Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста - файл n1.docx

приобрести
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
скачать (756.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx757kb.15.09.2012 12:38скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркипа

Практическое пособие

Библиотека логопеда- практика

Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина

Устранение

общего

недоразвития

речи у детей

дошкольного

возраста

Практическое пособие

5-е издание

И АЙРИС ПРЕСС

Москва 2008

удк :17<>.:ш lillic 7Л.Л Ф53

Рецензенты: Черкасова Е. JI., старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, канд. педагогических наук; Резниченко Т. С., методист детского отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения

г. Москвы, специалист высшей категории; Ульянова В. А., логопед ДОУ компенсирующего вида № 1210 ЮЗАО г. Москвы

Допущено Министерством образования РФ

Идея, разработка издания принадлежит издательству «Айрис-Дидактика»

Серийное оформление Ю. Б. Кургановой

Филичева, Т. Б.

Ф53 Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки- на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика). ISBN 978-5-8112-3390-8

В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательных занятий по периодам обучения, а также рекомендации по использованию лексического материала.


ISBN 978-5-8112-3390-8
ББК 74.3 УДК 376.36

©ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2004

Введение

Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и раз- питии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.

Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.

В этом пособии освещаются основные этапы логопедической работы с детьми 4-6 лет жизни в группах с общим недоразвитием речи (ОНР); приведены психолого-педагогические характеристики детей, методические приемы их обследования; раскрываются содержание логопедических занятий, принципы их организации. По каждому разделу рекомендуется речевой материал и примерные конспекты занятий.

В книге представлены результаты многолетних экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве с логопедами-практиками, творчески использующими и во многом обогатившими методическую реализацию предлагаемых коррекционных технологий.

При этом пособие не исчерпывает всего содержания логопедических занятий, которые должны быть разнообразными, живыми, занимательными.

Следует отметить, что изложенные в книге проекты программ для детей с общим недоразвитием речи прошли широкую апробацию в течение 12 лет по всей территории Российской Федерации и одобрены Федеральным Экспертным советом Министерства образования.

Авторы выражают признательность коллективам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида г. Москвы, Московской области и других регионов России (города Краснодар, Ростов-на-Дону, Новокузнецк, Киров, Чебоксары, Калуга и др.).

Книга адресована логопедам дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи, студентам высших педагогических учебных заведений, слушателям системы повышения квалификации.

Психолого-педагогическая характеристика детей 4-6 лет с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типич- иыми являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи было сформулировано проф. Р. Е. Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году. Все многообразие речевого недоразвития было представлено в трех уровнях: отсутствие общеупотребительной речи; начатки общеупотребительной речи; развернутая речь с элементами фонетического и 'I ексико-грамматического недоразвития.


При этом было отмечено, что выделенные уровни не выходят за рамки обычного пути речевого развития — от элементарных форм к более сложным. Специфичным для отклоняющегося развития является позднее начало этого пути. При описании характерных черт каждого из выделенных уровней учитывались следующие положения:

Таким образом, были определены основные тенденции развития речи, определяющие характерные черты каждого уровня, которые нашли широкое отражение в логопедических методиках.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.

Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют дети с II и III уровнями речевого развития.

II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

Приведем типичные примеры искаженной детской речи.

г Женя Г. (4 года 5 мес.), ОНР, II уровень.

Содержание сюжетной картинки «Снежная баба» ребенок передает следующим образом:

Сек а улити. Сивавик. Де лепи сек. Дели гази. Нось макова.

Мета.

Снег на улице. Снеговик. Дети лепят снег. Сделали глаза.

Нос — морковка. Метла.

Другой пример: представлена серия картин «Набедокурил».

Мятик игаит. Мятик а толь. Сё пали.

Играет в мячик. Мячик на стол. Все упало.

г Настя Р. (5 лет 3 мес.), ОНР, II уровень.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

На картинке: Дети играют с кубиками. Один мальчик строит башню. Другой мальчик подвозит машину с кубиками. Девочка делает из кубиков стену. Вокруг детей — игрушки.

Икают аще. Таят есе. Игуськи. Масинка.

Играют еще. Ставят еще. Игрушки. Машинка.

На картинке: Дети играют в песочнице. Девочка с помощью формочек делает игрушки. Мальчик лопаткой копает песок.

Икают песек. Дейт куйки. Еще апатки.

Играют в песке. Делает курочек. Еще лопатки.

Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в раз- питии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.), названии животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т. д.), различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер), предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья) и т. д.

Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:

Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже (нига идит той — книга лежит на столе); возможна и замена предлога (гип лятет на делевим — гриб растет на дереве). Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных: шипящих, соноров, свистящих, твердых и мягких, звонких и глухих (пат нига — пять книг, папутька — бабушка, дука — рука); грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава (сокращение количества слогов: памика — пирамида; перестановка и добавление слогов: ядыги — ягоды, телененок — теленок).

При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных (морашки — ромашки, кубика — клубника, вок — волк, каф — шкаф).

Настя P. (5 лет 3 мес.), ОНР, II уровень


>
Нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости





тул — стул

ибы — грибы

ось — лось

ита — сестра

пава вода — попала вода

месенок — медвежонок

мидов — помидор тенка — стенка

велапед — велосипед

мея — змея

ипятки — цыплятки

биает веты — собирает цветы

акает амако — лакает молоко

акавка — скакалка





> Женя Г. (4 года 5 мес.)» ОНР, II уровень.





мога — много коля — скоро кйги — книги титать — тетрадь сивавйк — снеговик девая — дерево мета — метла мазю — возьму икасо — колесо игаю — играю малика — маленькая кука — кукла зётий — желтый касаня — красная лёка — елка батик — бантик толь — стол макови — морковка





Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим — неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Более высокий, III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.

Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

При этом характерным является следующее:

У детей отмечается нечеткое произнесение звука ы (среднее между ы — и), недостаточное озвончение согласных б, д, г в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков к — г — х — т — д — дь — й, которые у дошкольников с нормальным развитием речи формируются достаточно рано (моля любка — моя юбка, тота тидит на атоте — кошка сидит на окошке, даль лябико — дай яблоко).

Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акусти- ко-артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают исследуемые звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, подбор слов, начинающихся на заданный звук) обнаруживается смешение заданных звуков и с другими, менее сходными. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лекси- ко-грамматического недоразвития речи.

Диагностическим показателем описываемого уровня развития является нарушение звуко-слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов.

Отмечаются прежде всего ошибки в передаче слоговой структуры слов. Правильно повторяя вслед за логопедом 3- 4 сложных слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов (фотографирует — графирует). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове (товотик вместо животик, коловода вместо сковорода, саф вместо шкаф, татйка вместо ткачиха, кет вместо ткет) и т. д.

Типичными для детей являются персеверации слогов (ха- хист — хоккеист, ваваяпотик — водопроводчик), антиципации (астобус — автобус, лилисидист — велосипедист); добавление лишних звуков и слогов (лимонт — лимон).

Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.

Так, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечения согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение при стечении согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер.

На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью.

Это отчетливо проявляется при изучении предметного глагольного словаря и словаря признаков. Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница).

Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат — часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает — шьет, широкий — большой, вырезает — рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают: поливает в катюдю сюп вместо наливает; чешет нос вместо точит нож, тет веником поль вместо подметает).

Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться. Они не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой), плохо различают и форму предметов: круглый, овальный, квадратный, треугольный.

Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. Например, происходит замена названия части предмета названием всего предмета: ствол, корни — дерево; название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение: шнурки — завязать чтобы; шланг — пожар гасить; продавец — тетя вешает яблоки.

В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Например, характеризуя величину предмета, как правило, они используют только понятия: большой — маленький, которые заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка.

Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных: вместо маленький — помалюскин стул; де- ревко, ведречко, мехная шапка, глинный кувшин, деревкин стул, стеклянная ваза.

Много ошибок они допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает, вместо пришивает — шьет).

Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. Например:

> Даша К. (5 лет 2 мес.), ОНР, III уровень.

Серия картин. На первой картинке изображен мальчик, который уходит в школу, рядом сидит собака. На второй картинке: мальчик ушел, собака осталась одна. Она сорвала салфетку со стола. На пол упала чашка, ложка, нож.

Майтик посов в квасс. Собака дёвнува и все пойетёво.

Сюжетная картина: Зимний парк. Дети развешивают кормушки, насыпают в кормушки зерна. На кормушке и вокруг нее воробьи и снегири.

Они дйя птит'ек домики. Зима быва. Семет'ки дйя птитек давайи. И в доме быйи птисы и снигйк. Один быв снигик на снигу, двугой йитав.

В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (Я иглаю синей мятей — Я играю синим мячом. У меня нет синей мяти — У меня нет синего мяча); смешение родовой принадлежности существительных (де веды — два ведра); ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов (два рути — две руки, пять руках — пять рук, пат мидедь — дать медведей). Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание (даю тетитькой — Я играю с сестричкой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации