Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей - файл n1.doc

приобрести
Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей
скачать (1891.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1892kb.15.09.2012 07:05скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14






УДК 37.035(075.8) ББК74.100я73 С691

ПРЕДИСЛОВИЕ


Авторы:

Б.В.Куприянов [введение, гл. 1 (1.4—1.5), 2, 4 (4.1), приложения 2, 3];

Н.Г.Крылова [гл. 1 (1.1), 3 (3.6)]; О. В.Миновская (гл. 4);

Е.А.Салина [гл. 1 (1.1—1.3), 3 (3.1 — 3.5, 3.7), приложения 4 — 6]

Рецензенты:

доктор педагогических наук, зам. директора Института

социально-педагогических проблем сельской школы, руководитель

Центра социально-педагогической профессиональной подготовки

специалистов М. М. Плоткин;

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник

Института теории и истории педагогики РАО Л.В.Алиева

Учебное пособие подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 02-06-00193а

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного С691 образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куп­риянов, Е.А.Салина, Н.Г.Крылова, О.В.Миновская; Под ред. А. В.Мудрика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

ISBN 5-7695-1935-5

В учебном пособии дается характеристика учреждения дополнитель­ного образования детей как воспитательной организации. Рассмотрены три основных направления социального воспитания: организация со­циального опыта, образование, индивидуальная педагогическая помощь. В приложении представлены: типология форм организации совместной деятельности воспитателей и воспитанников, структура программы до­полнительного образования, примерная структура программы социаль­ного воспитания в учреждении дополнительного образования детей (орга­низация социального опыта), информационная карта программы допол­нительного образования и др.

Для студентов педагогических вузов. Может быть полезно педагогам дополнительного образования, а также руководителям образовательных учреждений.

УДК 37.035(075.8) ББК74.100я73

© Куприянов Б. В., Салина Е.А., Крылова Н.Г.,

Миновская О. В., 2004
CD Образовательно-издательский центр «Академия», 2004
ISBN 5-7695-1935-5 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004

Двадцатый век — век появления и развития особого социаль­ного института — дополнительного образования. Возникнув как единичные экспериментальные воспитательные организации, уч­реждения дополнительного образования детей составляют сегод­ня обширную сферу социального воспитания с миллионами учащихся, со своим специфическим содержанием и целой армией специалистов. Подавляющее большинство современных взрослых благодаря талантливым и увлеченным педагогам-внешкольникам сделали еще будучи детьми первые шаги в творчестве, науке, тех­нике, определились с будущей профессией или областью увлечений.

И сегодня в домах и дворцах творчества, других учреждениях дополнительного образования дети и подростки России получают возможность испытать свои силы и способности в различных ви­дах деятельности. Однако дополнительное образование переживает сейчас непростые времена — это касается и определения статуса учреждений дополнительного образования в ряду иных воспита­тельных организаций, уточнения содержания, поиска методов, форм и педагогических технологий, адекватных новым требованиям к образованию: доступности, качества, эффективности.

В учебном пособии дана характеристика учреждений дополни­тельного образования детей как воспитательных организаций; оха­рактеризованы содержание, формы и методы организации опыта детей в учреждениях данного типа; показаны специфика и клас­сификация дополнительных образовательных программ, особен­ности индивидуальной педагогической помощи в условиях вне­школьных учреждений. Большое место отведено формам органи­зации совместной деятельности детей и взрослых, что может выз­вать интерес у широкого круга воспитателей, организаторов дет­ского досуга, работающих в различных воспитательных организа­циях.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических специ­альностей, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, руководителям образовательных учреждений, на­учным работникам, исследующим проблемы дополнительного образования.

Глава 1

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Возникновение и развитие дополнительного образования детей в России

Россия имеет давние традиции дополнительного образования детей. В середине XIX—начале XX в. в среде интеллигенции и пред­принимателей возникает целый ряд социально-педагогических инициатив, направленных на повышение культурного уровня ра­бочих, в основной своей массе недавних крестьян-мигрантов, оказание им помощи в адаптации к изменениям жизненного ук­лада, которые были вызваны развитием промышленности и со­путствующей урбанизацией.

В образовательных учреждениях для низших сословий силами педагогов-энтузиастов, часто при материальной поддержке меце­натов (дворян и промышленников), вводятся дополнительные учебные дисциплины как хозяйственно-практической направлен­ности (огородничество, пчеловодство, швейное дело и т.п.), так и эстетической, развивая общую культуру (хоровое пение, танцы и др.). Распространение получили так называемые вольные классы, посещение которых осуществлялось добровольно, по записи. За­метный вклад в развитие внутришкольного дополнительного об­разования внесли С. А. Рачинский — директор земской школы в г. Тутаеве (Ярославская обл.), Н.Ф.Бунаков — учитель-методист, пропагандист применения краеведческого материала в школьном образовании, учредитель школы в с. Петино (Воронежская обл.).

Компенсировать отсутствие у детей рабочей бедноты системати­ческого школьного образования пытались создатели «дневных клу­бов для приходящих детей» (С.Т.Шацкий, А. У. Зеленко, А.А.Фор­тунатов, Л. К. Шлегер, П.Ф.Лесгафт, Л.Д.Азаревич). Организуе­мые при обществах «Сетлемент», «Детский труд и отдых» клубы представляли собой детско-взрослую общность, основу жизни ко­торой составляли деятельность в окружающей социальной среде, самоуправление и самообслуживание. «В этих учреждениях мастер­ские должны быть разнообразны, чтобы было право свободного выбора, так как с течением времени ребята выявляют свое внут­реннее призвание к той или иной деятельности»' — таково, по

1 Шацкий С. Т. Что такое клуб: Педагогические сочинения / Под ред. А. И. Кон-рова. Соч.: В 4т. - М, 1964.-Т. 1.-С. 45 —46.

мнению СТ. Шацкого, одно из важнейших условий эффективнос­ти клубной работы с детьми. Клуб, находившийся в детском парке Центрального района Москвы, имел библиотеку, оранжерею, об­серваторию, столярную мастерскую. Основной структурной едини­цей клуба был кружок. По воспоминаниям М.Н.Скаткина, посе­щавшего этот клуб в детские годы, в нем занималось до 450 детей. Детские объединения организовывались и при «чайных клубах», создававшихся в целях пропаганды здорового образа жизни, рас­пространения культурных форм досуга в среде рабочих.

Просветительские и воспитательные задачи преследовались созда­телями игровых площадок и летних загородных колоний. Эти инсти­туты социального воспитания действовали под патронатом как част­ных лиц, так и благотворительных организаций. Например, в Моск­ве с 1886 г. летним загородным отдыхом детей занималось Общество школьных вакационных колоний. В колониях дети сами убирали свои комнаты, стирали, шили, ходили в дальние походы, знакомясь с сельским бытом и природой, много читали, а также ухаживали за огородами, имея возможность часть урожая забирать домой. В 1909 г. игровые площадки для детей городской бедноты в Москве организу­ет Г. К. Ремизов — преподаватель пения одной из частных гимназий. Игры проводились в Александровском и Екатерининском садах, в Грузинском сквере и на Тверском бульваре, собирая до 400 детей и взрослых. К 1912 г. в Москве действовали 24 такие площадки. Кроме игр Г. К. Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки. Для этих целей московский купец Е.Д.Окунев отдал во владение педагогу несколько судов.

Возникали также профильные клубы и общества. В конце XIX в. — естественно-научные, а позднее, в предвоенные годы, — спортив­ные (теннисные, футбольные) и технические (авиаторов). Так, в Мраморном дворце в Петербурге в 1892—1902 гг. проводились ре­гулярные воскресные курсы для детей 8—11 лет. Их инициатором и руководителем был преподаватель естественной истории кадет­ского корпуса, агроном по образованию, Н.А.Бартошевич. Про­грамма курсов была двухгодичной. Каждое занятие включало лек­цию с «туманными картинками», хоровое пение, раздачу матери­алов для опытов на дому, предусматривались также экскурсии и работы на земельном участке. Учебные группы имели своего руко­водителя, к которому'в качестве помощника прикреплялся под­росток — слушатель второго года.

Студенты Лесного коммерческого училища в 1904 г. организу­ют Общество молодых натуралистов, которое предпринимало эк­спедиции по Крыму, Кавказу, Кольскому полуострову, в Лап­ландию, издавало годовые отчеты, а с 1908 г. — сборники мето­дических статей.

В предреволюционные годы в крупных российских городах дей­ствовали также разнообразные детские и молодежные обществен-


4

5

ные организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и скауты (по англий­скому образцу).

Таким образом, в начале XX в. складываются основные инсти­туциональные формы дополнительного образования детей:

- работа с детьми по месту жительства (площадки, детские
общественные организации).

Появление дополнительного образования как социально-пе­дагогического феномена связано с идеей о необходимости при­внесения направляющего, целесообразного начала в процесс адап­тации подрастающего поколения в условиях динамичного разви­тия общества, когда традиционные нормы жизнедеятельности теряют свою регулятивную эффективность.

В советский период разнообразие организационных форм вне­школьной работы с детьми растет, расширяется спектр решаемых в данной сфере социально-педагогических задач. Внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием включается в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссари­ате просвещения в ноябре 1917 г. был создан отдел внешкольного образования, а на I Всероссийском съезде по просвещению, про­ходившем в Москве в августе 1918 г., работала внешкольная сек­ция. Внешкольная работа превращается в государственную систему.

Основу сети внешкольных учреждений составили профильные учреждения: станции юных натуралистов и техников, экскурсион-но-туристические станции, спортивные школы и школы искусств. Развитие пионерского движения в стране обусловило создание двор­цов и домов пионеров, которые начали действовать с 1922 г. и вы­полняли функции организационно-методических центров. Позже появляются и такие внешкольные учреждения, как клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, детские картинные галереи и киностудии, а также детские автотрассы и железные дороги. Они возникают при промышленных предприятиях, силовых ведомствах, союзах работников искусства. Получают распространение детские сектора при профсоюзных клу­бах, организующих кружковую и массовую работу с детьми.

В советский период складывается межведомственный характер организации внешкольной работы. Так, в 1976 г. в системе Мини­стерства просвещения РСФСР работало 4768 внешкольных учреж­дений, в том числе 2424 дворца и дома пионеров и школьников, 469 станций юных техников, 256 станций юных натуралистов, 91 станция юных туристов, 1411 детско-юношеских спортивных

школ, 98 детских парков, 19 детских стадионов. В то же время более 500 внешкольных учреждений функционировало в системе Министерства путей сообщения, имелись они и при Министер­стве речного и морского флота, Министерстве культуры. При си­ловых ведомствах были организованы отряды юных друзей мили­ции, юных пожарных, пограничников; при жилищно-коммуналь­ных отделах работали комнаты школьника. Эта особенность сохра­няется и сегодня в системе дополнительного образования детей. Например, из 18 тыс. учреждений дополнительного образования детей подведомственными органам управления образования раз­личного уровня является 8,7 тыс. учреждений.

К концу 80-х годов XX в. внешкольная работа с детьми дости­гает пика своего развития. Поступательно росло число внешколь­ных учреждений при сохранении всего их разнообразия (по срав­нению с 1950 г. — в четыре раза). В 1986 г. в профильных учрежде­ниях Министерства просвещения занималось 403 тыс. детей, во дворцах и домах пионеров — 1,5 млн детей, в учреждениях Мини­стерства культуры и профсоюзных клубах — почти 2 млн детей, в школах искусств — 664 тыс. детей. Каждое административное об­разование — районы, области, края, автономные округа и рес­публики — имели многопрофильные внешкольные учреждения. Во многих регионах для них строились современные здания по специальным проектам.

Пример 1.1. В г. Владимире Дворец пионеров, который с 1946 г. разме­щался в здании бывшей Городской Думы, в 1985 г. переезжает в новое специально построенное здание. Автор проекта — лауреат Государствен­ной премии СССР Ю.А.Иванов — победил в 1977 г. в конкурсе «Лучший проект Владимирского дворца пионеров». Здание имеет оригинальную, со­ответствующую задачам внешкольной работы планировку, а белокамен­ная с золотом отделка напоминает древние храмы, возведенные влади­мирскими зодчими. Размеры здания позволяют работать 75 детским объе­динениям, в которых занимаются 4 тыс. воспитанников от 6 лет до 21 года.

О.Е.Лебедев, анализируя деятельность внешкольных учрежде­ний в этот период, выделяет следующие социально-педагогические функции:

педагогическую — гражданское и профессиональное самооп­ределение детей, восполнение отсутствующих компонентов об­щего образования, создание условий для развития коммуника­тивных контактов, формирование образа жизни («обучение до­сугу»);

социальную — предупреждение детской безнадзорности в усло­виях занятости родителей в общественном производстве;

организационно-методическую — обучение пионерских вожатых, организаторов внеурочной и внешкольной работы с учащимися, оказание помощи классным руководителям.


6

7

Таким образом, внешкольные учреждения периода развитого социализма были способны удовлетворять и развивать ключевые потребности подросткового и старшего школьного возраста. Но при сохранении межведомственного характера внешкольная ра­бота реально направляется и координируется на местах партий­ными органами, воспитание активных строителей коммунизма рассматривается как основная ее задача. Централизация и моно-идеологичность внешкольной работы наряду с экономическими трудностями обусловили необходимость ее реформирования. На­зрела ситуация, когда нужно, сохранив позитивный потенциал традиций внешкольной работы (клубно-кружковой, культурно-просветительской, досугово-игровой, творчески-познавательной, практико-трудовой), определить место и функции учреждений до­полнительного образования в новых социально-политических и экономических условиях.

Термины «дополнительное образование», «учреждение допол­нительного образования детей» имеют возраст чуть более десяти лет. Они были введены в педагогическую лексику в 1992 г. Зако­ном РФ «Об образовании». Их смысловое наполнение сегодня еще не устоялось и продолжает уточняться.

Система образования Российской Федерации представляет со­бой совокупность взаимодействующих преемственных образова­тельных программ и сети реализующих их учреждений, органов управления различного уровня. Образовательные программы под­разделяются на общеобразовательные {основные и дополнительные) и профессиональные {основные и дополнительные). Дополнительное образование осуществляется в «общеобразовательных учрежде­ниях и образовательных учреждениях профессионального обра­зования за пределами определяющих их статус основных образо­вательных программ; в образовательных учреждениях дополни­тельного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкаль­ных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натура­листов и иных учреждениях, имеющих соответствующие лицен­зии); посредством индивидуальной педагогической деятельнос­ти» (Закон РФ «Об образовании», гл. 2, ст. 12, 26). Таким образом, дополнительное образование детей является частью единой сис­темы непрерывного образования и осуществляется в общеобра­зовательных учреждениях (школы, учреждения интернатного типа), учреждениях дополнительного образования детей, в рам­ках деятельности детских общественных организаций.

Учреждения дополнительного образования детей являются са­мостоятельным типом образовательных учреждений и реализуют в качестве основных общеобразовательные дополнительные програм­мы.

Учреждения дополнительного образования создавались путем реформирования внешкольных учреждений. Современное их со­стояние наряду с формирующим управленческим началом во мно­гом определяется как историческими традициями внешкольной работы с учащимися, так и адаптацией к социально-экономичес­ким факторам.

Задачи и направления деятельности учреждений дополнитель­ного образования детей определяются рядом нормативно-право­вых документов.

Типовое положение об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей утверждено в марте 1995 г. (см. прило­жение 1), изменения и дополнения внесены в феврале 1997 г. В нем так определены основные задачи деятельности учреждения до­полнительного образования детей: «обеспечение необходимых ус­ловий для личностного развития, укрепления здоровья и творчес­кого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адап­тация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга». В этом документе названы направления деятельности учреждений дополнительного образова­ния:

Типовое положение о государственной, муниципальной шко­ле искусств было утверждено в сентябре 1995 г. Министерством культуры РФ по согласованию с Министерством образования РФ и следующим образом определяло назначение этого вида образо­вательных учреждений: «реализует образовательные программы на-


8

9

чального профессионального обучения и образования, подготов­ки наиболее одаренных учащихся к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования в сфере ис­кусства и культуры», а также «...программы общего художествен­но-эстетического развития».

Деятельность учреждений спортивной направленности норми­руется типовыми положениями «О детско-юношеской спортив­ной школе, спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва» (от 09.04.87 г.), «О школе высшего спортивного мастер­ства» (от 23.02.94 г.), положением «О республиканской (Минпро-са РСФСР) СДЮШОР» (от 13.09.85 г.), уставом СДЮШОР Ми­нобразования РФ (от 20.04.92 г.).

Государственным комитетом по физической культуре и спорту приняты также Рекомендации по составлению устава учреждения дополнительного образования спортивной направленности (детс­ко-юношеского клуба физической подготовки, ДЮСШ, СДЮ­ШОР, ШВСМ) и Типовой план-проспект учебной программы спортивных школ по виду спорта.

Содержание дополнительного образования спортивной направ­ленности согласно этим документам призвано обеспечить «веду­щее место страны на международной спортивной арене за счет качественной подготовки спортивного резерва», «условия для орга­низации активного, содержательного досуга, самосовершенство­вания личности, формирования здорового образа жизни, твор­ческого развития и профессионального самоопределения в выбо­ре профессии, развитие физических, интеллектуальных и нрав­ственных качеств, достижение спортивных успехов сообразно спо­собностям, содействовать взаимопониманию между различными национальными, религиозными и социальными группами, спо­собствовать реализации права на собственный выбор взглядов и убеждений». Образовательный процесс здесь «ориентирован на развитие мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивной потребностей». Об­разовательные программы реализуются исходя из вида спортшко­лы, функций и задач, этапа подготовки, спортивного стажа и уровня подготовленности занимающихся.

1.2. Номенклатура учреждений дополнительного

образования детей. Однопрофильные

и многопрофильные учреждения

Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) и последующие доку­менты, обозначив генеральную направленность деятельности уч­реждений дополнительного образования, указывая ту обществен­ную потребность, удовлетворение которой обусловливает необ-

ходимость дополнительного образования, не определяют функ­циональной структуры системы дополнительного образования, ме­ханизмов, обеспечивающих преемственность основных и допол­нительных образовательных программ.

Неопределенность места и роли учреждений дополнительного образования детей, финансовая нестабильность в стране обусло­вили конкурентный характер взаимодействия учреждения допол­нительного образования детей с другими типами образователь­ных учреждений, стимулировали их к активному формированию собственной ниши в региональных системах образования, к осоз­нанию специфики своей деятельности и соответствующей адап­тации организационной структуры. На сегодняшний день, в ре­зультате разнонаправленных и противоречивых процессов, в стране сложилась сеть многообразных учреждений дополнительного об­разования детей.

Номенклатура учреждений дополнительного образования де­тей, разработанная федеральными органами управления образо­ванием, не отражает всего их многообразия, но она и не служит для этого. Ее создание, а также разработка требований отнесения учреждения допобразования к тому или иному виду и категории являются средствами государственного управления развитием си­стемы дополнительного образования детей, задают рамки, соот­ветствующие экономическим возможностям государства и акту­альному состоянию системы образования в целом.

Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей закрепляет номенклатуру (наименования ви­дов) учреждений этого типа. Критерии отнесения учреждения к тому или иному виду содержатся в Классификаторе образова­тельных учреждений для установления государственного аккре-дитационного статуса. Первый документ содержит десять наиме­нований видов учреждений дополнительного образования детей: центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, детский оздоровительно-образовательный лагерь. Он же дает указания о переименовании некоторых видов учреж­дений: детской картиной галереи — в детскую студию, комнат школьника — в детский клуб, баз юных туристов — в центры детского туризма, детских стадионов — в клубы физической под­готовки.

Учреждение дополнительного образования детей это юриди­ческое лицо, существующее в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих орга­низаций, деятельность которого регламентируется учредительными документами и локальными актами, соответствующими законода­тельству РФ об образовании. Эти учреждения реализуют програм­мы дополнительного образования детей, профессиональной под­готовки. Они обеспечивают уровень и содержание подготовки обу-


10

11

чающихся в соответствии с уровнем и направленностью допол­нительных образовательных программ, разрабатываемых образо­вательным учреждением с учетом спроса на дополнительные ус­луги (см. приложение 1).

Организация образовательного процесса осуществляется в соот­ветствии с контрольными нормативами лицензии. Режим обуче­ния, содержания и воспитания детей может быть дневным, смен­ным, индивидуальным, по месту жительства. Он должен способ­ствовать наиболее благоприятному режиму труда и отдыха детей. Порядок приема детей в учреждение дополнительного образова­ния определяется учредителем и закрепляется в уставе учрежде­ния.

Виды учреждений дополнительного образования отличаются по двум требованиям: 1) направленность реализуемых образователь­ных программ (образовательной деятельности) и 2) структура (виды) классов (групп) в соответствии с направленностью обра­зовательной деятельности.

Понятие «направленность» применительно к образовательной программе не имеет сегодня однозначного содержательного на­полнения ни в нормативных документах, регламентирующих дея­тельность учреждений дополнительного образования, ни в науч­но-методической литературе. Направленность одновременно мо­жет пониматься и как использование потенциальных возможнос­тей предметного содержания для решения различных воспитатель­ных задач, и как использование содержания различных предмет­ных областей для решения одной стратегической воспитательной задачи.

Пример 1.2. Программы, реализуемые станциями юных натуралистов, как правило, относят к эколого-биологическому направлению. При этом по содержанию они могут быть: естественно-научные, по промышленной эко­логии, культурологические (художественно-эстетические, этико-эстетичес-кие, «экологический театр», фольклорно-краеведческие и др.), валеологи-ческие и психологические, синтетические. Как видим, программы такого од­нопрофильного учреждения включают в себя содержание различных пред­метных областей: биологии, технологии, географии, истории, искусства и др. Они могут быть направлены на решение различных воспитательных задач: оздоровление и рекреацию, развитие познавательных интересов и эмоциональной сферы ребенка, воспитание патриотических чувств, эколо­гическое просвещение и др.

Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы дополнительного образования: дворец — всех направ-ленностей, центр — не менее пяти, дом — не менее четырех, клуб — одна любая направленность, станция — одна (научно-техническая, туристко-краеведческая, эколого-биологическая) на­правленность, школа — одна (спортивно-техническая, физкуль-

турно-спортивная, художественно-эстетическая, военно-патрио­тическая) направленность, лагерь — не менее двух направленно-стей для объединений с переменным контингентом обучающихся. Группы разной тематической направленности имеют центры, двор­цы, дома, станции. Группы определенной тематической направлен­ности — клубы, школы и лагеря.

Требования отнесения учреждения дополнительного образова­ния детей по категориям ориентируют педагогов на разработку и реализацию программ, рассчитанных на сроки обучения от трех и более лет (для учреждения высшей категории — не менее 30 % программ) преимущественно для детей среднего школьного возра­ста (программы основного общего образования в учреждении выс­шей категории должны составлять не менее 30 % программ). А зна­чит, около трети детских объединений должно состоять из трех групп разных лет обучения. Эти же требования ориентируют уч­реждения на развитие методического обеспечения образователь­ного процесса: от информационно-методической помощи педа­гогам до консультативно-методической и научно-методической помощи.

Типология учреждений дополнительного образования детей Министерства культуры РФ отражает их специализацию по видам искусства. Здесь выделяются музыкальные, художественные, хо­реографические, театральные, эстрадно-цирковые школы, шко­лы кино- фотоискусства и школы искусств, «реализующие про­граммы в нескольких или всех видах искусства».

Виды учреждений дополнительного образования детей спортив­ной направленности выделяют по тому, какие этапы многолет­ней спортивной подготовки в них реализуются. Начальная спортив­ная подготовка, организация массовой физкультурной и оздоро­вительной работы проводится детско-юношескими клубами фи­зической подготовки. Их деятельность оценивается по результатам организационно-методического руководства внешкольной физ­культурно-оздоровительной работы с детьми. Основу деятельнос­ти детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) составляют учебно-тренировочный процесс, подготовка спортсменов и орга­низация их участия в соревнованиях, переход в сборные команды. Спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ) организуют группы спортивного совершенствования. ДЮСШ и СДЮШОР ведут также подготовку инструкторского и судейского состава для массового спорта.

К однопрофильным учреждениям в соответствии с современ­ной номенклатурой относятся те, которые реализуют дополни­тельные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.). Однопрофильные


12

13

учреждения дополнительного образования детей создавались на базе специализированных внешкольных учреждений, имеющих многолетнюю историю, налаженные связи с социальным окру­жением, сложившуюся репутацию, материально-техническую базу, соответствующую профилю работы учреждения.

Профиль учреждения изначально определялся ориентацией на удовлетворение социального заказа по подготовке подрастающих поколений к деятельности в тех или иных важных сферах жизни страны. Профильные внешкольные учреждения осуществляли про­фессиональную ориентацию детей и их допрофессиональную под­готовку, но не через информирование и обучение, а преимуще­ственно через создание условий для пробы воспитанниками себя в различных видах деятельности, общения и отношений.

Полное название учреждения (примерные варианты)

Однопрофильные учреж­дения дополнительного образования детей

Центр

Эколого-биологический центр, центр военно-патриотического воспитания молодежи, центр технического творчества детей и молодежи, центр детского туризма

Дворец Дворец спорта, дворец художественного твор-

чества, дворец культуры детей и молодежи

Дом Дом юных натуралистов, дом технического

творчества, дом детского туризма и экскурсий

Клуб Клуб юных моряков и речников, клуб юных лет-

чиков, десантников и космонавтов, клуб юных пожарных

Станция Станция юных натуралистов, станция юных ту-

ристов, эколого-биологическая станция

Школа Детская музыкальная школа, детская школа ис-

кусств, детская спортивная школа, детская ху­дожественная школа, школа олимпийского ре­зерва

Студия Художественная студия, студия дизайна, теат-

ральная студия

В настоящее время отношение к тем сферам деятельности, на которые традиционно ориентировали детей профильные учреж­дения дополнительного образования, существенно изменилось. Сегодня многие из них менее востребованы, лишились ореола романтики. При выборе профессии молодежь в большей степени руководствуется прагматическими побуждениями, чем мотивами призвания. Те социальные организации, которые выступали ше­фами специализированных внешкольных учреждений, пережили глубокий экономический кризис. В 90-е годы XX в. в профильных учреждениях наблюдалось снижение численности контингента

обучаемых, ухудшение оснащенности образовательного процесса лабораторным и техническим оборудованием.

Сокращение числа однопрофильных учреждений происходило за счет станций техников и натуралистов, баз детского туризма; из перечня наименований видов учреждений дополнительного образования исчезли детский музей, галерея, парк. Большинство однопрофильных учреждений, адаптируясь к новым условиям, пошли такими путями, как:

Расширение содержания образования в профильных учрежде­ниях было связано с концептуальными изменениями в теории воспитания, появлением новых требований к содержанию допро-фессиональной подготовки учащихся по некоторым профилям, стремлением учреждений расширить спектр предлагаемых обра­зовательных услуг.

Пример 1.3. В 1996—1998 гг. занятия Центральной станции юных нату­ралистов посещали менее 300 детей, только в 3 лабораториях из 7 уда­лось сохранить учебные группы. Значительных усилий требовало содер­жание опытного участка, живого уголка и другой инфраструктуры. Наблю­дался отток квалифицированных кадров: 14 из 20 педагогов дополнитель­ного образования работали по совместительству. Переживая такие труд­ности, коллектив станции начал поиск новых форм организации образова­тельного процесса. Занятия учебных групп были перенесены на базу об­щеобразовательных школ, лабораторий биологического факультета МГУ, организовывались полевые практики для учащихся школ г. Москвы и Мос­ковской области, разрабатывались экскурсионные маршруты, была откры­та Федеральная заочная экологическая школа, эковидеоклуб. Делались по­пытки расширения содержания образования — были разработаны новые программы, такие, как «Авторская песня», «Начальная туристическая под­готовка», «Основы практической медицины», «Основы топонимики». Активно развивалась информационно-методическая и издательская деятельность.

В клубах юных моряков к традиционным спецкурсам (радист, механик, командир шлюпки, штурман) сегодня добавляются новые спецкурсы: исто­рия флота, судомоделирование, самодеятельная песня, танец, основы эти­кета, курсы компьютерной грамотности и др. Новые предметы, соответствуя современному представлению о моряках Российского флота, являются, та­ким образом, закономерным развитием профиля учреждения. В целом со­храняется военно-патриотическая направленность образовательной про­граммы учреждения. Возникает также внутрипрофильная специализация: физическая подготовка и курс выживания, морское право и иностранный язык, парусное дело и туристический бизнес.

Расширение содержания образования в профильных учрежде­ниях дополнительного образования детей можно рассматривать

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации