Шпаргалки - История политических и правовых учений - файл n1.rtf

приобрести
Шпаргалки - История политических и правовых учений
скачать (743.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf744kb.15.09.2012 05:59скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5
1 История политических и правовых учений как наука, ее содержание и принципы

Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и правовых институтов, так и общества в целом, а также они оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики.

История политических и правовых учений является общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право в интерпретации различных ученых,

Юридической наукой, рассматривающей идеи о государственной и правовой стороне общественной жизни, исторической наукой, которая составляет часть общеисторической науки и изучает эволюцию государственно-правовых доктрин с момента их возникновения до полного развития (или упадка) в определенных временных или пространственных пределах, Общетеоретической наукой, поскольку, наряду с теорией государства и права, выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д.

Данная дисциплина затрагивает проблемы политики и права, а также широкий ряд других вопросов. Это определено междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений. Предмет истории политических и правовых учений составляет исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве.

Любое политико-правовое учение содержит в себе составные части:

1) теоретическую (это может быть также философская, как, например, у Платона, или религиозная, как у Конфуция). Теоретическое основание сильно зависит от форм общественного сознания, наличествующих в обществе. Так, в средневековой Европе политико-правовые учения носили ярко выраженный теологический характер. Ведь само мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

2) категориальный аппарат – категории и понятия:

а) общепринятые;

б) новые, введенные данным политико-правовым учением, и собственно способы и методы решения проблем на теоретическом уровне;

3) политико-правовую программу, касающуюся желательного устройства анализируемых сфер общества, отражающую видение целей и задач государства и права и интересы социальных групп общества. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью тщательного обоснования значимости определенных проблем и их теоретического анализа. Существенная черта любого политико-правового учения – зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Трансформация последних порождает и концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

Политико-правовые учения выполняют очень важные социальные функции. Они способствуют идеологической самоидентификации социальных групп, осознанию ими своих интересов и механизмов их реализации, реально влияют на трансформацию политических и правовых институтов в обществе.

Политико-правовые учения представляют историю человеческой мысли, попытки людей преобразовать существующие социальные институты. История политических и правовых учений не просто череда определенных идей, концептов или ученых трудов. Это преемственное и последовательное развитие теоретических представлений.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.
2 Структура и периодизация истории политических и правовых учений

Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.

Особенности разных исторических эпох предопределяли различное соотношение права и государства в общественной жизни, а тем самым — разную степень внимания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам государства, политики, права.

Особенности разных исторических эпох предопределяли различное соотношение права и государства в общественной жизни, а тем самым - разную степень внимания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам государства, политики, права.

В соответствии с эпохами исторического развития курс истории политико-правовых учений можно достаточно условно разделить на следующие этапы.

- Древний мир. Время, когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный характер. Это политико-правовые идеи Египта, Вавилона, Индии и Китая. В развитие политической мысли исключительный вклад внесла Древняя Греция. Ее политическая мысль быстро пришла от мифа к теории.

- Средние века. Эпоха развития идеологии (идейных систем) на основе христианства и проблем им порождаемых. Возникновение ислама в VII в.

- Эпоха Возрождения и Реформации XIV—XVI вв. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви.

- Новое время: XVII—XVIII вв. Век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции.

- Эпоха свободной конкуренции XIX в. Характеризуется расширением понятий свободы, равноправия; появляются понятия либерализма, научного социализма и др.

- Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма», конец XIX—XX вв. Изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти.

Эволюция политических идей своеобразна и часто не укладывается в общую схему. Это относится, в первую очередь, к странам Востока и России.

3 Концепция государства и права в странах древнего Востока

Политические и правовые учения в специальном смысле этого понятия появились в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых теорий проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.

У древних египтян, индусов, китайцев, греков, римлян, политико-правовая мысль опирается на мифологические представления.

Древний мыслитель Геродот в своем труде «История» сообщает, что согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (V в. до н. э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей и в течение всего этого времени в Египте правили только смертные люди. До этого в Египте царствовали Боги, которые жили совместно с людьми.

Законы еврейского народа, по священному учению евреев, получены Моисеем прямо от Бога. В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени богов, но в некоторых ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса).

Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти, персона верховного правителя Поднебесной (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с небесными силами). Вся власть сконцентрирована в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом – лишь помощник и личностной власти правителя.

В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат. Божественный характер земной власти и официально одобренных правил поведения означал, что все они соответствуют маат – естественно-божественному порядку справедливости.

Восхваление божественной справедливости как основы земных социально– политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится в ряде древнеегипетских источников:«Поучении Птахотепа» (XXV–XXIV вв. до н. э.), «Книге мертвых» (XXII в. до н. э.), «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.). В «Поучении Птахотепа» присутствует представление о естественном равенстве всех свободных и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу ка – своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.

По древнешумерскому мифу, воспринятому в дальнейшем также и в Вавилоне, в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог Шамаш, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое.

Шумерские и вавилонские правители подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости.

Политико-правовой памятник XVIII в. до н. э. Законы Хаммурапи провозглашают: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их».

Мифические представления древних персов нашли свое развитие и выражение и в зороастризме. Основателем этого религиозно-этического течения был Заратустра. По его мнению, борьба в мире двух противоположных начал – добра и зла – является основным положением зорастризма. Начало добра олицетворяется царством светлого божества Ормузда, начало зла – царством темного божества Аримана. Добро и свет предполагают активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы.
4 Государство и право в учениях Конфуция

Cогласно разработанной Конфуцием схеме, все управление государством, ровно как и обществом должно базироваться на пи (правилах). Соблюдению правил он придавал особое значение.

Значение пи (правил) весьма объектно; оно включает в себя: жэнь - человеколюбие, и прежде всего любовь к родственникам и сородичам; сао - сыновью почтительность к родителям и предкам, уважение к старшим и подчиненность им; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость (жан), особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления.

Многие принципы поведения, взаимоотношений между людьми и даже отношение к порученным делам, т.е. то, что составляло сущность пи (правил), вырабатывались Конфуцием с учетом некоторых традиционных норм поведения, существовавших в общинах, где представители старшего поколения пользовались непререкаемым авторитетом.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи. Это должно было оказать реальное воздействие на общинников, ибо Учитель как бы вводил правителя в круг их обычных представлений, подчеркивая, что государство - та же семья, только большая.

Во взглядах Конфуция на устройство государства правила выполняли функцию закона. Отсюда делается вывод, будто сущность пи составляет не слепая приверженность правилам, а искренняя убежденность в их необходимости; пи - это нечто вроде среднего пути, ведущего к общественно необходимому, правильному поведению.

Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому только тогда в Поднебесной царили порядок и культура. Идеализация древности, использование древности в качестве самого весомого аргумента в политических спорах и теоретических построениях стали традиционными ко времени Конфуция.

У Конфуция нет четкой и подробной схемы организации управления; этим занялись впоследствии легисты. Но он выдвинул и разработал ряд принципиально новых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государственности, особенно императорского периода. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа.

В своих суждениях о государстве Конфуций выделяет два типа людей, два социальных слоя: управляющих и управляемых. В суждениях об управляющих он вводит уже готовую модель идеального человека - цзюнь цзы. В данном случае цзюнь цзы, уже благородный чиновник, олицетворяющий всех причастных к делам управления государством и народом - от мелкого чиновника до сановника и самого правителя. Но чаще всего благородным чиновником он называет высших управляющих. Он имеет четыре проявления Дао благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения; находясь на службе у вышестоящих, он проявляет чувство ответственности; воспитывая народ, он проявляет чувство доброты; используя народ, он проявляет чувство справедливости. Конфуций рассуждает о “четырех проявлениях Дао”, свойственных цзюнь цзы: его собственное поведение, его служебная деятельность и деятельность на поприще воспитания народа и, наконец, его позиция в отношении того, как надлежит использовать народ, т.е. какими методами управлять им.

Прежде всего Конфуций не мыслит цзюнь цзы в отрыве от государственной службы, административной деятельности.

Вторая сфера деятельности претендента на звание цзюнь цзы - его служба у сильных мира сего. Перед нами предстает образ активного администратора, способного и на самостоятельные решения.

Третье проявление с Дао - это воспитание, т.е. одна из составных частей учения Конфуция. Сановник, если он истинный благородный муж, должен быть учителем народа, поэтому его прямая обязанность, а следовательно, и сфера деятельности - ян минь (воспитание народа). И на этом поприще он должен воздействовать добротой, личным примером, и только.

Последнее, четвертое проявление Дао - использование народа, т.е. путем каких методов использует сановник народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику он проводит, как вершит суд. Во всех этих делах, в этой сфере контактов с народом он должен всегда исходить из принципа л (справедливости).

Таким образом, только сочетание четырех перечисленных Дао - норм поведения - дает в итоге право называться цзюнь цзы.

Было бы ошибочно предполагать, будто Конфуций был против эксплуатации народа, он всегда и во всем опасался крайности, поэтому и здесь он выступает за умеренную эксплуатацию, так называемое “справедливое использование народа”. К этой же мысли Конфуций возвращается в конце трактата, где одним из “пяти прекрасных качеств”, необходимых цзюнь цзы для эффективного управления государством, называет умение правильно использовать людские ресурсы.

Конфуций отмечал, что в хорошо управляемом государстве должно быть “достаточно продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить ей (администрации)”.

Таким образом, Конфуций впервые в истории Китая с помощью образа цзюнь цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил (пи), но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она в конфуцианской модели государства являлась и толкователем и носителем правил.

5 Учение Н.Макиавелли о государстве и праве

Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд - знаменитая книга "Государь".

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. В центре внимания Макиавелли – реальная способность правительства повелевать подданными.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных – это неизбежно порождает ненависть. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы

Макиавелии стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко – в частных. Макиавелли считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники.

Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению.

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа. Но для Макиавелли право – орудие власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука.

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными.

Макиавелли отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

Макиавелли советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей.

Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение политики и морали.

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные програмные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения «благ свободы», осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других.

6 Место и роль Римского права в истории политических учений

Для римской аристократии в I в. до н.э. были наиболее характерны "общепатриотические интересы". Ярким представителем этого политического направления был Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - идеолог аристократии. Политическое учение Цицерона, в котором эклектически сочетаются идеи Платона, Аристотеля и стоиков, пронизано борьбой с передовыми идеями, стремлением защитить интересы знати, крупных землевладельцев, нобилитета. Цицерон пытался обосновать общественное неравенство ссылками на законы природы. Лучшими людьми, по его мнению, являются крупные землевладельцы. С презрением говорит он о людях, занимающихся физическим трудом, а также о торговцах, ростовщиках.

Политические и правовые воззрения римских юристов отражают ожесточенную борьбу рабов и рабовладельцев, римских граждан и покоренных ими народов в период кризиса и разложения римского общества. Служебная роль идеологии римских юристов, пытавшихся обосновать жестокое подавление рабов и неравенство между свободными, находит яркое выражение в том факте, что их правовым воззрениям была придана сила закона в своде Юстиниана.

Для римских юристов характерно деление на "частное" и "публичное". Экономическую основу господства рабовладельцев - частную собственность - они представляют как право частных лиц, не зависящее от государства, а публичное право - как якобы выражающее всеобщие интересы.

Деление римскими юристами частного права на естественное, право народов и цивильное право также имело большое политическое значение, ибо его целью было обоснование рабства и неравенства между римскими гражданами и покоренными народами. Характерно, что большинство римских юристов - Гай (II в.), Ульпиан (11-111 вв.) и другие, считая, что рабство противоречит естественному праву, обосновывали его вечное существование, исходя из "права народов".

Римские юристы оправдывали агрессивную политику римского государства, они выступали с обоснованием неограниченной власти римских императоров. Римские юристы, пытаясь обосновать покорность и смирение, стремились продлить существование Римской империи.

В учениях римских стоиков находит отражение разложение идеологии господствующего класса. Стоики, проповедуя идеи отказа от активной политической борьбы, выдвигали идеи нравственного усовершенствования и морального протеста против деспотизма императоров, идеи покорности судьбе и т.д. Некоторые историки выказывали пассивный протест против рабства.
7 Демократия во взглядах греческих философов

Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда экономическим и политическим центром древнегреческого общества стали Афины. В исторической лит-ре за этим периодом закрепилось название “золотой век” афинской демократии или “век Перикла”. Политическая мысль рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях софистов.

Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй половине V в. до н.э. Софистами называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею обучения мудрости, распространения знаний.

В центре внимания софистов находились вопросы права и политики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства.

По утвердившейся традиции различают старших и младших софистов. К видным представителям старшего поколения софистов принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт. Старшие софисты придерживались в целом прогрессивных, демократических воззрений.

Одним из основателей этого направления был Протагор. Согласно знаменитому мифу Протагора, где рассказывается о возникновении общества, человек первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем. Этому искусству его научил Прометей, выкравший огонь у богов. Постепенно люди овладели ремеслами, но продолжали жить разбросанно, у них не было оружия, и они погибали от нападения диких зверей. Людям неизвестно было умение жить в сообществе. Как только они собирались вместе, так сейчас же начинались раздоры. Тогда боги ввели стыд и правду, наделив ими всех людей, так что каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству. Никакое государство не устоит, заключает Протагор, если политическим искусством будут владеть немногие.

Создание этого мифа было нацелено на то, чтобы опровергнуть традиционные мифологические представления о “золотом веке” в прошлом, о необходимости возврата к старине. Протагор рисует в мифе беспомощное существование человека до образования государства, проводит идеи совершенствования общественной жизни по мере накопления знаний. Протагор доказывал, что законы относятся к произведениям искусства и что, подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться. Идея одинаковой причастности людей к справедливости приводилась в обоснование того, что в управлении государством должны участвовать все граждане.

Протагор и другие старшие софисты подчеркивали изменчивый характер представлений человека. Об одном и том же предмете, учил Протагор, может быть высказано два противоположных мнения, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. Например, больному человеку еда покажется горькой, а здоровому – сладкой и вкусной. Они оба будут по-своему правы. Общепризнанной истины и единого блага просто не бывает. Носителем знаний и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдельный человек. Эту мысль Протагор выразил в формуле, которая воспринималась современниками как своеобразный лозунг софистов:

Развивая представления об относительности и условности морали, Горгий выделял добродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для каждого возраста, рода занятий и конкретного дела. Справедливость поступков предлагалось оценивать в зависимости от условий места и времени, состояния человека и т.д. Подобного рода концепции, отрицающие существование абсолютного единого блага, получили позднее название этического релятивизма.

В духе требований окрепшей рабовладельческой демократии старшие софисты развивали учение о законе. Они утверждали, что законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной, “взаимной справедливости” (Протагор), нечто вроде суммы индивидуальных добродетелей. Исходя из этого, старшие софисты пополнили политическую теорию определением закона как договора, как совместного Установления граждан или народа.

Сохранившиеся источники показывают, что некоторые софисты использовали противопоставление законов и природы для критики существующих полисных порядков. Законы, рассуждал Антифонт, искусственны и произвольны, тогда как в природе все происходит само собой, по необходимости. Один из младших софистов Алкидамант заявлял, что “бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом”.

Приведенные высказывания Антифонта и Алкидаманта представляют собой не что иное, как простейшую форму моральной критики привилегий аристократии и свободных граждан. Было бы ошибкой усматривать здесь нечто большее – осуждение рабства, признание естественных прав человека, равенства всех людей и т.п. Политической мысли рабовладельческой демократии не были известны представления о всеобщем равенстве.

В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение преимущественно сторонников демократии вырождается. Преподавательская деятельность софистов все больше ограничивалась областью риторики (искусства красноречия), теории доказательств, логики. Возможностью такого обучения не преминула воспользоваться аристократия. Среди младших софистов были поэтому представители и демократии (Алкидамант, Ликофрон), и аристократического лагеря (Калликл).

Разработку политико-правовых идей демократии в IV в. до н.э. продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали равенство граждан, незыблемость закона как гаранта гражданских прав, защищали права собственников на свое имущество, указывая на положительную роль богатства в государственной жизни, доказывали преимущества демократического строя по сравнению с другими формами государства, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.

8 Нормативизм и теория чистого права в политико-правовых взглядах

Нормативизм - правовая доктрина, рассматривающая право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, как бы в "чистом виде" (отсюда Н. также называют "чистой теорией права").

Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881–1973 гг.). Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время).

Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву. Самая известная его работа – “Чистая теория права”.

Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, а специфически юридическим содержанием права.

Разграничивал две области теоретических знаний – науки о сущем и науки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся естественные науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей. Вторую группу – науки о должном – образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей.

В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория “не отрицает того, что содержание любого позитивного юридического порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении”.

Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для дифференциации права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).

По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив – в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти.

В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды. На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют “общие нормы”, установленные в законодательном порядке или путем обычая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел.

“Согласно основной норме государственного правопорядка, эффективное правительство, которое на основании действенной конституции создает действенные общие и индивидуальные нормы, есть легитимное правительство этого государства”, – писал Кельзен.

В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма показательно, что применение общих норм судебными и административными органами было истолковано им как продолжение правотворческой деятельности государства, как создание индивидуальных нормативных предписаний.

Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым.

Кельзен делил государства на демократические и недемократические. Демократия есть поиск компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства.

Учение Кельзена оказало глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику в странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внимания противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства. С концепциями нормативизма связано также широкое распространение в современном мире идей верховенства международного права над законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля.

Нормативизм шел навстречу запросам современной юридической науки, отвечал потребности в формализации права, вызванной развитием автоматизированных способов обработки нормативного материала.

  1   2   3   4   5


1 История политических и правовых учений как наука, ее содержание и принципы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации