Реферат - Контроль: виды и методы - файл n1.doc

Реферат - Контроль: виды и методы
скачать (75.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc76kb.15.09.2012 08:04скачать

n1.doc



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ


Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Кафедра : «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Дисциплина : «Контроль и ревизия»

Реферат на тему : «Контроль: виды и методы»
Выполнила:

Студентка


Проверила:
Владивосток,

2011

Содержание


  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Сущность и смысл контроля………………………………………………4

  3. Виды контроля и их классификация………………………………………6

  4. Приемы и способы, используемые при проведении контроля………...12

  5. Заключение………………………………………………………………..16

  6. Список литературы……………………………………………………….17



Введение
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижения целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Контроль является процессом установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в процессе труда. Контроль имеет двоякий характер, с одной стороны – это элемент каждой общей функции менеджмента, с другой - это самостоятельная функция управления, так как деятельность по контролю представляет собой её самостоятельный вид. Как и другие функции управления, контроль подразделяется на несколько видов. По времени осуществления контроль делится на предварительный, текущий и заключительный. По масштабам контроля: полный и выборочный. По целям контроль различают на оперативный и стратегический.

Контроль оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т. е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей.

Сущность и смысл контроля

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, при успешном функционировании организации. Без него начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становиться невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют её направление деятельности, распределяя её усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Питеру Друкеру заявить: “Контроль и определение направления - это синонимы”. Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.

Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.

К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля. Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, направлен на достижение конкретных результатов, гибок, своевременен, прост и экономичен.

Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

Виды контроля и их классификация
В целях более глубокого изучения сущности, принципов по­строения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам выделяют(государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль ):

1. Государственный контроль - осуществляют органы госу­дарственной власти и управления и административные орга­ны. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

- Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более пол­ного удовлетворения потребностей.

- Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выяв­ление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.

- Специализированный контроль — возложен на специа­лизированные инспекции, которые осуществляют про­верку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, вхо­дящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).

2. Внутренний контроль - выступает составной частью сис­темы корпоративного управления и осуществляется как не­посредственно руководством и другими должностными ли­цами хозяйствующего субъекта, так и его специальными кон­трольными службами или привлеченными специализирован­ными организациями.

3. Аудиторский контроль - независимый контроль за дея­тельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-пред­принимателями или аудиторскими фирмами. Цель — про­верка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприя­тии операций, правильности их отражения в учете.

4. Общественный контроль - осуществляется неправитель­ственными организациями и отдельными физическими лица­ми на основе добровольности и безвозмездности. К нему от­носится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель — проверка решения социальных вопро­сов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

1) вневедомственный - предполагает осуществление конт­рольных функций независимо от ведомственной подчинен­ности проверяемых субъектов хозяйствования;

2) ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

по принципу административной подчиненности. Компе­тенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ве­домства и может выходить при необходимости за его пре­делы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их примене­ния выделяют(правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государ­ственного управления, обеспечивает точное и неукосни­тельное соблюдение законов всеми субъектами хозяй­ствования и должностными лицами.

2. Экономический контроль - осуществляется в сфере уп­равления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

3. Производственно-технический контроль - осуществля­ется в сфере производственного процесса и является спо­собом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):

1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контро­лю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразнос­ти проведения хозяйственных операций.

Форма предварительного контроля играет важную роль в фи­нансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внут­реннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюд­жетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - опера­тивное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовле­чены в дело.

3. Последующий контроль - осуществляется после совер­шения хозяйственных операций. Цель — установление досто­верности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

Благодаря последующему контролю обеспечивается объек­тивная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдель­ных должностных лиц. Эта форма контроля является самой рас­пространенной и применяется в работе всех органов экономи­ческого контроля.

В зависимости от источников контрольных данных вы­деляют(Документальный контроль, фактический контроль):

1. Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являют­ся первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверны­ми, полными "и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связа­ны главным образом с проверкой документов.

2. Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем про­ведения инвентаризации фактического наличия и состояния хра­нения хозяйственных средств.

Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и факти­ческий носит в известной мере условный характер, так как в осно­ве этого разграничения лежат различные источники данных.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных опера­ций) в сплошном порядке, который характеризуется боль­шой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятель­ности хозяйствующих субъектов;

2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

1) систематический (регулярный) контроль - произво­дится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и ауди­торского контроля;

2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в ос­новном теми или иными общественными интересами' (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятий (неиспользованные ресурсы, фи­нансовое состояние и платежеспособность, оценка иму­щества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществле­ние экономического анализа как способа контроля совме­щается обычно с другими способами (проверками, обсле­дованиями, ревизиями).

3. Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюде­ния законности и обеспечения законных прав в хозяй­ственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются орга­нами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

4. Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физичес­ких лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуще­ствляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных воп­росов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охра­ны труда и т.д.

Приемы и способы, используемые при проведении контроля
В зависимости от формы экономического контроля использу­ются различные приемы и способы проверок.

К приемам фактического контроля относятся:

1. Инвентаризация - проверка объектов в натуре, путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.

2. Лабораторный анализ - представляет собой выявление необходимых показателей качества тех или иных объек­тов контроля путем соответствующего (физического, хи­мического или биологического) анализа в лабораторных условиях (например, определяют в лабораторных условиях качество шерсти, сахаристость сахарной свеклы, жир­ность молока и т.д.).

3. Экспертная оценка - применяется для выявления про­фессионального уровня и ценности выполняемых работ путем их фактической экспертизы. Этот прием контроля используется также для установления подлинности доку­ментов, записи, реальности и характера совершенных операций, зависимости между деянием и действующим лицом.

4. Очный опрос - фактическая проверка объектов контро­ля путем очного опроса соответствующих лиц, распола­гающих теми или иными сведениями об этих объектах. Разновидностью очного опроса служат допрос и очная ставка, применяемые судебно-следственными органами при расследовании дел о недостачах, гибели и хищении имущества.

Наряду с указанными приемами для изучения предмета эко­номического контроля широко используются приемы и способы документального контроля:

I. Чтение документов - представляет собой изучение тех или иных документов, характеризующих соответствую­щие объекты контроля (определение их подлинности и правильности оформления, достоверности и законности отраженных в них хозяйственных операций).

2. Счетная проверка - проверка правильности цифрового материала в документах и регистрах бухгалтерского учета.

3. Письменный запрос - представляет собой получение не­обходимых сведений о том или ином объекте контроля от соответствующих предприятий (организаций) и отдель­ных лиц путем их письменного запроса.

4. Сопоставление (сверка) документов - означает сверку сведений о том или ином объекте контроля, содержащих­ся в различных документах (например, сопоставление ко­личества полученной от урожая продукции, отраженного в документах по учету выхода продукции растениевод­ства с количеством этой же продукции, зафиксированным в документах по их транспортировке).

5. Экономический анализ - представляет собой изучение предмета контроля путем выявления влияния фактов, обусловивших те или иные изменения в этом предмете за проверяемый период.

Все перечисленные приемы и способы изучения предмета экономического контроля применяются не изолированно, а в со­четании, что позволяет достаточно полно выявить положитель­ные и отрицательные моменты в хозяйственной деятельности проверяемых организаций и отдельных должностных лиц в це­лях улучшения сохранности и более эффективного использова­ния экономических ресурсов.

Метод экономического контроля - совокупность приемов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактичес­кого состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования.

В процессе функционирования финансово-хозяйственный контроль сформировал свой метод в системе прикладных эко­номических наук. Метод характеризуется использованием об­щенаучных и собственных методических приемов и способов контроля.

Метод (от греч. - путь исследования) - это спо­соб исследования, что определяет подход к объектам, которые изучаются, путь научного познания и установления истины.

Общенаучные методические приемы включают анализ и син­тез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстраги­рование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Анализ (от греч. - разложение) - это прием иссле­дования, включающий изучение предмета мысленным или прак­тическим расчленением его на составные объекты.

Синтез (от греч. - сочетание, составление, совме­щение) - прием изучения объекта в целостности, в взаимосвязи его частей.

В контроле синтез связан с анализом, дает возможность объе­динить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить связь и познать предмет как единое целое.

Индукция (от лат. - наведение) - прием исследо­вания, заключающийся в том, что общий вывод составляют на основе изучения не всех, а лишь части элементов множества, т.е. способ выведения заключений от частного к общему (например, проверку дебиторской задолженности осуществляют на первых порах по данным аналитического, а потом - синтетического учета).

Дедукция (от лат. вывод) - исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, т.е. делается заключение от общего к частному. Например, проверку затрат на первых порах проводят по данным синтетического, а потом - аналитического учета.

Аналогия - прием научных выводов, благодаря которому достигают познания одних объектов на основе сходства их с дру­гими. Прием аналогии основывается на сходстве некоторых сто­рон различных объектов, представляет основу моделирования, которое применяется в контроле.

Моделирование - прием научного познания, основывающийся на замене исследуемого объекта его аналогом, моделью, веющей важные приметы оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения контрольного процесса - стандарты, нормативы, тарифы.

Абстрагирование (от лат. - отрываю) - прием отвлечения. Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям (например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных подразделениях предприятия, абстрагируясь, строят заключения в целом по организации).

Конкретизация (от лат. - густой, твердый) - исследование объектов во всей разносторонности их реальной, а не Абстрактной действительности.

Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает оценку поведения объектов как сис­темы со всеми факторами, которые влияют на его функциониро­вание.

Функционально-стоимостный анализ - изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, что включает проектирование и синтез сложных систем в процессе исследова­ния их функционирования (оценка экономической эффективнос­ти технологических процессов).
Заключение
Контроль необходим для достижения целей организации, а также для стимулирования её успешной деятельности. Он позволяет обнаружить и разрешить возникающие проблемы, поэтому и по многим другим причинам о которых говорится в данной работе, видно насколько контроль важен.

Контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых от предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней не понимают и не поддерживают ее, - такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее. Не имея в своем распоряжении такого древнего инструмента контроля, как квалифицированный бюрократический аппарат, руководители заведомо ограничивают совершенство системы управления компании.
Список литературы
1. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. \\ М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2007.

3. Кулинина Г.В., Мельник М.В., Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия / Под ред. Новикова А.В.: Изд-во «Экономистъ», 2007.

4. Маренков Н.Л. Ревизия и контроль: Учеб. пособие.\\ Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.

5. Овсийчук М.Ф. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. \\ М.: «КноРус», 2006.

6. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учеб. пособие. \\ М.: Изд-во «Книжный дом», 2005.

7. Аснин Л.М., Кононова И.Я. «Контроль и ревизия в организациях: учебное пособие» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 288 с.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации