобщенного в теориях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


В.К. Гилева
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации